Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выплата выкупных платежей

Отмена выкупных платежей

3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ [32] , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года) [33] , при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета) [34] . В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели — аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности [35] .

Выкупные платежи в России

Выкупные платежи в России производились в рамках выкупной операции, которую осуществляло государство в связи с отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году. С одной стороны, эта реформа называлась самой значительной из «великих реформ» Александра II, с другой, ее называли «половинчатой» и «крепостнической», так как крестьяне, хотя и объявлялись свободными, освобождались без земли.

Выкупная операция

Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе – положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция. Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян.

До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Правила выкупа

По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли. В последнем случае помещик получал только саму ссуду, не имея права рассчитывать на дополнительные платежи. По некоторым данным, они составляли около 25 % и полностью зависели от условий соглашения сторон.

Чтобы определить размер ссуды и выкупных платежей по ней, производилась оценка. Сумма годового оброка, который был установлен в пользу помещика за надел, отведенный в постоянное пользование крестьян, капитализировалась из расчета 6 %, то есть она умножалась на 16 и 2/3. Полученную сумму называли выкупной оценкой. Из нее помещику государство выдавало 80 %, а 20 % выплачивал крестьянин.

Читать еще:  Совокупные процентные платежи

В течение 49,5 года он должен был вносить выкупные платежи равными долями, при этом уплачивая 6 % годовых. В результате получалось, что в общей сумме за землю уплачивалось 294 % выкупной ссуды.

Данные статистики

Самое большое число сделок по выкупу земли было совершено в первые годы после начала реформы. К началу 1864 года к выкупу приступило около 17 % бывших крепостных. На начало 1877 года в тех 39 губерниях, что находились на общем положении, число сделок приближалось к 62 тысячам. Из них по соглашению с помещиками – около 22 тысяч, а по требованию помещиков – около 40 тысяч.

Затем была проведена переоценка земли, в связи с чем по выкупным платежам образовалась недоимка, порядка 17 миллионов рублей. Но, несмотря на это, за первые 20 лет своего проведения выкупная операция принесла прибыли на 40 миллионов рублей. В связи с таким результатом в 1881 году вышел указ о снижении сумм выплат.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения – «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, – 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Результаты понижения

В совокупности общее и специальное понижение по 49 губерниям составило около 11 миллионов рублей, что равнялось в среднем 27 % годовой суммы платежей, существовавшей до проведения этой операции. Но в отдельных губерниях, уездах и селениях этот процент мог сильно отличаться. Так, например, в Херсонской губернии он составил 16 %, а в Олонецкой – 92 %.

Платежи в 25 уездах понизились наполовину и больше в сравнении с прежним окладом. Тогда как в 57 процент понижения не превышал 16. При этом 58 % всей суммы понижения относились к общему, а 42 – к специальному. Что касается суммарного выражения, то оно выглядело следующим образом. Около 6,3 миллиона рублей – в первом случае и около 4,5 – во втором.

В период с 1861 по 1906 годы с бывших крепостных крестьян было взято более 1,6 миллиарда рублей, при этом общий правительственный доход составлял приблизительно 700 миллионов рублей.

Отмена выкупных платежей

По плану, выкуп всей земли должен был закончиться в 1932 году, однако революционные события 1905 года изменили ситуацию. Под их влиянием началась столыпинская аграрная реформа, и выкупам был положен конец. 03.11.1905 г. был выпущен указ об отмене выкупных платежей, в соответствии с которым с 01.01.1906 г. они снижались наполовину, а с 01.01.1907 г. отменялись окончательно.

Такое решение имело большое значение как для правительства, так и для крестьян. Принимая его, государство тем самым отказывалось от значительных поступлений в бюджет, и делалось это в то время, когда в бюджете имелся большой дефицит, который покрывался внешними заимствованиями.

Сначала налоговую льготу получили только крестьяне, позже она распространилась и на других землевладельцев, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Хотя в обязанности крестьян уже не входила уплата выкупных платежей, помещики, перед которыми у государства сохранялись соответствующие обязательства, продолжали получать ренту в размере 4 % в год.

Финансовые итоги отмены

В результате отмены выкупа земли крестьянами вся операция из приносящей большую прибыль бюджету превратилась в убыточную. Так, суммарный ее убыток достиг 386 миллионов рублей. При этом было списано 1 миллиард 674 миллиона рублей долгов, которые подлежали выплате в рассрочку на тех или иных условиях. В эту сумму входит расчет обязательств, рассчитанных на период вплоть до 1955 года. В это время текущие доходы, выпавшие из бюджета, составили около 96 миллионов рублей в год, что равнялось 5,5 % его доходной части.

Отмена выкупных платежей, в общей сложности, являлась большой финансовой жертвой со стороны государства, которая была направлена на решение аграрного вопроса. Все последующие мероприятия правительства уже не носили настолько затратного характера.

Выгода для крестьян

Мероприятие по полной отмене платежей по выкупу земли было более конструктивным, чем аннулирование неустоек по просроченным выплатам, которое ранее производилось неоднократно. Тем самым прямо стимулировались их задержки. Но и данное мероприятие поставило в более выгодное положение те хозяйства и общины, что производили платежи с отсрочками и задержками, чем те, что совершили досрочный выкуп земли.

В итоге данное мероприятие крестьяне восприняли больше как уступку правительства, сделанную им под натиском волнений, произошедших летом 1905 года, чем как полезную субсидию.

Принципиальным последствием отмены выкупных платежей стала потенциальная возможность проведения дальнейшей реформы землевладения. Ранее сельские крестьянские сообщества как коллективные землевладельцы и владельцы подворных участков могли распоряжаться участками довольно свободно, но с одним условием – если их выкуп был завершен. Это было возможно и тогда, когда земля была выкуплена в процессе частной сделки уже после наделения. В противном же случае какие бы то ни было операции с земельными наделами не могли производиться без согласия государства, являвшегося кредитором. С отменой платежей право собственности на землю приобрело новое, улучшенное качество.

Читать еще:  Платежеспособность фирмы это

Выкупная стоимость лизингового имущества

Выкупная стоимость лизингового имущества — цена, которую обязан выплатить лизингополучатель лизингодателю для получения имущества в собственность.

Выкупная цена предусматривается в договоре лизинга. Особенность заключается в том, что возможность выкупа появляется только после полного погашения задолженности перед лизинговой компанией, а точнее — после окончания срока лизинга, оговоренного в документе.

В чём отличие выкупного платежа от регулярных платежей

Чтобы сравнить эти два понятия, лучше показать различия и сходства в таблице:

Порядок определения размера выкупного платежа

Выкупная цена может:

  • Учитываться в ежемесячных лизинговых платежах. В этом случае выкупная цена принимается к учёту до полного погашения задолженности и передачи предмета лизинга в собственность лизингополучателя;
  • Не учитываться в ежемесячных лизинговых платежах. В этом случае выкупная цена вносится отдельным платежом по окончании срока лизинга.

Как оформляется документ

В момент совершения лизинговой сделки необходимо тщательно подойти к вопросу выкупной цены. Здесь имеются 3 основных параметра, подлежащих обязательному учёту:

  • Характеристика выкупного платежа. Важно определить форму выплаты — разово или посредством включения в ежемесячные лизинговые платежи;
  • Срок выплаты. Существуют два варианта. Первый, выкупная цена оплачивается в составе последнего лизингового платежа. Второй — выкупная цена оплачивается после завершения срока лизинга.

Размер выкупного платежа

Для определения размера выкупной цены необходимо учитывать следующее:

  • Размер авансового платежа. Тут определяется финансовая возможность у юридического лица или индивидуального предпринимателя. В большинстве случаев размер аванса не превышает 30% от общей суммы платежей по договору лизинга. Некоторые лизинговые компании практикуют полный отказ от авансового платежа, например, в случае высокой финансовой состоятельности лизингополучателя.
  • На какой срок заключается лизинговый договор. Часто срок лизинга равен сроку полезной эксплуатации предмета лизинга, но не всегда. Многие лизингодатели применяют усреднённое значение, порядка 7-10 лет для недвижимого имущества, и 3-4 года для движимого имущества (автомобили).

Размер выкупной цены, как и авансовый платёж, выбирается лизингополучателем самостоятельно, естественно с подкреплением финансовой состоятельности. Если лизингополучатель планирует выплачивать за лизинговое имущество минимальные ежемесячные платежи, то тогда аванс и выкупной платеж должны быть существенными. Если же наоборот, то аванс и выкупной платеж могут быть минимальными. Все зависит от финансовой возможности и желания клиента.

Пример расчёта выкупного платежа

Рассмотрим пример, когда лизингополучатель решил оплатить выкупную цену за предмет лизинга в конце срока лизинга, определив заранее сумму выкупного платежа.

Предположим, что заключается договор лизинга на автомобиль:

a) Стоимость — 1 500 000 рублей;

b) Срок сделки — 12 месяцев:

c) Лизинговый процент — 12% от стоимости в год;

d) Аванс 20%, то есть 300 тыс. рублей;

e) Выкупная цена 20%, то есть 300 тыс. рублей.

Тогда ежемесячные лизинговые платежи составят 75 тыс. +12% в год за пользование предметом лизинга.

Важно отметить, что к выкупной цене, как и к ежемесячным лизинговым платежам, прибавляется лизинговый процент.

В заключение отметим, какие бывают формы определения выкупного платежа:

1. Размер выкупного платежа указан в договоре лизинга. Такой вариант минимизирует возможность возникновения спорных ситуаций.

2. Размер выкупной цены указывается в дополнительном соглашении (соглашении) к договору лизинга. МинФин РФ выделило отдельные рекомендации специально для таких ситуаций. Документ прикладывается к основному договору лизинга.

3. Выкупная цена не указывается в договоре лизинга. В этом варианте выкупная цена включается в ежемесячные или ежеквартальные лизинговые платежи.

Выкупные платежи

Выкупные платежи – это правительственная операция, предпринятая в Российской Империи в связи с прекращением крепостного права. Главной целью ее являлся переход надельных земельных участков в крестьянскую собственность. До начала этой реформы люди, имея личную свободу, расплачивались за использование помещичьей земли оброком и барщиной. Это были «временнообязанные крестьяне».

Выкупные платежи могли быть использованы вне зависимости от желания помещика. Однако всю сумму, размер которой исчислялся на основании статей Положения, крестьянин должен был нести полностью. Предусматривалась выкупная ссуда. Но она имела место только при приобретении с полевыми угодьями и землями усадебной оседлости. Заключение сделки предполагало прекращение обязательных поземельных отношений между помещиком и крестьянином.

Выкупная операция на деле предполагала, как правило, добровольное взаимное соглашение. Вместе с этим, помещик мог потребовать обязательного проведения этой операции. Однако в этом случае выкупные платежи рассчитывались по ссуде, а помещик терял право на получение дополнительного вознаграждения. Дополнительные суммы полностью зависели от соглашения, заключаемого между помещиком и крестьянином, в связи с этим точные статистические данные по этому поводу отсутствуют. Известно, однако, что размер дополнительной суммы равнялась двадцати-двадцати пяти процентам от ссуды.

Выкупные платежи являлись для крестьянина самым тяжелым видом прямых налогов. Размер выплат зависел от оброка, существовавшего в то время. Однако выкупные платежи были несколько меньше оброчных.

Читать еще:  Платежеспособная потребность в товаре

В нечерноземных губерниях, где более был развит промысел, сумма за землю была несоразмерна с низкой доходностью и ценностью земли. В таких районах помещик выставлял свою землю на выкуп с определенным экономическим расчетом. И даже если он терял дополнительные выплаты, то, в сущности, продавал участок за цену, значительно превышающую его действительную стоимость. Так, к 1877-му году количество сделок по требованию помещика практически в два раза превышало количество сделок по взаимному согласию.

В Положении о выкупе было предусмотрено досрочное и прочие формы погашения. В соответствии с одной из статей (статья 165), можно было вносить выкупные платежи и требовать выдела соответствующего участка сразу. Эта земля становилась частной собственностью крестьянина. Данная статья несколько расшатывала общинный вид землевладения. К концу 19-го столетия значительно возрос выкуп именно по сто шестьдесят пятой статье. Так, до 1882-го года было передано в крестьянскую собственность порядка 47 735 наделов, а спустя пять лет эта цифра увеличилась до 101 413 наделов. Таким образом, к 1887-му году было выкуплено более чем вдвое больше земли и наделов, нежели за предыдущие двадцать лет.

Существовал определенный порядок, в соответствии с которым осуществлялась выкупная оценка для определения платежей и ссуд. Существовал годовой оброк. Он был установлен за отведенный в бессрочное пользование крестьянином надел. Оброк этот получал помещик. Оброчная сумма капитализировалась из шести процентов. Из рассчитанной капитальной суммы восемьдесят процентов (в случае приобретения полного надела крестьянином) или семьдесят пять (если крестьянин приобретал уменьшенный участок) отдавалось помещику.

Из ежегодной шестипроцентной выплаты полпроцента отдавалось правительству на покрытие издержек на организацию и ведение операции, остальные пять с половиной процента уходили на выплату процентов по ценным бумагам, выданным помещику, а также на погашение долга.

Отмена выкупных платежей произошла в 1907-м году, хотя планировалась в 1932-м. Раннее прекращение осуществлений операций было связано с началом столыпинской аграрной реформы, а также с влиянием событий 1905-го года.

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ — в 1861-1906 выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи) . Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в результате Революции 1905-07. Правительство успело изыскать с крестьян свыше 1,6 млрд. рублей, получив ок. 700 млн. рублей дохода.

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 — 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20—25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% — на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882—1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector