Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Введение выкупных платежей

Выкупные платежи в России

Выкупные платежи в России производились в рамках выкупной операции, которую осуществляло государство в связи с отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году. С одной стороны, эта реформа называлась самой значительной из «великих реформ» Александра II, с другой, ее называли «половинчатой» и «крепостнической», так как крестьяне, хотя и объявлялись свободными, освобождались без земли.

Выкупная операция

Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе – положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция. Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян.

До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Правила выкупа

По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли. В последнем случае помещик получал только саму ссуду, не имея права рассчитывать на дополнительные платежи. По некоторым данным, они составляли около 25 % и полностью зависели от условий соглашения сторон.

Чтобы определить размер ссуды и выкупных платежей по ней, производилась оценка. Сумма годового оброка, который был установлен в пользу помещика за надел, отведенный в постоянное пользование крестьян, капитализировалась из расчета 6 %, то есть она умножалась на 16 и 2/3. Полученную сумму называли выкупной оценкой. Из нее помещику государство выдавало 80 %, а 20 % выплачивал крестьянин.

В течение 49,5 года он должен был вносить выкупные платежи равными долями, при этом уплачивая 6 % годовых. В результате получалось, что в общей сумме за землю уплачивалось 294 % выкупной ссуды.

Данные статистики

Самое большое число сделок по выкупу земли было совершено в первые годы после начала реформы. К началу 1864 года к выкупу приступило около 17 % бывших крепостных. На начало 1877 года в тех 39 губерниях, что находились на общем положении, число сделок приближалось к 62 тысячам. Из них по соглашению с помещиками – около 22 тысяч, а по требованию помещиков – около 40 тысяч.

Затем была проведена переоценка земли, в связи с чем по выкупным платежам образовалась недоимка, порядка 17 миллионов рублей. Но, несмотря на это, за первые 20 лет своего проведения выкупная операция принесла прибыли на 40 миллионов рублей. В связи с таким результатом в 1881 году вышел указ о снижении сумм выплат.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения – «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, – 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Результаты понижения

В совокупности общее и специальное понижение по 49 губерниям составило около 11 миллионов рублей, что равнялось в среднем 27 % годовой суммы платежей, существовавшей до проведения этой операции. Но в отдельных губерниях, уездах и селениях этот процент мог сильно отличаться. Так, например, в Херсонской губернии он составил 16 %, а в Олонецкой – 92 %.

Платежи в 25 уездах понизились наполовину и больше в сравнении с прежним окладом. Тогда как в 57 процент понижения не превышал 16. При этом 58 % всей суммы понижения относились к общему, а 42 – к специальному. Что касается суммарного выражения, то оно выглядело следующим образом. Около 6,3 миллиона рублей – в первом случае и около 4,5 – во втором.

В период с 1861 по 1906 годы с бывших крепостных крестьян было взято более 1,6 миллиарда рублей, при этом общий правительственный доход составлял приблизительно 700 миллионов рублей.

Отмена выкупных платежей

По плану, выкуп всей земли должен был закончиться в 1932 году, однако революционные события 1905 года изменили ситуацию. Под их влиянием началась столыпинская аграрная реформа, и выкупам был положен конец. 03.11.1905 г. был выпущен указ об отмене выкупных платежей, в соответствии с которым с 01.01.1906 г. они снижались наполовину, а с 01.01.1907 г. отменялись окончательно.

Такое решение имело большое значение как для правительства, так и для крестьян. Принимая его, государство тем самым отказывалось от значительных поступлений в бюджет, и делалось это в то время, когда в бюджете имелся большой дефицит, который покрывался внешними заимствованиями.

Сначала налоговую льготу получили только крестьяне, позже она распространилась и на других землевладельцев, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Хотя в обязанности крестьян уже не входила уплата выкупных платежей, помещики, перед которыми у государства сохранялись соответствующие обязательства, продолжали получать ренту в размере 4 % в год.

Финансовые итоги отмены

В результате отмены выкупа земли крестьянами вся операция из приносящей большую прибыль бюджету превратилась в убыточную. Так, суммарный ее убыток достиг 386 миллионов рублей. При этом было списано 1 миллиард 674 миллиона рублей долгов, которые подлежали выплате в рассрочку на тех или иных условиях. В эту сумму входит расчет обязательств, рассчитанных на период вплоть до 1955 года. В это время текущие доходы, выпавшие из бюджета, составили около 96 миллионов рублей в год, что равнялось 5,5 % его доходной части.

Отмена выкупных платежей, в общей сложности, являлась большой финансовой жертвой со стороны государства, которая была направлена на решение аграрного вопроса. Все последующие мероприятия правительства уже не носили настолько затратного характера.

Выгода для крестьян

Мероприятие по полной отмене платежей по выкупу земли было более конструктивным, чем аннулирование неустоек по просроченным выплатам, которое ранее производилось неоднократно. Тем самым прямо стимулировались их задержки. Но и данное мероприятие поставило в более выгодное положение те хозяйства и общины, что производили платежи с отсрочками и задержками, чем те, что совершили досрочный выкуп земли.

В итоге данное мероприятие крестьяне восприняли больше как уступку правительства, сделанную им под натиском волнений, произошедших летом 1905 года, чем как полезную субсидию.

Принципиальным последствием отмены выкупных платежей стала потенциальная возможность проведения дальнейшей реформы землевладения. Ранее сельские крестьянские сообщества как коллективные землевладельцы и владельцы подворных участков могли распоряжаться участками довольно свободно, но с одним условием – если их выкуп был завершен. Это было возможно и тогда, когда земля была выкуплена в процессе частной сделки уже после наделения. В противном же случае какие бы то ни было операции с земельными наделами не могли производиться без согласия государства, являвшегося кредитором. С отменой платежей право собственности на землю приобрело новое, улучшенное качество.

Читать еще:  Текущая и перспективная платежеспособность

Выкупная операция 1861-1907 гг

Теперь собственно о земельной реформе — то есть об условиях передачи земли крестьянам:

По умоланию, крестьяне получали в пользование приусадебные участки, а община — определенный законом надел из помещичьих земель — тоже в польование. Помещик сохранял право собственности на эти земли, а крестьяне были обязаны оплачивать пользование землей оброком или барщиной — то есть в первом приближении сохранялся дореформенный статус кво (это так называемые «временнообязанные крестьяне»).

Обязательства перед помещиком прекращались в случае выкупа земли: возможностей выкупа было несколько — были способы сделать это индивидуально, но основной формой было заключение выкупной сделки сельской общиной: и вот это операция весьма любопытная: во-первых — для выкупа была необходима оценка земли — она осуществлялась из расчета доходности 6% как эквивалента текущих оброчных платежей (то есть если помещик имеет 6 тыс. рублей оброка в год, то земля оценивается в 100 тыс рублей).

Выкуп мог совершаться либо по взаимному согласию помещиков и общины, либо по требованию помещика в одностороннем порядке. Правила выкупа были такие — 75-80% выкупной стоимости оплачивало помещику государство ценными бумагами с доходностью 5% сроком на 49 лет. 20-25% помещик получал по соглашению с крестьянами. Обычно эта сумма выплачивалась в рассрочку в течение 3-10 лет, часто — отработками — как я понимаю, в реальности она могла быть и меньше — как получится. Если выкуп производился по одностороннему требованию помещика, он лишался права требовать эти самые 20-25%. Крестьяне выплачивали ссуду государству равными долями по 6% от ее суммы ежегодно.

Община несла солидарную ответственность по долгам, но только «непроизводственным» имуществом. Фискальная функция видимо была основной причиной учреждения общины. Выкуп по инициативе помещика был преобладающей формой, несмотря на ее вроде бы меньшую выгодность — одна из причин на то была простая — помещикам были нужны деньги, а государство приостановило выдачу кредитов под залог земель. Так же стоит отметить, что на момент реформы помещиками было заложено 2/3 (65.5%) душ, а их долги государству составляли 425.5 млн руб (при общем объеме выкупных ссуд в районе 900 млн руб) — что заметно облегчало реформу.

При выкупе 315 млн рублей долга были переоформлены в долг крестьянских хозяйств в счет выкупных платежей, а остальное помещики выплатили (или не выплатили) сами. В основном все. В 1881 невыкупленные земли были выкуплены принудительно. Выкуп был закончен досрочно указом 5 ноября 1905 года (понятно по каким поводам), в соответствии с которым выкупные платежи прекращались с 1 января 1907 года (распространенное мнение, связывающее это со столыпинской реформой неверно). По фактам в основном все.

Во-первых — из планово-убыточной операции правительство ухитрилось не вложив ни копейки денег (кроме как в начале для покрытия кассового разрыва), сделать довольно прибыльный бизнес —
По состоянию на 1881 год несмотря на 16-17 млн недоимок, чистый профит составил 40 млн ры.

Во-вторых — еще одной из причин распространенности принудительного выкупа был метод оценки: на плохих землях крестьяне довольно часто уходили на заработки и расчитанная от оброка стоимость там заметно превышала реальную стоимость земли. Так что мнение о «грабительском» характере реформы имеют под собой серьезные основания.

В-третьих — именно реформа создала и закрепила сельскую общину в ее предреволюционном виде (столыпинская реформа была половинчатой и значительного влияния на разрушение общины оказать не успела) и создала и проблемы с эффективностью с/х и направила остроту земельного вопроса против власти и землевладельцев.

Короче говоря — imho именно этой реформой (а именно проявленной фискальной жадностью и стремлением наилучшим образом обеспечить поместное дворянство) правительство заложило под себя хорошую бомбу, которая и рванула в 1917.

Upd: тут мне подсказывают, что затея с общиной была опробована чуть раньше (в 1838 году) на государственных крестьянах.

Upd2: По поводу «бомбы» — поясню тезис: популярная (и правильная) аргументация, что к 1917 году помещичье землевладение уже не играло серьезной роли, никак не отменяет того факта, что при наличии поместья имеются отношения «арендаторы-землевладелец» — а они всегда конфликтные. Но при этом вместо сравнительно разрозненной массы, арендаторы самим же государством организованы в юридически оформленную организацию — своего рода аналог профсоюза.

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ — в 1861-1906 выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи) . Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в результате Революции 1905-07. Правительство успело изыскать с крестьян свыше 1,6 млрд. рублей, получив ок. 700 млн. рублей дохода.

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 — 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20—25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% — на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882—1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Читать еще:  Расчеты платежными поручениями шпаргалка

О ВЫКУПНЫХ ПЛАТЕЖАХ;

Статьи 113–125

Статьи регламентируют порядок погашения крестьянами выкупной ссуды казне и выплату процентов по этой ссуде. Крестьяне ежегодно в течение 49 лет обязаны были вносить выкупные платежи в виде процентов по ссуде. Кроме того, им нужно было погашать и саму ссуду. Выплата в течение длительного срока феодальных по существу платежей – важный показатель крепостнического, грабительского характера реформы 1861 года. Рыночная стоимость всех надельных земель временнообязанных крестьян по ценам 1854–1858 гг. составляла 543 млн. руб., а по ценам 1863–1872 гг. – 648 млн. руб. 36 [См.: Лосицкий А. Е. Выкупная операция. СПб., 1906, с. 38–39]. Выкупная же сумма была установлена в размере 867 млн. руб., т. е. она превосходила стоимость надельной земли на 59% по ценам 1854–1858 гг. и на 33% – по ценам 1863–1873 гг. Несоответствие выкупной суммы и рыночной цены особенно резко проявилось в нечерноземных губерниях. Там выкупная сумма превосходила рыночную стоимость земли на 121% по ценам 1854–1858 гг. и на 90% по ценам 1863–1872 годов 37 [См. там же]. Аналогичное положение наблюдалось в некоторых степных многоземельных губерниях, где, как пишет автор капитального исследования о выкупной операции П. Л. Кованько, «земли были обильны и дешевы, а выкупные платежи были определены так высоко, что крестьяне, как только помещики настаивали на выкупе, бросали земли и разбегались» 38 [Кованько П. Л. Реформа 19 февраля 1861 года и ее последствия с финансовой точки зрения (Выкупная операция 1861–1907 гг.). Киев, 1914, с. 200].

Из назначенной за крестьянский надел общей выкупной суммы в 867 млн. руб. выкупная ссуда правительства составляла, как мы видели, 75–80%, т. е. в пределах 650–693 млн. руб. Но за 49 лет крестьяне должны были уплатить казне выкупную ссуду и проценты по ней на сумму свыше двух миллиардов рублей. Это более чем в три раза превышало размер ссуды, предоставленной правительством крестьянам.

В обстановке революции 1905–1907 гг. и под влиянием мощного аграрного движения правительство издает 3 ноября 1905 г. манифест о прекращении с 1 января 1907 г. взимания» выкупных платежей с крестьян 39 [ПСЗ 3-е, т. XXV, № 26871]. К. этому времени помещичьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс. руб. выкупных платежей и все еще оставались должны примерно около полумиллиарда рублей. Кроме того, крестьяне в период своего временнообязанного положения заплатили самим помещикам в виде оброчных платежей 527 млн. руб. Итого казне и непосредственно помещикам крестьяне заплатили более двух миллиардов рублей 40 [См.: Малов Н. К. К вопросу о размере выкупных платежей (бывших помещичьих крестьян). – Вестник статистики, 1959, № 12, с. 43]. Здесь еще не учтены дополнительные (20– 25% от выкупной суммы) платежи крестьян помещикам (данные о них по выкупным сделкам еще не подсчитаны), стоимость барских работ, переплаты по завышенной кабальной аренде земель у помещиков. Такова цена, которую заплатили крестьяне за свою свободу и за урезанные наделы.

Указанные в ст. 115 льготы преследовали цель стимулировать досрочное погашение выкупных платежей. На практике досрочное погашение платежей по выкупу было незначительным: оно составило к моменту отмены выкупных платежей (к 1907 году) всего 22 155 тыс. руб. (3,3% к выкупной ссуде). Это были взносы богатых крестьян, которые стремились (и имели к тому материальную возможность) поскорей развязаться с этой феодальной данью и вести предпринимательское хозяйство.

Сбор выкупных платежей возлагался на сельское крестьянское управление и являлся одной из важнейших его функций, что подчеркивает фискально-полицейский характер этого управления (ст. 119).

Статьи 126–139

Вследствие несоразмерности выкупных платежей ценности и доходности крестьянских наделов недоимочность крестьян по этим платежам была неизбежной. Это прекрасно понимало и само правительство, исходя также из опыта выколачивания подушных, мирских и прочих налогов и взносов с крестьян. Поэтому данные статьи Положения содержат детально разработанную систему мер для обеспечения исправной уплаты крестьянами выкупных платежей, особенно мер взыскания для выколачивания недоимки по платежам.

Статья 126 устанавливает приоритет взыскания выкупных платежей перед выплатой частных и прочих долгов крестьянами.

Статья 127 устанавливает по принципу круговой поруки ответственность всего сельского общества за каждого из своих недоимщиков, предоставляя сельскому обществу в свою очередь право (а точнее, понуждая его) принимать разнообразные меры воздействия на недоимщика, указанные в пунктах 1–6 данной статьи, вплоть до отобрания у него надела. Характерно, что многие из них (такие, как отобрание у крестьянина в счет погашения недоимки его заработка, скота, домашнего имущества, принудительная отдача самого недоимщика или членов его семьи по контракту в работу и пр.) напоминают те меры, которые в крепостное время применяли помещики к неисправным плательщикам оброка. При этом никакие обстоятельства, явившиеся причинами недоимок, кроме стихийных бедствий, во внимание не принимались (ст. 130). Круговая порука не применялась в том случае, когда надел был приобретен не всем обществом, а отдельными его домохозяевами на правах участкового, или подворного, землевладения (ст. 131). В остальном по отношению к ним для погашения недоимки по выкупным платежам применялись волостным начальством, по представлению сельского общества, те же меры взыскания, что и к крестьянам-общинникам (ст. 134). При этом если в первом случае (у крестьян-общинников) сельское общество у недоимщика отбирало надел, который включался в общинное землевладение, то во втором надел продавался с торгов (ст. 135–139).

Установленные данным Положением меры к обеспечению исправной уплаты крестьянами выкупных платежей оказались малоэффективными, равно как и меры по взысканию недоимок по платежам. Крайняя недостаточность наделов и непосильность самих выкупных платежей, несоразмерных крестьянским доходам, явились главными причинами растущего накопления недоимок по выкупным платежам. Об этом откровенно писали в своих годовых отчетах губернаторы. Так, казанский губернатор сообщил в 1875 году: «Причиною накопления недоимок сказывается несоразмерность платимых крестьянами повинностей с достоинством отведенного им надела» 41 [ЦГИА СССР, ф. 1181, оп. 1, т. XV. Опись дел, не вошедших в контрольные реестры, д. 26, л. 189]. Калужский губернатор писал в своем отчете за 1877 год: «Вообще взыскание выкупных платежей сравнительно с другими подушными окладами, за немногими исключениями, представляется все более и более затруднительным; наделы в большинстве случаев далеко не обеспечивают суммы лежащего на них (на крестьянах. – Авт.) выкупного долга» 42 [Там же, д. 27, л. 92]. На непосильные выкупные платежи как на одну из главных причин накопления недоимок и разорения крестьян указывали и тогдашние экономисты. «Выкупные платежи, – писал Л. В. Ходский, – не соответствовавшие не только ценности и доходности земли, но и часто несоразмерные и с общими платежными силами бывших помещичьих крестьян, не могли не отразиться на крестьянском хозяйстве в смысле его расстройства, что, в частности, вызвало накопление недоимок по выкупным платежам, превышающих в некоторых губерниях размер годового оклада» 43 [Ходский Л. В. Земля и земледелец. Экономическое и статистическое исследование, т. 2. СПб., 1891, с. 52].

Недоимочность по выкупным платежам возникла уже с самого начала проведения выкупной операции. В 1863 году при годовом окладе 2,6 млн. руб. выкупных платежей поступило лишь 1,4 млн. (около 54%), недоимка составила 46% по отношению к годовой сумме платежей. К 1882 году она возросла до 82%. Особенно велики были недоимки в нечерноземных и поволжских губерниях, где они превышали годовой оклад в полтора – два раза (например, в Московской – 113% к годовому окладу, в Новгородской– 173%, Олонецкой – 142%, Оренбургской – 106%, Самарской – 163%, Псковской – 107%, в Смоленской – свыше 220%, в Уфимской и Черниговской – 148%) 44 [См.: Кованько П. Л. Указ. соч. Приложения, табл.4, с. 54; ЦГИА СССР, ф. 1181, оп. 1, т. XV, д. 104, ч. 1. Сведения об окладах и недоимках выкупных платежей с крестьян-собственников, бывших помещичьих, за время с 1871 по 1880 годы, л. 174–186]. В отдельных селениях недоимочность по выкупным платежам превышала годовой оклад сборов в четыре, пять и более раз. Для взыскания недоимок применялись самые суровые меры: опись и продажа необходимого крестьянам скота, инвентаря и даже домашней утвари. «Под давлением губернаторов началась вакханалия борьбы не только против неисправных плательщиков, но и против сельских обществ, к которым они принадлежали, – пишет Н. М. Дружинин. – Недоимщиков подвергали телесным наказаниям, заставляли их принудительно работать вне своего хозяйства, у подворных владельцев продавали принадлежавшие им наделы, широко применяли продажу движимого имущества – не только «предметов роскоши» вроде праздничных сарафанов или гитар и балалаек, но и самых необходимых предметов одежды, хозяйственной утвари, и – что было особенно тяжело для крестьянина – живого и мертвого инвентаря. Усердие полиции не знало пределов в выколачивании выкупных платежей и других сборов. Самим министром финансов (Рейтерном. – Авт.) было признано, «что в некоторых губерниях на пополнение недоимок продавалось последнее движимое имущество крестьян, как-то: коровы, лошади, одежда, обувь и даже жилые дома» 45 [Дружинин Н. М. Указ. соч., с. 78].

Читать еще:  Активный и пассивный платежный баланс

В конце концов эти строгие меры взыскания приводили к обратным результатам: разоряя крестьян, они еще более способствовали дальнейшему накоплению недоимок, что заставило Министерство внутренних дел в циркуляре от 10 декабря 1868 г. обратиться к местным властям с разъяснением: «Крайняя мера взыскания недоимок продажею крестьянского имущества при неосмотрительном применении оной не только не приносит пользы, а, напротив, разоряет крестьян» 46 [Цит. по: Дружинин Н. М. Указ. соч., с. 78]. Ответом крестьян на непосильные поборы, как устанавливает академик Н. М. Дружинин, были отказы от земли, массовые попытки самовольных переселений и открытые заявления о невозможности вносить выкупные платежи 47 [См. там же, с. 79–80].

В конце 1870-х годов в связи с ростом крестьянской недоимочности по выкупным платежам, принявшей уже катастрофические размеры, очевидной невозможностью выколотить недоимку даже крутыми мерами в обстановке сложившейся в стране новой революционной ситуации, правительство, наряду с решением о переводе крестьян на обязательный выкуп, вынуждено было пойти и на снижение выкупных платежей и сложение с крестьян недоимок по ним. По закону от 28 декабря 1881 г. выкупные платежи понижались: в великороссийских губерниях на 16% и в малороссийских – на 1 руб. с крестьянского надела 48 [ПСЗ 3-е, т. I, № 576]. Общий размер понижения выкупных платежей составил 12 млн. руб. (примерно 27% годового оклада). Вместе с тем были приняты меры к тому, чтобы понижение выкупных платежей не ущемило финансовые интересы помещиков. 15 мая 1883 г. был издан указ «О мерах к облегчению дворянам-землевладельцам перехода, по имениям их, крестьян в разряд собственников» 49 [ПСЗ 3-е, т. III, № 1584]. По этому указу удельный вес правительственной ссуды (по отношению к выкупной сумме) помещикам при переходе их крестьян на выкуп увеличивался с 75–80% до 85%. Недоимок по выкупным платежам с крестьян было сложено 16 млн. руб. Несмотря на некоторое понижение выкупных платежей и сложение недоимок, последние продолжали накапливаться. К 1895 году (когда полностью завершился перевод на выкуп помещичьих крестьян) недоимки по выкупным платежам составили около 30 млн. руб., к 1901 году – уже 40 млн. руб., к 1903 году – 42 млн. руб. В течение 1904–1905 годов пришлось сложить еще 40,8 млн. руб. выкупных недоимок, и все же к моменту отмены выкупных платежей (на 1 января 1907 г.) за крестьянами продолжало числиться 22,7 млн. руб. недоимки 50 [См.: Кованько П. Л. Указ. соч. Приложения, табл. 4, с. 54].

Выкупные платежи

Выкупные платежи – это правительственная операция, предпринятая в Российской Империи в связи с прекращением крепостного права. Главной целью ее являлся переход надельных земельных участков в крестьянскую собственность. До начала этой реформы люди, имея личную свободу, расплачивались за использование помещичьей земли оброком и барщиной. Это были «временнообязанные крестьяне».

Выкупные платежи могли быть использованы вне зависимости от желания помещика. Однако всю сумму, размер которой исчислялся на основании статей Положения, крестьянин должен был нести полностью. Предусматривалась выкупная ссуда. Но она имела место только при приобретении с полевыми угодьями и землями усадебной оседлости. Заключение сделки предполагало прекращение обязательных поземельных отношений между помещиком и крестьянином.

Выкупная операция на деле предполагала, как правило, добровольное взаимное соглашение. Вместе с этим, помещик мог потребовать обязательного проведения этой операции. Однако в этом случае выкупные платежи рассчитывались по ссуде, а помещик терял право на получение дополнительного вознаграждения. Дополнительные суммы полностью зависели от соглашения, заключаемого между помещиком и крестьянином, в связи с этим точные статистические данные по этому поводу отсутствуют. Известно, однако, что размер дополнительной суммы равнялась двадцати-двадцати пяти процентам от ссуды.

Выкупные платежи являлись для крестьянина самым тяжелым видом прямых налогов. Размер выплат зависел от оброка, существовавшего в то время. Однако выкупные платежи были несколько меньше оброчных.

В нечерноземных губерниях, где более был развит промысел, сумма за землю была несоразмерна с низкой доходностью и ценностью земли. В таких районах помещик выставлял свою землю на выкуп с определенным экономическим расчетом. И даже если он терял дополнительные выплаты, то, в сущности, продавал участок за цену, значительно превышающую его действительную стоимость. Так, к 1877-му году количество сделок по требованию помещика практически в два раза превышало количество сделок по взаимному согласию.

В Положении о выкупе было предусмотрено досрочное и прочие формы погашения. В соответствии с одной из статей (статья 165), можно было вносить выкупные платежи и требовать выдела соответствующего участка сразу. Эта земля становилась частной собственностью крестьянина. Данная статья несколько расшатывала общинный вид землевладения. К концу 19-го столетия значительно возрос выкуп именно по сто шестьдесят пятой статье. Так, до 1882-го года было передано в крестьянскую собственность порядка 47 735 наделов, а спустя пять лет эта цифра увеличилась до 101 413 наделов. Таким образом, к 1887-му году было выкуплено более чем вдвое больше земли и наделов, нежели за предыдущие двадцать лет.

Существовал определенный порядок, в соответствии с которым осуществлялась выкупная оценка для определения платежей и ссуд. Существовал годовой оброк. Он был установлен за отведенный в бессрочное пользование крестьянином надел. Оброк этот получал помещик. Оброчная сумма капитализировалась из шести процентов. Из рассчитанной капитальной суммы восемьдесят процентов (в случае приобретения полного надела крестьянином) или семьдесят пять (если крестьянин приобретал уменьшенный участок) отдавалось помещику.

Из ежегодной шестипроцентной выплаты полпроцента отдавалось правительству на покрытие издержек на организацию и ведение операции, остальные пять с половиной процента уходили на выплату процентов по ценным бумагам, выданным помещику, а также на погашение долга.

Отмена выкупных платежей произошла в 1907-м году, хотя планировалась в 1932-м. Раннее прекращение осуществлений операций было связано с началом столыпинской аграрной реформы, а также с влиянием событий 1905-го года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector