Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Требования по обязательным платежам

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

Информация об изменениях:

вред, причиненный имущественным правам кредиторов , — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба

Порядок уплаты обязательных платежей в процедуре банкротства

«Юридическая работа в кредитной организации», 2005, N 4

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) установил особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. Законом введены определенные ограничения общеустановленных требований к исполнению по уплате обязательных платежей. В ст. 2 Закона обязательные платежи определены как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 63 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступает целый ряд последствий, в частности: требования кредиторов об уплате обязательных платежей, срок которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику (здесь и далее речь будет идти только об обязательных платежах).

Согласно ст. 81 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления также наступают определенные последствия, а именно: требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом.

В стадии внешнего управления (ст. 94 Закона) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Мораторий распространяется на обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В соответствии со ст. 95 Закона текущие обязательства в период внешнего управления не подпадают под действие моратория.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Читать еще:  Схема платежного баланса

Из приведенных выше положений следует, что в процедурах банкротства ограничения по уплате обязательных платежей касаются только обязательных платежей, срок уплаты которых наступил по состоянию на дату принятия арбитражным судом определения о введении той или иной стадии процедуры банкротства. Требования об исполнении именно таких обязательных платежей подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом.

Обязательные платежи, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок уплаты которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона являются текущими платежами. В ст. 134 Закона перечислены текущие обязательства, в числе которых названы и требования кредиторов, возникших в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства (абз. 4 п. 1). При этом тем же п. 1 установлено, что текущие платежи исполняются вне очереди за счет конкурсной массы. Это означает, что платежи кредиторам по данным требованиям осуществляются перед тем, как получат удовлетворение кредиторы по другим требованиям в рамках процедуры банкротства и по правилам, предусмотренным Законом. Согласно п. 3 этой же статьи очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил следующее: «Согласно пунктам 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве».

В п. 4 указанного Постановления отмечено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  1. Требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, предъявляются к должнику только в порядке, установленном Законом. Иными словами, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, их требования могут быть удовлетворены только в соответствии с нормами Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Требования об уплате обязательных платежей, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, — так называемых текущих платежей, — удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в общеустановленном порядке.

Итак, все обязательства должника разделяются на две группы: подлежащие включению в реестр кредиторов и текущие. Для первых в процедурах банкротства установлено особое правовое регулирование. Вторые подлежат исполнению в обычном порядке с учетом ограничений, определенных Законом для отдельных процедур.

Подтверждением этого вывода является судебная практика.

Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2005 N Ф08-6259/2004-15А оставлено без изменения решение арбитражного суда по иску ЗАО к налоговой инспекции о признании недействительным решения налоговой инспекции о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика, принятого в обеспечение решения о взыскании задолженности по налогу и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах банка. Суд в решении указал, что решение от 11.02.2004 N 7 является обоснованным, поскольку деятельность организации, в отношении которой возбуждается процедура наблюдения, продолжается в обычном порядке и организация обязана выполнять свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил после введения процедуры наблюдения. В отношении заявителя Определением Арбитражного суда от 27.11.2003 возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом) и введена процедура наблюдения.

Требованием от 26.01.2004 N 53 налоговая инспекция предложила обществу уплатить текущий платеж — единый сельскохозяйственный налог и пени, срок уплаты которого истек 20.01.2004. Общество не исполнило требование, поэтому налоговый орган принял решение от 11.02.2004 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его расчетном счете. В обеспечение названного решения инспекция приняла решение от 11.02.2004 N 7 о приостановлении всех расходных операций по счету налогоплательщика.

Признавая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, суд кассационной инстанции сослался на п. 4 вышеупомянутого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». (Напомним, что в нем разъясняется, что требования налоговых органов по обязательным платежам (текущим платежам), возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.)

Таким образом, суд признал, что налоговый орган совершенно правомерно воспользовался своими правами, предусмотренными ст. ст. 46 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) о принудительном взыскании обязательного платежа, срок уплаты которого возник после введения процедуры наблюдения, то есть правомерно предъявил свои требования в общеустановленном порядке, а не в рамках процедуры банкротства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2005 N А74-2809/03-К1-Ф02-51/05-С2 сделан вывод, что нарушение налогового законодательства по текущим платежам на этапе конкурсного производства является основанием для применения мер ответственности, предусмотренной НК РФ, и не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, принимая Постановление N Ф04-1758/2005(10004-А27-19) от 07.04.2005 об оставлении без изменения решения суда первой инстанции по иску налоговой инспекции к ОАО о взыскании налоговых санкций, руководствовался п. 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и довод, изложенный обществом в кассационной жалобе о том, что требование о взыскании налоговых санкций не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пп. 1 ст. 98 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», счел необоснованным.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа также считает правомерным обращение налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций исходя из следующего. В силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сумма штрафов и иных санкций подлежит удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.

Для включения указанного требования в реестр требований кредиторов оно должно быть установлено в определенном законом порядке. Размер денежного обязательства по требованию кредитора считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или в иных предусмотренных данным законом случаях.

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, следовательно, требование налогового органа о взыскании налоговой санкции должно быть подтверждено в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения об их принудительном взыскании с должника. Включение взыскиваемой по данному спору суммы штрафа в реестр требований кредиторов производится только на основании соответствующего судебного акта (см. Постановление от 23.03.2005 N Ф04-1622/2005(9563-А45-23).

Эта же позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2005 N 3620/05: «. рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника».

Необходимо отметить, что в практике арбитражных судов до принятия Высшим Арбитражным Судом РФ Постановления от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» имела место совершенно противоположная точка зрения. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2004 N А05-5203/04-9 обращено внимание на то, что в силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налоговые инспекции не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, что долг по уплате налоговой санкции, возникший после введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, является текущей задолженностью и требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пп. 6 п. 1 ст. 126 и пп. 4 п. 1 ст. 124 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов

Юлия Викторовна ЛИТОВЦЕВА, судья Арбитражного суда Калужской области

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» можно оценить как важную ступень в реализации конституционного принципа экономических отношений, заключающегося в равной защите всех форм собственности.

Особенно наглядно это проявилось в положениях названного Закона, которыми регулируется очередность удовлетворения требований кредиторов. Как известно, ранее действовавший ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривал пять очередей требований кредиторов. Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, относившиеся к четвертой очереди, удовлетворялись преимущественно перед требованиями конкурсных кредиторов пятой очереди.

Новый Закон предусматривает три очереди требований кредиторов, в том числе:
первая очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;
вторая очередь — выходные пособия и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения по авторским договорам;
третья очередь — требования других кредиторов.

Тем самым, обеспечена равная защита требований по обязательным платежам, иными словами, требований государства, и требований конкурсных кредиторов.

Прежде чем приступить к анализу порядка удовлетворения требований кредиторов названных очередей, следует остановиться на изменениях в перечне и порядке удовлетворения внеочередных требований.

Перечень внеочередных расходов, предусмотренный прежним ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», — судебные расходы, расходы по выплате вознаграждения арбитражным управляющим, текущие и эксплуатационные платежи должника — дополнен новыми видами:

  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения реестродержателю;
  • расходы на проведение мероприятий по недопущению техногенных и экологических катастроф либо гибели людей в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой такие последствия.
Читать еще:  Выкупные платежи год

К числу судебных расходов отнесены расходы на опубликование сообщений, предусмотренных ст. 28 и 54 Закона.
Следует отметить, что перечень расходов конкурсного производства, относящихся к внеочередным, не является исчерпывающим.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 № 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ ст. 56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом. В этой связи новым Законом в период, в течение которого возникающие требования кредиторов относятся к внеочередным, включен период с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до введения процедуры наблюдения.
Законодатель счел необходимым особо оговорить, что задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, также относится к внеочередным расходам.

Впервые в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. предусмотрено, что очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ, т. е. в календарной очередности. При недостаточности денежных средств на расчетном счете должника списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь удовлетворение других денежных требований.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Новым Законом разрешен вопрос об удержаниях из заработной платы, часто вызывавший споры между должником и, например, профсоюзными органами. Ранее этот вопрос был разъяснен Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.06.2001 № 64. В соответствии с п. 5 ст. 134 Закона при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральными законами.

Перечень требований первой очереди дополнен требованиями, связанными с компенсацией морального вреда. Данные требования удовлетворяются в размере, установленном судебным актом. Учитывая отсутствие каких-либо оговорок, следует полагать, что к таковым относятся требования по возмещению морального вреда, возникшего из любых правоотношений в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Помимо перечисленных в ст. 150 ГК РФ и подлежащих защите нематериальных благ, речь может идти о компенсации морального вреда в случаях, предусмотренных законами, в том числе Законом РФ «О защите прав потребителей», Трудовым кодексом, КоАП, УПК, Семейным кодексом.

Важные изменения внесены новым Законом в порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди. Если ранее суммы, не выплаченные лицам, работающим по трудовому договору, до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включались в общую сумму задолженности перед кредиторами второй очереди, то теперь они отнесены к текущим требованиям.

В соответствии со ст. 137 Закона требования кредиторов третьей очереди включают в себя требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Внутри третьей очереди предусмотрен особый порядок удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Названные требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Как указано в ст. 134, 138 Закона, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

В этой связи арбитражным управляющим необходимо будет вести раздельный учет обязательств перед кредиторами первой и второй очереди в период до и после заключения каждого договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
Таким образом, в рамках процедуры банкротства, осуществляемой по новому Закону, кредиторы, требования которых обеспечены залогом, утратили существенную часть своих привилегий по сравнению с прежним ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку ранее их требования погашались в преимущественном порядке за счет реализации не только предмета залога, но и любого другого имущества должника (п. 3 ст. 109).
Впервые ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. урегулирован вопрос об определении состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте. В соответствии со ст. 4 Закона они определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком РФ на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

Новым Законом закреплена возможность погашения требований кредиторов путем перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора или (при невозможности такого способа погашения) внесения денежных средств конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника.

Немало разногласий возникало в судебной практике в связи с рассмотрением требований кредиторов, заявленных после закрытия реестра. На мой взгляд, в новом Законе данный вопрос урегулирован более определенно. В соответствии с п. 4 ст. 142 Закона такие требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника.

Статьей 142 Закона подробно урегулирован порядок удовлетворения требований кредиторов каждой очереди, заявленных после закрытия реестра или возникших в период конкурсного производства. Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди погашение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.
В случае, если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их погашение.

Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), подлежат удовлетворению в аналогичном порядке.

Дополнительной гарантией реализации прав кредиторов, чьи требования не были признаны конкурсным управляющим и рассматриваются в арбитражном суде на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди, является положение Закона, в соответствии с которым конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований таких кредиторов.

Требования кредиторов третьей очереди, заявленные в надлежащий срок, но установленные арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди, подлежат удовлетворению в размере, предусмотренном для погашения требований кредиторов третьей очереди.

Новым Законом урегулированы различные способы прекращения обязательств, предусмотренные ГК РФ, в процессе конкурсного производства. Так, в качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается лишь при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном возможно только в случае согласования данного соглашения с собранием (комитетом) кредиторов. Закон содержит запрет на прекращение обязательств должника путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве.

Фактически Законом введен новый способ прекращения обязательств. Так, погашенными считаются требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Безусловно, в процессе применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. выяснится немало вопросов, требующих разъяснений, но нельзя не признать того обстоятельства, что он содержит более понятный, подробно регламентированный порядок удовлетворения требований кредиторов.

Взыскание текущих платежей при банкротстве юрлица и порядок погашения требований по таким платежам

Текущие платежи в процессе банкротства отличаются от рядовых требований порядком предъявления и погашения.

Порядок предъявления требований кредиторов и их погашения происходит с учетом статуса кредиторов, который прописан в ст. 5 127-ФЗ о банкротстве.

Что такое текущие платежи при банкротстве юрлица

На основании п. 1 ст. 5 127-ФЗ к текущим платежам можно отнести ряд денежных требований, дата возникновения которых приходится на период после открытия процесса о финансовой несостоятельности юрлица.

Исходя из указанного определения, а также перечня требований, которые допускается предъявлять в процессе банкротства, к текущим платежам относят:

  1. Денежные требования, возникшие из гражданско-правовых сделок на основании ст. 2 127-ФЗ (например, договоров кредитования, договоров поставки, договоров купли-продажи и пр.).
  2. Требования о выплатах выходного пособия и оплате труда работников или бывших сотрудников юрлица.
  3. Обязательные платежи, включая налоги в бюджеты всех уровней, а также сборы во внебюджетные фонды на пенсионное и социальное страхование работников.

В отношении тех обязательств, которые возникли до открытия процесса банкротства, сроки исполнения считаются наступившими независимо от соглашения сторон по п. 3 ст. 63 127-ФЗ.

Из чего формируются

Смысл текущих платежей состоит в том, что компания-должник должна продолжать свою деятельность, чтобы иметь возможность погасить долги перед кредиторами, и у нее неизбежно возникают текущие обязательства. Такие платежи направлены на поддержание жизнеспособности: например, оплату коммунальных услуг, процессуальных издержек, оплату услуг привлеченных специалистов и пр.

По ст. 126 127-ФЗ после введения конкурсного производства в отношении текущих платежей:

  1. Продолжается начисление штрафных санкций, процентов, неустоек и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований.
  2. Продолжает действовать порядок предъявления таких требований, который действовал за пределами банкротства.
Читать еще:  Сальдо платежного баланса по текущим операциям

Тем не менее кредиторы по текущим платежам получают приоритет при погашении требований из конкурсной массы и могут обжаловать действия управляющего.

При отнесении платежа к текущему требуется учитывать следующие особенности:

  1. Дата возникновения денежного обязательства должна отличаться от даты заключения договора. Если договор был подписан до начала процесса банкротства, а поставка товара или выполнение работ пришлись на более поздний период, то требование кредитора считается текущим платежом, а не реестровым. Например, компании подписали между собой договор подряда на выполнение строительных работ. Датой выполнения работ и возникновения денежного обязательства перед кредитором станет дата оформления акта приема-передачи. Если такой акт был подписан после начала процедуры банкротства, то платеж за строительные работы становится текущим.
  2. По длительным обязательствам, ярким примером которых является плата за коммунальные услуги или арендные платежи, текущими считаются требования, предъявленные за период после поступления заявления о банкротстве по п. 2, 11 Постановления Пленума ВАС №63 от 2009 г.
  3. Под датой возникновения денежного обязательства по обязательным платежам (налоговым отчислениям) понимается дата окончания налогового периода.
  4. Под датой возникновения штрафных санкций в части обязательных платежей понимается дата совершения правонарушения (Постановление Президиума ВАС РФ от 2012 года №2941/12).

Требования кредиторов по текущим платежам могут возникнуть в ходе любой процедуры банкротства, в том числе наблюдения, внешнего управления, оздоровления и конкурсного производства.

Кредиторы по текущим платежам могут пожаловаться на действия и бездействие управляющего в порядке, установленном 127-ФЗ.

Очередность погашения текущих платежей в конкурсном производстве

Требования по текущим платежам погашаются вне очереди из средств, которые входят в конкурсную массу.

С учетом того, что все текущие или внеочередные платежи могут составлять существенный объем долговых обязательств, то на практике возникает необходимость определения очередности при выплате текущих платежей. В рамках процедуры банкротства предусмотрено 5 очередей для погашения требований кредиторов по текущим платежам. По ст. 134 127-ФЗ прописана следующая очередность текущих выплат:

  1. Первоначально погашаются судебные расходы и вознаграждение арбитражного управляющего, а также сторонних экспертов и специалистов, которых он привлек (это, например, реестродержатель). То есть, в первую очередь, погашаются все расходы, связанные с делом о банкротстве. Сюда входят и выплаты в пользу банка, который занимается ведением операций по счету должника на основании п. 40.1 Постановления Пленума ВАС №60 от 2009 г.).
  2. Зарплата и выходные пособия работников, которые продолжили исполнение своих трудовых функций после объявления компании о банкротстве. При выплате зарплаты работникам в рамках второй очереди также удерживаются НДФЛ, профсоюзные взносы, алименты и пр. В указанную очередь не входят выходные пособия в адрес высшего руководства («золотые парашюты»), они относятся к реестровым требованиям по п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 127-ФЗ.
  3. Оплата услуг лиц, привлеченных для исполнения определенных обязанностей управляющим, которые не были обязательны в деле о банкротстве (например, оценщиков для определения стоимости имущества должника).
  4. Эксплуатационные (коммунальные) платежи, компенсации в пользу руководящего состава компании должника, санкции, начисленные при допущенных нарушениях в процессе проведения торгов.
  5. Все остальные требования: неосновательное обогащение, налоговые платежи, договорные обязательства, взносы в ПФР и ФСС, деликтные обязательства.

Ряд обязательств должника погашается в особом порядке, минуя очередность. В их числе оплата мероприятий по предотвращению негативных последствий приостановки производственного процесса на предприятии-должнике, расходы на ликвидацию последствий по обстоятельствам непреодолимой силы. Также в особом порядке производят выплаты кредиторам-залогодержателям, возвращается задаток при продаже имущества должника в ходе торгов по п. 15 ст. 110 127-ФЗ (все полученные средства перечисляются на отдельный спецсчет).

Порядок взыскания: алгоритм действий

Как известно, в период действия отдельных этапов банкротства в отношении исполнительных документов вводится период моратория. Но на текущие платежи действие моратория не распространяется.

Вариант по прямому обращению кредитора в банковское учреждение является более предпочтительным из-за некоторых ограничений, накладываемых на работу пристава.

Пристав-исполнитель должен прекратить исполнительные производства в отношении тех денежных требований, которые включены в реестр требований к должнику в рамках признания его банкротом. Данные правила не распространяются на текущие обязательства по п. 4 ст. 96 229-ФЗ.

По текущим обязательствам компании исполнительное производство ведется в стандартном порядке, но с некоторыми особенностями, связанными с особым статусом юрлица. Так, приставы не вправе обращать взыскание на имущество и собственность должника за исключением тех денежных средств, которые находятся на банковском счете компании.

Пристав обязан придерживаться определенной очередности при исполнении текущих требований, которая прописана в п. 2 ст. 134 127-ФЗ, кроме залоговых обязательств по п. 19 Постановления Пленума ВАС №58.

В жалобе кредитор также вправе потребовать возмещения ему убытков, причиненных некорректной работой управляющего. Если кредитор получит от арбитражного суда решение о признании нарушения его прав с указанием на отнесение платежа к текущему, то он может передать такое решение в банк компании-должника. Банк обязан оплатить указанную сумму с учетом п. 1 Постановления Пленума ВАС от 2014 года №36.

Необходимые документы

В задачи кредитора входит обязательное документальное подтверждение статуса текущего платежа. Законодательство накладывает на банк, в котором у должника открыт счет, контролирующие функции. Банк должен предварительно проверять все платежные документы (платежные поручения, инкассовые поручения и чеки и пр.).

Также в задачи банка входит соблюдение установленной законом очередности платежей. Она определяется на основе всех документов, поступивших в банк на оплату. Если на дату предъявления отсутствуют документы для более ранней очереди, то исполнительный документ подлежит оплате банком позже.

Таким образом, текущие платежи при банкротстве погашаются во внеочередном порядке. Кредитор вправе воспользоваться гарантированным законом шансом на получение исполнительного документа по принудительному взысканию задолженности. Такой документ допускается передать приставам-исполнителям или непосредственно банку, у которого должник находится на обслуживании. Текущие платежи в рамках процедуры банкротства погашаются в определенной последовательности в приоритетном порядке перед требованиями реестровых кредиторов, которым юрлицо задолжало перед поступлением заявления о банкротстве. Предусмотрено 5 очередей при погашении требований по текущим платежам. Они погашаются в календарном порядке.

Требования по обязательным платежам

6. При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Изучение судебной практики показало, что суды не во всех случаях правильно определяют, когда задолженность по обязательным платежам подлежит установлению в реестре требований кредиторов и может быть удовлетворена лишь с соблюдением очередности, установленной пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве, а когда — относится к текущим платежам, погашаемым, согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве, за счет конкурсной массы вне очереди.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.

Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.

Если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога окажется меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа, включает задолженность по налогу в реестр в сумме, не превышающей сумму налога.

Если же требование об уплате авансового платежа было установлено судом до истечения налогового периода и окончательного определения суммы налога, а исчисленная по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше авансового платежа, суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.

Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector