Webbc.ru

Веб и кризис
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система платежей за природные ресурсы

Система платежей за использование природных ресурсов;

Система платного природопользования в России и ее эффективность

Платность природопользования это важнейший принцип экономического регулирования лицензируемых видов природопользования. Система платежей за природные ресурсы начала формироваться в семидесятые годы. В 1991 году принцип «платности использования ресурсов» был закреплен как основополагающий в законе «Об охране окружающей природной среды» ст.20.

Цель введения платного природопользования:

— рациональное и комплексное использование природных ресурсов,

— улучшение охраны окружающей среды,

-выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов.

Система платежей за природные ресурсы: виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, растительность, животный мир и др. природные ресурсы):

— плата за пользование природными ресурсами,

-плата за нерациональное использование природных ресурсов,

-плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за землю регулируется законом РФ «О плате за землю» и другими нормативно-правовыми документами. Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда РФ. Источником платы служит прибыль землепользователей. Формами платы за землю является:

нормативная цена земли

Плательщиками земельного налога являются юридические лица и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории РФ. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Величина земельного налога зависит от вида земель. В земельном фонде России я соответствии с Земельным Кодексом выделены следующие виды земель:

-земли сельскохозяйственного назначения;

-земли населенных пунктов;

-земли промышленности, связи, транспорта, обороны и иного назначения;

-земли природоохранного значения;

-земли лесного и водного фондов.

Арендная плата — это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду. С теоретической точки зрения арендная плата определяется величиной земельной ренты, понимаемой как цена, уплачиваемая собственнику земли за использование услуг земли в определенный период. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора.

Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли устанавливается на основании земельной ренты. Цель введения этой формы платы — обеспечение экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность в случаях:

установления коллективно-долевой собственности на землю;

передачи земли по наследству;

— получение банковского кредита под залог земельного участка.

Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:

-платежи за пользование недрами;

-плату на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

-сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

-плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

Платежи за пользование недрами включают платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и платежи за пользование недрами в иных целях.

Плата (отчисление) на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливается как доля (процент) от цены реализованного сырья.

Акцизный сбор по отдельным видам добываемого минерального сырья вводится по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, при получении недропользователями сверхнормативной прибыли.

Сбор за участие в конкурсе вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Размер сбора определяется на основе подсчета затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, подготовку, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами. Данный вид платежей направляется в органы, выдающие лицензии.

Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств. Размер и порядок платы устанавливается положением, утвержденным Правительством РФ.

Плательщиками являются недропользователи, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Отчисления взимаются только в денежной форме.

Платежи за право пользования акватории и участков морского дна перечисляются в региональный бюджет (60%) и в федеральный (40%).

Плата за воду была введена в 1992 году на основе затратного метода. Это плата за сбор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам — затраты на подготовку воды, транспортировку ее до пользователя. При этом методе расчета платы используемая вода обходится предприятию дороже, чем свежая. Кроме этого были введены ограничения потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативный сбор воды.

В настоящее время согласно закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» конкретные ставки платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, определяются органами краев и областей.

При несвоевременном внесении платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимается пени в размере 0.3 % неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Помимо платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:

Водный налог — плательщиками являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Эти платежи имеют форму регулярных взносов. Водный налог поступает в федеральный бюджет в размере 40% и региональный — 60%.

Сбор за выдачу лицензий на водопользование установлен законодательством и взимается специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраны водного фонда.

Плата за лесные ресурсы

В соответствии с Федеральным законом «Лесной кодекс» (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.

Лесные подати — это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда.

Лесные подати взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком в течении всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи кроме арендаторов.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесных ресурсов. Эта процедура находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ при согласовании с территориальными органами федеральных органов управления лесным хозяйством. Ставки лесных податей могут быть установлены по результатам лесного аукциона.

Размер ставок зависит от следующих показателей:

-группы лесных пород;

-вида древесины: деловая и дровяная;

-размера деловой древесины: крупная, средняя, мелкая;

-расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).

Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размер платы определяется на основе ставок лесных податей в договоре аренды.

Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок платы за древесину на корню поступают в федеральный бюджет (40%) и региональные бюджеты (60%).

Льготы по платежам за пользование лесным фондом предусмотрены в виде освобождения от платежей отдельных категорий плательщиков — участников лесных отношений, которые осуществляют пользование лесным фондом для собственных нужд: участники Великой Отечественной войны; граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы; инвалиды 1-й и 2-й групп; пенсионеры, проживающие в сельской местности; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; вынужденные переселенцы и др.

Плата за ресурсы животного мира Система платежей за пользование животным миром согласно федеральному закону «О животном мире» (1995г.) включает:

-плату за пользование животным миром (включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Плата поступает в федеральный бюджет в размере 40%, в региональный

-штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Система платежей за природопользование

В 1991 г. принцип «платности использования природных ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20.).

Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:

– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.

2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Рассмотрим подробнее особенности платежей за основные виды природных ресурсов.

Плата за землю. Она взимается с целью:

Читать еще:  Порядок установления налоговых платежей

– стимулирования рационального использования земли;

– охраны и освоения новых земель;

– повышения плодородия почвы;

– выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

– развития инфраструктуры в населенных пунктах;

– формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда Российской Федерации. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:

– нормативная цена земли.

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от вида земель. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от качества земель, градостроительной ценности территории, статуса города, численности его населения.

По взиманию земельного налога предусмотрены такие формы льгот, как понижение ставок, частичное или полное освобождение от налогов определенных категорий плательщиков.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными органами законодательной власти, а также органами местного самоуправления в пределах сумм, которые находятся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, имеет исключительно целевую направленность:

– на финансирование мероприятий по землеустройству;

– ведение земельного кадастра;

– мониторинг земельных ресурсов;

– освоение новых земель;

– охрану земель и повышение их плодородия;

– инженерное и социальное обустройство территории.

Арендная плата – это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником покрытия является прибыль землепользователей.

Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:

– платежи за пользование недрами;

– плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

– плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

Платежи за пользование недрами включают: платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых; платежи за добычу полезных ископаемых; за пользование недрами в иных целях.

К платежам за пользование недрами может применяться скидка за истощение недр. Решение об установлении скидки и ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии.

Плата за воду. Это плата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов – затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых (оборотных) систем водоснабжения.

Для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов).

В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они исчисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов.

Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 г. №661.

Помимо рассмотренного выше вида платы – платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:

– платежи за пользование недрами по подземным водам;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;

– плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ предусмотрено введение следующих платежей:

– за пользование водными объектами;

– платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;

– сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за лесные ресурсы. В соответствии с Федеральным законом «Лесной кодекс» (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.

Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размеры платежей определяются на основе ставок лесных податей.

Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину на корню поступают в федеральный (40%) и региональный бюджеты (60%).

Плата за ресурсы животного мира. Система платежей за пользование животным миром согласно Федеральному закону «О животном мире» (1995 г.) включает:

– плату за пользование животным миром;

– штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Размер платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства [1].

Платежи за пользование природными ресурсами и их особенности

Согласно современному законодательству, использование природных ресурсов не может производиться безвозмездно. Какие платежи при этом необходимо производить и как их подсчитать – рассмотрим далее. В данной статье мы рассмотрим сборы и платежи за пользование природными ресурсами.

Разновидности платежей за пользование природными ресурсами

На сегодняшний день к категории природных ресурсов относится колоссальный объем многочисленных объектов окружающей среды. Пользование ими на территории того или иного государства, как правило, облагается налоговыми или иного вида выплатами. В частности вопросы налогообложения встают в тот момент, когда пользователь извлекает личную выгоду из такого пользования (см. → кто платит экологический сбор). При этом осуществляемые в пользу государства платежи за подобное пользование идут на следующие цели:

  1. Право на обладание и пользование ресурсами.
  2. Плата за частичное восстановление утраченных ресурсов.
  3. Плата за превышение минимального использования ресурсов (штрафная плата).

Платежи за природные ресурсы подразделяются на федеральные и местные. К федеральным относятся экологический, лесной, водный налоги, а кроме налоги за пользование недрами, выплаты для производства минерально-сырьевой базы и сбор за право пользования ресурсами животного мира. Единственным налогом, который относится к местным, считается земельный: его размер определяется краевым либо районным законодательством.

К сегодняшнему дню в РФ не выработана система, позволяющая провести объективную оценку имеющихся природных ресурсов, а экономические методы, разработанные для подсчета платежей за природопользование, не стимулируют деятельности по сохранению и воспроизводству природных запасов страны. Бюджет, в котором налоги и сборы отражают исключительно используемые природные ресурсы, таким образом, постепенно обедняется.

Законодательная база

Регуляцией платежей за использование природных ресурсов занимается Налоговый кодекс, а также ряд нормативных и законодательных актов РФ. Обратимся к следующей таблице, чтобы подробно рассмотреть наиболее важные нюансы, регулируемые тем или иным документом:

  • лесной кодекс;
  • водный кодекс;
  • земельный кодекс.

Информация в некоторых документах может перекликаться, поэтому в целях экономии времени достаточно ознакомиться только с актуальными на сегодняшний день данными, представленными в Налоговом кодексе и ФЗ.

Выплаты за пользование лесными ресурсами

Лесные ресурсы называют одними из наиболее важных, в законодательстве им уделяется особое место. Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. При этом в качестве лесных ресурсов выступает древесина, живица, лесные материалы и растения, использование леса для нужды охотничьего хозяйства, использование леса для развлекательных/ спортивных целей. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином (часть добытого лесного ресурса, иная продукция). Отдельным видом выплат является арендная плата.

Читать еще:  Трансфертные платежи включают

Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина. Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. м. Если объем больше – то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. Всего осуществляется 8 платежей: 10% от лесорубочного билета в периоды с февраля до июля и по 15% в период до февраля, а также с июля по декабрь. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца. Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей.

Сбор за пользование водными ресурсами

В данном случае выплатами облагаются физические и юридические лица, осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными ресурсами с применением специального оборудования или технических устройств. Плата взимается за право пользования таковыми ресурсами, а также за восстановление, охрану используемых водных объектов и выдачу лицензий на реализацию деятельности. При этом выплатами не облагается использование водных ресурсов при следующих условиях:

  1. Сброс вредных вод, в случаях, если содержание в них вредных веществ не превышает норму.
  2. Использование воды в целях устранения аварийных ситуаций либо стихийных бедствий.
  3. Размещение на воде тех или иных объектов, выполняющих охранную роль для водных и биологических ресурсов.
  4. Использование воды для разведения рыб или воспроизводства водного биологического ресурса.
  5. Проведение мониторинга государственного масштаба в целях научных исследований или иных работ (геодезических, гидрографических и т.д.).
  6. Строительство систем осушительного типа на низовых участках болот.
  7. Строительство либо размещение сооружений гидроэнергетического, рыбохозяйственного, воднотранспортного либо канализационного назначения.

Для лиц, производящих выплаты за пользование водными ресурсами, государство предоставляет различные типы льгот или скидочных систем. В первую очередь, особые условия предоставляются льготным категориям граждан.

Выплаты за добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных – в 2002 году. Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Более подробно с особенностями данного налога познакомимся при помощи следующей таблицы:

  1. Геологическое изучение регионального масштаба.
  2. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр.
  3. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых.
  4. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых.
  5. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.
  6. Сбор разного рода коллекционных материалов.
  1. Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование.
  2. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств.
  3. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Выплаты за использование объектов животного мира

Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира. Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов. Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье.

Формула для исчисления сбора за использование объектов животного мира выглядит следующим образом:

Размер сбора = Ставка * Количество

При этом ставка устанавливается НК РФ. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету.

  1. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей.
  2. Предполагаемое количество особей – 5 шт.
  3. Подставляем данные в формулу: РС = 1500 * 5.
  4. РС = 7500 рублей.

Обратите внимание, что заниматься охотой допускается лишь после того, как государство выдаст лицензию на такую деятельность. В противном случае действия могут счесть противозаконными, последствиями чего станут судебные разбирательства.

Негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту (допустимым нормативам). Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице:

Глава 10. Платежи за пользование природными ресурсами (ст.ст. 50 — 57)

Глава 10. Платежи за пользование природными ресурсами

Статья 50. Виды платы за пользование природными ресурсами

1. Использование природных ресурсов является платным, кроме случаев, когда законодательством предусмотрено бесплатное пользование либо предоставляются льготы по взиманию платы за их пользование.

2. Виды платы за природные ресурсы устанавливаются законодательством Российской Федерации.

3. Внесение платы за пользование природными ресурсами не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по их рациональному использованию, охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 51. Плата за землю

1. Использование земли в Российской Федерации является платным.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются законами области.

4. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в областной и муниципальной собственности, устанавливаются соответственно законами области и решениями органов местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

5. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Статья 52. Плата за недра

1. Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области.

2. Плата за недра взимается в виде налога на добычу полезных ископаемых и платежей при пользовании недрами.

Налог на добычу полезных ископаемых взимается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Сумма налога распределяется между бюджетами в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Система и распределение платежей при пользовании недрами устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.

При выполнении соглашений о разделе продукции порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

3. Внесение платы за пользование недрами не освобождает недропользователя от выполнения мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Статья 53. Платежи за пользование лесным фондом

1. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.

Ставки лесных податей, а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли устанавливаются областной Думой по согласованию с территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

ГАРАНТ:

См. Закон Тамбовской области от 28 мая 2004 г. N 214-З «О размерах платы за перевод лесных земель в нелесные земли в Тамбовской области»

3. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

4. Платежи за пользование лесным фондом зачисляются в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области в соответствии с федеральным законодательством.

Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, распределяется между областным и местными бюджетами в соответствии с законами области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 54. Система платежей за пользование животным миром

1. Система платежей за пользование животным миром включает в себя:

а) плату за пользование животным миром;

б) штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Внесение платы за пользование животным миром не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда.

Читать еще:  Сальдо платежного баланса по текущим операциям

2. Платежи за пользование животным миром поступают в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области в соотношении, установленном федеральным законодательством.

Статья 55. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами

ГАРАНТ:

См. также Главу 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ

1. Пользование водными объектами является платным, кроме случаев, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации.

2. Система платежей связанных с пользованием водными объектами включает в себя плату за пользование водными объектами (водный налог).

Порядок установления и взимания платы за пользование водными объектами и ее предельные размеры определяются федеральным законодательством.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законами области.

3. Поступления сумм платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50 процентов.

4. Плата за пользование водными объектами распределяется между областным и местными бюджетами в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 56. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. Решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 указанное постановление признано незаконным (недействительным)

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Льготы по платежам, связанным с пользованием природными ресурсами

1. Льготы по платежам, связанным с пользованием природными ресурсами, устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Областная Дума и представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право устанавливать льготы по платежам, связанным с пользованием природными ресурсами, в части, поступающей соответственно в областной и местные бюджеты.

3. Предоставление льгот по арендной плате за землю не допускается.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Система платежей за природные ресурсы

Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор
ЗАО «Юридический центр
«Северо-Западный регион»
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64

Общая характеристика. Система платежей за природопользование в наиболее общем виде была сформирована 27 декабря 1991 года Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральных налогов относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Помимо этого, Закон «Об основах налоговой системы» отнес к числу налогов субъектов РФ лесной доход (подпункт «б» пункта 1 статьи 20), а к числу местных налогов — земельный налог (подпункт «б» пункта 1 статьи 21).

В дальнейшем система платежей за природопользование была сформирована исходя из видов специального пользования природными ресурсами*, обретя следующую форму:
________________
* Как указывает О.Л.Дубовик: «По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов — обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользование осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей» (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 — 77).

— Плата за загрязнение окружающей среды;

— Платежи, связанные с пользование водными объектами;

— Платежи за пользование лесным фондом;

— Платежи за пользование недрами;

— Платежи за пользование животным миром.

Понятно, что обложение платежами реализацию права общего природопользования не могло производиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья 27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты на осуществление контроля за реализацией гражданами права общего природопользования существенно превысят доходы от поступления сумм налогов в бюджет.

В свою очередь, каждый из элементов системы платежей за природопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:

— Плата за загрязнение окружающей среды взимается в двух видах:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

— Плата за землю взимается в виде:

а) Земельного налога;

б) Арендной платы за землю.

— Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:

а) Плата за пользование водными объектами (водный налог);

б) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

— Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) Лесных податей;

б) Арендной платы за аренду участков лесного фонда.

— Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) Налога на добычу полезных ископаемых;

б) Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

в) Регулярных платежей за пользование недрами;

г) Платы за геологическую информацию о недрах;

д) Сбора за участие в конкурсе (аукционе);

е) Сбора за выдачу лицензий.

— Платежи за пользование животным миром взимаются в виде:

а) Платы за пользование животным миром;

б) Штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

г) Сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Элементы каждого из платежей, входящих в систему платежей за природопользования, были установлены конкретными нормативными — правовыми актами:

Правовой статус платежей за природопользование на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем готовых ответов. И в первую очередь вопросы вызывает определение того, относятся ли указанные платежи к налогам или имеют иные признаки, для налогов не характерные.

Еще в 1994 году Н.А.Шевелева указала, что платежи за природопользование предполагаю ответную услугу государства в виде разрешения использовать природные ресурсы для извлечения дохода, но при этом субъекты обязаны соблюдать правила природопользования, которые предусмотрены не налоговым, а иным законодательством.* Вместе с тем, поставив проблему, Н.А.Шевелева уклонилась от ее разрешения и не дала правовой квалификации платежам за природопользование. Однако, сама логика автора наводит на мысль, что платежам за природопользование, — по мнению Н.А.Шевелевой, — свойственен неналоговый статус. Аналогичной позиции придерживается и И.А.Дроздов.**
________________
* См. Шевелева Н.А. О понятии налога в российском законодательстве // Правоведение.1994. N 5 — 6. С.106.

** См. Дроздов И.А. Договоры на передачу в пользование природных ресурсов. Учебно — практическое пособие. М., 2001. С.25 — 27.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector