Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование платежного баланса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Тема 11.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо.

Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его основных частей, в первую очередь, торгового баланса, баланса трансфертов и движения капитала.

Для регулирования торгового баланса государство осуществляет следующие мероприятия:

— стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.);

— предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков;

— страхует экспортеров от экономических и политических рисков;

— вводит льготный режим амортизации основного капитала;

— предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по счетам трансфертов платежного баланса принимаются следующие меры:

— ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

— прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

— содействие строительству средств транспорта за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

— расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;

— регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на стремление уравновесить платежный баланс путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных ка­питалов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. Для погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. Коммерческие банки также активно участвуют в покрытии дефицита платежного баланса.

Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и отсутствие обусловленности стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для сбалансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные резервы конвертируемой иностранной валюты. Используется также иностранная помощь в форме субсидий и даров

При дефицитном платежном балансе осуществляются следующие мероприятия:

— сдерживание импорта товаров;

— привлечение иностранных капиталов;

— ограничение вывоза капиталов.

Одним из методов регулирования платежного баланса при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.

К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности:

— сокращение бюджетного дефицита;

— изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

— установление пределов роста денежной массы.

В условиях экономического спада, при высоком уровне безработицы и при наличии резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана со снижением жизненного уровня населения и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

Другим методом регулирования дефицитного платежного баланса является девальвация — понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Для уменьшения дефицита платежного баланса в целях притока в страну капиталов используются также меры финансовой и денежно-кредитной политики:

— бюджетные субсидии экспортерам;

— протекционистское повышение импортных пошлин;

— отмена налога с процентов выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные, ревальвация валют и др.) используются для расширения импорта; сдерживания экспорта товаров; увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:

— рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);

— экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т. д.).

Новым явлением с середины 70-х годов стало межгосударственное регулирование платежных балансов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежных балансов усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

— согласование условий государственного кредитования экспорта;

— двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах

— кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем и политического характера. Покрытие дефицита платежного баланса для таких стран возможно лишь за счет обусловленных кредитов. Это прежде всего кредиты МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику этих стран. В целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

усилением взаимозависимости национальных экономик, включая валютную, кредитную, финансовые отношения;

изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

изменение расстановки сил на мировой арене: сложившееся в итоге второй мировой войны безраздельное лидерство США сменилось соперничеством трех центров экономической силы — США, Западной Европы и Японии;

огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями паритетов национальных валют, платежных балансов.

Методы регулирования дефицитного платежного баланса

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов. [8, с. 140]

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулирования платежного баланса дефляционная политика направлена на снижение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг.

2. Девальвация. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

3. Протекционистские меры. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках — направлены на уменьшение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Несмотря на либерализацию текущих операций платежного баланса, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов (Япония до 1980 г., страны ЕС до 1992 г.). развивающиеся страны продолжают частично использовать валютные ограничения.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы и инфляции.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс.

Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов и ограничения их импорта.

Читать еще:  Текущая и перспективная платежеспособность

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

Методы балансирования платежных балансов

Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями проведения стабилизационных программ МВФ.

Для покрытия пассивного сальдо баланса используются краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.
Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно “чувствительных” к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.
В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.
Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течении десяти лет.
Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.
Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и соответственно попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах – участницах соглашения.
Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.
Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.
Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.
Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

Платежный баланс

16.3. Регулирование платежного баланса

Регулирование платежного баланса

Поскольку платежный баланс складывается в значительной степени стихийно в результате действия большого числа субъектов внешнеэкономической деятельности, то применительно к одной, отдельно взятой стране нередко наблюдается нарушение пропорций между его разделами. Хотя может иметь место устойчивое активное сальдо — и это не является предметом особой озабоченности правительства данной страны (но может вызвать критику со стороны других стран), как правило, проблемы возникают тогда, когда платежный баланс пассивен. Пассивное сальдо счета текущих операций требует дополнительных усилий по стимулированию национального экспорта товаров и услуг, по привлечению иностранных капиталов (второй раздел платежного баланса). Если же такие капиталы поступают в меньшем, чем требуется, количестве, тогда необходимо принятие срочных мер для чрезвычайного финансирования дефицита платежного баланса.

Причины образования пассивного платежного баланса

Имеется целый ряд причин и факторов, действие которых приводит к ухудшению платежного баланса страны. Некоторые из них связаны с глубинными основами воспроизводственного процесса на национальном и международном уровнях, другие лежат в валютно-финансовой сфере, а третьи во многом зависят от экономического курса того или иного правительства. В особый разряд следует отнести чрезвычайные, форс-мажорные обстоятельства, такие, как стихийные бедствия , наводнения, землетрясения, засухи, приводящие к неурожаю, различного рода техногенные катастрофы и т.д.

К причинам и факторам первого порядка относятся, например, неравномерность экономического развития отдельных стран, неодинаковость темпов освоения достижений мирового научно-технологического сдвига (в частности, применения новейших компьютерных и информационных технологий). В конце XX — начале XXI в. все большее значение приобретает такой фактор, как способность национальной экономики пользоваться новыми возможностями, открывшимися в результате перехода мировой экономики в новое качество, т.е. вследствие нарастающей глобализации мирового хозяйства. К этим факторам можно отнести циклические колебания экономики. Хотя в последние годы экономические циклы приобрели несомненную специфику, все же циклическое развитие экономики, и в том числе асинхронность цикла в разных странах, продолжают оказывать серьезное влияние на ситуацию в экономике той или иной страны, а следовательно, и на состояние ее платежного баланса.

Читать еще:  В расчетно платежную ведомость заносят

Валютно-финансовые факторы включают валютную и финансовую составляющие. Валютный курс оказывает противоречивое воздействие на платежный баланс. Занижение курса национальной валюты (девальвация) стимулирует, хотя и в течение ограниченного периода времени, экспорт, а завышение курса улучшает позиции импортеров. Это оказывает прямое воздействие на величину экспортной выручки и на расходы по импорту товаров и услуг. В ряде случаев изменения валютного курса происходят под влиянием инфляции. Международное движение капитала, в частности краткосрочного капитала, также может привести к существенному улучшению (или, напротив, ухудшению) платежного баланса.

Заметное воздействие на состояние платежного баланса оказывают военные расходы и расходы государства за границей, что во многом зависит от того, какой политический и экономический курс проводит правительство той или иной страны.

Для того чтобы не допускать длительного и устойчивого ухудшения платежного баланса, используются различные способы и методы его регулирования.

Формы и методы регулирования платежного баланса

Формы и методы регулирования платежного баланса достаточно разнообразны и в зависимости от причин и факторов, порождающих его нестабильность, могут иметь краткосрочный и долгосрочный характер.

Важнейшим методом краткосрочного воздействия на платежный баланс является девальвация национальной валюты, которая удешевляет национальный экспорт и удорожает импорт. Снижение курса национальной валюты ( по отношению ко всем иностранным или только некоторым из них) открывает дополнительные возможности для национальных экспортеров. Примером могут служить данные о динамике валютного курса мексиканского песо по отношению к доллару США и объем экспорта Мексики (в долларовом выражении) в 90-х годах XX в.

В 1995 г. курс доллара к песо возрос в среднегодовом исчислении примерно в 1,9 раза, тем самым произошла девальвация курса песо на 47,4%. Объем мексиканского экспорта увеличился с 60,9 млрд. долл. США в 1994 г. до 79,5 млрд. долл. в 1995 г., т.е. на 30,5%. Никогда ранее в 90-х годах до девальвации, а также после девальвации Мексика не имела таких высоких ежегодных темпов прироста объема экспорта.

Одним из методов регулирования платежного баланса выступают усилия по стимулированию экспорта из своей страны за счет ревальвации валют других стран. Последствия этой меры в принципе такие же, как и при девальвации национальной валюты.

Регулирование внешней торговли страны является также важным методом регулирования ее платежного баланса. В принципе все меры, направленные на стимулирование национального экспорта и ограничение импорта, так или иначе, выполняют эту задачу.

Существует также ряд специфических методов воздействия на так называемые «невидимые» операции счета текущих операций (услуги, факторные доходы). Среди них можно назвать валютные ограничения (например, ограничение объема иностранной валюты, разрешенного к вывозу физическими лицами — резидентами данной страны, а также регулирование миграции рабочей силы). Если страна не присоединилась к статье 8 Устава МВФ, рассмотренной ранее, то возможны и ограничения на перевод прибылей от иностранных инвестиций за границу. Страна может обеспечить более благоприятные условия для иностранных туристов, тем самым увеличивая денежные поступления.

Регулирование платежного баланса достигается также в результате проведения экономической политики, направленной на сокращение внутреннего спроса путем уменьшения дефицита государственного бюджета, изменения процентных ставок, регулирования объема денежной массы в обращении. Сюда же можно отнести и меры, принимаемые государством, с одной стороны, для привлечения иностранного капитала, а с другой — для ограничения вывоза капитала из страны. Однако, как показывает международный опыт , административные усилия государства по ограничению вывоза капитала из страны далеко не всегда приносят желаемые результаты. Нередко государства прибегают к иностранным займам для увеличения финансовых ресурсов, которыми может располагать страна, имеющая дефицит платежного баланса.

Если принимаемые меры все же оказываются недостаточными для покрытия дефицита платежного баланса, тогда возникает потребность в чрезвычайном финансировании, в частности из ресурсов МВФ.

Привлечение иностранного капитала в виде кредитов и займов означает рост внешней задолженности страны, а потому в долговременной перспективе приводит к ухудшению платежного баланса. Поэтому существует некоторая верхняя граница роста задолженности, превышение которой представляет угрозу для безопасности страны.

В условиях глобализации возросло значение межгосударственного регулирования платежных балансов, которое появилось еще в середине 70-х годов, когда вследствие энергетического кризиса и роста цен на нефть в платежных балансах ряда ведущих капиталистических стран стала ощущаться напряженность.

Эффективность мер по регулированию платежного баланса зависит от конкретной экономической ситуации в той или иной стране. Мировой опыт свидетельствует, что более успешно с трудностями, вызванными нарушениями в платежном балансе, справлялись страны, осуществившие структурные преобразования, результатом которых было улучшение конкурентоспособности национальной экономики. Эта же задача стоит и перед народным хозяйством России.

Регулирование платежного баланса

Методы регулирования платежного баланса

Учитывая текущую нестабильную экономическую ситуацию, в статистических показателях платежных балансов различных государств последние годы присутствуют все признаки неравновесия. Это означает, что сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса с большей долей вероятности не равны нулю и балансируют движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы достичь максимального равновесия. Значительные колебания сальдо баланса по счету текущих операций вызывают негативные экономические последствия для государства. К примеру, резкое увеличение положительного сальдо благоприятствует стремительному росту денежной массы и этим стимулирует инфляцию, а в противоположной ситуации, когда сальдо приобретает резко отрицательное значение, то с большей долей вероятности, это влечет за собой падение обменного курса валют и это негативно влияет на внешнеэкономические операции государства.

Регулирование платежного баланса контролируется государством. Существуют несколько методов этого процесса:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Прямой контроль;
  2. Дефляция (противодействие инфляции);
  3. Внесение корректировок в процесс обменного курса (изменение обменного курса).

Прямой контроль, включающий в себя регулирование импорта, например, через ограничение количественного объема, помимо этого может воздействовать рычагами контроля над таможенными и прочими сборами. Также накладывать полный запрет, либо ограничение на перевод в иное государство доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам физических лиц, осуществляет контроль над движением краткосрочного или долгосрочного капитала за пределы государства и т.п. Прямой контроль дает хороший результат в краткосрочном периоде. В долгосрочном же периоде его результаты могут быть противоречивыми, поскольку создаются предпосылки для лояльного к местным производителям режима экономической деятельности, что например, может уменьшить интерес иностранных инвесторов, возможность привлечения иностранных специалистов уменьшается, и могут возникнуть препятствия для успешного развития за рубежом товарной и сферы услуг для отечественных экспортеров.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Метод дефляции ориентирован на решение экономических задач внутри государства. Полагается, что при применении данного метода регулирования возможно снижением объема производства, инвестиций и доходов, а данные перспективы приводят к сокращению объемов импорта и увеличению резервной мощности объемов экспорта. Обычным явлением при применении данного метода, может стать повышение реальной процентной ставки, что является привлекательным фактором для привлечения в страну краткосрочных капиталов при условии наличия развитой банковской системы и отсутствия негативных политических условий. Но у метода дефляции есть и отрицательная сторона. Поскольку при применении рычагов дефляции велика вероятность повышения обменного курса валют, то экспортеры получают при обмене полученной выручки меньше национальной валюты, а данный факт не является мотивирующим для них в перспективе увеличения объема экспорта.

Третий метод – это метод изменения обменного курса. В условиях плавающего курса государство (как правило, в лице Центрального Банка государства) стремится удержать колебания в определенных рамках, с целью обойти сильные экономические потрясения. Изменения обменного курса способствуют государству в решении вопросов регулирования равновесия платежного баланса, но в этом процессе необходимо учитывать, что эффект от ревальвации (официальное увеличение золотого содержания денежной единицы) и от девальвации (денежная реформа, состоящая в снижении официального курса бумажных денег или изъятие из обращения обесценившихся денежных знаков) ослабляется эластичностью экспорта и импорта.

Причины регулирования платежного баланса

Причины, обуславливающие государственное регулирование платежного баланса, заключаются в следующем:

  1. Платежный баланс обладает признаками неуравновешенности, которая проявляет себя в длительном и значительном дефиците у одних государств и излишне активном сальдо у других. Нестабильность платежного баланса влияет на динамику валютного курса, передвижение капиталов, общее состояние экономики;
  2. В результате отмены «золотого стандарта» в $30$-х годах $XX$-го века неуправляемый механизм выравнивания платежного баланса путем регулирования цен, не имеет должного эффекта. Соответственно, регулирование платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;
  3. В условиях интернационализации хозяйственных связей увеличилась значимость платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Параллельно с поддержанием темпов экономического роста в круг задач государства входит задача уравновешивания платежного баланса, с целью снижения уровня инфляции и безработицы и т.п.

Материальной основой для регулирования платежного баланса являются:

  1. Государственные золотовалютные резервы;
  2. Национальный доход, потоки которого регулируются через государственный бюджет;
  3. Участие государства в международных экономических отношениях в качестве экспортера капиталов, гаранта, заемщика и т.п.
Читать еще:  1с платежное поручение входящее

Соответственно, государственное регулирование платежного баланса являет собой совокупность действий государства в сфере валютных, финансовых, денежно-кредитных отношений, которые формируют основные статьи платежного баланса и также покрывают сложившееся сальдо.

Инструменты государственного регулирования платежного баланса

В среде обострившейся конкуренции на транснациональных рынках пристальное внимание государства направлено на регулирование экспортного производства способом усиления внутриотраслевой специализации и кооперирования внутренних национальных организаций с зарубежными.

Различные методики расширения экспортного направления внедряются в совокупности валютных, финансовых, организационных методов поддержки экспортеров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта производится способом его сокращения и активизации развития отечественных рынков товаров и услуг в цели максимального импортозамещения. Еще одним из способов регулирования платежного баланса со стороны государства является процесс регулирования движения капиталов, которое с одной стороны направлено на поощрение внешнеэкономической экспансии (территориальное, экономическое или иное расширение зоны обитания, распространения), а с другой стороны на достижения равновесия платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов.

Государственное регулирование также включает в себя инструменты сдерживания «бегства» капитала. В их числе экономическая и политическая стабилизация внутри государства, усилия государства, направленные на повышение уровня доверия к правительству и национальной валюте, обеспечение эффективной национальной безопасности, борьбой с коррупцией и т.д. Одним из приоритетных способов пресечения государством оттока капитала становится государственный контроль над международным движением капитала, включая ограничение объема его вывоза и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

При активном платежном балансе государственное регулирование ориентировано на устранение излишне активного сальдо и для этого в процессе государственного регулирования используются перечисленные выше методы и инструменты, а также ревальвация валют (баланс импорта и экспорта товаров), увеличение экспорта капиталов и ограничения импорта капиталов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Методы регулирования платежного баланса

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

В целом фундаментальное отклонение платежного баланса от равновесия длительное время не может сохраняться, так как при благоприятном состоянии внешних расчетов оно вызывает расширение валютных резервов и способствует инфляции, а при неблагоприятном – истощает резервы и требует от государства проведения мероприятий, болезненно отражающихся на внутренней экономике. В особенности это проявляется при крупном дефиците платежного баланса.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленный либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеторговых операций в зависимости от валютно-экономического положения страны (см., например, [3]).

Фактически при дефиците платежного баланса выбор инструментов государственного воздействия сводится к двум разновидностям мер: либо так называемая политика дефляции, т.е. общего сокращения спроса в стране, что означает содействие сдерживанию или даже абсолютному сокращению роста экономики, либо специальные меры воздействия на внешние расчеты путем прямого государственного регулирования отдельных статей платежного баланса.

Дефляционная политика. Политика направлена на сокращение внутреннего спроса и включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы, девальвация национальной валюты. В условиях экономического спада при наличии или угрозе наличия большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и уровня занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсационные меры. Одним из основных инструментов дефляционной политики является девальвация, кроме того, также используются валютные ограничения, меры бюджетно-налоговой политики.

Девальвация – это понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя девальвация может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курсов других валют, и тогда страна, девальвировавшая валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала.

Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов также не способствует выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты. Однако, в условиях плавающих валютных курсов, воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективной девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Показательно, что в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

Специальные меры предусматривают прямое регулирование отдельных статей платежного баланса в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, “невидимых” операций, движения капитала.

Важнейшим объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производство экспортных товаров.

Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении новых рынков сбыта государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхуя их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В связи с обострением конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными.

С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по поощрению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как “зеленая нефть”. Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товаров от изучения иностранного рынка до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров.

При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения.

В целях регулирования платежей и поступлений по “невидимым” операциям платежного баланса применяются следующие меры:

ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; регулирование миграции рабочей силы.

Таким образом, странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимается комплекс мероприятий с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Проведение этих мер наталкивается на целый ряд препятствий. Политика дефляции оказывается крайне нежелательной, поскольку приводит к замедлению экономического роста и отставанию от конкурентов. Что касается мер прямого регулирования, то они в ряде случаев могут носить лишь чрезвычайный и временный характер, поскольку неизбежно вызывают принятие ответных мер со стороны партнеров, что грозит перерастанием такой политики в валютную и торговую войну.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector