Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок установления налоговых платежей

Порядок установления налогов и сборов — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогооблажения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке (несколько платежей). Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налог и сбор: понятие, виды. Порядок установления нало­говых платежей

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 3 ст. 17 Кодекса при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, а именно:

объекты обложения сборами;

порядок исчисления сборов;

порядок и сроки уплаты сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (специальные налоговые режимы).

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ

(сборов) — порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет; один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Правила установления порядка уплаты налога (сбора) установлены в ст. 58 НК. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Приотсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК. Порядок уплаты региональных налогов и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК. Эти правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов.

Читать еще:  Структура платежной системы рф

67. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.

Само понятие «федеральные налоги и сборы» дано в пункте 2 статьи 12 Налогового кодекса РФ (далее — НК). В соответствии с указанной нормой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Статья 13 НК РФ, классификацию налогов и сборов по уровню власти, ответственному за установление налога и устанавливает следующие федеральные налоги и сборы:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС);

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4. Налог на прибыль организаций;

5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

49. Порядок установления налогов и сборов

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогооблажения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке (несколько платежей). Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

– упрощенная система налогообложения;

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Тема 6 Система налогов и сборов в РФ

На какие виды подразделяются законодательством налоговые платежи в зависимости от статуса публичного территориального образования? Какие платежи относятся к каждому из них, какие общие особенности свойственны платежам соответствующего вида?

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования являются особым видом субъектов налогового права России. В юридической литературе считается общепризнанным, что государство (и иные общественно-территориальные образования) как целое выступает участником некоторых видов правоотношений.

Однако нет единства в вопросе о том, в каких именно правоотношениях участвует государство. Все сходятся в том, что государство — носитель суверенитета, участник международных отношений, внутренних отношений, в которых выражается суверенитет. Общепризнанно также то, что разносторонняя деятельность государства осуществляется его органами, выступающими в качестве самостоятельных участников правоотношений. Лишь в определенном круге отношений, непосредственно выражающих суверенитет государства, последнее как целое выступает их участником .
Выступление государства (или иного общественно-территориального образования) в качестве участника правоотношения накладывает особый отпечаток на правоотношения. Положение органов, выступающих от имени государства, отличается от положения органов, выступающих 5 качестве самостоятельных участников правоотношений. Правоотношения, в которых выступает государство, регулируются главным образом законом. Применение подзаконных актов в этой области ограниченно .
Нельзя согласиться с тем, что государство и иные общественно-территориальные образования являются участниками только конституционно-правовых отношений и их поведение не регулируется нормами других отраслей права . Гражданское законодательство рассматривает данных субъектов в качестве возможных участников гражданских правоотношений (ст. 124—127 ГК РФ). В юридической науке давно обосновано участие публичных образований в бюджетных правоотношениях . Относительно участия названных субъектов в налоговых отношениях в литературе и диссертационных исследованиях высказываются различные точки зрения. Р. О. Халфина отмечает, что государственный суверенитет находит свое выражение в том, что государство утверждает собственный бюджет, устанавливает налоги, руководит денежной и кредитной системой, заключает и предоставляет займы . В связанных с этой Деятельностью налоговых и бюджетных правоотношениях государство выступает непосредственным участником .
В диссертационном исследовании Н. П. Кучерявенко на примере современного украинского и российского законодательства также детально обосновывается самостоятельное участие государства в налоговых отношениях Ученый, подчеркивая роль государства как участника налоговых правоотношений, обращает внимание на то, что оно выступает как организатор иных субъектов налоговых правоотношений . Вопросы участия государства в налогово-правовых отношениях анализируются и в некоторых публикациях. Вот что по этому поводу пишет М.

В. Карасева: «Одной из сторон налогового правоотношения является государство, которое выступает в лице Государственной налоговой службы РФ. Налогоплательщик, — продолжает она, — выполняет свою обязанность исключительно в пользу государства, которое в лице налогового органа выступает кредитором в налоговом обязательстве» .
Таким образом, государство рассматривается многими учеными как самостоятельный участник налоговых правоотношений. Однако не всегда в работах, посвященных как исследованию общей теории правоотношений, так и вопросам налоговых правоотношений, уделяется необходимое внимание субъектам Федерации, муниципальным образованиям как субъектам налогового права России. Между тем, с нашей точки зрения, общие подходы к определению специфики и содержания налоговой правосубъектности государства будут справедливы и при изучении налоговой правосубъектности иных публичных образований — субъектов Федерации, муниципальных образований.
Виды налогов и сборов, которые может устанавливать то или иное публично-территориальное образование, определяются конституционным статусом данного образования и установленным в налоговых отношениях разграничением предметов ведения названных субъектов. Наличие собственных налоговых источников для формирования доходной части бюджета общественно-территориального образования является в современных условиях необходимым атрибутом, отражающим соответствующую организованность этих подразделений общества . Право на установление налогов и сборов и получение налоговых платежей определяет наличие целого комплекса материальных прав в налоговых отношениях, принадлежащих публично-территориальным образованиям. Это право на введение в действие налогов и сборов, право на установление налоговых льгот, право на определение ставок налога (в соответствующих пределах) и т. п. Однако перечисленные налоговые права публично-территориальных образований применительно к данным субъектам носят лишь общий характер и реализуются представительными органами власти в соответствии со ст. 12, 16—18 НК РФ. Вместе с тем эти налоговые права, бесспорно, имеют значение для характеристики налоговой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В связи с изложенным нельзя согласиться с М. Ю. Орловым, который утверждает, что публично-территориальные образования не являются субъектами налогового права, поскольку «налоговое право регулирует только те отношения, которые непосредственно связаны с уплатой налога плательщиком и с осуществлением контроля за этой уплатой» . В дополнение к приведенным рассуждениям отметим, что точка зрения процитированного автора не согласуется со ст. 2 НК РФ, которая иначе определяет предмет налогового права.

Читать еще:  Дисконтирующий множитель для единичного платежа

5. Какой порядок установления платежей налоговой системы предусмотрен законодательством, на каких нормах Конституции РФ он основан?

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ налог или сбор могут быть установлены только законом, налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными».

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Перечень данных видов налогов установлен статьей 13 Налогового кодекса РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и в пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

— порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Перечень данных видов налогов установлен статьей 14 Налогового кодекса РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов РФ о налогах и сборах, обязательны к уплате на территории этих субъектов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ следующие элементы налогообложения:

— порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, особенности установления региональных и местных налогов (сборов) следующие:

— субъекты Федерации и муниципальные образования могут устанавливать только те налоги и сборы, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ в качестве региональных или местных;

— установление региональных местных налогов и сборов должно осуществляться в рамках, определенных федеральным законодательством;

— вторичное (производное) установление региональных и местных налогов и сборов оформляется законом субъекта Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые должны содержать все необходимые элементы налогообложения;

— субъекты Федерации и муниципальные образования могут конкретизировать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налог, как комплексное экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Как справедливо отмечает С. Пепеляев, «налог должен быть точно определен… Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые налоговых формул — элементы закона о налоге — имеют универсальное значение».

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 220 ;

Лекция 2. Правовые основы установления, взимания налогов

1. Порядок установления и введения налогов.

2. Действие налогового законодательства во времени и пространстве.

1. Порядок установления и введения налогов

Рассматривая вопросы установления налогов, КС РФ разъяснил, что при установлении налога или сбора необходимо определить в законе существенные элементы налоговых обязательств, которые исчерпывающим образом перечислены в НК РФ:

· Порядок исчисления налога

· Порядок и сроки уплаты налога

Ст. 17 НК – должны быть определены все существенные элементы.

18.02.97 №3-П ПКС: одно лишь перечисление налогов и сборов в ФЗ о бюджете нельзя рассматривать как их установление, поскольку законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств.

Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы все существенные элементы НО. то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства. Причем элементы налогообложения должны быть установлены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение.

Налог считается установленным с момента исчерпывающего определения в законе всех элементов налогообложения, необходимых для того, чтобы исчислить и уплатить налог. Вышеуказанное требование справедливо и в отношении сборов с той лишь разницей, что применительно к сборам НК не называет исчерпывающего перечня элементов. Согласно п.3 ст. 17 НК определяются плательщики и иные элементы.

В практике возник вопрос о толковании такого положения применительно к полномочиям РФ и субъектов РФ. ПКС №5-П: федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с К РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы. Что касается органов государственной власти субъектов РФ, установление налогов должно осуществляться в соответствии с общими принципами налогообложения, которые установлены НК. Право субъектов РФ на установление налогов всегда носит производный характер, т.к. они связаны общими принципами налогообложения. Это применимо и к местным налогам.

Установление налогов и сборов субъектами РФ и муниципальными образованиями означает конкретизацию общих правовых положений федерального законодательства о налогах и сборах, в том числе детальное определение существенных элементов налогообложения. Регулирование ФЗ отдельных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным содержанием осуществляется субъектами РФ и муниципальными образованиями. Последние вправе осуществлять правовое регулирование регионального (местного) налогообложения при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется ФЗ.

Исчерпывающий перечень налогов и сборов – в ФЗ. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории региональные и местные налоги и сборы, т.к. исчерпывающий перечень региональных и местных налогов, порождает только право, но не обязанность установить налог. Таким образом, НК порождает право субъектов РФ и муниципальных образований своим законом (решением) устанавливать и вводить в действие налог независимо от того, вводит ли его на своей территории другой субъект, муниципальное образование.

Читать еще:  Административные платежи и сборы это

Так, в соответствии с п.1 ст. 12 НК в РФ устанавливаются федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги исчерпывающе регулируются ФЗ – ч.2 НК преимущественно. В них содержатся все нормы, позволяющие любому лицу однозначно определить, является ли оно налогоплательщиком данного налога и если является, то определить основание возникновения обязанности, правил исчисления и уплаты налога. Как указано в Постановлении КС от 21.03.97 №5-М: федеральный законодатель устанавливает федеральные НиС в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Что касается региональных и местных налогов, то в силу п.3, 4 ст. 12 НК в ФЗ предусматриваются нормы, определяющие обязанных лиц, основания возникновения обязанности по уплате налога и пределы налогового бремени, также право органа власти субъекта РФ, муниципального образования ввести соответствующий налог. Права региональных и местных органов в части установления региональных и местных налогов в значительной степени сходны, поскольку имеют рамочный характер, определенный ФЗ. Кроме того, право любого субъекта РФ, муниципального образования на введение регионального, местного налога зависит не только от РФ, но и от воли самого публично-правового образования в части перечня.

В соответствии с п.3 ст.12 НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ, законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъекта. При установлении налогов органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НКРФ следующие элементы налогообложения:

— порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы не установлены НК РФ.

Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ.

П.4 ст. 12 НК: местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных органов муниципального образования о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих МО. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов МО. При установлении местных налогов определяются в порядке и пределах, установленных НК РФ, следующие элементы:

— порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы не установлены НК РФ.Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ.

Установление налога – принятие НПА о налоге, в котором данный налог устанавливается с одновременным обязательным раскрытием всех существенных элементов устанавливаемого налога, указанных в ст. 17 НК РФ.

Введение налога – выбор органа законодательной власти из установленного ФЗ закрытого перечня НиС конкретного налога, включенного в налоговую систему соответствующего уровня и принятие необходимого закона или решения о введении этого налога в действие на определенной территории.

То есть налог введен, когда вступил в силу соответствующий НПА.Требования, которые предъявляются к НПА, устанавливающему налог. Ст. 6 НК РФ определяет случаи несоответствия актов о НиС :

§ когда акт издан некомпетентным органом, либо с нарушением порядка принятия актов;

§ отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, агентов, плательщиков сборов, установленных НК РФ;

§ вводит обязанности, не предусмотренные НК или изменяет определенное НК содержание обязанности участников НПО;

§ запрещает действия субъектов, которые разрешены в НК;

§ запрещает действия органов налогового контроля, которые разрешены;

§ разрешает действия, запрещенные НК;

§ изменяет установленные НК основания, условия, последовательность действий участников налогообложения;

§ изменяет содержание понятий, терминов, которые определены в НК;

§ иным образом противоречит.

НК устанавливает, что законодательство о НиС основано на всеобщности и равенстве налогообложения. НиС не могут иметь дискриминационный характер. Недопустимы НиС, которые препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать НиС, нарушающие единое экономическое пространство по РФ, в частности, ограничивающее перемещение товаров, работ, услуг, средств, иначе ограничивать ….

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые противоречия, неясности толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов.

Взимание налогов – процесс действия на соответствующей территории соответствующего налога, включающего в себя исчисление и уплату налога, в том числе и принудительное взыскание.

2. Действие актов законодательства о НиС во времени и пространстве

Согласно ст. 5 НК РФ имеются 2 группы актов НЗ:

1) ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых НиС, а также акты законодательства о НиС в субъектах РФ и акты представительного органа МСУ, вводящие новые налоги и сборы.Такие акты вступают в силуне ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

2) иные акты, вносящие изменения, дополнения в действующее законодательство о НиС.Вступают в силу следующим образом:

— в отношении налоговне ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода.

— в отношении сборовне ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

Указание на налоговый период применительно к сборам отсутствует в ст. 5 не случайно. Уплата налогов предполагает определенную регулярность, системность, периодичность, поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях, когда у плательщика сбора существует потребность в получении некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик сбора индивидуально заинтересован.

Сбор не связан каким-то определенным промежутком времени. Главное – мотивация плательщика, желание вступить в публично-правовые отношения с государством. Для определения момента вступления в силу надо правильно установить 2 юридических факта: дату официального опубликования и налоговый период. Смотреть условия официального опубликования и обнародования. КС: без обнародования акта не может считаться официального опубликования.

Ст. 55: Налоговый период – календарный год или иной промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из отчетных периодов, когда уплачиваются налоговые платежи. Изменение налогообложения в течение налогового периода означало бы придание акту обратной силы без прямого указания этого в НПА – его распространение на отношения, возникшие до начала налогового периода.

Обратная сила актов налогового законодательства (НЗ): Поскольку в отношении актов НЗ применяются правила, как запрещающие обратную силу закона, так и допускающие исключение из этого правила, законодатель пошел по пути перечисления тех актов, которые не могут иметь обратной силы:

1) акты НЗ, устанавливающие новые НиС;

2) повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

3) устанавливают, отягчают ответственность за нарушение законодательства о НиС;

4) устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплаельщиков или плательщиков сборов, а также иных участников налогообложения.

НК РФ устанавливает 2 режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков:

П.3 ст. 5 НК: всегда имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах + устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав плательщиков, налоговых агентов, их представителей.

П. 4 ст. 5: когда прямо предусмотрено в актах – это акты, снижающие размер ставок, отменяющие налоги и сборы, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, НА, представителей или иным образом улучшающие их положение.

Действие актов в пространстве: особенностей нет. ФЗ – на всей территории РФ, если не приняты для определенной локальной территории. Региональные, местные акты – на территории субъекта РФ, МО, если в самих актах не указаны особенности применения на определенной территории.

Действие по кругу лиц: Права и обязанности возлагаются законодателем на тех лиц, которые указаны в акте. Так, в НПА о налоге в качестве плательщиков могут быть указаны только организации, только ФЛ, либо как организации, так и ФЛ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector