Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежный баланс к ввп

Научно-
образовательный
портал IQ

«Новый курс» №13

Запас прочности — не более четырех лет

Рост цен на нефть с 40 долл./барр. в первом квартале прошлого года до 70 долл./барр. в начале нынешнего года привел к увеличению стоимости экспорта топлива (нефть, нефтепродукты и природный газ) из России до, казалось бы, «безопасного» для платежного баланса уровня 20% ВВП в первом квартале 2010 г.

Сальдо счета текущих операций, млрд долл.

Источник: Банк России

Однако рост нефтяных цен традиционно приводит к своеобразному «перегреву» платежного баланса — начинает быстро расти дефицит неторговых операций и импорт товаров — и в результате сальдо текущих операций (СТО) начинает быстро сжиматься, гораздо быстрее, чем это прогнозируют денежные власти. А когда сальдо СТО попадает в зону риска (для российской экономики это менее 2–3% ВВП), угроза девальвации резко возрастает. Похоже, что и сейчас формируется такая же ситуация: в апреле нефтяные котировки превысили 80-ти долларовый рубеж, и на этом фоне рост импорта и сальдо неторговых операций в первом квартале составил, соответственно, 18% и 33% г/г.

Сальдо счета текущих операций, % ВВП

Примечание: пунктирной линии приведено годовое значение сальдо к ВВП

Источники: Банк России, Росстат, Минфин

Весьма показательным индикатором приближения к такой зоне риска может служить «ненефтегазовое сальдо СТО». Так, перед кризисом 1998 года дефицит СТО без учета топлива превысил 12% ВВП, а перед кризисом 2008 г. — достиг 13% ВВП (на приведенном графике отчетливо видно, как уверенно платежный баланс России шел в сторону валютного кризиса). В этой связи следует отметить, что валютный кризис 2008–2009 гг. не так сильно изменил ситуацию, как это произошло десятью годами раньше. По нашим оценкам, ненефтегазовое сальдо СТО в первом квартале 2010 г. составило 11% ВВП, а это значит, что при темпах роста импорта на уровне 25% при ценах на нефть 75 долл./барр. и прочих равных условиях, риск девальвации рубля возникает к концу 2014 г., а при 30%-ном росте импорта угроза девальвации может стать реальностью на стыке 2011–2012 годов.

Расширенное правительство остается «расширенным»

Выступая на Международной научной конференции ГУ-ВШЭ министр финансов России А. Кудрин заявил, что федеральному бюджету необходимо вернуться к уровню расходов 2007 года, и что этот процесс может занять несколько лет. Действительно, при формировании параметров федерального бюджета на ближайшую трехлетку правительство вынуждено принять решение по двум разным, хотя и взаимозависимым вопросам. Во-первых, с какой скоростью следует сокращать бюджетный дефицит, а значит и с какой скоростью сокращать публичный спрос в экономике. Ответ на этот вопрос в условиях отрицательной динамики совокупного спроса является не столь очевидным. Во-вторых, как должна измениться структура расходов федерального бюджета в условиях сложившихся бюджетных ограничений, в том числе на долгосрочную перспективу. При этом, хотя основное внимание Правительства сосредоточено на параметрах федерального бюджета, с точки зрения воздействия на экономику анализ расширенного бюджета является более адекватным.

Отдельные параметры федерального бюджета, % ВВП

Доходы расширенного правительства достигали максимального уровня — 40,4% ВВП в 2007 г. По нашим оценкам, при умеренно-благоприятных внешних условиях (среднегодовая цена на нефть — 75 долл./барр.) в 2010 году их объем окажется не более 34,6% ВВП и в 2011 г. — после повышения ставки социальных отчислений может возрасти до 36,4% ВВП. После отмены ЕСН и передачи налогов на оплату труда внебюджетным фондам доходы федерального бюджета формально снизятся с 23,5% ВВП в 2007 г. до 17% ВВП в 2010 и 16% ВВП в 2011 гг.).

Структура доходов расширенного правительства, % ВВП

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

Сохранение в 2011 г. расходов федерального бюджета в номинальном выражении на уровне 2010 года (около 9,9 трлн. руб.) предполагает снижение их объема относительно ВВП. Однако изменение перераспределение доходов в пользу внебюджетных фондов означает, что сокращения расходной части бюджета расширенного правительства не произойдет. По нашей оценке, в 2010–2011 года она может остаться на уровне, достигнутом в 2009 году, т.е. около 40–41% ВВП (против 34% ВВП в 2007 году).

Основные параметры консолидированного и федерального бюджета, % ВВП

Лекция 31. Система национальных счетов. Платежный баланс;

4.2.1. Система национальных счетов[202] (СНС) — это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов, характеризующая все стадии экономического кругооборота — производство и обмен, первичное и вторичное распределение (перераспределение), потребление и сбережение (накопление). СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой экономики, которая представляет собой производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения. Она предлагает учитывать производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.), а также труд по ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, уборка жилищ, воспитание детей и т.д.). Однако большинство стран мира, в т.ч. — Россия, не готовы включать в расчеты оценку этой деятельности.

СНС исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов. СНС России в настоящее время включает следующие счета.

Читать еще:  Обязательный платеж безвозмездный платеж взимаемый органами

4.2.2. Счет товаров и услуг. Он состоит из двух частей. В части «Ресурсы» показываются выпуск и импорт продуктов, в основных ценах (т.е. без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий), а также косвенные налоги (в СНС — налоги на продукты и импорт) и субсидии на произведенные продукты и импорт, что необходимо для приведения основных цен к рыночным. В части «Использование» отражаются объемы использования продукции на потребление, накопление и экспорт.

4.2.3. Счет производства схож со счетом товаров и услуг, но исключает импорт. Он является базой для определения валового внутреннего продукта (ВВП) по отраслям.

4.2.4. Счет образования доходов и счет распределения первичных доходов отражают выплату доходов экономическим агентам — домашним хозяйствам, нефинансовым и финансовым предприятиям, государственным учреждениям и некоммерческим организациям. В статистике эти доходы не всегда можно разграничить, поэтому в счетах выделяют оплату труда наемных работников, валовую прибыль и валовые смешанные доходы, а также налоги на производство и импорт (т.е. не только косвенные, но и прямые налоги, кроме налогов на прибыль и доходы) за вычетом субсидий на это производство и импорт. На базе этих счетов возможно построение валового внутреннего продукта по доходам, а также национального дохода.

4.2.5. Счет вторичного распределения доходов учитывает поступление доходов извне и их перевод за рубеж.

4.2.6. Счет использования располагаемого дохода и счет скорректированного располагаемого дохода отражают распределение полученного страной дохода на конечное потребление и сбережение. Они служат основой для расчета ВВП по использованию.

4.2.7. Счет операций с капиталом отражает превращение сбережений в основной капитал, оборотный капитал и сокровище (приобретение ценностей) с учетом притока капитала извне и его оттока (так называемого чистого кредитования). Так, в 1998 г. 622 млрд. руб. российских сбережений были уменьшены на 72 млрд. руб. в результате отрицательного сальдо притока и оттока капитала. Вследствие этого валовое накопление составило, по оценке, 550 млрд. руб., из которых, на валовое накопление основного капитала пошло 481 млрд. руб., на прирост запасов материальных оборотных средств — 65 млрд. руб. на чистое приобретение ценностей — 4 млрд. руб.

4.2.8. Добавленная стоимость это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая его реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию. Стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость продукта, произведенного данным предприятием, не включается. Поэтому добавленная стоимость — это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основной капитал предприятия принимает участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

Эти величины добавленной стоимости при суммировании их по всем отраслям и производствам и дают итоговые показатели ВВП, свободные от повторного счета. В СНС в состав добавленной стоимости включаются амортизация, заработная плата, прибыль корпораций и некорпорированных предприятий, полученная ими рента, процент на ссудный капитал, а также чистые налоги или чистый экспорт.

К чистым налогам на продукты и импорт относят косвенные налоги на эти товары и услуги, к чистому экспорту — экспорт товаров и услуг за вычетом их импорта. От них несколько отличаются чистые налоги на производство и импорт. При расчете сумм счетов и самого ВВП чистые налоги или чистый экспорт часто добавляют отдельной строкой для того, чтобы разные счета или подсчитанные разными способами показатели ВВП сходились, так как не во всех расчетах учитываются косвенные налоги, субсидии и сальдо внешней торговли товарами и услугами.

В СНС используются цены потребителярыночные (включающие налоги на продукты и импорт за минусом субсидий) и цены производителя — основные (меньше рыночных на сумму косвенных налогов). Для перевода одних цен в другие их корректируют на косвенные налоги и субсидии.

В СНС налогина продукты и импорт рассматриваются не только как поправка к ценам, но и как первичный доход государственных учреждений.

В макроэкономическом анализе применяется ряд статистических показателей.

4.2.9. Основным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). В статистике ряда стран используется и более ранний макроэкономический показатель — валовой национальный продукт (ВНП). Оба эти показателя определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Они подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (какого-либо базового года).

ВВП подсчитывается по территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны.

ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Читать еще:  Активный и пассивный платежный баланс

ВНП отличается от ВВП на сумму факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности; переведенная в страну заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Эта разность весьма невелика: для развитых стран — не более 1% от ВВП. В СНС применяют также чистый внутренний продукт и национальный доход.

В России переход вначале к ВНП, а затем к ВВП начался с 1988 г. Он осуществлялся путем пересчета валового общественного продукта (ВОП) — суммы валовой продукции и национального дохода (НД) — суммы чистой продукции отраслей материального производства[203].

Платежный баланс к ввп

Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации

Январь — июнь 2019 года

Юридическая основа разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга

Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга являются:

— Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изменениями) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

— Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (с изменениями) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (с изменениями) «О банках и банковской деятельности»;

— Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении федерального плана статистических работ».

В таблицах в отдельных случаях возможны незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых, что связано с округлением данных.

Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в январе — июне 2019 года

В январе — июне 2019 года на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры международного товарного рынка уменьшился профицит счета текущих операций. Тем не менее, за счет возобновившегося привлечения капитала с внешнего рынка увеличилось накопление международных резервов и наращивание положительного сальдо финансовых операций частного сектора.

Платежный баланс Российской Федерации

Профицит счета текущих операций в январе — июне 2019 года составил 44,3 млрд долларов США, сократившись на 3,4 млрд долларов США по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Ключевую роль сыграло снижение положительного сальдо торгового баланса на 3,1 млрд долларов США, до 86,4 млрд долларов США, совокупное отрицательное сальдо других компонентов счета текущих операций изменилось незначительно.

Экспорт товаров сократился до 204,2 млрд долларов США против 210,3 млрд долларов США годом ранее в результате отрицательной динамики стоимостных объемов поставок как топливно-энергетических товаров, так и прочих товаров. Стоимостный объем вывоза 4 основных топливно-энергетических товаров снизился до 120,7 млрд долларов США (125,1 млрд долларов США), или на 3,5%, вследствие кумулятивного влияния ухудшения ценовой конъюнктуры и снижения объема поставок в натуральном выражении. Исключение составил экспорт сжиженного газа, по которому наблюдалось увеличение как контрактных цен, так и физических объемов. В целом объем экспорта топливно-энергетических товаров сократился до 133,8 млрд долларов США, или на 2,0%, доля этой группы товаров составила 64,9% (64,0% годом ранее).

Соотношение основных компонентов счета текущих операций в январе — июне 2013-2019 годов

(млрд долларов США)

Экспорт товаров в январе — июне 2013-2019 годов (по методологии платежного баланса)

(млрд долларов США)

Страны — основные торговые партнеры России

(млрд долларов США)

Поставки продовольственных товаров и сырья для их производства снизились на 6,2%, до 10,6 млрд долларов США, доля товарной группы уменьшилась до 5,1%. Экспорт продукции химической промышленности сжался до 12,9 млрд долларов США (на 3,3%), доля товарной группы осталась стабильной — 6,2%. Продукции машиностроения поставлено на 6,6% меньше, чем годом ранее, объем поставок — 11,7 млрд долларов США, удельный вес группы — 5,7% (5,9% годом ранее). Экспорт черных и цветных металлов, включая изделия из них, сокращался в относительном выражении наиболее значимо — на 12,6%, до 19,4 млрд долларов США, удельный вес группы снизился на 1 процентный пункт, до 9,4%.

В географической структуре экспорта доля основного партнера — стран ЕС — сократилась до 46,0% (46,9% в январе — июне 2018 года). Удельный вес поставок в государства АТЭС, напротив, вырос до 26,2% (24,5%), доля экспорта в страны ЕАЭС оставалась устойчивой — 8,4% (8,7%). Доля прочих стран снизилась до 19,4% с 19,9%. Наибольшие объемы поставок приходились на Китай (12,8%), Нидерланды (11,7%), Германию (7,0%), Турцию и Беларусь (по 4,7%).

Импорт товаров уменьшился на 3,1 млрд долларов США, или на 2,6%, до 117,8 млрд долларов США, его динамика обусловлена как сокращением физических объемов ввоза товаров, так и снижением цен.

Наиболее значимой товарной группой в структуре импорта оставались машины, оборудование и транспортные средства. Их ввоз в отчетном периоде сократился на 4,4%, до 51,8 млрд долларов США, а удельный вес уменьшился до 45,9% против 46,8% в январе — июне 2018 года. Импорт продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей был стабильным — на уровне 21,5 млрд долларов США, его доля — 19,1% (18,7%). Продовольственных товаров, включая сырье для их производства, импортировано на 2,1% меньше, чем годом ранее, их стоимость — 14,8 млрд долларов США, удельный вес группы остался устойчивым — 13,1%.

Читать еще:  Кризис платежного баланса

В географическом распределении импорта товаров в том числе за счет сокращения ввоза машиностроительной продукции доля государств ЕС снизилась до 35,3% против 38,1% годом ранее. Удельный вес стран АТЭС, напротив, вырос до 41,7% (39,5%). Доля партнеров России по ЕАЭС незначительно выросла до 8,3% (8,0%). Важнейшими контрагентами России являлись: Китай (21,4%), Германия (10,0%), США (6,1%), Беларусь (5,4%) и Италия (4,2%).

Импорт товаров в январе — июне 2013-2019 годов (по методологии платежного баланса)

(млрд долларов США)

Структура экспорта и импорта услуг в январе — июне 2019 года

Дефицит баланса услуг практически не изменился и составил 14,2 млрд долларов США.

Нерезидентам, как и годом ранее, предоставлено услуг на сумму 30,6 млрд долларов США. Экспорт транспортных услуг вырос на 0,6 млрд долларов США, или на 5,8%, в то же время экспорт по статье «Поездки» после высоких показателей 2018 года, обусловленных проведением Чемпионата мира по футболу, сократился на 0,4 млрд долларов США, до 4,9 млрд долларов США. Уменьшился и объем оказанных нерезидентам прочих услуг, их сумма равнялась 14,6 млрд долларов США, что на 0,2 млрд долларов меньше, чем годом ранее.

Импорт услуг также сложился на уровне показателя января — июня 2018 года в размере 44,8 млрд долларов США. Транспортных услуг получено на 7,3 млрд долларов США (7,4 млрд долларов годом ранее). Расходы россиян за рубежом, отраженные по статье «Поездки», уменьшились на 0,3 млрд долларов США, до 16,0 млрд долларов США. Потребление прочих услуг, напротив, выросло на 0,3 млрд долларов США, до 21,5 млрд долларов США.

Дефицит баланса оплаты труда сократился до 1,0 млрд долларов США против 1,2 млрд долларов США в январе — июне 2018 года: на фоне сохранившегося уровня выплат в пользу иностранных работников, временно занятых в экономике Российской Федерации, выросла сумма оплаты временно трудоустроенных за рубежом россиян.

Отрицательное сальдо баланса инвестиционных доходов в январе — июне 2019 года расширилось на 1,0 млрд долларов США, до 23,1 млрд долларов США, в основном из-за роста выплат в пользу нерезидентов со стороны прочих секторов. Дефицит баланса инвестиционных доходов банков составил 1,2 млрд долларов США (1,8 млрд долларов США в январе — июне 2018 года). Баланс инвестиционных доходов прочих секторов сведен с отрицательным сальдо 22,7 млрд долларов США (20,5 млрд долларов США). Профицит совокупного баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и центрального банка сложился в сумме 0,8 млрд долларов США (0,2 млрд долларов США).

Дефицит баланса вторичных доходов уменьшился до 3,8 млрд долларов США с 4,2 млрд долларов США в январе — июне 2018 года.

Отрицательное сальдо счета операций с капиталом составило 0,3 млрд долларов США (0,4 млрд долларов США годом ранее).

Размер чистого кредитования остального мира уменьшился до 44,0 млрд долларов США с 47,3 млрд долларов США в январе — июне 2018 года.

Чистое кредитование остального мира, отраженное в финансовом счете (без учета резервных активов), по итогам января — июня 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сократилось наполовину, до 10,1 млрд долларов США, оно сформировано опережающим ростом вложений резидентов в иностранные активы по сравнению с ростом обязательств перед нерезидентами.

Иностранные обязательства увеличились на 22,2 млрд долларов США (годом ранее было зафиксировано сокращение на 10,8 млрд долларов США). Внешняя задолженность федеральных органов государственного управления возросла на 17,4 млрд долларов США (снижение обязательств на 2,7 млрд долларов США в январе — июне 2018 года) в результате приобретения нерезидентами суверенных ценных бумаг, номинированных как в российских рублях, так и в иностранной валюте.

Долговые обязательства центрального банка перед нерезидентами уменьшились на 1,2 млрд долларов США в ходе операций по управлению резервными активами.

Внешние обязательства частного сектора увеличились на 6,1 млрд долларов США (чистое снижение на 7,1 млрд долларов США годом ранее).

Иностранные пассивы банковского сектора сократились в январе — июне 2019 года на 9,9 млрд долларов США (на 12,0 млрд долларов США в аналогичном периоде предыдущего года) преимущественно за счет уменьшения средств нерезидентов на текущих счетах и в депозитах.

Привлечение внешних обязательств прочими секторами расширилось до 15,9 млрд долларов США (5,0 млрд долларов США годом ранее): ключевую роль сыграло увеличение прямых инвестиций на 15,1 млрд долларов США (на 8,4 млрд долларов США в январе — июне 2018 года) при замедлении чистого погашения ссудной задолженности до 1,6 млрд долларов США (7,4 млрд долларов США).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector