Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные методы регулирования платежного баланса

Основные методы регулирования платежного баланса

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Необходимость государственного регулирования платежного баланса обусловлена следующими причинами:

1. Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте.

2. После отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

3. В условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1) государственная собственность, в том числе официальные золото — валютные резервы;

2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение импорта товаров, а также на ограничение вывоза капиталов и привлечение иностранных капиталов.

1. Дефляционная политика включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на социальные цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация — снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

3. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, а также сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика – политика, направленная на уменьшение дефицита платежного баланса за счет бюджетных субсидий экспортерам, протекционистского повышения импортных пошлин, отмены налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

 регулирование торгового баланса: стимулирование экспорта и ограничение импорта.

 регулирование «невидимых» операций: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»; расширение государственных расходов на НИР в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

 регулирование движения капитала: с одной стороны, поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — стимулирование притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.).

Межгосударственное регулирование платежного баланса возникло с середины 70-х годов как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

 согласование условий государственного кредитования экспорта;

 двухсторонние правительственные кредиты,

 краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

 кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего

Основные методы регулирования платежного баланса

Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуровновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов, что подорвало Бреттон-Вудскую валютно-финансовую систему в середине 70-х годов.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением желаемых темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

· государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы;

· объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40-50%);

· непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;

· регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать соответствующие меры по его выравниванию.

Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т. д. Такие требования после Второй мировой войны США, например, предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х годах положение дел стало меняться, и теперь уже страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступают с аналогичными требованиями к США.

Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала. Так, с 70-х годов представители США постоянно призывают Германию и Японию стимулировать экономический рост и импорт американских товаров.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная (антиинфляционная) политика.Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает прежде всего ограничение государственных (бюджетных) расходов, замораживание цен и заработной платы. При этом правительством активно используются соответствующие финансовые и денежно-кредитные рычаги, такие как:

Читать еще:  Государственные трансфертные платежи это

· изменение учетной ставки центрального банка;

· установление пределов роста денежной массы;

При проведении такой политики сдерживания снижается объем национального дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров (рис.17.1).

Рис. 17.1. Национальный доход и сальдо торгового баланса страны

Снижение импорта позитивно воздействует на платежный баланс, так как снижает потребность в иностранной валюте. Таким образом, при замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается.

Однако необходимо при этом иметь в виду, что в условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются соответствующие компенсирующие меры.

Девальвация.Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процессов производства продукции и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Кроме того, удерживая импорт, девальвация может привести к утрате конкурентных преимуществ отечественной продукции, при изготовлении которой использовались импортное оборудование, материалы, энергия и т. п.

Таким образом, девальвация национальной валюты, хотя и может дать стране временные преимущества, во многих случаях не дает возможности устранить причины дефицита ее платежного баланса.

Валютные ограничения.Валютные ограничения следует различать по сферам их применения.

По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах:

1) блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продаж товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

2) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизному банкам;

3) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля);

4) ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

5) запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

6) запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

7) регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов. Например, некоторые страны устанавливают ограниченные сроки (до 1 месяца) продажи экспортерами иностранной валюты на национальную с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.

По финансовым операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в таких формах.

При пассивном балансепринимаются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

1) ограничение вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

2) контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при представлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом: привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

3) полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение ее оплаты национальной валютой без права перевода за границу.

При активном платежном балансев целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым операциям:

1) запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных ценных бумаг иностранцам;

2) обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

3) запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте;

4) введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает центральному банку;

5) ограничение ввоза валюты в страну;

6) ограничение на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;

7) применение принудительных депозитов. Например, фирмы, активно прибегающие к иностранным кредитам (из-за более низких процентных ставок), обязываются помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центральном банке страны.

Оценивая влияние валютных ограничений на международные валютные отношения в целом, надо подчеркнуть, что они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значительно затрудняя развитие экспорта. Несмотря на то, что валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, в конечном счете они осложняют проблему их балансирования.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.Для уменьшения дефицита платежного баланса обычно используются:

· бюджетные субсидии экспортерам;

· протекционистское повышение импортных пошлин;

· отмена налога с процентов, выплачиваемых держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Среди регуляторов денежно-кредитной политики особое место принадлежит учетной ставке процента. Как известно, величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита являются жесткими: если процентные ставки низки, то они свободны (либеральны).

В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где более высокие процентные ставки, т. е. туда, где за кредиты платят более высокие цены («горячие деньги»).

Когда, например, США предлагают более высокие процентные ставки по кредитам по сравнению с Великобританией, владельцы английских денежных средств, продавая фунты стерлингов, приобретают доллары и, покупая американские акции, вкладывают их в экономику США. В итоге на международном финансовом рынке растет потребность в долларах (для вложения в американские акции) и понижается спрос на фунты стерлингов.

Повышение же потребности в долларах аналогично последствиям от дополнительного экспорта, увеличивающего положительное сальдо платежного баланса.

Аналогично воздействие процентных ставок на платежный баланс через национальный доход. Так, увеличение процентных ставок, вызываемое обычно нехваткой долларов, уменьшает инвестиционную деятельность, сокращает производство, потребление товаров и соответственно уменьшает и импорт. В результате платежный баланс улучшается.

Понижение процентных ставок влияет на платежный баланс противоположным образом. Если, например, в США процентные ставки понизятся, то иностранные вкладчики капиталов постараются их перевести из США в более «выгодные» страны. Начнется «сброс» долларовых средств и обмен их на национальную валюту. По своему воздействию это будет аналогично росту импорта, т. е. увеличит предложение долларов на валютном рынке и ухудшит платежный баланс США. В этом же направлении будет действовать и рост национального производства (в связи с облегчением условий кредитования), и увеличения спроса на национальные и иностранные товары. В результате платежный баланс ухудшается.

Справедливости ради необходимо отметить, что вывод о положительном влиянии более высоких процентных ставок на платежный баланс должен быть скорректирован. Определяющим моментом здесь является не столько уровень процентной ставки, сколько факторы, вызывающие его рост. Если рост процентной ставки есть результат более жесткой кредитной политики, то это утверждение верно. Однако в тех случаях, когда первопричиной служит рост инфляционных тенденций в экономике, положение дел будет обратным.

Кроме того, в долговременной перспективе увеличение процентных ставок постепенно приводит к некоторому «истощению» или уменьшению притока капитала. Более того, в дальнейшем в связи с необходимостью выплат сначала более высоких процентов, а затем и самих долгов следует ожидать ухудшения платежного баланса. Поэтому использование более высоких процентных ставок целесообразно только в краткосрочной перспективе.

Регулирование платежного баланса

Методы регулирования платежного баланса

Учитывая текущую нестабильную экономическую ситуацию, в статистических показателях платежных балансов различных государств последние годы присутствуют все признаки неравновесия. Это означает, что сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса с большей долей вероятности не равны нулю и балансируют движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы достичь максимального равновесия. Значительные колебания сальдо баланса по счету текущих операций вызывают негативные экономические последствия для государства. К примеру, резкое увеличение положительного сальдо благоприятствует стремительному росту денежной массы и этим стимулирует инфляцию, а в противоположной ситуации, когда сальдо приобретает резко отрицательное значение, то с большей долей вероятности, это влечет за собой падение обменного курса валют и это негативно влияет на внешнеэкономические операции государства.

Читать еще:  Структура платежной системы рф

Регулирование платежного баланса контролируется государством. Существуют несколько методов этого процесса:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Прямой контроль;
  2. Дефляция (противодействие инфляции);
  3. Внесение корректировок в процесс обменного курса (изменение обменного курса).

Прямой контроль, включающий в себя регулирование импорта, например, через ограничение количественного объема, помимо этого может воздействовать рычагами контроля над таможенными и прочими сборами. Также накладывать полный запрет, либо ограничение на перевод в иное государство доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам физических лиц, осуществляет контроль над движением краткосрочного или долгосрочного капитала за пределы государства и т.п. Прямой контроль дает хороший результат в краткосрочном периоде. В долгосрочном же периоде его результаты могут быть противоречивыми, поскольку создаются предпосылки для лояльного к местным производителям режима экономической деятельности, что например, может уменьшить интерес иностранных инвесторов, возможность привлечения иностранных специалистов уменьшается, и могут возникнуть препятствия для успешного развития за рубежом товарной и сферы услуг для отечественных экспортеров.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Метод дефляции ориентирован на решение экономических задач внутри государства. Полагается, что при применении данного метода регулирования возможно снижением объема производства, инвестиций и доходов, а данные перспективы приводят к сокращению объемов импорта и увеличению резервной мощности объемов экспорта. Обычным явлением при применении данного метода, может стать повышение реальной процентной ставки, что является привлекательным фактором для привлечения в страну краткосрочных капиталов при условии наличия развитой банковской системы и отсутствия негативных политических условий. Но у метода дефляции есть и отрицательная сторона. Поскольку при применении рычагов дефляции велика вероятность повышения обменного курса валют, то экспортеры получают при обмене полученной выручки меньше национальной валюты, а данный факт не является мотивирующим для них в перспективе увеличения объема экспорта.

Третий метод – это метод изменения обменного курса. В условиях плавающего курса государство (как правило, в лице Центрального Банка государства) стремится удержать колебания в определенных рамках, с целью обойти сильные экономические потрясения. Изменения обменного курса способствуют государству в решении вопросов регулирования равновесия платежного баланса, но в этом процессе необходимо учитывать, что эффект от ревальвации (официальное увеличение золотого содержания денежной единицы) и от девальвации (денежная реформа, состоящая в снижении официального курса бумажных денег или изъятие из обращения обесценившихся денежных знаков) ослабляется эластичностью экспорта и импорта.

Причины регулирования платежного баланса

Причины, обуславливающие государственное регулирование платежного баланса, заключаются в следующем:

  1. Платежный баланс обладает признаками неуравновешенности, которая проявляет себя в длительном и значительном дефиците у одних государств и излишне активном сальдо у других. Нестабильность платежного баланса влияет на динамику валютного курса, передвижение капиталов, общее состояние экономики;
  2. В результате отмены «золотого стандарта» в $30$-х годах $XX$-го века неуправляемый механизм выравнивания платежного баланса путем регулирования цен, не имеет должного эффекта. Соответственно, регулирование платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;
  3. В условиях интернационализации хозяйственных связей увеличилась значимость платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Параллельно с поддержанием темпов экономического роста в круг задач государства входит задача уравновешивания платежного баланса, с целью снижения уровня инфляции и безработицы и т.п.

Материальной основой для регулирования платежного баланса являются:

  1. Государственные золотовалютные резервы;
  2. Национальный доход, потоки которого регулируются через государственный бюджет;
  3. Участие государства в международных экономических отношениях в качестве экспортера капиталов, гаранта, заемщика и т.п.

Соответственно, государственное регулирование платежного баланса являет собой совокупность действий государства в сфере валютных, финансовых, денежно-кредитных отношений, которые формируют основные статьи платежного баланса и также покрывают сложившееся сальдо.

Инструменты государственного регулирования платежного баланса

В среде обострившейся конкуренции на транснациональных рынках пристальное внимание государства направлено на регулирование экспортного производства способом усиления внутриотраслевой специализации и кооперирования внутренних национальных организаций с зарубежными.

Различные методики расширения экспортного направления внедряются в совокупности валютных, финансовых, организационных методов поддержки экспортеров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта производится способом его сокращения и активизации развития отечественных рынков товаров и услуг в цели максимального импортозамещения. Еще одним из способов регулирования платежного баланса со стороны государства является процесс регулирования движения капиталов, которое с одной стороны направлено на поощрение внешнеэкономической экспансии (территориальное, экономическое или иное расширение зоны обитания, распространения), а с другой стороны на достижения равновесия платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов.

Государственное регулирование также включает в себя инструменты сдерживания «бегства» капитала. В их числе экономическая и политическая стабилизация внутри государства, усилия государства, направленные на повышение уровня доверия к правительству и национальной валюте, обеспечение эффективной национальной безопасности, борьбой с коррупцией и т.д. Одним из приоритетных способов пресечения государством оттока капитала становится государственный контроль над международным движением капитала, включая ограничение объема его вывоза и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

При активном платежном балансе государственное регулирование ориентировано на устранение излишне активного сальдо и для этого в процессе государственного регулирования используются перечисленные выше методы и инструменты, а также ревальвация валют (баланс импорта и экспорта товаров), увеличение экспорта капиталов и ограничения импорта капиталов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Методы регулирования платежного баланса

Платежным балансам свойственна неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо у других. Платежный баланс – это один из объектов государственного регулирования.

Совокупностью экономических мероприятий государства, которые направлены на формирование основных статей платежного баланса, а также на покрытие сложившегося сальдо, является государственное регулирование платежного баланса.

В распоряжении государства имеется разнообразный набор средств регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Страны, испытывающие дефицит платежного баланса, стремятся осуществлять мероприятия по стимулированию экспорта, сдерживанию импорта, привлечению иностранных и ограничению вывоза национальных капиталов. К таким мероприятиям относятся:

1) ограничение инфляции в целях сокращения внутреннего спроса путем уменьшения бюджетного дефицита, изменения учетной ставки, установления пределов роста денежной массы;

2) девальвация национальной валюты. Эффективность данного метода в повышении конкурентоспособности национальных товаров на внешних рынках зависит от конкретных условий его реализации и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт лишь при наличии экспортного потенциала у страны и при благоприятной ситуации на мировое рынке;

3) валютные ограничения в виде блокирования валютной выручки экспортеров, лицензирования продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточения валютных операций в уполномоченных банках;

4) манипулирование учетной ставкой;

5) таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций;

6) специальные меры воздействия на формирование основных составляющих платежного баланса.

Формально платежный баланс, как любой баланс, уравновешен; это значит, что итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга.

Структура платёжного баланса

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «—»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «—»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account balance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они совпадают.

Читать еще:  Безналичные расчеты платежными поручениями

№50-я сказал чтоб Димон сделал

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д. Изучение экономического роста проходит в рамках теорий экономического роста

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе), чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг), трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки) и отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

В России наблюдается равномерный рост экономики.

Два типа экономического роста:

Экстенсивный экономический рост — это увеличение производства товаров и услуг за счет привлечения дополнительных факторов производства: земли, труда и капитала, при этом их качественные и технические характеристические уровни остаются неизменными.

Интенсивный экономический рост — это увеличение производимых благ за счет роста производительности труда по совершенствующейся технической базе и более эффективного использования всех факторов производства.

Факторы, обеспечивающие экономический рост

· Количество и качество природных ресурсов

Факторы экономического роста:

· Научно-технический прогресс — это постепенное совершенствование и распределение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов.

· Развитие предпринимательства — эффективность зависит от рациональной комбинации факторов производства и их технического совершенствования.

· Прогрессивная структура производства — это повышение удельного веса наукоемких отраслей, обеспечивающих внедрение достижений научно-технического прогресса.

· Движение совокупного спроса — определяет развитие совокупного предложения.

(НАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕ ЗНАЮ)

Модель экономического роста Солоу — неоклассическая модель экономического роста, выявляющая механизм влияния сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и его динамику.

Модель была разработана в 1956 г. и является простой целью, поскольку представлены только домохозяйства и фирмы.

Р. Солоу в своей модели использовал следующие предпосылки неоклассической экономической школы: совершенная конкуренция, гибкость цен, полная занятость, взаимозаменяемость ресурсов производства, убывающая производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

В модели Солоу используется производственная функция Кобба—Дуглала, где труд и капитал являются субститутами. Необходимым условием равновесного состояния экономической системы выступает равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

Модель Солоу состоит из следующих уравнений, характеризующих экономическую динамику.

Основные методы регулирования платежного баланса

Причины государственного регулирования платежного баланса:

1) платежному балансу присуща неуравновешенность, которая проявляется при длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезвычайно активном сальдо у других.

2) после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ века стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо.

3) в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1. Государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

2. Рост доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяется через государственный бюджет;

3. Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика.

4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема, какие страны (что имеют активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию.

Странами с дефицитом платежного баланса, как правило, применяются такие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов и ограничения вывоза капитала.

1. Дефляционная политика — политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на общественные цели, замораживание цен и заработной платы.

Одним из основных ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные мероприятия:

— Уменьшение бюджетного дефицита;

— Изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

— Установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация — снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Правда, делая дороже импорт, девальвация может привести к росту затрат производства отечественных товаров, к повышению цен в стране и потере полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках.

3. Валютные ограничения — блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортером, концентрирование валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика.

Для уменьшения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам; протекционистское повышение импортных пошлин; отмена налогов с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг с целью притока капитала в страну; денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (т.е. установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного взаимодействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

Важным объектом регулирования является торговый баланс. Стимулирующими факторами для экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков является целевые экспортные кредиты, страхование их от экономических и политических рисков; введение льготного режима амортизации основного капитала; другие финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например: США Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).

С целью регулирования платежей и поступлений по «невидимым» сделкам платежного баланса применяется:

• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

• прямое или опосредованное участие страны в создании туристической инфраструктуры с целью привлечения (поощрения) иностранных туристов;

• содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы с целью увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничения въезда эмигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Все оценки торговли товарами, основанные на таможенной статистике, учитывают стоимость, декларируемую на таможне импортерами и экспортерами. При экспорте товар оценивается по условию (ФОБ): таможенная стоимость является продажной цене самого товара. Но при импорте зарегистрированная стоимость включает, помимо цены самого товара, расходы по страхованию и фрахту: это оценки каф (CAF). Таким образом, сальдо внешней торговли, выведенные непосредственно с таможенной статистики — это сальдо ФОБ — каф, завышает стоимость импорта, включая в него часть услуг. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо отделить собственно импорт от совокупных расходов (фрахт и страхования), которые фигурировать в балансе платежей под рубрикой «Услуги», что равнозначно оценке импорта ФОБ. Эта коррекция обеспечивается посредством скидки с таможенной оценки каф.

1. Меняется территориальная оценка. В таможенной статистике заморские департаменты и территории приравниваются к заграничным в то время, как в платежном балансе, как правило, входят в состав национальной территории.

2. Таможенная статистика включает серию операций, которые в платежном балансе не должны фигурировать в позиции «Товары»: операции без оплаты (примерно 40 млрд. по импорту и по экспорту) и операции с очень ограниченными количествами, но и деньги порой уравновешиваются как понятия идентичные, хотя валюта также конечная (завершающая) обработка маржи и различные ошибки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector