Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мвф руководство по платежному балансу

Методологический комментарий к платежному балансу Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6).

Общие понятия статистики платежного баланса

Платежный баланс — это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами, которые произошли в течение отчетного периода.

Платежный баланс построен на основе принципа «двойной записи», при котором каждая операция отражается дважды — по кредиту одной статьи и дебету другой. Сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а их общее сальдо должно равняться нулю. Однако на практике такой баланс не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одной и той же операции, берутся составителями платежного баланса из разных источников.

Экономическая операция между резидентом и нерезидентом — это взаимодействие двух институциональных единиц, которое осуществляется по взаимному соглашению или в силу действия закона и сопровождается обменом экономическими ценностями или трансфертом. Операция предполагает обмен экономическими ценностями и потому состоит из двух экономических потоков, по одному в каждом направлении. Трансферты— это передача реальных или финансовых ресурсов одной единицей другой единице без получения взамен какого-либо стоимостного эквивалента.

Институциональная единица является резидентом экономической территории той страны, которая является центром ее преобладающего экономического интереса (как правило, институциональная единица считается резидентом в случае осуществления экономической деятельности на данной территории сроком один год и более).

Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы. В платежном балансе выделяются: центральный банк, банки, органы государственного управления, прочие секторы, которые подразделяются на два подсектора — (1) другие финансовые организации (кроме банков) и (2) нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Данные в платежном балансе группируется по трем счетам: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовый счет.

В текущем счете отражаются потоки товаров, услуг, первичных и вторичных доходов между резидентами и нерезидентами на валовой основе.

Счет операций с капиталом охватывает операции с непроизведенными нефинансовыми активами и с капитальными трансфертами между резидентами и нерезидентами.

Финансовый счет отражает приобретение резидентами иностранных финансовых активов и принятие обязательств резидентами по отношению к нерезидентам. Финансовые операции отражаются на чистой основе, что означает сальдирование, т.е. приобретение минус выбытие по финансовым активам и обязательствам раздельно.

Финансовый счет группируется по функциональным категориям, институциональным секторам, финансовым инструментам и срокам погашения (для долговых инструментов).

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Величина сальдо счета текущих операций отражает разницу между сбережениями и инвестициями в экономике. Сальдо по операциям с товарами и услугами является одной из составляющих ВВП (при его расчете по методу конечного потребления). Величина сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом представляет собой чистое кредитование или чистое заимствование экономики страны в отношении остального мира и концептуально равна величине сальдо по финансовому счету. Возникающая на практике разница между ними является статистическим расхождением и отражается в платежном балансе в статье «Чистые ошибки и пропуски».

Мвф руководство по платежному балансу

Платежный баланс Российской Федерации (далее — платежный баланс) представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, произошедшие в течение отчетного периода.

Платежный баланс разрабатывается Банком России на осно­ве Федерального Закона № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июля 2002 и Постановления Правительства Российской Федерации № 849 от 18 июля 1994. Методологическую основу платежного баланса составляет шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6). Концептуально РПБ6 сохраняет преемственность с методологией пятого издания Руководства по платежному балансу РПБ5. В РПБ6 гармонизированы рекомендации МВФ в области статистики внешнего сектора с обновленной Системой национальных счетов, международными стандартами в области составления статистики прямых инвестиций и иных разделов макроэкономической статистики. Основные изменения в отдельных разделах платежного баланса включают: в торговом балансе — исключены товары, учитываемые в соответствии с таможенными режимами переработки товаров, и добавлен чистый экспорт товаров в рамках перепродажи товаров за границей; в балансе услуг — добавлены услуги по переработке товаров и услуги по финансовому посредничеству, измеряемые косвенным образом (FISIM); в баланс доходов добавлена рента; из счета операций с капиталом исключены трансферты мигрантов. Разделы баланс доходов и баланс текущих трансфертов переименованы в счета первичных и вторичных доходов соответственно, а сектор «органы денежно-кредитного регулирования» преобразован в сектор «центральный банк».

В расчеты по отдельным статьям платежного баланса и группировку данных внесен еще целый ряд изменений, связанных с совершенствованием методологии и переклассификацией отдельных компонентов в соответствии с РПБ6. Использование знаков «+» и «-» соответствует требованиям РПБ6.

Данные платежного баланса являются одним из основных инструментов, используемых при разработке денежно-кредитной политики государства.

Источниками информации являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов Российской Федерации, поступающие на регулярной основе в Банк России из Минфина России, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Минобороны России, МЧС России, кредитных организаций, депозитарных и других компаний финансового сектора, нефинансовых организаций, данные регулярных и единовременных обследований, а также оценочные данные.

Конкретный перечень используемых при составлении платежного баланса форм отчетности и другие информативные сведения размещаются на официальном сайте Банка России.

Данные платежного баланса за предыдущие периоды подвергаются пересмотру. Главным образом это происходит из-за корректировки первичной базы данных, а также в связи с появлением новых источников информации, совершенствованием методологии составления платежного баланса и/или методики расчетов отдельных показателей. Такой подход гарантирует пользователям статистики платежного баланса доступ к наиболее полным данным, отвечающим требованию сопоставимости.

В счете текущих операций отражаются внешнеэкономические текущие операции, к которым относятся операции с товарами, услугами, первичными и вторичными доходами. Счет операций с капиталом отражает капитальные операции, охватывающие капитальные трансферты и приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов. Совокупная величина сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом характеризует чистое кредитование остального мира экономикой Российской Федерации.

Финансовый счет включает операции чистого приобретения финансовых активов и чистого принятия обязательств, которые классифицируются по функциональному признаку на прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции и резервные активы.

Статья «Чистые ошибки и пропуски» — балансирующая статья или статистическое расхождение, которая уравновешивает положительное или отрицательное сальдо, образующееся после суммирования зарегистрированных в платежном балансе операций.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ЕГО СТРУКТУРА

Тема 3.

Страны – участники Европейской валютной системы

*Однако, некоторые страны, хотя и соответствуют «критериям слияния», тем не менее, пока воздерживаются от вступления в ЕВС. Валютой платежа стран — участниц ЕВС является Евро (EURO). Код валюты (по стандартам ISO) — EUR 1 EURO = 100 EURO cent. 01.07.2002 года Евро полностью заменило указанные выше валюты.

Читать еще:  Трансфертные платежи входят в состав

Платежный баланс — это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром или нерезидентами других стран в течение определенного периода времени (как правило, года). Платежный баланс отражает количественное и качественное выражение объема, структуры и характера внешнеэкономических операций государства.

Платежный баланс построен на основе следующего принципа бухгалтерского учета: каждая операция отражается дважды — по дебету одной статьи и по кредиту другой. Если происходит безвозмездное предоставление ценностей, то для отражения этой операции вводится специальная статья — трансферты.

Сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо должно равняться нулю. Однако такой баланс практически никогда не достигается, и расхождения между суммами кредитовых и дебетовых проводок называются «чистыми ошибками и пропусками».

Для составления валютного баланса также важны следующие понятия: экономическая территория страны, резиденты и нерезиденты, рыночная цена, время регистрации и расчетные единицы.

Экономическая территория страны – это географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и услуги и капитал.

Время регистрации – принятый момент перехода прав собственности на продаваемые товары и услуги.

В настоящее время основным документом, регламентирующим методологию составления платежного баланса, является разработанное МВФ руководство по платежному балансу, в соответствии с которым баланс укрупненно включает:

— счета текущих операций (экспорт и импорт товаров и услуг, баланс оплаты труда, баланс текущих трансфертов);

— счета движения капитала и кредитов (экспорт и импорт капиталов и кредита).

В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны.

Баланс счета «Текущие операции» включает в себя:торговый баланс; баланс услуг; баланс оплаты труда; баланс текущих трансфертов.

Торговый баланс — это соотношение стоимости экспорта и импорта товаров. Учет ввозимых и вывозимых товаров осуществляется в разных системах цен: экспорт товаров – в ценах ФОБ; импорт — в ценах СИФ. Наиболее часто публикуется в печати на основе таможенных данных.

Экономическое значениеактива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики.

Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом.

Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений.

Для промышленно развитых стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на рынки международных конкурентов своих товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США.

Баланс услуг – это соотношение стоимости экспорта и импорта услуг. Структура баланса услуг имеет статьи, отражающие платежи и поступления по:

— электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи;

— обмену научно-техническим и производственным опытом;

— содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей;

— передаче информации, культурным и научным обменам;

— различным комиссионным сборам; рекламе, ярмаркам и т. д.

По принятым в мировой статистике правилам в раздел «Услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов. В платежном балансе выделяются также статьи, примыкающие к операциям услуг:

— предоставление военной помощи иностранным государствам;

— военные расходы за рубежом.

Баланс оплаты трудавключает в себястатьи, отражающие платежи между резидентами и нерезидентами, связанные с заработной платой и другими выплатами в денежной или натуральной форме, полученными работниками за пределами страны, резидентами которой они являются, за работу, выполненную для нерезидентов.

Баланс трансфертов– это соотношение полученных и предоставленных односторонних безвозмездных платежей.

В состав счета текущих операций входят текущие трансферты, то есть безвозмездные платежи, не связанные с передачей прав собственности на основной капитал и не предусматривающие аннулирование государственного долга.

По методике МВФ в состав текущих трансфертов относятся:

государственные трансферты – субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;

частные трансферты – денежные переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину в случае, если они считаются ее резидентами (аналогичные переводы нерезидентов учитываются в составе баланса оплаты труда).

Этот вид операций для ряда стран имеет большое экономическое значение. Так, Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, поскольку используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.

В составе баланса капиталов и кредита укрупненно выделяются:

— счет операций с капиталом (капитальные трансферты и приобретение/продажа непроизводственных нефинансовых активов);

— финансовый счет (прямые, портфельные и прочие инвестиции, а также резервные активы).

Капитальные трансферты включают в себя трансферты государственного сектора (аннулирование госдолга и прочее) и трансферты других секторов.

Приобретение/продажа непроизводственных нефинансовых активов включает в себя соответствующие сделки по приобретению земли, ее недр, а также нематериальных активов (патентов, лицензий, торговых знаков и др.).

Что такое МВФ и зачем он нужен?

Кто следит за финансами 189 государств?

В мире есть организация, которая следит за финансами государств — Международный валютный фонд. Он контролирует бюджеты других, выдаёт кредиты и советует правительствам. Разберём подробнее, что это за могущественная структура.

Международный валютный фонд или МВФ — глобальная спецорганизация ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Она следит за стабильностью финансовой системы мира. В МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2 500 сотрудников из 148 стран.

Читать еще:  Система платежей за природные ресурсы

История. Идея фонда родилась в 1944 году на конференции ООН. Тогда 44 страны проголосовали за его создание, потому что не хотели повторения Великой депрессии. Они подписали Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому к доллару США привязывались мировые валюты, а сам доллар — к золоту. Только одна страна, СССР, была против и не подписала документ. К МВФ мы обратились только в конце 80-х.

МВФ учредили 27 декабря 1945 года, но работать он начал с марта 1947 года. Фонд помогал странам пережить последствия Второй мировой войны и выдавал краткосрочные кредиты для поддержания платёжного баланса. Первым заёмщиком стала Франция.

В 1971 году «золотовалютный стандарт» отменили: президент США Ричард Никсон объявил о его временной приостановке. Предыдущее десятилетие курс доллара к золоту считался завышенным, а война во Вьетнаме и рост цен на нефть зафиксировали крах системы. Через пять лет подписали новый документ — Ямайские соглашения о свободной торговле валютой: курс валюты не фиксируется, а формируется на основе спроса и предложения. Эти правила действуют до сих пор.

В истории МВФ было два периода быстрого роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 до 1991 год количество стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, потому что он регулировал переход вновь образованных государств от плановой экономики к рыночной и предоставлял займы в обмен на преобразования. Грузию, Молдову, Украину и Армению фонд кредитует до сих пор — на конец 2018 года общий заём для этих стран равнялся 12 млрд долларов США.

Ипотечный кризис США 2008 года вновь укрепил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и ввёл новые правила финансовой поддержки, которая в некоторых случаях может превышать ранее установленные лимиты. Общий объём денег на кредиты вырос до 750 млрд долларов, потому что ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счёт собственных средств.

Структура. Возглавляет фонд директор-распорядитель Кристин Лагард и её четыре заместителя. Они подчиняются Совету управляющих, который состоит из представителей стран-членов. Обычно это сотрудник Минфина или центробанка страны, поэтому Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка.

Операционную деятельность ведёт исполнительный совет, который также возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директора: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России — Алексей Можин, его заместитель — Лев Палей.

Фонд делится по территориальному и функциональному принципам. В состав входят департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие; и департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и др.

Задачи. Главное для МВФ — сохранить стабильность валютных курсов и рост международной торговли. Основными функциями фонд считает: рекомендации государствам по вопросам развития экономики, кредитование, техподдержку и подготовку кадров.

МВФ сосредоточен на глобализации — всемирной унификации стран. Чтобы сохранять экономическое равновесие в мире, страны должны стать похожими друг на друга, независимо от культуры, истории и религии. В прошлом году фонд отметил чрезмерный дисбаланс в мировой экономике, поэтому он рекомендует странам с дефицитом бюджета, США и Великобритании, поощрять сбережения и конкурентоспособность. Странам с профицитом бюджета, Германии, Японии, Швеции и Сингапуру, стимулировать инвестиции и конкуренцию.

Исследования. МВФ регулярно выпускает исследовательские отчёты:

Финансы МВФ

Финансирование. Бюджет МВФ формируется из разных источников. Главный — взносы государств-членов, т.н. «квоты». Квота для каждого государства своя. Она рассчитывается по формуле, в которой учтён вес страны в мировой экономике. Квота — право и обязанность одновременно. Она определяет сумму ежегодного взноса, максимальный объём кредитования и количество голосов.

Формула расчёта квоты:

0,50 * ВВП + 0,30 * финансовая открытость + 0,15 * экономическая изменчивость + 0,05 * международные резервы.

Общий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону. Он привязан к корзине валют, которая пересматривается раз в пять лет. С 2016 года в корзину входят доллар США, евро, фунт стерлингов, иена и юань.

Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174 Рис. 5. Состав валютной корзины для СДР

Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето — США с более 17% голосов.

Квоты — первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно.

Кредиты. МВФ даёт деньги странам не на конкретные проекты, а на восстановление платёжного баланса. Если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, её поддержит МВФ. Также фонд помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. МВФ выдаёт кредиты по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже — вплоть до нулевых.

На середину 2019 года МВФ окажет финансовую помощь 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 85 млрд долларов США.

Перед выдачей кредита МВФ оценивает центробанк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В прошлом году фонд оценил почти 100 центробанков мира, а 60 из них регулярно мониторит. Вот на что смотрят эксперты:

  • как проводиться внешний и внутренний аудит центробанка;
  • какая структура центробанка;
  • зависит ли от органов власти; как формируется финансовая отчётность;
  • какой контроль за бизнес-процессами внутри банка.

На 30 апреля 2018 года только два заёмщика имеют просрочку по кредиту свыше шести месяцев. Это Сомали — 239 млн СДР и Судан — 966 млн СДР. Общий долг — 1,2 млрд СДР или 1,6 млрд долларов.

МВФ и Россия

Россия стала членом МВФ после распада СССР — 01 июня 1992 года. СССР не вступал в члены из-за холодной войны, но в конце 80-х стране понадобились деньги. Михаил Горбачёв просил МВФ принять страну в членство и кредитовать. В ответ МВФ рекомендовал перейти от плановой экономики к рыночной. Для этого надо было приватизировать госкомпании, не препятствовать импорту товаров, урезать финансирование сельского хозяйства и промышленности. Такие меры МВФ, как правило, рекомендует всем развивающимся странам, которые обращаются за кредитами.

Читать еще:  Обязательные и добровольные платежи населения

В 90-е Россия получила кредитов на 22 млрд долларов США. Однако в 2000-х политика поменялась — правительство решило больше не зависеть от иностранных кредитов. Поэтому в 2005 году мы досрочно погасили последний долг в размере 3,3 млрд долларов, и с тех пор Россия сама кредитует другие государства. С 2010 года деньги на кредиты берутся из международных резервов РФ. Россия обещает обеспечить 10 млрд долларов США для кредитования МВФ.

В России есть постоянное представительство МВФ, которое возглавляет Габриэль Ди Белл. Он следит за развитием экономики страны и регулярно готовит доклады. Последний — от октября 2018 года. Он считает, что Россия подготовилась к кризисам: бюджетный профицит, низкий госдолг и плавающий курс валюты. Однако он видит и ряд препятствий для развития экономики: большая доля госкомпаний, перекос в распределении доходов, мало жителей, низкий поток инвестиций и недостаточный объём экспорта.

Кратко

МВФ — организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США — они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ — 750 млрд долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются. Россия закрыла последний долг перед МВФ в 2005 году. Теперь мы кредитуем сами.

Определение платежного баланса (МВФ)

В методических указаниях МВФ говорится: ”Платежный баланс представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую: а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром; б) смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру и в) односторонние переводы компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются”.

В соответствии с такими указаниями в платежный баланс рекомендуется включать не только данные о совершенных операциях, но и искусственно составленные показатели балансирования операций.

Определение сделки. Здесь существуют сложности классификации. Считается, что международные сделки означают обмен. В рамках сложившейся традиции различаются четыре типа сделок, или операций: продажи и покупки (обмен) товаров и услуг против финансовых активов; бартер, т.е. обмен товаров и услуг данной страны непосредственно на товары и услуги других стран; обмен финансовых активов на другие финансовые активы, т.е. продажа ценных бумаг на деньги, выплата коммерческих долгов и т.п.; односторонние переводы, т.е. предоставление или приобретение товаров и услуг либо финансовых активов без возмещения на односторонней основе.

Например, переоценка валютных резервов в связи с изменениями валютных курсов вызывает прирост или сокращение требований страны к внешнему миру. Применительно к составлению платежного баланса экспертами МВФ рекомендуется трактовка понятия сделки, или операции, “в широком смысле слова, в соответствии с обычной практикой”. Этим понятием предлагается пользоваться по отношению к любым операциям, “которые принято отражать в платежном балансе”.

На основе обработки большого числа подготовительных счетов в сводный платежный баланс включаются итоговые показатели, отражающие поступления и платежи, либо изменения требований и обязательств страны в ее операциях с внешним миром. Таким образом, по самому принципу составления платежного баланса итоговая сумма его положительных показателей должна равняться сумме отрицательных показателей, что во всех случаях должно обеспечивать его формальное равновесие. Однако и при этом остаются неточности и упущения методологического и учетного характера.

Учет цен. Значительную проблему составляет учет цен, по которым совершаются сделки внешнеэкономического характера. Органы, ведающие составлением платежных балансов, не всегда могут получить достоверные данные подобного характера. Напротив, в силу заинтересованности участников сделки в соблюдении коммерческой тайны эти данные в большинстве случаев получить невозможно. Для каждого товара существуют различные цены на разных географических рынках: цены, на основе которых взимаются таможенные и иные налоговые сборы; цены, по которым владелец товара учитывает его в своих учетных документах; внутрифирменные и трансферные цены и т.п. Из множества цен для занесения данных о сделке в платежный баланс должна применятся цена, устанавливаемая по единому принципу для кредитовых и дебетовых записей, в противном случае не будет соблюдено правило балансирования операций. Поскольку выбор цены касается не только страны, о которой идет речь, но и ее партнеров, с которыми она совершает свои операции, рекомендуется в целях единообразия и обеспечения статистических требований использовать принцип оценки торговых операций по рыночным ценам или их эквивалентам. В руководстве МВФ и национальных методических разработках содержатся подробные описания, как выбирать цены для отражения соответствующих показателей в платежном балансе.

Фиксация момента сделки. Не менее важен вопрос о фиксации момента совершения операции, данные о которой заносятся в платежный баланс. Подобно ценам в ситуации со временем совершения сделки существует множество альтернатив. В качестве показателя, отражающего дату совершения операции, могут выступать даты: заключения контракта или достижения соглашения, отгрузки товара, его доставки, прохождения таможенных процедур, выполнения услуг, начисления дохода или платежа. Руководство МВФ рекомендует так выбирать дату совершения елки, чтобы факт перемещения собственности находил отражение в национальном счетоводстве.

Методы классификации статей платежного баланса. Международные платежные отношения прошли длительный путь развития. Вместе с ними развивается и претерпевает определенные изменения методология составления и анализа платежных балансов. Современные формы представления платежного баланса являются результатом длительной эволюции теории платежного баланса и практики его составления.

Достижению определенного единообразия в представлении данных международных расчетов способствовала деятельность Лиги наций и МВФ. Эксперты Лиги наций провели работу по стандартизации методики составления платежных балансов. В результате уточнений, внесенных экспертами, была создана Схема составления платежного баланса, которая в 1947 г. была опубликована как документ ООН. Он стал итогом деятельности Лиги наций в указанной области, одновременно послужив базой для разработки формы и принципов составления платежного баланса МВФ.

МВФ продолжал разработку методики унификации схемы платежного баланса, результаты которой находят отражение в периодически переиздаваемом Руководстве по платежному балансу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×