Webbc.ru

Веб и кризис
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы государственного регулирования платежного баланса

Методы государственного регулирования платежного баланса;

Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения ддя многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.

В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаре- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственного бюджета России позволит ей в ближайшем будущем активно субсидировать экспорт.

Второй метод — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощности для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская сис-вма и низок уровень политического риска.

Однако имеется и другая точка зрения: дефляция уменьшает репорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменяй курс национальной валюты, что увеличивает возможности шортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной люты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует х налаживать экспорт.

Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.

Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различаются кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений обменного курса на платежный баланс.

Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, Что в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не изменяется и даже может произойти, как ни странно, его ухудшение. Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить свой экспорт, а импортерам — время, чтобы сократить количество новых контрактов. А пока внешнеторговые потоки идут по ранее заключенным контрактам, стоимость экспорта и импорта в долларах не сокращается, на внутреннем рынке стоимость экспортируемых товаров в рублях остается той же, а стоимость импортных товаров возрастает. Правда, спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает и импорт сокращается.

Эластичность импорта в современных условиях имеет тенденцию к снижению, так как из-за растущего участия всех стран в международном разделении труда постоянно увеличивается в национальном импорте доля тех товаров, ввоз которых объективно необходим. Поэтому в средне- и долгосрочном плане девальвация слабо сокращает национальный импорт, а ревальвация его заметно увеличивает. Экспорт обычно более эластичен и поэтому в средне- и долгосрочном плане более чуток к курсу национальной валюты. Так, заниженный курс марки и иены был мощным стимулом для западногерманского и японского экспорта в первые послевоенные десятилетия.

Воздействие изменений в обменном курсе на движение капитала различно. Ввоз долгосрочного капитала в страну определяется перспективными целями, и поэтому на нем слабо отражаются изменения обменного курса. Для ввоза краткосрочного капитала в страну со свободно конвертируемой валютой, наоборот, это имеет большое значение, так как здесь имеется возможность играть на изменениях курса. Ввоз увеличивается перед возможной ревальвацией, а после нее возрастает вывоз капитала.

Выводы

1. Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных загранице, а также изменения в финансовой позиции страны по отношению к загранице. Динамика платежного баланса является важным индикатором для правительства любой страны при проведении экономической политики, особенно в валютной, денежно-кредитной и налоговой сферах.

2. В соответствии с принципами построения платежного баланса он всегда является сбалансированным. Понятие отрицательного или положительного сальдо применимо только к отдельным его частям. Обычно внутри общего платежного баланса выделяется сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капитала и баланса официальных расчетов.

3. Анализ платежного баланса России за 1994—1998 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ:

• большое положительное сальдо торгового баланса:

• устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг:

• постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга:

• огромные объемы перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и просроченных платежей по обязательствам развивающихся стран перед Россией:

• резкие колебания сальдо баланса движения капиталов и резервных активов;

• значительные отрицательные суммы по статье «Чистые ошибки и пропуски»

Методы регулирования дефицитного платежного баланса

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов. [8, с. 140]

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулирования платежного баланса дефляционная политика направлена на снижение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг.

2. Девальвация. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

3. Протекционистские меры. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках — направлены на уменьшение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Несмотря на либерализацию текущих операций платежного баланса, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов (Япония до 1980 г., страны ЕС до 1992 г.). развивающиеся страны продолжают частично использовать валютные ограничения.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы и инфляции.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс.

Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов и ограничения их импорта.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

Методы балансирования платежных балансов

Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями проведения стабилизационных программ МВФ.

Читать еще:  Расчет потоков платежей

Для покрытия пассивного сальдо баланса используются краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.
Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно “чувствительных” к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.
В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.
Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течении десяти лет.
Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.
Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и соответственно попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах – участницах соглашения.
Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.
Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.
Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.
Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

Методы государственного регулирования платежного баланса

Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения ддя многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.

В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаре- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственного бюджета России позволит ей в ближайшем будущем активно субсидировать экспорт.

Второй метод — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощности для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская сис-вма и низок уровень политического риска.

Читать еще:  Понятие платежной системы и ее элементы

Однако имеется и другая точка зрения: дефляция уменьшает репорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменяй курс национальной валюты, что увеличивает возможности шортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной люты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует х налаживать экспорт.

Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.

Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различаются кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений обменного курса на платежный баланс.

Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, Что в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не изменяется и даже может произойти, как ни странно, его ухудшение. Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить свой экспорт, а импортерам — время, чтобы сократить количество новых контрактов. А пока внешнеторговые потоки идут по ранее заключенным контрактам, стоимость экспорта и импорта в долларах не сокращается, на внутреннем рынке стоимость экспортируемых товаров в рублях остается той же, а стоимость импортных товаров возрастает. Правда, спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает и импорт сокращается.

Эластичность импорта в современных условиях имеет тенденцию к снижению, так как из-за растущего участия всех стран в международном разделении труда постоянно увеличивается в национальном импорте доля тех товаров, ввоз которых объективно необходим. Поэтому в средне- и долгосрочном плане девальвация слабо сокращает национальный импорт, а ревальвация его заметно увеличивает. Экспорт обычно более эластичен и поэтому в средне- и долгосрочном плане более чуток к курсу национальной валюты. Так, заниженный курс марки и иены был мощным стимулом для западногерманского и японского экспорта в первые послевоенные десятилетия.

Воздействие изменений в обменном курсе на движение капитала различно. Ввоз долгосрочного капитала в страну определяется перспективными целями, и поэтому на нем слабо отражаются изменения обменного курса. Для ввоза краткосрочного капитала в страну со свободно конвертируемой валютой, наоборот, это имеет большое значение, так как здесь имеется возможность играть на изменениях курса. Ввоз увеличивается перед возможной ревальвацией, а после нее возрастает вывоз капитала.

Выводы

1. Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных загранице, а также изменения в финансовой позиции страны по отношению к загранице. Динамика платежного баланса является важным индикатором для правительства любой страны при проведении экономической политики, особенно в валютной, денежно-кредитной и налоговой сферах.

2. В соответствии с принципами построения платежного баланса он всегда является сбалансированным. Понятие отрицательного или положительного сальдо применимо только к отдельным его частям. Обычно внутри общего платежного баланса выделяется сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капитала и баланса официальных расчетов.

3. Анализ платежного баланса России за 1994—1998 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ:

• большое положительное сальдо торгового баланса:

• устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг:

• постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга:

• огромные объемы перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и просроченных платежей по обязательствам развивающихся стран перед Россией:

• резкие колебания сальдо баланса движения капиталов и резервных активов;

• значительные отрицательные суммы по статье «Чистые ошибки и пропуски»

Термины и понятия

Чистая международная инвестиционная позиция страны

Текущий платежный баланс (баланс по текущим операциям)

Итоговый баланс (баланс официальных расчетов)

Международная инвестиционная позиция страны

Вопросы для самопроверки

1. Какой ответ правильный: 1) платежный баланс охватывает все внешнеэкономические платежи страны; 2) платежный баланс охватывает все внешнеэкономические операции страны?

2. Кто из перечисленных юридических лиц является российским резидентом:

а) представительство компании «Дженерал Моторс» в Москве;

б) предприятие, зарегистрированное в Москве со 100%-ным участием компании «Дженерал Моторс»;

в) представительство «Инкомбанка» в США;

г) отделение «Инкомбанка» на Кипре?

3. Какая из перечисленных сделок будет способствовать увеличению положительного сальдо по текущим операциям в платежном балансе:

а) АО «КамАЗ» поставляет грузовики в Китай в обмен (по бартеру) на товары народного потребления;

б) АО «Экспортхлеб» импортирует зерно из США в счет предоставленного кредита;

в) ВЭО «Продинторг» импортирует чай из Индии в счет погашения процентов по полученным ранее от России кредитам:

г) АО «Атомэнергоэкспорт» поставляет комплектующие для строящейся за рубежом электростанции на условиях рассрочки платежа?

4. Каким образом будут отражены в платежном балансе России следующие операции:

а) увеличился объем средств на валютных счетах резидентов в российских коммерческих банках;

б) просрочены платежи по основной части долга относительно графика платежей:

в) получена гуманитарная помощь в виде продовольствия и медикаментов;

г) экспортер в нарушение действующего законодательства вернул экспортную выручку из-за рубежа;

д) резидент ввез наличную валюту и обменял ее на рубли в обменном пункте?

5. Объясните взаимосвязь между динамикой сальдо по текущим операциям платежного баланса страны и динамикой валютного курса национальной валюты.

Основные методы регулирования платежного баланса

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Необходимость государственного регулирования платежного баланса обусловлена следующими причинами:

1. Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте.

2. После отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

3. В условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1) государственная собственность, в том числе официальные золото — валютные резервы;

2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение импорта товаров, а также на ограничение вывоза капиталов и привлечение иностранных капиталов.

1. Дефляционная политика включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на социальные цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация — снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

3. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, а также сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика – политика, направленная на уменьшение дефицита платежного баланса за счет бюджетных субсидий экспортерам, протекционистского повышения импортных пошлин, отмены налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

Читать еще:  Отмена выкупных платежей крестьян

 регулирование торгового баланса: стимулирование экспорта и ограничение импорта.

 регулирование «невидимых» операций: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»; расширение государственных расходов на НИР в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

 регулирование движения капитала: с одной стороны, поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — стимулирование притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.).

Межгосударственное регулирование платежного баланса возникло с середины 70-х годов как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

 согласование условий государственного кредитования экспорта;

 двухсторонние правительственные кредиты,

 краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

 кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего

Регулирование платежного баланса

Методы регулирования платежного баланса

Учитывая текущую нестабильную экономическую ситуацию, в статистических показателях платежных балансов различных государств последние годы присутствуют все признаки неравновесия. Это означает, что сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса с большей долей вероятности не равны нулю и балансируют движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы достичь максимального равновесия. Значительные колебания сальдо баланса по счету текущих операций вызывают негативные экономические последствия для государства. К примеру, резкое увеличение положительного сальдо благоприятствует стремительному росту денежной массы и этим стимулирует инфляцию, а в противоположной ситуации, когда сальдо приобретает резко отрицательное значение, то с большей долей вероятности, это влечет за собой падение обменного курса валют и это негативно влияет на внешнеэкономические операции государства.

Регулирование платежного баланса контролируется государством. Существуют несколько методов этого процесса:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Прямой контроль;
  2. Дефляция (противодействие инфляции);
  3. Внесение корректировок в процесс обменного курса (изменение обменного курса).

Прямой контроль, включающий в себя регулирование импорта, например, через ограничение количественного объема, помимо этого может воздействовать рычагами контроля над таможенными и прочими сборами. Также накладывать полный запрет, либо ограничение на перевод в иное государство доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам физических лиц, осуществляет контроль над движением краткосрочного или долгосрочного капитала за пределы государства и т.п. Прямой контроль дает хороший результат в краткосрочном периоде. В долгосрочном же периоде его результаты могут быть противоречивыми, поскольку создаются предпосылки для лояльного к местным производителям режима экономической деятельности, что например, может уменьшить интерес иностранных инвесторов, возможность привлечения иностранных специалистов уменьшается, и могут возникнуть препятствия для успешного развития за рубежом товарной и сферы услуг для отечественных экспортеров.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Метод дефляции ориентирован на решение экономических задач внутри государства. Полагается, что при применении данного метода регулирования возможно снижением объема производства, инвестиций и доходов, а данные перспективы приводят к сокращению объемов импорта и увеличению резервной мощности объемов экспорта. Обычным явлением при применении данного метода, может стать повышение реальной процентной ставки, что является привлекательным фактором для привлечения в страну краткосрочных капиталов при условии наличия развитой банковской системы и отсутствия негативных политических условий. Но у метода дефляции есть и отрицательная сторона. Поскольку при применении рычагов дефляции велика вероятность повышения обменного курса валют, то экспортеры получают при обмене полученной выручки меньше национальной валюты, а данный факт не является мотивирующим для них в перспективе увеличения объема экспорта.

Третий метод – это метод изменения обменного курса. В условиях плавающего курса государство (как правило, в лице Центрального Банка государства) стремится удержать колебания в определенных рамках, с целью обойти сильные экономические потрясения. Изменения обменного курса способствуют государству в решении вопросов регулирования равновесия платежного баланса, но в этом процессе необходимо учитывать, что эффект от ревальвации (официальное увеличение золотого содержания денежной единицы) и от девальвации (денежная реформа, состоящая в снижении официального курса бумажных денег или изъятие из обращения обесценившихся денежных знаков) ослабляется эластичностью экспорта и импорта.

Причины регулирования платежного баланса

Причины, обуславливающие государственное регулирование платежного баланса, заключаются в следующем:

  1. Платежный баланс обладает признаками неуравновешенности, которая проявляет себя в длительном и значительном дефиците у одних государств и излишне активном сальдо у других. Нестабильность платежного баланса влияет на динамику валютного курса, передвижение капиталов, общее состояние экономики;
  2. В результате отмены «золотого стандарта» в $30$-х годах $XX$-го века неуправляемый механизм выравнивания платежного баланса путем регулирования цен, не имеет должного эффекта. Соответственно, регулирование платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;
  3. В условиях интернационализации хозяйственных связей увеличилась значимость платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Параллельно с поддержанием темпов экономического роста в круг задач государства входит задача уравновешивания платежного баланса, с целью снижения уровня инфляции и безработицы и т.п.

Материальной основой для регулирования платежного баланса являются:

  1. Государственные золотовалютные резервы;
  2. Национальный доход, потоки которого регулируются через государственный бюджет;
  3. Участие государства в международных экономических отношениях в качестве экспортера капиталов, гаранта, заемщика и т.п.

Соответственно, государственное регулирование платежного баланса являет собой совокупность действий государства в сфере валютных, финансовых, денежно-кредитных отношений, которые формируют основные статьи платежного баланса и также покрывают сложившееся сальдо.

Инструменты государственного регулирования платежного баланса

В среде обострившейся конкуренции на транснациональных рынках пристальное внимание государства направлено на регулирование экспортного производства способом усиления внутриотраслевой специализации и кооперирования внутренних национальных организаций с зарубежными.

Различные методики расширения экспортного направления внедряются в совокупности валютных, финансовых, организационных методов поддержки экспортеров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта производится способом его сокращения и активизации развития отечественных рынков товаров и услуг в цели максимального импортозамещения. Еще одним из способов регулирования платежного баланса со стороны государства является процесс регулирования движения капиталов, которое с одной стороны направлено на поощрение внешнеэкономической экспансии (территориальное, экономическое или иное расширение зоны обитания, распространения), а с другой стороны на достижения равновесия платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов.

Государственное регулирование также включает в себя инструменты сдерживания «бегства» капитала. В их числе экономическая и политическая стабилизация внутри государства, усилия государства, направленные на повышение уровня доверия к правительству и национальной валюте, обеспечение эффективной национальной безопасности, борьбой с коррупцией и т.д. Одним из приоритетных способов пресечения государством оттока капитала становится государственный контроль над международным движением капитала, включая ограничение объема его вывоза и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

При активном платежном балансе государственное регулирование ориентировано на устранение излишне активного сальдо и для этого в процессе государственного регулирования используются перечисленные выше методы и инструменты, а также ревальвация валют (баланс импорта и экспорта товаров), увеличение экспорта капиталов и ограничения импорта капиталов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector