Webbc.ru

Веб и кризис
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты регулирования платежного баланса

Основные методы регулирования платежного баланса

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Необходимость государственного регулирования платежного баланса обусловлена следующими причинами:

1. Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте.

2. После отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

3. В условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1) государственная собственность, в том числе официальные золото — валютные резервы;

2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение импорта товаров, а также на ограничение вывоза капиталов и привлечение иностранных капиталов.

1. Дефляционная политика включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на социальные цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация — снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

3. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, а также сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика – политика, направленная на уменьшение дефицита платежного баланса за счет бюджетных субсидий экспортерам, протекционистского повышения импортных пошлин, отмены налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

 регулирование торгового баланса: стимулирование экспорта и ограничение импорта.

 регулирование «невидимых» операций: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»; расширение государственных расходов на НИР в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

 регулирование движения капитала: с одной стороны, поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — стимулирование притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.).

Межгосударственное регулирование платежного баланса возникло с середины 70-х годов как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

 согласование условий государственного кредитования экспорта;

 двухсторонние правительственные кредиты,

 краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

 кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего

Платежный баланс, методы его регулирования.

Платёжный баланс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие.

3. Милитаризация экономики и военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений , в частности в экспортные отрасли.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимости. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика.

5. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала.

6. Рост заграничных государственных расходов. Наиболее трудным для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

7. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами.

8. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту : импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.

9. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс . Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров , затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

10. Чрезвычайные обстоятельства — неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс

Платежные балансы включают два основных раздела:

1 Платежный баланс по текущим операциям:

Читать еще:  Платежный баланс включает

а) торговый баланс. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране, зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.

б) баланс услуг и некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи), доходы и платежи по инвестициям. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.

2 Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:

· международное движение предпринимательского капитала

· международное движение ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний).

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.

3 Расчеты по официальным резервным счетам.

Заключительная статья платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото — валютных резервов. Отраженные в данном разделе изменения иностранных активов государства за рубежом и активов иностранных правительств в стране выделяются в особый раздел в силу своего особого назначения. Они, как правило, не связаны с коммерческой деятельностью, а служат средством уравновешивания складывающегося сальдо платежного баланса.

Все три раздела платежного баланса в сумме должны составлять ноль. Каждая сделка предполагает платежи в той или иной форме, т.е. все направления использования иностранной валюты должны иметь источники покрытия.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и удержание импорта товаров. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса.

Методы регулирования платежного баланса

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

В целом фундаментальное отклонение платежного баланса от равновесия длительное время не может сохраняться, так как при благоприятном состоянии внешних расчетов оно вызывает расширение валютных резервов и способствует инфляции, а при неблагоприятном – истощает резервы и требует от государства проведения мероприятий, болезненно отражающихся на внутренней экономике. В особенности это проявляется при крупном дефиците платежного баланса.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленный либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеторговых операций в зависимости от валютно-экономического положения страны (см., например, [3]).

Фактически при дефиците платежного баланса выбор инструментов государственного воздействия сводится к двум разновидностям мер: либо так называемая политика дефляции, т.е. общего сокращения спроса в стране, что означает содействие сдерживанию или даже абсолютному сокращению роста экономики, либо специальные меры воздействия на внешние расчеты путем прямого государственного регулирования отдельных статей платежного баланса.

Дефляционная политика. Политика направлена на сокращение внутреннего спроса и включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы, девальвация национальной валюты. В условиях экономического спада при наличии или угрозе наличия большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и уровня занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсационные меры. Одним из основных инструментов дефляционной политики является девальвация, кроме того, также используются валютные ограничения, меры бюджетно-налоговой политики.

Девальвация – это понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя девальвация может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курсов других валют, и тогда страна, девальвировавшая валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала.

Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов также не способствует выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты. Однако, в условиях плавающих валютных курсов, воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективной девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Читать еще:  Безналичные расчеты платежными требованиями

Показательно, что в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

Специальные меры предусматривают прямое регулирование отдельных статей платежного баланса в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, “невидимых” операций, движения капитала.

Важнейшим объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производство экспортных товаров.

Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении новых рынков сбыта государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхуя их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В связи с обострением конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными.

С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по поощрению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как “зеленая нефть”. Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товаров от изучения иностранного рынка до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров.

При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения.

В целях регулирования платежей и поступлений по “невидимым” операциям платежного баланса применяются следующие меры:

ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; регулирование миграции рабочей силы.

Таким образом, странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимается комплекс мероприятий с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Проведение этих мер наталкивается на целый ряд препятствий. Политика дефляции оказывается крайне нежелательной, поскольку приводит к замедлению экономического роста и отставанию от конкурентов. Что касается мер прямого регулирования, то они в ряде случаев могут носить лишь чрезвычайный и временный характер, поскольку неизбежно вызывают принятие ответных мер со стороны партнеров, что грозит перерастанием такой политики в валютную и торговую войну.

Регулирование платежного баланса

Методы регулирования платежного баланса

Учитывая текущую нестабильную экономическую ситуацию, в статистических показателях платежных балансов различных государств последние годы присутствуют все признаки неравновесия. Это означает, что сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса с большей долей вероятности не равны нулю и балансируют движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы достичь максимального равновесия. Значительные колебания сальдо баланса по счету текущих операций вызывают негативные экономические последствия для государства. К примеру, резкое увеличение положительного сальдо благоприятствует стремительному росту денежной массы и этим стимулирует инфляцию, а в противоположной ситуации, когда сальдо приобретает резко отрицательное значение, то с большей долей вероятности, это влечет за собой падение обменного курса валют и это негативно влияет на внешнеэкономические операции государства.

Регулирование платежного баланса контролируется государством. Существуют несколько методов этого процесса:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Прямой контроль;
  2. Дефляция (противодействие инфляции);
  3. Внесение корректировок в процесс обменного курса (изменение обменного курса).

Прямой контроль, включающий в себя регулирование импорта, например, через ограничение количественного объема, помимо этого может воздействовать рычагами контроля над таможенными и прочими сборами. Также накладывать полный запрет, либо ограничение на перевод в иное государство доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам физических лиц, осуществляет контроль над движением краткосрочного или долгосрочного капитала за пределы государства и т.п. Прямой контроль дает хороший результат в краткосрочном периоде. В долгосрочном же периоде его результаты могут быть противоречивыми, поскольку создаются предпосылки для лояльного к местным производителям режима экономической деятельности, что например, может уменьшить интерес иностранных инвесторов, возможность привлечения иностранных специалистов уменьшается, и могут возникнуть препятствия для успешного развития за рубежом товарной и сферы услуг для отечественных экспортеров.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Метод дефляции ориентирован на решение экономических задач внутри государства. Полагается, что при применении данного метода регулирования возможно снижением объема производства, инвестиций и доходов, а данные перспективы приводят к сокращению объемов импорта и увеличению резервной мощности объемов экспорта. Обычным явлением при применении данного метода, может стать повышение реальной процентной ставки, что является привлекательным фактором для привлечения в страну краткосрочных капиталов при условии наличия развитой банковской системы и отсутствия негативных политических условий. Но у метода дефляции есть и отрицательная сторона. Поскольку при применении рычагов дефляции велика вероятность повышения обменного курса валют, то экспортеры получают при обмене полученной выручки меньше национальной валюты, а данный факт не является мотивирующим для них в перспективе увеличения объема экспорта.

Третий метод – это метод изменения обменного курса. В условиях плавающего курса государство (как правило, в лице Центрального Банка государства) стремится удержать колебания в определенных рамках, с целью обойти сильные экономические потрясения. Изменения обменного курса способствуют государству в решении вопросов регулирования равновесия платежного баланса, но в этом процессе необходимо учитывать, что эффект от ревальвации (официальное увеличение золотого содержания денежной единицы) и от девальвации (денежная реформа, состоящая в снижении официального курса бумажных денег или изъятие из обращения обесценившихся денежных знаков) ослабляется эластичностью экспорта и импорта.

Причины регулирования платежного баланса

Причины, обуславливающие государственное регулирование платежного баланса, заключаются в следующем:

  1. Платежный баланс обладает признаками неуравновешенности, которая проявляет себя в длительном и значительном дефиците у одних государств и излишне активном сальдо у других. Нестабильность платежного баланса влияет на динамику валютного курса, передвижение капиталов, общее состояние экономики;
  2. В результате отмены «золотого стандарта» в $30$-х годах $XX$-го века неуправляемый механизм выравнивания платежного баланса путем регулирования цен, не имеет должного эффекта. Соответственно, регулирование платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;
  3. В условиях интернационализации хозяйственных связей увеличилась значимость платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Параллельно с поддержанием темпов экономического роста в круг задач государства входит задача уравновешивания платежного баланса, с целью снижения уровня инфляции и безработицы и т.п.

Материальной основой для регулирования платежного баланса являются:

  1. Государственные золотовалютные резервы;
  2. Национальный доход, потоки которого регулируются через государственный бюджет;
  3. Участие государства в международных экономических отношениях в качестве экспортера капиталов, гаранта, заемщика и т.п.

Соответственно, государственное регулирование платежного баланса являет собой совокупность действий государства в сфере валютных, финансовых, денежно-кредитных отношений, которые формируют основные статьи платежного баланса и также покрывают сложившееся сальдо.

Инструменты государственного регулирования платежного баланса

В среде обострившейся конкуренции на транснациональных рынках пристальное внимание государства направлено на регулирование экспортного производства способом усиления внутриотраслевой специализации и кооперирования внутренних национальных организаций с зарубежными.

Различные методики расширения экспортного направления внедряются в совокупности валютных, финансовых, организационных методов поддержки экспортеров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта производится способом его сокращения и активизации развития отечественных рынков товаров и услуг в цели максимального импортозамещения. Еще одним из способов регулирования платежного баланса со стороны государства является процесс регулирования движения капиталов, которое с одной стороны направлено на поощрение внешнеэкономической экспансии (территориальное, экономическое или иное расширение зоны обитания, распространения), а с другой стороны на достижения равновесия платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов.

Государственное регулирование также включает в себя инструменты сдерживания «бегства» капитала. В их числе экономическая и политическая стабилизация внутри государства, усилия государства, направленные на повышение уровня доверия к правительству и национальной валюте, обеспечение эффективной национальной безопасности, борьбой с коррупцией и т.д. Одним из приоритетных способов пресечения государством оттока капитала становится государственный контроль над международным движением капитала, включая ограничение объема его вывоза и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

Читать еще:  Платформа трансфертных платежей

При активном платежном балансе государственное регулирование ориентировано на устранение излишне активного сальдо и для этого в процессе государственного регулирования используются перечисленные выше методы и инструменты, а также ревальвация валют (баланс импорта и экспорта товаров), увеличение экспорта капиталов и ограничения импорта капиталов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Платежный баланс, методы его регулирования.

Платёжный баланс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие.

3. Милитаризация экономики и военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений , в частности в экспортные отрасли.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимости. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика.

5. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала.

6. Рост заграничных государственных расходов. Наиболее трудным для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

7. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами.

8. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту : импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.

9. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс . Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров , затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

10. Чрезвычайные обстоятельства — неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс

Платежные балансы включают два основных раздела:

1 Платежный баланс по текущим операциям:

а) торговый баланс. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране, зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.

б) баланс услуг и некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи), доходы и платежи по инвестициям. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.

2 Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:

· международное движение предпринимательского капитала

· международное движение ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний).

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.

3 Расчеты по официальным резервным счетам.

Заключительная статья платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото — валютных резервов. Отраженные в данном разделе изменения иностранных активов государства за рубежом и активов иностранных правительств в стране выделяются в особый раздел в силу своего особого назначения. Они, как правило, не связаны с коммерческой деятельностью, а служат средством уравновешивания складывающегося сальдо платежного баланса.

Все три раздела платежного баланса в сумме должны составлять ноль. Каждая сделка предполагает платежи в той или иной форме, т.е. все направления использования иностранной валюты должны иметь источники покрытия.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и удержание импорта товаров. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector