Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование платежного баланса

Электронная библиотека

Оценка позиций платежного баланса страны требует изучения связи структуры национальной экономики и структуры баланса, характера внешнеэкономических связей, так и экономических факторов, оказывающих влияние на международные потоки платежей. В теории мировой экономики выделяют следующие макроэкономические факторы, воздействующие на состояние платежного баланса:

1) неравномерность экономического и политического развития: усиление роли страны на мировом рынке, повышение конкурентоспособности ее товаров способствует улучшению платежного баланса страны;

2) величина ВВП или НД: чем они больше, тем выше уровень жизни и потребления, тем больше импорт товаров и склонность к экспорту капитала, следовательно, больше отрицательное сальдо платежного баланса;

3) относительный уровень процентных ставок: чем выше в стране уровень реальных процентных ставок относительно других стран, тем больше желание нерезидентов перевести свои активы в данную страну, тем больше положительное сальдо платежного баланса;

4) величина денежной эмиссии: активная денежная политика путем наращивания денежной массы приводит к повышению цен и снижению процентных ставок. Если валютный курс быстро реагирует на рост цен, то индекс условий торговли ухудшается, а снижение процентных ставок способствует оттоку капитала из страны. Следовательно, чем больше величина денежной эмиссии, тем больше отрицательное сальдо платежного баланса;

5) фискальная политика государства: снижение налогов и рост государственных расходов способствуют росту потребления в стране, что увеличивает импорт и ухудшает баланс текущих операций. Наоборот, ограничительная фискальная политика сокращает текущее потребление и инвестиции, поощряет сбережения, что повышает процентных ставок и способствует притоку капитала из-за границы, улучшая сольдо платежного баланса;

6) валютный курс: если курс национальной валюты снижается и в то же время спрос на импорт в данную страну и спрос на экспорт продукции данной страны у нерезидентов эластичны, то платежный баланс страны улучшается. Однако надо иметь в виду, что снижение валютного курса может вызвать отток финансовых инвестиций из страны, что ухудшит состояние платежного баланса.

Государство, как правило, проводит политику активного регулирования платежного баланса, что обусловлено необходимостью поведения эффективной внутриэкономической политики и предотвращением межгосударственных и международных торговых и финансовых кризисов.

Государство осуществляет регулирование платежного баланса следующими методами:

1) прямой контроль над импортом капитала, для чего используются различного рода ограничения и ужесточающие меры в области таможенной политики, перевода за границу доходов по иностранным инвестициям и т.д. Подобные меры могут дать краткосрочный эффект, но в долгосрочном плане они отрицательно скажутся на конкурентоспособности национальных предприятий, а также отпугнут иностранных инвесторов;

2) ограничение инфляции в целях сокращения внутреннего спроса путем уменьшения бюджетного дефицита, изменения учетной ставки, установления пределов роста денежной массы;

3) девальвация национальной валюты с целью стимулирования экспорта, но лишь при наличии экспортного потенциала у страны и при благоприятной ситуации на мировом рынке;

4) регулирование валютного курса: понижение валютного курса при прочих равных условиях стимулирует экспорт и сокращает импорт;

5) манипулирование учетной ставкой.

Регулировать платежный баланс должны не только страны с отрицательным, но и с положительным сальдо, так как неконтролируемый рост активного платежного баланса создает проблемы с завышенным валютным курсом, торможением экономического роста и безработицей, как это показала экономическая практика Германии и Японии.

Материальной основой государственного регулирования платежного баланса являются:

§ государственная собственность и национальное богатство страны;

§ высокая доля НД, перераспределяемая через госбюджет (30 — 60 %);

§ непосредственное участие государства в МЭО;

§ регламентация внешнеэкономических операций.

Тесты по теме 11

Выберите один правильный ответ.

а) баланс требований и обязательств страны, составленный на определенную дату;

б) итоговая запись доходов и расходов резидентов в сделках с внешним миром за определенный период времени;

в) стоимостная оценка движения товаров и услуг (работ) между странами за определенный период времени;

г) баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение.

2. В платежный баланс не включается:

а) расчетный баланс;

б) чистые ошибки и пропуски;

в) баланс движения капиталов и кредитов;

г) операции с официальными валютными резервами.

1. В Российской Федерации к резидентам не относятся:

а) физические лица, постоянно проживающие в РФ;

б) граждане иностранных государств, занимающиеся экономической деятельностью на территории РФ;

в) граждане России, постоянно проживающие за рубежом;

г) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

2. Традиционно балансирующими статьями платежного баланса РФ являются:

а) изменение государственных золотовалютных резервов, операции с МВФ, статистические расхождения, чистые ошибки и пропуски;

б) прямые инвестиции, наличная иностранная валюта, задолженность по товарным поставкам, чистые ошибки и пропуски;

в) сальдо по счетам текущих операций и операций с капиталом и финансовыми инструментами;

3. Платежный баланс включает в себя счет текущих операций и …

а) баланс услуг и некоммерческих операций;

б) счет операций с капиталом и финансовыми инструментами;

в) торговый баланс;

г) текущие трансферты.

4. Если счет движения капитала имеет положительное сальдо, то…

а) экспорт товаров и услуг должен быть положительным;

б) экспорт товаров и услуг должен быть отрицательным;

в) чистый экспорт должен быть положительным;

г) чистый экспорт должен быть отрицательным.

5. В счет текущих операций не включается …

а) товарный экспорт;

б) чистый доход от инвестиций;

в) изменение в активах страны за рубежом.

г) транспортные услуги иностранным государствам.

6. По кредиту отражается …

а) отток стоимостей из страны;

б) отток валюты из страны;

в) приток стоимостей в страну;

г) покупка ценных бумаг у иностранных граждан.

7. По дебету отражается …

а) отток стоимостей из страны;

б) отток валюты из страны;

в) приток стоимостей в страну;

г) продажа ценных бумаг иностранным гражданам.

8. Активное сальдо платежного баланса увеличится, если в стране…

а) снизятся реальные процентные ставки;

б) вырастут темпы инфляции;

в) вырастут темпы экономического роста;

г) снизится курс национальной валюты.

1. В России платежный баланс разрабатывает:

а) правительство РФ;

Литература к теме 11

1. Международные экономические отношения : учебник для вузов / А. И. Евдокимов, А. К. Бондарев, М. С. Воронин [и др.]. — М. : ТК «Велби», Проспект, 2003. — Гл. 19, 20.

2. Петров, Ю. Платежный баланс России 1993-2001 годов: трансграничное движение капитала и перемещение стоимости / Ю. Петров // РЭЖ. – 2004. – № 2.

3. Суэтин, А. Балансы международных расчетов /А. Суэтин // Вопросы экономики. – 2004. – № 2.

Регулирование платежного баланса

Методы регулирования платежного баланса

Учитывая текущую нестабильную экономическую ситуацию, в статистических показателях платежных балансов различных государств последние годы присутствуют все признаки неравновесия. Это означает, что сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса с большей долей вероятности не равны нулю и балансируют движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы достичь максимального равновесия. Значительные колебания сальдо баланса по счету текущих операций вызывают негативные экономические последствия для государства. К примеру, резкое увеличение положительного сальдо благоприятствует стремительному росту денежной массы и этим стимулирует инфляцию, а в противоположной ситуации, когда сальдо приобретает резко отрицательное значение, то с большей долей вероятности, это влечет за собой падение обменного курса валют и это негативно влияет на внешнеэкономические операции государства.

Регулирование платежного баланса контролируется государством. Существуют несколько методов этого процесса:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Прямой контроль;
  2. Дефляция (противодействие инфляции);
  3. Внесение корректировок в процесс обменного курса (изменение обменного курса).

Прямой контроль, включающий в себя регулирование импорта, например, через ограничение количественного объема, помимо этого может воздействовать рычагами контроля над таможенными и прочими сборами. Также накладывать полный запрет, либо ограничение на перевод в иное государство доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам физических лиц, осуществляет контроль над движением краткосрочного или долгосрочного капитала за пределы государства и т.п. Прямой контроль дает хороший результат в краткосрочном периоде. В долгосрочном же периоде его результаты могут быть противоречивыми, поскольку создаются предпосылки для лояльного к местным производителям режима экономической деятельности, что например, может уменьшить интерес иностранных инвесторов, возможность привлечения иностранных специалистов уменьшается, и могут возникнуть препятствия для успешного развития за рубежом товарной и сферы услуг для отечественных экспортеров.

Читать еще:  Положительное сальдо платежного баланса это

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Метод дефляции ориентирован на решение экономических задач внутри государства. Полагается, что при применении данного метода регулирования возможно снижением объема производства, инвестиций и доходов, а данные перспективы приводят к сокращению объемов импорта и увеличению резервной мощности объемов экспорта. Обычным явлением при применении данного метода, может стать повышение реальной процентной ставки, что является привлекательным фактором для привлечения в страну краткосрочных капиталов при условии наличия развитой банковской системы и отсутствия негативных политических условий. Но у метода дефляции есть и отрицательная сторона. Поскольку при применении рычагов дефляции велика вероятность повышения обменного курса валют, то экспортеры получают при обмене полученной выручки меньше национальной валюты, а данный факт не является мотивирующим для них в перспективе увеличения объема экспорта.

Третий метод – это метод изменения обменного курса. В условиях плавающего курса государство (как правило, в лице Центрального Банка государства) стремится удержать колебания в определенных рамках, с целью обойти сильные экономические потрясения. Изменения обменного курса способствуют государству в решении вопросов регулирования равновесия платежного баланса, но в этом процессе необходимо учитывать, что эффект от ревальвации (официальное увеличение золотого содержания денежной единицы) и от девальвации (денежная реформа, состоящая в снижении официального курса бумажных денег или изъятие из обращения обесценившихся денежных знаков) ослабляется эластичностью экспорта и импорта.

Причины регулирования платежного баланса

Причины, обуславливающие государственное регулирование платежного баланса, заключаются в следующем:

  1. Платежный баланс обладает признаками неуравновешенности, которая проявляет себя в длительном и значительном дефиците у одних государств и излишне активном сальдо у других. Нестабильность платежного баланса влияет на динамику валютного курса, передвижение капиталов, общее состояние экономики;
  2. В результате отмены «золотого стандарта» в $30$-х годах $XX$-го века неуправляемый механизм выравнивания платежного баланса путем регулирования цен, не имеет должного эффекта. Соответственно, регулирование платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;
  3. В условиях интернационализации хозяйственных связей увеличилась значимость платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Параллельно с поддержанием темпов экономического роста в круг задач государства входит задача уравновешивания платежного баланса, с целью снижения уровня инфляции и безработицы и т.п.

Материальной основой для регулирования платежного баланса являются:

  1. Государственные золотовалютные резервы;
  2. Национальный доход, потоки которого регулируются через государственный бюджет;
  3. Участие государства в международных экономических отношениях в качестве экспортера капиталов, гаранта, заемщика и т.п.

Соответственно, государственное регулирование платежного баланса являет собой совокупность действий государства в сфере валютных, финансовых, денежно-кредитных отношений, которые формируют основные статьи платежного баланса и также покрывают сложившееся сальдо.

Инструменты государственного регулирования платежного баланса

В среде обострившейся конкуренции на транснациональных рынках пристальное внимание государства направлено на регулирование экспортного производства способом усиления внутриотраслевой специализации и кооперирования внутренних национальных организаций с зарубежными.

Различные методики расширения экспортного направления внедряются в совокупности валютных, финансовых, организационных методов поддержки экспортеров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта производится способом его сокращения и активизации развития отечественных рынков товаров и услуг в цели максимального импортозамещения. Еще одним из способов регулирования платежного баланса со стороны государства является процесс регулирования движения капиталов, которое с одной стороны направлено на поощрение внешнеэкономической экспансии (территориальное, экономическое или иное расширение зоны обитания, распространения), а с другой стороны на достижения равновесия платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов.

Государственное регулирование также включает в себя инструменты сдерживания «бегства» капитала. В их числе экономическая и политическая стабилизация внутри государства, усилия государства, направленные на повышение уровня доверия к правительству и национальной валюте, обеспечение эффективной национальной безопасности, борьбой с коррупцией и т.д. Одним из приоритетных способов пресечения государством оттока капитала становится государственный контроль над международным движением капитала, включая ограничение объема его вывоза и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

При активном платежном балансе государственное регулирование ориентировано на устранение излишне активного сальдо и для этого в процессе государственного регулирования используются перечисленные выше методы и инструменты, а также ревальвация валют (баланс импорта и экспорта товаров), увеличение экспорта капиталов и ограничения импорта капиталов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Тема 11.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо.

Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его основных частей, в первую очередь, торгового баланса, баланса трансфертов и движения капитала.

Для регулирования торгового баланса государство осуществляет следующие мероприятия:

— стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.);

— предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков;

— страхует экспортеров от экономических и политических рисков;

— вводит льготный режим амортизации основного капитала;

— предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по счетам трансфертов платежного баланса принимаются следующие меры:

— ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

— прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

— содействие строительству средств транспорта за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

— расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;

— регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на стремление уравновесить платежный баланс путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных ка­питалов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. Для погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. Коммерческие банки также активно участвуют в покрытии дефицита платежного баланса.

Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и отсутствие обусловленности стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для сбалансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные резервы конвертируемой иностранной валюты. Используется также иностранная помощь в форме субсидий и даров

При дефицитном платежном балансе осуществляются следующие мероприятия:

— сдерживание импорта товаров;

— привлечение иностранных капиталов;

— ограничение вывоза капиталов.

Одним из методов регулирования платежного баланса при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.

К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности:

— сокращение бюджетного дефицита;

— изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

— установление пределов роста денежной массы.

В условиях экономического спада, при высоком уровне безработицы и при наличии резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана со снижением жизненного уровня населения и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

Другим методом регулирования дефицитного платежного баланса является девальвация — понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Читать еще:  Методы регулирования платежного баланса

Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Для уменьшения дефицита платежного баланса в целях притока в страну капиталов используются также меры финансовой и денежно-кредитной политики:

— бюджетные субсидии экспортерам;

— протекционистское повышение импортных пошлин;

— отмена налога с процентов выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные, ревальвация валют и др.) используются для расширения импорта; сдерживания экспорта товаров; увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:

— рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);

— экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т. д.).

Новым явлением с середины 70-х годов стало межгосударственное регулирование платежных балансов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежных балансов усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

— согласование условий государственного кредитования экспорта;

— двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах

— кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем и политического характера. Покрытие дефицита платежного баланса для таких стран возможно лишь за счет обусловленных кредитов. Это прежде всего кредиты МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику этих стран. В целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

усилением взаимозависимости национальных экономик, включая валютную, кредитную, финансовые отношения;

изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

изменение расстановки сил на мировой арене: сложившееся в итоге второй мировой войны безраздельное лидерство США сменилось соперничеством трех центров экономической силы — США, Западной Европы и Японии;

огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями паритетов национальных валют, платежных балансов.

Регулирование платежного баланса страны

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции.

3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей.

5. Изменения в международной торговле. Это переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях.

6. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов.

8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

9. Чрезвычайные обстоятельства. Это неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Платежный баланс является одним из важнейших объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:

1) Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

2) Выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

3) Повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Государство регулирует платежный баланс страны. Существует несколько методов государственного воздействия:

Запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создает «тепличный режим» для местных производителей, снижает интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

Дефляция (т.е. борьба с инфляцией)

Нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров.

Изменения обменного курса

Они помогают государству регулировать равновесие платежного баланса. Различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Часто, в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты, торговый баланс не меняется и даже может происходить его ухудшение. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает, а импорт сокращается.

Изменение учетной ставки ЦБ

Направленно на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой.

Диверсификация валютных резервов

Это политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.

Валютный курс как прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

Таким образом, государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Из­дание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. — общ. ред. — М.: Изд-во РАГС, 2002. 832 с.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2001. 280 с.

3. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 255 с.

4. Государственное регулирование экономики / Под ред. проф. А.Н. Пет­рова. Ч. 1: Учеб. пособие. — СПб.: Знание, 1999. 115 с.

Читать еще:  Структура платежного баланса

5. Государственное регулирование экономики / Под ред. проф. А.Н. Пет­рова. Ч. 2: Учеб. пособие. — СПб.: Знание, 2000. 93 с.

6. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. по­собие. — М.: ИНФРА-М, 2002. 480 с.

7. Белоусов А.Р. Эффективный экономический рост в 2001-2010 гг.: ус­ловия и ограничения // Проблемы прогнозирования, 2001. № 1. С. 27-45.

8. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной эконо­мики: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. 184 с.

9. Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность: Учеб. пособие. — СПб.: ИД «Сентябрь», 2001. 144 с.

10. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики, 2002, № 4. С. 46-66.

11. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: цели, теоре­тические модели, практика // Экономист, 1995. № 2. С. 72-81.

12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е из­дание (стереотипное) — М.: УРСС, 2000. 368 с.

13. Нуреев P.M. Экономика развития: модели становления рыночной эко­номики: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. 240 с.

14. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист, 2001. № 8. С. 17-21.

15. Валуев С.А., Волкова В.Н. Системный анализ в экономике и организации производства. Л.: Политехника, 1991.

16. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991.

17. Иванилов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979.

18. Иозайтис В.С., Львов Ю.А. Экономико-математическое моделирование экономических систем. М.: Высшая школа, 1991.

19. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. М.: Знание, 1990.

20. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.

21. Сергеев Е.М., Скипетров П.А. Экономико-математические методы и модели для руководителя. М.: Экономика, 1984.

22. Сергеев И.Б. Государственное регулирование экономики. СПб.: СЗАГС, 2003.

23. Шмойлова Р.А. Теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996.

Методы государственного регулирования платежного баланса

Неравновесие платежных балансов, бывшее ранее скорее исключением, стало характерной чертой нашего времени. Неравновесие платежного баланса страны, будучи, прежде всего регулятором внутриэкономических процессов, приводит к ряду последствий для ее экономики.

Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны; стабильно отрицательное сальдо ослабляет позиции национальной валюты и подталкивает страну к все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту и другую сторону) приводят к неблагоприятным для страны последствиям. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает предпосылки для быстрого роста денежной массы, тем самым стимулируя инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому когда

речь идет о равновесии платежного баланса, в центре внимания оказываются, прежде всего, дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Методами регулирования платежного баланса являются (по объекту регулирования):

— административный (регулирование национального таможенно-тарифного законодательства);

— финансовый (связан с регулированием экспорта товаров и услуг);

— кредитный (манипулирование с величиной процентных ставок);

— валютный (понижение и повышение курса национальной валюты).

По критерию вмешательства государства методы государственного регулирования платежного баланса можно разделить следующим образом.

Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения для многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.

В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений).

Второй метод — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская система и низок уровень политического риска.

Однако имеется и другая точка зрения: при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует их налаживать экспорт.

Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится

удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.

Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различаются кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений обменного курса на платежный баланс.

Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, что в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не изменяется и даже может произойти его ухудшение. Эластичность импорта в современных условиях имеет тенденцию к снижению, так как из-за растущего участия всех стран в международном разделении труда постоянно увеличивается в национальном импорте доля тех товаров, ввоз которых объективно необходим. Поэтому в средне- и долгосрочном плане девальвация слабо сокращает национальный импорт, а ревальвация его заметно увеличивает. Экспорт обычно более эластичен и поэтому в средне- и долгосрочном плане более чуток к курсу национальной валюты.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи коммерческие банки (особенно евробанки) активно участвуют в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса является использование официальных валютных резервов.

С середины 70-х годов возникло межгосударственное регулирование платежного баланса как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютнокредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector