Webbc.ru

Веб и кризис
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элементы национальной платежной системы

Элементы национальной платежной системы

Элемент системы — это структурная единица системы, не подлежащая делению в данных условиях рассмотрения системы[108].

К числу основных элементов национальной платежной системы Комитет по платежным и расчетным системам относит[109]:

— платежные инструменты, применяемые для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей платежей, открытые в финансовых организациях;

— процедуры по обработке и клирингу платежных инструментов, обработке и доведению платежной информации, а также переводу денежных средств между учреждениями-плательщиками и учреждениями-получателями;

— финансовые организации, предоставляющие расчетные счета, инструменты и услуги частным клиентам и предприятиям, а также организации, осуществляющие в интересах указанных учреждений управление платежными операциями, клирингом и расчетными сетями;

— рыночные правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг;

— законодательство, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными, регламентирующими и платежными организациями и определяющие механизмы проведения платежных операций, связанных с переводом денежных средств, а также правила поведения на рынках платежных услуг.

Национальная платежная система включает в себя все формы институционального и инфраструктурного взаимодействия при переводе денежных средств от плательщика к получателю[110].

Инфраструктурные элементы – элементы национальной платежной системы, предназначенные для предоставления платежных услуг финансовым организациям или непосредственно клиентам конкретных организаций. К инфраструктурным элементам относятся: 1) платежные инструменты, используемые для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей в финансовых учреждениях; 2) платежные инфраструктуры, обеспечивающие инициирование клиринга платежных инструментов, обработку и передачу платежной информации, а также перевода денежных средств между клиентам (гражданам, предприятиям и государственным органам), и организациям, которые являются операторами платежной инфраструктуры; 2) поставщики услуг, сетей, информационных и компьютерных технологий, операционных процедур и правил.

Институциональные элементы – элементы, за счет которых достигается функциональная взaимоcвязь договоренностей инфраструктурного плана и заинтересованных в национальной платежной системе лиц. К институциональным элементам относятся: 1) различные виды рыночных механизмов (например, стандарты, конвенции и договоры о создании, ценообразовании и использовании различных платежных инструментов и услуг), которые определяют необходимые условия для организации сотрудничества в индустрии платежей всех заинтересованных сторон; 2) финансовые (центральный и коммерческие банки) и прочие организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг по платежам для этих финансовых учреждений, обеспечивающие оказание платежных услуг в интересах потребителей; 3) правовые и регулятивные механизмы организации рынка (законы, стандарты и процедуры) и соответствующие правила проведения расчетов, установленные законодателями, судами, регуляторами, операторами систем и контролерами со стороны центрального банка, создающие прочную правовую основу национальной платежной системы; 4) регулятивные механизмы для организации взаимодействия основных заинтересованных лиц.

Данные группировки институциональных и инфраструктурных элементов национальной платежной системы в их взаимодействии и определяют направления ее развития и оказывают прямое влияние на выбор инструментов регулирования и методов управления рисками платежных систем.

Комитет по платежным и расчетным системам рассматривает элементы национальной платежной системы в определенном взаимодействии (см. рис. 1) [111].

Рис. 1. Национальная платежная система (основные элементы и их взаимодействие)

Каждый из элементовнациональной платежной системы, имеет свое назначение и наделен присущими лишь ему свойствами, необходимыми для построения и функционирования системы в целом.

Так, платежные инструменты используются для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей в финансовых учреждениях.

Платежные инструменты — любые инструменты, предоставляющие держателю/пользователю возможность для перевода денежных средств[112];

Платежные инфраструктурыиспользуются для инициирования клиринга платежных инструментов, обработки и передачи платежной информации, а также перевода денежных средств между учреждениями-плательщиками и получателями.

Платежные инфраструктурыкомплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, подчинённый единым нормам и правилам, обеспечивающий инициирование клиринга платежных инструментов, обработку и передачу платежной информации, а также перевод денежных средств между клиентам (гражданам, предприятиям и государственным органам), и организациям, которые являются операторами платежной инфраструктур.

Ключевые компоненты инфраструктуры представлены операционными, клиринговыми и расчетными услугами, услугами средств коммуникации. Эти компоненты включают: операционные процедуры и правила, информационные и компьютерные технологии, провайдеров услуг и сетевое оборудование[113];

Финансовые учреждения включают центральный и коммерческие банки, которые открывают счета для осуществления платежей, предоставляют платежные инструменты и услуги потребителям;

Предприятия и организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг предоставляют платежные инструменты и услуги по платежам для указанных финансовых учреждений;

Рыночное взаимодействиемежду субъектами и участниками национальной платежной системы осуществляется через соглашения, договоренности или договоры по созданию различных платежных инструментов и услуг, формированию цен на них, а также по их предоставлению и приобретению

Рыночные договоренности – правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг[114].

Практическая стратегия по реализации эффективного согласованного рыночного взаимодействия должна быть сосредоточена на четырех ключевых позициях: 1) координации действий пользователей и провайдеров услуг на отдельных и взаимосвязанных рынках платежных услуг; 2) условиях эффективного ценообразования на рынке; 3) прозрачности и рыночном информировании о платежных инструментах и услугах; 4) cпpaвeдливыx и равных возможностях и стимулах для участия аналогичных категорий физических и юридических лиц на тех же рынках платежных услуг[115];

Консультации с заинтересованными сторонамиспособствуют получению информации для центральных банков и иных ключевых заинтересованных сторон о возникающих тенденциях и процессах развития и являются важным инструментом стратегического планирования и развития эффективных рынков платежных услуг;

Законы, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными и регулирующими органами определяют и регулируют механизм перевода платежей и рынки платежных услуг.

Нормативному регулированию подлежат все компоненты платежных систем, платежные инфраструктуры, инструменты, участники и т.д. Законодательство устанавливает требования к деятельности по оказанию услуг платежной инфраструктуры (субъектный состав), обязательства, принципы оказания услуг, включая обеспечение доступности, надежности, безопасности, транспарентности ценообразования, управление рисками, и определения услуг платежной инфраструктуры (коммуникационные, операционные и пр.);

Наблюдение и другая государственная политикаосуществляетсядля обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы[116].

Все элементы национальной платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях.

Как правило, основными участниками национальной платежной системы являются Центральный банк, частные банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. По общему правило обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на Центральный банк государства.

Читать еще:  Обязательный безвозмездный платеж

Платежная система, её элементы и их взаимосвязь. Закон «О национальной платежной системе»

Платежная система –это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчёта, нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить расчёты друг с другом.

Элементы платёжной системы:

1.нормативно-правовая база: положения, инструкции ЦБ РФ, регулирующие порядок безналичных расчётов

2.учрежд-я, представляющие услуги по расчетам

3.сов-ть платежных инструментов, использ-х для передачи указаний и распоряжений по осущ-ю платежей.

4. различные средства передачи: линии связи, программное и техническое обеспечение.

В РФ основными участниками ПС явл-ся ЦБ, КБ, НКО. Обеспечение бесперебойности расчётов возлагается на ЦБ.

Банк России занимает особое место в платежной системе России. Он координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, а также организует наличное денежное обращение. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности.

Практически все расчеты осущ-ся через ЦБ: межрег эл расчеты; внутрирег эл; система нетто-расчетов (расчеты мд урежд-ми ЦБ, обслуживаемые одним рег центром информатизации); расчеты в пределах учр-ния ЦБ и т.д.

Платежная система включает не только безналичные расчёты, но и расчёты наличными деньгами. Они могут происходить непосредственно между плательщиком и покупателем. Роль банков сводится к обслуживанию оборота наличных денег: выдаче их из касс банка, зачислению на счета, инкассации и т.д. ЦБ производит выпуск наличных денег в обращении, устанавливает правила совершения операций с ними и т.п.

Основными задачами ПС г-ва явл:1.внедрение совр технологий связи

2.бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования

3.надёжность и прочность (отсутствие срывов).

ФЗ РФ от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ г. «О национальной платежной системе»

Начало действия документа (за исключением отдельных положений) — 29.09.2011.

Новый закон определил для всех платежных систем, действующих на территории России, единые правила. Согласно которым, под регулирование Банка России подведены международные платежные системы, действующие в стране, интернет-платежные системы и переводчики денег.

Наиболее значимым участником платежной системы России является платежная система Банка России. Это связано с тем, что Банк России выступает, во-первых, как оператор платежной системы Банка России, во-вторых, как орган надзора за частными платежными системами. Монопольное положение Банка России в платежной системе определяется также и другими обстоятельствами: 1) Банку России по национальному законодательству предоставлено исключительное право в части определения правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов; 2) на Банк России возложена функция лицензирования, регулирования и надзора за деятельностью частных платежных систем.

ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Законом о НПС впервые введено правовое регулирование таких платежных инноваций, как электронные деньги, интернет- и мобильные платежи. С момента принятия этого закона перевод ЭДС стал формой безналичных расчетов. В законе об НПС указано, что оператором ЭДС может быть только кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, а надзор за деятельностью по переводу ЭДС осуществляет Банк России.
Таким образом, согласно закону, организации, ранее осуществлявшие деятельность по переводу ЭДС, к 1 октября 2012 года должны стать банками или небанковскими кредитными организациями (НКО) с правом на перевод денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Для этого им необходимо получить соответствующие лицензии ЦБ.

Закон устанавливает единые правила, а некоторые определения вообще вводятся впервые. Например, появилось понятие электронного платежного средства, определен порядок выпуска в обращение электронных денег.

Закон также создал условия для использования сотовых телефонов как инструмента платежа. Мобильные телефоны получили все шансы в скором времени стать реальной альтернативой пластиковым картам. Электронными деньгами теперь смогут рассчитываться не только частные пользователи, но и юрлица, индивидуальные предприниматели, в том числе для уплаты налогов, сборов, штрафов. Таким образом, созданы условия для развития корпоративных электронных средств платежа, что во многих случаях окажется удобнее привычных банковских расчетов.

Национальная платежная система России

Регулирование порядка оказания платежных услуг, контроль осуществления денежных переводов и использования электронных средств платежей на территории России стало возможным после создания национальной платежной системы. В июне 2011 года был принят одноименный федеральный закон. Раскрытие механизма работы НПС — только на сервисе Brobank.ru.

Основная информация по национальной платежной системе России

До принятия ФЗ «О национальной платежной системе», этот термин длительное время был предметом разногласий юристов, экономистов, деятелей банковского сектора России. Наиболее распространенная точка зрения заключалась в отождествлении платежной системы (payment system) и расчетной системы, действующей в стране (payment and settlement system).

Ясность внес 161-ФЗ, в котором дается четкое определение термина. Национальная платежная система РФ — объединение операторов по переводу денежных средств (включая и электронные деньги), банковских платежных агентов/субагентов, организаций почтовой связи, платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Субъекты и инструменты, при помощи которых совершается перевод денежных средств, включаются в структуру НПС.

НПС не признается юридическим лицом. Это объединение юридических лиц, связанных между собой рядом обязательственных договоренностей. Основное задачи платежной системы России:

  • Обеспечение устойчивости национальной российской валюты.
  • Использование субъектами денежных процессов только российской платежной инфраструктуры, без передачи данных за пределы Российской Федерации.
  • Регулирование деятельности операторов по переводу денежных средств, с целью обеспечения ее прозрачности.

НПС вводит ряд правил в отношении иностранных платежных систем, действующих на территории Российской Федерации. После принятия федерального закона, иностранные операторы регистрируются и работают на территории страны по новому регламенту.

Банк России в структуре национальной платежной системы

НПС — сложная совокупность большого количества элементов, деятельность которых нуждается в постоянном контроле. В любой иерархической системе, для ее нормального функционирования, должен присутствовать регулятор, отвечающий за ее координацию. В России таким регулятором признается Центральный Банк.

Читать еще:  Трансфертные платежи населению

Вся финансовая система государства основывается на деятельности Банка России. Главный регулятор отвечает за курс российского рубля, развитие финансового рынка, положение банковского сегмента в целом. В 2002 году на ЦБ РФ были возложены функции по бесперебойному функционированию платежной системы страны. С принятием ФЗ «О НПС» функций и полномочий у Банка России значительно прибавилось. Находясь на верхушке платежной системы России, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

  • Разработка и проведение денежно-кредитной политики совместно с Правительством Российской Федерации.
  • Эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории РФ — в этой части ЦБ обладает монополией.
  • Контроль за бесперебойным и эффективным функционированием национальной платежной системы РФ.
  • Осуществление наблюдательных и надзорных функций всех процессов, происходящих в НПС.

Таким образом, ЦБ РФ является единоличным надзорным и регулятивным органом, под управлением которого находится вся платежная система России. Главный регулятор в единственном лице решает вопросы о допуске в НПС новых субъектов, а также об их исключении из системы.

Федеральный закон дал Банку России максимальный объем полномочий, что сделало его монополистом и главным элементом всей российской платежной системы. С практической точки зрения, средоточие всех инструментов надзора и управления в одном органе только повышает риски. С другой стороны, минимизируется вероятность наступления конфликта интересов, так как все решения принимаются ЦБ единолично.

Субъекты оказания платежных услуг

Платежная система России состоит из ряда элементов, основной составляющей среди которых признаются ее субъекты. В число субъектов НПС в соответствии с федеральным законом, входят:

  • Операторы по переводу денежных средств — кредитные и прочие финансовые организации, уполномоченные российским законодательством осуществлять переводы денежных средств.
  • Операторы по переводу электронных денег — организации, оказывающие услуги по переводу денег без открытия банковского счета.
  • Платежный агент — организация, не являющаяся кредитной, либо индивидуальный предприниматель, привлекаемые банками для проведения операций определенного направления.
  • Платежный субагент — организации и индивидуальные предприниматели, привлекаемые банковскими платежными агентами для осуществления тех или иных функций.
  • Операторы платежной системы — органы, определяющие правила работы ПС, либо выполняющие иные ключевые функции.
  • Операторы, оказывающий услуги платежной инфраструктуры.
  • Расчетные, операционные, клиринговые центры.

У каждого из указанных субъектов есть определенные функции. За их деятельностью следит Банк России, который под каждую группу субъектов разрабатывает требования. Нормальное функционирование НПС России возможно только, если между субъектами налажено бесперебойное взаимодействие.

Операторы по переводу денежных средств занимают ключевую позицию среди остальных субъектов. Перечень организаций указывается в ст. 11 161-ФЗ. В него включены: Банк России, кредитные организации, имеющие право заниматься соответствующей деятельностью, государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.

В чем разница между национальной платежной системой и национальной системой платежных карт МИР

НПС и НСПК МИР — далеко не одно и то же, несмотря на схожесть аббревиатур. Национальная платежная система представляет собой более обширную область экономического развития государства, составной частью которой является и НСПК МИР.

НСПК МИР создана в 2014 году из-за угрозы того, что крупнейшие игроки в лице Mastercard и VISA могли уйти с российского рынка. Учитывая то, что российской системы платежных карт до этого не существовало, уход этих компаний повлек бы большие проблемы для страны в целом. Следовательно, НСПК МИР — это неотъемлемая часть национальной платежной системы России.

Источники информации:

  • Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция) ссылка.

Национальная платежная система. Что это и зачем она создана?

Национальная система платежей необходима для создания национальной безопасности и проведения платежей без помощи иностранных платежных сервисов. Она призвана обеспечить бесперебойность расчетов по пластиковым картам, чтобы никакие меры ограничений с внешних сторон страны не смогли нарушить данный процесс.

Что такое национальная платежная система?

Она представляет собой объединение отечественных банков, эмитирующих карты под логотипом этой системы. НПС служит важным компонентом в развитии денежно-кредитной политики страны. Она призвана стать альтернативой международным системам платежей, таким как Visa и MasterCard, для обработки всех операции только на территории РФ, чтобы платежные данные клиентов хранились на отечественных серверах. ПС контролируется Центральным Банком РФ. Пока НПС находится в стадии разработки и тестирования. Официальный запуск должен состояться весной этого года. Для работы требуется создание соответствующей инфраструктуры: расчетных, клиринговых и операционных центров, платежных инструментов.

Зачем нужна НПС?

Она является неотъемлемой частью финансово-экономической структуры любой страны. Причиной создания собственной системы платежей в России является приостановка обслуживания карт системами Visa и MasterCard на целую неделю в марте 2014 года из-за введенных санкций США. После этого деятельность по обслуживанию карт все же возобновилась, но уже никто не мог дать гарантий, что это не повторится. Поэтому создание отечественной обслуживающей системы является вполне логичным шагом для развивающейся страны. Она позволит обрабатывать все операции прямо в стране, и личные данные владельцев карт не будут уходить за границы РФ.

Таким образом, отечественная ПС призвана обеспечить оборот денег в стране, управление общей денежной массой, регулирование курса рубля и удешевление расчетных услуг.

Закон « О НПС».

Федеральный закон №161 «О НПС» был подписан президентом в мае 2014 года. В нем описываются правила регулирования отечественной ПС, порядки проведения платежных услуг и денежных переводов, особенности электронных платежей, требования к операторам по поводу их деятельности. Он призван контролировать бесперебойность, эффективность и доступность платежей по картам.

Согласно закону, оператором НПС может стать государственное учреждение формы ОАО, которой владеет ЦБ РФ.

Кроме создания НПС, 161 ФЗ обязывает иностранных операторов вносить обеспечительный взнос, размером в двухдневный объем сумм переводов на территории РФ. Если взнос не будет внесен, то ПС может быть оштрафована. За каждый день простоя обслуживания штраф будет составлять 10% от взноса.

Закон «О НПС» обязывает все банки, работающие на территории РФ, уведомлять клиентов обо всех операциях, проведенных по картам. Если вдруг клиент узнает, что списался платеж, которого он не совершал, то банк должен его возместить.
ФЗ 161 О НПС

Субъекты НПС.

Субъектами являются учреждения, обеспечивающие работу по переводам, услугам платежной структуры и агентской группы. Одно учреждение может вступить в состав различных платежных сообществ и выполнять сразу несколько задач в рамках одного.

Читать еще:  Расчеты по внебюджетным платежам

Основную роль в российской ПС играет оператор, который обязан излагать правила работы системы, организовывать контроль за всеми другими участниками, набирать операторов услуг, вести списки членов ПС и деятельность по управлению рисками, рассматривать все споры. Должность оператора правомерна занять кредитная (или некредитная) организация.

Все электронные расчетные операции контролирует оператор по электронным расчетам.

Следующими субъектами ПС являются операторы платежной структуры. К ним относятся расчетные, клиринговые, операционные и платежные отделы.

Операционный отдел должен обеспечивать функцию общения между банками для своевременной доставки информации, а также он несет ответственность за некачественное выполнение услуг.

Клиринговый отдел ответственен за безналичные расчеты между банками. Он отвечает за расходы (убытки), которые может понести участник ПС из-за предоставления услуг клиринга несоответствующего уровня.

Расчетный отдел обрабатывает все платежные распоряжения участников национального платежного сообщества, списывает и зачисляет деньги со счетов. Если оператор является некредитным учреждением, то расчетный отдел берет на себя функцию оператора платежной системы в рамках управления рисками, обеспечения защиты денежных переводов и бесперебойности работы всей структуры.

Должность операторов по денежным переводам могут занимать только кредитные учреждения, которые занимаются переводами денег на законном основании, ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Они могут также собирать банковскую агентскую группу для поиска клиентов на выдачу или принятие денежных средств, предоставления электронных средств платежа. Операторы по переводу контролируют соблюдение правил по безопасности информации и отправляют отчетность в ЦБ обо всех случившихся инцидентах.

Участники НПС.

Согласно ст.21 в число основных участников НПС входят:

  • ЦБ РФ
  • Коммерческие банковские учреждения
  • Небанковские учреждения
  • Клиринговые и расчетные отделы
  • Страховые компании
  • Казначейские органы РФ
  • Учреждения почтовой связи РФ.

Структура НПС.

Ниже приведена структура НПС(нажмите чтоб увеличить картинку)

Структура ПС состоит из отдельных фрагментов. Схематически ее можно поделить на три сегмента:

  1. Платежи на крупные суммы. Здесь деятельность банков осуществляется на основе корреспондентских отношений между собой и с ЦБ РФ.
  2. Розничные платежи. Сюда входят системы международных и внутренних переводов, системы с применением карточек, дистанционное банковское обслуживание, наличные платежи, новые участники рынка, электронные деньги, сеть банкоматов, провайдеры услуг и банковские агенты
  3. Клиринг и различные ценные бумаги. Сюда входят фондовые биржи, внебиржевой рынок, регистраторы, торговая биржа РТС.

Таким образом, национальная платежная система представляет собой эволюционный процесс, который может в корне преобразовать всю финансовую структуры страны. Чтобы система была выгодной, эффективной и безопасной, в ее формировании должны принять активной участие вместе с ЦБ РФ, как законодательные, так и исполнительные органы власти.

Национальная платёжная система России

Как подобрать идеальный кредит не потратив на это и 10 минут?

Введение санкций привело к блокировке операций по пластиковым картам международных платёжных систем (МПС) Visa и Mastercard, выпущенных некоторыми российскими банками. В связи с этим руководством страны было принято решение об ускорении работ по вводу НПС в действие.

Что такое НПС? Национальная платёжная система – это организационно-техническая структура, обеспечивающая процессинг (обработку операций) по банковским картам внутри России, без выхода на зарубежные процессинговые центры. В июле 2014 года был образован оператор НПС – Национальная система платёжных карт (НСПК МИР), на которого были возложены задачи по внедрению и сопровождению НПС, а также по продвижению отечественной банковской карты МИР.

Как устроена НПС

Ключевую роль в национальной платёжной системе играет оператор (НСПК), устанавливающий правила работы системы и контролирующий их исполнение участниками.

Субъектами НПС являются расчётные, операционные, клиринговые и платёжные отделы. Расчётные отделы реализуют платёжные распоряжения участников НПС, производят списание / зачисление денежных средств со счетов / на счета. Также на них возлагаются функции оператора управления рисками, обеспечения безопасности денежных переводов и штатной эксплуатации всей структуры. Операционные отделы осуществляют взаимодействие между банками для своевременной передачи информации. Клиринговые отделы отвечают за проведения безналичных межбанковских расчётов. Функции операторов денежных переводов выполняют уполномоченные банки, ЦБ РФ и ВЭБ.

Главная цель создания НПС – обеспечение независимости обработки операций по банковским картам от западных процессинговых центров. Полноценная работа НПС началась в 2015 году. Через неё начали совершаться все транзакции по картам МИР, к выпуску которых приступили некоторые российские банки.

Особенности платёжной системы России

Несмотря на то, что НПС является российской платёжной системой, она не является изолированной от внешнего мира. Так, через неё осуществляются внутрироссийские транзакции по картам международных систем Visa и Mastercard, которые создали процессинговые центры на территории России. НСПК МИР и Mastercard заключили соглашение о выпуске кобейджинговых карт МИР-Maestro, пригодных для использования как внутри России, так и за её пределами.

Государство проводит активную политику по поддержке и развитию платёжной системы РФ, однако некоторые эксперты обозначают такой подход «навязыванием» и ограничением свободы потребителей (пользователей). Так, предполагается, что на обслуживание через НПС будут переведены работники бюджетной сферы и пенсионеры, первые — до 1 июля 2018 года, вторые – до 1 июля 2020 года.

НПС и МПС: кто кого?

Можно с уверенностью утверждать, что НПС, как платёжная система, состоялась, выполняет свою основную задачу, хотя и не без проблем, и достаточно динамично развивается. По данным агентства Интерфакс, количество выпущенных карт МИР по состоянию на октябрь 2017 года превысило 23 млн, а среднее количество операций по ним в день – более 2 млн. Выпуск отечественных пластиковых карт осуществляется, как правило, бесплатно, а тарифы на их обслуживание сравнительно низкие. С их помощью можно осуществлять типовые операции — снятие наличных в банкоматах и безналичную оплату покупок.

Однако по сравнению с международными платёжными системами доля, занимаемая отечественной на рынке России, пока ещё относительно невелика, и тому есть веская причина. Основным минусом НПС является то, что пользователи получают меньший функционал, чем держатели карт МПС. Карты МИР нельзя использовать за пределами страны, более того, многие предприятия торговли и сервиса в России также не принимают их к оплате. По ним недоступны и «премиальные» возможности, которые дают золотые, платиновые и элитные карты Visa и Mastercard.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector