Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое выкупные платежи

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ — в 1861-1906 выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи) . Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в результате Революции 1905-07. Правительство успело изыскать с крестьян свыше 1,6 млрд. рублей, получив ок. 700 млн. рублей дохода.

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 — 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20—25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% — на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882—1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Выкупные платежи в России

Выкупные платежи в России производились в рамках выкупной операции, которую осуществляло государство в связи с отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году. С одной стороны, эта реформа называлась самой значительной из «великих реформ» Александра II, с другой, ее называли «половинчатой» и «крепостнической», так как крестьяне, хотя и объявлялись свободными, освобождались без земли.

Выкупная операция

Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе – положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция. Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян.

До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Правила выкупа

По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли. В последнем случае помещик получал только саму ссуду, не имея права рассчитывать на дополнительные платежи. По некоторым данным, они составляли около 25 % и полностью зависели от условий соглашения сторон.

Чтобы определить размер ссуды и выкупных платежей по ней, производилась оценка. Сумма годового оброка, который был установлен в пользу помещика за надел, отведенный в постоянное пользование крестьян, капитализировалась из расчета 6 %, то есть она умножалась на 16 и 2/3. Полученную сумму называли выкупной оценкой. Из нее помещику государство выдавало 80 %, а 20 % выплачивал крестьянин.

В течение 49,5 года он должен был вносить выкупные платежи равными долями, при этом уплачивая 6 % годовых. В результате получалось, что в общей сумме за землю уплачивалось 294 % выкупной ссуды.

Данные статистики

Самое большое число сделок по выкупу земли было совершено в первые годы после начала реформы. К началу 1864 года к выкупу приступило около 17 % бывших крепостных. На начало 1877 года в тех 39 губерниях, что находились на общем положении, число сделок приближалось к 62 тысячам. Из них по соглашению с помещиками – около 22 тысяч, а по требованию помещиков – около 40 тысяч.

Читать еще:  Платежные инструкции рб

Затем была проведена переоценка земли, в связи с чем по выкупным платежам образовалась недоимка, порядка 17 миллионов рублей. Но, несмотря на это, за первые 20 лет своего проведения выкупная операция принесла прибыли на 40 миллионов рублей. В связи с таким результатом в 1881 году вышел указ о снижении сумм выплат.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения – «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, – 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Результаты понижения

В совокупности общее и специальное понижение по 49 губерниям составило около 11 миллионов рублей, что равнялось в среднем 27 % годовой суммы платежей, существовавшей до проведения этой операции. Но в отдельных губерниях, уездах и селениях этот процент мог сильно отличаться. Так, например, в Херсонской губернии он составил 16 %, а в Олонецкой – 92 %.

Платежи в 25 уездах понизились наполовину и больше в сравнении с прежним окладом. Тогда как в 57 процент понижения не превышал 16. При этом 58 % всей суммы понижения относились к общему, а 42 – к специальному. Что касается суммарного выражения, то оно выглядело следующим образом. Около 6,3 миллиона рублей – в первом случае и около 4,5 – во втором.

В период с 1861 по 1906 годы с бывших крепостных крестьян было взято более 1,6 миллиарда рублей, при этом общий правительственный доход составлял приблизительно 700 миллионов рублей.

Отмена выкупных платежей

По плану, выкуп всей земли должен был закончиться в 1932 году, однако революционные события 1905 года изменили ситуацию. Под их влиянием началась столыпинская аграрная реформа, и выкупам был положен конец. 03.11.1905 г. был выпущен указ об отмене выкупных платежей, в соответствии с которым с 01.01.1906 г. они снижались наполовину, а с 01.01.1907 г. отменялись окончательно.

Такое решение имело большое значение как для правительства, так и для крестьян. Принимая его, государство тем самым отказывалось от значительных поступлений в бюджет, и делалось это в то время, когда в бюджете имелся большой дефицит, который покрывался внешними заимствованиями.

Сначала налоговую льготу получили только крестьяне, позже она распространилась и на других землевладельцев, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Хотя в обязанности крестьян уже не входила уплата выкупных платежей, помещики, перед которыми у государства сохранялись соответствующие обязательства, продолжали получать ренту в размере 4 % в год.

Финансовые итоги отмены

В результате отмены выкупа земли крестьянами вся операция из приносящей большую прибыль бюджету превратилась в убыточную. Так, суммарный ее убыток достиг 386 миллионов рублей. При этом было списано 1 миллиард 674 миллиона рублей долгов, которые подлежали выплате в рассрочку на тех или иных условиях. В эту сумму входит расчет обязательств, рассчитанных на период вплоть до 1955 года. В это время текущие доходы, выпавшие из бюджета, составили около 96 миллионов рублей в год, что равнялось 5,5 % его доходной части.

Отмена выкупных платежей, в общей сложности, являлась большой финансовой жертвой со стороны государства, которая была направлена на решение аграрного вопроса. Все последующие мероприятия правительства уже не носили настолько затратного характера.

Выгода для крестьян

Мероприятие по полной отмене платежей по выкупу земли было более конструктивным, чем аннулирование неустоек по просроченным выплатам, которое ранее производилось неоднократно. Тем самым прямо стимулировались их задержки. Но и данное мероприятие поставило в более выгодное положение те хозяйства и общины, что производили платежи с отсрочками и задержками, чем те, что совершили досрочный выкуп земли.

В итоге данное мероприятие крестьяне восприняли больше как уступку правительства, сделанную им под натиском волнений, произошедших летом 1905 года, чем как полезную субсидию.

Принципиальным последствием отмены выкупных платежей стала потенциальная возможность проведения дальнейшей реформы землевладения. Ранее сельские крестьянские сообщества как коллективные землевладельцы и владельцы подворных участков могли распоряжаться участками довольно свободно, но с одним условием – если их выкуп был завершен. Это было возможно и тогда, когда земля была выкуплена в процессе частной сделки уже после наделения. В противном же случае какие бы то ни было операции с земельными наделами не могли производиться без согласия государства, являвшегося кредитором. С отменой платежей право собственности на землю приобрело новое, улучшенное качество.

Что такое выкупной платеж в лизинге: важные нюансы

Выкупная стоимость предмета лизинга – это цена, за которую лизингополучатель приобретает имущество, предусмотренное договором, и становится его собственником. Важно, что возможность выкупа возникает по окончании действия лизингового соглашения.

Предлагаем рассмотреть, что такое выкупная стоимость объекта, какие подводные камни существуют при её определении и как избежать судебных споров с налоговыми органами.

Чем отличается от регулярных платежей?

Выкупной платеж важно отличать от регулярных платежей, поскольку он с экономической точки зрения, является оплатой за приобретение имущества.

Другие отличительные черты:

Как определяется?

Пункт о выкупной стоимости лизингового имущества предполагает, что соглашение будет содержать 2 (как минимум!) договоренности – непосредственно об аренде и дополнительно о купле-продаже (положения этой сделки применимы только на условия, определяющие порядок выкупа имущества).

  • Включается в размер регулярных взносов отдельным пунктом. В этом случае она рассматривается в качестве аванса и учитывается до момента выкупа актива;
  • Не включается в размер регулярных взносов. Тогда он единовременно вносится по окончании периода действия соглашения.

Оформление договора

При заключении сделки лизинга рекомендуется четко определять условия в части, касающейся урегулирования вопроса о внесении остаточной цены.

Читать еще:  Процесс непрерывного движения средств платежа

Обращаем ваше внимание на 3 важных условия:

  1. Подробная характеристика выкупной цены. Определяется форма внесения – единовременной суммой или в составе регулярных взносов.
  2. Сроки внесения. Может предусматриваться 2 способа – внесение с последним регулярным взносом или оплата после окончания периода действия соглашения.
  3. Четко определенный порядок перехода права собственности. Участникам рекомендуется согласовать, как именно ЛК будет переоформлять предмет сделки.

Размер выкупной стоимости

Выкупная сумма подлежит обязательному указанию в соглашении. На её определение влияет несколько факторов:

  • Первоначальный взнос. Его сумма определяется ликвидностью актива и экономической ситуацией, сложившейся на предприятии (ИП). Обычно размер первоначального взноса составляется 20-30% от стоимости предмета договора, но некоторые ЛК предлагают заключение сделки вообще без его внесения;
  • Продолжительность лизинга. На практике она часто приравнивается к периоду полезной эксплуатации имущества. Однако срок действия сделки стороны вправе определять самостоятельно, и обычно он составляет для недвижимости не более 7-10 лет, а для транспортных средств – 3-4 лет.
  • Период полезной эксплуатации имущества. Сторонами определяется, в продолжение какого срока предмет может применяться по первоначальному назначению. Дополнительно учитывается планируемый износ.

Важно, что если выкупная стоимость предмета вносится в соглашение отдельной суммой, то она не должна быть занижена! В иной ситуации сотрудники налоговой службы посчитают, что выкуп «спрятан» в регулярных взносах и выступал в качестве аванса, включенного в расходы неправомерно. Последствие – необходимость перерасчета налогооблагаемой базы юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Пример определения

Предлагаем рассмотреть механизм определения и начисления остаточной цены на конкретном примере – транспортном средстве.

  • цена автомобиля – 500 000 рублей,
  • срок действия соглашения – 1 год,
  • внесение регулярных платежей – ежемесячно,
  • размер регулярных платежей – 20% от общей стоимости актива (в годовом отношении) + внесение изначальной цены транспорта, составляющей 20 000 рублей.

В соответствии с этими положениями размер компенсации ЛК будет равен 60 000 рублей. Необходимо 500 000 руб. (стоимость актива) / 100 и умножить на 12 (период действия договора). Регулярные платежи ежемесячно будут составлять 5 000 рублей (60 000/12). Итак, выкупная цена будет составлять 260 000 руб. (500 000 – 240 000 руб.).

Варианты указания

Обычно остаточный платеж по сделке лизинга фиксируется в договоре сразу в нескольких размерах (в зависимости от ситуации):

  • Досрочный выкуп актива. Стоимость включает остаток непогашенного долга, доходность лизингодателя;
  • Расторжение договора. Выплачивается штраф за досрочную выплату (при условии, что возможность досрочного погашения не заложена в ставку);
  • Окончание действия соглашения. Вносится номинальная стоимость актива либо иная стоимость, но не меньшая, чем предусматривается по налоговому учету.

Участники сделки стремятся, чтобы выкуп был максимально приближен к остаточной стоимости актива по налоговому учету. Если имущество за весь период лизинга амортизируется в полном объеме, то его стоимость определяется условной (номинальной) величиной – 1 рубль или 1 000 рублей.

Формы определения выкупной цены

Выкуп имущества, выступающего предметом лизингового договора, осуществляется лизингополучателем и может проводиться в одной из 3-х форм:

Ситуация №1 – платеж определен соглашением сторон

Если остаточная стоимость отражена в договоре, и лизингополучатель её выплачивает по окончании периода действия либо до этого момента, то он приобретает право собственности на имущество. Идеальный вариант для всех сторон, исключающий споры.

Ситуация №2 – составление отдельного договора

Остаточная цена предмета не указывается в положениях лизингового соглашения – она определяется отдельным договором (по рекомендации Министерства финансов РФ). Он прикладывается к основному соглашению.

Ситуация №3 – цена не определена

Если размер остаточного платежа не указывается ни в соглашении лизинга, ни в самостоятельном договоре о выкупе, то остается единственный вариант – она включена в размер регулярных платежей, выплачиваемых за временное пользование.

Риск для участников сделки

Указывая в договоре минимальный остаточный платеж, или не указывая его вовсе, стороны сделки ставят себя в рисковое положение. Давайте разберемся, в чем оно состоит?

  1. Лизингодатель. Включая выкупную стоимость актива в регулярные платежи, он рискует при расторжении соглашения и возврате используемого актива получить от юридического лица (ИП) требование о возврате остаточной стоимости, внесенной им «под прикрытием» регулярных платежей.
  2. Лизингополучатель. Фактически нарушает положения НК РФ и пренебрегает рекомендациями Министерства Финансов РФ о том, что затраты по амортизируемому имуществу не должны включаться в перечень расходов.

Однако окончательная точка в теме, связанной с установлением остаточной стоимости актива, законодательством не постановлена.

Как избежать судебного спора?

Чтобы избежать конфликтов с сотрудниками налоговой службы и не довести дело до судебного разбирательства, необходимо включить в соглашение лизинга следующие положения:

  • Включить возможность приобретения лизингополучателем предмета даже при расторжении сделки (при условии согласия обоих участников).

В документе можно указать факторы, которые стороны признают бесспорным нарушением (невыполнением) обязательств. Их наличие является очевидным основанием для прекращения действия договора. Определите возможность расторжения соглашения до окончания срока его действия обеими сторонами – лизингодателем и лизингополучателем.

  • Включить право сторон на определение суммы и способа внесения выкупа после исполнения участниками принятых обязанностей.

Укажите в документе, что право собственности на активы переходит к юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) после окончания действия договора. Тогда у сотрудников налогового органа будут отсутствовать причины для предъявления претензий относительно регулярных взносов, поскольку в них не будет включен остаточный элемент.

Проводки у получателя

У лизингополучателя формирование проводок будет зависеть от того, на чей баланс передано имущество. Если оно содержится на балансе получателя, то учет его стоимости будет осуществляться следующим образом:

Выкупная стоимость лизингового имущества

Выкупная стоимость лизингового имущества — цена, которую обязан выплатить лизингополучатель лизингодателю для получения имущества в собственность.

Выкупная цена предусматривается в договоре лизинга. Особенность заключается в том, что возможность выкупа появляется только после полного погашения задолженности перед лизинговой компанией, а точнее — после окончания срока лизинга, оговоренного в документе.

В чём отличие выкупного платежа от регулярных платежей

Чтобы сравнить эти два понятия, лучше показать различия и сходства в таблице:

Порядок определения размера выкупного платежа

Выкупная цена может:

  • Учитываться в ежемесячных лизинговых платежах. В этом случае выкупная цена принимается к учёту до полного погашения задолженности и передачи предмета лизинга в собственность лизингополучателя;
  • Не учитываться в ежемесячных лизинговых платежах. В этом случае выкупная цена вносится отдельным платежом по окончании срока лизинга.
Читать еще:  Бюджет движения платежных средств

Как оформляется документ

В момент совершения лизинговой сделки необходимо тщательно подойти к вопросу выкупной цены. Здесь имеются 3 основных параметра, подлежащих обязательному учёту:

  • Характеристика выкупного платежа. Важно определить форму выплаты — разово или посредством включения в ежемесячные лизинговые платежи;
  • Срок выплаты. Существуют два варианта. Первый, выкупная цена оплачивается в составе последнего лизингового платежа. Второй — выкупная цена оплачивается после завершения срока лизинга.

Размер выкупного платежа

Для определения размера выкупной цены необходимо учитывать следующее:

  • Размер авансового платежа. Тут определяется финансовая возможность у юридического лица или индивидуального предпринимателя. В большинстве случаев размер аванса не превышает 30% от общей суммы платежей по договору лизинга. Некоторые лизинговые компании практикуют полный отказ от авансового платежа, например, в случае высокой финансовой состоятельности лизингополучателя.
  • На какой срок заключается лизинговый договор. Часто срок лизинга равен сроку полезной эксплуатации предмета лизинга, но не всегда. Многие лизингодатели применяют усреднённое значение, порядка 7-10 лет для недвижимого имущества, и 3-4 года для движимого имущества (автомобили).

Размер выкупной цены, как и авансовый платёж, выбирается лизингополучателем самостоятельно, естественно с подкреплением финансовой состоятельности. Если лизингополучатель планирует выплачивать за лизинговое имущество минимальные ежемесячные платежи, то тогда аванс и выкупной платеж должны быть существенными. Если же наоборот, то аванс и выкупной платеж могут быть минимальными. Все зависит от финансовой возможности и желания клиента.

Пример расчёта выкупного платежа

Рассмотрим пример, когда лизингополучатель решил оплатить выкупную цену за предмет лизинга в конце срока лизинга, определив заранее сумму выкупного платежа.

Предположим, что заключается договор лизинга на автомобиль:

a) Стоимость — 1 500 000 рублей;

b) Срок сделки — 12 месяцев:

c) Лизинговый процент — 12% от стоимости в год;

d) Аванс 20%, то есть 300 тыс. рублей;

e) Выкупная цена 20%, то есть 300 тыс. рублей.

Тогда ежемесячные лизинговые платежи составят 75 тыс. +12% в год за пользование предметом лизинга.

Важно отметить, что к выкупной цене, как и к ежемесячным лизинговым платежам, прибавляется лизинговый процент.

В заключение отметим, какие бывают формы определения выкупного платежа:

1. Размер выкупного платежа указан в договоре лизинга. Такой вариант минимизирует возможность возникновения спорных ситуаций.

2. Размер выкупной цены указывается в дополнительном соглашении (соглашении) к договору лизинга. МинФин РФ выделило отдельные рекомендации специально для таких ситуаций. Документ прикладывается к основному договору лизинга.

3. Выкупная цена не указывается в договоре лизинга. В этом варианте выкупная цена включается в ежемесячные или ежеквартальные лизинговые платежи.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам» [8] . К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными крестьянами (то есть капитализацией 6 % оброка). В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин. В отношении государственных крестьян не было ни отрезков, ни завышенных цен — как указывает Д.Блюм, выкупные платежи за десятину в среднем были в 2-2,5 раза ниже, чем для крепостных крестьян [24] , следовательно, в целом соответствовали рыночным ценам на землю. Однако ранее, при подготовке этого закона, министр государственных имуществ, крупный помещик М.Муравьев вынашивал план отобрать у государственных крестьян часть их земель и ухудшить условия выкупа, подобно тому, что было сделано в отношении крепостных крестьян. Возможно, его отставка в 1862 г. и отказ от ухудшения условий выкупа для государственных крестьян были связаны с начавшейся в 1861—1862 гг. «крестьянской революцией».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector