Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внешний государственный финансовый контроль это

Внешний финансовый контроль;

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами.

Внешний контроль (например, за деятельностью какого-либо органа исполнительной власти и др.) осуществляют специально созданные для этого (или специализированные) государственные контрольные органы, функционально и организационно независимые от него (например, Счетная палата РФ). Иными словами, внешний контроль – это контроль со стороны внешней по отношению к данному органу власти (государственной организации) или не входящей в его структуру государственной организации. Внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.[6]

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство.[7]

К основным задачам государственного финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое поведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль реализации механизма межбюджетных отношений и др. Непосредственным предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступление налогов и других платежей в бюджет; отчисления во внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии и др.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными органами местного самоуправления и финансовыми органами местного самоуправления.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.[8]

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Аудиторы занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель – укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются в основном централизованные финансы, аудита – преимущественно децентрализованные финансы.

Финансовый контроль компетентных государственных органов направлен «на интересы государственной казны», функции муниципального контроля аналогичны, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. Для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них – кредитные, страховые организации, организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, и др., т.е. субъекты, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц. [9]

Внутренний финансовый контроль в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Внутренний контроль состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля. Его цель: изучение и предоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятых решений.[10]

Внутренний контроль:

1) обеспечивает надежной информацией руководство о финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

2) обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращая хищение, злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;

3) исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину и оптимизирует налоговые платежи;

4) обеспечивает выполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов, приказов, распоряжений, инструкций, положений;

5) обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.

Внутренний контроль предполагает выполнение контрольных процедур, способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причин расхождения, а также настраивает сотрудников министерства на добросовестное выполнение своих обязанностей.

Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

Оценку внутрихозяйственному риску контролер-ревизор дает на стадии планирования, учитывая систему внутреннего контроля, используя свое профессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать такие факторы, как:

1) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;

2) специфика деятельности субъекта;

3) опыт и квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;

4) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;

Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработав мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности.

Критерием эффективности системы внутреннего финансового контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля:

1. Принцип ответственности.

2. Принцип сбалансированности.

3.Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

5. Принцип ущемления интересов.

6. Принцип интеграции.

7. Принцип заинтересованности администрации.

8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.

9. Принцип соответствия.

10. Принцип постоянства.

11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля.

12. Принцип непрерывности развития и совершенствования.

13. Принцип приоритетности.

14. Принцип комплексности.

15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.

16. Принцип оптимальной централизации.

17. Принцип единичной ответственности.

18. Принцип функциональных потенциальных имитаций.

19. Принцип регламента.

20. Принцип разделения обязанностей.,

21. Принцип разрешения и одобрения.

22. Принцип взаимодействия и координации.

Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля.[11]

Внутренний финансовый контроль осуществляется во всех подразделениях МЧС РФ.

Заключительная часть.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание

Вопросы на самостоятельную работу:

1. Контроль, осуществляемый представи­тельными органами государственной власти.

2. Контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти.

Читать еще:  Правовые основы государственного финансового контроля

3. Ведомственный фи­нансовый контроль.

4. Аудиторский кон­троль.

5. Общественный финансовый контроль.

Вопросы для подготовки к семинару:

1.Финансовый контроль: понятие, значение, виды.

Виды финансового контроля. Взаимосвязь и отличие внешнего и внутреннего контроля

Система финансового контроля в Российской Федерации

Системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленным развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

Однако общим для систем финансового контроля во всех странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства и общества в целом и интересов экономически активных групп его граждан. Различные звенья этой системы охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном и негосударственном секторах экономики.

Система финансового контроля в Российской Федерации подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль — одна из важнейшихфункций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений — на своевременное принятие соответствую­щих мер.

Государственный финансовый контроль выполняет в систе­ме управления следующие функции: защитную, информатив­ную, оперативную, упорядо­чивающую.

Субъектами ГФК являются законодательно наделенные его функциями (в первую очередь, функциями по осуществлению контроля за государственными финансовыми средствами) специ­ализированные государственные организации, специализиро­ванные структурные подразделения органов государственной власти и управления, органы внутреннего контроля прочих госу­дарственных организаций, должностные лица.

Значение государственного финансового контроля заключа­ется в формировании полной и объективной картины о государ­ственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной дея­тельности экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансо­вых интересов Российской Федерации.

Правовую базу государственного финансового контроля со­ставляют соответствующие части ст. 101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов — от 31.12.97 № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.1995 № 214-ФЗ), от 25.02.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 25.07.95 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Россий­ской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 06.08.98 № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Та­моженном кодексе РФ, Положении о Минфине России, ряде дру­гих нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются:

— Счетная палата Российской Федерации;

— контрольные и финансовые органы исполнительной вла­сти (Департамент государственного финансового конт­роля и аудита Минфина России и контрольно-ревизион­ные управления Минфина России в субъектах РФ; Феде­ральная служба России по валютному и экспортному кон­тролю). Отдельные функции государственного финансо­вого контроля возложены на ФНС России, Федеральное казначейство России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и некоторые другие органы;

— контрольные органы законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ. Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всесто­роннего системного контроля за формированием и использова­нием государственных средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письмен­ные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансо­вого контроля обязаны передать материалы ревизии или провер­ки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, организа­ции обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, посту­пивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью ис­полнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, пра­вильностью ведения учета и составления государственной от­четности.

Общественный контроль реализуется на основе обществен­ных институтов и законов, обязывающих органы исполнитель­ной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации обществен­ного контроля большую роль играют средства массовой инфор­мации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие ин­терес различных общественных организаций, партий и других структур.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью организаций независимыми специализированными аудиторски­ми фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на про­ведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить дос­товерность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, ус­тановить соблюдение действующего порядка финансовых и хо­зяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая фор­ма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах, независимое аудиторство является веду­щей формой внешнего финансового контроля. Такая форма конт­роля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При Организации Объединенных Наций создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуще­ствления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, со­блюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в трансна­циональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле над соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерс­кого учета, составление отчетности и обеспечение государствен­ных органов и собственников объективной информацией о фи­нансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

По характеру связи контролирующей и контролируемой организации контроль может быть: внешний и внутренний.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы.

Читать еще:  Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Внутренний контроль — выполнение распоряжений руко­водства субъекта хозяйствования, т.е. служит для обеспечения надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.

Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Цепь внешнего контроля — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Цель внутреннего конт­роля — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприя­тия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отраже­нии хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетнос­ти, законности хозяйственных операций и их целесообразности для организации .

Потребителями информации, являющейся результатом внеш­него независимого контроля, являются внешние пользователи. Информация, являющаяся результатом осуществления внутрен­него контроля, готовится для внутренних пользователей — в ча­стности, для руководителей и менеджеров организации.

Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах — стандартах (правилах) аудиторской деятельности, ко­торые регулируют основные принципы, цели, правила проведе­ния, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством организации. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления организацией. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризаций, правила орга­низации документооборота, рекомендации по организации ана­литического учета, определение должностных обязанностей уп­равленческого персонала и некоторые другие.

Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета -основные средства, нематериальные ак­тивы, производственные запасы и другие. Объектами внутренне­го контроля являются циклы деятельности организации: снабже­ние, производство, реализация (сбыт). Для целей внутреннего управленческого контроля все центры ответственности (затрат, выручки, прибыли) являются прежде всего и центрами контроля. При внешнем контроле хозяйственная деятельность органи­зации воспринимается как единое целое. При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам от­ветственности — структурным подразделениям (на промышлен­ных предприятиях — цех, участок, бригада; в организациях торговли — секция; в научно-исследовательской организации -отдел и т.д.).

Внешний контроль представляет собой один из видов после­дующего контроля. А внутренний контроль — это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.

И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с другими дисциплинами — финансами предприятия, экономическим ана­лизом, основами документационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности, соци­альной психологией, педагогикой и этикой делового общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и др.

Однако если внешний контроль связан с этими дисциплина­ми пассивно, не имея возможности использовать имеющиеся зна­ния на данном предприятии, то внутренний контроль связан с ними активно, применяя имеющиеся знания из других дисцип­лин на практике.

Внешний и внутренний финансовый контроль

В письме Минфина России от 22 ноября 2018 г. № 02-09-09/84223 даны разъяснения по вопросу о контроле за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной системы РФ и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Государственный (финансовый) контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний финансовый контроль осуществляет Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль осуществляется Казначейством России, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).

Полномочия органов внешнего финансового контроля следующие:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГРБС, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
  • контроль в других сферах, установленных Законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате России» и от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».

Полномочиями органов внутреннего контроля являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Кроме того, Казначейство России (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований), осуществляет полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю при санкционировании операций, к которым в том числе относятся:

  • контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • контроль за соответствием содержания проводимой операции КВР бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Казначейство России получателем бюджетных средств;
  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
  • контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по госконтракту сведениям о данном госконтракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарии к ст. 265 БК РФ

В п. 1 ст. 265 комментируемой главы установлены формы финансового контроля, осуществляемые законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные аспекты проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, законов о бюджете.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения вопросов по исполнению бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с поступлением депутатских запросов.

Читать еще:  Рефинансирование государственной задолженности

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом, то есть на стадии рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Пункт 2 ст. 265 комментируемой главы устанавливает права законодательных (представительных) органов при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

1. Право на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, представлен в Бюджетном кодексе.

2. Право на получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов.

3. Право на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета. Так, пп. «а» п. 2 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999 определяет, что законом субъекта Российской Федерации утверждается отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов) для проведения внешнего аудита бюджетов. С целью проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольные органы, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ.

5. Право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 ст. 265 комментируемой главы закрепляет обязанность органов исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований предоставлять всю необходимую информацию для осуществления парламентского контроля. Указанная информация должна предоставляться законодательными (представительными) органами представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Энциклопедия решений. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с положениями п. 2 ст. 265 БК РФ. При этом конкретные контрольные мероприятия проводятся специально создаваемыми контрольно-счетными органами:

— Счетной палатой РФ (на федеральном уровне);

— контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Функции органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809).

Регулируется деятельность указанных выше органов финансового контроля:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон N 41-ФЗ);

2) Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК;

3) Стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ);

4) Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон N 6-ФЗ);

5) соответствующими законами (решениями), принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ являются юридическими лицами, а контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица (ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, части 7 и 8 ст. 3 Закона N 6-ФЗ). Даже в том случае, когда контрольно-счетные органы муниципального образования не наделены правами юридического лица, должна быть обеспечена их организационная и функциональная независимость (ч. 4 ст. 3 Закона N 6-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830). Поэтому такие органы должны создаваться вне состава представительного органа муниципального образования (п. 3 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Полномочия органов по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 268.1 БК РФ включают:

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ (см. ст. ст. 5, 13 Закона N 41-ФЗ; ст. 9 Закона N 6-ФЗ).

Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Приоритетными задачами органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

1. Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ (см. также письма Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67819, от 30.12.2013 N 02-10-010/58354).

2. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов (ст. 264.4 БК РФ).

3. Аудит в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; Методические рекомендации, утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.03.2014 N 15К (961)). Возложение на контрольно-счетные органы полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2014 N Д28и-1758, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.07.2014 по делу N 33-2987).

Внимание

Органы Федерального казначейства вправе представлять органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 241.1 БК РФ). Порядок предоставления такой информации утвержден приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 N 8н.

Передача полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от контрольно-счетного органа поселения, входящего в состав муниципального района, контрольно-счетному органу муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта РФ (п. 2 ст. 264.4 БК РФ). Положения ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ и п. 2 ст. 264.4 БК РФ на городской округ не распространяются (см. ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования может проводиться с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта РФ на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии (п. 4 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Объектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются следующие организации госсектора (ст. 266.1 БК РФ):

При проведении мероприятий Счетной палатой РФ

При проведении мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ (муниципальных образований)*(1)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector