Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственного финансового контроля

Виды государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это своего рода функциональное звено общей системы управления государственными и муниципальными денежными средствами. Иначе говоря, он представляет собой инструмент финансовой политики, главная задача которого — выполнение бюджетного законодательства. Государственный финансовый надзор – это форма осуществления контрольной функции финансов.

Целью данного вида надзора в РФ является анализ эффективности и экономности расхода (дохода) денежных средств бюджетного характера, их достоверности, направленности и целевого использования.

На сегодняшний день государственный финансовый надзор классифицируют на следующие органы:

  • Президентский контроль. Согласно законодательству нашей страны, а также Конституции РФ, Президент определяет приоритеты и основные задачи данного вида контроля;
  • Парламентский контроль проводится специальными представителями органов законодательной власти в сфере влияния их компетенции, которая утверждается Конституцией РФ;
  • Административный контроль могу проводить индивидуально сформированные для этого органы исполнительной власти, а также те структуры, для которых финансовый контроль является не основным полномочием, а лишь их часть;
  • Независимый контроль реализуется Счётной палатой, а также подконтрольными учреждениями.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Данный тип контроля выполняется специально сформированными, а также федеральными структурами муниципального (государственного) надзора. Многообразие надзорных структур является следствием богатым разнообразием финансовой деятельности и её сфер в пределах Российской Федерации.

В соответствии со всем вышеизложенным, муниципальный государственный контроль реализуют на основании следующих методов:

  • Общемуниципальный — реализуется Министерством по налогам и сборам, Федеральным казначейством, а также соответствующими структурами местного уровня;
  • Ведомственный, который классифицируется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.

Этот финансового надзор, как специализированный вид, производится с целью чёткого следования бюджетному законодательству РФ и прочих правовых актов.

Важно! Муниципальный финансовый надзор проводится для гарантированного исполнения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов, которые устанавливают бюджетные правоотношения!

Государственный (муниципальный) финансовый надзор следующие виды контроля:

  • Внешний – является основным направлением муниципальных структур, Счётной палаты и подведомственных органов;
  • Внутренний – является ключевым направлением деятельности Федерального казначейства, структур финансового надзора и муниципальных образований;
  • Предварительный – производится с целью недопущения правонарушений в бюджетный вопросах;
  • Последующий – осуществляется для проверки на предмет законности распределения бюджетных ресурсов, а также его достоверности.

Что относится к видам государственного финансового контроля?

И заключение данной статьи стоит отметить, что государственный финансовый надзор можно классифицировать на три основных вида:

  • Общегосударственный, который направлен на соблюдение в полной мере финансового законодательства. Он проводится органами государственной власти и управления (прокуратура), а также индивидуально сформированными для этих целей ведомствами;
  • Ведомственный надзор представляет собой контроль внутреннего типа отдельно взятых ведомств государственного уровня (например, концернов или министерств). Он осуществляется с помощью структур ведомственного финансового надзора, а также специализированных подразделений. Главной целью данного надзора является контроль за финансовым и производственным процессами организаций;
  • И заключительный вид контроль, именуемый как специальный надзор, выполняется Министерством финансов, Центральным банком и их управлениями.

Узнать о изменениях государственного финансового контроля, вы можете из данного видео:

Формы и виды государственного (муниципального) финансового контроля.

Тема 1.6. Государственный и муниципальный финансовый контроль.

1. Формы и виды государственного (муниципального) финансового контроля.

2. Органы финансового контроля, их права и обязанности.

3. Виды и методы ревизий (проверок).

4. Оформление и реализация результатов ревизий (проверок)

Формы и виды государственного (муниципального) финансового контроля.

Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определение, содержание и способы его осуществления.

Финансовый контроль- проверка специально уполномоченными органами, соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательством норм и правил установленных государством и собственниками.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:

Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет, расчетов для получения дотации, субвенций и других средств бюджета. Носит предупреждающий характер, способствую предотвращению неправильного и неэффективного расходования бюджетных средств. Предварительный контроль осуществляется до совершения хозяйственных операций.

Проводится в ходе исполнения бюджета в течение года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов. Данные контроля опираются на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности.При этом осуществляется не только контроль работы, но и текущий анализ финансово-хозяйственной деятельности. Текущий контроль осуществляется в ходе совершения хозяйственной операции и является более оперативным.

3. Последующий контроль.

Проводится по окончанию финансового года или отчетного периода, при котором проверяются количественные и качественные показатели. При этом выявляются причины отклонения данных от плановых. Полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетных средств. Правильность, законность и целесообразность произведенных результатов повышая доходной базы. Последующий контроль проводится после завершения хозяйственных операций. Его формами являются ревизия, проверка и аудит.

Читать еще:  Этапы реализации финансовой политики государства

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетно-финансовый контроль выделяют следующие виды финансового контроля:

1. Государственный бюджетный контроль — осуществляется органами государственной власти.

2. Ведомственный контроль — осуществляется ревизионными управлениями министерств и ведомств.

3. Общественный контроль — осуществляется организациями и учреждениями.

4. Независимый контроль — осуществляется аудиторами и фирмами.

5. Внутрихозяйственный контроль- осуществляется либо руководителями либо специальными службами.

6. Правовой контроль — осуществляется правоохранительными органами.

7. Гражданский контроль — физические лица при налогообложении, составляют и подают налоговые декларации полученных средств бюджета.

Также бюджетный контроль классифицируется по источникам данных:

— Формальная и арифметическая проверка документов ( выясняются правильность и обоснованность подсчетов итогов в кассовых и расчетных документах).

— Юридическая оценка отраженная в документах хозяйственный операций (соответствие в документах операций действительных в законодательстве).

— Логический контроль- раскрытие логических связей между производственными и финансовыми показателями (для выявления нарушений действующего законодательств финансовой, производственной и технологической дисциплины)

— Сплошное и выборочное наблюдение

— Способ обратного счета

— Оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета (сопоставление записи в учетных регистрах с оправдательными документами).

— Сравнение фактических результатов деятельности с плановыми показателями.

— Различные методологические приемы экономического анализа.

2. Фактический контроль

— экспертная оценка квалифицированными специалистами

— визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, злоупотреблений и принятие адекватных мер по наказанию виновных лиц.

Виды и формы государственного финансового контроля

Формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделёнными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль— это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами субъектов. Объектом контроля здесь выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской организацией. Основной целью его является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности хозяйствующих субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль используется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль используется в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.

Методы государственного финансового контроля (посредством чего контролируют) бывают различными, как правило,- это ревизия, проверка, обследование и анализ.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии – соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчётности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определённого направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности эффективности.

Государственный финансовый контроль имеет несколько разновидностей, например, по полноте охвата проверяемого объекта – полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный, или по характеру материалов – документальный и фактический.

Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Читать еще:  Государственная финансовая поддержка предприятий

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарии к ст. 265 БК РФ

В п. 1 ст. 265 комментируемой главы установлены формы финансового контроля, осуществляемые законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные аспекты проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, законов о бюджете.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения вопросов по исполнению бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с поступлением депутатских запросов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом, то есть на стадии рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Пункт 2 ст. 265 комментируемой главы устанавливает права законодательных (представительных) органов при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

1. Право на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, представлен в Бюджетном кодексе.

2. Право на получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов.

3. Право на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета. Так, пп. «а» п. 2 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999 определяет, что законом субъекта Российской Федерации утверждается отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов) для проведения внешнего аудита бюджетов. С целью проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольные органы, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ.

5. Право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 ст. 265 комментируемой главы закрепляет обязанность органов исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований предоставлять всю необходимую информацию для осуществления парламентского контроля. Указанная информация должна предоставляться законодательными (представительными) органами представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Виды государственного финансово – экономического контроля

По сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля:

1. Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчинённости. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей

компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является госфинконтроль (например, налоговыми органами).

Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение хозяйствующими субъектами финансового законодательства и финансовых интересов государства.

2. Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Контроль этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закреплённого за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Основными задачами бюджетно-финансового контроля являетсяконтроль за:

1. поступление средств в бюджет и внебюджетные фонды;

2. законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;

3. своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению;

4. эффективностью использования государственной собственности, её приватизацией и национализацией;

5. обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;

6. пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

3. Функции административного контроля осуществляются органами исполнительной власти.

Финансовые органы субъектов РФ осуществляют финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов. Контрольные полномочия возлагаются на них чаще всего в соответствии с законами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о регулировании межбюджетных отношений и др. (Алтайский край, Республика Башкортостан, Владимирская область, Брянская область, Астраханская область, Амурская область, Ставропольский край, Приморский край, Республика Мордовия и др.), реже – указами президентов республик (Республика Адыгея). К примеру, Бюджетным кодексом Хабаровского края, принятым Законодательной думой Хабаровского края 28 июля 1999г. (№ 152), устанавливается, что финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, проводят финансовый департамент администрации края, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Читать еще:  Субъекты государственных финансов

Финансовый контроль от имени администраций краев, областей, округов, как правило, осуществляется комитетами финансов, органами ведомственного контроля, главными бухгалтерами бюджетных организаций, а в республиках – министерствами финансов, ведомствами и иными органами. Так, в г.Москве действуют 52 органа, правомочных проводить контрольно-надзорную деятельность. Основные из них – Департамент финансов правительства г.Москвы, инспекции (ведомственный контроль).

Финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

4. Парламентский контроль является одной из разновидностей общегосударственного финансового контроля. Он проводится в первую очередь при рассмотрении и утверждении проекта бюджета и отчёта о его исполнении. С этой целью законодательное собрание создаёт бюджетную комиссию, в задачу которой входит проверка законности и полноты предусмотренных в бюджете государственных расходов и доходов, эффективности и целесообразности использования негосударственных средств. Парламент может осуществлять выборочный контроль через отраслевые комитеты и комиссии, проверяющие финансовую деятельность отдельных звеньев финансовой системы. При необходимости депутаты парламента могут образовывать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. При этом подконтрольные учреждения и должностные лица обязаны неукоснительно выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые документы и информацию.

Предварительный парламентский контроль проводится:

1. в ходе обсуждения и утверждения законов (решений) о бюджете;

2. в ходе обсуждения и утверждения иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовыми вопросам.

Текущий парламентский контроль осуществляется:

1. в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

2. в ходе парламентских слушаний;

3. в связи с депутатскими запросами.

5. Валютный контроль – это контроль за обеспечением субъектами соблюдения валютных законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениямивалютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учёта и отчётности по валютным операциям, а также по

Обязанности по контролю за соблюдением валютного законодательства возложены на ряд органов исполнительной власти (органы валютного контроля) и на подотчётные им организации, которые в соответствии с законодательством могут выполнять функции валютного контроля (агентов валютного контроля)

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Агентами валютного контроля в настоящее время являются уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра, подотчётные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

6. Таможенный контроль. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Формами таможенного контроля являются:

1. Проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

3. Получение пояснений.

4. Таможенное наблюдение.

5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр – проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо

7. Личный досмотр.

8. Таможенная ревизия.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector