Webbc.ru

Веб и кризис
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста.

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммер.банках.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:

· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)

· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)

Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

ВидыФР— это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

1. Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:
— государственные инвестиции,
— содержание гос. аппарата,
— оплата государственных запасов,
— финансирование бюджетных организаций,

— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,
— взносы во всемирные организации,
— оказание помощи иностранным государствам,
— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.

Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.
Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.

Пути увеличения финансовых ресурсов:
1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.
2.Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия.(Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы )

Резервы увеличения финансовых ресурсов : увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам.Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.

4. Финансовая система России, хар. её сфер и звеньев. Перспектива развития финансовой системы России.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.

Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:

финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства

Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений.

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Эти экономические отношения осуществляются:

· по поводу перераспределения дохода общества в пользу од­ного из них;

· для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

· в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Характерными признаками финансов являются:

1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. Односторонний характер движения денежных средств создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

3. Финансы носят денежный характер.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммерческих банках.

Читать еще:  Государственная пошлина это какой налог

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:

· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)

· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)

Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды ФР — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.).В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:

— содержание гос. аппарата,

— оплата государственных запасов,

— финансирование бюджетных организаций,

— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,

— взносы во всемирные организации,

— оказание помощи иностранным государствам,

— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.

Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.

Пути увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия. (Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы)

Резервы увеличения финансовых ресурсов: увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам. Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.

1.2 Финансовые ресурсы

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
• выручка от реализации продукции, работ и услуг;
• выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
• внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
• бюджетные средства;
• средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
• взносы учредителей и членские взносы;
• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
• бюджетные средства;
• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
• прочие источники.

Читать еще:  Государственное регулирование финансов корпораций

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:
• налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
• неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
• другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:
• это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
• в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
• всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
• имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Составляющие финансовых ресурсов государства

К основным видам государственных финансовых ресурсов относятся:

1. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

3. Отчисления во внебюджетные фонды.

4. Платежи населения в местный бюджет.

Таблица — Состав финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы делятся на:

1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет).

2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства или оказание услуг и удовлетворение социально — культурных потребностей работников предприятия).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

1) собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

2) заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;

3) ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

Они направляются на следующие цели:

2) увеличение оборотных средств;

3) финансирование НТП;

4) проведение природоохранных мероприятий;

5) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

6) прочие аналогичные цели.

Пути увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия. Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.

Еще один путь — национальное имущество, которое лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы (бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат кредитов некоторыми странами-должниками.

Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный продукт, тем больше величина финансовых ресурсов). Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов:

1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов.

2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они зависят от ставок страховых взносов, уровня собираемости.

3) Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены — как основного фактора.

4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.

Нехватка финансовых ресурсов, происходит с одной стороны в результате прямого сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны — резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой группы населения.

Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаются финансовые ресурсы:

— ошибки принятия управленческих решений (уход за рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая помощь другим странам).

Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации (Англия в свое время от этого получила $100 млрд.).

Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.

Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну.

Читать еще:  Понятие финансовой деятельности государства

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Финансовые ресурсы предприятия или организации

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Единого определения этого понятия не существует и обусловлено это практической объемностью этого словосочетания. Выделяется большое разнообразие финансовых ресурсов и их составов из-за этого, различные направления экономики дают разные определения этому понятию.

Свойства финансовых ресурсов

Для того чтобы разобраться в том, что такое финансовые ресурсы необходимо установить разницу между близкими понятиями «финансовых ресурсов» и «капитала предприятия».

Однако капитал – это часть финансовых ресурсов предприятия, помимо собственного капитала (денежные средства, уставный капитал и т.д.) и заемного капитала (кредиты, займы и т.д.) в финансовые резервы входят привлеченные средства и имеющаяся задолженность контрагентов, которая не успела стать частью капитала предприятия, но уже составляет финансовый оборот.

В результате большого перечня составляющих финансовых резервов, они отличаются широким спектром свойств, в сравнении с другими финансовыми показателями деятельности. Среди них можно выделить основные:

  1. Тесная взаимосвязь между всеми компонентами финансовых резервов. Ни один компонент не способен выполнить все возможности резервов, таким образом, предприятия (учреждение) не может выполнить все возможные варианты развития только собственным капиталом, без привлечения дополнительных (заёмных) средств.
  2. Взаимозаменяемость всех компонентов ресурсов. Дает возможность предприятию (учреждению) осуществлять задуманные планы, не смотря на отсутствие одного или нескольких видов финансовых возможностей. Временное отсутствие чистой прибыли может заменить банковский кредит, а отсутствие задолженности контрагентов – бюджетные ассигнования и т.д..
  3. Изменение формы компонентов финансовых резервов. Все компоненты данного вида ресурсов предприятия находятся в постоянном обороте и имеют свойство менять свою форму и переходить из привлеченных в собственные и обратно. При этом в рамках бухгалтерского учета такой переход не возложен, а в рамках экономического планирования, средства финансового резерва постоянно меняют форму.
  4. Подверженность экономическому влиянию. Финансовые резервы очень сильно подвержены экономическим колебаниям волюты, таких как инфляция и девальвация. Это говорит о том, что данный вид средств представлен, в большинстве случаев, в натуральной денежной форме или её эквиваленте, даже если у предприятия нет наличных денежных средств, но существуют займы и текущие дебиторские задолженности, что и является эквивалентом натуральной (наличной) денежной формы.

Невозможно преуменьшить значимость финансовых ресурсов предприятия, потому что их наличие и рациональное использование обеспечивает организации высокую платежеспособность, ликвидность и быстрые темпы развития производства в коммерческом разрезе и стабильность в бюджетном. (читайте: Ликвидность это)

Источники финансовых ресурсов

Основной причиной формирования разных видов финансовых ресурсов, является большое разнообразие источников их формирования. Для того чтобы дать полную оценку разновидности данного экономического понятия, необходимо разобраться в способах получения этих ресурсов.

  • Собственные. В данном случае речь идет о всех видах капитала предприятия (уставной, резервный и т.д.), нераспределённая прибыль. Помимо этого к данному источнику финансовых ресурсов можно отнести всегда присутствующую кредиторскую задолженность.
  • Привлеченные. К привлеченным источником можно отнести дивиденды и проценты по ценным бумагам и акциям, дополнительные взносы учредителей в уставный капитал, например паевые взносы.
  • Заёмные. Этот источник является самым разнообразным, так как с каждым годом создаются новые источники для получения денежных средств, с последующим возвращением суммы частями.

К заёмным финансовым ресурсов можно отнести:

Однако не всегда перечисленные источники смогут сформировать необходимые финансы. И причиной этому служит разновидность предприятий. Если не углубляться в разветвленную структуру собственности в России, можно выделить три основных вида хозяйствующих субъектов:

  • коммерческое предприятие;
  • некоммерческое учреждение;
  • государство.

Таким образом, для коммерческого предприятия, целью которого является получение прибыли, основным источником финансовых ресурсов будет служить выручка от продаж.

Для некоммерческого учреждения, которое не преследуют цели – увеличение рентабельности и прибыли, основным источником станут бюджетные ассигнования.

Государство, в свою очередь, большую часть финансовых ресурсов черпает из налоговых поступлений, которые для других видов субъектов экономического процесса, являются не источником резервов, а объектом расходования накопленных резервов.

Виды финансовых ресурсов

Помимо разнообразия источников формирования финансовых ресурсов, существует ещё несколько критериев, которые подразделяют их на несколько видов.

В зависимости от сроков привлечения, финансовые ресурсы могут быть:

  • краткосрочные (не более 1-го года);
  • долгосрочные (более 1-го года);
  • бессрочные.

Первые два вида присущи заёмным финансовым ресурсам, таких как кредит, а третий вид характерен для собственных, таких как уставный капитал.

Так же существует разновидность финансовых ресурсов, по степени доступности:

  • нерыночные;
  • ресурсы с ограниченным доступом;
  • ресурсы без ограничений.

К нерыночным ресурсам относят средства некоммерческих учреждений и государства. Ресурсы с ограниченным доступом, обладают дополнительными требованиями к их получению и использованию. Ресурсами без ограничений принято называть все возможные кредиты и банковские займы, а так же проценты по ценным бумагам.

Этапы формирования финансовых ресурсов

Для того чтобы сформировать необходимое количество финансовых ресурсов, экономистами разрабатывается целая программа по укреплению экономического положения предприятия (учреждения) на рынке и выделения финансовых резервов.

Такие программы имеют похожую структуру, которую можно описать в виде основных пунктов содержания.

Формирование необходимого объема финансовых ресурсов

Для того чтобы провести этот этап программы, необходимо провести детальный анализ деятельности предприятия, при этом рассчитать необходимый объем финансовых ресурсов, который смог бы обеспечить все цели предприятия. Такими целями может быть укрепление на рынке, конкурентная борьба за потребителей или расширение сектора продаж.

Помимо этого необходимо провести анализ источников формирования финансовых ресурсов с оценкой их привлекательности для организации. Другими словами, необходимо составить перечень всех возможных источников получения денежных средств и выделить из них источник, с наиболее привлекательными условиями для предприятия.

В результате, на этом этапе экономистами определяется условная сумма финансового резерва и источник его формирования, собственные средства или заёмные.

Разработка эффективного использования полученного объема финансовых ресурсов

Определив объем финансового резерва, необходимо разработать цели эффективного использования накопленных средств. Эти цели должны полностью или частично, в зависимости от расчетов, покрывать не только экономическую потребность предприятия, но и обеспечивать его «социальное» развитие на рынке. Так же на этом этапе рассчитывается уровень отдачи каждой цели, после вливания в нее ресурсов. Тем самым предприятия может определить объем средств, которые станут восполнимыми, через, например, выручку от продаж, а какой станет безвозвратным.

Увеличение прибыли предприятия

После анализа и распределения финансовых потоков, выявленных резервов, необходимо проводить мероприятия направленные на увеличение чистой прибыли предприятия, именно чистая прибыль, а не балансовая, является «индикаторным» показателем использования финансовых ресурсов.

Однако стоит помнить, что меры по увеличению чистой прибыли несут увеличение экономических рисков, связанных с деятельности предприятия (учреждения). Это неотъемлемая прямая зависимость в экономике, поэтому следующим этапом будет регулирование финансовыми рисками.

Разработка мероприятий, по уменьшению финансовых рисков

Финансовые риски очень сложно регулировать при соблюдении условия – увеличение чистой прибыли. Однако, если перед использованием выявленных финансовых ресурсов, экономистами предприятия будет проведена работа, по прогнозному расчету результатов экономической деятельности, финансовые риски могут быть снижены до минимальной отметки.

Таким образом, основное правило выполнения данного этапа программы – это качественный анализ и заблаговременное программирование этапов деятельности организации.

Разработка систем контроля за денежными потоками предприятия

Этот этап является не только самостоятельным пунктом программы, но и одним из рычагов уменьшения финансовых рисков. Так как именно качественная синхронизация полученных и выбывших денежных потоков, позволяет управлять финансовой зависимостью от своих контрагентов.

Такой подход порождает двойственность денежных средств в общем потоке финансовых резервов. С одной стороны они (денежные средства) продолжают обеспечивать потребности предприятия, с другой стороны, предприятия не может выделить их остатки в какую-то конкретную сумму.

Закрепление полученных результатов и упрочнение позиций предприятия на рынке

Этот этап является самым благоприятным развитием в формировании и использовании финансовых ресурсов. Если были учтены все условия и проведены безошибочные расчеты, то можно сделать вывод, что предприятие добьется положительных результатов от внедрения программы по укреплению экономического положения предприятия (учреждения) на рынке.

Стоит отметить, что последний этап, в части укрепления позиций предприятия на рынке, является первым этапов очередной программы, который подразумевает очередной анализ и расчет финансовых ресурсов предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector