Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Угрозы финансовой безопасности государства

Виды угроз финансовой безопасности государства

В современной литературе существует множество подходов к классификации угроз финансовой безопасности.

Отдельные авторы отмечают, что основные угрозы финансовой безопасности (или угрозы национальным интересам государства в финансово-кредитной можно квалифицировать как внутренние и внешние, существующие и возможные. По мнению других, перечень источников угроз можно разделить на три группы: антропогенные, техногенные и стихийные. при этом, как отмечается, критерием распределения угроз на существующие и потенциальные должно быть достижение или недостижение порогового значения за тем или иным индикатором, характеризующим ту или иную угрозу. Те угрозы, по которым уже превышены пороговые значения, следует считать существующими или наличными, а те, по которым такие значения не достигнуты, — потенциальными.

Существует мнение, что к внутренним угрозам относятся: несовершенство и незавершенность национального законодательства в финансово-кредитной сфере; отсутствие достаточного золотовалютного запаса и алмазного фонда государства; низкий уровень инвестиционной деятельности; неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов; несовершенный уровень бюджетной системы, низкий уровень бюджетной дисциплины и чрезмерные государственные расходы и дефицит государственного бюджета; высокий уровень инфляции; рост теневой экономики, усиление ее криминализации, нелегальный переток валютных средств отечественных предприятий за границу искусственность курса национальной денежной единицы; платежный кризис; значительная задолженность по выплате заработной платы, пенсий и других социальных выплат; неполноценность фондового рынка; неразвитость системы доверительного управления имуществом; слабость банковской системы; рост внутреннего долга страны.

К внешним угрозам относятся: значительное отрицательное внешнеторговое сальдо; зависимость реформирования экономики страны от получения иностранных кредитов и другой зарубежной помощи; рост внешнего долга и нерациональное использование зарубежных кредитов; нерегулируемый приток иностранного капитала и предоставления ему преимущества по сравнению с отечественным; вмешательства международных финансовых организаций в национальную финансово-кредитную сферу; зависимость отечественного рынка от мирового; дефицит платежного баланса страны.

Среди угроз финансовой безопасности другими специалистами выделяются финансовая неустойчивость экономики, массовая взаимная задолженность, дефицит средств для инвестиций, недостаточные валютные резервы, слабость национальной валюты.

Основным внутренним вызовом финансовой безопасности всех ее объектов остается правовая, организационная, институциональная незавершенность реформирования финансово-кредитной сферы.

Угрозу финансовой безопасности могут нести в себе и проявления сепаратистских настроений, которые могут привести к нарушению целостной системы финансово-кредитной, налоговой и таможенной систем.

Система показателей оценки финансовой безопасности государства

Система финансовой безопасности невозможна без критериальных требований к ней. Важнейшим инструментом ее обеспечения служат предельные значения индикаторов финансовой безопасности.

На наш взгляд, предельное значение финансовой безопасности — это предельный

показатель, значительные отклонения от которого означают наличие той или иной угрозы финансовой безопасности. Иными словами, предельное значение — это количественный параметр, определяет границу между безопасной и опасными зонами в финансово-кредитной сфере.

Мнения ученых в вопросе определения предельно допустимых значений некоторых показателей расходятся (таблица 15.1).

Предельные значения финансовой безопасности не получают конкретного значения до тех пор, пока они не будут сопоставлены с фактическими показателями, характеризующими финансово-кредитную сферу. Приближение к их предельно допустимой величины свидетельствует о нарастании угроз экономической стабильности общества, а значительное отклонение от предельных значений — о переходе общества из критической зоны в зону нестабильности финансовой системы и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.

Таблиця 15.1 — Предельные значения индикаторов финансовой безопасности

Індикаторы финансовой безопасности

Предельные значения (по мнению разных авторов)

Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития;

Финансовая безопасность является частью экономического благосостояния и основой национальной безопасности государ­ства, а также приоритетным направлением государственной по­литики, так как охватывает широкий спектр национальных, эко­номических и социальных факторов.

Современной отечественной экономической наукой сформу­лировано достаточно большое количество определений понятия «финансовая безопасность». Одни ученые определяют финансо­вую безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне и корпора­тивных структур на микроуровне, другие — как состояние фи­нансовой системы государства, обеспечивающее функциониро­вание экономики, выраженное опосредованно через систему по­казателей, характеризующих уровень ее безопасности.

Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дано канди­датом экономических наук М. А Скворцовой. Под финансовой без­опасностью подразумевается состояние и готовность финансовой си­стемы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточ­ных для поддержания необходимого уровня экономической без­опасности страны.

Как элемент экономической безопасности страны ее финансо­вая безопасность имеет сложную структуру, которая включает в себя:

•безопасность корпоративных финансов;

•безопасность сферы страхования;

•финансовую безопасность населения.

Что касается угроз финансовой безопасности России, то, при­держиваясь основных подходов теории безопасности, их можно в основном подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы порождаются неадекватной финансово-эко­номической политикой, элементарными просчетами органов влас­ти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклоне­ниями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономиче­ские преступления и т.д.) в управлении финансовой системой госу­дарства.

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В ка­честве основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

•стремительное развитие процесса транснационализации эко­номических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)’,

•постоянное увеличение огромной массы капиталов, подвиж­ность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных орга­низаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная эко­номическая интеграция, включая ее финансовую и валютную со­ставляющие);

•растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

•высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рын­ков на базе новейших информационных технологий;

•многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внеш­ней политики государств, которое все больше зависит от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная фи­нансовая система уже не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны). Происходит их вза­имопроникновение и формирование, по мере того как глобаль­ные рынки переносят последствия внутренней политики своей страны на экономики других стран;

. усиление конкуренции и трений между государствами в эко­номической и иных сферах, использование мощных стратегий за­воевания мирового экономического пространства;

•чрезмерная зависимость национальных экономик (в частно­сти, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спе­кулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрез­вычайно уязвимыми;

•глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовойсистемы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, не­способность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую ак­туальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

По мнению ведущих экономистов, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

•определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иных общ­ностей народов России);

•определение критериев и параметров (количественных и ка­чественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;

•разработку механизмов и мер идентификации угроз финансо­вой безопасности России и их носителей;

•характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

•установление основных субъектов угроз, механизмов их функ­ционирования, критериев их воздействия на национальную эко­номическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;

•разработку методологии прогнозирования, выявления и пред­отвращения возникновения факторов, определяющих появление угроз финансовой безопасности, проведения исследований по вы­явлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

• организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;

•формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализую­щих или смягчающих воздействие негативных факторов;

•определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органа­ми мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по пред-

отвращению возникновения каких-либо финансовых обяза­тельств, не подкрепленных правовыми или этическими норма­ми). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызван­ных финансовых кризисов, механизмы защиты от различных финансовых рисков, несогласующихся со стратегией государ­ственного развития инвестиций, механизмы обеспечения по­добающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.

Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов Рос­сии принципиально необходим в государственном управлении. При этом в современных условиях следует принять во внимание следу­ющие пути совершенствования системы финансовой безопасно­сти России:

•установление пределов иностранного участия в капитале оте­чественных организаций;

•отраслевые ограничения (ограничение или запрещение до­ступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития госу­дарства);

•меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничитель­ную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

•требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;

•разработка действенных систем контроля привлечения и ис­пользования средств иностранных заимствований.

В заключение подводя краткий итог, необходимо отметить, что процесс обеспечения экономической безопасности государства сложен и многогранен. Достижение необходимого ее уровня не­возможно путем решения частных задач, а требует достаточно углубленного, а главное, системного подхода.

В настоящее время в нашем государстве отсутствует высокий уровень защищенности национальной экономики, но при усло­вии изменения взглядов руководства страны на данную пробле­му, учитывая огромный экономический потенциал России, су­ществующая негативная ситуация может измениться в положи­тельную сторону.

Контрольные вопросы

1.Что такое экономическая безопасность?

2.Назовите объект экономической безопасности государства.

3.Кто является субъектами экономической безопасности государства?

4.Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза».

5.Опишите классификацию угроз экономической безопасности госу­дарства.

6.Назовите основные критерии экономической безопасности госу­дарства.

7.Дайте определение понятия «энергетическая безопасность государ­ства».

8.Назовите основные факторы, характеризующие состояние энерге­тической безопасности государства.

9.Перечислите принципы обеспечения энергетической безопасности государства.

10.Дайте определение понятия «финансовая безопасность государ­ства».

11.Назовите основные элементы финансовой безопасности государ­ства.

12.Назовите опасности, имеющие международный уровень. Каковы их причины?

13.В чем заключаются геополитические интересы государства?

14.Перечислите геополитические факторы национальной безопасности России.

Читать еще:  Государственные финансы состоят из

15.Каково значение и место РФ в СНГ? Чем оно обусловлено?

16.Каково значение и место РФ в мировом сообществе? Чем оно обусловлено?

17.Охарактеризуйте явление глобализации. Как оно влияет на систему международных отношений?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [Л. А. Михай­лов и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. — М., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени : учеб, пособие / [Ю.Л.Варшамов и др.]. — СПб., 1999.

Безопасность и охрана труда : учеб, пособие / под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-спра­вочник / под ред. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005.

Введение в демографию / под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. — М., 2002.

Власова Л. М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комп­лекс проблем безопасности : учеб, пособие / [Л.М.Власова и др.]. — М., 2004.

Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стра­тегия / А. В. Возжеников. — М., 2000.

Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защи­та от них / В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. — М., 2006.

Демографическая модернизация России, 1900 — 2000 / под ред. А.Г.Вишневского. — М., 2006.

Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И.Дзли-ев, А.Д.Урсул. — М., 2003.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.Микрюков. — Ростов н/Д., 2006.

Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.

Партыка Л. Т. Информационная безопасность : учеб, пособие / Л.Т.Партыка, И.И.Иванов. — М., 2005.

Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализа­ция, самосохранение и развитие / В. К. Сенчагов. — М., 2002.

Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К.Сенчагова. — М., 2005.

Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л. П. Гонча-ренко. — М., 2007.

Ярочкин В. И. Информационная безопасность : учеб, для студ. вузов / В.И.Ярочкин. — М., 2005.

Угрозы финансовой безопасности государства

События последних двух лет, связанные с обострением отношений России и Запада, падением цен на энергоносители, замедлением темпов роста мировой экономики, изменением общеэкономической конъюнктуры, поставили перед страной задачу адаптации к складывающимся условиям хозяйствования и защиты национальных интересов в тех сферах, которые в новых реалиях проявили себя как наиболее уязвимые. Вышесказанное во многом предопределило необходимость обновления стратегии национальной безопасности страны.

С подписанием Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности РФ, в наибольшей степени, чем предыдущая ее версия, соответствующая сегодняшним условиям. В обновленной стратегии гораздо больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности, что в условиях применяемых в отношении России ограничительных мер и упавших цен на нефть вполне очевидно.

Согласно этому документу, в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности перечислены развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [11]. Таким образом, можно констатировать, что значимость существующих проблем в финансовой сфере создает реальные угрозы экономической и национальной безопасности государства.

Целью исследования является определение роли финансовой безопасности в системе обеспечения национальной безопасности государства в целом.

Материалы и методы исследования

Исследование опирается на нормативно-правовые акты РФ, данные официальной статистики, экспертные оценки и труды отечественных экономистов. В работе применяются следующие методы: анализе, синтезе, установление причинно-следственных связей, единства исторического и логического, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы более корректно определить эти угрозы финансовой сферы экономических отношений, поясним, что понимается под финансовой безопасностью страны, которая является одной из подсистем экономической безопасности (рисунок).

В научной литературе можно встретить множество подходов к толкованию категории «финансовая безопасность». Так, по мнению Г. Вечканова, под финансовой безопасностью можно понимать такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной систем страны, страхового и фондового рынков, которое устойчиво ко внешним и внутренним угрозам [13].

В финансово-кредитном словаре указывается, что это исследуемое понятие включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [12].

В.К. Сенчагов дефенирует финансовую безопасность как обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [10].

Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства

Финансовая безопасность может быть рассмотрена как состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы [3].

Несмотря на многообразие авторских трактовок категории «финансовая безопасность государства», практически во всех указывается, что оно охватывает существующие звенья финансовой системы страны, а само состояние защищенности финансовой сферы обеспечивается с помощью использования финансово-экономического и административного инструментария.

Даже до наступления кризисных явлений в России специалисты отмечали, что изъяны финансовой системы нашего государства являются тормозом для развития экономики. Финансовая сфера экономических отношений по своей природе наиболее чувствительная ко всем изменениям, в сегодняшних условиях ощутив на себе воздействие внешних шоков, и на этот раз проявила свои слабые места, вскрыв таящиеся в себе угрозы всей национальной безопасности страны. Кратко охарактеризуем в отдельности состояние тех структурных блоков финансовой безопасности государства, которые выделены на рисунке.

1. Безопасность бюджетно-налоговой системы

Сырьевая модель российской экономики предопределяет зависимость благосостояния страны от цен на энергоносители. Так, 47 % доходов федерального бюджета в 2015 г. (и почти четверть доходов консолидированного бюджета страны) приходились на нефтегазовые доходы. При этом начиная с 2010 г. они не направлялись на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в полном объеме шли на обеспечение расходной части бюджета страны [8]. В условиях отрицательной динамики цен на нефть возникла необходимость отказа от среднесрочного бюджетного планирования и возврат к однолетнему, пересмотра заложенной в бюджет цены на нефть, а также необходимости изыскания 250 млрд руб. на реализацию антикризисного плана в 2016 г., из которых правительство может аккумулировать лишь половину, а оставшаяся часть может быть получена за счет «заморозки» пенсионных накоплений и введения режима секвестра расходов бюджета [2].

Бюджетно-налоговая сфера России характеризуется также тем, что у нас непосильная для бизнеса налоговая нагрузка (50,7 % по оценкам Всемирного Банка, 54,1 % – по итогам исследований консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), 30 % – по мнению аналитиков ФНС России). С данной точки зрения страна уступает другим странам как место для ведения бизнеса и формирует демотивационные стимулы к размещению на ее территории отечественного и иностранного (не спекулятивного) капитала. Все это также способствует увеличению доли теневой экономики. Даже Росстат фиксирует рост неформальной занятости и сокращение числа малых предприятий за 2014–2015 гг. По официальным заявлениям Минфина РФ в 2013 г. теневая экономика (без учета криминального сектора) составила 15–20 % ВВП страны. По мнению специалистов, в России развитию теневой экономики способствует также несовершенство институтов права, конкуренции и защиты собственности [6].

2. Безопасность кредитно-банковской системы

В России низкодиверсифицированная финансовая структура, что говорит об отстающем финансовом развитии. Слабость национальной банковской системы России проявляется также в незначительной роли российских кредитных организаций на мировом рынке (менее 1 % всех банковских активов). Доля финансовых услуг в добавленной стоимости России является низкой (4,9 % в 2013 г., 5,4 % в 2014 г.) в сравнении с большинством развитых стран, отражает ее развивающийся характер. Россия находится в значительно худшей позиции, чем другие динамично развивающиеся страны (в частности БРИКС) в части финансирования развития реальной экономики, демонстрируя тем самым сравнительно худшие условия для финансирования экономического роста [7]. Российская кредитно-банковская система, всегда неспособная обеспечивать реальный сектор экономики «длинными» деньгами, в условиях действовавшего почти 2 года запрета на кредитование крупнейших коммерческих банков на срок свыше 30 дней стала лишена возможности даже рефинансировать свои долги. В результате этого чистый отток капитала из страны достиг в 2014 г. рекордного значения в 151 млрд дол (56 млрд дол в 2015 г.). Масштабный отзыв лицензий за предшествующий год у коммерческих банков, нацеленный, с одной стороны, на поддержание надежности и устойчивости банковской системы, с другой стороны, вызвал опасения вкладчиков и способствовал изъятию депозитов и переливу их из мелких и средних в крупнейшие банки страны.

Таким образом, российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита средств для проведения кредитных операций. На фоне сохраняющейся высокой цены денег (ключевая ставка 11 % с 03.08.2015 г. по настоящее время), невозможности заимствования иностранного капитала, возросших опасений отечественных вкладчиков кредитно-банковская система практически лишила российскую экономику привлекаемых средств для развития и текущего финансирования.

3. Безопасность валютно-денежной системы

Относительная стабильность национальной валюты до 2014 г. была обусловлена искусственной закрепленностью курса рубля. После перехода к свободному плаванию волатильность рубля возросла. При упавшей экспортной выручке (из-за снизившихся доходов от продажи сырья) спрос на валюту продолжал расти (в том числе из-за необходимости обслуживания корпоративного внешнего долга и психологического аспекта в поведении резидентов). По мнению ряда исследователей, зависимость российского бизнеса от иностранных кредитов и рост корпоративных внешних заимствований сформировались среди прочего в результате политики органов государственной власти РФ относительно использования Стабилизационного фонда, средства которого не направлялись на развитие отечественной экономики, а размещались в финансовых инструментах иностранных государств [4].

Читать еще:  Финансы государственных учреждений

Инфляция в 2014 г. впервые за предшествующие 6 лет даже по официальным данным стала измеряться двузначным числом (11,36 %), в 2015 г. составила 12,9 %. Происходящее на фоне этого снижение реальных доходов населения и доли валового накопления в ВВП (с 24,9 % в 2011 г. до 20,3 % в 2014 г.) также не способствует выходу из затянувшейся рецессии [11]. Имеется тенденция сокращения доли населения, делающего сбережения (только 28 % российских семей регулярно откладывают некоторую сумму) [1].

Помимо прочего, в России по сравнению с развитыми странами велика доля наличных денег в денежной массе (25 % в 2011 г. и 20 % в 2015 г.). Уровень монетизации российской экономики составил в 2015 г. 46 % ВВП, что является недостаточным для ее развития (этот показатель для развитых стран должен быть не менее 60 % ВВП, к примеру, в Китае он близок к 200 %). Недостаточная «финансовая глубина» экономики затрудняет перераспределительные процессы в обществе и не способствует стимулированию накоплений и инвестиций.

4. Безопасность фондового рынка

Этот параметр напрямую связан с волатильностью, которую демонстрируют фондовые рынки, мгновенно реагирующие на изменения, происходящие в обществе и экономике. «Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры», – такую характеристику российскому фондовому рынку дают эксперты НАУФОР [9].

Таким образом, вышесказанное подтверждает, что в сложившихся условиях всем звеньям финансовой системы страны присущи не только потенциальные, но и реальные угрозы безопасности данной системы. Преодоление возникших угроз финансовой безопасности и приведение финансовой системы страны в приемлемое состояние приобретают на сегодняшний день ключевое значение как для экономики страны, так и для ее национальной безопасности в целом. Несомненно, что повышенные системные и политические риски будут накладывать отпечаток и на финансовую составляющую безопасности государства, однако достижение независимости финансовой системы от внешних структур может способствовать ее стабильности и снизить уровень существующих угроз.

УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который 6ы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности.

В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.

Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее финансовой безопасности, на первый взгляд, крайне проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности.

Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах.

Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности. Так, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной ситуации в какой-либо горячей точке — вызвать необходимость увеличения соответствующих расходов и повысить уровень угроз финансовой безопасности.

Важно учитывать тесную взаимосвязь различных аспектов национальной безопасности страны и ключевую роль финансовой безопасности в преодолении угроз национальным интересам России. Очевидно, что необходимо исходить из основополагающего постулата, что негативные явления в финансовых отношениях представляют опасность, нанося экономике реальный ущерб, который выражается в падении темпов развития, снижении жизненного уровня населения. В этой связи финансовые угрозы необходимо рассматривать, как нам представляется, как фактор, создающий опасность, наносящий ущерб финансовой системе и разрушающий ее как систему. И здесь нельзя все списывать на возможные объективно существующие факторы негативного характера, воздействующие на финансово-рыночные отношения. Нарастание опасности, сопровождающееся увеличением ущерба, естественно, приводит к переходу количества в новое качество — к угрозе.

Опасность и угроза — однопорядковые категории, но количественно разные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния — предмет обеспечения финансовой безопасности.

Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях, можно рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике. Естественно, что сигнал означает лишь потенциальную угрозу финансам страны, которая в случае непринятия соответствующих мер превращается в реальную угрозу и потери для экономики. Представляется, что необходим тщательный анализ и контроль за потенциальными угрозами, учитывая, что в практической деятельности они связаны с категорией риска, что снижает интерес к ним с позиций обеспечения безопасности, так как в данном случае мы имеем дело с процессами, имеющими вероятностный характер.

На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом стратегии обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Выявление возможных угроз финансовой безопасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Угроза финансовой безопасности включает в себя потенциальную возможность такого развития ситуации, при которой под влиянием внутренних или внешних факторов (или их совокупности) возникает опасность развала ключевых звеньев финансовой системы, системы ее управления, ущерба национальному богатству, подрыва финансово-кредитной и валютной систем.

По мнению большинства специалистов, наиболее опасны в настоящий период внутренние угрозы. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.

Основные внутренние угрозы финансовой безопасности государства: недостаточно эффективная система государственного финансового контроля, отсутствие социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, низкая способность финансовой системы обеспечивать воспроизводство, неадекватная финансово-экономическая политика, направленная на превращение страны в «сырьевой придаток» для высокоразвитых стран и т.д.

Необходимость выработки специальной системы мер в области финансовой безопасности обусловлена рядом крупных проблем в финансовой сфере Российского государства:

• финансово-кредитная система в современном виде неспособна в полной мере обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство;

• несоответствие друг другу и несогласованность отдельных направлений финансово-экономической политики, финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой;

• базирование банковской системы на смешанной системе денежного обращения (рубль, доллар, евро), причем доллар и евро берут на себя такие функции, как средства накопления и во все более значительной степени как средства платежа;

• недостаточность усилий, принимаемых органами государственной власти для стабильного экономического роста, структурной перестройки экономики России и ее перевода на инновационный путь развития;

• неотработаннность механизмов государственного регулирования финансовых и товарных рынков, иностранных инвестиций в России и российских инвестиций за рубежом;

• утрата административного контроля за операциями хозяйствующих субъектов на отдельных финансовых и товарных рынках и в отдельных сферах деятельности;

• резкое снижение в условиях кризиса налогового потенциала территорий, а также налоговой способности налогоплательщиков и собираемости налогов;

• осложнения в системе банковского кредитования реального сектора экономики.

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить:

• стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

• беспрецедентное влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения;

• утрату Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате вытеснения ее иностранными конкурентами с мировых рынков, противодействие равноправному участию России в международной торговле (принцип двойных стандартов);

• постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, а также высокую степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и залютную составляющую);

• высокую степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

• многообразие финансовых инструментов и высокую степень их динамизма;

• усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;

• чрезмерную зависимость экономики от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающую финансовую систему чрезвычайно уязвимой;

• глобальные кризисные тенденции, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В настоящее время обеспечение финансовой безопасности страны зависит от преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса. Для того чтобы предотвратить в будущем подобные потрясения в российской экономике, необходимы следующие меры.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Читать еще:  Формы государственного финансирования

Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.

В числе первоочередных мер по повышению финансовой безопасности государства в современных условиях объективно должно присутствовать создание действенных механизмов, препятствующих, с одной стороны, проникновению в страну финансовых средств нелегального происхождения, с другой — незаконному оттоку ресурсов из страны. Наиболее привлекательным каналом для отмывания грязных денег и транспортировки капиталов по нелегальным путям во всем мире является банковская сфера. Соответственно, процесс создания вышеупомянутых механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу Необходимо совершенствовать финансовую систему, она должна стать адекватной требованиям модернизации нашей экономики.

Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России

экономические науки

  • Баландина Елизавета Андреевна , студент
  • Рахинская Юлия Андреевна , студент
  • Хашир Бэлла Олеговна , доктор наук, профессор, профессор
  • Кубанский Государственный Технологический Университет
  • ЭКОНОМИКА
  • ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ
  • ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
  • ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Похожие материалы

В современной среде, одной из важнейших составляющих экономической безопасности Российской Федерации, является именно финансовая безопасность. Эта данная сфера деятельности является существенным инструментом, который, конечно же, осуществляет защиту финансовых интересов во всех уровнях финансовых отношений. Также эта сфера является определённой ступенью независимости, постоянства и прочности финансовой системы нашей страны, который позволяет обеспечить наибольший эффект функционирование экономической системы и стабильно устойчивый экономический рост, в условиях воздействия на нее внешних и внутренних факторов, составляющие угрозу финансовой безопасности. Основная суть экономической безопасности любой страны определяется как состояние экономики и институт власти, при котором как подобает, обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, которая социально направленна на развитие страны в целом. Соответственно, так же гарантируется образование необходимого экономического потенциала, и финансовой среды для возможности сохранения целостности и единства всей финансовой системы даже при наличии неблагоприятных условий для развития внутренних и внешних процессов, т.е. для успешного противодействия любым формам угроз финансовой безопасности.

Система финансовой безопасности подразумевает образование условий бесперебойной работы финансовой системы, внутри которой, во-первых, практически исключается вероятность попыток перенаправления финансовых потоков в неоформленные законодательными нормативными правовыми актами сферы их применения; а во-вторых, на много ослаблена вероятность явного злоупотребления финансовыми средствами. Финансовая система должна обладать твердой стабильностью на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли эффективно и вовремя отреагировать на появление каких-либо угроз и своевременно попытаться устранить их, тем самым свести хотя бы к минимуму любые допустимые социально-экономические потери.

В любой общественной сфере, в том числе финансово — экономической деятельности имеют место процессы и явления отрицательного характера, которые требуют точного анализа, оценки возможных последствий, выработке мер по их преодолению [2]. Применительно к изучению проблем финансовой безопасности, все негативные явления и процессы финансовой сфере формируются в угрозы, следовательно, это те факторы, которые препятствуют или создают опасность осуществлению национальных финансово — экономических интересов.

Общий уровень угроз финансовой безопасности не может, является постоянной величиной, так как он изменяется вместе с общеэкономической ситуацией. При этом действие некоторых угроз финансовой безопасности так же меняется, ослабевает или совсем прекращается, а других наоборот увеличивается, практически постоянно появляется вероятность возникновения новых потенциальных угроз. В связи с этим рождается необходимость вырабатывать и реализовывать целые комплексы упреждающих мер, направленных на вычисление и ликвидацию угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности. Анализ угроз финансовой безопасности одинаково важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение системы финансовой безопасности, в сфере внешнеэкономической деятельности, объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.

Угрозы финансовой безопасности России ─ это факторы, которые препятствуют или создают опасность реализации национальных финансово-экономических интересов. Для нашей страны преобладающими внешними угрозами являются: утрата некоторой части своих внешнеэкономических позиций, в результате вытеснения иностранными конкурентами зарубежных рынков; притеснение национальных приоритетов России в финансовой сфере в результате продвижения выгодных экономических и финансовых проектов для иностранных партнеров; влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения; повышение конкуренции между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных экономических факторов для завоевания мирового экономического пространства; противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования [3].

Также не мало важными угрозами для России являются внутренние угрозы, которые зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. К внутренним угрозам относится: для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ необходимо сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности; приобретение экономическим кризисом затяжного характера, а также сохранение курса торможения выхода из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса; криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции; борьба с инфляцией, предотвращение утечки капиталов за рубеж и создание предпосылок для развития российского предпринимательства; снижение уровня социальной ориентированности экономики, падение реальных доходов и платежеспособности населения; увеличение финансовых потерь, в результате усилия социальной напряженности в сфере экономических отношений [4].

Следует отметить, что границы между всеми угрозами, как внутренними, так и внешними зачастую носят не совсем четкий характер, так как они взаимообуславливают друг друга. Однако, очевидно, что длительное воздействие внутренних угроз на национальную экономику страны делает ее более слабой и во внешнем плане, потому как, государство не справляющееся с внутренними угрозами, лишено возможности проводить какую либо активную внешнюю политику, пытаться воздействовать на экспорт конкурентоспособной продукции и не имеет достаточных сил осуществлять самостоятельные экономические и финансовые расширения на новых рынках. При ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе Россия будет лишена реальной возможности влиять на политику международных финансовых организаций [5].

Для предотвращения внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации необходимо принять ряд соответствующих мер. Которые должны быть направлены на устойчивое экономическое развитие, политическую свободу действий, расширение, влияние внешней политики нашего государства.

В нынешних современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:

  1. установление четких пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  2. отраслевые ограничения (ограничения и запрет доступа иностранных инвестиций в отрасли, признанные особо важными для экономического и социально-культурного развития государства);
  3. меры в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  4. требования в области производства и использование местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  5. разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований [6].

В числе самых актуальных мер по повышению финансовой безопасности государства в современных условиях должно присутствовать создание эффективных механизмов, которые препятствуют проникновению в страну финансовых средств незаконно, а также нелегальным утечкам ресурсов из государства. Самым популярным и наиболее привлекательным каналом для отмывания «грязных денег», а также транспортировки капиталов по незаконным путям во всем мире является банковская сфера. Следовательно, процесс создания вышесказанных механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу. Поэтому целесообразно усовершенствовать финансовую сферу, она должна стать более конкретной к требованиям модернизации в нашей экономике [7].

Таким образом, мы имеем возможность выделить, что во всей системе обеспечения экономической безопасности одно из самых важнейших мест занимает финансовая безопасность. Финансовая безопасность — это состояние финансовой системы, которое способно обеспечивать всеми необходимыми для государства финансовыми средствами, являющиеся существенными для выполнения его внутренних и внешних функций. Важно подчеркнуть, что от развития ситуации в финансовых секторах экономики, в первую очередь зависит устойчивое и безопасное развитие экономики в целом. Следует заметить, что в современных условиях финансовые отношения в иной раз не вносят положительного вклада в реформирование российской экономики, но во многих случаях оказывают сдерживающие воздействие, следовательно, это приводит к кризисным ситуациям.

Итак, финансовой системе свойственно иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы и иные субъекты экономики могли заблаговременно среагировать на возникновение каких-либо угроз и по мере возможности устранить, предотвратить или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально — экономические потери.

Список литературы

  1. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. — 352 с
  2. Господарик Ю.П., Пашковская М.В. Международная экономическая безопасность. – Издательство университет «Синергия». – 2016. – С. 417.
  3. Барикаев Е.Н., Сараджева О.В. Финансовая безопасность: монография. – Издательство «Юнити-Дана». – 2015. – С. 103
  4. Сафин У.З., Яруллин Р.Р. Коррупция как угроза экономической безопасности государства// Диалектика противодействия коррупции: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Издательство «Познание». – Казань, 2015. – 139-141 с.
  5. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики. — 2012. — №6. — С. 34-39
  6. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ». – 2015. – 239 с.
  7. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. — 2011. — №2. — С. 13-19.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector