Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теории государственных финансов российских экономистов

Теории государственных финансов

Основателем финансовой науки является Адам Смит (Англия, 18 век). В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» он впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроиз­водительном труде. Он считал, что производительный труд — это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд — на до­ход, т.е. зарплату и прибыль.

А. Смит относился отрицательно к налогам. Его вывод — это сокращение затрат государства, так как это сдерживает развитие производительных сил.

Основа его финансовой концепции, т.е. финансовой концепции классиче­ской политэкономии, — обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.

Его взгляды развил Д Рикардо в труде «Начала политэкономии и налого­вого обложения»

А. Смит и Д. Рикардо и их последователи во многом определили концеп­цию официальной экономической политики по отношению к государственный расходам и налогам.

На этой основе был провозглашен принцип невмешательства государства в экономическую жизнь страны. Следствие этого — некоторое ограничение госу­дарственных расходов и налогообложения прибыли. Такая финансовая концеп­ция господствовала в экономической политике многих государств в течение 100 лет (до начала 20 в. II тысячелетия).

Развитие производства в 19 веке привело к росту противоречий между трудом и капиталом. Нужно было как-то учитывать интересы различных соци­альных групп.

Английский ученый Джеймс Стюарт Милль выступил с предложением внести изменения в сферу распределения доходов в целях снижения уровня со­циальной напряженности.

Для равномерного распределения богатства им разработаны новые принципы рациональной налоговой системы. Он предложил ввести необлагае­мый минимум при подоходном обложении, который должен быть равен доходу, необходимому для существования.

Известна школа немецких ученых-экономистов 70-х годов 19 века (Г. Шмоллер, М. Вебер, А. Вагнер). Среди них исследованиями финансов зани­мался А. Вагнер. Он считал, что финансы могут использоваться государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

С середины и почти до конца 19 века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. К.Марксом, Ф.Энгельсом разрабатывались во­просы сущности финансов в условиях капитализма, роль и значение отдельных финансовых категорий.

Хотя и отдельных работ у них по финансам не было, но многие финансо­вые проблемы капитализма отражены в «Капитале», в работе «Критика капита­лизма». В статьях анализировались бюджеты: английские, прусские, француз­ские.

До начала первой мировой войны в экономике господствовал принцип свободы предпринимательства и невмешательства государства и его финансов в экономику.

Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы первой мировой войны. Оно усилилось во время мирового экономического кризиса 1929-1933 годов.

Кейнсианская экономическая теория и ее финансовая концепция с разновидностями (неокейнсианская, посткейнсианская) использовались многими странами в течение десятилетий. Они используются и в настоящее время.

Основу финансовой концепции Дж. Кейнса составляет идея «эффектив­ного спроса».

Свою теорию (в 1929-1933 гг., во время циклического кризиса) он изло­жил в работе «Общая теория занятости, процента и денег». В ней обосновывает­ся необходимость вмешательства государства в экономику.

Основные инструменты вмешательства — это финансовые критерии, в ча­стности государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения «эффективного спроса».

Неокейнсианцы допускали возможность дефицитного финансирования как путь достижения эффективного спроса. Они отстаивали необходимость больших государственных затрат, допуская рост государственного долга.

Неоклассическая экономическая теория (с середины 1950 г.) отстаивала идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регу­лирования.

Теоретики этого направления Р. Слоу из США, А. Роббинс из Великобри­тании. Принципы их подхода: невмешательство государства в экономику; со­кращение государственных расходов и изменение их структуры; увеличение до­ли затрат на образование и науку. При этом особое внимание уделяется инве­стициям в человеческий капитал.

В 1960 г. оформилась финансово-экономическая концепция монетариз­ма. Теоретик этого направления М. Фридмен (США). При этой концепции упор делается на долгосрочную денежно-кредитную политику для стабилизации де­нежного обращения.

Посткейнсианское направление появилось в 1970 г. Видные его пред­ставители Н. Калдор (Великобритания), X. Минский (США) и др. Оно критико­вало основные положения финансовой концепции неоклассического направле­ния и неокейнсианцев. В основе этой теории лежит идея расширения государст­венного вмешательства с помощью финансового механизма. По их мнению, фи­нансовая политика должна направляться на ограничение деятельности монопо­лий и сокращение военных расходов, проведение социальных реформ и решение социальных задач.

Теории государственных финансов российских экономистов.

Финансовая наука как самостоятельное явление в России начинает складываться в начале 19 века. (1818 год — Н.И. Тургенев “Опыт теории налогов”) Расцвет в конце 19, начале 20в.

Основная теория — теория “удовлетворения коллективных потребностей”. Предмет исследования — государственные финансы.

В структуре финансовой науки можно выделить 2 направления:

1. Исследовались вопросы доходов государства, система доходов, порядок и формы их формирования, контроль за этими процессами, развитие государственного кредита (И. Озеров “Основы финансовой науки”)

2. Бюджет и местные финансы. Рассматриваются вопросы построения центрального и местных бюджетов, а также бюджетного процесса.

В это же время появляется социал-демократическое направление, которое в целом имеет деструктивный характер, так как основной идеей имеет критику финансовой политики России. Целостного исследования вопросов финансов нет, изучались лишь некоторые частные вопросы, в частности, вопросы управления финансами.

После 1917 года исследование финансов связано с тактическими задачами нового государства. Активно разрабатываются вопросы финансового контроля, укрепления финансового положения государства, осуществления финансовой политики. Основные этапы:

1. НЭП — развитие дореволюционных идей.

2. 1925-1931гг. Доказательство преимущества социалистических финансов над капиталистическими. В основе лежит теория удовлетворения общественных потребностей.

3. 1931-1956гг. Возникновения единых взглядов на предмет финансов. Разрабатывается теория финансов: сущность, место в распределении НД, функции и роль финансов в общественном производстве, структура финансовой системы. Переход науки в теоретическую плоскость.

Одновременно изучается история финансов и описывается действующая финансовая практика.

4. 1956 — 1990гг. Ликвидация единомыслия на предмет финансов. Разворачивается дискуссия по определению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Эта дискуссия основывается на двух различных подходах к определению сущности и места финансов в экономических отношениях.

Первый подход основан на распределительной концепции финансов. Финансы — система отношений распределения денежных средств, имеющая безэквивалентный характер. Отстаивается косвенное влияние на производство. Представители В. Дьяченко, П. Точильников.

Второй подход основан на расширительной концепции финансов. Финансы — это отношения на всех 4 стадиях воспроизводства.. Представители Э.Вознесенский, А.Бирман.

Появляются прикладные работы по совершенствованию отдельных финансовых инструментов (А, Бирман — хозрасчет).

5. Современное состояние развития финансовой науки в РФ характеризуется отсутствием существенных разработок как в теории, так и в практике.

— дискуссии по старым вопросам мало актуальны;

— неподготовленность большинства экономистов к изучению финансов в рамках рыночной экономики.

Тема 11. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетное устройство — представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязи объединенных в нее бюджетов и соответственно совокупность бюджетных прав, а также бюджетный процесс.

Главное место в бюджетном устройстве занимаетбюджетная системапредставляющая собой совокупность бюджетов административно-территориальных образований государства, основанную на экономических отношениях и правовых нормах.

Читать еще:  Государственное финансирование проектов

В Бюджетном кодексе РФ дается несколько иное определение бюджетной системы, которое сформулировано применительно к условиям и особенностям бюджетного строительства в РФ. Под бюджетной системой Российской Федерации понимается “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета , бюджетов субъектов Российской федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней и включает:

* 1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

*2 уровень — 21 республиканский бюджет республик в составе

— 55 краевых и областных бюджетов;

— городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

— 10 окружных бюджетов;

— бюджет Еврейской автономной области

— бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

* 3 уровень — около 29 тысяч местных бюджетов (городских,

районных, поселковых, сельских).

Бюджетная система РФ построена на следующих принципах:

§ принцип единства, реализация которого обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой экономической и налоговой политикой, единым порядком финансирования бюджетов всех уровней;

§ принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, что означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данный принцип положен в основу системы межбюджетных отношений, основной проблемой которой до настоящего времени остается создание оптимального варианта разграничения расходных полномочий, а также разграничения налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы. В современных условиях на региональные и местные бюджеты возложены многочисленные обязательства не обеспеченные источниками финансирования. В результате органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов. Вследствие этого практика реализации данного принципа требует дальнейшего совершенствования и доработки;

§ принцип самостоятельности бюджетов, означающий право органов власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и самостоятельно, не выходя за рамки Бюджетного кодекса, определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источников покрытия дефицитов бюджетов. Также данный принцип находит свое подтверждение в наличие у каждого бюджета собственных доходных источников, недопустимости изъятия доходов соответствующих бюджетов в другие бюджеты. Данный принцип реализуется в динамической взаимосвязи с принципом единства бюджетной системы;

§ принцип полноты, означающий, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме. Исторически данный принцип был нацелен на борьбу с различного рода “черными кассами”, что в современных условиях означает невозможность финансирования бюджетных расходов за счет денежных средств, не учтенных в доходной части бюджетов;

§ принцип сбалансированности бюджетов, означающий необходимость соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему его доходов с учетом источников финансирования дефицита бюджета;

§ принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Суть данного принципа состоит в том, что получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. Эффективность предполагает достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Соблюдение данного принципа составляет предмет государственного контроля. На практике этот принцип реализуется в частности через проведение конкурсов при размещении государственных и муниципальных контрактов, предполагающих закупки товаров, оплату оказанных услуг и превышающих сумму в 2000 МРОТ;

§ принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и источников финансирования бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов и средств, переданных на целевой основе из вышестоящих бюджетов (субвенции, субсидии);

§ принцип гласности, требующий публикации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия проектов бюджета, за исключением секретных статей федерального бюджета (перечень сведений составляющих государственную тайну содержится в Законе РФ “О государственной тайне”);

§ принцип достоверности, означающий правдивость и надежность бюджетных показателей. Несоблюдение данного принципа неизбежно приводит к перекосам в финансировании тех или иных направлений бюджетных расходов, серьезным перекосам в сфере публичных финансов и денежного обращения;

§ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, требующий обязательного указания направления расходования средств, получаемых конкретными бюджетополучателями. Данный принцип позволяет гарантировать финансирование именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов. Контроль исполнения данного принципа является одним из важнейших направлений государственного и муниципального контроля.

Для выявления определенных тенденций в развитии доходов и расходов, доходы и расходы нижестоящих бюджетов включаются в сводный статистический бюджет, который называется консолидированным.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве РФ — бюджетный федерализм, то есть бюджетные взаимоотношения центра и регионов, которые будут рассмотрены в последующих темах.

Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается и определяется государственным устройством. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Великобритания, Польша) имеется два уровня бюджетов:

В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада) три звена:

— членов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, субъектов Федерации);

Так например, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты (графств, муниципалитетов, тауншипов), В Канаде бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов 10 провинций а также местных бюджетов (общин, областей, графств).

К истории вопроса. На первых порах развития бюджетной системы для ряда стран была характерна зависимость государственного бюджета от местных финансов. Например, Правительство США до 1789 года не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать. После Второй мировой войны процесс централизации бюджетной системы усилился, что повлекло за собой значительное увеличение объемов государственного бюджета.

Соотношение звеньев бюджетной системы по доходам

Теории государственных финансов российских экономистов

Теории государственных финансов российских экономистов

Бунте Н.Х. (1823—1895) — русский экономист и государственный деятель, министр финансов Российской империи (1881—1887). На посту министра финансов пытался осуществить целую систему мер, призванную оздоровить российскую экономику. При нем была утверждена фабричная инспекция и принято первое фабричное законодательство (1882), изданы правила найма и надзора над предприятиями (1886), снижены выкупные платежи и отменены некоторые налоги на крестьян, был создан государственный Крестьянский поземельный банк (1883). Были осуществлены два крупных поворота в экономической политике государство взяло в свои руки подавляющую часть железных дорог и стало проводить протекционистскую политику в целях защиты и стимулирования национальной промышленности. В результате средний уровень таможенного обложения российского импорта возрос с 14% в 1870-х гг. до 33% в 1890-х гг. Пытался теоретически обосновать необходимость восстановления металлического обращения в России в рамках проведения денежной реформы. Одной из главных его заслуг в качестве министра финансов являлась попытка перейти к взиманию подоходного налога, особенно с наиболее богатых слоев населения. На необходимость введения подоходного налога он впервые указал в докладе, приложенном к бюджету ( росписи ) на 1884 г. Были проведены меры по переходу к системе взимания подоходного налога, включавшие введение налога на доходы от процентных бумаг, налога на имущество, переходящее к другим владельцам в форме дарений, наследства и т.д. Отставка с поста министра финансов не позволила ему до конца осуществить намеченные преобразования. С его отставкой с политической сцены России уходит поколение либеральных деятелей, начинавших свою карьеру в 1860-е гг. Помимо финансовых проблем он занимался проблемами общей экономической теории и [c.7]

Читать еще:  Формы финансирования государственных расходов

Финансовая наука общества, переходного к социализму, должна изучать общественные отношения, возникающие на почве добывания этим обществом, или его ответвлениями, средств материального характера, необходимых для существования его государственной организации, служащей орудием для подавления остатков буржуазного общества, для построения социалистического общества2. Несмотря на активное использование социалистической фразеологии содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории удовлетворения коллективных потребностей , сторонниками которой, как отмечалось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что.ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для ее развития в тот исторический период в СССР. [c.481]

Ходский Л.В. (1854—1918) — русский экономист, статистик. Автор работ по финансовому праву, учебников по политэкономии, финансам, учебного пособия по статистике Основания теории и техники статистики (1896). Основные труды его по политической экономии и государственным финансам. Он — один из основателей российской школы финансовой мысли. Ему принадлежит вывод о том, что современная теория финансов есть гораздо более результат работы одного XIX в., чем всех предшествующих . В работе Курс финансовой науки он назвал имена русских финансистов, стоящих у ее истоков, — Н. Тургенева, И. Янжула, И. Озерова, П. Мигулина, А. Исаева и др. Изучил проблему бюджета и налогов. Л. В. Ходский выступал за идею прогрессивного налога. Обоснование прогрессивности налогообложения он строил на соразмерности налогов с платежеспособностью физических и юридических лиц. Л. В. Ходский считал, что правильным сочетанием прямых и косвенных налогов легче всего создать хорошую систему обложения, т.е. такую, которая, удовлетворяя средним требованиям справедливости, в то же время давала бы государству достаточные средства для покрытия его нужд . Идеи Л. В. Ходского в области налогов и налоговой политики актуальны для построения в современной России эффективной налоговой системы. [c.69]

В процессе активного реформирования экономики, начавшемся в Российской Федерации с 1992 году, допущено много стратегических и тактических ошибок, следствием которых являются негативные результаты в экономической и социальной сфере. В то же время следует отметить, что экономическая теория Запада дает примеры преодоления больших трудностей хозяйственного развития, таких, как Великая депрессия 30-х , сильнейшие экономические кризисы середины 70-х и начала 80-х годов, высокая инфляция этого же периода, серьезные структурные деформации, достаточно весомые масштабы безработицы и стремительный рост бюджетных, дефицитов и государственных долгов. Можно не бояться погрешить против истины, утверждая факт выдающихся достижений западных экономистов XX века, без которых подобных успехов экономическая практика никогда бы не имела. После изучения данного параграфа станет более понятной логическая схема эволюции финансовой науки и ее сегодняшних задач, а также необходимость усвоения теоретического опыта развитых стран и возможностей его применения в практике российской экономики переходного периода. Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят кХУ— XVI векам. Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когдарйнее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки. [c.33]

Теории государственных финансов российских экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:47, доклад

Краткое описание

Финансовая наука как самостоятельное явление начала скла¬дываться в России в начале XIX в. В этот период появляются первые крупные работы в области финансов.

Содержимое работы — 1 файл

Теории государственных финансов российских.docx

Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, — бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения центрального бюджета и местных бюджетов, а также бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).

Социал-демократическое течение. В этот же период развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин (1870—1924).

Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина — критика финансовой политики России. В многочисленных статьях и выступлениях им были критически рассмотрены система доходов и расходов бюджета, раскрыта социальная характеристика косвенных налогов, показано плачевное финансовое состояние государства в последний предреволюционный период.

В 1917 г. В.И.Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съездом РСДРП (б). В ней много внимания уделяется вопросам денег, финансов и кредита. В частности, она предусматривала национализацию и централизацию банковского дела, национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внешних и внутренних долгов, изменения налоговой системы путем введения высокого поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действительного контроля за доходами капиталистов, введения высоких косвенных налогов на предметы роскоши. Практически все эти мероприятия, за исключением стабилизации денежного обращения и реформы налоговой системы, были осуществлены в ходе Октябрьской революции и в первые послереволюционные годы.

В дальнейшем исследование Лениным финансовых проблем было связано в основном с тактическими задачами, возникавшими перед государством. Наиболее активно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения денежной реформы и осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития.

Анализ работ Ленина и других ученых-марксистов начала XX в. показывает, что целостного исследования содержания и роли финансов и основных финансовых категорий (налоги, бюджет, государственный кредит и т.д.) в них осуществлено не было. Следует констатировать лишь изучение некоторых частных вопросов, связанных с управлением финансовым хозяйством государства.

Все это привело к тому, что в первый послереволюционный период изучение финансов строилось в основном на трудах дореволюционных экономистов: И. Янжула, И. Озерова, Л. Ходского и их последователей (Я. Торгулова, И. Кулишера, Ф. Менькова). Такое состояние финансовой науки продолжалось примерно до середины 1920-х гг.

Советская финансовая наука. С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей преимущества советских финансов над финансами капиталистических государств. Период становления этой науки был достаточно длительным — с конца 1920 до начала 50-х гг.

В первый период (1926—1931) в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникали в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова, представляемый автором как «марксистский учебник» 1 . Но цель не была достигнута. Об этом, в частности, говорит определение финансовой науки, которое приводит автор:

Читать еще:  Государственные пособия освобождаются от налогообложения ндфл

Финансовая наука общества, переходного к социализму, должна изучать общественные отношения, возникающие на почве добывания этим обществом, или его ответвлениями, средств материального характера, необходимых для существования его государственной организации, служащей орудием для подавления остатков буржуазного общества, для построения социалистического общества 2 . Несмотря на активное использование социалистической фразеологии содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой, как отмечалось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для ее развития в тот исторический период в СССР.

Второй период развития советской финансовой науки (1931 — 1956 гг.) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода — В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. В. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов:

Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами. Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940). Концентрированно взгляды В.Дьяченко отражены в работе «К вопросам о сущности и функциях советских финансов».

Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот период в основном по двум направлениям: 1) изучение истории развития финансовых категорий. Это книги К. Плотникова,посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского,освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны; 2) работы, раскрывающие действующую финансовую практику. Эти работы носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования.

Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец единомыслию в советской финансовой науке. В конце 1950 — начале 70-х гг. появляются многочисленные работы экономистов, посвященные теории финансов. Наиболее значительные из них: А. Александров «Финансы социализма» (1965); А. Бирман «Очерки теории советских финансов» (три выпуска — 1968, 1972, 1975); Э. Вознесенский «Дискуссионные вопросы теории финансов» (1969); Г. Точильников «Социалистические финансы» (1974). В этот же период выходит ряд учебников и учебных пособий по дисциплинам «Финансы СССР» и «Финансы и кредит СССР», среди которых особо следует отметить учебник «Финансы СССР» под редакцией М. Шерменева (1977).

Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводится к определению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Базируясь на единой политэкономической теории К. Маркса, авторы различных концепций делятся на две группы. Первые считают, что место финансов — это лишь система отношений распределения денежных средств, носящая безэквивалентный характер. Исходя из этого финансы лишь косвенно через распределение влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников и Ы. Шерменев.

Вторая группа экономистов (Э. Вознесенский, А. Александров, А. Бирман)придерживается иной точки зрения. По их мнению, финансовые отношения — суть отношения всех четырех или нескольких стадий воспроизводства. Этот подход характеризует расширительную концепцию финансов.

Исходя из таких различий в основе теоретических концепций отличаются взгляды ученых на производные вопросы (особенности финансовых отношений, функции финансов, границы финансов, состав финансовой системы и др.).

Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950 — начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 — начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опубликованы серьезные работы, носящие критический характер и содержащие разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов.

В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.

Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60—80-х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).

Исследование проблем бюджетной сферы в этот период велось по двум направлениям: развитие доходов и расходов бюджета; организация местных бюджетов. Комплексное изучение бюджетных вопросов было затруднено из-за недостатка информации и идеологических догм, господствовавших в тот период в финансовой науке. Из крупных работ, посвященных государственному бюджету, следует отметить книги С. Ситаряна, Я. Либермана, В Родионовой, Л. Павловой.

Чрезвычайно негативно на изучение страхования повлияла государственная монополия на страховое дело. Теоретические исследования исходили из интерпретации представлений К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и поэтому не имели достаточной новизны. Прикладные разработки велись в основном в рамках применявшихся Госстрахом видов страхования. Определенный интерес представляют работы Л. Мотшева, Л. Рейтмана, Е. Коломина, обобщающие представления того периода о теории и практике страхования.

Много внимания уделялось в этот период анализу и критике финансовых отношений зарубежных стран. С одной стороны, следует выделить крупные работы, посвященные развитию финансов капитализма (В. Болдырев, Л. Дробозина, Л. Павлова, Л. Окунева и др.), а, с другой стороны, труды, исследующие особенности и тенденции развития финансовых инструментов в социалистических странах (Д. Бутаков, Ю. Кашин и др.)

Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких теоретических и практических трудов в этой области. Работы некоторых авторов носят скорее описательный, чем методологический и методический характер, другие — направляют свои усилия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих являются компилятивным изложением трудов зарубежных авторов.

Все это объясняется несколькими обстоятельствами.

1) Исчез фетиш единой теоретической базы исследований марксистской политэкономии. Проведение дискуссий по старым направлениям стало малоактуальным, так как все основные аргументы сторонами уже были изложены.

2) Исследование прикладных вопросов финансов значительно затруднено из-за неподготовленности большинства экономистов к применению современной методологии изучения явлений рыночной экономики и отсутствия стабильной финансовой информации.

3) Отсутствует устойчивая законодательная база для развития фундаментальных и прикладных исследований в области финансов.

1. «Общая теория финансов» Под. ред. Л.А.Дробозиной

2. «Финансы, денежное обращение, кредит» Под ред. Л. А. Дробозиной

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector