Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъекты финансовой деятельности государства

Субъекты финансовой деятельности государства

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории «финансовая деятельность государства» раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами. Основными из них являются:

1. Принцип законности, который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности, проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости, означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь[1], согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

  • учет возможности получения средств;
  • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
  • учет и возможности налогоплательщиков;
  • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
  • изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

  • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
  • определение размера каждой потребности;
  • определение размеров и сроков использования денежных средств;
  • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
  • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
  • обеспечение сохранности денежных средств;
  • выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления[2]. Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

Читать еще:  Принцип федерализма в финансовой деятельности государства

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

[1] НРПА. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

[2] Финансовое право: учебник. М.: Юристъ, 1996; Соколова, Э.Д. Понятия и принципы финансовой деятельности государства / Э.Д. Соколов // Государство и право. 2007. № 5. С. 96.

Субъекты финансовой деятельности государства

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы и регулирование финансовых отношений. Однако содержание и масштабы их участия в финансовой деятельности различны.

Государство как субъект финансовой деятельности выступает в лице государственных органов на уровне Федерации и субъектов Федерации.

К этим органам относятся:

1. Представительные органы государственной власти

устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.

обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные напрвления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, финансово-кредитной системы и т.д.

Контрольное управление Президента осуществляет финансовый контроль[8].

В составе Администрации Президента образуются структурные подразделения в том числе занимающиеся финансовыми вопросами (например, Экспертное управление).

В семи федеральных округах реализацию полномочий Президента обеспечивают его полномочные представители.

3. Исполнительные органы государственной власти

Общей компетенции: Правительство РФ, Правительства или администрации субъектов. Принимают меры к реализации законов, обеспечивают исполнение бюджета (ст. 101, 114 Конституции РФ, ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ»). В структуре аппарата Правительства и при Правительстве создаются департаменты, комиссии, советы в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти и проведения единой финансовой и денежно-кредитной политики (например, Департамент экономики и финансов Правительства РФ, Правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов).

Специальной компетенции: Минфин РФ и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территори­альные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Минфин РФ выделяется комплексным характером своих функций, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства. Во-первых, Минфин РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, нормативное регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга) и т. д[9].

На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено создание следующих подведомственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Статус федеральной службы получило в настоящее время Федеральное казначейство. Названные службы осуществляют функции контроля и надзора в указанных сферах.

Подобные Минфину РФ органы создаются и в субъектах Федерации. В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы и управления.

В числе органов специальной компетенции необходимо также упомянуть налоговые и таможенные органы, банки во главе с Центральным банком, и другие кредитные организации, органы государственных внебюджетных фондов.

3. Органы судебной власти

В соответствии со ст. 1 и 3 Зако­на РФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991 с после­дующими изменениями и дополнениям, суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществля­ют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность го­сударства составляет часть компетенции органов судебной вла­сти.

4. Центральный банк РФ и коммерческие банки

Центральный банк РФ проводит операции с федеральным бюджетом и государствен­ными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию госу­дарственного долга. Центральный банк осуществляет финансо­вую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организа­циями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятель­ность государства. Во-первых, они являются агентами валютно­го контроля.Во-вторых, коммерческие банки выступают как органы, наде­ленные государством властными полномочиями в случае установ­ления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций.

Муниципальные образования осуществляют финансовую дея­тельность через органы местного самоуправления, а также непо­средственно через население муниципального образования. Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, при­нимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования.

Читать еще:  Налогообложение государственных учреждений

Субъекты государственных финансов

Сущность экономической категории «государственные финансы»

Финансы пронизывают практически все сферы жизни человеческого общества. С одной стороны они представляют собой особую форму общественных отношений, складывающихся сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. С другой стороны они выступают своеобразным инструментом распределения, перераспределения и контроля движения денежных средств.

Применительно к сфере государственного управления финансы предстают в виде денежных отношения, формирующихся между гражданами, предприятиями, организациями и государством в части формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использования на нужды управления, обороны и расширенного производства.

В широком смысле под государственными финансами следует понимать денежные отношения, формирование которых происходит в сферах распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны.

Функционирование системы государственных финансов обеспечивает возможность удовлетворения общественных и государственных потребностей в финансовых средствах. Функциональная роль финансов государства и их положение в общенациональной системе финансов трактуется величиной денежных средств, необходимых государству для выполнения его функций.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъекты государственных финансов

Под субъектом в общем смысле этого слова принято понимать индивида или группу лиц, взаимодействующих с объектом. Под объектом же понимается некая категория или предмет, на которые направлены действия субъектов.

В зависимости от сферы изучения определение субъекта приобретает различные вариации. Так, например, в философии под субъектом понимают человека, познающего мир и активно изменяющего реальность. В области права субъекта отождествляют с лицом, определённым неким кругом прав и обязанностей.

Применительно к сфере государственных финансов субъекты отождествляют собой основных участников отношений, связанных и формированием и расходованием финансов государства.

Таким образом, основным субъектом государственных финансов выступает само государство в лице соответствующих органов государственной власти. С другой же стороны к прочим субъекта финансов государства относятся и иные участники финансовых отношений (рисунок 1).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Рисунок 1. Субъекты государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государство, являясь основным субъектом государственных финансов, представляет собой некий институт, посредством которого обеспечивается организация совместной жизни населения на определенной территории. Именно государство обеспечивает должный социальный порядок, а также в разумных пределах включается в регулирование национальной экономики страны. Его основными функциями являются:

  • обеспечение национальной безопасности;
  • функции экономического порядка;
  • социальные функции и пр.

Сущность экономических функций государства сводится к обеспечению нормального развития экономической системе, защите прав собственности, согласованию интересов потребителей и производителей и пр. Функции социального порядка ориентированы на обеспечение социальной защиты населения и отдельных его слоев, регулирование трудовых отношений и т.п.

Именно государство и его механизмы обеспечивают перераспределение национального дохода, аккумулируют государственные финансы и распоряжаются ими в интересах всего общества в целом.

Население, представленное физическими лицами, участвует в системе государственных финансов посредством обеспечения финансовых поступлений в бюджет страны, а также пользуясь общественными благами и перераспределением доходов. То же касается и субъектов хозяйствования.

Хозяйствующие субъекты, представленные юридическими лицами (предприятия, организации, фирмы, учреждения) посредством налоговых отчислений формируют значительную часть дохода бюджета страны. Также они принимают участие в процессах расходования государственных финансов посредством получения адресной помощи государства.

Таким образом, все субъекты государственных финансов принимают активное участие в двух основных процессах финансовой системы:

  • сбор и аккумулирование финансов в государственной казне;
  • расходование средств государственной казны.

Определяющая роль в системе государственных финансов отводится ее составным элементам. Рассмотрим их более подробно.

Состав системы государственных финансов

Система государственных финансов, являющаяся местом реализации прав и обязанностей ее субъектов, представлена четырьмя базовыми элементами (рисунок 2).

Рисунок 2. Элементы системы государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающая роль отводится бюджету государства.

Государственный бюджет – это баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

В широком смысле он представляет собой финансовый план государства, обладающий силой закона. В его состав входят доходная и расходные части. Характерными особенностями госбюджета выступают экономия и целевое использование средств.

В настоящее время на территории России функционируют бюджеты трех уровней: федеральный, региональный местный. Именно они являются материальной базой, обеспечивающей деятельность органов государственной власти.

Под внебюджетными государственными фондами принято понимать фонды денежных средств, которые создаваемые за пределами государственного бюджета. Их основополагающей задаче выступает обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья, пенсионное обеспечение и медицинскую помощь.

Государственный кредит отождествляет собой задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Он является своеобразным способом привлечения финансовых ресурсов, а его размер свидетельствует о рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации.

Финансы иных государственных структур представляют собой финансы прочих государственных учреждений, не вошедших с предыдущие группы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности

Финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

  1. как особый вид экономической деятельности;
  2. как разновидность государственного управления.
Читать еще:  Общегосударственные финансы включают в себя

Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности

Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:

  • выпуск денежных знаков (эмиссия);
  • организация и регулирование денежного обраще­ния в стране;
  • осуществление расчетов.

Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способству­ют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как госу­дарственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме по­могают гражданам удовлетворять свои потребности.

В процессе осущест­вления финансовой деятельности государство собирает (мобилизу­ет) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные ме­тоды: установление налогов и сборов, добровольное привлечение де­нежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

В рассматриваемом плане огромное значение для функциони­рования государства имеет создание федерального бюджета как цен­трализованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного зна­чения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в це­лях выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных го­сударственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязы­вают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспреде­ления представляет собой основное направление в финансовой дея­тельности государства.

В процессе финансовой деятельности государство расходует де­нежные средства. Из федерального бюджета госу­дарство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионно­го фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.

Расходуя денежные средства, государство:

  • применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвоз­мездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
  • применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
  • выплачивает страховые возмещения и т.д.

Таким образом, финансовую деятельность государства обра­зуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финан­совой деятельности государства показывает и другие ее состав­ные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управлен­ческой деятельности

Финансовая деятельность государства представ­ляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

  • властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
  • государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
  • координирующей;
  • контролирующей.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих ре­шений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам пред­ставительных органов, в первую очередь федеральным законам и за­конам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финан­совой деятельности государства составляют акты органов исполни­тельной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осущест­вление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляю­щее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъ­ект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган — налогоплатель­щик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодатель­ный орган — орган исполнительной власти).

Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целе­сообразное соотношение расходной части с доходной частью бюдже­тов различных уровней путем бюджетного регулирования: процент­ных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валют­ную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюдже­та как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по пла­ну: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены зако­ном и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осу­ществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

Таким образом, финансовая деятельность государства представ­ляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, соз­дания финансовых фондов, расходования денежных средств для эф­фективного выполнения государством своих задач и функций.

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная дея­тельность , которую осуществляют компетентные органы государ­ства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денеж­ных средств в государственные финансовые фонды и их использова­ния в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы го­сударственной власти Российской Федерации и органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации осуществляют кон­троль за соблюдением органами местного самоуправления налогово­го и бюджетного законодательства.

Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государствен­ные и муниципальные фонды, использованию их в интересах обще­ства и государства, причем эта деятельность осуществляется на осно­ве управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector