Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная финансовая политика государства

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Финансовая политика государства в социальной сфере – это деятельность государства в лице органов власти соответствующих уровней, направленная на реализацию целей и задач государственной социальной политики посредством действующего в стране финансового механизма.

Финансовая политика в социальной сфере является составной частью общей финансовой политики государства. На практике она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области формирования и использования финансовых ресурсов.

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов социальной сферы представлены на схеме 2.

В условиях переходной экономики сдерживающим фактором развития социальной сферы является дефицит финансовых ресурсов. Он вызван резким сокращением финансирования на федеральном и региональном уровне вследствие экономического спада, несовершенством налоговой политики, недостаточного развития нетрадиционных источников финансирования.

Государственная финансовая политика в социальной сфере предполагает:

§ разработку и обоснование концепции финансового механизма, ее специфики для государственного, коммерческого и неприбыльного секторов экономики;

Формирование и использование финансовых

ресурсов социальной сферы

Источники финансовых ресурсов социальной сферы

Финансовые ресурсы социальной сферы

Я

Использование финансовых ресурсов организациями

социальной сферы по направлениям расходов

§ разработку стратегии и тактики формирования и использования финансов;

§ практическую реализацию целей и задач в области финансов, соответствующих действующей в стране социальной политике.

Финансовый механизм – это система рычагов, посредством которых осуществляется эффективное использование всех видов финансовых ресурсов. В социальной сфере, так же как и в производственной, используются такие методы финансового регулирования, как самообеспечение, субсидирование, налогообложение, кредитование, материальное стимулирование, арендные и лизинговые операции, фондообразование.

Роль государства в разработке и реализации финансового механизма социальной сферы определяется прежде всего правовым обеспечением. Оно представляет собой совокупность Законодательных и иных правовых актов: Законов, Указов Президента, Постановлений правительства, а также нормативной документации: норм, нормативов, инструкций, методических указаний и т.п.

Важной особенностью финансирования социальной сферы является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. При сохранении отраслевого подхода главными становятся три уровня территориального управления: федеральный, субъектов федерации и территориальных единиц органов местного самоуправления. В новых условиях следует признать приоритет территориального принципа формирования и распределения финансовых ресурсов. Последние в значительной части сосредотачиваются в бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах. Вместе с этим нельзя недооценивать роль федерального бюджета, который финансирует свои организации и учреждения социальной сферы, а также региональные программы государственного значения. Поэтому центральным вопросом государственной финансовой политики в социальной сфере является выработка приоритетов для выделения бюджетных средств для реализации социальных потребностей в межрегиональном разрезе.

Резкое изменение экономического курса страны обострило неравенство ресурсных потенциалов регионов, которое во многом определяется существенными различиями социально-экономического развития субъектов федерации. Это требует решения множества проблем, особенно в области межбюджетных отношений субъектов федерации и оказания им государственной финансовой поддержки.

Становление бюджетного федерализма в России нуждается в создании принципиально нового механизма межбюджетных отношений, а не в корректировке существующего. Финансовые взаимоотношения между регионами и Федерацией, а также передача основной доли финансирования социальной сферы в бюджеты субъектов федерации и территориальных единиц могут обеспечиваться движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

Исполнительные органы власти при разработке проектов бюджетов имеют право:

§ определять необходимый объем финансирования мероприятий по социально-экономичес­ко­му развитию соответствующих национально-государственных и административно-террито­ри­аль­ных образований в пределах планируемых бюджетных средств в объеме предоставленных субсидий, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

§ увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства и на другие социальные цели;

§ в установленном порядке определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, производить затраты на оказание помощи социально незащищенным категориям населения;

§ определять размеры субсидий бюджетам разных уровней, их целевое назначение;

§ в пределах имеющихся доходов своего бюджета образовывать резервные и целевые фонды;

§ объединять бюджетные средства территорий на договорной основе.

Правительство РФ разрабатывает минимальный потребительский бюджет на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяют минимальные размеры оплаты труда, пенсий, социальных пособий, которые в новых условиях не соответствуют минимальному потребительскому бюджету.

Финансовая помощь регионам осуществляется посредством субсидий и грантов, реализующих принцип регионального бюджетного выравнивания. Эта система корректирует «вертикальные» и уменьшает «горизонтальные» диспропорции. «Вертикальные» диспропорции возникают при несоответствии между поступлениями, закрепленными за данным уровнем власти и его расходными функциями. «Горизонталь­ные» диспропорции предполагают неравные доходы регионов.

Субсидией – называется пособие в денежной (в редких случаях – натуральной) форме, предоставляемое за счет средств государственных бюджетов всех уровней, а также специальных фондов местным органам власти юридическим и физическим лицам, другим государствам. В социальной сфере могут использоваться прямые и косвенные субсидии. Прямые субсидии финансируют необходимые социальные потребности в регионе, в отрасли. Косвенные субсидии могут выражаться в форме льготных условий налогообложения, инвестирования, кредитования и т.п. субъектов социальной сферы.

Грантом называется финансируемый заказ потребителя в форме безвозмездно выделенных денежных средств под конкретное мероприятие высокой социальной значимости на условиях конкурсного отбора. Он всегда заключает в себе признак льготности финансирования в оказании помощи кому-либо.

В настоящее время в России используются следующие пять методов бюджетного субсидирования: дотации, субвенции, ссуды вышестоящих бюджетов, взаимозачеты и трансферты (таблица 1).

Доля трансфертов с 5,8% в 1994 г. выросла до 72% в 1996 г. В это же время заметно снизилась доля ссуд (соответственно с 37,6 до 4,2%) , а также, что особенно важно, взаимозачетов.

Причиной этих тенденций являются особенности предназначения и возможности использования различных источников субсидирования.

В соответствии с «Положением о Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР)», разработанным министерством финансов РФ, трансфертные платежи предоставляются регионам, получившим статус «региона, нуждающегося в поддержке» и «региона, особо нуждающегося в поддержке». К регионам, нуждающимся в поддержке, относятся регионы, у которых по фактическим данным отчетного года, скорректированным на условия, действующие на начало планируемого года, душевой бюджетный доход ниже среднедушевого дохода, исчисленного по сумме бюджетов всех субъектов федерации.

К особо нуждающимся в поддержке относятся те регионы, у которых среднедушевой бюджетный доход ниже минимального потребительского бюджета и не достаточен для покрытия текущих расходов базового года с учетом их корректировки на соответствующие дополнительные расходы, которые предусмотрены законодательством Российский Федерации в прогнозируемом году.

ФФПР формируется в размере 27% от фактической суммы НДС на товары внутреннего производства, поступающей в бюджетную систему Российской Федерации за счет его части, зачисляемой в Федеральный бюджет (за исключением НДС на драгоценные металлы и камни). С 1995 года регионы – доноры составляли менее 20% субъектов федерации, более 75% регионов получали трансфертные платежи.

Методика реализации трансфертов имеет определенный недостаток. По существу она предполагает финансирование дефицита бюджетов субъектов федерации. Но такой дефицит может быть вызваны неоправданными расходами в регионах. Поэтому представляется рациональным вариантом бюджетного субсидирования финансирование из федеральных бюджетных средств только минимальных социальных гарантий, исходя из набора потребительских товаров и услуг, соответствующих уровню минимального потребительского бюджета на душу населения.

Таким образом, финансовая помощь государства субъектам федерации в форме трансфертов компенсирует отсутствие возможности соответствующих территорий финансировать свои потребности налоговыми поступлениями и прочими доходами.

Финансовая политика государства в социальной сфере требует постоянного совершенствования.

Ф-12 Финансовая политика: сущность и виды. Цель и задачи финансовой политики государства. Современная финансовая политика РФ

Различают два вида финансовой политики: государственную и негосударственнную (финансовая политика предприятий).

Государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Основными целями финансовой политики являются следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Читать еще:  Является ли налоговая государственным органом

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
В разработке государственной финансовой политики участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя России приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю

на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

Политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Государственная финансовая политика реализуется при помощи шести ее составляющих (политик):
1) кредитно—денежная политика;

2) бюджетная политика;
3) налоговая политика;

4) инвестиционная политика;

5) социальная политика;

Кредитно-денежная политика государства представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и имеет целью обеспечение стабильных темпов экономического развития.

Бюджетная политика — это совокупность мероприятий органов государственной и местной власти, определяющая форму бюджетного устройства и регламентирующая бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы. Она основывается на Бюджетном кодексе РФ, нормативных актах Минфина РФ.
Налоговая политика — это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП (или НД).
Основные задачи современной налоговой политики РФ:

• совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня платежей;
• оптимизация налоговых льгот;

• более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

• рационализация налогового администрирования;

• реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджеты.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и оказывает управляющий эффект на финансы хозяйствующих субъектов. Эта политика должна обеспечивать выгоду от вложений денежных средств в экономику России, постоянный приток, в том числе иностранного, капитала в страну.
Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав, граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг, поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между самими хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. В настоящее время таможенная политика России во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению определенных целей.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

• выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

• избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

• лидерство в борьбе с конкурентами;

• максимизация рыночной стоимости предприятия;

• устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Финансовая политика представляет собой более узкое ответвление экономической политики, ее частный случай.

Определение из учебника А. Грязновой «Финансы»: Финансовая политика — это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Цель и задачи финансовой политики из учебника Е. Мягковой «Финансы и кредит»

«Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Задачи финансовой политики направлены:

1. на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Разные источники по-разному определяют составные элементы финансовой политики, но в целом сходятся на следующих пунктах:

1. Денежно-кредитная политика

2. Бюджетная политика

3. Налоговая политика

4. Таможенная политика

Так же в некоторых материалах указывают некоторые из перечисленных ниже составляющих финансовой политики:

5. Ценовая политика (регулирование цен на монопольные товары и услуги, например, недра, водные ресурсы, нефте- и газопроводы)

6. Политика в области регулирования рынка ценных бумаг

7. инвестицонная политика

8. политика в области международных финансов

9. социальную политику

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1. классическая (Смит и Рикардо);

2. регулирующая (Кейнс и его последователи);

«Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

· по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

· по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

Читать еще:  Виды финансовых ресурсов государства

· в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.»

Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Основной документ, в котором отражены направления финансовой политики – Бюджетное послание президента РФ. Здесь можно процитировать БК – «Статья 170. Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.»

Данная статья посвящена Бюджетному посланию Президента РФ, в котором он определяет бюджетную политику РФ на очередной финансовый год, делает заключение об итогах бюджетной политики за прошедший период, устанавливает основные задачи бюджетной политики на будущий период, а также приоритеты в области межбюджетных отношений, управления государственным долгом, в сфере совершенствования казначейских технологий и управления государственными финансами.

Также данная статья устанавливает срок направления бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Послание должно поступить в Федеральное Собрание РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Документы, которые так или иначе отражают направления финансовой поитики:

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

2. Основные направления налоговой политики РФ.

Основные цели финансовой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015: (цитата из Бюджетного послания Президента, оно, кстати, всего на 8 страниц – прочтите, думаю это пригодится на госах):

1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.

2. Переход к программоному бюджету + к системе «Электронный бюджет».

«Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.»

3. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

4. «Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура.» – а вот и пример социальной политики как одного из составляющих жлементов финансовой политики.

5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетнойустойчивости.

6. Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения. – еще раз пример соц. Политики

7. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов. Вместо практики делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

9. Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 1134 ;

Основные направления финансовой политики

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

Читать еще:  Налоговый кодекс государственная пошлина

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Финансовая система и финансовая политика государства

8.2. Государственный бюджет

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета.

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы , государственный кредит . Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.

Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух — и трехлетние бюджеты.

Бюджетный год совпадает с календарным, но может начинаться с 1 апреля, 1 июля, 1 октября.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы «, основу которых составляют бюджетные доходы и расходы . Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Основные функции государственного бюджета

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

  • перераспределение национального дохода;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX в. стал английский экономист Дж. М. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Свой вклад в разработку теоретической системы Дж. М. Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли, У. Хеллер, Дж. Пекман и др.

Теория Дж. М. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике. При высокой экономической конъюнктуре финансовая политика государства должна была сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста и при растущем производстве. В настоящее время расходы по вмешательству в экономику в развитых странах достигают 20-25% общей суммы расходов государственных бюджетов.

Одна из важнейших функций государственного бюджета — стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели отвечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.

С одной стороны, государственное финансирование научных исследований стало объективно необходимым вследствие ряда причин. Во-первых, для осуществления крупных комплексных научно-технических и экономических проектов, таких как «Аполлон» (позволившего высадить человека на Луну), потребовалась мобилизация значительных финансовых ресурсов. Расходы на его реализацию составили 26 млрд. дол. Ни один из крупнейших концернов США да и мира не смог бы самостоятельно осуществить подобный проект. Без государственного финансирования, поддержки и организационных мероприятий со стороны государства оказалось бы невозможным осуществление многих научно-технических программ. Во-вторых, реализация современных проектов требует совместных под эгидой государства усилий промышленности и основных научно-исследовательских центров; в-третьих, научно-техническая революция поставила вопрос подготовки в широких масштабах научных и технических кадров, и государство берет на себя расходы , связанные с образованием. Наконец, в-четвертых, очень часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем.

С другой стороны, государственное финансирование научных исследований и разработок нисколько не противоречит интересам финансово-промышленных групп, поскольку позволяет им получать высокие прибыли на основе контрактной системы взаимоотношений с государством.

Неуклонный рост доли валового внутреннего продукта, идущего на финансирование НИОКР в развитых странах, отражает возрастающее значение научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве и степень внимания современного общества к научным исследованиям и разработкам.

Бюджетные расходы играют главную роль и несут основную нагрузку в претворении в жизнь довольно широкого спектра социальных программ, осуществляющихся в развитых странах. В США, Германии, Великобритании и Франции насчитываются десятки таких программ. В XIX в. пионером в деле социальной защиты выступила Германия, что объясняется наличием в ней мощного социал-демократического движения. Затем системы социальной защиты получили дальнейшее развитие, превратившись в настоящее время в постоянный механизм социального обеспечения.

Постоянная забота о трудящемся, безработном или больном человеке, лежащая в основе деятельности государства в социальной сфере, существовала в общественном сознании давно. У истоков программ социальной защиты стояли С. Милль, Д. Бентам. Однако возможности материализовать намерение помочь человеку в случаях безработицы, болезни или в престарелом возрасте появились только в ХХ в. При этом результаты не замедлили сказаться. Так, благодаря высокоразвитой медицине, ее достижениям, усилению заботы о здоровье граждан со стороны государства средняя продолжительность жизни в США значительно увеличилась в XX в. По данным журнала «Ньюсуик», средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в США в 1900 г. составляла соответственно 46,3 и 48,3 года, в 1950-м — 65,6 и 71,1, в 1960-м — 66,6 и 73,1, в 1970-м — 67,1 и 74,7, в 1980-м — 70,0 и 77,4, в 1990-м — 71,8 и 78,8, в 2000-м — 72,1 и 78,9.

При анализе структуры государственных расходов развитых стран, прежде всего США, в 1950-2000 гг. четко прослеживается взаимосвязь военных (и связанных с ними затрат) и социальных расходов.

Резкое увеличение ассигнований на социальные нужды в 50-е годы XX в. наблюдалось по программе «Социальное обеспечение». Финансирование с 1966 г. программы «Медикэр» (оказание медицинской помощи гражданам США старше 65 лет и инвалидам, выплачивавшим в течение трудовой деятельности федеральный страховой налог), рост затрат на здравоохранение, образование, профессионально-техническое обучение, повышение занятости, страхование дохода представляют собой социально ориентированную политику руководства страны и сыграли решающую роль в формировании структуры бюджета и значительном увеличении его расходной части. Фактически 50-е годы означали крупную перестройку всей структуры расходов федерального бюджета США в послевоенный период.

Расходы государственного бюджета

Расходы государственных бюджетов развитых стран можно разделить на четыре группы, отражающие национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований:

  1. военные и внешнеполитические расходы;
  2. социально-экономические расходы;
  3. расходы на государственное управление и охрану правопорядка;
  4. проценты по государственному долгу.

С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета — постоянное их увеличение. Так, за 100 лет государственные федеральные расходы США выросли с 525 млн. дол. в 1901 г. до 1 835 033 млн. дол. в 2001-м, или в 3495 раз. В 2005 г. правительство США планирует израсходовать более 2 трлн. дол.

Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в несколько раз. После войны расходы незначительно снижаются, а затем начинается их дальнейший рост. В США, Великобритании, Германии, Франции рост государственных расходов во второй половине XX в. во многом объяснялся милитаризацией экономики, «холодной войной», противостоянием двух систем.

В течение всего послевоенного периода ассигнования на национальную оборону занимали первое место среди расходных статей федерального бюджета США. При этом в 60-е годы в связи с войной во Вьетнаме был достигнут апогей: военные расходы составили более 50% всех правительственных ассигнований. Снижением удельного веса в федеральном бюджете и ВВП расходов на национальную оборону характеризуются 90-е годы. При этом впервые за всю послевоенную историю в 1993 г. расходы по программе «Национальная оборона» уступили первенство расходам по статье «Социальное обеспечение», составив соответственно 291,1 млрд. и 304,6 млрд. дол., или 20,7 и 21,6%.

Официальная американская статистика делит 18 программ расходной части федерального бюджета США на шесть групп:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector