Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система государственного финансового контроля в россии

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права [2].

Финансовый контроль, это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы. Финансовый контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро) [4].

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

— проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

— проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

— выявлении внутренних резервов производства;

— устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [4].

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

— правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

— соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчётности;

— эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

— выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

— успешную реализацию межбюджетных отношений;

— эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

— пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;

— улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы [6].

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ- совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права [1]. Она состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Однако, помимо этого, финансовый контроль распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-планового законодательства [6].

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчинённости. Этот контроль ведётся как в масштабе РФ, так и в её субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль [3].

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счётная палата РФ, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента госу­дарственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счётные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет некоторые задачи и функции. К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями [3].

Основные функции включают: проверку правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­реннего и внешнего долга [3].

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министер­ством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Использование государственных средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создавае­мые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений [7].

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [5].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

Читать еще:  Государственное регулирование финансов корпораций

самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу [5].

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.)

2. Белоусов Д.С. Финансовое право: учебник — М.: Финансы и статистика, 2010. – 504 с.

3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. — М.: Маркетинг, 2009. – 417 с.

4. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Финансовый контроль. Курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 232 с.

5. Е.В. Терехова. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. — 2011. — №11. – 158 с.

6. Шавров А.В., Финансовое право Российской Федерации — Учебное пособие. — 2011. — 318 с.

7. Щуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012.- 145 с.

Система органов государственного финансового контроля

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и норма­тивными актами государственный финансовый контрольосуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государ­ственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную.

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ соз­дают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществля­ют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ (создано соответству­ющим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государствен­ного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфе­ре, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Мин­фин России осуществляет общее руководство, координацию и конт­роль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразде­ления осуществляют контроль соблюдения на­логового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а так­же осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначе­ний (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на тамо­женной границе, и с Федеральной службой по экономическим и нало­говым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налого­вым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законно­сти и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законода­тельства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публич­ной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными бир­жами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, фор­мирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхово­го законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и ана­лиз отчетности профессиональных участников страхового рынка, обоб­щать практику страхового надзора и работать над совершенствовани­ем надзорного законодательства в области страхового дела.

Важным органом государственного финансового контроля высту­пает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств вы­ступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установ­лено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевремен­ного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных среств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами прове­дения финансовых проверок подведомственных бюджетных учрежде­ний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, кото­рые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении, а также валютных опера­ций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицен­зий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мони­торинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а так­же их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявлен­ных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Читать еще:  Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимо­стью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Ком­мерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о назван­ных операциях и сделках. Накопленная службой информация подле­жит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступ­лениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установлен­ные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

Система государственного финансового контроля

Финансовый контроль — регламентированная законом совокупность действий, контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных средств.

Гос.фин.контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой политики, защиту финн-ых интересов гос-ва и его граждан.

ГФК представляет собой контроль за:

1)образованием и использованием всех гос. средств независимо от того, в какой форме они существуют;

2)деятельностью органов власти, на кот-ые возложено проведение финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой, валютной политики;

3)законностью привлечения и использования средств юридическими и физическими лицами, кредитными и иными организациями, кот гос-вом предоставлено это право.

ПО результатам ГФК принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.

Основные задачи ГФК:

1) Проверка выполнения фин-ых обязательств перед гос-вом и органами МСУ, организациями и гражданами;

2) Проверка правильности использования гос. и мун. предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хоз-ом ведении или оперативном управлении;

3) Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

4) Выявление внутренних резервов производства;

5) Устранение нарушений фин.дисциплины и их предупреждение.

Классификация финансового контроля:

по времени проведения (предварительный, текущий, последующий);

по субъектам контроля (президентский, контроль представительных, исполнительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский, контроль фин-кредитных орг-ов)

по форме фин-ой деятельности (бюджетный, инвестиционный, контроль за денежной массой,страховой)

по форме проведения (обязательный — внешний, инициативный — внутренний)

по методам проведения (наблюдение, проверка фин. дея-ти, обследование, надзор, ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод).

СЧЁТНАЯ ПАЛАТА, КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГФК (Степашин Сергей Вадимович)

СПявляется постоянно действующим органом ГФК, образованным Федеральным собранием и подотчетным ему. Состоит из Коллегии, кот включает Председателя, его зама и аудиторов. Срок полномочий -6 лет.

1) контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей фед. бюджета и бюджета фед. внебюджетных фондов.

2) Определение эффективности и целесообразности расходов гос.средств и использования фед-ой собственности

3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей фед.бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Аудит эффективности — определяет результат использовании гос.средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов, с т.з. решения общегосударственных задач.

-Контроль со стороны ПРЕЗИДЕНТА

Главное контрольное управление при ПРЕЗИДЕНТЕ-структурное подразделение Администрации

1)Контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органов исполнительных органов власти

2)Контроль над деятельностью подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов

3)Рассмотрение жалоб и обращение граждан и юридических лиц

-Контроль со стороны органов исполнительной власти-Правительство :

1)контролирует процесс разработки и использования федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита

2)контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств

3)направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ существует КОНТРОЛЬНО-НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ, кот выполняет ряд контрольных функций в области Финансов.

МИНИСТРЕСТВО ФИНАНСОВ РФ: (Силуанов Антон Германович)

1)Разрабатывает финансовую политику страны, а так же непосредственно контролирует её осуществление

2)Осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета

Контрольные полномочия Минфина распространяются на фин.средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов МСУ.

Федеральное казначейство (Артюхин):

1)Контроль за доходной и расходной частью фед.бюджета в ходе его использования

2)Контроль состояния гос.финансов в целом(предоставление отчётов о фин.операциях и состояния бюджетной системы)

3)Контроль совместно с Банков России состояния внешнего и внутреннего долга

4)Контроль гос.фед.внебюджетных фондов и фин-ых отношений м/у ними и фед.бюджетом.

-Контроль со стороны НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

Главная задача (Федеральная налоговая служба (Мишустин)) — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей

Федеральная служба по финансовым рынкам (Панкин) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по приянятию нормативно правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков(за исключ.страхования,банков и аудиторской деятельности)

Система органов финансового контроля в РФ;

Финансовый контроль: виды, формы и методы.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность органов власти по проверке формирования, распределения использования фондов денежных средств.

Виды финансового контроля

1. Государственный и муниципальный. Предполагает контроль госуд и муницип финансов. Осуществляют в обязательном порядке органы власти.

2. Негосударственный. Контроль негосударственных финансов. Осуществляют сами частные лица или спец структуры.(коммерческие банки, организации.

Формы финансового контроля.

1. По регламенту осуществления

Ä Обязательный. На основе фп норм (законов кодексов постановлений) ех: налоговый контроль осуществляется на основе налогового кодекса, страховой контроль осуществляется на основе ФЗ об организации страхового дела, бюджетный контроль на основе бюджетного кодекса

Ä Инициативный (добровольный). Контроль кот осуществляется на добровольной основе по инициативе частного лица.

2. По времени проведения.

Ä Предварительный – это контроль кот проводится до совершения финн операций и предусматривает оценку обоснованности финансовых планов прогнозов и программ.

Ä Текущий — это контроль который проводится в момент совершения финансовых операций путем их регистрации в учетных регистрах.

Ä Последующий контроль – это к который проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Методы финансового контроля

1. Проверки. Затрагивают узкий круг вопросов и предназначены для контроля отдельных финансовых документов.

2. Обследование. Затрагивает широкий круг вопросов и предназначены для определения финансового состояния проверяемого лица.

3. Анализ. Последующий контроль. Это детальное изучение бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов финн деятельности и оценки финансового состояния. Позволяет досконально изучить

4. Ревизия. Эт полная обследование хозяйственной д в целях проверки ее законности правильности целесообразности и эффективности.

5. Наблюдение. Это контроль кот направлен на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности

Система органов финансового контроля РФ

Президентский контроль – осуществляется президентом путем издания указов и путем подписания федеральных законов по финансовым вопросам. Кроме Президента президентский контроль осуществляет контрольное управление, которое действует в соответствии с Указом Президента от №729 8.06.2004 года.

Правительственный контроль – контроль со стороны председателя Правительства путем подписания постановлений Правительства по финансовым вопросам. Правительство и председатель Правительства осуществляют деятельность в соответствии с ФКЗ «о Правительстве РФ» №2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года.

— Контроль законодательных (представительных) органов власти (Федеральное Собрание РФ на федеральном уровне; на региональном уровне – Архангельское областное собрание депутатов); на местном уровне – Совет депутатов) – рассматривают и утверждают законодательство в финансовой сфере.

Контроль исполнительных органов власти в сфере финансов:

1. министерство финансов (действует в соответствии с постановлением Правительства №329 от 30 июня 2004 года «об утверждении Положения о министерстве финансов РФ»). В составе МинФина выделяют 4 самостоятельных службы:

Читать еще:  Принцип федерализма в финансовой деятельности государства

ð Федеральная налоговая служба ФНС (действует в соответствии с Постановлением Правительства № 506 от 30 сентября 2004 года «об утверждении Положения Федеральной налоговой службы»; осуществляет налоговый контроль);

ð Федеральная служба страхового надзора ФССН (действует в соответствии с Постановлением Правительства №330 от 30 июня 2004 года «об утверждении Положения о ФССН»; осуществляет контроль за страховой деятельностью в РФ);

ð Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ФСФБН (действует в соответствии с постановлением Правительства №278 от 15 июня 2004 года «об утверждении Положения о ФСФБН»; осуществляет финансовый и валютный контроль);

ð Федеральное казначейство (действует в соответствии с Постановлением Правительства №703 от 1 декабря 2004 года «об утверждении положения о Федеральном казначействе»; является главным органом ответственности за исполнение бюджета, осуществляет исполнение бюджета);

2. Федеральная таможенная служба (находится в подчинении Правительства; действует в соответствии с Постановлением Правительства №459 от 26 июля 2006 года «об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе»; осуществляет таможенный контроль за соблюдением таможенного и налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ);

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (находится в подчинении Правительства РФ и действует в соответствии с Постановлением Правительства №317 от 30 июня 2004 «об утверждении Положения о ФСФР»; осуществляет контроль на рынке ценных бумаг);

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу ФСФМ (подчиняется правительству РФ и действует в соответствии с Постановлением Правительства №307 от 23 июня 2004 года «об утверждении Положения ФСФМ»; осуществляет контроль за операциями с денежными средствами и имуществом государства).

Контроль финансово-кредитного органа – контроль Центрального Банка (осуществляет деятельность в соответствии с ФЗ №86-ФЗ от 10 июля 2002 года «о Центральном Банке РФ»; осуществляет контроль за денежной массой и денежным обращением в стране, а также контроль за деятельностью коммерческих банков).

Контроль специально созданного контрольного органа – контроль Счетной палаты (действует в соответствии с ФЗ №4-ФЗ от 11 января 1995 года «о Счетной палате»; была образована Федеральным Собранием и подотчетна ему; осуществляет контроль за денежными средствами и имуществом государства). Подразделения Счетной палаты на региональном и местном уровне:

1. контрольно-ревизионные управления

2. контрольно-счетные палаты

Вышеуказанные органы контроля осуществляют государственный и муниципальный контроль.

Внутрихозяйственный контроль – контроль, который проводится частным лицом за собственной финансово-хозяйственной деятельностью.

Аудиторский контроль – контроль, осуществляемый аудиторскими организациями за деятельностью частных лиц.

1. Президентский контроль осуществляется путем издания Указов и подписания ФЗ по финансовым вопросам. Осуществляется самим Президентом и контрольным управлением при Пр. контрольное управление при Пр действует в соответствии с Указом През № 729 от 8 июня 200

2. Правительственный контроль. Со стороны председателя Правительства путем подписания постановлений Правительства по финансовым вопросам. Правительство осуществляет деятельность в соответствии с фкз О Правительстве РФ

3. Контроль законодательных органов власти.

4. Контроль исполнительных органов власти.

6. Контроль счетной палаты.

Внутрихозяйственный – контроль кот проводится частным лицом за собственной хозяйственной деятельностью. Осуществляет финансовый аппарат частного лица или спец службы контроля. Финансовый аппарат – это бухгалтерия, финн и эк отделы

Аудиторский контроль — это контроль кот осуществляется независимыми аудиторскими организациями за деятельностью частных лиц. Осуществляется на платной основе. Бывает обязательным и инициативным. Осуществляется в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности в РФ

Cистема государственного финансового контроля в России

Финансовый контроль – это завершающая стадия управления финансами в государстве, и то же время – необходимое условие эффективности управления ими.

Сущность финансового контроля

Необходимым элементом в любом обществе с товарно-денежными отношениями является финансовый контроль. В рыночных условиях хозяйствования государственная финансовая система функционирует и управляется в основном за счет норм финансового права.

Финансовый контроль – это неотъемлемая часть управленческой системы, некая форма обратной связи, с помощью которой управляющей системе поступает информация о положении дел в управляемой системе. В рамках финансового контроля проверяются выполненные управленческие решения, соблюдение нормативов и условий деятельности.

Финансовый контроль выступает механизмом обеспечения законности всех работ, связанных с финансами в органах исполнительной власти.

К основным задачам финансового контроля относятся:

  • Проверка выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государственными органами;
  • Проверка правильности использования денежных ресурсов, которых находятся в хозяйственном ведении или же оперативном управлении государственных или муниципальных предприятий;
  • Проверка правильности совершения различных финансовых операций, расчетов денежными средствами, их хранения;
  • Определение внутренних производственных резервов;
  • Предупреждение и устранение при необходимости нарушений финансового порядка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль – это важный элемент в процессе государственного управления, способствующий реализации задач бюджетной системы страны.

Финансовый контроль обеспечивает:

  • Правильность составления бюджета и его исполнения;
  • Соблюдение бюджетного и налогового законодательства, грамотность ведения бухучета и отчетности;
  • Целевое и эффективное использование государственных бюджетных средств, а также внебюджетных фондов;
  • Определение резервов увеличения доходов бюджета и экономии ресурсов;
  • Эффективное распределение фондов поддержки регионов и т.д.

Объект государственного финансового контроля – бюджетная система, которая представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов государства.

Органы государственного финансового контроля РФ

Согласно Бюджетному кодексу РФ и иным нормативно-законодательным актам, государственный финансовый контроль осуществляется законодательными органами власти, органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют следующие органы:

  • Законодательные органы публичной власти;
  • Законодательные органы субъектов страны;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральное казначейство;
  • Центральный банк России;
  • Финансовая служба по мониторингу финансов;
  • Федеральная таможенная служба.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных государственных органов.

К задачам законодательных органов публичной власти относится финансовый контроль в процессе законотворческой и управленческой деятельности, а также осуществление контроль через образуемые ими контролирующие органы. К таким органам относятся: Счетная палата РФ, контрольные палаты и др. Счетная палата контролирует использование федерального имущества и средств, исполнение бюджетов различных уровней, эффективность и результативность расходования средств государства и т.д.

Законодательные органы субъектов страны создают собственные региональные контрольно-счетные органы, которые контролируют исполнение региональных бюджетов.

Важнейшим органом финансового контроля на уровне государства в РФ Министерство финансов. К его функциям относится разработка и утверждение методологии и методического обеспечения финансового контроля. Минфин РФ руководит, координирует и контролирует входящие в его структуру органы.

Одним из таких органов является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, ведет учет налогоплательщиков, а также объектов налогообложения и т.д.

К функциям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора относятся надзор и контроль в финансово-бюджетной сфере, в валютных отношениях.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности на рынке страхования – это полномочия Федеральной службы страхового надзора.

Федеральное казначейство ведет учет бюджетных средств, осуществляет как предварительный, так и текущий контроль над операциями по счетам распорядителей и получателей средств из бюджета страны и т.д.

ЦБ РФ контролирует денежную массу в обращении и осуществляет банковский надзор в целом.

Федеральная служба по мониторингу финансов осуществляет контроль выполнения организациями и физлицами законодательства о противодействии теневым доходам.

Федеральная таможенная служба выполняет функции проведения контроля на таможне.

Планирование финансового контроля на государственном уровне

Планирование государственного финансового аудита хозяйствующих субъектов предусматривает:

  • Сбор информации, т.е. получение основной информации об объекте контроля;
  • Оценку, т.е. анализ полученных данных, формирование общего представления о требованиях к деятельности объекта аудита и т.д.
  • План финансового аудита государственного уровня должен включать:
  • Цели аудита, органы, его проводящие;
  • Данные о деятельности субъекта проверки: цель деятельности, структуру объекта, численность сотрудников, показатели деятельности и т.д.;
  • Факторы риска, т.е. обоснование предварительно выявленных факторов риска;
  • Объемы аудита;
  • График проведения аудита.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector