Webbc.ru

Веб и кризис
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль налогов в финансовой системе государства

Роль налогов в формировании финансов государства;

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации плана государственных мероприятий, размера государственного долга и отношения общества к различным группам населения. Выделяют принципы:

1. Экономические:

1.1 Принцип справедливости: сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;

1.2 Принцип соразмерности: после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства для нормальной экономической деятельности;

1.3 Принцип определен­ности: сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику;

1.4 Принцип удобности: налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

1.5 Принцип экономичности: издержки по сбору налогов должны быть минимальными (принцип рентабельности налоговых мероприятий).

2. Юридические:

2.1 Нейтральности (равного налогового бремени для плательщиков);

2.2 Налоги должны быть установлены законами;

2.3 Приоритет налогового закона над неналоговым;

2.4 Отрица­ния обратной силы налогового закона;

2.5 Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить.

3. Организационные:

3.1 Единство налоговой системы;

3.2 Подвижность налогообложе­ния – налоги могут быть изменены в связи с объективными нуждами;

3.3 Налоговое законодательство должно быть стабильным;

3.4 Множественность налогов – налоговая система должна предусматривать множественность налогов для более справедливого обложения;

3.5 Исчерпывающий перечень налогов – запрещается установление региональных и местных налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики: либеральной и социально ориентированной. В либеральной экономике государство принимает минимальное участие в решение социальных задач, поддерживая только малообеспеченные слои населения (США, Англия, Франция). При этом взимается минимум налогов. В социально ориентированной экономике из бюджета финансируется множество социальных программ, направленных на поддержку почти всех слоев населения. Однако большие социальные расходы требуют и больших налоговых доходов, поэтому при этой модели ставки налогообложения высокие, широкий круг плательщиков, незначительные льготы. Налоговое бремя, определяемое как отношение общей суммы налогов к величине национального продукта, составляет 40-45%. В России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элемен­ты двух указанных моделей.

Налоги зависят от объема стоимости ВВП и НД. Это взаимодействие прямое: уве­личение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых до­ходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД — к сокращению налоговых доходов.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъя­тия, должно не нарушить правильного соотношения между объ­емами созданной и распределяемой стоимости. Если распреде­ляемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызо­вет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроиз­водственными пропорциями.

Американский экономист А.Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в бюджет (рис.1.).

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой кон­кретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Рис.1. Кривая Лаффера. Форма I.

При росте ставки налоговые поступления сначала растут до определенного максимального уровня, а затем снижаются. Это происходит потому, что чрезмерные налоговые изъятия не дают плательщикам нормально развиваться, поэтому начинается уклонение от налогов и увеличение теневой экономики

Роль налогов в формировании финансов государства

Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

1. Роль налогов в формировании финансов государства

2. Экономическая и социальная сущность налога. Отличие от сбора и пошлины

3. Функции налогов

4. Классификация налогов по видам и признакам

5. Система налогового законодательства РФ. Налоговый кодекс

6. Принципы налогообложения

7. Элементы налогообложения

8. Способы и порядок уплаты налогов и сборов

Налоги осуществляют собой ту часть совокупность финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов) необходимых ему для выполнения соответствующих функции ( социальной, обороной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и другие).

Как составная часть экономических отношений, налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, потребностями поступательного развития общества.

Необходимость налогов вытекает из функции и задач государства. У государства, нет других приемлемых методов, обеспечить себе доход в условиях рынка. Если брать займы, то их надо отдавать, да еще и с процентами, а денежная эмиссия чревата инфляциями.

В общем производстве учитывают хозяйственные объекты (организации, предприятия, фирмы) наемные работники, государства. Годовая валовая стоимость всех товаров и услуг, созданных на территории страны, и составляет стоимость созданного в стране ВВП. Таким образом, ВВП является суммой конечной продукции всех производителей и включает в себя оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль, включая предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги и сборы.

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников. Валовая прибыль составляет первичные доходы хозяйственных субъектов. Остальное формирует доходы государства, как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Они накапливаются в бюджетной системе и в внебюджетных фондах (пенсионном, социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования). В результате дальнейшего перераспределения через налогообложения первичных доходов формируются первичные доходы хозяйственных субъектов. Чистая зарплата наемных работников, чистая прибыль хозяйственных субъектов, бюджета государства. В итоге в пользу государства изымается от 29% (США) и до 55% (Швеция) объема ВВП. Такой большой разброс аккумулируемый (накопляемый) государством ВВП по странам зависит от количества и объема выполняемых государством функций. Так незначительная величина её в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство и напротив Швеция, Дания, Нидерланды проводят широкомасштабную социальную политику.

Кривая А. Лафера

зона зона 100% налоговые ставки

Вообще оптимальность налоговой емкости ВВП определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) и сходя из потребности государственных финансовых ресурсов и необходимость создания и сохранения системы эффективности функционирования экономики.

Налогообложение имеет свои пределы. Под налоговым пределом обычно понимают достижение такой доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий. Оно может проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных налоговой реформой, неподчинении налоговым властям, в бегстве от уплаты налоговых обязательств и т.п. В условиях чрезвычайных обстоятельств (войны) уровень налогового предела значительно повышается.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Источник налога — национальный доход, новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом, природными ресурсами. Налоги служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства.

Читать еще:  Органы государственного налогового контроля

Особенности налогов вытекающие из определения:

1. Тесная связь налогов с государственной властью

2. Принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства.

3. Участие в экономических процессах общества.

Налоги и сборы являются одним из источников формирования федерального, регионального и местного бюджетов и внебюджетных фондов. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Налоги и их роль в финансовой системе государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность налогов 5
1.2. Функции налогов 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1. Состав и структура налоговых поступлений в 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ налоговой политики РФ в 2008-2010 гг. 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансы.doc

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает с физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство.

Найти правильно сбалансированное соотношение этих целей и есть главное в экономической политике государства.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью написания курсовой работы является исследование функции налогов в РФ и их реализации на практике.

Для этого необходимо решить ряд задач:

— определить сущность налогов;

— изучить их функции;

— проанализировать объем и структуру налоговых поступлений в Федеральный бюджет РФ в 2008-2010 гг.;

— рассмотреть результаты реализации налоговой политики РФ в период 2008-2010 гг.

Предметом исследования являются функции налогов в РФ.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность налогов

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой ее части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства.

Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина — соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя [1].

Можно выделить следующие особенности налогов [4, с. 56]:

  • тесная связь с государством, для которого налоги являются основным источником доходов;
  • принудительный характер платежей;
  • безэквивалентное изъятие;
  • денежная форма;
  • законодательное оформление.

Сбор это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории [5, с. 67].

Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.
Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные.

Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними.

Налоги преимущественно взимаются в денежной форме и поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты.

Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности.

С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Причины возникновения налогов, их общественное назначение впервые исследованы А. Смитом и Д. Рикардо. Основоположник научной теории налогообложения А. Смит определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства. Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд и капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости от разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства.

Читать еще:  Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Д. Рикардо отстаивал те же взгляды на налог и его источники. Он трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны [11, с. 47].

Теория налогообложения Ж.Б. Сэя во многом повторяет основные положения Смита и Рикардо, раскрывая и дополняя их. Сэй сформулировал положение, ставшее аксиомой, — налог черпается из двух источников: дохода и капитала. Если налогообложение принимает слишком большие размеры, оно влечет за собой печальные последствия. С одной стороны, ограничивает производительные возможности предпринимателей, что сокращает производство, с другой стороны, уменьшает способность каждого человека потреблять.

Принимая позицию Сэя, С. Сисмонди мотивировал умеренность налогообложения тем, что если государство присваивает большую долю части прибыли промышленности, земледелия, торговли, то экономическая жизнь приходит в упадок. Поэтому главное в налогообложении — не причинять препятствия воспроизводству богатства. В то же время для достижения социальной справедливости каждый должен содействовать поддержке общества в соответствии со своим доходом. Согласно теории Сисмонди налог есть цена, уплачиваемая гражданами за полученные от общества блага: обеспечение прав собственности, общественного правопорядка, правосудия и др.

Дж. Милль выступал за облегчение налогообложения средств, идущих на сбережения, которые, как правило, инвестируются, увеличивая первоначальный капитал и будущие доходы правительства.

Таким образом, воззрения на налоги постепенно выстраивались в логическую систему налогообложения, определяя не только общественное назначение налогов как необходимое условие функционирования государства, но и как обязанность граждан перед государством, что предопределило его не только экономическое, но и правовое содержание. Уже в указанных работах появляются отдельные аспекты влияния налогов на экономические процессы.

Классические взгляды на налогообложение практически без изменений нашли отражение в разработках российских ученых. Основоположник финансовой науки России Н.И. Тургенев также тесно связывал возникновение налогов с появлением государства, считая, что налоги вне государства не существуют. Он сделал вывод, что первоначально потребности государственные или, лучше сказать, потребности самих государей были удовлетворены или из удельных имений, принадлежащих государю, или посредством единовременного сбора подданных. Он считал, что форма государственных доходов меняется во времени, зависит от образованности.

А. Тривус давал следующее определение налога: налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента [11, с. 58].

В конце XIX — начале XX вв. И.И. Янжул и И.Х. Озеров занимались исследованием влияния косвенных налогов на экономическое развитие общества и их роли в реализации налоговой политики государства, отмечая необходимость снижения удельного веса налогов, взимаемых через цену товаров.

В работах отечественных ученых периода первой половины XX в. фундаментальные исследования проблем налогообложения не находят адекватного отражения в экономической литературе в силу изменения экономической ситуации. Однако отдельные вопросы по налогообложению рассматривались в контексте истории финансов России в работах: Д.П. Боголепова, П.П. Гензеля, А.А. Соколова, А.А. Тривуса и других.

1.2. Функции налогов

Отличительные признаки налога позволяют рассматривать его как конкретное явление на поверхности экономической жизни, не раскрывая сущности налога. Сущность налога — это реально существующие отношения перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций.

Каждый этап исторического развития характеризуется изменением роли и функций государства, специфическими экономическими и социальными условиями, что предопределяет изменение качественного содержания налогов в процессе воспроизводства.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов — фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Практически все экономисты считают, что основной функцией налогов является фискальная [12, с. 94].

Роль налогов в формировании финансов государства

Отмечая значимую роль в формировании государственных финансов, следует отметить, что «для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уров­нем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства»[3].

С момента своего возникновения государственные доходы претерпе­ли значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-де­нежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его про­дажи.

Современные бюджетные системы включают бюджеты центрально­го правительства, региональных органов и органов местного самоуп­равления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов домини­ровали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Пря­мые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с на­следств и дарений и др.

«До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой вой­ны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. — уже 40-50%»[4]. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран — косвенные нало­ги. По мере развития промышленности и торговли происходит расши­рение сферы косвенного налогообложения товаров местного производ­ства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах — экспор­терах сырья. «В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных по­ступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошли­ны являются одним из основных источников государственных доходов»[5]. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.

Большая часть государственных доходов развитых стран сосредото­чена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают дохо­ды от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и ме­стным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также — в некоторых странах — акцизы. Доходы государственных пред­приятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формиру­ются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, суб­сидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного соци­ального страхования — составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обяза­тельных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринима­телей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор зарплата

«Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины»[6]. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему на­логов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляе­мого национального дохода, как правило, выше. На общий размер нало­говых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют та­кие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.

Таким образом, налоги — это объективно принудительное изъятие части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между членами общества, его группами, а также отчасти присва­ивая их. Это основные средства, поступающие в государственную казну.

Налог используется государством как способ перераспределе­ния национального дохода. Посредством него часть выручки, при­были или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем ис­пользуется на решение общественных задач. Налог следует рас­сматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обяза­тельный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридичес­кими и физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда оп­ределены налогоплательщики и элементы налогообложения. Эле­ментами налогообложения являются:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины.

Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации

экономические науки

  • Бондаренко Екатерина Сергеевна , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Важнейшими инструментами осуществления экономической политики государства и его воздействия на рыночную экономику являются налоги. Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, которые взыскиваются уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Эффективное функционирование экономики полностью зависит от правильной системы налогообложения. Она необходима для того, чтобы обеспечить государственный аппарат финансовыми ресурсами, которые необходимы для достижения поставленных целей. При помощи налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство может оказывать влияние на экономическую деятельность организаций, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы эффективная рыночная экономика невозможна.

    Налоговая система РФ включает в себя большое число налогов и различных других сборов, которые образуют три уровня: федеральный, региональный и местный.

    В настоящее время актуальной для современной налоговой системы является проблема фискальной направленности. Сама фискальная направленность на практике выражается в установлении жесткого регламента на налогооблагаемую базу. Согласно Налоговому кодексу РФ федеральными налогами признаются налоги, обязательные к уплате на всей территории России. Особенностями федеральных налогов РФ являются:

    • они устанавливаются законодательными актами РФ;
    • взимаются на всей территории РФ;
    • круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления налогов в бюджет определяются законами РФ.

    Также необходимо отметить, что сегодня существует проблема как неясность положений нормативных документов по налогообложению, их несопоставимость и запутанность, что ухудшает их изучение налогоплательщиками. Вследствие этого существуют ошибки при исчислении налогов, которые остаются практически неизбежными. Нестабильность, которая может быть присутствовать в государстве, а также противоречивость законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающие возможность их дополнительного толкования – это отпугивает иностранных инвесторов, а также создает серьезные преграды в работе отечественных производителей.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • водный налог;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • государственная пошлина.

    Из этого перечня налогов НДС занимает один из главных мест среди источников формирования бюджета. В настоящее время НДС – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

    Еще один из наиболее важных федеральных налогов – это налог на прибыль организаций – главный доходный источник федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль является федеральным регулирующим налогом и занимает важное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

    Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. Плательщики налога являются физические лица (резиденты РФ), а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ (нерезиденты).

    Акцизы – косвенный налог, который устанавливается преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на иностранные товары. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.

    Налоги – один из методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов происходит управление внешней экономической деятельности, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

    Структура доходов федерального бюджета на 01.03.2015 (таблица 1):

    Таблица 1. Объем поступлений доходов по основным источникам

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector