Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства

Конституционные основы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди таких принципов можно выделить следующие .

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и споров. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (ст. 75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ, установившей их равноправие в целом. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130 — 133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии о упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ. Ее ст. 7 характеризует Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации такой политики требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, то есть финансовая деятельность определенной направленности.

Функции в области финансовой деятельности распределяются на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти (ст. 106, 114).

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве.

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основании финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относится разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (Конституция РФ, ст. 71, 114, 132).

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с ранее существовавшим в период административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями.

В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны.

Наконец, принцип законности, означающий необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции (ст. 2, 15, 57 и др.), а также в финансовом законодательстве.

Принципы финансовой деятельности государства;

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» и означает «начало», «основа».

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность . Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Основными из них являются:

— федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в проце-дуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой инфор-мации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.( ст. 15 Конс-титуции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, сво-боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико-ваны официально для всеобщего сведения.)

Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантиро-ванного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности

Принцип федерализмапроявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ — центра в управлении финансами. Исходя из данного принципа финансовая деятельность государства устремлена на совмещение интересов Российской Федерации с ее субъектами. (ст. 71 Конституции РФ)

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности гос и муниципальных образований предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип учета и контроляпредполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета), а также осуществление спе-циально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Это озна-чает, что финансовому контролю подлежит процесс расходования государственных средств, своевременность и полнота мобилизации государственных ресурсов, законность доходов и расходов различных звеньев финансовой системы, соблюдение ими правил учета и отчетности.

В качестве принципов финансовой деятельности также следует указать единство финансовой деятельности и денежной системы государства, принцип социальной направленности финансовой деятельности, а также ее самостоятельность в установленных законодательством пределах. Дальнейшее развитие и детализацию эти основы получают в специальном финансовом законодательстве государства.

Принцип равенства налогообложения означает прежде всего запрет какой-либо дискри-минации в налоговой сфере. Речь идет о формально — юридическом равенстве налогопла-тельщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов. Равенство налогооб-ложения есть частное проявление универсального, общеправового принципа формально — юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права каждого ци-вилизованного государства. В самом общем виде он закреплен в статье 2 Всеобщей декла-рации прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свобода-ми, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде-ний, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок. Все равны перед зако-ном и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индиви-да по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям не допускается. Таким образом, формально — юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно, как абстрактные и равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предпо-лагает единые «правила игры» для всех и каждого. Не случайно одной из аксиом древнеримского права была формула: prima pars aeguitatis aegualitas — важнейшее свойство справедливости есть равенство. В Конституции РФ этот принцип формально – юридичес-кого равенства получил развитие, прежде всего, в статье 19, закрепившей следующее: «Все равны перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граж-дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад-лежности».

Пункт 2 статьи 3 НК прямо устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискрими-национный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национа-льных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать диффе-ренцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы соб-ственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала»

Единственное исключение сделано для таможенной сферы, где согласно НК допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможен-ных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Цели таких мер могут быть различными — ответная реакция на дискриминацию российских товаропроизводителей, борьба с демпингом, ценовая поддержка отечественных товаров и т.п.

5. Краткая характеристика финансово-правового положения (место в системе органов власти, задачи, основные функции, полномочия в области финансов) – Минфина РФ и Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Банка РФ.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финан-совый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства

Принципы финансового федерализма

Финансовые принципы — 1 Достаточность Принципы налогового — — федерализма (организационные) [c.273]

Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Мы говорим о почти самостоятельности , потому что все нижестоящие бюджеты друг от друга зависят, так как для их формирования совершенно необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в звенья нижестоящие, что будет рассмотрено в специальных главах учебника. Однако данные перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех субъектов РФ. [c.27]

Основными принципами бюджетного федерализма являются равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение. [c.95]

Переход в России к организации финансовой системы на основе принципа фискального федерализма изменил порядок ее построения. В современных условиях построение финансовой системы предполагает [c.553]

Решение этих задач предъявляет высокие требования к качеству бюджетного законодательства, определяющего основы взаимоотношений между бюджетами разных уровней. Четкое разграничение прав, полномочий и выполняемых органами власти и органами местного самоуправления функций, определение ответственности за выполнение своих обязательств в бюджетном процессе, создание механизма реальной судебной защиты бюджетных прав региональных органов власти и органов местного самоуправления, законодательное закрепление механизмов предоставления финансовой помощи являются необходимыми условиями эффективного функционирования бюджетной системы РФ на принципах бюджетного федерализма. [c.328]

Сущность и принципы финансово-бюджетного федерализма [c.32]

Существуют следующие принципы финансово-бюджетного федерализма [c.32]

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов правительства, финансовый план государства. Государственный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые должны финансироваться из данного бюджета. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на государственные закупки военного и гражданского характера, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию государственного долга. [c.283]

Читать еще:  Налогообложение негосударственных пенсионных фондов

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики. [c.66]

Федерализм означает введение в экономическую политику и рыночное регулирование феномена существования и взаимодействия не одного, а сложной системы управляющих и регулирующих центров власти, десятков центров принятия решений, концентрации и централизации финансовых и материальных ресурсов (федеральный центр, центры власти и управления 89-и субъектов Федерации). Экономический федерализм меняет характер связей по вертикали наряду с сохранением отношений подчинения и административного управления возникает подсистема отношений, функционирующая на базе иных принципов согласования, самостоятельности, независимости, партнерства. [c.213]

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах [c.120]

Расходные полномочия между всеми уровнями власти в Германии распределены в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма. Система бюджетного налогового выравнивания возможностей в Германии вызывает действие разнонаправленных, порою спорных стимулов. Экономически сильные земли не очень-то заинтересованы укреплять свою налоговую базу или преследовать лиц, уклоняющихся от налогов, так как значительные суммы фактически собственных доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли. В то же время необходимо отметить, что все решения, принимаемые в Германии по общим задачам, включают в себя категорическое требование необходимости достижения консенсуса. Достижение его обеспечивается требованием Основного закона Германии (Конституции) о необходимости установления по всей стране единообразных условий жизни населения. [c.236]

Дайте определения следующим ключевым понятиям федеративные принципы построения бюджетной системы, политический принцип федерализма, экономический принцип федерализма, бюджетная самостоятельность регионов, межбюджетные отношения, бюджетное выравнивание, бюджетный федерализм, централизованный, децентрализованный, комбинированный Тип бюджетного устройства, вертикальное бюджетное выравнивание, горизонтальное бюджетное выравнивание, модель бюджетного федерализма, межбюджетные трансферты, бюджетное регулирование, доходный потенциал бюджета, бюджетная политика, сбалансированность бюджетов, безусловные трансферты, обусловленные трансферты, Федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотационный регион. [c.250]

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). [c.38]

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ — принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации. [c.806]

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ — принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Усиление федерального правительства, предоставление ему больших полномочий и прав (по сравнению со штатами) были основаны на объективной тенденции к экономической и политической централизации. Самостоятельность (автономия) штатов в финансовой сфере основывается на возможности штатов вводить отдельные виды налогов и сборов,, устанавливать лимит государственного долга для штата, маневрировать финансовыми ресурсами. За федеральным правительством закреплено право осуществления контроля за расходованием средств, направляемых в бюджеты низших звеньев государственной власти и бюджеты органов местного самоуправления. [c.472]

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ — принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. [c.215]

Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом. В бюджетном праве они находят специфическое проявление. Хотя они впрямую не названы и не сформулированы в бюджетном законодательстве, его содержание пронизано этими принципами, и регулирование бюджетных отношений осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм Конституции РФ. [c.167]

Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского государства в целом. [c.178]

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране. [c.329]

Принципы бюджетного федерализма. Федеративное устройстно России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. [c.120]

Наиболее распространенным в настоящее время принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма. Он используется и в Российской Федерации. Согласно данному принципу четко разграничиваются функции между отдельными звеньями финансовой системы. Так, федеральное правительство полностью независим в национальных расходах на оборону, космос, осуществление внешнеэкономических связей. Местные органы власти осуществляют финансирование жизне- [c.551]

Бюджетная система, состоящая из трех официально самостоятельных уровней федерального, региональных и местных бюджетов, с одной стороны, расширяет финансовую самостоятельность региональных и местных государственных оргайов власти, с другой стороны, основы бюджетного федерализма не отработаны в должной мере и принципы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы не формируют достаточной финансовой базы для обеспечении самостоятельности каждого звена бюджетной системы. [c.50]

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации. [c.40]

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства3. [c.40]

Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках, отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Читать еще:  Финансовая политика государства в социальной сфере

Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Основополагающее значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст.1, 5, 65, 66), разграничивающие компетенцию между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст.12, 71-73, 130-133), определяющие формы и содержание права собственности (ст.8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст.80, 84, 90), Федерального собрания (ст.101, 104, 106), Правительства (ст.114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57). Конституционные основы оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство.

Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч.1 ст.8).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч.1 ст.75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1239 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector