Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы финансовой деятельности государства

Правовые основы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

2. Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансовотехнические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансовоэкономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Они в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в рамках своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством.

В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Эти акты устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся:

  • основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
  • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
  • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых организаций;
  • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
  • сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к финансовой деятельности государства.

1. Принцип федерализма. Финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность ее субъектов (в рамках Конституции России).

2. Принцип единства финансовой политики и денежной политики.

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Как денежно-кредитная, так и финансовая политика, обеспечивая единство воспроизводственного процесса, вместе с тем концентрируются на задачах разных его стадий. Финансовая политика, обслуживая стадию распределения общественного продукта, тесно связана с бюджетным механизмом, формированием доходов государственных субъектов, регулированием минимального уровня оплаты труда, налогообложением юридических и физических лиц.

Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, эмитировании платежных средств, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов. Взаимодействие между денежно-кредитной и финансовой политикой проявляется при этом не только на функциональном, но и на институциональном уровне, на уровне взаимоотношений между банками и финансовыми учреждениями на финансовом рынке.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

3. Принцип равноправия субъектов Федерации в области финансовой деятельности. Он определяется ст. 5 Конституции РФ. Кроме того, на каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Он закреплен в ст. 12, 130—133 Конституции РФ. Кроме того, на органы руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации и соответствующего ее субъекта. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в Российской Федерации. Он вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6. Принцип распределения функций в области финансовой деятельности. Такое распределение происходит на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

7. Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Данный принцип обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФучаствовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

8. Принцип гласности. Его основы также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип плановости. Он выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Правовые основы финансовой деятельности государства;

МЕТОДЫ

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных мето-дов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в от-ношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делят-ся на две группы:

1) методы собирания (аккумуляции) фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования

Способы аккумуляции денежных средств:

— Налогообложение, т.е. взимание государством обязательных и установленных законом платежей с физических и юридических лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты.

— Взимание платежей, имеющих характер пошлин, за использование природных ресурсов и за осуществление государством юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц.

— Взимание обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.

— Привлечение средств юридических и физических лиц на добровольной основе: разме-щение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей.

— Арендная плата за использование недвижимости, находящейся в государственной собственности.

— Страхование имущества, личности и ответственности, что позволяет использовать

Способы распределения и использования денежных средств:

— Финансирование – безвозвратная и безвозмездная выдача государственных денежных

средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели.

— Кредитование – возвратная и возмездная плановая выдача денежных средств на опреде-ленные цели. Кредитование осуществляется в виде банковских ссуд.

— Расчеты с держателями государственных ценных бумаг.

— Выплата страховых возмещений, пенсий и пособий.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных органи-заций.

Читать еще:  Система государственного финансового контроля в канаде

Конституционные основы финансовой деятельности РФ

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Феде-рации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъекта-ми. Так, в ведении РФ находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды региона-льного развития (ст. 71). К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установле-ние общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст.72). Вне этих пределов субъек-ты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).и

1) КонституцияКонституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на тер-рии государства не мо-жет противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе норматив-ных актов определяется двумя ее основными свойствами:

— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования об-щественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Консти-туции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

— Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юриди-ческую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы.Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Су-да, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают выс-шей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы.Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законо-дательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания ко-декса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации.Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на тер-рию того региона, законодательными органами к-рого они были при-няты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конс-титуции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов фе-дерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопро-сов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или долж-ностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержа-щие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписа-ния законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

— принимаются на основе закона,

— принимаются во исполнение закона,

— не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

— акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

— акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках);

— постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции ру-ководителей подразделений соответствующих администраций;

— акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практичес-ки выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юриди-ческие последствия решения государственных органов и органов местного самоуправле-ния по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок пров-дения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуаль-ных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоот-ношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-право-вые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполне-ния задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов госуда-рства.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к ко-торым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех дру-гих государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» ФНС РФ принята соответствующая инструкция).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам , их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете и постановления Государственной Думы РФ по отчету об испол-нении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты фи-нансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного харак-тера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо пр-иказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них боль-шой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

К финансово-плановым акта относятся:

а) основной финансовый план государства -федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д)финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответст-вующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Правовые основы финансовой деятельности

Финансовая деятельность — это вид человеческой деятельности, обуслов­ленный наличием товарно-денежных отношений в обществе и необходимостью создания определенных фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовую деятельность осуществ­ляют государство, местное самоуправление и хозяйствующие субъекты. Однако государство и местное самоуправление, осуществляя финансовую деятельность, определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере фи­нансов. При этом условия для функционирования хозяйствующих субъектов, действующих на базе государственной или муниципальной собственности, бо­лее «жесткие», чем для хозяйствующих субъектов, основанных на праве частной собственности.

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти, поэтому вряд ли можно рассматривать финансовую деятельность государства, а также финансовую деятельность местного само­управления только как управленческую деятельность*.

*См.: Карасева М.В. Указ. раб. С. 18.

Финансовая деятельность государства — это особый вид государственной деятельности, который включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение, например, налогов и сборов), и управленческую деятельность ор­ганов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб), так и в процессе ис­пользования определенного фонда денежных средств (в соответствии со ст. 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов произ­водится только из федерального бюджета).

Итак, финансовая деятельность государства осуществляется органами госу­дарства всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполни­тельной и судебной — в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а в определенных случаях — непосредственно на­селением соответствующей территории.

Финансовая деятельность государства основывается на принципах, основ­ных положениях, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Важ­нейшими из них являются: законность, гласность, плановость, федерализм (со­четание централизма с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления).

Читать еще:  Государственное финансирование строительства

Принципы законности, гласности, плановости присущи и финансовой деятельности местного самоуправления.

Финансовая деятельность местного самоуправления основывается также на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержки.

Рассмотрим вышеназванные принципы осуществления финансовой дея­тельности государства и местного самоуправления.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законода­тельных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, рас­пределение и использование денежных средств может повлечь за собой не­стабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в раз­личных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положени­ями Конституции РФ и другими федеральными законами; существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности прояв­ляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означа­ет, что вся финансовая деятельность государства и местного самоуправления базируется на целой системе финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения которых закрепляются в соответству­ющих нормативных правовых актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюд­жет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюдже­ты государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и региональных фондов обязательного меди­цинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета до­ходов и расходов.

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляет­ся в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Фе­дерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денеж­ная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные нало­ги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогооб­ложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Про­цесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в фи­нансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации — центра уп­равления финансами страны.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправ­ления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверж­дают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельны­ми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осу­ществления материальных и финансовых средств.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами. Их разно­образие зависит от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотноше­ний, от условий аккумуляции и использования денежных средств и т. д. В юри­дической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод — метод установления и введения налогов, с помощью которого изымаются в той или иной форме, в обязательном поряд­ке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Другим методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей(взносов) в госу­дарственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Госу­дарственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В литературе их принято называть «социальными» налогами. Также к методам собирания денежных средств относится метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожерт­вования, вклады в банки и т. д. Данный метод применяется при осуществлении финансовой деятельности и хозяйствующими субъектами.

При распределении, использовании государственных фондов денежных средств, а также средств местного бюджета применяются два важнейших мето­да: метод финансирования и метод кредитования. Метод финансирования вы­ражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств, как правило, на условиях возмездности (платности) и возвратности. Метод финан­сирования применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций; метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных, негосударственных, ор­ганизаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бю­джетная ссуда.

Как отмечалось ранее, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регу­лирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федераль­ные законы.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г.). * В частности, Правительство РФ обеспечивает про­ведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.

*Российская газета. 1997. 23 дек.; 1998. 4 янв.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Фе­дерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей террито­рии функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Феде­рации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечи­вает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы го­сударства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название «финансовая система».

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного уп­равления:

— Министерство финансов Российской Федерации и соответствующие органы субъектов РФ;

— Федеральное казначейство Российской Федерации;

— Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Особое место среди специальных органов государственного управления, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает Централь­ный банк Российской Федерации (Банк России).

Основы правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Содержание:

Правовое регулирование

Финансовая деятельность, как и другая деятельность правительства и муниципальных образований, осуществляется на законных основаниях.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства, по мнению ученых, является нормативно-регулирующим и организационным воздействием ряда средств юридической защиты на социальные отношения с целью их рационализации, развития и защиты в соответствии с потребностями общества. Важнейшим элементом регулирования правительственной службы считается верховенство закона, правила поведения, установленные или утвержденные правительством и муниципалитетами, которые демонстрируют модель поведения участников юридических отношений.

Правовые отношения, как и понятие правового регулирования, являются частью правовой концепции. В отличие от абстрактной (идеальной) нормы права, они имеют специфический характер, участники правовых отношений реализуют свои субъективные права и выполняют обязательства, заложенные нормой права. Правительственные и местные органы власти в применении норм права, которые по образному выражению С.С. Алексеева «берут начало» законодательства и обеспечивают реализацию правовых норм с учетом конкретной жизненной ситуации, оказывают существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений.

Правовое регулирование финансовых отношений в сфере финансов и финансовой деятельности правительства и муниципальных образований осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных правовых норм, устанавливаемых правительством, закрепленных в официальных юридических указах, выражающих консолидированную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, слоев).

Финансово-правовые акты – это решения компетентных органов правительственной власти или муниципальных учреждений, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансово-правовые указы классифицируются по разным признакам: по правовым характеристикам, юридической природе учреждений, регулирующих вид рассматриваемых отношений и т. д.

Федеративное устройство России также определяет особенности юридической формы ее финансовой деятельности, что отражается, в частности, в двухуровневой законодательной системе, конкретной взаимосвязи федеральных законов и правовых указов субъектов Российской Федерации о разделении властей и разделении полномочий.

Нормативный финансово-правовой указ на федеральном уровне является официальным документом, принятым компетентным федеральным органом государственной власти. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, выражающий полномочия по регулированию финансовой деятельности. Нормативные финансово-юридические указы федерального уровня издаются по вопросам финансовой деятельности, подпадающим под действие Конституции Российской Федерации, в сферах компетенции Российской Федерации и ее административно-территориальных единиц.

Среди финансово-юридических указов общегосударственного уровня выделяются законы и подзаконные указы. Они принимаются законодательными и исполнительными органами власти общегосударственного значения, к которым относятся: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания РФ, Правительство РФ.

К нормативным юридическим указам общегосударственного значения можно отнести, например: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановление Правительства РФ от 18.12.2009 № 1034 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий творческим союзам».

Финансово-правовые акты

Финансово-юридические указы общегосударственного уровня также принимаются Президентом России в форме указов.

Нормативные финансовые указы региона Российской Федерации являются официальными документами, принятыми руководящим органом региона Российской Федерации в сфере его компетенции. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, направлен на регулирование финансовых отношений в рамках Российской Федерации.

Читать еще:  К финансовым ресурсам государства не относятся

Нормотворчество субъектов Российской Федерации в финансовом секторе основано на собственной финансовой компетенции. Диверсификация финансовой деятельности субъектов Российской Федерации привела к возникновению юридических указов в региональной юридической системе, регулирующих бюджет, налоги, кредиты и другие отношения. Финансово-правовые и нормативно-правовые указы субъектов Российской Федерации также принимаются по отдельным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. Примером является закон Амурской области от 11.11.2005 № 90-03 «О бюджетных отношениях в Амурской области».

Для подготовки финансового законодательства уполномоченные правительственные органы государств-участников Российской Федерации принимают подзаконные акты финансового надзора.

Финансово-юридический указ органа муниципального образования – это официальный документ, принятый уполномоченным учреждением муниципального образования, имеющий правовую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.

Указы, принимаемые муниципальными учреждениями, образуют начальный уровень нормативно-юридического регулирования финансовых отношений муниципального образования.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных юридических указов входят:

  • устав муниципального образования, юридические указы, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • нормативные и иные юридические указы представительного органа муниципального образования;
  • юридические указы главы муниципального образования, местной администрации, иных учреждений местного самоуправления и должностных субъектов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Подзаконные акты муниципалитета и решения в форме актов, принятых на местном референдуме, относятся к системе актов общего правосудия с более высокой юридической силой, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципалитета.

Нормы, регулирующие муниципальное образование

Указы, регулирующие финансовую основу муниципалитета, как правило, выделены в уставах в отдельную главу и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права учреждений местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие учреждений местного самоуправления с органами правительственной власти.

Например, устав муниципалитета регламентирует:

  • финансовые полномочия органов местного самоуправления;
  • состав доходов муниципального бюджета;
  • порядок обеспечения правительством минимального бюджета города;
  • финансирование части переданных функций;
  • порядок формирования местного налогообложения;
  • порядок формирования специальных внебюджетных фондов;
  • кредитование структур местного самоуправления.

Замечание 1

Устав муниципального образования регистрируется в порядке, установленном федеральным законом. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.

Местные органы власти, которые представляют публичную власть на своей территории и занимаются финансовой деятельностью, имеют право принимать нормативные юридические и правоприменительные акты: указы, решения, положения, временные положения, типовые правила, инструкции, временные инструкции, типовые контракты.

Финансово-плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами (правительственными, муниципальными органами, компаниями, органами, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, распределению и использованию финансов на определенный срок.

Законы о финансах и планировании включают:

  • прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также бюджеты всех уровней бюджетной системы;
  • бюджеты правительственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • сметы бюджетных учреждений; финансовые планы правительственных и муниципальных предприятий;
  • финансовые, кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых компаний и т. д.

Законы о финансах и планировании имеют юридическое значение и приводят к правовым последствиям, поскольку они разрабатываются на основе существующих законов служащими компетентных правительственных учреждений или местных органов власти.

Основы правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Содержание:

Правовое регулирование

Финансовая деятельность, как и другая деятельность правительства и муниципальных образований, осуществляется на законных основаниях.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства, по мнению ученых, является нормативно-регулирующим и организационным воздействием ряда средств юридической защиты на социальные отношения с целью их рационализации, развития и защиты в соответствии с потребностями общества. Важнейшим элементом регулирования правительственной службы считается верховенство закона, правила поведения, установленные или утвержденные правительством и муниципалитетами, которые демонстрируют модель поведения участников юридических отношений.

Правовые отношения, как и понятие правового регулирования, являются частью правовой концепции. В отличие от абстрактной (идеальной) нормы права, они имеют специфический характер, участники правовых отношений реализуют свои субъективные права и выполняют обязательства, заложенные нормой права. Правительственные и местные органы власти в применении норм права, которые по образному выражению С.С. Алексеева «берут начало» законодательства и обеспечивают реализацию правовых норм с учетом конкретной жизненной ситуации, оказывают существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений.

Правовое регулирование финансовых отношений в сфере финансов и финансовой деятельности правительства и муниципальных образований осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных правовых норм, устанавливаемых правительством, закрепленных в официальных юридических указах, выражающих консолидированную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, слоев).

Финансово-правовые акты – это решения компетентных органов правительственной власти или муниципальных учреждений, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансово-правовые указы классифицируются по разным признакам: по правовым характеристикам, юридической природе учреждений, регулирующих вид рассматриваемых отношений и т. д.

Федеративное устройство России также определяет особенности юридической формы ее финансовой деятельности, что отражается, в частности, в двухуровневой законодательной системе, конкретной взаимосвязи федеральных законов и правовых указов субъектов Российской Федерации о разделении властей и разделении полномочий.

Нормативный финансово-правовой указ на федеральном уровне является официальным документом, принятым компетентным федеральным органом государственной власти. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, выражающий полномочия по регулированию финансовой деятельности. Нормативные финансово-юридические указы федерального уровня издаются по вопросам финансовой деятельности, подпадающим под действие Конституции Российской Федерации, в сферах компетенции Российской Федерации и ее административно-территориальных единиц.

Среди финансово-юридических указов общегосударственного уровня выделяются законы и подзаконные указы. Они принимаются законодательными и исполнительными органами власти общегосударственного значения, к которым относятся: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания РФ, Правительство РФ.

К нормативным юридическим указам общегосударственного значения можно отнести, например: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановление Правительства РФ от 18.12.2009 № 1034 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий творческим союзам».

Финансово-правовые акты

Финансово-юридические указы общегосударственного уровня также принимаются Президентом России в форме указов.

Нормативные финансовые указы региона Российской Федерации являются официальными документами, принятыми руководящим органом региона Российской Федерации в сфере его компетенции. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, направлен на регулирование финансовых отношений в рамках Российской Федерации.

Нормотворчество субъектов Российской Федерации в финансовом секторе основано на собственной финансовой компетенции. Диверсификация финансовой деятельности субъектов Российской Федерации привела к возникновению юридических указов в региональной юридической системе, регулирующих бюджет, налоги, кредиты и другие отношения. Финансово-правовые и нормативно-правовые указы субъектов Российской Федерации также принимаются по отдельным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. Примером является закон Амурской области от 11.11.2005 № 90-03 «О бюджетных отношениях в Амурской области».

Для подготовки финансового законодательства уполномоченные правительственные органы государств-участников Российской Федерации принимают подзаконные акты финансового надзора.

Финансово-юридический указ органа муниципального образования – это официальный документ, принятый уполномоченным учреждением муниципального образования, имеющий правовую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.

Указы, принимаемые муниципальными учреждениями, образуют начальный уровень нормативно-юридического регулирования финансовых отношений муниципального образования.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных юридических указов входят:

  • устав муниципального образования, юридические указы, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • нормативные и иные юридические указы представительного органа муниципального образования;
  • юридические указы главы муниципального образования, местной администрации, иных учреждений местного самоуправления и должностных субъектов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Подзаконные акты муниципалитета и решения в форме актов, принятых на местном референдуме, относятся к системе актов общего правосудия с более высокой юридической силой, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципалитета.

Нормы, регулирующие муниципальное образование

Указы, регулирующие финансовую основу муниципалитета, как правило, выделены в уставах в отдельную главу и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права учреждений местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие учреждений местного самоуправления с органами правительственной власти.

Например, устав муниципалитета регламентирует:

  • финансовые полномочия органов местного самоуправления;
  • состав доходов муниципального бюджета;
  • порядок обеспечения правительством минимального бюджета города;
  • финансирование части переданных функций;
  • порядок формирования местного налогообложения;
  • порядок формирования специальных внебюджетных фондов;
  • кредитование структур местного самоуправления.

Замечание 1

Устав муниципального образования регистрируется в порядке, установленном федеральным законом. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.

Местные органы власти, которые представляют публичную власть на своей территории и занимаются финансовой деятельностью, имеют право принимать нормативные юридические и правоприменительные акты: указы, решения, положения, временные положения, типовые правила, инструкции, временные инструкции, типовые контракты.

Финансово-плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами (правительственными, муниципальными органами, компаниями, органами, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, распределению и использованию финансов на определенный срок.

Законы о финансах и планировании включают:

  • прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также бюджеты всех уровней бюджетной системы;
  • бюджеты правительственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • сметы бюджетных учреждений; финансовые планы правительственных и муниципальных предприятий;
  • финансовые, кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых компаний и т. д.

Законы о финансах и планировании имеют юридическое значение и приводят к правовым последствиям, поскольку они разрабатываются на основе существующих законов служащими компетентных правительственных учреждений или местных органов власти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector