Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование финансовой деятельности государства

Лекции. Лекция 1.(Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципального образования).

Лекция 1.(Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципального образования).

1. Понятие финансов. Функции финансов.

2. Понятие, принципы, задачи и цели финансовой деятельности государства.

3. Финансовая система и ее структура.

Ключевыми понятиями данной темы являются финансы, финансовое право, финансово-правовая норма, финансовые правоотношения.

Финансы – это понятие одновременно экономической и юридической наук. В последнем случае финансы представляют собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Или финансы – это совокупность фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.

Централизованные финансы представляют собой денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. К таким фондам относятся:

денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

внебюджетные централизованные фонды государства;

фонд государственного страхования;

государственный, в том числе банковский кредит.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть, к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

В юридической литературе высказывается множество точек зрения. Так профессор Г.А. Тосунян полагает, что финансам присущи две функции образование денежных фондов и использование денежных фондов. Контрольная, распределительная, стимулирующая функции, по его мнению, финансам как экономической категории, индифферентным к любой человеческой деятельности, не свойственны.

Профессор Н.Д. Эриашвили полагает, что основными функциями финансов является распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Кроме этого, он выделяет такие функции как регулирующая и стабилизационная.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств; совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в финансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств:

Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан.

Внебюджетные децентрализованные фонды. К ним относятся а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий.

Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т.д.) Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному.

Кредит. Государственный кредит – это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических и физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит – это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность финансов предприятий, учреждений, организаций, страхования, кредитования, государственных финансов.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельность ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной степени распространяется федеральное финансовое законодательство.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Гарантирована ст.ст. 12, 130-133 Конституции РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления закреплено в ст. 32 Конституции РФ, устанавливающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности, требует официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Задачами финансовой деятельности являются своевременно, согласно с утвержденным бюджетом организовывать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением; контроль за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств; стимулирование с помощью финансов тех или иных общественных отношений.

В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы: методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения и использования.

Существуют следующие методы мобилизации денежных средств: а) налоговый метод, б) метод добровольного привлечения денежных средств, в) метод взимания сборов и пошлин, г) метод страхования, д) эмиссия денег.

Ко второй группе – методам распределения фондов денежных средств относятся: а) финансирование, б) кредитование, в) выплата страховых возмещений, г) осуществление расчетов.

Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований, используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей включают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета, операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.

Способы финансовой деятельности государства подразделяются на две группы общие, те которые используются при осуществлении всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований; и специальные, те которые используются в процессе реализации отдельных функций финансовой деятельности государства. Общие способы: а) командно-волевой, б) рекомендательный, в) коллегиальный.

Система финансовых органов Российской Федерации представляет собой совокупность финансовых органов, организаций и учреждений и включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства. Систему кредитных организаций возглавляет Банк России, который является органом валютного контроля и осуществляет эмиссию наличных денег. Кредитные организации, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, являются агентами валютного контроля и подконтрольны Банку России. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Сюда также входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также органы федерального казначейства. К финансовым органам относятся также налоговые и таможенные органы (Указ Президента как структурные подразделения Минфина и Министерства экономического развития и торговли), одной из функций которых является аккумуляция денежных средств в централизованные фонды. К низовым звеньям финансовой системы относятся бухгалтерии предприятий, учреждений и организаций.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства.

Экзаменационные вопросы по учебному курсу

«Финансовое право»

Правовое регулирование финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Читать еще:  Внешний государственный финансовый контроль это

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.1 В ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации2.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.3

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов – покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование – как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Основы правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Содержание:

Правовое регулирование

Финансовая деятельность, как и другая деятельность правительства и муниципальных образований, осуществляется на законных основаниях.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства, по мнению ученых, является нормативно-регулирующим и организационным воздействием ряда средств юридической защиты на социальные отношения с целью их рационализации, развития и защиты в соответствии с потребностями общества. Важнейшим элементом регулирования правительственной службы считается верховенство закона, правила поведения, установленные или утвержденные правительством и муниципалитетами, которые демонстрируют модель поведения участников юридических отношений.

Правовые отношения, как и понятие правового регулирования, являются частью правовой концепции. В отличие от абстрактной (идеальной) нормы права, они имеют специфический характер, участники правовых отношений реализуют свои субъективные права и выполняют обязательства, заложенные нормой права. Правительственные и местные органы власти в применении норм права, которые по образному выражению С.С. Алексеева «берут начало» законодательства и обеспечивают реализацию правовых норм с учетом конкретной жизненной ситуации, оказывают существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений.

Правовое регулирование финансовых отношений в сфере финансов и финансовой деятельности правительства и муниципальных образований осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных правовых норм, устанавливаемых правительством, закрепленных в официальных юридических указах, выражающих консолидированную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, слоев).

Финансово-правовые акты – это решения компетентных органов правительственной власти или муниципальных учреждений, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансово-правовые указы классифицируются по разным признакам: по правовым характеристикам, юридической природе учреждений, регулирующих вид рассматриваемых отношений и т. д.

Федеративное устройство России также определяет особенности юридической формы ее финансовой деятельности, что отражается, в частности, в двухуровневой законодательной системе, конкретной взаимосвязи федеральных законов и правовых указов субъектов Российской Федерации о разделении властей и разделении полномочий.

Нормативный финансово-правовой указ на федеральном уровне является официальным документом, принятым компетентным федеральным органом государственной власти. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, выражающий полномочия по регулированию финансовой деятельности. Нормативные финансово-юридические указы федерального уровня издаются по вопросам финансовой деятельности, подпадающим под действие Конституции Российской Федерации, в сферах компетенции Российской Федерации и ее административно-территориальных единиц.

Среди финансово-юридических указов общегосударственного уровня выделяются законы и подзаконные указы. Они принимаются законодательными и исполнительными органами власти общегосударственного значения, к которым относятся: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания РФ, Правительство РФ.

К нормативным юридическим указам общегосударственного значения можно отнести, например: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановление Правительства РФ от 18.12.2009 № 1034 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий творческим союзам».

Финансово-правовые акты

Финансово-юридические указы общегосударственного уровня также принимаются Президентом России в форме указов.

Нормативные финансовые указы региона Российской Федерации являются официальными документами, принятыми руководящим органом региона Российской Федерации в сфере его компетенции. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, направлен на регулирование финансовых отношений в рамках Российской Федерации.

Нормотворчество субъектов Российской Федерации в финансовом секторе основано на собственной финансовой компетенции. Диверсификация финансовой деятельности субъектов Российской Федерации привела к возникновению юридических указов в региональной юридической системе, регулирующих бюджет, налоги, кредиты и другие отношения. Финансово-правовые и нормативно-правовые указы субъектов Российской Федерации также принимаются по отдельным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. Примером является закон Амурской области от 11.11.2005 № 90-03 «О бюджетных отношениях в Амурской области».

Для подготовки финансового законодательства уполномоченные правительственные органы государств-участников Российской Федерации принимают подзаконные акты финансового надзора.

Финансово-юридический указ органа муниципального образования – это официальный документ, принятый уполномоченным учреждением муниципального образования, имеющий правовую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.

Указы, принимаемые муниципальными учреждениями, образуют начальный уровень нормативно-юридического регулирования финансовых отношений муниципального образования.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных юридических указов входят:

  • устав муниципального образования, юридические указы, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • нормативные и иные юридические указы представительного органа муниципального образования;
  • юридические указы главы муниципального образования, местной администрации, иных учреждений местного самоуправления и должностных субъектов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Подзаконные акты муниципалитета и решения в форме актов, принятых на местном референдуме, относятся к системе актов общего правосудия с более высокой юридической силой, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципалитета.

Нормы, регулирующие муниципальное образование

Указы, регулирующие финансовую основу муниципалитета, как правило, выделены в уставах в отдельную главу и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права учреждений местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие учреждений местного самоуправления с органами правительственной власти.

Например, устав муниципалитета регламентирует:

  • финансовые полномочия органов местного самоуправления;
  • состав доходов муниципального бюджета;
  • порядок обеспечения правительством минимального бюджета города;
  • финансирование части переданных функций;
  • порядок формирования местного налогообложения;
  • порядок формирования специальных внебюджетных фондов;
  • кредитование структур местного самоуправления.

Замечание 1

Устав муниципального образования регистрируется в порядке, установленном федеральным законом. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.

Читать еще:  Государственная пошлина это какой налог

Местные органы власти, которые представляют публичную власть на своей территории и занимаются финансовой деятельностью, имеют право принимать нормативные юридические и правоприменительные акты: указы, решения, положения, временные положения, типовые правила, инструкции, временные инструкции, типовые контракты.

Финансово-плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами (правительственными, муниципальными органами, компаниями, органами, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, распределению и использованию финансов на определенный срок.

Законы о финансах и планировании включают:

  • прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также бюджеты всех уровней бюджетной системы;
  • бюджеты правительственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • сметы бюджетных учреждений; финансовые планы правительственных и муниципальных предприятий;
  • финансовые, кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых компаний и т. д.

Законы о финансах и планировании имеют юридическое значение и приводят к правовым последствиям, поскольку они разрабатываются на основе существующих законов служащими компетентных правительственных учреждений или местных органов власти.

Правовое регулирование финансов

Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

  • Конституционное право.

Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

  • Административное право.

Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

  • Финансовое право.

Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

Научный аспект финансового права

Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

Понятие финансового права

Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные финансы (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

Предмет финансового права

Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

Группы финансовых отношений

Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

  • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
  • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
  • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
  • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
  • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
  • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

Методы финансового регулирования

Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

Читать еще:  Угрозы финансовой безопасности государства

Развитие финансового права

Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.

Финансовая деятельность государства понятие, содержание, правовое регулирование

Описание

Содержание

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативны правовые акты

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. Хо32. Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. KQ5. СТ.410.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГосударственнойДумой 17 июля 1998 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. СПб.: Норма , 2004.
5. Федеральный закон от25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4464.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918
7. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.
8. Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе Российской Федерации» // Собрание актов Президе и Правительства Российской Федерации. 1992. № 24. ст. 2101.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004года № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004года № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15. Ст. 1490.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004года № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25. Ст. 2561.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1998года «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 33. Ст. 4006.
13. Постановление Правительства Российской от 23 июня 2004 года № 307«Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №26. Ст. 2676.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа2004 года № 443 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 36. Ст. 36

Комментарии к нормативным правовым актам

15. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: «Проспект», 2010
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). — ООО «Новая правовая культура», 2009.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова). – М. : «Проспект», 2013.
18. «Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации» (под ред. А.Н. Козырина). – М. : Юрид. Лит, 2014.
19. «Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй)» (постатейный) (под ред. Л.Л. Горшковой) – М.: Юрид. Лит., 2013

Учебная и научная литература

1. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник/ А.П. Алехин, А.А. Кармолецкий, Ю.М. Козлов. — М.: Зерцало, 2009. 640 с.
2. Бабич A.M. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для ВУЗов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. 687 с.
3. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданском правоотношении / М.И.Брагинский. — М.: Юрид. лит., 1981. 285 с.
4. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики / Д.В. Винницкий. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 397 с.
5. Гражданское право: В 2 т. Том П. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А.Суханов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: БЕК, 2012. 544 с.
6. Гражданское право. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ,1998.632 с.
7. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / Е.Ю. Грачева. — М.: Юриспруденция, 1998. 191 с.
8. Карасева М.В. Финансовое правоотношение / М.В. Карасева. — М,:НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. 288 с.
9. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред.проф. Н.И. Химичевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА. 2008, 456 с.
10. Лаврушин О.И. Кредит в социалистическом обществе / О.И. Лаврушин.-М.: Финансы, 1984. 191 с.
11. Лебедев В.А. Финансовое право / В.А. Лебедев. — М.: Статут, 2010(переиздание работы 1889 г.). 461 с.
12. Лисовский В.И. Финансовое право Союза ССР / В.И. Лисовский // Финансовое право европейских социалистических стран. — М.: Юрид. лит., 1976. 302 с.
13. Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробзиной. — М.: ЮНИТИ,2007.256 с.
14. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов /Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юрист, 2001. 360 с.
15. Пансков А.Г. Финансовые основы местного самоуправления вРоссийской Федерации / А.Г. Пансков. — М.: МЦФЭР, 1998. 240 с.
16. Постовой Н.В, Местное самоуправление: исторця, теория, практика /Н.В. Постовой.-М., 1998 . с 491.
17. Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под ред. Г.В. Петровой. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. 835 с.
18. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: правовоеобеспечение / А.Д. Селюков. — М.: Право и закон, 2010. 64 с.
19. Советское финансовое право: Учебник для вузов по специальности«Правоведение» / Отв. ред. Е.А. Ровинский. — М.: Юрид. лит, 1978. 343 с.
20. Советское финансовое право: Учебник для вузов по специальности«Правоведение» / Отв. ред. В.В. Бесчервичных, Д. Ципкин. — М.: Юрид. лит, 1982,423 с.
21. Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред. Г.С. Гуревич. — М.: Юрид. лит, 1985.272 с.
22. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Аверинцева С. 2е издание. — М.: Советская энциклопедия. 1989.
23. Финансовое право / Под ред. проф. М. М. Рассолова. — М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право. 2001, 444 с.
24. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И, Химичева. — М.: БЕК, 2000.524 с.
25. Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ, 2004. 600 с.
26. Финансовое право. Учебник для вузов по направлению и специальности«Юриспруденция» / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М.: Юристъ, 2000. 599 с.
27. Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ, 2008. 733 с.
28. Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М. В. Карасева.М.: Юристъ, 2012. 576 с.
29. Финансовое право. Учебник для вузов по специальности«юриспруденция» / Отв. ред. М.В. Карасева. — М.: Юристъ, 2004. 574 с.
30. Финансовое право: Учебник для вузов / Отв. ред. О.Н. Горбунова. — М.:Юристъ, 1996.400 с.
31. Финансовое право: Учебник для вузов / Под ред. О.Н. Горбуновой;Московская государственная юрид, акад.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002.493 с.
32. Финансовое право России: Учебное пособие / Под ред. А.А.Ялбулганова. -М.: Статут, 2001. 361 с.
33. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении / P.O. Халфина. — М.:Юрид. лит., 1974. 234 с.
34. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. Изд. 2-е / Г.Ф.Шершеневич. — М., 1911. 648 с.
35. Экономико-математический словарь / Под ред. Лопатникова Л.И. — М.,1987.
36. Эриашвили Н.Д. Финансовое право / Н.Д. Эриашвили. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. 606 с.
37. Юридический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1984.478 с.
38. Янжул И.И. Финансовое право / И.И. Янжул. — М., 2012. 554 с.Ш.

Материалы периодической печати

1. Ветров Г.Ю. Отсутствие вины как обстоятельство, исключающее привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения / Г.Ю. Ветров // Хоз. и право. – 2008. № 1. – С. 14–18.
2. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как правовой институт:основные этапы развития / А.А. Ялбулганов // Правоведение. 2000. № 3. 84-91.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector