Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основными элементами финансовой политики государства являются

Рубрикатор

Основные элементы финансовой политики государства

Основные элементы финансовой политики государства.

Финансовая политика государства включает следующие элементы: • бюджетная политика; • налоговая политика; • ценовая политика; • кредитно-денежная политика; • таможенная политика; • политика внешних и внутренних заимствований; • политика в области международных финансов. Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает: • совокупность организационных форм финансовых отношений; • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; • методы финансового планирования; • формы управления финансами и финансовой системой; • финансовое законодательство.

Разработка финансовой политики на современном этапе осуществлялась в условиях острой необходимости неотложных мер по финансовому оздоровлению, стабилизации денежного обращения. При этом приоритетны направления финансовой политики для интеграции России в мировое сообщество.

Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные задачи бюджетной политики:

· поддержание финансовой стабильности в стране;

· обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

· создание условий для социально-экономического развития.

Ближайшие стратегические цели бюджетной политики:

· существенное снижение расходов бюджета на выполнение государством своих функций;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы;

· обеспечение сбалансированности федерального бюджета;

· урегулирование кредиторской задолженности государства;

· значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

· обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд и т.д.

Основные задачи налоговой политики:

· значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

· упрощение налоговой системы;

· минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

· уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

· создание условий для легализации прибылей предприятий;

· сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время, предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие приоритетные основные задачи:

· сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

· продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая развитие безналичных расчетов;

· контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса.

Финансовая система и основные элементы финансовой политики государств

Финансы – это обобщающий термин, используемый в 2-х значениях: 1) денежное средство или ресурсы, рассматриваемые в процессе их создания, движения и распределения; 2) экономические отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств через особые учреждения.

Через финансовый механизм гос-во в лице правительства реализует свои функции по управлению, ограничению и контролю за производственными и финансовыми структурами.

Финансы используются в качестве индикатора роста экономики и благосостояния. Они стимулируют снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности предприятий, а также формируют структуру производства.

Финансовые отношения – это экономические связи, выраженные в денежной форме, которые возникают между: 1) физическими и юридическими лицами; 2) гос-вом с 1 стороны и юридическими и физическими лицами – с другой; 3) юридическими лицами и отдельными гос-вами.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов (банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании).

В соответствие с классификацией экономических субъектов, в финансовой системе выделяют 3 подсистемы:

1) Финансы государства;

2) Финансы хозяйствующих субъектов;

3) Финансы населения.

Финансы государства — это денежные фонды гос-ва, о также формы их использования. Ведущее звено гос. финансов – это гос. бюджет. Используя бюджет, гос-во влияет на межотраслевые, территориальные и социальные пропорции, распределяет ВВП, обеспечивает выполнение экономических программ и планов. Кроме бюджета, гос. финансы включают в себя внебюджетные фонды и валютные резервы.

Внебюджетные фонды – это денежные средства гос-ва, не включаемые в гос. бюджет и используемые по определенному целевому назначению, например, гос. пенсионный фонд, фонд занятости, гос. страховой фонд.

Валютные резервы – это официальные запасы иностранной валюты в центральном банке и в международных кредитных организациях, предназначенные для международных расчетов, для выхода из непредвиденных ситуаций, а также для получения дохода. За счет гос. финансов решаются проблемы: оказания соц. помощи, реализуются программы защиты окружающей среды, обеспечивается обороноспособность, проводятся фундаментальные научные исследования, преодолевается региональная неравномерность в распределении ресурсов.

Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные фонды юридических лиц, а также финансовые связи между юридическими лицами; между юридическими лицами и гос-вом и между юридич. и физическими лицами.

Финансы населения – это денежные средства населения, рассматриваемые, с 1 стороны, как доходы, а с другой – как расходы и сбережения.

В мировой практике существуют 2 принципа построения финансовых систем: 1) принцип фискального федерализма; 2) принцип демократического централизма.

Фискальный федерализм – это принцип разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными, региональными и местными властями, основанный на главенстве федерации.

Отличительные черты этой модели – самостоятельность бюджетов всех уровней, четкое разграничение функций между ними и проведение самостоятельной финансовой политики. Региональные и местные бюджеты не входят в бюджет центрального правительства. Такой принцип используется в странах с преимущественно рыночной экономикой, в т.ч. и в России. Наибольшая сложность в такой модели – это распределение доходов и расходов между бюджетами разных уровней.

Демократический централизм – это принцип сосредоточения большей части финансовых ресурсов в руках центрального правительства.

Региональные и местные бюджеты являются частью вышестоящего госбюджета и не могут проводить самостоятельную финансовую политику. Гос-во осуществляет контроль над финансами хозяйствующих субъектов. Такой принцип характерен для стран с преимущественно плановой экономикой, в т.ч. для Сов. Союза. Главная проблема этой модели – это невозможность нижестоящих бюджетов повлиять на распределение финансов.

Финансовая политика государства – это совокупность мер по распределению и использованию гос. финансовых ресурсов, регулированию доходов и расходов, формированию и исполнению госбюджета и налоговому регулированию.

Финансовая политика складывается из 2-хнаправлений:

1) Фискальная политика, т.е. совокупность мер по регулированию налогообложения и структуры гос. расходов.

2) Бюджетная политика, т.е. совокупность мер по регулированию бюджетного сальдо (доходы минус расходы бюджета).

Термины финансовая и фискальная политика часто называют синонимами.

Функции финансовой политики:

1) Распределительная – это формирование денежных средств через разные каналы поступления, а также их использование для выполнения гос. функций. Обычно эта функция реализуется через бюджетную систему.

2)Контрольная – это проведение контролирующих мер за формированием и использованием денежных средств в разных звеньях экономики. Эту функцию осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, гос. казначейства и ЦБ.

35. Фискальная политика государства: дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы.

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания.

Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Читать еще:  Задачи государственного финансового контроля

Задачи:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики.

Дискреционная политика — это целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.

Автоматическая фискальная политика — предполагает изменение государственных расходов и доходов в ходе циклических колебаний в экономике без принятия специальных решений.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Основные элементы финансовой политики государства

В пределах общей финансовой политики принято выделять следующие ее составные части: налоговую, бюджетную и денежно- кредитную политику.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц в бюджет и их перераспределении на общегосударственные нужды.

Рациональная налоговая политика должна основываться на определенные принципах:

а) уровень налоговой ставки следует устанавливать с учетом возможностей налогоплательщика, то есть величины его доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, то целесообразно устанавливать дифференцированные налоговые ставки;

б) налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным. С другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к повышению деловой активности;

в) обязательность уплаты налоговых платежей и необратимость наказания за неправильное и несвоевременное их погашение;

г) процедура исчисления и погашения налоговых платежей должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и соответственно адаптирована к современным условиям хозяйствования;

д) поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества.

Суть Бюджетной политики заключается в формировании централизованного фонда денежных средств, которые используются для выполнения функций государства в целях удовлетворения общегосударственных потребностей Главными составляющими бюджетной политики государства является:

1. установление сроков действия и формы ее реализации. Речь идет о государственном бюджете, его структуре, обязательных приложениях и отдельных расчетах;

2. обоснование объема доходов, их видов и времени поступления;

3. определение объема и структуры расходов по отраслям и конкретным группам хозяйствующих субъектов;

4. реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за их целевым и эффективным использованием.

Детально эти вопросы рассмотрены в главе.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитной политики, являющейся я одной из важных частей финансовой политики государства. Денежно- кредитные отношения выступают в качестве основного элемента процесса воспроизводства. Поэтому экономическое развитие любой страны во многом зависит от правильности организации денежного обращения, которое характеризуется движением денег, обслуживающих производство и реализацию товаров, услуг, работ и расчетов в хозяйстве. С развитием общества происходит количественный рост объема денежного обращения, усиливаются его связи с кредитной системой. В связи с чем, исключительное значение приобретают проблемы выбора и реализации эффективной денежно- кредитной политики.

В ее составе денежной политики можно выделить две основные части:

— эмиссионная политика, которая связана с выпуском денежных знаков и их обращением. Главным назначением данной политики является обоснованность объема и выпуска денежных знаков, необходимых для выполнения ими функций обращения и платежа. При этом, учитывается величина выпускаемых товаров и услуг, уровень цен на них, использование безналичных расчетов, степень развития кредита и скорость обращения денег. Неограниченная эмиссия денег может привести к необоснованному их увеличению, что влечет за собой обесценивание денег, т.е. инфляцию;

— валютная политика направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов. С этой целью государство централизованно регулирует формирование курсовых тенденций, тем самым, обеспечивая выгоду для своей страны. Речь идет о контроле за валютными операции, изменениями валютного курса, объемом золотовалютного резерва. Эффективность регулирующих действий со стороны государства достигается не посредством прямого вмешательства в данные процессы, а с помощью создания рациональной правовой базы и постоянного мониторинга.

Кредитная политика государства направлена на усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития деятельности хозяйственных субъектов. Одновременно она предполагает расширение кредитных услуг населению в качестве одного из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и увеличение спроса на продовольственные и промышленные товары.

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Сущность финансового контроля и его формы.

Органы государственного контроля и их основные функции.

Основные элементы финансовой политики государства

Финансовая политика государства включает следующие основные части: налоговую, бюджетную, денежно-кредитную и ценовую политику.

Налоговая политика — это система экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы в целях обеспечения финансовых потребностей государства, социальных слоев общества, экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда.

Регулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономному расходованию финансовых ресурсов, финансовой поддержке рыночных реформ; она также влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения ВВП и НД.

Стимулирующая функция осуществляется через систему льгот, ставок, преференций.

Контрольная функция проявляется в целевом использовании денежных средств.

Рациональная налоговая политика должна основываться наопределенных принципах:

•уровень налоговой ставки следует устанавливать с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. величины его доходов;

•однократность налогообложения (иначе к моменту, когда товар дойдет до потребителя, его цена будет неоправданно завышенной, что сделает товар неконкурентоспособным);

•процедуры исчисления и погашения налоговых платежей должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков, а кроме того — адаптированными к современным условиям хозяйствования;

•необходимо поддерживать социальное равновесие, корректируя соотношение доходов отдельных групп, чтобы сгладить неравенство между ними, не допустить резкое расслоение общества.

Налоговая политика отличается динамичным характером, она модифицируется и совершенствуется в соответствии с изменениями экономических условий хозяйствования, с учетом задач, решаемых в связи с расширением инновационных процессов и улучшением социальной сферы.

На первом этапе формирования национальной налоговой политики ее главное назначение состояло в привлечении средств для удовлетворения общегосударственных потребностей и, соответственно, в перераспределении национального дохода между отдельными сферами и отраслями хозяйства и культуры. В 1992г. было принято законодательство, регулировавшее построение налоговой системы республики. Оно определило многочисленность источников обложения, установив следующие налоги:

•с юридических лиц — НДС, акцизы, налог на топливо, на прибыль, на недвижимость, земельный налог, налог на импорт и экспорт, транзитный налог, экологический налог;

•с населения — подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги и сборы.

Налоговая система начального периода обеспечивала льготное обложение сельского хозяйства и прибыли предприятий, направляемой на техническое перевооружение производства. Одновременно освобождались от обложения доходы нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, а также средства, направляемые на благотворительные цели. Вместе с тем следует признать, что налоговая политика не стимулировала в должной мере рост производства, не обеспечивала однократность обложения отдельных объектов (прибыль, заработная плата, амортизация).

В последующие годы государство приняло ряд законов, направленных на совершенствование системы налогообложения в части унификации отдельных налоговых платежей, снижения налогового бремени, стимулирования деловой активности предприятий и т.д. В результате реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы отменено 26 налоговых платежей, оптимизирован порядок исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль, экологического налога и платежей за землю, введено электронное налоговое декларирование. В целях стимулирования развития производства продукции (работ, услуг) в сельской местности и малых населенных пунктах предусмотрены существенные налоговые льготы организациям, осуществляющим производственную деятельность в указанных пунктах.

Читать еще:  Государство и финансовый рынок

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового Кодекса, которая устанавливает систему налоговых ставок, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по введению, установлению, приостановлению и прекращению налогов, а также права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений. С 1 января 2010 года вступила Особенная часть Налогового Кодекса.

Бюджетная политика — это совокупность целей и задач, принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, направленных на распределение фонда денежных средств государства и использование этих средств по отраслевому, территориальному, целевому назначению. Она ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита. Бюджетная политика базируется на стратегических программах развития экономики, социальной сферы и обеспечения безопасности страны, закладывающих основные параметры и темпы развития отдельных отраслей и сфер, а также источники их финансирования. Эти программы конкретизируются на каждый текущий год.

Главные составляющие бюджетной политики государства следующие:

•установление сроков действия и форм реализации бюджетной политики, определение структуры государственного бюджета;

•обоснование объема, видов и времени поступления доходов;

•определение объема и структуры расходов по отраслям и конкретным группам хозяйствующих субъектов;

•реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за целевым и эффективным использованием инвестиций.

Основными направлениями реализации бюджетно-налоговой политики на 2011-2015 годы являются:

продолжение налоговой реформы;

· продолжение налоговой реформы и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки;

· упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;

· повышение эффективности управления государственными финансами;

· диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;

· оптимизация государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов;

· рост заработной платы в бюджетной сфере, взвешенная политика расходов на содержание бюджетных учреждений;

· совершенствование системы управления государственным долгом в органах местного управления и самоуправления;

· сохраняется поддержка реального сектора экономики, но изменяются подходы (прямая финансовая поддержка в виде займов, бюджетных ссуд сокращается, а получила развитие поддержка в виде льготирования процентов по кредитам по инвестиционным проектам).

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшения инфляции.

Текущая денежно-кредитная политика направлена на: предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях; развитие финансового рынка; повышение устойчивости белорусского рубля; внедрение инноваций в банковскую сферу; привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Денежная политика включает две основные части:

1) эмиссионная политика— связана с выпуском денежных знаков и их обращением. От нее зависит обоснованность объема выпускаемых денежных знаков, необходимых для выполнения ими функций обращения и платежа. С этой целью учитываются количество выпускаемых товаров и услуг, уровень цен на них, использование безналичных расчетов, степень развитости кредита и скорость обращения денег;

2) валютная политика — направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов. Государство централизованно регулирует формирование курсовых тенденций, выгодных для страны, контролирует валютные операции, отслеживает изменения валютного курса и объема золотовалютного резерва. Эффективность регулирующих действий достигается посредством создания рациональной правовой базы и ведения постоянного мониторинга.

Кредитная политика государства отвечает за усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития хозяйствующих субъектов. Расширение кредитных услуг населению — один из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и способ увеличения спроса на продовольственные и промышленные товары.

Главными задачами денежно-кредитной политики Беларуси на 2011—2015 годы являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:

· постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса;

· формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

· совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

· поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

В результате реализации этих направлений будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре +(-) 10 %, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6-8 % к 2015г., прирост индекса потребительских цен не превысит 5-6 %.

Ценовая политика – это стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства.

Основными задачами ценовой политики на 2011– 2015 годы являются:

— переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ, услуг;

— исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;

— отмена ограничений надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования применяемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

— сохранение государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары, работы, услуги, определяющие жизненный уровень населения.

Адаптация всех составных частей финансовой политики к современным условиям хозяйствования способствует динамичному развитию общественных и социальных процессов.

Элементы финансовой политики;

Содержание финансовой политики

Вопросы для самоконтроля

1. Типы финансовых систем, их характеристика.

2. В чем заключается принцип федерализма построения финансовой системы?

3. Назовите принципы построения финансовой системы, приведите примеры.

4. Охарактеризуйте элементы и звенья финансовой системы.

5. Дайте определение финансовой системы.

6. Назовите основное звено финансовой системы.

7. Почему кредитно-банковскую систему включают в единую финансовую систему государства?

Тема 4. Финансовая политика государства

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой 1 .

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.

Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Финансовая политика это определение целей, задач и методов реализации мероприятий, направленных на эффективное формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов в обществе.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

Читать еще:  Субъекты государственных финансов

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей 1 .

Можно выделить следующие задачи финансовой политики:

1) создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

3) регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов;

4) создание эффективной системы управления финансами.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку.

Политика государства в области финансов зависит от развитости

финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

• политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикойпонимают определение государством:

• источников формирования доходов государственного бюджета;

• приоритетных направлений расходов бюджета;

• допустимых пределов разбалансированности бюджета;

• источников финансирования бюджетного дефицита;

• принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

.Бюджетная политика основывается на бюджетном кодексе и других законодательных актах определяющих формы бюджетного устройства и регламентирующих бюджетный процесс.

Конкретно бюджетная политика выражается: 1) в структуре расходной части бюджета, 2) в распределении расходов между бюджетами разных уровней, 3) в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, 4) в формах и методах управления государственного долга.

От характера решений этих вопросов зависит социально-экономическая! направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма, что в конечном счете отражается на финансовой политики. В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом.

Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Важнейшей задачей налоговой политики является создание условий налогообложения, удовлетворяющих как интересы органов власти, так и участников рынка, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики и стабилизацию поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Во-вторых, необходимо осуществить расширение налогооблагаемой базы, т.е. создать условия, при которых увеличится число предприятий ипредпринимателей, могущих и желающих платить налоги, сборы и другие обязательные платежи.

В- третьих, следует поднять уровень собираемости налогов и сборов за счет усиления фискальных мероприятий и совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика — проводимый курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание внадлежащем состоянии денежной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию

и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.;

Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политике относятся:

1. Изменение ставки учетного процента,

2.Операции на открытом рынке,

3.Изменение норм обязательных резервов,

4.Выборочные методы регулирования отдельных видов кредита.

Денежно-кредитная политика направлена на стабилизацию денежной системы, на рациональное решение вопросов кредитования и на развитие банковской системы.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика — а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика— составная часть финансовой политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Инвестиционная политика направлена на создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальной сектор экономики.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и другие.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Таможенная политикапредставляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала. Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

В финансовой политике различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия обусловлена экономической стратегией и подчинена ей.

Финансовая тактика представляет собой конкретные финансовые задачи государства на краткосрочный период, ориентированные на реализацию финансовой стратегии 1 .

Взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой тактики выражается не только в подчиненности финансовой тактики и финансовой стратегии. Существует возможная оторванность и самостоятельность развития финансовой тактики. Это выступает формой проявления неадекватности, выбранной финансовой стратегии потребности развития экономической системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector