Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы государственного налогового контроля

Органы, осуществляющий налоговый контроль

Тема 4. Налоговый контроль

Современная редакция Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 82 НК РФ) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Объектом налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и по­шлин, а также движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков

Целями налогового контроля являются: выявление фактов неис­полнения или ненадлежащего исполнения требований законодатель­ства о налогах и сборах обязанными лицами; защита интересов госу­дарства и муниципальных образований; устранение нарушений зако­нодательства о налогах и сборах, а также выявление и устранение причин, способствующих нарушению законодательства о налогах и сборах.

Основные задачи налогового контроля:

Ø соблюдение законодательства о налогах и сборах;

Ø обеспечение правильности исчисления налогов и сборов;

Ø обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;

Ø предупреждение налоговых правонарушений.

Принципами налогового контроля являются: законность, юриди ческое равенство, гласность, соблюдение налоговой тайны, ответст­венность, защита прав, недопустимость причинения неправомерного вреда, объективность и документальность.

Принцип законностив соответствии с Налоговым кодексом РФ проявляется следующим образом: права и обязанности налогопла­тельщиков, полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ (ст. 1); налогоплательщики имеют право тре­бовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие этому Кодексу (подп. 10 п. 1 ст. 21); на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать I законодательство о налогах и сборах, а также осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 32).

Принцип юридического равенстваозначает то, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера (ст. 3 НК РФ).

Принцип гласности (открытости) означает доступную для всех ор­ганизаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. Данный принцип выражен в п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их долж­ностных лиц.

Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления И требования об уплате налогов; участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 8, 9, 15 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Принцип соблюдения налоговой тайныпроявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее Сохранение (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщи­ке, за исключением сведений, прямо перечисленных в п. 1 ст. 102 11К РФ.

Принцип ответственностизаключается в применении мер юриди­ческой ответственности к лицу, совершившему правонарушение.

Принцип защиты правпроявляется в праве контролируемых субъ­ектов обжаловать действия и акты налоговых органов при осуществ­ления контрольной деятельности.

Принцип недопустимости причинения неправомерного вредахаракте­ризуется недопущением причинения неправомерного вреда прове­ряемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении при проведении нало­гового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действия­ми налоговых органов или их должностных лиц при проведении на­логового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК РФ).

В силу принципа объективности и документальностиналогопла­тельщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении последними кон­трольных мероприятий. Согласно п. 3 ст. 33 НК РФ должностные ли­ца налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.

Органы, осуществляющий налоговый контроль

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел.

Налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и над­зору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы

Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности нало­говых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможен­ным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст. 34 НК РФ).

Должностные лица таможенных органов также несут обязан­ности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательст­вом Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела является Феде­ральная таможенная служба, которая осуществляет деятельность не­посредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.

Органы внутренних делвместе с налоговыми органами участвуют в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (гл. 6 НК РФ).

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Среди субъектов, в отношении которых налоговые органы вправе проводить проверки, выделяются:

налогоплательщики и плательщики сборов организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

налоговые агенты лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам, налоговые агенты в определен­ных случаях при исчислении и уплате налога на добавленную стои­мость (НДС), налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций);

консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) — добровольное объединение организаций в целях исчисления и уплаты на­лога на прибыль с учетом совокупного результата финансово-хозяй­ственной деятельности (п. 1,2 ст. 25 НК РФ). Для этого участники КГН определяют ответственного участника группы, который исчис­ляет и уплачивает налог на прибыль по КГН в целом. Другие налоги участники КГН перечисляют в бюджет самостоятельно.

Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом. Она образуется на основании договора о созда­нии такой группы, который должен быть зарегистрирован в налоговом органе (ст. 25 НК РФ). Участником КГН может стать организа­ция при соответствии требованиям ст. 25 2 НК РФ (гл. З 1 НК РФ);

участник регионального инвестиционного проекта— российская ор­ганизация, которая получила статус участника проекта

3.Виды проведения налогового контроля

Виды налогового контроля классифицируются в зависимости от различных признаков.

Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение

Согласно ст. 82 НК РФ Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах .

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.

К органам, осуществляющим контроль и надзор в области налогов и сборов относят:

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Читать еще:  Субъекты финансовой деятельности государства

Таможенные органы. Таможенные платежи — неотъемлемая часть системы обязательных платежей, их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации [5].

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Органы внутренних дел.При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, физического лица, орган внутренних дел в десятидневный срок со дня получения данных сведений направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Государственные внебюджетные фонды:

Вступление в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (ред. от 25 ноября 2009 г., далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) устанавливает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Налоговый контроль и надзор

экономические науки

  • Лебедев Юрий Владимирович , магистр, студент
  • Севастопольский государственный университет
  • Похожие материалы

    Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) финансовый контроль страны, значение которого состоит не только в отслеживании соблюдения налогового права, но и в отслеживании корректности эвальвации, полноты и своевременности оплаты налогов и сборов, а еще в исключении обнаруженных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций администрирования на уровне страны, представляет собой порядок наблюдения и исследования за финансово-хозяйственной работой плательщиков налогов с целью ее оптимизации для качественного выполнения законодательства о налогах и сборах.

    Налоговый контроль возможно рассматривать с трех сторон организационная, методическая и техническая. Первая из них представляет собой выбор форм контроля и надзора, состав его субъектов и объектов; второй стороной охватывает способы реализации контрольных действий; третья – совокупность приемов отслеживания, их очередности и взаимоувязки.

    Объект налогового контроля и надзора можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, появляющихся в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового права к ответственности.

    Предметом же налогового контроля и надзора, считается своевременность и полнота выполнения плательщиками налогов своих налоговых обязательств по отношению к стране.

    Целью налогового контроля и надзора считается создание совершенного порядка в системе налогообложения и достижение такого значения исполнительности между плательщиками налогов, налоговых агентов и других лиц, при которых исключается несоблюдения налогового права или их количество несущественно.

    Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ).

    Налоговый контроль и надзор использует разнообразные формы практической организации, они могут быть предварительной, текущей и последующей:

    • предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового права, сбору, обработке и анализу широкой информации о плательщиках налогов на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений;
    • текущий контроль, носит оперативный характер, считается частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки корректности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком;
    • последующий контроль, реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

    На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.

    Налоговый контроль и надзор может реализовываться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия:

    • наблюдение подразумевает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля;
    • проверка касается ведущих вопросов финансовой работы и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления прецедентов несоблюдения налоговой дисциплины и исключения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут вестись в отношении всех плательщиков налогов. Выездные налоговые проверки могут вестись в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей;
    • обследование, ведется с целью фиксации сторон работы хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу оплаты налогов;
    • анализ реализовывается на базе текущей и годовой отчетностей, отличается специальным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и условные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у плательщика налогов), группировки, сравнения;
    • ревизия ведется на месте и базируется на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и налоговой, статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

    Систематизация налогового контроля и надзора по видам может быть реализована по различным основаниям. По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий – плановый и внеплановый налоговый контроль:

    • комплексным считается контроль, который охватывает вопросы правильности эвальвации, удержания, оплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у плательщика налогов имеются соответствующие обязательства;
    • тематический контроль, ограничивается отслеживанием правильности эвальвации, удержания, оплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения налоговых вычетов и т.п.;
    • плановый контроль, подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) – реализовывается в случае внезапно возникшей необходимости.

    Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный:

    • сплошной налоговый контроль базируется на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль – предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев.

    По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок:

    • выездные проверки, являются больше действенными, так как разрешают налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной работы, надзора и соответственно получить значительно больше информации о финансово-хозяйственной работе плательщика налогов;
    • преимущество же камерального контроля в том, что он разрешает с наименьшей тратой времени и усилий со стороны налогового органа, отслеживать большое количество плательщиков налогов на базе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

    В зависимости от неизбежности для плательщиков налогов, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный.

    По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первоначальный и повторный:

    • первоначальными следует признать, контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо плательщика налога впервые в течение календарного года;
    • повторность же появляется в том случае, когда за определенный период времени реализовывается две и больше выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих оплате или оплаченным плательщиком налогов за один и тот же период.

    В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим:

    • документальный налоговый контроль, базируется на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах;
    • фактический налоговый контроль, предусматривает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

    Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о работе плательщика налогов (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним работу или как-либо с ним связанных.

    По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, реализованным соответствующими органами страны, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями или ревизорами организаций-плательщиков налогов.

    Одним из условий функционирования налоговой системы считается налоговый контроль и надзор, реализовываемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок.

    К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

    • проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
    • запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим оплате или оплаченным плательщиком налогов (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
    • в том случае, если организация-плательщик налогов ликвидируется или реорганизуется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке надзора за работой налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

    По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленных ниже решений:

    • о привлечении плательщика налога к налоговой ответственности за совершение нарушения налогового права. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов несоблюдения налогового права;
    • об отказе в привлечении плательщика налога к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых нарушений права, но в силу установленных причин плательщик налогов не подлежит привлечению к административной ответственности;
    • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии условий, исключающих вероятность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении плательщика налогов к административной ответственности на базе имеющихся материалов налоговой проверки.

    По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре базовых мотива уклонения от оплаты: моральные, политические, экономические и технические.

    Одной из главных причин уклонения от оплаты налогов считается нестабильное финансовое положение плательщика налогов, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

    Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового права. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения способов налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового права.

    Налоговый контроль в России реализовывается в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим способом налогового контроля и надзора, который сочетает в себе все методы.

    Совершенствование форм, видов и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

    • увеличение количества совместных проверок с органами федеральной налоговой службой;
    • повторные проверки хозяйствующих субъектов, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
    • проведение перекрестных проверок;
    • использование косвенных методов эвальвации налогооблагаемой базы при наличии правовых норм.

    Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной и надзорной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

    Список литературы

    1. Ильин А. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Право и экономика. 2007 г. №1. с. 66 – 68.
    2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
    3. Конюхова Т., Гармаева М., Горева А. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006 г. №5. С. 28–38.
    4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1-2)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
    5. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета. Региональный выпуск – 2004 – №31.
    6. Фролов С.П. Налоговые споры: некоторые практические рекомендации // Бухгалтерский учет. – 2001. – №9. – С. 43–50.
    7. Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. // Финансы. – 2001. – №9. – С. 13–18.
    8. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2001. – С. 199

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Государственный налоговый контроль;

    Деятельность государственных органов в сфере налогообложения представляет собой разновидность государственного управления — процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этапов налогообложения есть разновидность государственного контроля, наряду с экологическим, пожарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим. Если быть точнее, налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.

    Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

    Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений. При этом различается налоговый контроль в широком и узком смысле.

    Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов — за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

    Налоговый контроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в НК РФ.

    В литературе встречаются и другие позиции по вопросу понимания налогового контроля в широком и узком смысле. Так, О.А. Ногина определяет налоговый контроль в широком смысле как все сферы деятельности уполномоченных органов государства, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и др., а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов; под налоговым контролем в узком смысле указанный автор понимает только проведение налоговых проверок уполномоченными органами[17]. На наш взгляд, ошибочно включать деятельность частных субъектов в понятие налогового контроля, даже если речь идет о т.н. «внутрихозяйственной контрольной деятельности», то есть о «налоговом самоконтроле», осуществляемом самим налогоплательщиком через специализированные структурные подразделения.

    Субъектами налогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. В полном объеме осуществлять налоговый контроль вправе налоговые органы. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст. 82 НК РФ).

    Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

    Объект налогового контроля — финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предмет — денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т.д.

    Некоторые авторы значительно расширяют объекты налогового контроля. В частности, к ним относят «движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков»[18]. Подобным образом может быть определен в целом объект финансового контроля, разновидностью которого является налоговый контроль; ведь движение денежных средств частных лиц в процессе формирования публичных финансов может опосредоваться не только налоговыми, но и иными финансовыми отношениями.

    Согласно ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Как видим, перечень форм налогового контроля является условно исчерпывающим.

    В процессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности[19]. С этим нельзя согласиться. НК РФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенцию налоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения целесообразности. Тем более неверным является утверждение, что «в процессе налогового контроля оцениваются. целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики»[20].

    Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.

    Налоговый контроль как вид государственно-управленческой деятельности носит властный характер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности.

    В процессе налогового контроля большое внимание придается различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется. Одной из таких гарантий выступает институт налоговой тайны, включающей любые полученные налоговым органом сведения, за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставном капитале) организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения; сведений, предоставляемых правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями). Сведения, составляющие налоговую тайну, не подлежат разглашению, то есть не допускается их использование или передача третьим лицам. Эти сведения имеют специальный режим доступа и хранения. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение сведений влечет дисциплинарную или даже уголовную ответственность.

    Субъектам налогового контроля запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства.

    Глава III. Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации

    Формы и виды налогового контроля

    Формы и виды налогового контроля

    Похожие публикации

    С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

    Понятие, формы и методы налогового контроля

    Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

    Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

    Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

    • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
      • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
      • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
    • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
    • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
    • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
    • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
    • Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

    Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

    Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

    1. Основные методы контроля.
    • Документальные:
      • истребование и выемка документов и учетных регистров,
      • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
      • проверка на соответствие нормам права,
      • арифметическая проверка,
      • проверка обоснованности проведенных операций;
    • Фактические:
      • инвентаризация имущества,
      • экспертиза,
      • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
      • анализ качества сырья и материалов,
      • контрольная закупка и т.д.
    1. Дополнительные методы налогового контроля.
    • Расчетно-аналитические:
      • экономический анализ данных,
      • технические расчеты,
      • логическая оценка,
      • контроль ценообразования и т.п.
    • Информативные:
      • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
      • истребование письменных справок,
      • разъяснение действующих норм законодательства.

    Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

    Виды налогового контроля в РФ

    О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

    • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
    • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
    • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
    • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
    • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
    • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
    • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

    Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector