Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общегосударственные финансы включают в себя

Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств, используемых на общегосударственные потребности. Ведущим звеном здесь является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. Большая часть бюджета используется на финансирование отраслей материального производства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечения обороны страны.

При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется дефицит — признак финансовых затруднений в стране.

Государственный бюджет является одновременно одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.

В период экономических реформ он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

Бюджет Республики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет г. Минска. В совокупности это представляет собой консолидированный бюджет страны.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Использование средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Их формирование позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на финансирование отдельных мероприятий и социально значимых расходов. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

— мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;

— финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

— материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;

— поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Мобилизация и использование средств указанных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами. В связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются обычно в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в стране определяет правительство. Областные и Минский городской Совет депутатов имеют право формировать местные целевые бюджетные фонды.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируются законодательством.

Среди звеньев централизованных финансов особую роль выполняет государственный кредит. Посредством его осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним размещаемый в других странах. В Республики Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит.

Третьей сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и ведомств.

Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности национальной экономики.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. [1]

Читать еще:  К финансовым ресурсам государства не относятся

Общегосударственные финансы в социалистическом обществе выполняют особую роль в расширенном воспроизводстве рабочей силы. [2]

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему Российской Федерации ( бюджеты всех уровней), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования. [3]

Задачей общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. [4]

В состав общегосударственных финансов входят федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды. [5]

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. [6]

Финансы предприятия, так же как общегосударственные финансы в социалистическом обществе, выполняют функции распределения и контроля. Наличие их обусловлено прежде всего существованием при социализме товарно-денежных отношений. [7]

Предпринимательская деятельность способна обеспечить четкое разграничение общегосударственных финансов и финансов предприятий. [8]

Звенья первой сферы ( подразделения) общегосударственных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. [9]

Функции финансов коммерческих предприятии и организаций те же, что и общегосударственных финансов , — распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны. [10]

Объем и темпы роста национального дохода определяют размер денежных ресурсов, используемых в сфере общегосударственных финансов и кредита. [11]

Финансы подразделяются на финансы социалистических предприятий ( объединений) и отраслей народного хозяйства, а также на общегосударственные финансы , включающие государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Ведущая роль принадлежит финансам предприятий ( объединений) и отраслей народного хозяйства, функционирующим непосредственно в сфере материального производства, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов. [12]

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы . [14]

В зависимости от предмета изучения статистика финансов подразделяется на статистику финансов предприятий ( объединений) и отраслей народного хозяйства ( статистику отраслевых финансов) и статистику общегосударственных финансов . Оба раздела тесно связаны между собой. [15]

Общегосударственные финансы и их характеристика

Общегосударственные финансы включают в себя следующие звенья:

2) внебюджетные фонды,

3)фонды государственного, имущественного, личного и др. видов страхования,

4) государственный кредит

1. Основное звено общегосударственных финансов — госбюджет, который позволяет аккумулировать значительные финансовые ресурсы и направлять их для решения общегосударственных задач и осуществление функций государства.

Основную роль в доходах играют налоги и неналоговые платежи, поступающие от субъектов хозяйствования и населения.

В расходах госбюджета ведущей часть является финансирование социальной сферы – поэтому наш бюджет является социально-направленным.

2.Внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет. В развитых странах очень много внебюджетных фондов. В РБ 1 фонд — Фонд соц. защиты населения. Фонд социальной защиты населения РБ создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства труда и социальной защиты населения.

Средства Фонда образуются за счет:

-обязательных страховых взносов;

— ассигнований из республиканского бюджета,

— добровольных пожертвований физических и юридических лиц,

— доходов от капитализации средств фонда,

— средств от взыскания недоимок, пени и т.д.

Обязательные страховые взносы уплачивают работодатели, работающие граждане и физические лица, самостоятельно уплачивающие эти взносы. В н. вр. для основной массы работодателей установлен тариф в размере 34% от фонда оплаты труда, работающие граждане уплачивают 1% от всех видов выплат, физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы – 30% от определяемого ими дохода.

Средства фонда направляются на следующие цели: выплату трудовых и социальных пенсий, расходы на оздоровление граждан, выплаты ежемесячных стипендий семьям воспитывающим детей, оказание материальной помощи престарелым и т.д. наиболее значительная часть фонда идет на выплаты трудовых и социальных пенсий.

3. Фонды государственного, имущественного, личного и др. видов страхования.Страхование— это система перераспределительных отношений, связанных с формированием средств страхового фонда и их использование на цели возмещения ущерба возникшего у участников страхования.

Экономическая сущность страхования состоит в обеспечении непрерывности и бесперебойности процесса производства.

Содержание страхования заключается в компенсации ущерба при наступлении неблагоприятных событий.

Страхование прошло длительный путь возникновения, становления развития. Существуют различают подходы к вопросу классификации страхования (выделяют 4 отрасли):

Читать еще:  Государственные финансы рф

1. Имущественное страхование (объект страхования являются различного рода мат. ценности)

2. Личное страхование (объект — жизнь, здоровье и трудоспособность граждан).

3. Страхование ответственности — за ущерб нанесенный 3-м лицам.

4. Страхование рисков.

Формы страхования:— обязательная,- добровольная.

4. Государственный кредит (внутренний и внешний), посредством которого государство осуществляет формирование дополнительных финансовых ресурсов страны за счет временно свободных средств предприятий и населения, а также заимствований у внешних кредиторов.

Государственный кредит — совокупность финансовых отно­шений между государством (в лице его органов власти и управле­ния) и юридическими, а также физическими лицами, когда госу­дарство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

При осуществлении кредитных операций внутри страны го­сударство является заемщиком средств, а население, предприя­тия — кредиторами.

В сфере международных экономических отношений госу­дарство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответствен­ность за погашение займов или выполнение различных матери­альных обязательств, взятых физическими и юридическими лицами по отношению к другим юридическим лицам, оно явля­ется гарантом.

Тема 4: «Финансовая политика государства»

1. Содержание, задачи и требования к финансовой политике, ее цели и задачи.

2. Составные части финансовой политики и их характеристика.

3. Финансовая стратегия и финансовая тактика.

Содержание, задачи и требования к финансовой политике, ее цели и задачи

Государство, в зависимости от складывающейся в стране ситуации, оказывает воздействие своей деятельностью в различные сферы экономики, осуществляя свою внутреннюю и внешнюю политику. Составной частью этой политики является финансовая политика.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.

Содержание финансовой политики включает следующие звенья:

1. Выработку научно обоснованных концепций развития финансов.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство 3-х основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Главной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.

Главный субъект, проводимой политики является государство.

На практике финансовая политика воплощена в лице государства, которая реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

2. Составные части финансовой политики

Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную.

Налоговая политика – реализует интересы государства в аккумуляции финансовых ресурсов. Главное назначение, заключается в изъятии части чистого дохода субъектов хозяйствования на общегосударственные нужды и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет. Свое назначение выполняет в бюджетном процессе через выполнение налогами стимулирующей и фискальной функций.

Бюджетно-финансовая политика – связана с распределением фонда денежных средств государства, распределение их по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Денежно-кредитная политика. Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности предприятий в эффективном использовании заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)

Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть?

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.

Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются:

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения, а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор зарплата

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты:

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.

Финансовая система и ее структура

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих отношений осуществляется через звенья финансовой системы. Таким образом, финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:

  1. общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);
  2. фонды страхования;
  3. финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector