Webbc.ru

Веб и кризис
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направления использования финансовых ресурсов государства

Направления использования финансовых ресурсов

Поскольку основной задачей коммерческой организации яв­ляется максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получени­ем результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления исполь­зования финансовых ресурсов коммерческой организации:

• Расширение оборотных фондов.

• Осуществление научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ (НИОКР).б

• Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.

• Распределение прибыли между собственниками организа­ции.

• Стимулирование работников организации и поддержка чле­нов их семей.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохра­нением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы ка­питальные вложения (инвестиции в основные фонды (капитал). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организа­ции. В российских условиях весьма актуально увеличение объе­мов капитальных вложений в связи с необходимостью обновле­ния оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

Неблагоприятная ситуация в Российской Федерации в облас­ти инвестиций в реальный сектор экономики (так называют ка­питальные вложения в производственные отрасли экономики) вызвана следующими причинами:

• высокие темпы инфляции, характерные для 1990-х гг., не позволяли предприятиям в полной мере осуществлять расширен­ ное воспроизводство основных фондов, поскольку выручка от реализации за счет разницы в ценах, как правило, не покрывала даже затраты на сырье, материалы, топливо;

• внешние инвесторы вложения осуществляют лишь в те отрасли, которые предусматривают быструю отдачу (торговая де­ятельность, сырьевые отрасли, производство строительных мате­риалов).

Инвестиции в основные фонды коммерческой организации осуществляются за счет следующих источников: амортизации, прибыли коммерческой организации, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от разме­щения долгосрочных ценных бумаг. Банковский кредит не явля­ется главным источником для инвестиций в основной капитал, так как кредитным организациям, выдающим долгосрочные кре­диты, для поддержания ликвидности необходимо иметь такие же по срокам и суммам пассивы. Ограниченность бюджетных средств также не позволяет рассматривать поступления бюджет­ных средств как важный источник капитальных вложений. В силу незначительной емкости российского финансового рынка лишь небольшое количество коммерческих организаций может привлекать финансовые ресурсы для капитальных вложений на финансовом рынке. Кроме того, дополнительная эмиссия акций чревата опасностью потерять контроль над управлением органи­зацией. Следовательно, среди источников капитальных вложе­ний основными в настоящее время для российских коммерчес­ких организаций являются прибыль и амортизация.

Кроме расширенного воспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направлена на расшире­ние оборотных фондов — закупку дополнительного сырья, матери­алов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской») ком­пании, и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие ком­мерческой организации в научных исследованиях. Опыт зару­бежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечива­ют высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть при­были коммерческой организации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Как уже было отмечено, отчисления от прибыли могут направ­ляться в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Такие от­числения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереали­зационные доходы уменьшаются на соответствующие произве­денные расходы. В налогооблагаемый доход включаются только доходы, принимаемые в целях налогообложения. Не подлежат налогообложению доходы, не учитываемые при определении на­логовой базы (например, поступления в виде целевого финанси­рования). Аналогичным образом расходы делятся на: а) уменьша­ющие налоговую базу и б) осуществляемые из прибыли, остаю­щейся в распоряжении организации. В настоящее время предусмотрена возможность переноса убытков на будущие пери­оды. Таким образом, на практике возможна ситуация, когда при наличии прибыли коммерческой организации по данным фи­нансовой отчетности у нее может не быть налогооблагаемой, при­были по данным налогового учета. Российским налоговым законодательством установлена став­ка налога на прибыль организаций в размере 24% (для нерезиден­тов — 20%); по доходам в виде дивидендов — 6% (для организа­ций-нерезидентов по российским ценным бумагам и организа­ций-резидентов по ценным бумагам иностранных эмитентов — 15%); по доходам от государственных и муниципальных ценных бумаг, выпущенных после 20 января 1997 г., — 15%. В целом мож­но говорить об относительно невысокой ставке налога на прибыль (для сравнения: в Германии максимальная ставка налога на прибыль корпораций составляет 50 %). Однако необходимо от­метить, что введение главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» предполагает сок­ращение налоговых льгот, предусмотренных ранее действовав­шим законодательством.

Малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой происходит замена уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога единым налогом. Объектом налого­обложения считаются или полученные доходы (они учитываются так же, как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций), или доходы, уменьшенные на расходы. В первом случае ставка налога — 6%, во втором — 15%. В понятие «доходы» включаются все поступления организации, в том числе в натуральной форме.

Если деятельность малого предприятия подпадает под действие в субъекте Российской Федерации единого налога на вмененный доход, то предприятие обязано перейти на уплату та­кого налога, ставка по которому составляет 15%. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организа­ций, налог на имущество организаций, единый социальный налог.

Организации — производители сельскохозяйственной про­дукции могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (сельхозналога). Механизм его применения аналогичен единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Для дальнейших накоплений коммерческая организация мо­жет осуществлять вложения не только в собственное производ­ство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции дру­гих эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим орга­низациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услу­ги предлагают банки для краткосрочных вложений) до несколь­ких лет. Структура вложений по срокам определяется структурой обязательств организации по срокам, при этом нельзя размещать ресурсы в долгосрочные активы, имея краткосрочные обязатель­ства. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в лю­бой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).

Одно из главных отличий коммерческих организаций от не­коммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммер­ческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют при­быль соответственно с долей участия в уставном (складском) ка­питале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность вып­лат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наря­ду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организа­ции в настоящее время не только выплачивают премии работни­кам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санато­рии, профилактории и пр.), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают дого­воры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнитель­ной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.

Читать еще:  Принцип федерализма в финансовой деятельности государства

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а так­же осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций — извлечение максимальной прибы­ли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее многие учреждения со­циального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения по­лучают средства от крупных коммерческих организаций.

Источники формирования финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования. Являются одним из основных факторов производства, именуемым денежным капиталом.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов. Т.о. основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

В тетради

Государственный займ и его роль в экономике

Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Можно рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.

Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. Положительное влияния государственного долга на экономику заключается еще в том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными.

Финансовые ресурсы государства: понятие, состав, источники формирования, направления использования

Финансовая политика государства: содержание, задачи, составные части, типы, механизм реализации

Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической, финансовой и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.

Задачами финансовой политики являются:1) мобилизация необходимого объема финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического и социального развития государства, отдельных территорий, организаций и граждан;2) установление и соблюдение оптимальных пропорций в процессе распределения финансовых ресурсов по различным сферам общественной деятельности, уровням управления, территориям, отраслям и организациям;3) эффективное использование финансовых ресурсов по всем направлениям с обязательным осуществлением контроля.

Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством 3-х основных звеньев:

1) разработкой общей концепции финансовой политики, определением ее основных направлений, целей и задач;2) созданием адекватного финансового механизма; 3) управлением финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. Она включает глобальные, крупномасштабные цели и задачи, которые будут оказывать влияние на различные стороны развития общества и реализация которых носит долговременный характер. Финансовая тактика — это краткосрочная политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.

Деятельность государства по разработке и реализации финансовой политики включает следующие этапы:1) Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов, которая базируется на учете стратегических целях, требований экономических законов, анализе перспектив роста производства и потребления, совокупного спроса и предложения. 2) Определение основных направлений, подходов, механизмов и средств достижения прогнозируемых результатов на перспективу и текущий период. На практике этот этап реализуется в процессе разработки финансовой стратегии и финансовой тактики. 3) Осуществление практических действий через разработанные конкретные механизмы реализации финансовой политики. 4) Корректировка механизмов реализации финансовой политики с учетом результатов их применения в реальной практической деятельности.

Финансовая политика включает три составные части:1) налоговая политика;2) бюджетная политика;3) денежно-кредитная политика.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на экономическую и финансовую безопасность государства. Она включена в финансовую политику как ресурсный фактор, находящийся в руках у государства.

Налоговая политика — это целенаправленная деятельность государства, включающая разработку, принятие и реализацию мероприятий в рамках налоговой системы для достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов.Налоги являются не только основным источником пополнения доходной части бюджета, но и опосредуют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. Свое назначение налоги в обществе выполняют через присущие им функции: фискальную, распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную.

Цель налоговой политики — обеспечить при минимальных затратах максимально возможную мобилизацию доходов, необходимую государству для выполнения его функций и создать, таким образом, условия для экономической и социальной стабильности в обществе.

Бюджетная политика является также важнейшей составной частью финансовой политики и в совокупности с другими ее частями выполняет следующие функции:1) обеспечение государства финансовыми ресурсами;2) поддержка финансовой стабильности в стране;3) создание финансовых стимулов для социально-экономического развития государства. Бюджетная политика — это совокупность целей, задач и решений, осуществляемых органами власти и направленных на распределение фонда денежных средств государства и использование этих средств по отраслевому, территориальному и целевому назначению.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитную политику проводит центральный банк страны.

Выделяют следующие типы финансовой политики:

1) классический;2) регулируемый;3) неоклассический;4) планово-директивный;5) монетарный.

Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. Его основоположниками являются классики экономической теории Адам Смит и Давид Риккардо. Этот тип финансовой политики базируется на невмешательстве государства в экономику, сохранении свободной конкуренции и использовании рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу и его погашению. Система налогов включала самые эффективные с точки зрения взимания, в перечень которых входили как прямые, так и косвенные налоги.

Читать еще:  Элементы финансовой политики государства

На смену классическому типу пришел регулируемый тип финансовой политики. В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона МейнардаКейнса (1883-1946гг.) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Такой подход дает возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов.

Концепция неоклассического типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. Сокращается количество налогов и уменьшается степень прогрессивности обложения. Этот тип финансовой политики успешно проводился в Великобритании во времена правления Маргарет Тэтчер и в США во времена президента Рональда Рейгана.

Планово-директивная финансовая политика основана на государственной собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в т. ч. и финансами. Целью финансовой политики в этих условиях является обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Монетарная политика — это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определенные специфические механизмы, направлены на достижение поставленных макроэкономических целей. Основными целями и задачами монетарной политики являются:1) регулирование экономического роста;2) удержание роста инфляции;3) обеспечение занятости;4) выравнивание платежного баланса.

Финансовые ресурсы государства: понятие, состав, источники формирования, направления использования

Понятия финансы и финансовые ресурсы не являются тождественными. Это разные, но взаимосвязанные категории. Финансы – это денежные отношения, которые являются абстрактной категорией. Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления и населения.Источниками формирования финансовых ресурсов являются:1)на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков, доходы от реализации ценных бумаг, дивиденды, выручка от реализации активов и т.д.

2)на уровне государства и органов местного самоуправления — доходы от государственных и муниципальных предприятий, налоговые поступления, доходы от продажи государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности, эмиссия денег, государственный кредит, доходы от эмиссии ценных бумаг и т.д.

3)на уровне населения –з/п, пенсии, стипендии, доходы от предпринимательской деятельности, потребительские кредиты.

Финансовые ресурсы являются материальным содержанием финансов. Это содержание проявляется в совокупности денежных средств государства, субъектов хозяйствования и населения, предназначенных для выполнения ими соответствующих финансовых обязательств и финансирования определенных затрат.

Состав и границы финансовых ресурсов определяют источники их образования. Основным таким источником является ВВП, в составе которого выделяют 3 основных элемента:ВВП = C + V + m,

где С – стоимость потребленных материальных ресурсов и амортизация основных средств;V – стоимость необходимого продукта;m – стоимость прибавочного продукта, которая является основным источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 304 ;

Государственные финансовые ресурсы и направления их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
— изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.
— рассмотрение классификации финансовых ресурсов.
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов.
-рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.

Работа состоит из 1 файл

KURSOVAYa_FINANSY2.docx

Наиболее общими предпосылками эффективности государства являются следующие:

— объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально- политической обстановке в стране;

— используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;

— работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

Государство играет существенную роль в экономической жизни раны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений жду участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии шить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально- экономическое регулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др.

2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (на примере федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Согласно Конституции Российской Федерации бюджет государства – это консолидированный бюджет России, а государственный бюджет называется федеральным.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, а также для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет Российской Федерации.

В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

-доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

-расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.

Для решения своих задач федеральный бюджет, в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Основную часть бюджета формируют налоги (таблица 1) Ключевыми налогами, дающими основную массу доходов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Неналоговые доходы по источникам образования это: получение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; внутренние и внешние займы; продажу и залог государственной собственности в процессе приватизации. Налоги и неналоговые доходы являются источниками формирования финансовых ресурсов.

Таблица 1 — Налоговые и неналоговые доходы Федерального бюджета.[13]

В % от общего числа доходов

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно- промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально- производственных комплексов.

Большую роль федеральный бюджет занимает в поддержании и развитии искусства, средств массовой информации, культуры.

Рисунок 1 – Доходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]

Рисунок 2 – Расходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]

Налоговые доходы представлены в приложении А, неналоговые доходы в приложении Б, динамика доходов В, безвозмездные поступления – приложение Г.

2.2. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

Внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Эти фонды создают двумя путями:

-выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

-определение собственных источников доходов.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Читать еще:  Система государственного финансового контроля в канаде

Автономность внебюджетных фондов от бюджета призвана подчеркнуть их особую социальную значимость. Эта социальная значимость требует строго целевого расходования средств каждого фонда. В названии фонда отражается направление расходования средств.

К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Классифицируются внебюджетные фонды следующим образом. В зависимости от функционального назначения они делятся на фонды экономического, социального и природоохранного характера; в соответствии с уровнем управления – на общегосударственные и региональные.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Фонд обязательного социального страхования – второй по значимости внебюджетный фонд в РФ. Этот фонд является важнейшим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующим в трудовом процессе.

К источникам поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога; средства федерального бюджета; другие поступления и взносы.

Медицинское страхование по сути своей является отраслью социального страхования и может осуществляться как в обязательном, так и добровольном порядке.

Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам.

Рисунок 3 – Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-2012 гг., млрд.руб. [13]

Таблица 3 — Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-1012 гг., млрд.руб

Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денежных отношений; действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе и финансового обеспечения воспроизводственного процесса, целесообразно рассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства — решение проблемы экономического роста, в котором воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регионов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются прежде всего в экономической сущности финансов, в их распределительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве:

1) распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса;

2) использование финансов в системе платежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3) использование финансов как инструмента экономического стимулирования производства и труда.

4) важнейшими направлениями расходования финансовых ресурсов являются финансирование бюджетных расходов государства, в том числе на содержание государственного аппарата управления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренных законом о федеральном бюджете.

Остановимся на основных направлениях использования финансов.

Финансовые ресурсы направляются на обеспечение воспроизводственного процесса путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов — финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

При помощи финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Перспективное регулирование

экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы практически используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления» (см. табл. 3.1).

валового внутреннего продукта России** (в процентах)

Как видно из табл. 3.1, в последние годы доля внутреннего продукта России, распределяемая на накопление, составляет менее одной четверти, а на потребление — две трети. Размеры этих долей в странах различны и в конечном счете зависят от уровня развития экономики. Тем не менее в развивающихся странах снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на увеличе-

* Валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта товаров и услуг.

** См.: Россия в цифрах. 1990. С. 42; 2006. С. 158; 2009. С. 168.

ние основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов на предприятиях осуществляется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денежных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).

Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, т. е. предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные денежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и т. п.) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций), формируются государственный бюджет и региональные бюджеты. При этом предприятия (организации) при определенных условиях получают финансовую поддержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприятиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи и с государственными и муниципальными предприятиями (организациями) по поставкам продукции и товаров по государственным и муниципальным заказам (для государственных и муниципальных нужд).

Финансы используются в отношениях между предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т-Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Финансовые отношения между государством и организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают прежде всего по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов и на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector