Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогообложение государственных учреждений

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения (А.Ю. Опальский, «Налоговая политика и практика», N 4, апрель 2012 г.)

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения

В целях реализации положения Закона N 83-ФЗ [1] бюджетные учреждения изменяют в 2012 году свою организационно-правовую форму и становятся казенными, бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями.

Источниками финансового обеспечения при этом, наряду с государственными средствами (бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидиями на иные цели, бюджетными инвестициями) являются и средства, получаемые от приносящей доход деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Казенные, бюджетные, автономные учреждения: сходства и различия

Основания для сравнения

РФ, субъект РФ или муниципальное образование

Достижение целей создания учреждения

Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры

Бюджетная смета учреждения

Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности

Финансовое обеспечение из бюджета

В соответствии с бюджетной сметой

— в соответствии с заданием учредителя,

— на содержание имущества,

— на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами,

— на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами

В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя

Приносящая доход деятельность

Определена как неналоговые доходы бюджета [2, п. 3 ст. 41]

Согласно ст. 19 НК РФ [5] государственные (муниципальные) учреждения (как любые организации в РФ) являются плательщиками налогов. На основании части второй НК РФ учреждения должны уплачивать следующие налоги (табл. 2):

Таблица 2. Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Виды налогов и сборов

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, выполняет обязанности налогового агента [5, ст. 161] и уплачивает налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [5, ст. 151]

Налог на прибыль

Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Налог на доходы физических лиц

Признается налоговым агентом

Налог на имущество

Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [5, ст. 372]

Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [5, п. 1 ст. 388], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5, п. 1 ст. 387]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков

Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [5, ст. 356]

Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит

Упрощенная система налогообложения

Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]

Примечание. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примечание. Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примечание. Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ все организации признаются плательщиками НДС, за исключением тех, которые получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика [5, ст. 145, 145.1].

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом обложения НДС [5, подп. 4.1 п. 2 ст. 146].

Кроме того, многие операции по реализации товаров (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности учреждений не подлежат налогообложению в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ (учебные услуги, медицинские услуги, услуги по социальному обслуживанию населению, услуги в сфере культуры и искусства и др.). В то же время имеются и исключения. Например, услуги в сфере образования не подлежат обложению НДС по реализации учебных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом реализация товаров (работ, услуг), произведенных (приобретенных) учебными мастерскими, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса [5, подп. 14 п. 2 ст. 149].

Налог на прибыль

В целях уплаты налога на прибыль доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы [5, ст. 249, 250].

Изначально учреждения являются плательщиками налога на прибыль. Исключение сделано для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов [5, ст. 246.1].

Но в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относятся:

— лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям;

— лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;

— средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций также не являются доходами, подлежащими налогообложению [5, подп. 33.1 ст. 251, введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ].

На основании п. 1 ст. 333.17 НК РФ организации являются плательщиками государственной пошлины. Но, кроме прямого указания в ст. 335.35 НК РФ на освобождение от уплаты государственной пошлины казенными учреждениями, отдельные виды бюджетных и автономных учреждений также освобождены от ее уплаты, например государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении.

Согласно ст. 346.26 НК РФ ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения. В перечне видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, не только торговля и общественное питание, но и оказание ветеринарных и бытовых услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.).

3. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. N 7-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Об автономных учреждениях: федер. закон Рос. Федерации от 3 нояб. 2006 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп.).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

член комитета ИБП России по бухучету

в государственных (муниципальных) учреждениях

«Налоговая политика и практика», N 4, апрель 2012 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Налоговая политика и практика»

Журнал «Налоговая политика и практика» — единственное печатное издание ФНС России.

Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Согласно Ст.120 ГК РФ учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Читать еще:  Финансовая политика государства в социальной сфере

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением[4, С.42].

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений НДС имеет следующие особенности.

Пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено общее для государственных и муниципальных учреждений всех типов положение о том, что передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не облагается НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. Это обусловлено тем, что, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг[1,С.181]. (Субсидии являются денежными средствами, а они, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, относятся к движимому имуществу.)

В соответствии с пп.4.1 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А вот услуги (работы), оказываемые (выполняемые) автономными и бюджетными учреждениями на платной основе – вне зависимости от того, оказываются ли они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, – облагаются НДС в общеустановленном порядке[3,C.100].

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. К ним, в частности, относятся услуги, которые оказывают автономные и бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, архивной деятельности и в других сферах. Конкретные операции, освобождаемые от обложения НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

НК РФ установлены следующие особенности применения налога на прибыль организаций в отношении государственных и муниципальных учреждений всех типов.

Для казенных учреждений из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются:

-доходы в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251);

-расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, оказанием услуг, выполнением работ (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Доходы автономных и бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение и учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль в общеустановленном порядке.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода:

-имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп.8, п. 1 ст. 251 НК РФ);

— имущество, полученное в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— целевые поступления, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что государственные (муниципальные) учреждения всех типов, получившие имущество или денежные средства в рамках целевого финансирования, должны выполнить два условия, определенных в п. 2 ст. 251 НК РФ, для того чтобы это имущество или средства не были признаны доходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

— расходовать целевые средства строго по назначению, то есть на те цели, которые указаны лицом – источником финансирования или бюджетной росписью.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций и авансовых платежей по данному налогу определен ст. 286 НК РФ. В соответствии с п. 3 указанной статьи, бюджетные учреждения, автономные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг) – такими НКО являются, в частности, казенные учреждения, – уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

Бюджетные учреждения (нового типа) и автономные учреждения уплачивают государственную пошлину в порядке, установленным главой 25.3 НК РФ.

При этом казенные учреждения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ и бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года в соответствии с пп. 1.1 п.1 ст. 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений[2,С.2855].

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Что касается налога на имущество, то согласно пп.1 п.1 ст.2 Закона Тюменской области «О налоге на имущество организаций» автономным, бюджетным и казенным учреждениям, созданным Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области предоставляется налоговая льгота в отношении имущества, переданного им на праве оперативного управления[5].

Автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области освобождаются также от уплаты транспортного налога в соответствии с пп.12 п.5 ст. 1 Закона Тюменской области «О транспортном налоге»[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные учреждения имеют множество привилегий в области налогообложения. Они не уплачивают НДС при выполнении работ в рамках государственного (муниципального) задания. Субсидии, предоставляемые на выполнение данного задании, а также передача на безвозмездной основе основных средств таким учреждениям также не облагаются НДС. НДС должны уплачивать только те автономные и бюджетные учреждения, которые оказывают (выполняют) услуги (работы) на платной основе (если таковые не поименованы в Ст.149). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода: имущество, полученное по решению органов исполнительной власти; полученное в рамках целевого финансирования; целевые поступления, а также не учитываются доходы и расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций. Все остальные доходы, расходы, а также средства, использованные не по целевому назначению принимаются к расчету налога на прибыль в общеустановленном порядке. Бюджетные и казенные учреждения освобождаются также от уплаты гос. пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов в своих наименованиях. НК установлено, что казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. Законами Тюменской области учреждениям данного вида также предоставляется льгота по налогу на имущество и транспортному налогу.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 № 162-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.

Жигалов Д. В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности [Текст]: учебное пособие/ Д.В. Жигалов. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2010. – 118 с.

Филиппова Н.А. Налогообложение некоммерческих организаций [Текст]:учебное пособие/Н.А. Филиппова, Л.П. Королева, О.В.Дерина, Т.В. Ермошина.- М.: КНОРУС, 2012.-288 с.

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений. Практические примеры организации налогового учета в «1С:БГУ 8»

Описание

В книге рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Вопросы организации ведения налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2) представлены на конкретных практических примерах.

Издание может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», а также рекомендуется для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по прикладному решению «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Оглавление

О книге

Нормативные документы, разъяснения

Налоги, уплачиваемые государственными (муниципальными) учреждениями

Налог на прибыль организаций

  • Налогоплательщики
  • Обязанности налогоплательщика
  • Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • Ставки налога на прибыль
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Порядок организации налогового учета по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Доходы
    • Отражение доходов учреждения для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
    • Отражение в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» внереализационных доходов учреждения для целей исчисления налога на прибыль. Страховое возмещение
    • Доходы от реализации (выбытия) основных средств, признаваемых амортизируемым имуществом
    • Налоговый учет доходов (расходов), связанных с безвозмездным получением имущества, работ, услуг или имущественных прав
    • Налоговый учет операций по оприходованию излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации
    • Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст.251 НК РФ)
  • Расходы
    • Отражение расходов учреждения для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2
    • Расходы, связанные с производством и реализацией
    • Внереализационные расходы
    • Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст.270 НК РФ)
  • Оценка НЗП и остатков готовой продукции
  • Отчетный, налоговый период, сроки уплаты авансовых платежей и налога на прибыль
  • Расчет налоговой базы и налоговая декларация
  • Расчет суммы налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». Регламентные операции по налоговому учету
    • Закрытие производственных счетов
    • Установка базы распределения
    • Отражение расходов, связанных с производством и реализацией в декларации по налогу на прибыль
    • Внереализационные расходы
    • Расчет базы по налогу на прибыль
    • Автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль
  • Налоговый учет отдельных операций
    • Налоговый учет операций по сдаче в аренду имущества
    • Налоговый учет амортизируемого имущества
    • Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции
    • Налоговый учет реализации объекта основных средств по цене ниже остаточной стоимости
    • Налоговый учет убытков прошлых налоговых периодов
    • Налоговый учет резервов предстоящих расходов
Читать еще:  Основными элементами финансовой политики государства являются

Налог на добавленную стоимость

  • Налогоплательщики, налоговые агенты, налоговая база
  • Учет НДС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Налоговые вычеты
  • Счет-фактура
  • Порядок заполнения счета-фактуры налоговым агентом
  • Порядок заполнения счета-фактуры обособленным подразделением
  • Внесение исправлений в счет-фактуру
  • Корректировочный счет-фактура
  • Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость
  • Книга продаж
    • Примеры формирования книги продаж в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (редакция 2)
  • Книга покупок
  • Налоговая декларация по НДС
  • Налог на имущество организаций
  • Налогоплательщики
  • Объект налогообложения
  • Налоговая база
  • Ставка налога
  • Льготы по налогу на имущество
  • Отчетный и налоговый период 165
  • Сроки уплаты налога и авансовых платежей
  • Налоговая декларация

Единый налог на вмененный доход

  • Налогоплательщики
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Организация ведения учета фактов хозяйственной жизни, подпадающих под ЕНВД, в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.
  • Ставка налога
  • Налоговый период
  • Сроки уплаты налога
  • Налоговая декларация

Упрощенная система налогообложения

  • Налогоплательщики
  • Объекты налогообложения и налоговая база
  • Налоговый и отчетный период
  • Налоговая ставка
  • Исчисление и уплата налога
  • Доходы
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов
  • Налоговая декларация
  • Порядок признания доходов и расходов
  • Налоговый учет
  • Учетная политика для целей налогообложения
  • Учетная политика для налога на прибыль организаций
    • Организационная часть
    • Методологическая часть
  • Учетная политика для НДС
    • Организационная часть
    • Методологическая часть

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения (А.Ю. Опальский, «Налоговая политика и практика», N 4, апрель 2012 г.)

Государственные (муниципальные) учреждения: особенности налогообложения

В целях реализации положения Закона N 83-ФЗ [1] бюджетные учреждения изменяют в 2012 году свою организационно-правовую форму и становятся казенными, бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями.

Источниками финансового обеспечения при этом, наряду с государственными средствами (бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидиями на иные цели, бюджетными инвестициями) являются и средства, получаемые от приносящей доход деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Казенные, бюджетные, автономные учреждения: сходства и различия

Основания для сравнения

РФ, субъект РФ или муниципальное образование

Достижение целей создания учреждения

Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры

Бюджетная смета учреждения

Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности

Финансовое обеспечение из бюджета

В соответствии с бюджетной сметой

— в соответствии с заданием учредителя,

— на содержание имущества,

— на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами,

— на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами

В виде субсидий в соответствии с заданиями учредителя

Приносящая доход деятельность

Определена как неналоговые доходы бюджета [2, п. 3 ст. 41]

Согласно ст. 19 НК РФ [5] государственные (муниципальные) учреждения (как любые организации в РФ) являются плательщиками налогов. На основании части второй НК РФ учреждения должны уплачивать следующие налоги (табл. 2):

Таблица 2. Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Виды налогов и сборов

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, выполняет обязанности налогового агента [5, ст. 161] и уплачивает налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [5, ст. 151]

Налог на прибыль

Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Налог на доходы физических лиц

Признается налоговым агентом

Налог на имущество

Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [5, ст. 372]

Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [5, п. 1 ст. 388], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5, п. 1 ст. 387]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков

Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [5, ст. 356]

Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит

Упрощенная система налогообложения

Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]

Примечание. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примечание. Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примечание. Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ все организации признаются плательщиками НДС, за исключением тех, которые получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика [5, ст. 145, 145.1].

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом обложения НДС [5, подп. 4.1 п. 2 ст. 146].

Кроме того, многие операции по реализации товаров (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности учреждений не подлежат налогообложению в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ (учебные услуги, медицинские услуги, услуги по социальному обслуживанию населению, услуги в сфере культуры и искусства и др.). В то же время имеются и исключения. Например, услуги в сфере образования не подлежат обложению НДС по реализации учебных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом реализация товаров (работ, услуг), произведенных (приобретенных) учебными мастерскими, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса [5, подп. 14 п. 2 ст. 149].

Налог на прибыль

В целях уплаты налога на прибыль доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы [5, ст. 249, 250].

Изначально учреждения являются плательщиками налога на прибыль. Исключение сделано для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов [5, ст. 246.1].

Но в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относятся:

— лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям;

— лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;

— средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций также не являются доходами, подлежащими налогообложению [5, подп. 33.1 ст. 251, введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ].

На основании п. 1 ст. 333.17 НК РФ организации являются плательщиками государственной пошлины. Но, кроме прямого указания в ст. 335.35 НК РФ на освобождение от уплаты государственной пошлины казенными учреждениями, отдельные виды бюджетных и автономных учреждений также освобождены от ее уплаты, например государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении.

Читать еще:  Система государственного финансового контроля в россии

Согласно ст. 346.26 НК РФ ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения. В перечне видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, не только торговля и общественное питание, но и оказание ветеринарных и бытовых услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.).

3. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. N 7-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Об автономных учреждениях: федер. закон Рос. Федерации от 3 нояб. 2006 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп.).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

член комитета ИБП России по бухучету

в государственных (муниципальных) учреждениях

«Налоговая политика и практика», N 4, апрель 2012 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Налоговая политика и практика»

Журнал «Налоговая политика и практика» — единственное печатное издание ФНС России.

Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32

Особенности и характеристика автономных учреждений

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;
  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

  • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
  • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector