Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогообложение государственных образовательных учреждений

Особенности налогообложения в российской сфере образования

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

    Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

    Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

    В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

    • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
    • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
    • Прибыль;
    • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
    • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

    Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

    Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

    • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
    • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

    При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

    Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

    • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
    • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

    Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

    2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

    В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

    В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

    • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
    • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

    В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

    Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

    • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
    • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

    Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

    3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

    4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

    В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

    Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Список литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
    2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
    3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
    4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
    5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями

    Специфика образовательной деятельности такова, что, как правило, часть операций, осуществляемых учебным заведением, является объектом обложения НДС, другая же часть не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения. А это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС.

    Льготы по НДС, не зависящие от вида деятельности

    Таким образом, для применения «льготного» налогообложения в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ учреждение должно быть казенным или же одновременно должны соблюдаться следующие условия:

    — учреждение должно иметь статус бюджетного или автономного;

    — учреждение должно оказывать услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из бюджета.

    Причем в 2013 году образовательным учреждениям надо подать уточненные декларации по НДС за 2011 год, поскольку Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ действие рассматриваемой нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

    Льготы для образовательных организаций

    1) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

    2) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций, реализуемых ими в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

    3) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ):

    — общеобразовательных и (или) професВ­сиоВ­нальных образовательных прогВ­рамм (основных и (или) дополнительных);

    — программ профподготовки, указанных в лицензии;

    — дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

    Однако консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Также НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. При этом не имеет значения, направляется ли доход от этой реализации в данное учебное заведение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

    Налоговый учет

    — по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения;

    — по суммам входного НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет входного НДС).

    Раздельный учет входного НДС необходим из-за того, что входной налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

    Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.

    Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

    Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

    Не вести раздельный учет входного НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда входной НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

    Важно запомнить

    В части налогового учета учреждение в обязательном порядке должно разработать учетную политику для целей налогообложения, закрепив в ней порядок ведения раздельного учета НДС и регистры, в которых фиксируются данные раздельного учета.

    ЛЬГОТЫ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    магистр, кафедра «Налоги и налогообложение», КубГАУ,

    магистр, кафедра «Налоги и налогообложение», КубГАУ,

    Образовательные учреждения по большей части находятся на общем ре­жиме налогообложения. В настоящее время такое нало­гообложение является единственным приемлемым для государственных и муниципальных учреждения. Помимо основного общего режима имеются специальные режимы налогообложения. Для организаций образовательной сферы наиболее приемлемой является упрощенная система налогообложения, которая позволяет облегчить налоговую отчетность и снизить налоговую нагрузку.

    Впрочем, для бюджетных учреждений переход на упрощенную систему не допускается – в соответствии пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

    Данный режим налогообложения может быть использован только частными образовательными организациями, которые оказывают лишь дополнительные услуги в сфере образования, рассмотрим более подробно основные налоги и предусмотренные по ним льготы.

    Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) — косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара/работы/услуги и переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — школой.

    Образовательные учреждения наряду с другими хозяйствующими субъектами являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), если:

    — осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг), например, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;

    — в ряде других случаев, например, при сдаче в аренду помещений [3].

    При этом не имеет значения, как расходуется доход от реализации: в данное учебное заведение или на прямые нужды образовательного процесса.

    Однако в отличие от большинства других налогоплательщиков образовательной сферы, как правило, получают освобождение от НДС. Не признаются объектом обложения налогом (освобождаются от налогообложения) не только часть образовательных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ), но и на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги:

    — по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ);

    — проведению занятий с детьми в кружках, секциях (в том числе спортивных) [1].

    Также не облагаются НДС продукты питания, непосредственно произведенные столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в этих организациях (пп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

    Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций.

    Налоговой базой выступает разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, напрямую связанных с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

    В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, которые включены в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя на ведение уставной деятельности [5].

    В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

    1) выплату заработной платы учителям за проведение платных занятий;

    2) расходы на приобретение учебников, книг для осуществления оплачиваемых занятий, канцелярских товаров, иные расходные материалы.

    Опять же, в плане расходов и доходов может быть предусмотрено покрытие расходов за счет нескольких источников:

    — средства, полученные от коммерческой деятельности.

    В данной ситуации включение таких расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческой деятельности производится пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов.

    Необходимо учесть, что совокупность доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включаются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду.

    Организации, деятельность которых направлена на образование либо медицину в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – РФ), имеют право применять налоговую ставку 0 % при соблюдении определенных условий, которые в свою очередь обусловлены законодательством.

    Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ [2].

    Вышеуказанные учреждения вправе применять данную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

    — организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    — доход организации за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляют не менее 90 % ее доходов.

    При отступлении учреждениями, перешедшими на применение льготной ставки 0 % в соответствии с настоящей статьей, лишь одного из условий, установленных НК РФ, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

    Как и все организации — бюджетные учреждения признаются плательщиками земельного налога. Но учреждениям могут быть предоставлены преференции по земельному налогу в субъектах РФ.

    В случае если у бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, изъятые из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0 % (пп. п. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ).

    Еще одной льготой, можно считать возможность безвозмездного получения имущества. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования. При определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

    Что касается льгот по транспортному налогу, то в отношении бюджетных организаций в НК РФ не определены конкретно поименно.

    В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых учреждений, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. К примеру, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество [4].

    Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на учреждение, обладающее определенными характеристиками, а на конкретные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

    Образовательные услуги как объект НДС

    Право на образование гарантируется Конституцией Российской Федерации. Закон «Об образовании» гласит, что обучение вправе осуществлять как образовательные учреждения, так и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию.

    Коммерческие образовательные учреждения успешно функционируют наряду с государственными некоммерческими организациями, отличаясь тем, что первые нацелены на получение прибыли, вторые же преследуют социально полезные цели.

    Особенности налогообложения

    Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, однако их можно отнести к специфической категории налогоплательщиков, поскольку часть образовательных услуг не облагается НДС.

    Льготное налогообложение по большей части характерно для некоммерческих образовательных учреждений, однако в некоторых случаях и коммерческие учреждения освобождаются от уплаты НДС.

    Не будут облагаться НДС:

    • российские коммерческие учреждения, проводящие обучение за пределами Российской Федерации (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ);
    • коммерческие образовательные учреждения, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН);
    • организации, оказывающие услуги по реализации дошкольного образования, а также услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в музыкальных школах, спортивных секциях, всевозможных развивающих центрах вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности (подп. 4 п. 2 ст.149 НК РФ).

    В остальных случаях, в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ, коммерческие учреждения, вне зависимости от предоставляемых ими образовательных услуг, облагаются НДС по общей ставке 18%.

    Услугами таких учреждений признается деятельность, направленная на получение умений, навыков, и не имеющая материального результата.

    Образовательные услуги таких организаций освобождены от уплаты НДС.

    В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, казенные, бюджетные или автономные образовательные организации, оказывающие услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия из бюджета, не признаются объектом налогообложения.

    Согласно ст. 149 НК РФ, не облагаются НДС следующие услуги:

    • указанные в лицензии услуги общеобразовательного характера, предоставляемые некоммерческими учреждениями в пределах основных, утвержденных государством программ, а также самостоятельно разработанных специальных программ;
    • указанные в лицензии услуги по профессиональному образованию, предоставляемые учебными заведениями высшего и среднего звена, в рамках основных и специально разработанных программ;
    • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в музыкальных школах, спортивных секциях, развивающих центрах, услуги по воспитанию и содержанию детей в дошкольных учреждениях;
    • факультативные образовательные услуги (семинары, тренинги), соответствующие содержанию указанных в лицензии образовательных программ.

    После развода остался общий автомобиль? Узнайте из нашей статьи, как его разделить, согласно закону.

    О том, как определяется местожительство ребенка после развода родителей, можно прочитать здесь.

    Дополнительная деятельность образовательных учреждений

    В дополнение к основной деятельности, образовательные учреждения могут предоставлять услуги, приносящие дополнительный доход. Современную школу или университет невозможно представить без столовой или спортивного зала. И если школьным и студенческим столовым предоставляется льгота по НДС, то сдача в аренду, к примеру, школьного спортивного зала не предусматривает освобождения от НДС (подп. 5,14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

    Не освобождаются от уплаты НДС товары, работы или услуги, производимые учебными предприятиями (мастерскими). Консультационные услуги, осуществляемые образовательными организациями, равным образом облагаются НДС.

    Образовательные услуги подвергаются налогообложению на общих основаниях. Некоммерческие образовательные организации вправе пользоваться льготами при уплате НДС. Коммерческие же организации такого преимущества лишены, за исключением учреждений, использующих упрощенную систему налогообложения или осуществляющих деятельность за границей.

    Читать еще:  Социальная финансовая политика государства
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector