Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы финансовой деятельности государства

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом — финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит. —

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Методы осуществления финансовой деятельности государства;

Тема 2: Финансовая деятельность государства

Понятие финансовой деятельности государства. 1.Это деятельность, на­правленная на образование, распределение и использование фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование и развитие государства. 2. Эту дея­тельность осуществляют органы всех ветвей государственной власти: законода­тельной, исполнительной и судебной. 3. Система финансовой деятельности госу­дарства включает в себя следующие звенья: а) бюджетная система (бюджеты фе­деральный, субъектов РФ и муниципальных образований); б) внебюджетные фонды; в) страховые фонды (имущественное и личное страхование); г) финансы предприятий, организаций, учреждений; д) государственный и банковский кре­дит. 4. Финансовая система государства возглавляется: а) Центральным банком РФ, осуществляющим руководство в области кредита и контролирующим дея­тель­ность кредитных органов; б) Министерством финансов РФ, обеспечивающим общее руководство организацией финансов в стране; в) на местах – соответст­вующими финансовыми органами субъектов РФ, а также органами Федерального казначейства.

А. Общие методы. 1. Императивный метод – государство и его органы осу­ществляют финансовую деятельность посредством властных предписаний, обяза­тельных для исполнения хозяйствующими субъектами. 2. Рекомендательный ме­тод в отношении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Б. Специальные методы. 1. Метод обязательных платежей (налоги и сборы). Государство изымает в обязательном порядке налоги и сборы для зачис­ления их в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. 2. Метод добро­вольных взносов проявляется через покупку государственных ценных бумаг, про­дажу юридическим и физическим лицам государственного и муниципального имущества, вклады в банки и т.п. 3. Метод финансирования выражается в выде­лении денежных средств организациям на безвозмездной и безвозвратной основе. 4. Метод кредитования – это предоставление денежных средств на началах воз­мездности и возвратности организациям, предприятиям и физическим лицам. 5. Метод дотаций: субъектам РФ и муниципальным образованиям денежные сред­ства выделяются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ без целево­го назначения. 6. Метод субвенций – то же самое, но на определенный срок и на конкретные цели. 7. Штрафной метод заключается в установлении и применении штрафов, пеней и иных санкций за нарушение финансового законодательства.

Органы государства, осуществляющие финансовую деятельность. 1. Ми­нистерство финансов РФ. 2. Федеральное казначейство РФ. 3. Федеральная нало­говая служба РФ. 4. Федеральная таможенная служба РФ. 5. Центральный банк РФ (Банк России).

Министерство финансов РФ (Положение о нем утверждено постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) имеет задачи: 1. Разработка и реа­лизация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. 2. Разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнения и от­чет об исполнении. 3. Развитие финансовых рынков в РФ. 4. Участие в дела фор­мирования и использования государственного фонда драгоценных металлов и камней. 5. Разработка методологии составления бюджетов субъектов РФ и мест­ного самоуправления. 6. Осуществление в пределах своей компетенции государ­ственного финансового контроля.

Читать еще:  Государственные финансы рф

Федеральное казначейство РФ (Положение о нем утверждено постановле­нием Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703) имеет задачи: 1. Контроль за исполнением федерального бюджета. 2. Управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках. 3. Регулирование финансовых отноше­ний между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фон­дами, контроль за поступлением и использованием фондами средств. 4. Анализ информации о состоянии государственных финансов, представление отчетов об этом высшим органам государственной власти. 5. Обслуживание совместно с Центральным банком РФ внутреннего и внешнего долга РФ. 6.Разработка инст­руктивных материалов о порядке ведения учета и учет государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) (ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России), цели его деятельности: 1. Обеспечение устойчивости валюты РФ – рубля. 2. Государственное руководство в области банковской деятельности. 3. Совместно с Правительством РФ разработка и проведение единой денежно-кре­дитной политики. 4. Эмиссия наличных денег в стране. 5. Надзор за деятельно­стью кредитных организаций и лицензирование их деятельности. 6. В пределах своей компетенции издание нормативных актов, обязательных к исполнению ор­ганами власти и МСУ, юридическими и физическими лицами. 7. Центральный банк подотчетен Государственной Думе РФ. 8. Деятельность Центрального банка не имеет цели получения прибыли.

Формы и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Непосредственно финансовая деятельность государства заключается в осуществлении им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Денежные фонды включают в себя: бюджетные и кредитные ресурсы, страховые денежные фонды, финансовые средства отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий и организаций.

Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя те же функции. Направлена она на решение задач социально-экономического характера местного значения.

Таким образом, финансовая деятельность государства и муниципальных образований имеет общие цели, носит публичный характер и направлена на обеспечение потребностей общества.

Функции государства и органов местного самоуправления по образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов осуществляются различными методами.

При формировании финансовых средств используются методы обязательных и добровольных платежей.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины с юридических и физических лиц. Добровольные методы привлечения денежных средств представлены в виде лотерей, займов, облигаций, акций, пожертвований юридических и физических лиц, вкладов в банки и т.д.

Распределение денежных средств характеризуется двумя основными методами:

финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств;

кредитование, т.е. выделение средств на основе возвратности, срочности, платности.

Для государственных и муниципальных организаций средства выделяются путем и финансирования, и кредитования. Негосударственным организациям денежные средства предоставляются в основном путем кредитования.

Использование денежных средств, т.е. осуществление расчетных операций, производится методами безналичных и наличных расчетов.

Между предприятиями и организациями расчеты осуществляются в основном в безналичном порядке, платежи населения, как правило, проходят наличными денежными знаками.

При внешнеэкономическом взаимодействии используются расчетные валютные операции.

Финансовой деятельностью занимаются все без исключения государственные органы и органы местного самоуправления. Но каждый из них действует в строго определенных рамках своих полномочий и компетенции.

Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71) в веде­нии федеральных органов власти находятся следующие сферы финансовой деятельности: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов (Конституция РФ, ст.72). Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации по всем остальным вопросам финансовой сферы субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами, в том числе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Читать еще:  Государственная пошлина налоговая

При этом необходимо отметить, что финансовой деятельностью занимаются как законодательные, так и органы ис­полнительные власти. Так, законодательные органы власти принимают законы по важнейшим вопросам финансовой деятельности: о бюджете на очередной календарный год, об установлении и отмене налогов, о предоставлении государственных кредитов, о выпуске государственных займов, о порядке и правилах осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, о полномочиях специальных финансовых органов исполнительной власти и др.

До утверждения данных законов проводится большая работа по их обсуждению и доработке в профильных комитетах и комиссиях Государственной Думы РФ.

Кроме того, законодательные органы власти занимаются финансовым контролем. Например, на свои заседания они могут пригласить для заслушивания по финансовым вопросам членов Правительства Российской Федерации, руководителей соответствующих министерств и служб. Создают и координируют деятельность Счетной Палаты РФ – одного из основных органов финансового контроля. Утверждают отчеты об исполнении ежегодных бюджетов и т.д. Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления непосредственно занимаются осуществлением финансовой деятельности.

Например, Правительство Российской Федерации выполняет такие важнейшие функции:

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— разрабатывает и реализует налоговую политику;

— обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

— принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

— осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

— осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

— руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

— разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Кроме того, ст. 104 Конституции Российской Федерации предусматривается наличие заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Таким образом, осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов и обязательств перед государством.

В таких актах выражаются правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Они являются основанием для возникновения, прекращения и изменения конкретных правоотношений. Значение и содержание форм финансовой деятельности обусловливается применением тех или иных правовых актов. Например, принятие федерального бюджета юридически оформляется в виде федерального закона. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. Выделения же денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

Классифицировать финансово-правовые акты можно по разным основаниям: по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты уста­навливают виды финансовых обязательств (налогов и других пла­тежей) организаций и граждан перед государством, или муници­пальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходо­вания государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. Срок их действия, как правило, является длительным.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальныхфинансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекраще­нию конкретных финансовых правоотношений. Например, на ос­нове законодательного нормативного финансово-правового акта государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, имеющему в собственности жилой дом, извещение об уплате налога, которое и является индивидуальным финансо­во-правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансо­вых ресурсов государства.

По юридической природефинансово-правовые акты делятся на:

— законодательные,к которым относятся законы, принимаемые представительными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

— подзаконные,т.е. акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и приня-тые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют опре­деленную форму (указы, постановления, приказы и т.д.).

Далее такая классификация финансово-правовых актов конкретизируется по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Как уже говорилось, финансово-правовые акты издаются в форме за­конов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и рас­поряжений Правительства РФ и др. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов прика­зы и инструкции.

Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансовых органов. При этом инструкции относятся к нор­мативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государст­венного управления, в особенности финансовые органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, кото­рые помимо приказов имеют и другие формы выражения, например, резолю­ция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.

Особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в об­ласти финансов на определенный период, то есть являются пла­нами по мобилизации, распределению и использованию финансо­вых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дейст­вием принципа плановости в процессе образования, распределе­ния и использования финансовых ресурсов в соответствии с про­граммами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, а также государственные бюджеты субъектов Феде­рации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуп­равления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Утвержденный соответствующим государственным органом финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Понятие финансов

Читать еще:  Правовое регулирование финансовой деятельности государства

Отличие государственных и частных финансов:

1. частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.

2. в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.

3. государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Такие категории как финансы и деньги не равнозначны. Понятие денег не раскрывает существенных признаков финансов их публичный характер и общественное назначение. Денежные ресурсы используются не только в распределительных отношениях как финансы, но и выполняют функции меры стоимости, средства платежа.

Финансы рассматриваются в 2 аспектах:

1. как экономическая категорияэто экономические отношения, возникающие по поводу образования распределения и использования денежных фондов государства и муниципального образования.

2. в материальном аспекте – это денежные ресурсы, которые аккумулируются в государственных и муниципальных фондах специального назначения.

Денежные фонды – это обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое назначение и определенную самостоятельность функционирования.(пенсионный фонд, медицинский фонд)

-2-

Функция и роль финансов

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных государствах и возможности их воздействия на экономические процессы в хозяйственной жизни. С другой стороны состояние экономики страны определяет состояние финансов.

Основными функциями финансов являются:

1. распределительная – основная – суть в том, что при помощи финансов распределяется и перераспределяется совокупный общественный продукт и национальный доход. Данная функция способствует организации сбалансированного и эффективного производства, благодаря чему финансы выступают действенным рычагом регулирования экономики. В процессе перераспределения национального дохода средства идут на социальные культурные цели экологию оборону и т.д.

2. контрольная функция – проявляется в том, что государство, используя информацию о финансовом состоянии экономических субъектов, осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью, воздействует на нее.

3. стабилизационная функция

4. стимулирующая функция

-3-

Финансовая система РФ

Финансовая системаэто совокупность различных по своему месту и роли в общественной жизни, но взаимосвязанных между собой финансовых звеньев.

Под финансовой системой также понимают совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Более точно совокупность этих органов охватывает термин система финансовых органов.

Так же понимают под финансовой системой расположение в определенном порядке финансовых отраслей и институтов, взаимообусловленных и зависимых друг от друга.

Структура финансовой системы (посмотреть в учебнике):

1. бюджетная система – основополагающее место. В нее включается

a. федеральный бюджет

b. бюджет субъектов федераций

c. муниципальные бюджеты

бюджеты разных уровней – это централизованные денежные фонды, создаваемые для реализации общегосударственных задач и планов соответствующих территориальных образований в целом.

2. внебюджетные фонды – чтобы обеспечить реализацию наиболее приоритетных направлений деятельности государства в начале 90-х годов по аналогии с зарубежными государствами стали создаваться внебюджетные целевые фонды. Их средства формируются за счет средств обязательных платежей работодателей так же лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой за счет добровольных выплат и расходуются строго в соответствии с целями для которых фонды были специально учреждены (пенсионный фонд, медицинского и социального страхования)

3. финансы предприятий, учреждений, организаций производственных отраслей – важнейшим звеном выступают финансы предприятий, которые имеют децентрализованный характер, т.е. создаваемые и используемые на каждом конкретном предприятии. Они являются исходным звеном финансовой системы, т.к. именно за счет них создается национальный доход, создаваемый и перетекающий в различные звенья.

4. финансы страхования – создаются и используются на возмещение материального ущерба причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаям, другими неблагоприятными последствиями. Кроме того страховые фонды служат таким целям как сбор и направление средств на проведение профилактических мероприятий по предотвращению наступления страховых случаев. А так же на временное пополнение финансовых фондов государства, когда практикуется государственное страхование. Методами мобилизации денежных средств в страховые фонды являются платежи физических и юридических лиц по обязательному, добровольному имущественному и личному страхованию

5. государственный (муниципальный) и банковский кредит – делится на 2 подзвена:

a. государственный и муниципальный кредит – традиционно понимался как отношения по временному использованию денежных сумм привлекаемых государством на началах возмездности, срочности, добровольности для выполнения государственных задач. Т.е. должником при этом всегда выступало государство.

b. банковский кредит – банки выступают кредиторами, чаще всего используя на эти цели добровольные вложения физических и юридических лиц.

-4-

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Выполняя возложенные на него функции, государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы на деятельность территориальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов при помощи регулирования и управления денежных потоков, т.е. путем финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства – это выполнение им функции по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации возложенных на него задач. По средствам привлечения денежных ресурсов путем распределения их между звеньями финансовой системы создается материальная база необходимая для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов судебной системы, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, осуществление социально-экономических. Культурных и других задач государства.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется как в виде прямой финансовой поддержки, путем безвозвратного и безвозмездного выделения средств на определенные программы и планы а так же опосредовано путем изменения ставок налогообложения. Применения налоговых льгот, выделение беспроцентных кредитов в целях стимулирования какой-либо деятельности признанной государством в качестве приоритетной.

Как планомерный управленческий процесс финансовая деятельность имеет организационно правовые особенности:

1.межотраслевой характер – т.к. в процессе финансовой деятельности государство и органов местного самоуправления контролируется их функционирование во всех других сферах. Это обусловлено тем, что использование любых ресурсов, т.к. сырье, материалы и другие ресурсы связано с необходимостью финансовых затрат.

2. финансовая деятельность осуществляется в виде функционирования представительных и исполнительных органов власти

3. различные области финансовой деятельности относятся к ведению федеральных органов, субъектов федерации, местных органов

Методы финансовой деятельности:

1. методы образования финн ресурсов

a. метод обязательных платежей — налоги сборы пошлины – основной, т.к. путем его использования привлекается подавляющая часть ресурсов

b. метод добровольных платежей – реализуется при привлечении средств путем проведения государством лотерей, выпуска займов, привлечения вкладов в банки с государственным участием, прием пожертвований

2. метод распределения финансовых ресурсов

a. Финансирование – безвозвратное и безвозмездное выделение ресурсов (государственное управление, оборона)

b. Кредитование – возвратное и возмездное выделение средств (частный сектор)

3. методы использования финансовых ресурсов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector