Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы финансовой деятельности государства это

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Понятие финансов

Отличие государственных и частных финансов:

1. частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.

2. в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.

3. государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Такие категории как финансы и деньги не равнозначны. Понятие денег не раскрывает существенных признаков финансов их публичный характер и общественное назначение. Денежные ресурсы используются не только в распределительных отношениях как финансы, но и выполняют функции меры стоимости, средства платежа.

Финансы рассматриваются в 2 аспектах:

1. как экономическая категорияэто экономические отношения, возникающие по поводу образования распределения и использования денежных фондов государства и муниципального образования.

2. в материальном аспекте – это денежные ресурсы, которые аккумулируются в государственных и муниципальных фондах специального назначения.

Денежные фонды – это обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое назначение и определенную самостоятельность функционирования.(пенсионный фонд, медицинский фонд)

-2-

Функция и роль финансов

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных государствах и возможности их воздействия на экономические процессы в хозяйственной жизни. С другой стороны состояние экономики страны определяет состояние финансов.

Основными функциями финансов являются:

1. распределительная – основная – суть в том, что при помощи финансов распределяется и перераспределяется совокупный общественный продукт и национальный доход. Данная функция способствует организации сбалансированного и эффективного производства, благодаря чему финансы выступают действенным рычагом регулирования экономики. В процессе перераспределения национального дохода средства идут на социальные культурные цели экологию оборону и т.д.

2. контрольная функция – проявляется в том, что государство, используя информацию о финансовом состоянии экономических субъектов, осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью, воздействует на нее.

3. стабилизационная функция

4. стимулирующая функция

-3-

Финансовая система РФ

Финансовая системаэто совокупность различных по своему месту и роли в общественной жизни, но взаимосвязанных между собой финансовых звеньев.

Под финансовой системой также понимают совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Более точно совокупность этих органов охватывает термин система финансовых органов.

Так же понимают под финансовой системой расположение в определенном порядке финансовых отраслей и институтов, взаимообусловленных и зависимых друг от друга.

Структура финансовой системы (посмотреть в учебнике):

1. бюджетная система – основополагающее место. В нее включается

a. федеральный бюджет

b. бюджет субъектов федераций

c. муниципальные бюджеты

бюджеты разных уровней – это централизованные денежные фонды, создаваемые для реализации общегосударственных задач и планов соответствующих территориальных образований в целом.

2. внебюджетные фонды – чтобы обеспечить реализацию наиболее приоритетных направлений деятельности государства в начале 90-х годов по аналогии с зарубежными государствами стали создаваться внебюджетные целевые фонды. Их средства формируются за счет средств обязательных платежей работодателей так же лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой за счет добровольных выплат и расходуются строго в соответствии с целями для которых фонды были специально учреждены (пенсионный фонд, медицинского и социального страхования)

3. финансы предприятий, учреждений, организаций производственных отраслей – важнейшим звеном выступают финансы предприятий, которые имеют децентрализованный характер, т.е. создаваемые и используемые на каждом конкретном предприятии. Они являются исходным звеном финансовой системы, т.к. именно за счет них создается национальный доход, создаваемый и перетекающий в различные звенья.

4. финансы страхования – создаются и используются на возмещение материального ущерба причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаям, другими неблагоприятными последствиями. Кроме того страховые фонды служат таким целям как сбор и направление средств на проведение профилактических мероприятий по предотвращению наступления страховых случаев. А так же на временное пополнение финансовых фондов государства, когда практикуется государственное страхование. Методами мобилизации денежных средств в страховые фонды являются платежи физических и юридических лиц по обязательному, добровольному имущественному и личному страхованию

5. государственный (муниципальный) и банковский кредит – делится на 2 подзвена:

a. государственный и муниципальный кредит – традиционно понимался как отношения по временному использованию денежных сумм привлекаемых государством на началах возмездности, срочности, добровольности для выполнения государственных задач. Т.е. должником при этом всегда выступало государство.

b. банковский кредит – банки выступают кредиторами, чаще всего используя на эти цели добровольные вложения физических и юридических лиц.

-4-

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Выполняя возложенные на него функции, государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы на деятельность территориальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов при помощи регулирования и управления денежных потоков, т.е. путем финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства – это выполнение им функции по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации возложенных на него задач. По средствам привлечения денежных ресурсов путем распределения их между звеньями финансовой системы создается материальная база необходимая для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов судебной системы, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, осуществление социально-экономических. Культурных и других задач государства.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется как в виде прямой финансовой поддержки, путем безвозвратного и безвозмездного выделения средств на определенные программы и планы а так же опосредовано путем изменения ставок налогообложения. Применения налоговых льгот, выделение беспроцентных кредитов в целях стимулирования какой-либо деятельности признанной государством в качестве приоритетной.

Как планомерный управленческий процесс финансовая деятельность имеет организационно правовые особенности:

1.межотраслевой характер – т.к. в процессе финансовой деятельности государство и органов местного самоуправления контролируется их функционирование во всех других сферах. Это обусловлено тем, что использование любых ресурсов, т.к. сырье, материалы и другие ресурсы связано с необходимостью финансовых затрат.

2. финансовая деятельность осуществляется в виде функционирования представительных и исполнительных органов власти

3. различные области финансовой деятельности относятся к ведению федеральных органов, субъектов федерации, местных органов

Методы финансовой деятельности:

1. методы образования финн ресурсов

a. метод обязательных платежей — налоги сборы пошлины – основной, т.к. путем его использования привлекается подавляющая часть ресурсов

b. метод добровольных платежей – реализуется при привлечении средств путем проведения государством лотерей, выпуска займов, привлечения вкладов в банки с государственным участием, прием пожертвований

2. метод распределения финансовых ресурсов

a. Финансирование – безвозвратное и безвозмездное выделение ресурсов (государственное управление, оборона)

b. Кредитование – возвратное и возмездное выделение средств (частный сектор)

3. методы использования финансовых ресурсов

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом — финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Читать еще:  Государственные финансы государственный бюджет

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит. —

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Финансовая деятельность государства— особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.

В ходе финансовой деятельности производится образование, распределениеи использование

государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:

1) межотраслевой характер — в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;

2) осуществление финансовой деятельности — происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;

3) сфера финансовой деятельности — относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

Методы финансовой деятельности государства— это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:

1)образование (собирание)— денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод— с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносовявляется добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;

2) распределение— при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств— поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их

осуществляется посредством расчетных операций.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность в РФ осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.

Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Президент РФобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.

Правительство РФосуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.

Вопрос 4

Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на со­ответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправо­вые формы — это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа; финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Читать еще:  Методы финансовой деятельности государства

Итак, финансово правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятель­ности определяется значением и содержанием регулируемых отно­шений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, воз­никающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри­дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их из­дающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) пред­приятий и граждан перед государством, или муниципальным об­разованием, порядок исчисления установленных платежей, ти­пичные признаки плательщиков, порядок расходования государ­ственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная нало­говая инспекция направляет конкретному гражданину, получаю­щему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуаль­ные финансово правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использова­нию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой Деятельности государства; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Правительство РФ при­нимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизи­руется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конститу­цией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-пра­вовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отрасле­вые органы государственного управления издают по вопросам фи­нансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансо­во-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом ин­струкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивиду­альные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содер­жанием.

Формы и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Понятие финансов, их особенности, функции.

Финансы — экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы — экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.

2) материальный аспект.

Финансы — денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы — денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов — денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Функции финансов:

1) распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Читать еще:  Направления использования финансовых ресурсов государства

Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Органы, осуществляющие фи­нан­совую деятельность, их правовое положение и функ­ции; органы представительной власти; органы исполни­тельной власти.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансовРФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросамфедерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

— Министерство финансов Российской Федерации;

— Федеральное казначейство Российской Федерации;

— Федеральная налоговая служба РФ;

— Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector