Webbc.ru

Веб и кризис
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К финансовым ресурсам государства не относятся

1.2 Финансовые ресурсы

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
• выручка от реализации продукции, работ и услуг;
• выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
• внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
• бюджетные средства;
• средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
• взносы учредителей и членские взносы;
• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
• бюджетные средства;
• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
• прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Читать еще:  Государственный налоговый контроль это

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:
• налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
• неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
• другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:
• это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
• в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
• всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
• имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовые ресурсы государства и предприятия, их состав и структура

экономические науки

  • Мигранов Марат Рамилевич , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

    Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

    В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

    Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

    В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

    Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

    Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.

    Список литературы

    1. Зарипова Г.М. Файрушина Л.В. Управление прибылью организации//Общество в эпоху перемен: формирование новых социально -экономических отношений материалы третьей международной научно -практической конференции (11 октября 2013.) Саратов -С.172
    2. Зарипова Г.М. Формирование финансово-кредитных методов регулирования предпринимательства //Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: Сб. ст. -Пенза, 2004. -С. 89-91
    3. Зарипова Г.М. Особенности формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий//Модернизация и развитие современного инновационного общества: экономические, социальные, правовые, философские тенденции: материалы международной научно -практической конференции(26марта 2013г.) часть 2 -Саратов -С -9
    4. Зарипова Г.М. Особенности формирования финансовых ресурсов сель-сельскохозяйственных предприятий//Экономика и социум. Выпуск №2(11) (апрель-июнь 2014)

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источники формирования финансовых ресурсов государства

    Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

    Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования. Являются одним из основных факторов производства, именуемым денежным капиталом.

    Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

    Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

    Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

    Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

    Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

    Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

    Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

    Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

    Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

    Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов. Т.о. основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

    В тетради

    Государственный займ и его роль в экономике

    Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Можно рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.

    Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, экономический цикл).

    Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. Положительное влияния государственного долга на экономику заключается еще в том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными.

    Discovered

    О финансах и не только…

    Финансовые ресурсы

    Финансовые ресурсы (financial resources) — денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта.

    Финансовые ресурсы — это денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образованные в процессе распределения стоимости ВВП в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей.

    В процессе распределения валового внутреннего продукта у государства, предприятий, организаций формируются доходы и денежные накопления, которые являются основой финансовых ресурсов.

    Источником образования финансовых ресурсов является произведенный валовый внутренний продукт. С трансформацией стоимости ВВП в соответствующие фонды финансовых ресурсов начинается влияние финансов на процесс расширенного воспроизводства, и они начинают действовать как составная часть экономического механизма.

    Финансовые ресурсы аккумулируются государством и хозяйствующими субъектами и используются в качестве источника поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения. В странах с централизованно управляемой экономикой преобладающую долю составляют финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, тогда как в странах с рыночной экономикой существенную часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако и централизуемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы могут быть значительными.

    Источники финансовых ресурсов:

    • вновь созданный за определенный период чистый доход;
    • часть национального богатства (ранее накопленных средств);
    • заимствование, привлечение средств из внешних источников.

    Каналы расходования финансовых ресурсов более разнообразны.

    Государственные финансовые ресурсы образуются преимущественно за счет:

    • взимания налогов и сборов;
    • поступлений от использования, а также продажи государственного имущества;
    • средств от продажи золотого запаса страны;
    • выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг;
    • прибыли от государственной предпринимательской деятельности;
    • получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования;
    • использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

    Важнейшие направления их расходования:

    • государственные инвестиции;
    • содержание государственного аппарата;
    • оплата государственных заказов;
    • финансирование бюджетных организаций и учреждений;
    • расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции;
    • взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам;
    • затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и другие расходы, определяемые законами о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

    В странах с федеративным государственным устройством государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств. Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную, часть финансовых ресурсов страны.

    Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений; средств от штрафных санкций. Они используются на:

    • содержание и приобретение основных и оборотных средств;
    • оплату труда;
    • выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений;
    • проведение отчислений в страховые и другие целевые фонды;
    • осуществление расходов на социально-культурные и благотворительные нужды;
    • выполнение природоохранных мероприятий;
    • осуществление расходов будущих периодов;
    • возврат долгов и выплату процентов по ним;
    • образование резервов.

    Финансовые ресурсы коммерческих, предпринимательских организаций поступают и расходуются на основе самофинансирования. В особом положении находятся некоммерческие организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки.

    В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты в рамках соблюдения законов свободны в выборе источников поступления и способов расходования собственных финансовых ресурсов. К финансовым ресурсам, понимаемым в широком смысле слова, правомерно относить также собственный капитал и привлеченные денежные средства коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, а также денежного сбережения домашних хозяйств.

    Финансовые ресурсы — совокупность денежных средств, формируемых с целью финансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет различных источников, которые принято подразделять на собственные и заемные, внутренние и внешние (см. Источники формирования финансовых ресурсов). Процесс формирования ресурсов осуществляется на основе специально разрабатываемой финансовой политики (см. Политика формирования собственных финансовых ресурсов; Политика привлечения заемных средств).

    Одним из элементов финансовых ресурсов являются финансовые резервы, которые представляют собой денежные средства, которые сознательно отвлекаются из хозяйственного оборота и предназначенные для использования в случаях сбоев в процессах общественного воспроизводства.

    Актуальным вопросом совершенствования финансовых отношений является вопрос об установлении рационального соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами. Высокий уровень централизации налогов и других обязательных платежей приводит к росту финансовых ресурсов государственного сектора и, соответственно, к уменьшению финансовых ресурсов предприятий, что в свою очередь негативно отражается на результатах их деятельности.

    Ресурсы финансов

    Ресурсы финансов, по определению, это совокупность абсолютно всех денежных средств, которые имеются в государстве. Оценивая финансовые ресурсы, следует учитывать активы, имеющиеся не только у государственных структур и государственных предприятий, но и те средства, которые имеют предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, работающие на территории этой страны, а также денежные средства, находящиеся на руках у населения. Финансовые ресурсы зачастую рассматриваются в первую очередь как запасы или скорее как источники целевого назначения.

    Особенность финансовых ресурсов в том, что они постоянно находятся в зоне интересов, как субъектов хозяйствования, так и государства, поскольку развитие промышленности, сельского хозяйства, да и общества в целом напрямую зависит от их наличия и количества, а также эффективности их использования.

    Составляющие элементы финансовых ресурсов

    В соответствии с современной классификацией все средства, образующие финансовые ресурсы, можно разделить на две большие структурные составляющие. Это:

    • централизованные фонды;
    • а также децентрализованные ресурсы.

    Под централизованными фондами подразумеваются ресурсы финансов, которые находятся в государственном бюджете, а также различных государственных не бюджетных фондов и внебюджетных фондов органов самоуправления на местах. Кроме того, в формировании финансовых ресурсов централизованного фонда принимают участие ресурсы Национального банка, страховых организаций с государственной формой собственности, а также кредитные государственные учреждения.

    Ресурсы финансовой системы включают в себя и денежные фонды работающих предприятий — эта группа финансов составляет децентрализованный фонд. В экономической системе очень важно соотношение между величиной соотношения объемов этих двух составляющих финансовых ресурсов, которое складывается на микро-уровне (то есть, на уровне ресурсов внутри предприятия) и макро-уровне (сумма отчислений в бюджет и т.п.) В экономической системе административно-командного типа высока централизация финансовых ресурсов, в зависимости от которых, в рыночных условиях усиливаются и становятся более значимыми источники наполнения ресурсов, относящиеся к ресурсам децентрализационных фондов. Однако, в любом случае источник финансовых ресурсов, как централизованных и децентрализованных, — это чистый доход субъектов хозяйствования всех форм собственности, именно эти средства, так или иначе, формируют и бюджет государства, и бюджет самого субъекта хозяйствования. Более того, самым важным в формировании финансовых ресурсов является то, насколько эффективно происходит управление капиталом.

    Тем не менее, следует различать структуру финансовых ресурсов и структуру общегосударственного продукта, поскольку основные компоненты не идентичны элементам ресурсам всего общества. В общей сложности можно выделить основные финансовые ресурсы в виде трех основных составляющих.

    • В первую группу входят сборы в Пенсионный фонд, фонды занятости и социального страхования, в различные внебюджетные фонды, имеющиеся при органах местного самоуправления, а также доходы, которые получает предприятие от внешнеэкономической деятельности.
    • Во вторую группу включаются финансовые ресурсы, являющиеся на самом деле частью фонда потребления, и выражают в денежном эквиваленте стоимость чистого дохода, который удалось создать в стране. Сюда включаются как прямые, так и косвенные налоги с работающих граждан. Это подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на промысел, акциз, плата за землю, налог, взимаемый с собственников транспортных средств, группа налогов и сборов местного значения.
    • Третья группа — это те ресурсы, которые включаются в себестоимость производимых товаров и услуг. Это отчисления на амортизацию, плата за использование недр (например, воды), отчисления на геологические исследование и т.п.

    Предназначение финансовых ресурсов

    Расчет финансовых ресурсов — это не праздное занятие. Фактически ресурсы финансовой системы имеют строгое предназначение и используются в следующих целях.

    • Выполнение общегосударственных потребностей. Под потребностями государственного уровня понимают защиту окружающей среды, оборону, науку, медицину внешнеэкономическую деятельность, формирование необходимых резервов, социальную защиту населения, развитие сельского хозяйства и тому подобное.
    • Поддержка и стимулирование, а также расширение и развитие производства. Под этим понимают не только приобретение новых средств производства, оборудования и технологий, но и выплату заработной платы.
    • Выполнения обязательств финансового плана. Это различные кредитные и страховые платежи, оплата товаров и услуг, выплата дивидендов, ренты, роялти.
    • Финансирование затрат различного типа в том числе и непредвиденных.

    Проблемы и пути увеличения финансовых ресурсов

    Ресурсы финансовой системы не безграничны. Поскольку формирование, а также увеличения финансовых ресурсов относятся к жизненно важным проблемам, как государства, так и отдельного предприятия, они являются приоритетными, особенно, в кризисный период. В экономической теории принято выделять три основных подхода по увеличению финансовых ресурсов:

    • Внешние займы.
    • Денежная эмиссия.
    • Продажа части имущества, принадлежащего государству.

    На практике в современных условиях применяются все три способа, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. В первом и втором случае, государство, по сути, обкладывает своих граждан дополнительным налогом, идущем в первом случае на выплату процентов по кредиту, а во втором — налог приходит к гражданам в виде инфляции. Третий вариант, он является наиболее приемлемым, однако он возможен лишь в том случае, когда в государственной собственности перебывает значительная часть активов государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector