Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство и финансовый рынок

Государство и финансовый рынок

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с рыночной экономикой занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в США или Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в России.

Вместе с тем международный финансовый кризис, начавшийся в 1997 г., наглядно продемонстрировал, что методы регулирования финансового рынка перестают соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых рынков.

Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки. Поэтому роль органов государственного регулирования возросла с увеличением финансовых потоков, расширением финансовых инструментов рынка, появлением новых его участников.

Особенности финансового рынка России

Так называемые новые финансовые рынки (emerging markets) в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют некоторые особенности. Для них в настоящее время существует больше возможностей привлечения внешнего капитала и информации об опыте других стран, чем в период формирования финансовых рынков развитых стран в прошлом. Поэтому процессы на новых рынках характеризуются резкими колебаниями и более быстрым темпом развития.

В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложение в продуманные экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные возможности для. развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода на российский финансовый рынок корпоративных эмитентов.

Произошла также переоценка роли финансового рынка. Он уже не рассматривается в качестве локомотива дальнейшего развития экономики в целом. Более того, становится все очевиднее, что именно развитие реального сектора экономики, переход производителей к преимущественному использованию денежных форм расчетов должны стать прелюдией к эффективному расширению операций финансово-кредитных институтов с реальным сектором и последующему оживлению работы финансового рынка.

К особенностям российского финансового рынка относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка ценных бумаг государство не только исходит из потребностей экономики и доступности инвестиций, но и ориентируется на учет потребностей населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности финансовых пирамид, обманувших вкладчиков. Для решения этих вопросов был разработан и в марте 1999 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг обращаются средне- и долгосрочные ценные бумаги. Под ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

Ценные бумаги принято называть фиктивным капиталом по той причине, что они являются представителями реального капитала (реальных фондов) и в определенной мере отражают их величину.

В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы.

Виды ценных бумаг

В рыночной экономике функционирует множество видов ценных бумаг. Их можно классифицировать по нескольким признакам.

Один из них — различные группы эмитентов. Обычно выделяют три такие группы: государство, частный сектор и иностранные субъекты. Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством, министерствами и ведомствами или муниципальными органами власти.

Ценные бумаги частного сектора принято делить на корпоративные и частные. Корпоративные ценные бумаги выпускаются негосударственными предприятиями и организациями. Частные ценные бумаги могут выпускаться физическими лицами (например, векселя или чеки).

Иностранные ценные бумаги эмитируют нерезиденты страны. Ценные бумаги можно разделить на именные и предъявительские. Имя владельца ценной бумаги регистрируется в специальном реестре, который ведется эмитентом или внешним независимым реестродержателем. Ценная бумага на предъявителя не регистрируется на имя владельца у эмитента.

Еще один признак классификации ценных бумаг — по их экономической природе. В этом случае выделяются: свидетельства о собственности (акции, чеки, денежные сертификаты); свидетельства о займе (облигации, векселя); контракты на будущие сделки (фьючерсы, опционы).

Все эти три вида ценных бумаг существуют и обращаются в России (табл. 24.1).

Виды ценных бумаг, обращающихся на российском фондовом рынке

Государство и финансовый рынок;

Государство может выступать кредитором и заемщи­ком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже бо­лее широкие экономические мероприятия.

Государство также может поощрять и защищать развитие рынка капитала, от состояния которого в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной эко­номики. В первую очередь, такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завер­шенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Эти­ми вопросами в странах с рыночной экономикой специально занимаются такие учреждения, как Комиссия по ценным бу­магам и биржам (в США) или Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в России). В отдельных странах (например, в европейских) государство принимает непосредственное участие в создании и поддержании рынков отдельных финансовых ак­тивов 1 , и даже фондовые биржи в ряде случаев являются го­сударственными учреждениями. Возможны также и “защитные” законы и постановления, ограждающие национальные финан­сово-кредитные институты от иностранного проникновения и излишней конкуренции.

Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг обращаются средне- и долгосрочные ценные бумаги. Под ценной бумагой понимается документ, удо­стоверяющий с соблюдением установленной формы и обяза­тельных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею пра­ва в совокупности. К ценным бумагам относятся облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, ак­ции, ценные государственные бумаги и другие документы.

Читать еще:  Налоги и фискальная политика государства

Ценные бумаги можно разделить на бумаги с фикси­рованным и нефиксированным доходом, государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги. Есть и смешанные формы.

Ценные бумаги с фиксирован­ным доходом (их называют также дол­говыми обязательствами) представлены облигациями, депозит­ными сертификатами, чеками и векселями.

Облигации — долговые обязательства акционерных об­ществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они явля­ются свидетельством того, что выпустившая их компания яв­ляется должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по на­ступлении срока выплаты — погасить свой долг перед владель­цем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (но не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмот­ренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Депозитный сертификат — финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свиде­тельством этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющим право вкладчика на получение депо­зита. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента. Депозитные сертификаты повсеме­стно принимаются инвесторами, различными компаниями и учреждениями.

Сберегательный сертификат — письменное обяза­тельство о депонировании денежных средств физическим лицом в кредитном учреждении, удостоверяющее право вкладчика на получение вклада и процента по нему. Различают сберегатель­ные сертификаты именные и на предъявителя.

Чек — денежный документ установленной формы, содер­жащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате его держателю указанной в чеке суммы. Как правило, плательщиком по чеку выступает банк или другое кредитное учреждение, имеющее такое право.

Вексель — необеспеченное обещание корпорации-долж­ника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему.

Этот вид ценных бумаг стоит на последнем месте среди дол­говых обязательств фирмы.

Ценные бумаги с нефиксированным дохо­дом — это прежде всего акции, т.е. ценные бумаги, удосто­веряющие владение паем в капитале акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивиденда. По российскому законодательству акция — эмиссионная цен­ная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде ди­видендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Наряду с центральным правительством и его органами цен­ные бумаги для кредитования задолженности выпускают мест­ные органы власти. Это уже иной тип ценных бумаг — му­ниципальные облигации. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к опре­деленному сроку с выплатой фиксированных процентов. Му­ниципальные облигации выпускаются и в России.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпу­ска, срокам погашения, размерам процентной ставки. В опре­деленном смысле это альтернатива денежной эмиссии и, сле­довательно, инфляции в случае дефицита государственного бюд­жета.

Фондовая биржа и внебиржевой рынок

Акции и облигации стали популярным средством вложения благодаря тому, что их можно выгодно продать. Продаются и покупаются они на рынке ценных бумаг, именуемом иначе фондовым. Существует два основных типа фондового рынка — биржевой и внебиржевой.

Те, кто берет на себя функцию проведения операций с цен­ными бумагами, становятся посредниками, или, говоря по-дру­гому, профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Действовать они могут как на бирже, так и вне ее, поскольку далеко не все бумаги котируются на фондовых биржах. Про­странственно посредники разобщены, но они связаны между собой и образуют единое целое, постоянно вступая в контакт друг с другом. Именно это единое целое называется рынком ценных бумаг.

В отдельно взятой фондовой сделке (на фондовой бирже или вне ее) задействованы три стороны: продавец, покупатель и посредник. Посредник может действовать двояко. Во-первых, приобретая за свой счет ценные бумаги, он становится на время их владельцем и получает доход в виде разницы между курсами покупки и продажи. Таких посредников называют дилерами. Во-вторых, он может работать как поверенный или за опре­деленный процент от суммы сделки, т. е. за комиссионное воз­награждение, просто принимая от своих клиентов поручения на куплю-продажу ценных бумаг. В этом случае он именуется брокером или управляющим. Кроме того, он от своего имени совершает операции с переданными ему в доверительное уп­равление на определенный срок чужими ценными бумагами.

России развиваются все виды профессиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг. Помимо дилерской и брокерской деятельности это: клиринг (деятельность по определению вза­имных обязательств на рынке ценных бумаг), депозитарная де­ятельность (хранение сертификатов ценных бумаг), деятель­ность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и другие посреднические услуги..

Традиционно наиболее представительным рынком ценных бумаг являются фондовые биржи. Фондовая биржа представляет собой орга­низованную определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бума­гами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи.

Биржа строго следит за тем, чтобы никто из продавцов или покупателей не мог диктовать цены. Наконец, все сделки за­ключаются методом открытого торга и о каждой из них пре­доставляется полная информация. Сначала она поступает на электронное табло биржи, а затем публикуется в печати.

Фондовые ценности — это ценные бумаги, с кото­рыми разрешены операции на бирже. Торговля ведется или партиями, на определенную сумму, или по видам, при этом сделки заключаются без наличия на бирже самих ценных бумаг.

Биржи подразделяются на товарные (оптовые сделки с зер­ном, металлами, нефтью и другими так называемыми бирже­выми товарами), валютные и фондовые (операции с ценными бумагами).

Совершенно очевидно, что существование внебиржевого рынка ценных бумаг необ­ходимо. На нем представлено немало солидных фирм, чьи размеры “не дотягивают” до биржевых стандартов. Внебиржевой рынок является также “инкубатором”, где выращиваются ком­пании, акции которых со временем перемещаются на биржу.

В отличие от биржи внебиржевой рынок не локализован и представляет собой взаимосвязанную сеть фирм, ведущих опе­рации с ценными бумагами.

В России основной оборот ценных бумаг приходится на внебиржевой рынок.

Главная особенность внебиржевого рынка заключается в си­стеме ценообразования. Фирма, ведущая операции с ценными бумагами вне биржи, действует следующим образом: она по­купает их на собственные средства, а затем перепродает. С клиента не взимается комиссионная плата, как на бирже, но ценные бумаги продаются ему с надбавкой к цене, по которой они были приобретены фирмой, либо покупаются со скидкой по отношению к той цене, по которой они в дальнейшем будут перепроданы. Такая наценка или скидка и образует прибыль посреднической фирмы.

Читать еще:  Финансовые функции государства

Через внебиржевой рынок проходит основная продажа об­лигаций государственных займов и акций мелких фирм, не включенных в биржевые списки. Внебиржевая торговля цен­ными бумагами осуществляется посредством личных и теле­фонных контактов, а также через электронный внебиржевой рынок, включающий специальные компьютерные телекомму­никационные системы.

Биржевой механизм, разработанный еще в средние века, менее гибок по сравнению с внебиржевым. Безусловно, тех­нический процесс ведет к развитию систем внебиржевой тор­говли, которые более дешевы, гибки и эффективны. Но их основные характеристики — информационная прозрачность, гарантированность и надежность — уступают биржевым. Имен­но эти качества и создают определенные преимущества для биржевой торговли на этапе становления фондового рынка.

Финансовый рынок

В современной экономической науке под понятием «финансовый рынок» понимается система экономических отношений, занимающаяся аккумуляцией, направлением и перераспределением всевозможных денежных активов – мировых валют, акций, ценных бумаг. Существуют две основные модели финансовых рынков:

  1. Развитие финансового рынка
  2. Деятельность финансового рынка
  3. Инструменты финансового рынка
  4. Регулирование финансовых рынков
  5. Организация финансового рынка
  • Континентальная финансовая система, базирующаяся на банковском финансировании;
  • Англо-американская модель, в основе которой лежит система институциональных инвесторов, ориентированная на рынок ценных бумаг.

В XXI веке началась конвергенция рынков, вследствие чего происходит постепенное сближение и взаимопроникновение данных систем.

Развитие финансового рынка

Главной функцией финансового рынка является сбор и перераспределение между отраслями, странами, областями, секторами экономики и институциональными единицами мировых финансовых ресурсов. В настоящее время развитие финансового рынка идет высокими темпами, поскольку уровень интеграции локальных рынков и экономик в мировую экономику достаточно высок. Основным объектом сделок купли-продажи на финансовом рынке являются различные финансы, поэтому, в зависимости от формы финансовых активов финансовый рынок делится на следующие сектора:

  • Валютный рынок;
  • Кредитный рынок;
  • Рынок инвестиций;
  • Фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
  • Страховой рынок.

Деятельность финансового рынка

Деятельность финансового рынка заключается в перераспределении на платной основе финансовых активов. Также финансовый рынок является точным индикатором, отражающим в целом состояние экономики (мировой или локальной). Эффективность деятельности финансового рынка определяется набором экономических показателей, к которым относится валютный курс, госдолг, уровень инфляции, объем денежной массы, профицит/дефицит госбюджета и сальдо платежного баланса. Важнейшими аспектами деятельности финансового рынка являются межвременная торговля, перелив капитала, экономия издержек обращения и способствование процессу непрерывного производства в рамках экономических циклов.

Инструменты финансового рынка

Основная функция финансового инструмента – это гарантирование получения денег в результате его передачи или продажи. Финансовые инструменты подразумевают возникновение у одной стороны финансовых обязательств, а у другой стороны – финансовых активов. В качестве используемых инструментов финансового рынка применяются денежные обязательства. Такие обязательства есть у экономических субъектов и закреплены на уровне законодательства. Финансовые инструменты могут быть обезличенными (на предъявителя) и именными. К ним относятся:

Регулирование финансовых рынков

Стабильное функционирование и успешное развитие экономики обеспечивается грамотным регулированием финансовых рынков. В мировой экономической практике существуют две основные модели регулирования финансовых рынков:

  • Основные функции контроля переданы СРО (саморегулирующимся организациям);
  • Основные функции контроля возложены на государственные институты.

В Российской Федерации функционирует государственная модель регулирования, в которой регулятивную деятельность осуществляют Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов и Центральный банк.

Организация финансового рынка

Основными участниками финансового рынка являются фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды, производственные и торговые компании. По функциям все участники делятся на инвесторов, эмитентов, предпринимателей, игроков, спекулянтов, хеджеров и арбитражеров. Значительную роль в обслуживании и организации финансового рынка играют так называемые финансовые посредники, которые экономят денежные ресурсы и обеспечивают стабильное финансирование нужд. К посредникам относятся банки и кредитные учреждения (кооперативы, союзы и ассоциации), а также инвестиционные компании, пенсионные фонды и страховые организации. Функции финансовых посредников сводятся к принятию и аккумулированию денежных средств под определенный процент.

Билет 27. Государство на финансовом рынке: цели, функции, экономические рычаги. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Основная цель государственной политики по развитию финансового рынка состоит в том, чтобы увеличить доступ к финансовым услугам, сокращая число тех, кто вынужден отказаться от их использования в силу неоправданно высокой стоимости, каких-либо дискриминационных ограничений или несоответствия требованиям потенциальных клиентов.

1) выявление недостатков в той или иной области финансового рынка;

2) поддержка эффективных и упорядоченных сегментов рынка;

3) защита потребителей финансовых рынков и услуг;

4) стабилизация финансовой системы и поддержка доверия и уверенности в её стабильности.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей .

Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям). Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

Эмиссия ценных бумаг — установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.

Существуют особенности эмиссии государственных и муниципальных долговых обязательств. Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Читать еще:  Правовые основы государственного финансового контроля

Генеральные условия должны включать указание на:

— вид ценных бумаг;

— форму выпуска ценных бумаг;

— срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

— особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

— ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

Эмитент принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии, включающие указание на:

— вид ценных бумаг;

— минимальный и максимальный сроки обращения;

— номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;

— порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

— размер дохода или порядок его расчета

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:

— о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

— о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

— об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных

Условия эмиссии подлежат обязательной государственной регистрации. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.

Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию государственных долговых обязательств, возникших в результате эмиссии, регулируются бюджетным законодательством РФ.

Эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств. Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.

Допускается установление перечня имущества, подлежащего реализации, для исполнения обязательств по указанным ценным бумагам. Информация о перечне указанного имущества должна содержаться в решении о выпуске.

Обращение государственных ценных бумаг. Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Инфраструктура финансового рынка. Банковская система — центральное звено инфраструктуры финансового рынка. Структура банковской системы. Ссудный потенциал банковской системы. Денежный и депозитный мультипликаторы.

Рыночной экономике необходима инфраструктура — система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки. В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конкуренции не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура — кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности.

Банковская система является центральным звеном этой кредитной инфраструктуры. В российской экономики банковская система имеет двухъярусное строение: первый ярус — центральный (государственный) банк, второй — коммерческие, ипотечные (кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование нововведений), инвестиционные и другие, управляемые центральным банком.

Финансовый рынок

В современной экономической науке под понятием «финансовый рынок» понимается система экономических отношений, занимающаяся аккумуляцией, направлением и перераспределением всевозможных денежных активов – мировых валют, акций, ценных бумаг. Существуют две основные модели финансовых рынков:

  1. Развитие финансового рынка
  2. Деятельность финансового рынка
  3. Инструменты финансового рынка
  4. Регулирование финансовых рынков
  5. Организация финансового рынка
  • Континентальная финансовая система, базирующаяся на банковском финансировании;
  • Англо-американская модель, в основе которой лежит система институциональных инвесторов, ориентированная на рынок ценных бумаг.

В XXI веке началась конвергенция рынков, вследствие чего происходит постепенное сближение и взаимопроникновение данных систем.

Развитие финансового рынка

Главной функцией финансового рынка является сбор и перераспределение между отраслями, странами, областями, секторами экономики и институциональными единицами мировых финансовых ресурсов. В настоящее время развитие финансового рынка идет высокими темпами, поскольку уровень интеграции локальных рынков и экономик в мировую экономику достаточно высок. Основным объектом сделок купли-продажи на финансовом рынке являются различные финансы, поэтому, в зависимости от формы финансовых активов финансовый рынок делится на следующие сектора:

  • Валютный рынок;
  • Кредитный рынок;
  • Рынок инвестиций;
  • Фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
  • Страховой рынок.

Деятельность финансового рынка

Деятельность финансового рынка заключается в перераспределении на платной основе финансовых активов. Также финансовый рынок является точным индикатором, отражающим в целом состояние экономики (мировой или локальной). Эффективность деятельности финансового рынка определяется набором экономических показателей, к которым относится валютный курс, госдолг, уровень инфляции, объем денежной массы, профицит/дефицит госбюджета и сальдо платежного баланса. Важнейшими аспектами деятельности финансового рынка являются межвременная торговля, перелив капитала, экономия издержек обращения и способствование процессу непрерывного производства в рамках экономических циклов.

Инструменты финансового рынка

Основная функция финансового инструмента – это гарантирование получения денег в результате его передачи или продажи. Финансовые инструменты подразумевают возникновение у одной стороны финансовых обязательств, а у другой стороны – финансовых активов. В качестве используемых инструментов финансового рынка применяются денежные обязательства. Такие обязательства есть у экономических субъектов и закреплены на уровне законодательства. Финансовые инструменты могут быть обезличенными (на предъявителя) и именными. К ним относятся:

Регулирование финансовых рынков

Стабильное функционирование и успешное развитие экономики обеспечивается грамотным регулированием финансовых рынков. В мировой экономической практике существуют две основные модели регулирования финансовых рынков:

  • Основные функции контроля переданы СРО (саморегулирующимся организациям);
  • Основные функции контроля возложены на государственные институты.

В Российской Федерации функционирует государственная модель регулирования, в которой регулятивную деятельность осуществляют Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов и Центральный банк.

Организация финансового рынка

Основными участниками финансового рынка являются фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды, производственные и торговые компании. По функциям все участники делятся на инвесторов, эмитентов, предпринимателей, игроков, спекулянтов, хеджеров и арбитражеров. Значительную роль в обслуживании и организации финансового рынка играют так называемые финансовые посредники, которые экономят денежные ресурсы и обеспечивают стабильное финансирование нужд. К посредникам относятся банки и кредитные учреждения (кооперативы, союзы и ассоциации), а также инвестиционные компании, пенсионные фонды и страховые организации. Функции финансовых посредников сводятся к принятию и аккумулированию денежных средств под определенный процент.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector