Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные финансы государственный бюджет

Государственные финансы и бюджет

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты выполнение его политических и экономических функций. Для реализации этих функций государство использует денежные ресурсы, называемыегосударственными финансами. Финансовая система играет важную роль в решении социальных задач, так как связана с перераспределением национального дохода. Финансы – это система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств.

Для современных финансов характерны следующие черты:

· это денежные отношения;

· носят распределительный характер;

· распределение национального дохода происходит через денежные фонды.

Финансовая система – это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций. Основными звеньями финансовой системы являются: государственный бюджет, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Бюджетная система – основа государственных финансов. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально-экономического развития и соблюдения пропорции между движением материальных и финансовых ресурсов. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Бюджет имеет расходную и доходную части. Соотношение статей доходов и расходов определяет структуру бюджета. Доходы государственного бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов.

Государственные доходы — это текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора к государственному. Субъекты, обеспечивающие поступление доходов: домашние хозяйства и бизнес, административно-территориальные единицы, заграничные источники, другие общественные институты.

Формы получения доходов государственного бюджета: налоговые, неналоговые, постоянные и чрезвычайные. В соответствии с этим выделим доходные статьи государственного бюджета: налоги, поступления из внебюджетных фондов; государственные займы, неналоговые поступления от государственной деятельности. Основным источником формирования бюджета являются налоги.

Расходы бюджета ‑ представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность бюджета проявляется во многих видах расходов. Каждый вид расходов обладает количественной и качественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу, позволяет установить назначение государственных расходов, количественная – их величину.

В соответствии с законодательством государства затраты бюджета направляются на финансирование социальных расходов (образование, наука, здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, национальная оборона), экономических расходов (поддержка базовых отраслей, содействие малому бизнесу, городское и региональное развитие). Внешнеэкономическая деятельность: обслуживание государственного долга, управление и т.д. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, хозяйственного и социального регулирования. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики; национальную конкурентоспособность в условиях мирового рынка.

Разность между доходами и расходами бюджета называютбюджетным сальдо. Если доходы превышают расходы – бюджетное сальдо положительное. В случае превышения расходов над доходами налицо отрицательное бюджетное сальдо илибюджетный дефицит.

Государственные финансы и государственный бюджет. Принципы бюджетно-финансовой политики

ТЕМА 13. Государственные финансы и бюджетно-финансовая политика

Основные понятия

Эффект процентной ставки

Эффект чистого экспорта

Равновесный уровень производства

Предельная склонность к потреблению

Предельная склонность к сбережению

Государственные финансы и государственный бюджет. В современной смешанной экономике рыночный механизм дополняется активным государственным регулированием. Решение общенациональных экономических проблем может быть обеспечено лишь в том случае, если у государства есть собственные финансовые рычаги. Финансы — это система денежных ресурсов правительства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Отношения по поводу образования, распределения и использования денежных фондов называют финансовыми отношениями.

Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования). Ведущим звеном финансовой системы является бюджет государства. Государственный бюджет — это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами.

При формировании государственного бюджета необходимо выполнять два основных принципа:

1) соблюдать баланс доходов и расходов.

2) поддерживать баланс финансовых интересов центрального правительства и местных властей.

Структура доходов и расходов государственного бюджета. Государственные бюджеты утверждаются парламентами, т.е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В любой стране мира представление парламенту государственного бюджета является крупнейшим политическим событием. Никакие другие документы — программы, заявления, обещания — не раскрывают настоящих намерений правительства так, как это способен сделать бюджет.

Доходы государственного бюджета формируются с помощью сложной системы налогов. Структура доходов принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой (рис. 13-1).

Рис. 13-1. Основные источники доходов госбюджета

Направления использования собранных центральным правительством средств в государствах со смешанной экономикой также сходны (рис. 13-2).

Рис. 13-2. Основные направления расходов госбюджета

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы превышают расходы, разница называется положительным сальдо бюджета. Если, напротив, бюджетные расходы больше доходов, то разницу называют отрицательным сальдо (или дефицитом), а сам бюджет — дефицитным.

Бюджетный дефицит. Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов. Если образуется и растет бюджетный дефицит, это может быть сигналом «заболевания» экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

1) циклический спад производства, который влечет за собой снижение доходов и, соответственно, уменьшает налоговые сборы. Дефицит, вызванный такими причинами, называется циклическим.

2) изменения в фискальной политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, в период предвыборной кампании возрастают расходы на социальные нужды), то образуется структурный дефицит.

Механизм покрытия бюджетного дефицита включает в себя следующие элементы:

• выпуск дополнительных денег в обращение для покрытия государственных расходов;

• заем недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (выпуск краткосрочных векселей и долгосрочных облигаций).

К активной форме дефицита относят те расходы, которые стимулируют социально — экономическое развитие страны: ускоряют научно — технического прогресса, активизируют предпринимательство и т. п. К пассивной форме дефицита относят расходы на социальную сферу, в том числе на увеличение пенсий и пособий, на образование, здравоохранение, управление, оборону, содержание служб безопасности и т. д.

Бездефицитность бюджета сама по себе не. означает еще «здоровья» экономики. Главное — определить, по каким причинам возникает дефицит и стимулирует ли он инвестиции.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Основные концепции регулирования бюджетного дефицита. Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. Эта концепция, однако, уязвима. Допустим, в экономике наметился спад. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сочетать обе эти меры. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а значит, дальнейший спад в экономике. Такое направление бюджетной политики может решать только текущие экономические задачи, но не способно решать перспективные. В России правительство Е. Гайдара проводило бюджетную политику, базирующуюся практически на первой концепции. Но ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. В период спада правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, тем самым стимулируя совокупный спрос и подъем экономики. В период подъема правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.

Эта концепция имеет один очень существенный недостаток: она не учитывает, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Читать еще:  Государственные финансы состоят из

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача — это обеспечение макроэкономической стабильности. Она может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Стабильность экономики связана с действием следующих факторов :

1. Механизм налоговой системы автоматически увеличивает поступления в бюджет по мере экономического роста, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост. Следовательно, дефицит бюджета должен постепенно сокращаться.

2. Правительство имеет практически неограниченную возможность финансировать дефицит бюджета.

3. Процветающая экономика сглаживает негативные последствия бюджетного дефицита. Богатая нация может более легко выдержать бремя дефицита, чем бедная нация.

Следует отметить, что именно вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики развитых государств. Практически все они живут в условиях дефицитных бюджетов. Однако есть границы бюджетного дефицита, за которыми резко возрастают отрицательные последствия для экономики. Считается, что неопасная величина бюджетного дефицита не превышает 2 % внп.

Проблемы, вызванные бюджетным дефицитом. Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к займам у населения, выпуская государственные облигации. Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты Международного валютного фонда предоставляются России с условием, что правительство России должно неукоснительно сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России будет иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению. Он приводит прежде всего к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 всех процентов по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

1. Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка огромные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

2. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (при выплате про центов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

3. Рост государственного долга усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне, в перспективах экономического и социального развития. Внешний долг России в середине 90-х годов оценивается суммой более 120 млрд. долл.

Борьба с бюджетным дефицитом. В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долгприобретают особо крупные масштабы (с такой ситуацией столкнулась в настоящее время Россия), правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита. Для этого должны быть использованы следующие мероприятия:

1)сокращение государственных расходов, прежде всего на оборону;

2) сокращение дотаций из бюджета;

3) сокращение социальных программ;

4) сокращение аппарата управления и расходов на его содержание;

5) создание негосударственных внебюджетных фондов.

Взаимоотношения федерального бюджета и местных бюджетов. Принципы построения государственного бюджета зависят от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств строится из двух звеньев: правительственного бюджета и бюджетов местных органов власти (городов, графств, дистриктов и т.д.). Бюджетная система федеративных государств, (например, США и России) строится по принципу фискального федерализма. Она включает третье звено — бюджеты административных образований, из которых состоит сама федерация (штатов, земель, провинций, областей, республик и т.д.).

В настоящее время Россия и большинство стран СНГ переходят к построению своих бюджетов в соответствии с упомянутым принципом фискального федерализма. Проведение этого принципа в жизнь предполагает:

1) экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;

2) создание целевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;

3) наличие системы субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются для погашения расходов, если собственные доходы региона слишком низки.

Осуществление принципа фискального федерализма предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями властных структур. Например, центральное правительство осуществляет расходы, касающиеся нации в целом (расходы на оборону, внешнюю политику), а местные органы власти самостоятельно финансируют школы, охрану общественного порядка, уборку улиц и т.д.

Между правительством и местными (республиканскими, автономными и т. д.) властями часто идет борьба по бюджетно-финансовым проблемам. Каждый участник конфликта стремится забрать себе максимальную долю доходов и минимизировать свое участие в расходах. Чтобы не доводить это противоборство до сепаратистского «бунта», следует соблюдать два принципа фискального федерализма:

1) собственные (независимые от воли Центра) доходы местных властей должны быть пропорциональны объему их властных полномочий;

2) если расходы местных властей объективно велики, то они должны покрываться целевыми субвенциями, которые выделяет федеральное правительство.

Для реализации этих принципов необходимо правильно и четко разграничить доходы разных властей. В одних случаях используют метод разграничения налоговых источников. Например, в США налог на добавленную стоимость целиком идет в местные бюджеты, а таможенные пошлины — только в федеральный бюджет. Чаще, однако, применяют метод долевого участия в доходах. Например, в ФРГ доходы от налога на прибыль делят поровну между федеральным и местным бюджетами.

Государственные финансы государственный бюджет

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В РФ к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

· Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Читать еще:  Государственная пошлина это какой налог

Доходы формируются за счет:

  • налогов , взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные цели;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Их появление произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета — в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фонды.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов таких фондов объясняется рядом причин: 1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; 2) будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль; 3) внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т. е, при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Способы создания и методы формирования. Внебюджетные фонды создаются двумя путями: 1) выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; 2) формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

§ специальные налоги и сборы,

§ средства из бюджета и займы.

Основной метод — специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов.

Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

1) в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

2) увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3) координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг

6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой.

Финансы выполняют ряд функций:

аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства;

регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов;

распределительная – в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т. д.;

контрольная – в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам.

1. Между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

2. Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

3. Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

4. Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

5. Между государством и общественными организациями.

6. Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В финансах различают три составные части:

1. Финансы населения.

2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

3. Общегосударственные, т. е. централизованные финансы.

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.

Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.

Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, НИОК и НТ программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существуют два принципа.

Первый называется демократическим централизмом и присущ административно-командной системе (в прошлом – СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

Второй принцип называется фискальным федерализмом. Он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т. д.

Различают 3 состояния госбюджета:

Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;

Дефицитное, когда расходы превышают доходы;

Профицитное, если доходы превышают расходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. Меры по снижению бюджетного дефицита:

2. Переход от финансирования к кредитованию.

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) выпуск госзаймов;

2) ужесточение налогообложения;

3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт – это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать взаймы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Государственные финансы: бюджет, внебюджетные фонды, кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей.

Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного назначения осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющим силу после его утверждения Федеральным Собранием как федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Одним из звеньев общегосударственных финансов является государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30

внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60 % доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тысяч территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников. Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 года совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector