Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное финансирование строительства

Государственное финансирование

Выделяют четыре основных способа участия государства в финансировании инвестиций:

1 При финансировании путем предоставления грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект, научно-исследовательскую разработку, НИОКР, мероприятие на безвозмездной основе.

2 Долевое участие государства (бюджетные инвестиции) предполагает, что оно выступает в качестве долевого вкладчика. (Остальная часть необходимых инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами).

3 Бюджетные (целевые) кредиты предоставляются конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на договорной основе. Государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.

4 При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает коммерческий кредит, а правительство выступает гарантом возврата кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.

Государственная поддержка предоставляется при реализации инвестиционных проектов, направленных:

а) на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации;

б) на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы;

в) на обеспечение реализации институциональных преобразований.

По данным направлениям государственная поддержка может предоставляться и для разработки проектной документации соответствующих инвестиционных проектов.

Государственная поддержка инвестиционных проектов может осуществляться в следующих формах:

1. Софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;

2. Направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

3. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты коммерческим организациям, участвующим в проекте в пользу кредитных организаций.

Размер государственных гарантий составляет до 60 процентов фактически предоставляемых кредиторами средств для реализации инвестиционного проекта. Государственные гарантии предоставляются на срок действия кредитных обязательств, но не более чем на 5 лет.

Условием получения государственной поддержки является предоставление коммерческими организациями, участвующими в реализации инвестиционного проекта, средств в размере не менее 25 процентов сметной стоимости инвестиционного проекта.

4в. Лизинговые операции в инвестиционной деятельности.

Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Объектом лизинга м.б. любое непотребляемое имущество, используемое для предпринимательства.

Классификация видов лизинга:

1. В зависимости от условий амортизации:

Финансовый лизинг — вид лизинга, при котором лизинговые платежи покрывают полную или большую часть амортизации оборудования, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. По окончании договора имущество переходит получателю.

При оперативном лизинге срок договора значительно меньше периода амортизации имущества, а расходы лизингодателя не покрываются арендными платежами. Он несет риск потери и порчи имущества. Имущество или возвращается лизингодателю или выкупается по остаточной стоимости.

2. В зависимости от субъектов лизинга:

Прямой, когда изготовитель или владелец имущества выступает лизингодателем.

Косвенный, когда передача имущества идет через посредников.

Возвратный, когда предприятие продает лизинговой компании часть своего имущества, а затем берет его в аренду (т.е. и имуществом пользуется и получает средства от продажи).

3. По типу финансирования:

Срочный – договор заключается на определенный срок;

Возобновляемый, когда договор возобновляется по истечении срока предыдущего договора.

4. По объему обслуживания:

Чистый, когда обслуживание лизингового имущества возлагается на лизингополучателя.

Лизинг с полным набором услуг — обслуживает лизингодатель.

Лизинг с частичным набором услуг лизингодатель принимает на себя отдельные функции по обслуживанию.

Основные преимущества лизинга:

— возможность получить имущество и начать его эксплуатацию без отвлечения значительной суммы средств из хозяйственного оборота;

— возможность обновления техники и технологии, опробования оборудование до его полной оплаты, сезонного использования имущества при экономии финансовых ресурсов;

— обеспечением лизинговой сделки является арендуемое имущество, что разрешает вопрос гарантирования договора;

— имущество учитывается на балансе лизингодателя, а лизинговые платежи относятся на издержки лизингополучателя, что снижает налогооблагаемую прибыль.

— широкий набор услуг: организация и кредитование транспортировки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запчастями, консультационные, координирующие и информационные услуги.

Лизингополучатель платит лизингодателю лизинговые платежи.

Сумма лизинговых платежей:

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС (4.1)

ЛП – общая сумма лизинговых платежей;

АО – амортизационные отчисления за период, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК – плата за кредитные ресурсы, привлекаемые лизингодателем для приобретения имущества — объекта договора;

КВ – комиссионное вознаграждение лизингодателю;

ДУ – плата за дополнительные услуги, оказанные лизингодателем лизингополучателю;

НДС – налог на добавленную стоимость по услугам лизингодателя.

Тема №3: Инвестиционный проект. Эффективность инвестиционного проекта.

1в. Понятие и классификация инвестиционного проекта

2в. Стадии осуществления инвестиционного проекта

3в. Оценка эффективности инвестиционного проекта

1в. Понятие и классификация инвестиционного проекта

С одной стороны инвестиционный проект— это комплекс мероприятий, взаимосвязанных по: цели, времени, ресурсам, персоналу, разработанный с целью получения инвестиционных эффектов.

С другой — это комплекс функционально-правовых, архитектурно-строительных, технико-технологических, расчетно-финансовых, аналитических, договорных и прочих документов, необходимых для основания и проведения работ с целью достижения инвестиционных эффектов.

Виды проектов:

1)по содержанию:

— проекты реабилитации или санации – это проекты фин.оздоровления предприятий, находящихся в кризисной ситуации.

— проекты развития — проект дальнейшего развития устойчиво функционирующих организаций.

2) по масштабу:

3) по продолжительности:

— краткосрочные (до 1 года)

— долгосрочные (свыше 1 года)

2в. Стадии осуществления инвестиционного проекта

Согласно методике UNIDO- департамент промышленного развития ООН выделяют 3 основные стадии осуществления инвестиционного проекта:

Финансирование долевого строительства

Банк России принимает участие в реализации национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Ипотека» и выполнении поручения Президента Российской Федерации по поэтапному замещению средств граждан, привлекаемых для строительства жилья, банковским кредитованием. Благодаря переходу к проектному финансированию строительства жилья покупка недвижимости в строящихся объектах становится безопасней и проще для граждан — деньги дольщиков защищены на счетах эскроу.

Новые механизмы финансирования долевого жилищного строительства, минимизирующие риск для граждан, введены законодательством в 2018 году.

Важный этап реформы реализован 1 июля 2019 года: привлечение средств участников долевого строительства теперь допускается только с использованием счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после этой даты.

Исключение предусмотрено только для объектов строительства, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям (в частности, заключение не менее 10% договоров долевого участия в строящемся объекте, степень готовности объекта — не менее 30%). Заключение о соответствии проекта критериям выдавали соответствующие уполномоченные государственные органы. Такие проекты будут завершены по старой схеме финансирования, а проекты, не соответствующие критериям, — с привлечением средств дольщиков на счета эскроу либо за счет иных источников финансирования.

Распределение всего портфеля проектов долевого строительства можно увидеть в Единой информационной системе жилищного строительства, оператором которой является АО «ДОМ.РФ».

Средства граждан — участников долевого строительства депонируются на счетах эскроу в банках до завершения строительства и регистрации прав на первый объект долевого строительства и только после этого становятся доступны застройщику. Финансирование строительства осуществляется за счет предоставленного банком кредита или собственных средств застройщика.

Закон распространил действие страховой защиты Фонда страхования вкладов на средства, размещенные гражданами на счетах эскроу в сумме не более 10 млн рублей. Средства страхуются в период со дня их размещения на счете эскроу до ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и регистрации права собственности на первый объект долевого строительства, входящего в состав этого дома, или истечения срока депонирования.

Читать еще:  Этапы реализации финансовой политики государства

Высокая защищенность средств граждан — фактор повышения спроса на жилье на первичном рынке, которое строится по такой модели. При этом застройщики обеспечиваются стабильным источником финансирования проекта строительства в виде банковского кредита и не зависят от поступления средств участников долевого строительства.

Для защиты средств граждан, создания механизмов контроля целевого расходования средств участников долевого строительства, привлекаемых непосредственно застройщиками, установлены требования к операциям, которые они могут проводить по счету, куда поступают средства граждан, и к банкам — по контролю за проведением ими банковских операций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2018 № 697 (с изменениями) установлены требования, которым должны соответствовать уполномоченные банки и банки, не имеющие права на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве. В перечень таких банков включаются банки, имеющие кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале не ниже уровня «BBB-(RU)» и (или) «ruBBB-».

При этом для банков с кредитным рейтингом ниже чем «A-» и до «BBB-» включительно устанавливается лимит суммы задолженности по всем договорам о предоставлении целевых кредитов застройщикам в размере не более 20% величины собственных средств (капитала) банка.

Актуальный перечень банков, имеющих право открывать счета застройщикам и счета эскроу, ежемесячно публикуется на сайте Банка России.

Банк России внедрил регулирование, направленное на пересмотр подходов по формированию резервов кредитными организациями при предоставлении кредитов застройщикам с использованием счетов эскроу. Проектный подход позволяет банкам определять объемы формируемых резервов и ставку по кредитам застройщикам с учетом эффективности проекта строительства.

Банк России проводит регулярные встречи с уполномоченными банками и застройщиками с участием представителей Минстроя России, АО «ДОМ.РФ», общественных организаций по вопросам банковского сопровождения и кредитования застройщиков с использованием счетов эскроу, обеспечения оптимального взаимодействия кредитных организаций и застройщиков.

Информация о наличии и характеристиках кредитных продуктов, предлагаемых застройщикам, а также документах, которые следует представлять для получения кредита, может быть получена непосредственно в уполномоченных банках (контактная информация представлена на сайтах банков).

На начало марта текущего года почти 1,5 тыс. проектов в 73 регионах России реализуется по новому механизму финансирования. В половине субъектов Российской Федерации завершено 104 проекта с использованием счетов эскроу. В 43 субъектах 8 банками раскрыты более 4,4 тыс. счетов эскроу. Сумма средств, перечисленных с них застройщикам и банкам в погашение предоставленных кредитов, составляет почти 10 млрд руб.

Финансирование строительства

Финансирование строительства – важная тема, о которой постоянно дискутируют строители, застройщики, заказчики и инвесторы. Давайте вместе разберемся о направлении выделенных средств на капитальную стройку и рассмотрим финансирование строительства, с учетом источников финансирования.

Распределение денежных средств, предназначенных для нового строительства, осуществляется на основе инвестиционных проектов и бизнес-планов заказчика. Инвестиционный проект играeт едва ли не самую главную роль в финансировании строительства. Причем, инвесторы не просто занимаются финансированием строительства, а также выделяют денежные средства на:

  • Техническое перевооружение промышленных предприятий
  • Оснащение и оборудование производственных быстровозводимых зданий
  • Реконструкцию и расширение действующих капитальных объектов строительства

В инвестиционных проектах определяются объемы капитальных вложений и их структура, источники финансирования капиталовложений, показатели их эффективности, с учетом инвестиционных рисков. К примеру, чтобы построить производственную базу, вначале будут определяться такие показатели, как:

  • виды продукции, ее качество и количество
  • размеры производственных мощностей
  • выручка от реализации продукции
  • сроки строительства

Как только эти показатели будут рассчитаны, инвестор тут же включает их в свой бизнес-план, в котором финансирование строительства предусмотрено по месяцам, кварталам и годам.

  • Финансирование строительства может осуществляться без инвестиционного проекта, за счет собственных средств заказчика. А именно:
  • Хозяйственным способом, когда заказчик сам выступает в роли застройщика, сам оборудует и оснащает будущий капитальный объект строительства (вплоть до проведения необходимых монтажных работ по его установке);
  • Подрядным способом, когда заказчик заключает договор Генерального подряда, с разработкой проекта «под ключ» и обслуживанием до окончательной сдачи объекта в эксплуатацию.

Финансирование строительства может осуществляться авансовыми платежами, частичной оплатой за готовые части проекта или уплатой за полностью готовый проект. Финансирование строительства предусматривает договорные цены, рассчитанные из определения стоимости проекта, строительно-монтажных работ, производства металлоконструкций, пуско-наладочных работ по установке оборудования.

Контролируют финансирование строительства заказчик, застройщик, инвестор и специалисты финансовых подразделений Генерального подрядчика. Они проводят сметные расчеты, технико-экономические расчеты, характеризующие целесообразность финансирования строительства и эффективность проекта. Определяют:

  • сроки окупаемости,
  • уровень рентабельности капитальных вложений,
  • график поступлений платежей от заказчика,
  • другие необходимые документы.

После того как пакет документов для финансирования строительства полностью готов, утвержден и подписан, оплата согласована между всеми участника проекта, Генеральный подрядчик начинает свою непосредственную работу.

  • Правильный выбор схемы финансирования строительства если не гарантирует, то существенно увеличивает шансы на успех. Инвестиционный проект − можно назвать кодексом для конкретных участников проекта. Поэтому нет нужды обосновывать его популярность.

Не следует также забывать, что оплата строительства из собственных средств заказчика – единственная схема финансирования строительства, которая была актуальна во все времена. Вы можете позвонить нам по телефону 209-09-40, чтобы осудить всевозможные схемы финансирования и обслуживания «под ключ» проектов из легких металлоконструкций (ЛМК) собственного производства. Будем рады предложить вам готовые проекты и типовые модели быстровозводимых зданий в полной комплектации. Звоните!

Государственное финансирование строительства

Олег Мамаев, президент «Лидер Инвест»:

— Переход на механизм проектного финансирования — это ключевой шаг к цивилизованной работе на рынке жилищного строительства. Участникам рынка придется стать максимально открытыми и прозрачными, что в целом пойдет на благо отрасли. Теперь граждане защищены от рискованных вложений, жилищный сектор имеет надежную схему финансирования, которая страхует покупателя, а добросовестные застройщики будут избавлены от необходимости делиться прибылью, чтобы оплатить последствия работы непрофессионалов.

Людмила Корнева, директор инвестиционного департамента «Интеко»:

— Проектное финансирование позволит решить проблему обманутых дольщиков, даст им гарантии сохранности вложенных средств. Государством будет достигнута важная социальная цель. В процессе приобретения жилья увеличивается роль банков. Теперь они берут на себя часть рисков, связанных с реализацией девелоперских проектов, а также дают покупателям дополнительные гарантии. На рынке произойдет вымывание неэффективных, низкомаржинальных проектов. Застройщики будут повышать качество и конкурентоспособность своего продукта, что даст отрасли дополнительный стимул для развития.

Евгений Романенко, финансовый директор компании «Талан»:

— Существенно снизятся риски для отрасли, что отразится на стоимости фондирования. У застройщиков появляется защита от внешних шоков, так как банк будет выступать своеобразным буфером. Банки станут снижать ставки по ипотеке в целях наполнения собственных эскроу-счетов.

Наталья Козлова, коммерческий директор Tekta Group:

— Новостройки поступят в продажу в готовом виде, по реальному результату. Конкуренция готовых продуктов приведет к повышению их качества. С рынка уйдут ненадежные, неопытные и непрофессиональные компании, подрывающие репутацию отрасли среди потенциальных клиентов. Взаимодействие с банками повысит дисциплину девелоперов. Соответственно, срыв сроков, низкое качество, неликвидность продукта постепенно станут искореняться из практики.

Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group:

— Теперь инвестиции граждан защищены агентством по страхованию вкладов, соответственно, надежность вложений практически гарантирована, правда в определенных пределах. Страхование защитит преимущественно покупателей жилья в массовом сегменте: страховые выплаты не превысят 10 млн руб. Это поспособствует появлению на рынке новых клиентов, которые сейчас ориентируются на вторичку. Проектное финансирование предполагает банковский контроль, которой не допустит нецелевого использования финансов, растрат, неэффективных вложений.

Читать еще:  Основными элементами финансовой политики государства являются

Наталья Шаталина, генеральный директор «Миэль-Новостройки»:

— Это шаг в сторону цивилизованного рынка недвижимости, такая схема давно используется в ряде европейских стран и доказала свою эффективность. Произойдет перераспределение рисков в сторону застройщика и банка, снижение рисков для покупателя, что поможет решить проблему обманутых дольщиков комплексно.

Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука жилья»:

— Достаточно жесткий механизм работы проектного финансирования, когда застройщики должны удовлетворять всем требованиям банков, а также в последующем все их действия на стройке будут проверяться банковским подразделением, финансирование выдаваться порционно под конкретные работы, что приведет к уменьшению количества недобросовестных застройщиков.

Ольга Тумайкина, коммерческий директор ФСК «Лидер»:

— Застройщик будет заинтересован строить максимально быстро и в срок, ведь средства дольщиков для него станут доступны только после ввода объекта в эксплуатацию. Также с эскроу застройщик не зависит от денежного потока, который обеспечивался покупателем. Банк выделит ему средств ровно столько, сколько необходимо для завершения проекта.

  • Новостройки могут стать дороже. В первую очередь — на начальной стадии строительства
  • Это приведет к уходу с рынка многих девелоперских компаний — возможна угроза дефицита предложения новостроек и монополизации рынка крупными застройщиками
  • Банкам, возможно, не будет хватать денег на финансирование всех строек
  • Возможны сбои во взаимодействии банков и девелоперов. Особенно в начале реформы
  • Проектное финансирование не гарантирует отсутствия банкротств застройщиков, а также уполномоченных банков

Олег Мамаев, президент «Лидер Инвест»:

— Проектное финансирование обойдется девелоперу почти в два раза дороже, чем средства дольщиков. Это скажется как на себестоимости жилья, так и на его цене для покупателя. Насколько вырастут цены, пока говорить рано. На развитых рынках Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга это может вылиться лишь в ограничение скидок со стороны девелопера. Если раньше он мог позволить себе предоставить скидку в 7–8%, то теперь — не больше 3%. Крупные застройщики смогут расплатиться дисконтом или поделиться своей маржой, чтобы не отпугнуть покупателя ценами.

Людмила Корнева, директор инвестиционного департамента «Интеко»:

— Новая система предполагает удорожание инвестиционных затрат девелоперов. Как следствие, высока вероятность повышения цен на жилье на 10–12%. В первые месяцы действия нового закона возможны сбои во взаимодействии банков и застройщиков. Риск этого особенно высок в регионах. Маржинальность проектов в Москве и Санкт-Петербурге достаточно высока и сможет выдержать дополнительную нагрузку. В свою очередь, региональные проекты будут балансировать на грани убыточности.

Наталья Козлова, коммерческий директор Tekta Group:

— Санация отрасли приведет к снижению конкуренции. В Москве уже свыше 50% продаж строящегося жилья приходится на семь девелоперских компаний, хотя на этом рынке работает порядка 150 застройщиков. В долгосрочной перспективе монополизация может привести к росту цен. Жилищное строительство автоматически попадает в зависимость от кредитно-денежной политики Центрального банка, Минфина и правительства. Застройщики в некоторых регионов могут остаться без кредита. А именно в провинции остро стоит проблема обновления жилищного фонда.

Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group:

— Риск повышения зависимости застройщиков от банков. После реформы банки станут практически безальтернативным кредитором, если не считать собственных средств застройщика. Девелоперских компаний много — свыше трех тысяч, а уполномоченных банков около шести десятков. Нетрудно догадаться, что на рынке банковского финансирования у застройщиков и кредиторов будут неравные позиции. Также вероятность краха уполномоченного банка может привести к нарушению графика строительства.

Наталья Шаталина, генеральный директор «Миэль-Новостройки»:

— Переход на проектное финансирование приведет к укрупнению рынка, концентрации проектов у ряда крупных застройщиков. В итоге из-за низкой конкуренции возможно появление большого количества однотипных проектов и снижение качественных характеристик проектов в целом. Также цены вырастут, особенно на начальной стадии строительства, а покупатели лишатся возможности купить квартиру с дисконтом по отношению к среднерыночным значениям.

Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука жилья»:

— Проектное финансирование не гарантирует отсутствие банкротств застройщиков. Вместе с тем банки могут поначалу не справляться с потоком проектного финансирования, так как отрасль строительства жилья значительная. Отсутствие строительной экспертизы у банков может сказаться на усложнении процесса строительства в части его оперативного управления, то есть возникает риск бюрократизации работы.

Ольга Тумайкина, коммерческий директор ФСК «Лидер»:

— Градус тревожности, связанный с покупкой квартиры в новостройке, этот законопроект снизит, но 100% защиты дольщику не гарантирует. К примеру, государство не дает гарантии по поводу того, что банк, в котором лежат деньги участника долевого строительства, не обанкротится.

Государственное финансирование инвестиций;

До реформ управления инвестиционным процессом в России осуществлялось путем директивного централизованного планирования. Реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночных отношений. Но наряду с косвенным регулированием с помощью налоговых ставок, инвестиционных кредитов, бюджетных дотаций и ссуд государство обязано применять прямые методы управления государственными инвестициями.

Государство проводит инвестиционную политику, непосредственно управляя государственными инвестициями через министерства и ведомства, специально определяет порядок инвестирования за счет средств бюджета на основании президентских и правительственных программ. Перечень федеральных целевых программ и объем их финансирования из бюджета предусматриваются Законом РФ о федеральном бюджете на очередной год. Крупные инвестиционные проекты подвергаются независимой экспертизе.

В настоящее время инвестиционной деятельностью в России управляет ряд министерств, ведомств, государственных организаций: Минэкономразвития, отраслевые министерства и ведомства, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация и др. Эти структуры участвуют в реализации инвестиционных проектов и подготавливают документацию для получения необходимых объемов инвестиций.

Государственные инвестиции сегодня составляют около 1% ВВП, они направляются прежде всего на реализацию Федеральной инвестиционной программы: около 70% — в социальную сферу, 20% — на поддержку, стимулирование частных инвестиций, 10% — в важнейшие производственные отрасли. Централизованные инвестиции меняют форму безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется для объектов социальной направленности как не имеющих собственных источников финансирования.

Прямые государственные инвестиции за счет средств федерального бюджета направляются на развитие социального комплекса (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, средства массовой информации), жилье для малообеспеченных семей, на конверсию оборонной промышленности, финансирование проектов на конкурсной основе, поддержку угольной промышленности, оздоровление убыточных производств, экспортно-ориентированных отраслей.

По инвестиционным проектам под ценные бумаги эмитентов, средства от размещения которых направляются на реализацию проектов общегосударственного значения, предоставляются государственные гарантии.

Из федерального бюджета выделяются средства на безвозвратной основе на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию негосударственным коммерческим организациям при условии увеличения доли собственности России в уставном капитале таких организаций путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительного пакета акций на сумму предоставленных средств, а также при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации. Ряд направлений инвестиций финансируется на условиях возвратности и платности.

Размещение централизованных инвестиционных ресурсов производится на конкурсной основе. При Минэкономразвития РФ образована Комиссия по инвестиционным конкурсам.

Государство поддерживает инновационные проекты по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоение новых видов продукции. В этих целях создан Федеральный фонд производственных инноваций. Основные задачи Фонда – участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации инновационных проектов, подготовка и освоение производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства и технического перевооружения объектов, создания уникальных установок. В Федеральной инвестиционной программе для Фонда отдельной строкой выделяются государственные инвестиции в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений. Инвестиции Фонда направляются на поддержку тех проектов, которые не включены в состав федеральных целевых программ. Финансирование осуществляется как на возвратной, так и на безвозвратной основе.

Читать еще:  Государственные финансы государственный бюджет

Разработку и реализацию инновационных проектов, повышение наукоемкости производственной сферы обеспечивают инжиниринговые центры. В стране создается их межрегиональная и межотраслевая сеть. Утверждена федеральная целевая программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений». Из федерального бюджета выделяются на финансирование мероприятий «Инжиниринг – сеть России».

Строительство объектов для федеральных государственных нужд осуществляется на основе заключения и исполнения государственных контрактов. При формировании государственной инвестиционной программы на очередной год Минэкономразвития РФ предусматривает капитальные вложения по вновь начинаемым стройкам и уточняет их по переходящим стройкам с учетом прогноза индекса цен на строительную продукцию. Минфин РФ выделяет средства на финансирование капитальных вложений, исходя из их плановых направлений. Государственные заказчики подают заявки на средства, выделяемые из федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. Включение вновь начинаемых строек и объектов капитальных вложений по годам на весь период строительства – государственная гарантия непрерывности их финансирования до завершения строительства в установленные сроки.

Основные функции Государственной инвестиционной корпорации – экспертиза, конкурсный отбор и реализация инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых Правительством РФ, а также кредитов Центрального банка, привлеченных и собственных средств. Корпорация выступает гарантом иностранных и отечественных инвесторов, участников внешнеэкономической деятельности по торговле стратегическими материалами.

Важная задача корпорации – делегирование государственных функций стратегического инвестора частному капиталу, размещение бюджетных средств на рыночных принципах по критериям высокой прибыльности вкладываемого капитала, рациональное сочетание бюджетных и частных источников финансирования.

Программным документом, определяющим курс выхода из инвестиционного кризиса и условия для активной инвестиционной деятельности в стране, является Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России. Она характеризует сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере, содержит предпосылки роста инвестиций и задачи по их стимулированию, пути создания благоприятного инвестиционного климата, направления поддержки инвестиционной деятельности, организационно-правовые условия инвестирования. Важно также, что в программе выделен специальный раздел по снижению трансакционных издержек инвесторов, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов.

В настоящее время реализуется прежде всего подход, предусматривающий государственное участие (до 20%) в финансировании инвестиций по проектам, прошедшим конкурсный отбор. Условия участия в конкурсе предусматривают сроки окупаемости вложений до двух лет, при этом должно быть доказано, что выпускаемая продукция обеспечена платежеспособным спросом. Средства частного инвестора-собственника должны составлять не менее 20% (остальное может покрываться за счет кредита).

Государственные гарантии рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. Они пока не получили реализации, кроме отдельных случаев, связанных с международными соглашениями. В соответствии с разработанными условиями эти гарантии не будут охватывать всей суммы риска, но в отношении определенной части его предусматривается возврат ресурсов в случае срыва высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен представить встречные гарантии обязательства, включая залоговые. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.

Важное значение имеет такой инструмент государственной поддержки инвесторов, как бюджет развития. В нем сосредоточена только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для выполнения государством социальных обязательств, — строительство социально значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически сложных систем (атомные электростанции, аэронавигации и т.п.) – обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.

Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:

· использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств;

· отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего бюджета;

· гарантирование непрерывности финансирования;

· создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвестором в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа управления Бюджетом развития собственными средствами.

Источники формирования бюджета развития – связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ (при связанном кредитовании государство не переводит заемщику бюджетные средства, а оплачивает товары и услуги, требуемые для реализации проекта, на условиях тендера среди поставщиков), инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, средства из источников внутреннего заимствования на инвестиционные цели.

Ключевым моментом является то, что за бюджетом развития в законодательном порядке закрепляется определенная возрастающая по годам доля источников финансирования дефицита федерального бюджета. Другой источник доходов бюджета развития – возврат в него с процентами ранее предоставленных кредитов.

Эффективность средств бюджета развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых проектов и надежность вложения финансовых средств. Реализация бюджета развития осуществляется на основе принципа проектного финансирования.

Государство за счет средств бюджета развития дает гарантии коммерческому банку на финансирование инвестиционного проекта в размере до 40% ссужаемых инвестору средств. Такое ограничение предопределяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Проводимая государством политика по внедрению бюджета развития и последовательное снижение ставки банковского кредита позволяет обеспечить рост инвестиций в реальном секторе экономики.

Бюджет развития – это финансовая система государства, построенная на привлечении внешних и внутренних ресурсов для финансирования инвестиционных программ. Он представляет собой экономическую систему постоянного действия, построенную на систематическом возобновлении кредитных ресурсов. Бюджет развития предполагает объемы и направления инвестиций, обеспечивающие стабильное формирование и расходование федерального бюджета без превышения долговых обязательств над финансовыми возможностями страны.

Объемы бюджета развития определяются Правительством РФ исходя из потребностей в инвестициях. Бюджет развития и инвестиционная программа рассматриваются Федеральной инвестиционной комиссией и утверждаются ежегодно.

Поддержка со стороны государства может быть оказана российским инвесторам, каждый из которых вкладывает в свой проект собственные средства в денежной форме в размере как минимум 20% стоимости проекта. Государство может либо предоставить такому инвестору (по его выбору) кредит по льготной процентной ставке, либо выкупить у него соответствующую часть пакета акций. Размер такой поддержки – от 50% для проектов, реализующих патенты российского происхождения, правом пользования которых обладают российские инвесторы, до 20% для обычных проектов.

Принципиальная особенность бюджета развития как источника финансирования капиталовложений состоит прежде всего в том, что формирование его доходной части не зависит от сбора налогов в силу ее привязки к долговым инструментам правительства. Такого рода займы будут выплачены с доходов от проектов, на финансирование которых они пойдут, и не станут бременем для будущих поколений.

Закрепление за бюджетом развития строго определенных источников доходов позволяет сделать независимым поступление средств в бюджет развития от успеха или неуспеха в сборе налогов и обязательных платежей, а также исключить расходную часть бюджета развития из секвестра, что значительно повышает надежность непрерывного финансирования проектов, отобранных по конкурсу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector