Webbc.ru

Веб и кризис
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное финансирование производства

Государственное финансирование.

Их преимущества и недостатки.

Методы финансирования инвестиций – это принципиальные подходы к финансированию отдельных инвестиционных проектов.

Полное самофинансирование – осуществление инвестиций только за счет собственных источников организации (прибыль, амортизационные отчисления, взносы учредителей, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, реинвестируемая часть внеоборотных активов, иммобилизуемая в инвестиции часть оборотных активов, средства, выплачиваемые страховщиками в виде возмещения при наступлении страхового события).

Самофинансирование используется в основном для реализации небольших реальных инвестиционных проектов, а также для финансовых инвестиций.

  1. Простота и быстрота привлечения финансовых ресурсов;
  2. Высокая отдача по критерию нормы прибыльности инвестиционных ресурсов (т.к. не требует выплаты процентов, дивидендов, арендной платы);
  3. Существенное снижение риска неплатежеспособности и банкротства организации;
  4. Полное сохранение управления в руках первоначальных учредителей.
  1. Ограниченный объем привлечения ресурсов, а значит и возможностей расширения инвестиционной деятельности при благоприятной рыночной конъюнктуре;
  2. Ограниченность внешнего контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов со стороны других организаций и лиц. В случае неквалифицированного управления это может привести ухудшению финансового состояния организации.

Акционированиепредусматривает выпуск и размещение акций на общую стоимость инвестиционного проекта. Оно используется для реализации крупномасштабных реальных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

  1. Высокие объемы привлечения ресурсов;
  2. Снижение степени риска неплатежеспособности и банкротства организации (средства возвращаются при ликвидации АО в последнюю очередь, дивиденды уплачиваются по решению самого АО);
  3. Средства привлекаются на долгосрочной основе;
  4. Не требует использования залога и гарантий;
  5. Наличие внешнего контроля за эффективностью деятельности АО (со стороны акционеров).
  1. Наличие дополнительных затрат по эмиссии и размещению акций;
  2. Опасность утраты контрольного пакета акций и поглощения другой компанией;
  3. Частичная потеря управления АО-вом

Кредитное финансирование.Здесь расходы организации на осуществление инвестиционной деятельности покрываются за счет кредита банка или другой организации.

Кредитное финансирование используется при инвестировании в быстрореализуемые реальные объекты с высокой нормой прибыльности инвестиций. Для финансовых инвестиций этот метод используется при условии, что уровень доходности по финансовым инструментам существенно превышает ставку процента за кредит.

Преимущества кредитного финансирования:

  1. Быстрота привлечения средств;
  2. Более гибкая схема финансирования (т.к. условия кредита предварительно оговариваются сторонами);
  3. Полное сохранение управления организацией в руках первоначальных учредителей;
  4. Наличие контроля эффективности деятельности со стороны кредитора.
  1. Необходимость предоставления гарантий и обеспечения;
  2. Повышение риска неплатежеспособности и банкротства;
  3. Потеря части прибыли от инвестиционной деятельности в связи с необходимостью уплаты процентов и возврата основного долга.
  4. Четкая регламентация срока кредита.
  5. Необходимость предварительного сбора документации для обоснования целевых направлений кредитных средств.

Государственное финансирование.

Выделяют четыре основных способа участия государства в финансировании инвестиций:

1. При финансировании путем предоставления грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект, научно-исследовательскую разработку, НИОКР, мероприятие на безвозмездной основе.

2. Долевое участие государства (бюджетные инвестиции) предполагает, что оно выступает в качестве долевого вкладчика. (Остальная часть необходимых инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами).

3. Бюджетные (целевые) кредиты предоставляются конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на договорной основе. Государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.

4. При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает коммерческий кредит, а правительство выступает гарантом возврата кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.

Государственная поддержка предоставляется при реализации инвестиционных проектов, направленных:

а) на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации;

б) на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы;

в) на обеспечение реализации институциональных преобразований.

По данным направлениям государственная поддержка может предоставляться и для разработки проектной документации соответствующих инвестиционных проектов.

Государственная поддержка инвестиционных проектов может осуществляться в следующих формах:

1. Софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;

2. Направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

3. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты коммерческим организациям, участвующим в проекте в пользу кредитных организаций.

Размер государственных гарантий составляет до 60 процентов фактически предоставляемых кредиторами средств для реализации инвестиционного проекта. Государственные гарантии предоставляются на срок действия кредитных обязательств, но не более чем на 5 лет.

Условием получения государственной поддержки является предоставление коммерческими организациями, участвующими в реализации инвестиционного проекта, средств в размере не менее 25 процентов сметной стоимости инвестиционного проекта.

Государственное финансирование

Государственное финансирование инвестиций в России мо­жет осуществляться в таких формах, как:

— финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион­ных проектов;

— финансирование в рамках целевых программ;

— финансирование проектов в рамках государственных внеш­них заимствований и т.д.

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов осу­ществляется за счет средств федерального бюджета. Принципиально новой особенностью инвестиционной поли­тики государства последнего времени является переход от рас­пределения бюджетных ассигнований на капитальное строитель­ство между отраслями и регионами к избирательному, частично­му финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Основные требования к инвестиционным проектам предус­матривают, что:

— право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в пер­вую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акцио­нерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необ­ходимых для реализации проекта;

— срок окупаемости указанных проектов не должен, как прави­ло, превышать двух лет;

— государственная поддержка реализации прошедших кон­курсный отбор инвестиционных проектов может осуществлять­ся: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государст­венной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресур­сов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на оче­редной год;

— инвестиционные проекты представляются на конкурс в Мин­экономики и торговли России и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты клас­сифицируются по следующим категориям:

категория А – проекты, обеспечивающие производство про­дукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защи­щенности ее отечественными патентами или аналогичными за­рубежными документами;

категория Б – проекты, обеспечивающие производство экс­портных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

категория В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

категория Г – проекты, обеспечивающие производство про­дукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализа­ции прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики и торговли России.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной осно­ве, либо на условиях закрепления в государственной собственно­сти части акций создаваемых акционерных обществ, устанавли­вается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):

для проектов категории А 50;

для проектов категории Б 40;

для проектов категории В 30;

для проектов категории Г 20.

Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.

Решения комиссии направляются в Минфин РФ для их реа­лизации в установленном порядке. Средства на оказание государ­ственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматривают­ся в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет пра­во выбора таких форм государственной поддержки, как:

— предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;

— предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, за­крепляемых в государственной собственности, а также год их ре­ализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвес­тиционного проекта;

— предоставление государственных гарантий для инвестици­онных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Читать еще:  Государственные пособия освобождаются от налогообложения ндфл

Минфин РФ и Минэкономики и торговли РФ с участием ЦБ РФ предусматривают следующий порядок предоставления госу­дарственных гарантий для инвестиционных проектов:

— инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют пред­ложения банкам для оформления кредитных договоров;

— банки, желающие заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Минфин РФ за­явки на предоставление государственных гарантий.

Минфин РФ при заключении соглашений с банками на пре­доставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства РФ.

Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы.

Федеральные целевые программы и межгосударственные це­левые программы, в осуществлении которых участвует Россий­ская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организацион­но-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эф­фективное решение задач в области государственного, экономи­ческого, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет:

— средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

К внебюджетным источникам, при­влекаемым для финансирования целевых программ, относятся:

— взносы участников реализации программ, в том числе предприя­тий и организаций государственного и негосударственного сек­торов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных ин­весторов, заинтересованных в реализации программ (или ее от­дельных мероприятий), и другие поступления;

— специальных фондов. Для осуществления целевых про­грамм могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, оста­ющаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюд­жетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие;

— средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации про­граммных мероприятий осуществляется в соответствии с законо­дательством об иностранных инвестициях;

— кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на вы­дачу кредита коммерческими банками осуществляет Минфин РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым воз­никают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта пога­шения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государст­венные внешние заимствования России формируют ее государст­венный внешний долг.

Управление государственным долгом РФ осуществляется правительством РФ. С помощью государственных внешних заимствований РФ покрывает дефицит федерального бюджета, а также погашаются ее государственные долговые обязательства. Предельные объемы государственного внешнего долга и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предела государственного внешнего долга.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрация государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве Финансов РФ, которое ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации).

Смешанное финансированиеинвестиций довольно распространено на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционерным финансиро­ванием, может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансиро­вания (Ксф.)

, (2.1)

гдеСС – собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортиза­ционные отчисления);

И – общая сумма инвестиций.

Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие ут­рачивает финансовую независимость по отношению к внеш­ним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

Государственное финансирование

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Для обеспечения возможности контроля над целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета «Целевые финансирование и поступления». Бухгалтерский учет предоставленных бюджетных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету от 16 октября 2000 г. «Учет государственной помощи». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование):

1) в российском законодательстве дотация — это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

2) денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка).

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим и физическим лицам.

Основные свойства субсидии:

· безвозмездная, безвозвратная передача средств;

· софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь).

Субвенция – это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).

Частные инвестиции

Частные инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (англ. Private Equity) — это вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Читать еще:  Государственная пошлина налоговая

Инвестиции в частные капиталовложения делятся на несколько категорий:

Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Существуют разные классификации инвестиций.

По объекту инвестирования выделяют:

Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

· в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;

· капитальный ремонт основных фондов;

· вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т. д.;

· вложения в человеческий капитал (воспитание, образование, наука).

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

· ценные бумаги, в том числе через ПИФы;

· лизинг (для лизингодателя).

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

· драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);

· ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).

По основным целям инвестирования:

· интеллектуальные инвестиции (связаны с обучением специалистов, проведением курсов и многим другим).

По срокам вложения:

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (1-3 года);

· долгосрочные (свыше 3-5 лет).

По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

Венчурное финансирование — это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.

Лизинг — форма финансирования, при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата.

По стандартной схеме лизинга пользователь имущества постепенно выкупает его, в конечном итоге получая в собственность. Длительность договора лизинга составляет, в среднем, три-пять лет – зависит от стоимости имущества. Это прямой лизинг. Бывает еще возвратный лизинг. Если у вас есть дорогостоящее оборудование или техническое сооружение, можете продать его лизинговой компании. При этом она сдаст ваше бывшее имущество вам же в аренду с правом выкупа. В результате вы будете при деньгах и не прекратите пользоваться имуществом, которое со временем снова перейдет в вашу собственность.

Формы и методы государственного финансирования деятельности организаций. Условия финансирования

Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

В основе экономики рыночного типа на уровне организации лежит пятиэлементная система финансирования:

2. прямое финансирование через механизмы рынка капитала;

3. банковское кредитование;

4. бюджетное финансирование;

5. взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование— наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Бюджетное финансирование осуществляется в виде бюджетных ассигнований.

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;

· оказание государственных или муниципальных услуг физическим и юридическим лицам;

· закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа и т.п.

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) — в российском законодательстве дотация — это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим и физическим лицам.

Основные свойства субсидии:

· безвозмездная, безвозвратная передача средств;

· софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь).- это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Образование фондов денежных средств предприятия и их использование

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспеченье хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

Денежные фонды предприятия можно разбить на 4 группы:

1. Фонды собственных средств: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; инвестиционный фонд; валютный фонд; прочие.

Первая группа денежных фондов предприятия – это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности, т.к. требования по их объему и организации достаточно однозначны.

Уставный капитал – это сумма вкладов первоначально инвестированных собственниками в имущество предприятия для обеспечения его уставной деятельности. Его размер всегда четко определен в учредительных документах предприятия. Уставный капитал является основой всей деятельности любого предприятия, имеет важное экономическое значение.

Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого источника предает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

В отличие от резервного понятие добавочного капитала гражданским законодательством не определено. Понятие добавочного капитала раскрывается нормативными документами по бухгалтерскому учету. Добавочный капитал является одним из источников собственных средств организации. Он образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в результате прироста стоимости активов предприятия, а также в результате присоединения к активам безвозмездно полученного имущества производственного назначения. Добавочный капитал включает в себя капитал переоценки, эмиссионный доход, капитал накопления. Капитал переоценки – прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решениям правительства. Эмиссионный доход – полученные денежные средства и имущество в сумме повышения их величины над стоимостью переданных акций. Капитал накопления – прирост активов в результате инвестиционной деятельности организации, профинансированной за счет прибыли.

2. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

Вторая группа денежных фондов – это фонды привлеченных средств. Привлеченные средства— это средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их числе можно назвать: средства от эмиссии акций; дополнительные взносы (паи) в уставный капитал; также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.

3. Фонды заемных средств: кредиты банков; факторинг; лизинг; прочие.

Третья группа денежных фондов предприятия – это фонды заемных средств.Заемные средства — это денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Заемные средства включают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, других финансово-кредитных институтов, государства. К заемным средствам кроме кредитов относят лизинг. Лизинг – пользование юридическим или физическим лицом не принадлежащими ему средствами труда вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров длительного пользования. Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Читать еще:  Задачи государственного финансового контроля

4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджет; прочие.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 743 ;

Виды финансирования: государственное финансирование; самофинансирование; благотворительное финансирование

В зависимости от источников финансирования, под которыми следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное, самофинансирование и благотворительное.

• Государственное — в рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать лишь целевые государственные и региональные программы.

Наиболее важным направлением в сфере государственного финансирования является денежное обеспечение государственных нужд.

Государственные нужды — это потребность РФ в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических природоохранных и других целевых программ.

В процессе организации работы по выполнении целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию указанных программ, и предоставляет их на утверждение Федерального собрания (см. ст. 71 н «е» и ст. 176 Конституции РФ).

Заказы на закупку и поставку продукции, выполнения работ, оказания услуг формируются и размещаются государственным заказчиком на предприятиях, организациях, учреждениях, посредством заключения государственным контрактов. Государственный контракт является основным документом, определяющим права и обязанности государственного заказчика по обеспечению государственных нужд.

Складывающиеся между государством, в лице государственного заказчика, и предприятием-изготовителем (поставщиком, подрядчиком) правоотношения, представляют собой оперативно-хозяйственные обязательства. В них определяются обязательства сторон, а также ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Предприятие-изготовитель обязано изготовить продукцию, выполнить работу, оказать услуги и передать их государственному заказчику. На государственном заказчике лежит обязанность принять и оплатить исполненное.

Государственный заказчик выдает предприятию-изготовителю аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование, а также несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по финансированию государственных нужд в форме возмещения предприятию-изготовителю причиненных в результате этого убытков.

Подобная деятельность государства хотя и не направлена прямо на финансирование хозяйственной деятельности предприятий, но создает условия для обеспечения мобилизации финансовых ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики.

Помимо непосредственного финансирования выполнения контрактов для обеспечения государственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков, изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством РФ им могут предоставляться:

льготы по налогу на прибыль; ^ целевые дотации и субсидии;

текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;

^ валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт.

Виды, размеры, порядок финансовых льгот устанавливаются при конкретной целевой программе.

Помимо финансирования целевых программ, государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержке предприятий тех отраслей народного хозяйства, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой — не может осуществляться без притока денежных средств извне.

Финансовая поддержка может осуществляться в виде:

^ дотаций — это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков;

> компенсаций — возмещение государством понесенных предприятием расходов; методом компенсирования возмещаются, например, затраты на приобретение минеральных удобрений (п.

^ субсидий — денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Например, государством субсидируется часть кредитов, используемых сельскохозяйственными производителями на приобретение высокопроизводительных машин (п. 4 Постановления Правительства № 1186).

• Самофинансирование — финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме.

Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использование его доходов.

Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности. Он может также расходоваться на приобретение лицензий, патентов и т.п.

Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму — форму выручки.

Однако выручка — это еще не доход, хотя и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирование денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В процессе использования выручка делится на качественно разные составные части.

Одно из направлений использования выручки — формирование амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа производственных товаров потребителю и поступления выручки.

Создавая товар, предприятие расходует сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости.

Если сопоставить полученную от реализации продукции выручку и производственные затраты и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает прибыль.

Полученная прибыль не остается полностью в его распоряжении: часть в виде налогов поступает в бюджет.

Налог — обязательный взнос в госбюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

^ налог на прибыль — налог, взимаемый с прибыли юридических лиц;

^ налог на имущество — вид прямого налога, взимаемого с физических и юридических лиц — собственников или арендаторов имущества;

^ налог на добавленную стоимость (НДС) — налог на стоимость, добавленную в процессе производства товара и услуги (косвенный налог);

^ налог на ресурсы — платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов;

^ акцизы — включаются в цену или тарифы, они устанавливаются на высокорентабельные товары (алкогольные напитки, табачные изделия, меха и т.д.);

> таможенная пошлина — взимается через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, производимых через таможенную границу (косвенный налог);

^ платежи во внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является главным источником финансирования его потребностей, которые можно определить как накопление и потребление. Именно пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Средства, направленные на накопление (амортизационные отчисления и часть прибыли), составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно-техническое развитие. На этой основе происходит формирование финансовых активов — приобретения ценных бумаг, долей участия в других предприятиях. Другая часть прибыли направляется на социальное развитие предприятия, в том числе на потребление.

• Благотворительное — нужды предприятий могут обеспечиваться путем получения денежных сумм от благотворительных организаций или других предприятий на благотворительной основе.

Грант — целевые средства, предоставленные безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиями, организациями, физическим лицам в форме денежной или натуральной на проведение научных или других исследовательских, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Организации, получившие грант, по окончании года, предоставляют в налоговую инспекцию по месту своего нахождения отчет о поступившей сумме и ее использовании.

Схема 6.1 Государственное финансирование

• финансирование целевых программ:

Ф ] ПРАВИТЕЛЬСТВО определяет и направляет

н на обсуждение в Федеральное собрание

с г- ГОСЗАКАЗЧИК

р размещает заказы на предприятиях на ов конкурсной основе

н ПРЕДПРИЯТИЯ Товар, работы, услуги е (поставщик, подрядчик)

• Текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях

• Валютные средства, оставляемые на льготных условиях в распоряжении предприятий при реализации продукции на экспорт

• Льготы по налогу на прибыль

себестоимость продукции, если выручка выше себестоимости, то предприятие получает

накопления (на развитие предприятия)

потребление (социальное развитие, заработная плата и т.д.)

Конституция РФ. Ст. 71 п. «е», ст. 76.

Федеральный закон «О поставках товаров для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. // СЗ РФ, 1994. № 34. Ст. 3540.

Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. // СЗ РФ, 1994. № 32. Ст. 3303.

ГК РФ. Ст. 525 — 534, 763 — 768.

Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996.

Финансы предприятий: Учебное пособие / Под ред. Е. Бородиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector