Webbc.ru

Веб и кризис
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы государственного финансирования

Государственное финансирование

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Для обеспечения возможности контроля над целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета «Целевые финансирование и поступления». Бухгалтерский учет предоставленных бюджетных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету от 16 октября 2000 г. «Учет государственной помощи». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование):

1) в российском законодательстве дотация — это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

2) денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка).

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим и физическим лицам.

Основные свойства субсидии:

· безвозмездная, безвозвратная передача средств;

· софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь).

Субвенция – это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).

Частные инвестиции

Частные инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (англ. Private Equity) — это вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Инвестиции в частные капиталовложения делятся на несколько категорий:

Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Существуют разные классификации инвестиций.

По объекту инвестирования выделяют:

Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

· в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;

· капитальный ремонт основных фондов;

· вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т. д.;

· вложения в человеческий капитал (воспитание, образование, наука).

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

· ценные бумаги, в том числе через ПИФы;

· лизинг (для лизингодателя).

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

· драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);

· ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).

По основным целям инвестирования:

· интеллектуальные инвестиции (связаны с обучением специалистов, проведением курсов и многим другим).

По срокам вложения:

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (1-3 года);

· долгосрочные (свыше 3-5 лет).

По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

Венчурное финансирование — это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.

Лизинг — форма финансирования, при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата.

По стандартной схеме лизинга пользователь имущества постепенно выкупает его, в конечном итоге получая в собственность. Длительность договора лизинга составляет, в среднем, три-пять лет – зависит от стоимости имущества. Это прямой лизинг. Бывает еще возвратный лизинг. Если у вас есть дорогостоящее оборудование или техническое сооружение, можете продать его лизинговой компании. При этом она сдаст ваше бывшее имущество вам же в аренду с правом выкупа. В результате вы будете при деньгах и не прекратите пользоваться имуществом, которое со временем снова перейдет в вашу собственность.

Государственное финансирование и кредитование предпринимательской деятельности

Обеспечение ПД необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах:

  • Финансирование;
  • Кредитование;
  • Самофинансирование (основной ее источник – чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль с валовой прибыли организации, и направляемая на различные цели);
  • Использование добровольных взносов от иных субъектов;

Система бюджетного финансирования – использование бюджетных средств осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, с/х, транспорта и т.д.бюджетное финансирование ПД необходимо субъектам на начальном этапе развития, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

Финансирование – безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций, учреждений для осуществления их уставной деятельности.

Финансирование ПД – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления ПД.

Отличия финансирования от инвестирования:

  • Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает.
  • Целью инвестиционной деятельности является получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта ПД.
  • В качестве инвестиций могут выступать материальны и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота. Финансирование осуществляется только денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования:

  • Государственное финансирование – за счет средств федерального бюджета;
  • Муниципальное финансирование – за счет средств муниципального бюджета;
  • Самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;
  • Благотворительное финансирование – за счет взносов частных собственников;

Бюджетное финансирование ПД носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:

  • Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическим лицами по государственными и муниципальным контрактам;
  • Предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается (статья 78 БК РФ):

  • из федерального бюджета – в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и ФЗ;
  • из бюджетов субъектов РФ – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, ФЗ, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
  • из местных бюджетов – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, ФЗ, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов МСУ.
Читать еще:  Государственные пособия освобождаются от налогообложения ндфл

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетное кредитование ПД – предоставление бюджетных средств в собственность ю/л н возмездной и возвратной основе.

Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента РФ от 08.07.1994 №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета», согласно которому Правительству РФ поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям.

Отличительными признаками бюджетного кредитования являются:

  • льготный характер (например, возможность продления в некоторых случаях срока возврата бюджетных средств);
  • целевое предоставление средств (при утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов);
  • порядок его осуществления (государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов);

Кредиты, предоставляемые ю/л за счет средств бюджетов, можно подразделить на два вида:

1. бюджетные кредиты, предоставляемые ю/л, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);

2.бюджетные кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ);

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредитамогут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, предоставляемых в размере не менее 100 % кредита (статья 76 БК РФ).

Возмездность договора бюджетного кредитованиязаключается в уплате заемщиком процентов за пользование бюджетными средствами. Не допускается предоставление бюджетных кредитов ю/л, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, на условиях безвозмездности.

Формы прямого государственного финансирования культурной деятельности;

Формы прямого финансирования

Формы государственного финансирования культурной деятельности

Государственными органами и квазигосударственными организациями применяются разнообразные формы прямого финансирования культурной деятельности (см. табл. 4.2).

Статусное финансирование.Под предоставлением статусных субсидий (statutory subsidies), или статусным финансированием, понимается финансирование государством организаций культуры, осуществляемое во исполнение обязательств, установленных законом. Как правило, законодательство возлагает на государство как учредителя государственных некоммерческих организаций культуры обязанность полностью или частично финансировать их деятельность. Они получают государственные субсидии в силу своего статуса, откуда и проистекает название «статусное финансирование». Оно осуществляется в двух основных формах: 1) по смете доходов и расходов (сметное финансирование) и 2) по нормативам в расчете на результирующие показатели работы организации (нормативно-целевое финансирование).

Сметное финансирование предусматривает, что финансовые средства выделяются их получателю на основе утверждения сметы его доходов и расходов. Это основная форма, применяемая для бюджетного финансирования государственных организаций культуры. В смете расходов организации отражаются все виды ее затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Расчет расходов по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативов штатного расписания и оплаты труда, расходов на коммунальные услуги и т д.) в случаях, когда такие нормативы существуют. В смете доходов указываются планируемые поступления от реализации продукции и услуг потребителям, иные виды внебюджетных доходов и собственно бюджетные ассигнования, размер которых равняется разнице между утвержденными расходами и планируемыми внебюджетными доходами.

Сметное финансирование обеспечивает государственные организации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но при этом не обеспечивается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной – через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств. Организация может лишь в очень ограниченных размерах перераспределить средства между статьями расходов. Превышение расходов по сравнению с запланированной величиной затрат по какой-либо из множества утвержденных статей требует согласования с государственным органом, выделившим деньги. Порядок ежегодного планирования бюджетных ассигнований на основе разницы между фактическими расходами и фактическими внебюджетными доходами не стимулирует организации к расширению источников финансирования и к более эффективному использованию бюджетных средств.

Нормативно-целевое финансирование предусматривает, что бюджетные ассигнования организациям культуры выделяются в расчете на показатели, в наибольшей мере характеризующие конечные результаты их деятельности. Например, для театров – это количество зрителей, для библиотек – количество выданных книг, для радио- и телевещателей – количество часов вещания и т.п. Финансирование осуществляется на основе утверждаемых нормативов затрат в расчете на одно посещение, выданную книгу, час вещания и т.п. Получатели средств вправе распределять их по конкретным направлениям расходов по своему усмотрению. Такое финансирование предстает как оплата государством соответствующих результатов, и оно стимулирует организации культуры к увеличению значений соответствующих результирующих параметров.

В отличие от сметного финансирования, данная форма обеспечивает прямую зависимость размеров бюджетных поступлений организациям культуры от результатов их деятельности. Но в качестве измерителей результатов используются количественные показатели, которые, будучи агрегированными, не дают полноценной характеристики реальных результатов. Применение такого метода финансирования будет побуждать организации культуры к сокращению тех видов услуг, которые не учитываются показателем, принятым для целей финансирования. Например, библиотеки будут заинтересованы в увеличении количества книг, выдаваемых каждому посетителю, но одновременно – в сокращении информационной и справочно-библиографической работы.

Попытка перехода от сметного к нормативно-целевому финансированию была предпринята в нашей стране в 1987–1989 гг. в рамках введения так называемых новых условий хозяйствования учреждений культуры. Получателям бюджетных средств устанавливались значения результирующих показателей и нормативы возмещаемых затрат на единицу результата. Размер выделяемых бюджетных ассигнований конкретному учреждению рассчитывался путем умножения норматива на фактическое значение результирующего показателя в пределах установленных значений. То есть, если количество зрителей, посмотревших спектакли данного театра, было меньше запланированной величины, театр соответственно получал меньше бюджетных средств. Если число зрителей оказывалось больше запланированного, такое превышение не компенсировалось.

Практическое внедрение нормативно-целевого финансирования сильно отличалось от заявленной схемы. В условиях нарастающего развала социалистической системы хозяйствования принцип применения стабильных нормативов бюджетного финансирования не был реализован. Финансовые нормативы устанавливались индивидуально для каждого учреждения и ежегодно менялись, отражая фактическое изменение бюджетных возможностей. Такой метод финансирования, с одной стороны, облегчил государству сокращение размеров финансирования культуры в 1990-е гг., а с другой стороны, способствовал ослаблению контроля за расходованием бюджетных средств.

Дискреционные субсидии.Дискреционными субсидиями (discretionary subsidies) являются субсидии, предоставляемые по усмотрению доноров (государственных органов, квазигосударственных организаций) организациям культуры или инициативным группам для реализации конкретных культурных проектов или для возмещения определенных видов расходов. К видам дискреционных субсидий относятся блоковые субсидии, долевые субсидии, возвратные субсидии и др.

При использовании блоковых субсидий средства выделяются организациям культуры или авторам культурных проектов на покрытие определенных видов («блока») расходов. В качестве примеров блоковых субсидий можно указать следующие:

■ на строительство объектов культуры;

■ на повышение квалификации персонала;

■ на внедрение новых методов управления.

При использовании блоковых субсидий обычно утверждается смета расходов, осуществляемых за их счет. Но в отличие от рассмотренной выше формы сметного финансирования, здесь в смету включается ограниченный перечень расходных статей, соответствующих целевому назначению субсидии.

Долевые субсидии как форма финансирования деятельности организаций культуры и реализации культурных проектов, осуществляемых несколькими организациями или группой лиц, предполагает выделение средств при условии, что их получатель дополнит их за счет иных источников: субсидий из бюджетов других уровней, средств меценатов и спонсоров, собственных средств и т.п. При этом обычно оговариваются конкретные направления использования (целевое назначение) выделяемых государственных субсидий.

Такая форма финансирования первоначально возникла в рамках частного финансирования искусства: она активно использовалась Фондом Форда с конца 1950-х гг. XX в. В 1970-х гг. долевое финансирование стало основной формой предоставления ассигнований из Национального фонда искусств США. Долевая субсидия предоставлялась при условии, что она будет дополнена в пропорции 1:1 средствами, которые получатель субсидии должен изыскать самостоятельно. Другими словами, субсидия выделялась на покрытие половины расходов предлагаемого культурного проекта, если его заявитель находил ресурсы для покрытия второй половины необходимых затрат. Смысл таких условий состоял в следующем: если заявитель не способен заинтересовать своим проектом никого, кто готов хотя бы частично его профинансировать, то такой проект не заслуживает и государственной поддержки.

С конца 1970-х гг. в США стали широко применяться субсидии, требующие иного соотношения выделяемых общественных и привлекаемых частных средств, – 1:3 для финансирования текущих расходов и 1:4 для финансирования капитальных расходов. При этом конкретные направления использования таких субсидий в рамках поддерживаемого проекта не ограничиваются. Эта разновидность долевых субсидий получила наименование субсидий вызова: их введение преследовало цель содействовать увеличению частного финансирования культуры.

Читать еще:  Финансовая политика государства в социальной сфере

Еще одной разновидностью долевых субсидий являются субсидии возмещения: размер выделяемых средств устанавливается в виде определенного процента от предполагаемых расходов.

Долевые субсидии применяются не только в странах с развитым частным финансированием культуры, но и в странах, использующих модель преимущественно государственного финансирования культурной деятельности с низкой долей частного субсидирования. Долевые субсидии там являются формой совместного финансирования организаций культуры и культурных проектов из бюджетов разных уровней. Например, во Франции субъекты культурной деятельности вправе рассчитывать на значительные ассигнования из местного бюджета, если они получают пусть даже очень небольшую по размеру финансовую поддержку из бюджета министерства культуры. Такая поддержка рассматривается местными органами власти как факт признания культурной ценности соответствующего проекта и как достаточное основание для его поддержки на местном уровне.

Возвратные субсидии предоставляются на реализацию культурных проектов (создание кинофильмов, публикацию книг и т.п.), которые расцениваются как значимые с эстетической или социально-культурной точек зрения и имеют слабые перспективы достижения коммерческого успеха. Если проект оказывается прибыльным, субсидия должна быть возвращена его получателем (продюсером, издателем и т.п.) за счет полученной прибыли.

Финансовая поддержка работников культуры.Государство оказывает поддержку культурной деятельности не только посредством выделения финансовых средств на содержание организаций культуры и на реализацию культурных проектов, осуществляемых несколькими организациями или группой лиц, но и посредством предоставления индивидуальных субсидий (грантов) лицам творческих профессий. Известны разные виды таких субсидий, различающиеся по категориям получателей и условиям предоставления. Опишем некоторые из них.

Гранты артистам предоставляются с целью поддержки их творческой работы или обучения в собственной стране и за рубежом. Гранты драматургам выделяются в некоторых странах при условии, что написанная ими пьеса была поставлена в течение предыдущего года в одном из профессиональных театров, получающих государственные субсидии. Цель выделения грантов состоит в содействии развитию национальной драматургии и обеспечении материальных условий для творческой работы драматургов. Государственные премии существуют во многих странах как оценка индивидуальных достижений и форма материальной поддержки дальнейшей деятельности выдающихся творческих работников. Пенсии артистам выступают формой гонорара за предыдущие достижения и средством их материального обеспечения в течение определенного периода времени. Гранты на поездки выделяются для поддержки участия в культурных мероприятиях, конкурсах, фестивалях и т.п. Библиотечные компенсационные гранты выплачиваются писателям и авторам литературных переводов в качестве компенсации за то, что написанные или переведенные ими книги доступны для бесплатного пользования в общественных библиотеках. Гранты на проведение выставок могут предоставляться художникам, работающим в области изобразительного и прикладного искусства, дизайнерам и др.

Понятие и формы правового регулирования финансирования и кредитования в предпринимательской деятельности

Содержание:

Что касается финансирования и кредитования предпринимательской деятельности, то они представляют собой определенные способы, которые служат для обеспечения финансовыми средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование – представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление финансовых средств в различных формах для того чтобы осуществить какую-либо деятельность. Также стоит отметить, что финансирование отличается от кредитования конкретными принципами безвозвратности и безвозмездности, которые в свою очередь, предусматривают предоставление необходимых средств на специальных условиях возвратности, и возмездности (также достаточно часто говорят платности).

Режим правового характера инвестирования отличается от финансирования, в основном тем, что инвестор в свое время приобретает право собственности на объект определенной инвестиционной деятельности. В процессе финансирования право собственности у субъекта, который в свою очередь, предоставил средства денежного характера, не возникает. Помимо этого, в роли инвестиций могут выступать любые материальные и нематериальные ценности, само же финансирование осуществляется денежными средствами. Также важно сказать, что можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, в большинстве случаев, ориентирована на получение прибыли), а также по субъектам данной деятельности. Классификацию различных видов финансирования вполне можно провести по ряду конкретных оснований. Таким образом, в зависимости от определенного источника финансирования, под которым в свою очередь, необходимо понимать источник получения денежных средств, финансирование подразделяется на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

Формы, а также понятия государственного финансирования предпринимательской деятельности

Важно, что в условиях рынка хозяйствования государство берет на себя конкретную обязанность осуществлять финансирование приоритетных государственных программ развития промышленности, а также сельского хозяйства, средств передвижения, различных средств связи, и, конечно обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры.

Источником финансирования государственного характера выступают определенные средства федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования обычно носит достаточно строгий целевой характер.

Расходование конкретных средств не по своему целевому назначению вполне может служить конкретным основанием для использования мер ответственности. Для того чтобы обеспечить возможности контроля за целевым применением средств государственного порядка они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета «Целевые финансирование, а также поступления». Учет бухгалтерского характера предоставленных средств из бюджета осуществляется в соответствии со специальным приказом Минфина России от 16 октября.2000 года № 92н «Об утверждении конкретного Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000». Для организаций, которые занимаются выполнением различных государственных заказов за счет средств федерального бюджета, предусмотрена определенная обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому заказу государственного типа.

Финансирование государства

Финансирование государства осуществляется в форме:

  • предоставления каких-либо средств бюджетного характера на оплату различных товаров, услуг, а также работ, которые обычно выполняются физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
  • предоставления дотаций, субсидий, субвенций физическим и, что самое главное юридическим лицам, а также бюджетам иных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • предоставления ассигнований бюджетного порядка казенным предприятиям на выполнение какого-либо плана-заказа в ситуации недостаточности для этого их собственных средств.

Экономические, а также правовые принципы общего порядка финансирования государственных нужд устанавливаются специальными Федеральными законами от 1994 года 13 декабря № 60-ФЗ «О поставках той или иной продукции для федеральных нужд государственного порядка», от 1994 года 2 декабря № 53-ФЗ «О поставках, а также закупках различной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 2012 года 29 декабря № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 1994 года 29 декабря № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 2013 года 5 апреля № 44-ФЗ «О системе конкретной направленности в сфере закупок товаров, различных работ, услуг для того чтобы осуществлять обеспечение государственных и муниципальных нужд» и иными документами.

С целью организации работы по выполнению различных целевых программ и удовлетворению каких-либо других государственных нужд определяются заказчики государственной направленности, которые в свое время и становятся главными распорядителями средств из бюджета. Программы целевого порядка, а также государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации. Для того чтобы выполнить целевые программы и для обеспечения государственных нужд заключаются специальные контракты государственного характера. Совокупность заключенных контрактов государственного порядка представляет собой конкретный государственный заказ.

Целевые программы

Утвержденные программы целевого порядка и другие государственные нужды финансируются за счет определенных средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и, конечно, привлекаемых для того чтобы выполнять различные программы внебюджетных источников: взносов участников осуществляющих реализацию программ, целевых отчислений от конкретных организаций, и их прибыли, заинтересованных в осуществлении программ, средств фондов внебюджетного порядка, и иных поступлений.

Перечень межгосударственных, а также различных программ федерального целевого порядка, принимаемых к процессу финансирования из федерального бюджета, представляется самим Правительством Российской Федерации на утверждение Федеральному Собранию в составе бюджета федерального характера на очередной финансовый год. Финансирование каких-либо закупок товаров, различных работ и, конечно, услуг различного порядка для государственных нужд осуществляется в пределах конкретных средств, которые предусматриваются на эти цели в федеральном бюджете, при этом учитывая реальное поступление в бюджет ресурсов финансового характера. Сам процесс финансирования осуществляется Минфином России в ходе перечисления из федерального казначейства определенных средств денежного характера государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений. Что же касается актов платежного порядка, то они в свою очередь, принимаются к исполнению только в ситуации наличия специального письменного подтверждения факта поставки товаров для государственных нужд государственному заказчику или факта выполнения конкретных услуг, а также работ..

Средства, которые в свое время были получены из бюджета обязаны использоваться основными распорядителями в строгом порядке по конкретному назначению. Средства, которые в свою очередь, направлены не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего процесса финансирования и в дальнейшем никаким образом не компенсируются. Контроль осуществляемый за строго целевым расходованием отмеченных средств осуществляется Минфином России.

Помимо непосредственного финансирования каких-либо государственных нужд, с целью экономического стимулирования граждан, которые выступают в роли поставщиков, изготовителей и, конечно, подрядчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации им могут предоставляться:

  • определенные льготы по налогу на конкретную прибыль;
  • долгосрочные, а также текущие кредитные услуги на специальных льготных условиях;
  • средства валютной направленности, оставляемые на условиях льготного порядка в их распоряжении в ходе реализации продукции на экспорт.

Размеры, а также виды и порядок в котором осуществляется процесс предоставления финансовых льгот устанавливаются соответствующими органами власти при утверждении конкретной программы целевого характера или перечня иных государственных нужд.

Читать еще:  Государственное регулирование финансов корпораций

Помощь финансовой направленности и поддержка со стороны государства вполне может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или же определенных отраслей в целом путем предоставления специальных дотаций, субсидий, субвенции.

Дотациями являются средства бюджетного характера, которые в свое время предоставляются бюджету совершенно иного уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и, что наиболее важно безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субсидиями называются средства бюджета, которые обычно предоставляют бюджету другого уровня какой-либо бюджетной системы Российской Федерации, а также определенному физическому или, что наиболее важно юридическому лицу на конкретных условиях долевого финансирования целевых расходов.

Что касается субвенций – это средства бюджетной направленности, которые в свое время предоставляются бюджету совершенно иного уровня системы бюджетного характера Российской Федерации или какому-либо юридическому лицу на безвозмездной и, что самое главное безвозвратной основе для осуществления определенных операций направленных на целевые расходы.

Порядок в процессе которого осуществляется финансирование расходов на государственную поддержку финансовой направленности закупки и доставки продукции в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов был утвержден специальным приказом Минфина России от 2000 года 15 мая № 49н «Об утверждении конкретного Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку доставки, а также закупки продукции в районы Севера с достаточно ограниченными сроками завоза грузов».

Основы правовой направленности финансирования каких-либо предприятий казенного порядка закреплены в специальном постановлении Правительства Российской Федерации 2007 года 15 декабря № 872 «О создании и, конечно, контролировании деятельности федеральных казенных предприятий». В большинстве случаев, финансирование деятельности предприятий казенной направленности осуществляется за конкретный счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). В ситуации их недостаточности такому предприятию из федерального бюджета выделяются специальные средства для реализации плана его развития (в том числе на осуществление государственных программ инвестиционной направленности, выполнение различных исследовательно-научных и конструкторско-опытных работ), содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Средства, которые были указаны для финансирования определенных предприятий казенного характера предусматриваются в бюджете федеральной направленности отдельной строкой. Решение о выделении конкретному предприятию специальных средств из бюджета федерального характера принимается Правительством Российской Федерации по представлению Минэкономразвития России и Минфина России. Выделение предприятию средств из бюджета осуществляется только после того, как предоставляются уполномоченным органом отмеченным министерствам сведений о расходовании средств бюджетного характера и, конечно, общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий временной промежуток. Не применение каким-либо казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Что же касается предприятий, то они в свою очередь, представляют специальному уполномоченному органу отчет о целевом применении выделенных бюджетных ассигнований.

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Правовое регулирование рекламы в предпринимательском обороте

Формы и методы государственного финансирования деятельности организаций. Условия финансирования

Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

В основе экономики рыночного типа на уровне организации лежит пятиэлементная система финансирования:

2. прямое финансирование через механизмы рынка капитала;

3. банковское кредитование;

4. бюджетное финансирование;

5. взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование— наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Бюджетное финансирование осуществляется в виде бюджетных ассигнований.

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;

· оказание государственных или муниципальных услуг физическим и юридическим лицам;

· закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа и т.п.

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) — в российском законодательстве дотация — это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим и физическим лицам.

Основные свойства субсидии:

· безвозмездная, безвозвратная передача средств;

· софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь).- это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Образование фондов денежных средств предприятия и их использование

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспеченье хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

Денежные фонды предприятия можно разбить на 4 группы:

1. Фонды собственных средств: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; инвестиционный фонд; валютный фонд; прочие.

Первая группа денежных фондов предприятия – это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности, т.к. требования по их объему и организации достаточно однозначны.

Уставный капитал – это сумма вкладов первоначально инвестированных собственниками в имущество предприятия для обеспечения его уставной деятельности. Его размер всегда четко определен в учредительных документах предприятия. Уставный капитал является основой всей деятельности любого предприятия, имеет важное экономическое значение.

Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого источника предает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

В отличие от резервного понятие добавочного капитала гражданским законодательством не определено. Понятие добавочного капитала раскрывается нормативными документами по бухгалтерскому учету. Добавочный капитал является одним из источников собственных средств организации. Он образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в результате прироста стоимости активов предприятия, а также в результате присоединения к активам безвозмездно полученного имущества производственного назначения. Добавочный капитал включает в себя капитал переоценки, эмиссионный доход, капитал накопления. Капитал переоценки – прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решениям правительства. Эмиссионный доход – полученные денежные средства и имущество в сумме повышения их величины над стоимостью переданных акций. Капитал накопления – прирост активов в результате инвестиционной деятельности организации, профинансированной за счет прибыли.

2. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

Вторая группа денежных фондов – это фонды привлеченных средств. Привлеченные средства— это средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их числе можно назвать: средства от эмиссии акций; дополнительные взносы (паи) в уставный капитал; также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.

3. Фонды заемных средств: кредиты банков; факторинг; лизинг; прочие.

Третья группа денежных фондов предприятия – это фонды заемных средств.Заемные средства — это денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Заемные средства включают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, других финансово-кредитных институтов, государства. К заемным средствам кроме кредитов относят лизинг. Лизинг – пользование юридическим или физическим лицом не принадлежащими ему средствами труда вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров длительного пользования. Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджет; прочие.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 744 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector