Webbc.ru

Веб и кризис
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы государственных учреждений

Финансы государственных и муниципальных учреждений

В соответствии с гражданским законодательством, государственные и муниципальные учреждения функционируют главным образом в социально-культурной сфере, к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, учреждения обороны, национальной безопасности и др.

В социально культурной сфере действуют учреждения:

– образования (дошкольного, общего, среднего и высшего – детские сады, школы, колледжи, высшие учебные заведения и др.);

– культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.);

– здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);

– социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);

– средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.).

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны.

Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, во-вторых, организационно-правовой формой, в-третьих сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

Государственные и муниципальные учреждения представлены тремя типами учреждений – казенными, бюджетными и автономными.

Отличительной чертой финансового механизма казенного учрежденияявляется субсидиарная ответственность учредителя в лице соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления. Это означает, что при недостаточности бюджетных ассигнований, предоставленных казенному учреждению для исполнения его обязательств перед другими организациями, по таким обязательствам отвечает соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления), в ведении которого находится казенное учреждение.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы в соответствии с принципами сметного финансирования.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в казначейских органах, в рамках казначейской системы исполнения бюджета.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Доходы, полеченные от такой деятельности, перечисляются в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого финансируется учреждение.

Основными элементами финансового механизма автономных и бюджетных учреждений являются:

– отказ от финансирования содержания учреждения по смете и перевод на финансирование государственных (муниципальных) услуг путем предоставления субсидии на выполнение задания учредителя;

– отмена субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам автономных и бюджетных учреждений;

– самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности;

– расширение прав учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает учредитель учреждения.

Субсидия рассчитывается на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и количественных параметров задания учредителя на оказание этих услуг. Нормативы финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг должны определяться исходя из реальной стоимости оказания услуг (например, подготовки одного студента в учреждениях высшего профессионального образования в разрезе групп специальностей) и рассчитываться на длительный период времени (не менее чем на три года) исходя из требований среднесрочного бюджетного планирования. Такой подход создает нормальные условия для функционирования автономных и бюджетных учреждений, повышения эффективности их деятельности и удовлетворенности потребителей государственных (муниципальных) услуг.

До недавнего времени преобладающим источником финансирования государственных и муниципальных учреждений являлись бюджетные средства. Переход к рынку преобразовал систему финансового обеспечения данных учреждений в части изменения соотношения бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Дефицит региональных и местных бюджетов, ведет к минимизации средств, выделяемых на социальные расходы. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К предпринимательской деятельности учреждений относятся производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение приносящих доход внереализационных операций и др.

Основными источниками финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений являются:

– бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ(федерального, субъектов РФ и местных);

– доходы от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться вместо деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, получений от оказания них видов платных услуг, изымаются в бюджет;

– выручка от реализации продукции собственного производства, покупных товар и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

– выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду;

– добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств) определяются в строгом соответствии с подразделениями классификации операций сектора государственного управления Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. К ним относятся расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труд; по оплате работ, услуг (связи, транспортных, коммунальных услуг), по увеличению стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, уплату налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ и др.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотри только в бюджетных сметах и планах финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования, расходы на медикаменты – учреждений здравоохранения, и т. д.

В настоящее время государством за счет бюджетных средств финансируется ограниченный состав расходов: в основном оплата груда, начисления на выплаты по оплате туда, стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (часть. коммунальных услуг, на приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств.

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательных и исполнительных) и останов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

Важной составной частью финансов государственных и муниципальных учреждений являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности эти учреждения, функционирующие в социально-культурной сфере, уплачивают все налоги, предусмотренные действующим законодательством (в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций.

Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов целому ряду учреждений.

Правовой статус государственных учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения их доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налоговых и авансовых платежей, составления налоговой декларации.

ЛЕКЦИЯ 11. Финансы государственных (муниципальных) учреждений;

Финансы государственных (муниципальных) учреждений

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Читать еще:  Социальная финансовая политика государства

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Источниками финансирования деятельности автономных и бюджетных учреждений выступают:

— доходы от оказания платных услуг

— добровольные поступления от физических и юридических лиц

Для автономных и бюджетных учреждений действует следующий порядок финансирования из бюджета.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Государственные (муниципальные) задания для учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

· показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

· порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

· требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

· определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

· порядок оказания соответствующих услуг;

· предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

3. Финансы некоммерческих организаций иных организационно- правовых форм

В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на организации, имеющие членство (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и не имеющие членство (фонды , автономные некоммерческие организации )

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческихорганизаций различных организационно-правовых форм:

• регулярные и единовременные поступления от учредителей

• добровольные имущественные взносы и пожертвования

• выручка от реализации товаров, работ, услуг

• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям,

другим ценным бумагам и вкладам

• доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации

• бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ

• другие, не запрещенные законом поступления

Выделяют следующие группы расходов:

• Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием

• Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за

счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований

• Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности

Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

АЗО — И ДИАЗОСОЕДИНЕНИЯ.

Диазосоединения – соли диазония получают по реакции производных первичных ароматических аминов с солями азотистой кислоты в присутствии минеральной кислоты приО˚С (реакция диазотирования).

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ ДИАЗОНИЯ.

1. Реакции замещения диазогруппы (реакции, идущие с выделением азота):

хлорид фенилдиазония фенол

нитрил бензойной кислоты

2. Реакции азосочетания (без выделения азота).

Соли диазония вступают в реакции азосочетания с фенолами или с ароматическими аминами с образованием азосоединений, эта реакция рассматривается как реакция электрофильного замещения в бензольном кольце фенола или амина. Азосочетание идет, преимущественно, в пара-положение к фенольному гидроксилу или аминогруппе, в случае если пара-положение занято азосочетание идет в орто-положение.

Азосоединения – вещества окрашенные, на их основе получают красители для тканей.

Окраска вещества связана с его способностью поглощать из видимой части спектра порции энергии от 158 до 300 кДж/моль (в интервале длин волн от 800 до 400 нм) только некоторые лучи с определенными длинами волн, то есть с определенной энергией. При этом непоглощенные лучи спектра, являясь дополнительными к поглощенным, воспринимаются как видимые, и тело становится окрашенным.

Окрашенность соединения связана с наличием в его структуре определенных групп, называемых хромофорными («хромос»- цвет): -N=N-, -NO2, -N=O, система сопряженных кратных связей. Ауксохромные группы («ауксо» – углубляю): -NH2, -N(CH3)2, -OH углубляют окраску и способствуют фиксации на материале.

Для того чтобы соединение было красителем необходимо присутствие в его молекуле и хромофорных и ауксохромных групп.

Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов

Рассмотрим основы организации финансов в бюджетных организациях, на конкретных примерах проанализируем исполнение кассовых и фактических расходов в сравнении со сметными назначениями в разрезе статей и подстатей бюджетной экономической классификации и определим эффективность и рентабельность учреждения.

Основы организации финансов бюджетных организаций

Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления учреждением предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Таким образом:

  • учредителями бюджетной организации являются органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы не могут создать бюджетную организацию;
  • цель создания бюджетной организации — функции некоммерческого характера;
  • бюджетная организация финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета или внебюджетного фонда;
  • бюджетным организациям не запрещено оказывать платные услуги;
  • самостоятельно заработанные средства должны направляться на расширение и развитие услуг, указанных в учредительных документах учреждения;
  • основой финансового планирования является смета доходов и расходов.
Читать еще:  Теории государственных финансов российских экономистов

В отношении бюджетных организаций также следует знать, что:

  • недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций;
  • бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут предоставлять платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет заработанных доходов;
  • у них нет права самостоятельно определять порядок расходования средств — государственные средства расходуются только по целевому назначению, по утвержденной смете расходов;
  • финансирование осуществляется со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов. Расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков материальных ценностей, кроме расходов распорядителей средств, осуществляемых в форме наличных выплат (заработная плата, хозяйственные нужды);
  • финансирование осуществляется путем распределения бюджетных средств «сверху», а не в результате «зарабатывания», что ослабляет контроль за качеством услуг и эффективностью использования выделенных средств;
  • расходование как выделенных бюджетных, так и заработанных благодаря оказанию платных услуг средств производится в строгом соответствии с требованиями бюджетной классификации, что отрицательно сказывается на гибкости экономического управления. Основным принципом организации финансов бюджетных учреждений является целевое использование всех средств, то есть эти средства могут направляться только на цели, предусмотренные в смете, согласно статьям и подстатьям бюджетной экономической классификации;
  • жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. На каждый вид деятельности составляется отдельная смета по их расходованию (бюджетный вид деятельности — КФО 4 (код финансового обеспечения), предпринимательский — КФО 2). Отчетность формируется по видам деятельности раздельно. При недостатке бюджетных средств разрешено использовать для выполнения государственного задания денежные средства, заработанные от предпринимательской деятельности, но не предусмотрено возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Особенности бюджетных организаций проявляются в их взаимных отношениях с финансовыми институтами, в первую очередь с финансово-кредитной системой. Например, бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Наличные средства бюджетные организации получают в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы федерального казначейства, а не банк. Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускается.

Предоставление банком кредитов бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке.

Рассматривая взаимоотношения бюджетных организаций с налоговой системой, можно выделить следующие основные положения.

Бюджетные организации должны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами от ведения предпринимательской деятельности. Налогообложению подлежит прибыль, полученная в результате как превышения доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав над расходами, так и от превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.

При осуществлении работ, услуг, облагаемых НДС, на основании заключенных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами на платной основе (предпринимательская деятельность) бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать соответствующие суммы НДС в бюджет. Льготы по федеральным налогам могут быть предоставлены не вследствие специфического определения бюджетных организаций, а лишь, поскольку и в том объеме, поскольку и в каком эти льготы предусмотрены в налоговом законодательстве.

В бухгалтерском учете получение субсидий отражается как получение прочего дохода. В налоговом учете для целей исчисления НДС получение субсидий на выполнение государственного задания и иных субсидий не является получением дохода, поэтому учреждение не начисляет НДС с бюджетной деятельности.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использовании финансовых ресурсов.

Отметим, что в настоящее время постоянно возрастает доля финансирования по смешанному методу, то есть кроме государственного бюджета учреждения могут использовать внебюджетные средства, оказывать платные услуги (в первую очередь это касается организаций здравоохранения, науки, культуры). Доля внебюджетных средств будет нарастать, так как государству сложно осуществлять финансирование в полной мере за счет государственного бюджета.

Контроль за полнотой удовлетворения потребности учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям. Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений, финансируемых из государственного бюджета, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).

Основные показатели финансового состояния учреждения — степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, фактических расходов — сметным назначениям и кассовым расходам.

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

  • оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;
  • характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей;
  • установление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
  • выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг, являются разновидностью бюджетных ассигнований. В соответствии с Инструкцией № 174н по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция по применению Плана счетов), применяется код финансового обеспечения КФО 4 для бюджетной деятельности и КФО 2 для иной приносящей доход деятельности.

Рассмотрим порядок отражения субсидий на примере. Предположим, от главного распорядителя поступили субсидии бюджетному учреждению на выполнение государственного задания в годовом объеме 11 139 600 руб. в разрезе статей и подстатей экономической бюджетной классификации Российской Федерации, отражающих наиболее детальное распределение расходов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов поступление субсидии может отражаться филиалом бюджетного учреждения следующим образом:

Дебет счета 4 201 11 510 Кредит счета 4 304 04 (КОСГУ) 1 .

Распределяем поступившие средства по кодам бюджетной классификации:

  • на заработную плату штатных сотрудников, занимающихся непосредственно бюджетной деятельностью, — КОСГУ 211;
  • на начисление на выплаты по зарплате — КОСГУ 213;
  • на услуги связи — КОСГУ 221;
  • на коммунальные услуги — КОСГУ 223;
  • на аренду за пользование имуществом — КОСГУ 224;
  • на налог на имущество — ЭКР 290.
Читать еще:  Возврат государственной пошлины из налоговой

Одновременно с поступлением субсидий на счет 4.201.11.510 делается запись по Дебету забалансового счета 17.01 (КФО 4).

Проанализируем соответствие кассовых расходов утвержденным плановым назначениям на основе фрагмента Отчета об обязательствах учреждения.

Из этого отчета следует, что плановые назначения (поступившие субсидии) использованы в полном объеме в кассовом исполнении. Обратите внимание: недоиспользованные выделенные средства в конце года надо будет вернуть главному распорядителю. Поэтому надо анализировать и использовать финансирование по назначению и в полном объеме.

Например, в нашем случае на начисления на выплаты по оплате труда профинансировано 2 171 080 руб. Если кассовое исполнение составит меньшую сумму, например 2 141 080 руб., то недоиспользованную сумму 30 000 руб. необходимо будет вернуть главному распорядителю, а тот, в свою очередь, возвратит средства в бюджет. В бюджетном учреждении с этой целью будет оформлена проводка:

Дебет счета 4.304.04.213 Кредит счета 4.201.11.610 — 30 000 руб. — перечислена сумма недоиспользованных средств.

Сметные назначения также должны быть выполнены и в фактическом исполнении в полном объеме, и по целевому назначению в разрезе кодов экономической классификации. Для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов воспользуемся данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Данные для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов за 2014, руб.

БИТ.Управление финансами
государственного учреждения (БИТ.УФГУ)

ВОЗМОЖНОСТИ «БИТ.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

«БИТ.Управление финансами государственного учреждения» – надежный инструмент планирования и контроля финансовых средств и денежных потоков учреждения. Программа предназначена для государственных учреждений любой сферы деятельности. Продукт существенно повышает эффективность процессов, связанных с финансовым планированием и расходованием денежных средств.

  • Формирование финансовых планов учреждения в различных аналитических разрезах (центров финансовой ответственности, КЭК (в том числе с возможностью детализации), источников финансирования, КВР и других разрезов бюджетирования)
  • Фиксирование всех этапов планирования (потребность, утвержденная потребность, бюджет ЦФО, план ФХД в целом по учреждению и пр.)
  • Регистрация в системе договоров и иных оснований возникновения обязательств в разрезе аналитик бюджетирования, возможность регистрации графиков платежей и графиков начислений
  • Резервирование денежных средств под планируемые расходы и поступления денежных средств
  • Согласование финансовых планов, реестров платежей ответственными лицами организации
  • Гибкие настройки получения сведений о кассовом и фактическом исполнении
  • Гибкие механизмы формирование отчетности, необходимой для анализа исполнения финансовых планов и принятия управленческих решений
  • Интеграция с бухгалтерской подсистемой «Планирование и санкционирование» — автоматизированный ввод бухгалтерских документов на основании документов блока финансового планирования

Подсистема «Финансовое планирование»

  • Ввод неограниченного количества бюджетов разных видов, включая бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет доходов и расходов (БДР)
  • Гибкая система внесения данных о планируемых доходах и расходах (произвольные аналитические разрезы, периодичность планирования, структура бюджета, заполнение по формулам и пр.)
  • Формирование иерархической структуры планирования (регистрация в системе всех этапов планирования – от потребности до плана ФХД по учреждению)
  • Формирование финансовых планов с необходимым шагом планирования (год, квартал, месяц и пр.)
  • Широкий спектр аналитических разрезов
  • Возможность добавления до 20 произвольных аналитик, необходимых для целей управленческого учета
  • Автоматизированное формирование проводок по 500-м счетам в разрезе бухгалтерской аналитики на основании данных о финансовых планах
  • Корректировка введенных финансовых планов с сохранением истории изменений
  • Контроль не превышения плановых показателей в разрезе аналитик бюджетирования

Подсистема «Учет договоров»

  • Резервирования денежных средств под предстоящие расходы (конкурентные процедуры или ожидаемые к заключению договоры)
  • Возможность объединения нескольких резервов в один договор
  • Автоматизированный ввод документов по 500-м счетам ЕПСБУ по принимаемым обязательствам
  • Регистрация в системе доходных и расходных договоров и иных оснований возникновения обязательств
  • Связь с документами резервирования денежных средств, «высвобождение» средств из резерва при заключении договора
  • Регистрация графиков платежей и графиков начислений в разрезе аналитик бюджетирования
  • Автоматизированное формирование проводок по 500-м счетам по принятым обязательствам, в том числе по экономии по результатам конкурентных процедур
  • Регистрация в системе дополнительных соглашений к договору, хранение истории изменения сумм, сроков, распределения по аналитикам и пр.
  • Регистрация в разрезе аналитик бюджетирования ожидаемых платежей на основании первичных документов от поставщиков
  • Регистрация ожидаемых поступлений денежных средств по доходным договорам в разрезе аналитик бюджетирования
  • Формирование реестра платежей для передачи в бухгалтерию
  • Заполнение расчетно-платежных документов на основании сведений об ожидаемых расходах, исключение дублирования операций
  • Связь документов по ожидаемым расходам с расчетно-платежными документами обеспечивает оперативное получение информации о кассовом исполнении в разрезе аналитик бюджетирования

Исполнение плановых показателей

  • Оперативное получение сведений по исполнению плановых показателей (кассовое или фактическое исполнение)
  • Формирование управленческой отчетности: план-фактный анализ, отчет по исполнению договоров и пр.
  • Настройка отчетов в пользовательском режиме

Интеграция с АСУ ПФХД

  • Пользовательские справочники и документы по аналогии с АСУ ПФХД
  • Назначение соответствий между данными управленческого учета и данными подсистемы АСУ ПФХД
  • Формирование документов «План финансово-хозяйственной деятельности», «Перечень дополнительных показателей»
  • Возможность заполнения документов по данным подсистемы управленческого учета
  • Возможность заполнения перечня дополнительных показателей по данным внешних систем
  • Печатная форма Плана ФХД
  • Выгрузка данных о Плане ФХД на портал в установленном формате, выгрузка перечня дополнительных показателей
  • Гибкая настройка вариантов получения сведений о кассовом (фактическом) исполнении
  • Механизмы визирования документов подсистемы
  • Механизмы оповещения
  • Загрузка данных из Excel
  • Прикрепление файлов к документам подсистемы без увеличение размера базы данных

Решение реализовано как дополнение к конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Для расширения количества рабочих мест достаточно приобрести необходимое количество дополнительных лицензий на платформу «1С:Предприятие 8».

Отправить по почте

Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений

Приказ Минфина России

от 07.02.2020 № 17н

Приказ Минфина России 17н от 07.02.2020 «О внесении изменений в приложение к Требованиям к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деяте.

Зарегистрирован в Минюсте России от 06.03.2020 № 57685

Дата публикации: 10.03.2020

Пример формирования обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам

Дата публикации: 14.11.2019

Пример формирования обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного учреждения, государственного (муниципального) автономного учреждения

Дата публикации: 14.11.2019

Постановление Правительства Российской Федерации

от 09.07.2019 № 873

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 № 873 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 и признании утратившими силу некоторых положений постановления Правит.

Дата публикации: 23.07.2019

Приказ Минфина России

от 30.10.2018 № 221н

Приказ Минфина России от 30.10.2018 № 221н «О внесении изменений в пункт 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российск.

Дата публикации: 27.11.2018

Приказ Минфина России

от 18.09.2018 № 196н

Приказ Минфина России от 18.09.2018 № 196н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечен.

Дата публикации: 22.10.2018

Приказ Минфина России

от 31.08.2018 № 186н

Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»

Дата публикации: 16.10.2018

Приказ Минфина России

от 06.06.2018 № 128н

Приказ Минфина России от 06.06.2018 № 128н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 г. № 198н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюдж.

Дата публикации: 27.07.2018

Постановление Правительства Российской Федерации

от 19.07.2018 № 849

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 № 849 «О внесении изменений в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреж.

Дата публикации: 20.07.2018

Приказ Минфина России

от 12.12.2017 № 224н

Приказ Минфина России от 12.12.2017 № 224н «О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 20.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector