Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая политика государства в социальной сфере

Цели финансовой политики;

Содержание и значение финансовой политики

Финансовый механизм

Содержание и значение финансовой политики

Вопросы

ТЕМА 14. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика представляет собой фундаментальную часть экономической политики государства, в ней находит отражение общий объем финансовых ресурсов, источники их формирования, направление использования для обеспечения экономического и социального прогресса страны.

Финансовая политика служит основой разработки и совершенствования механизма регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание финансовой политики охватывает следующий комплекс мероприятий:

1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2. создание адекватного финансового механизма;

3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Осуществление финансовой политики предполагает единство, обеспечение взаимосвязей с другими составными частями экономических отношений: с экономической политикой, ценовой, денежной, кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и др.

Финансовая политика имеет два целевых направления:

Фискальные задачи государства связаны с балансированием доходов и расходов государства. В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов.

Регулирование экономических процессов осуществляется в связи с тем, что государство располагает определенными инструментами. К ним относятся: налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения.

Существуют два механизма финансового регулирования:

1. Стимулирующий механизм. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения.

2. Рестрикционный механизм. Рестрикционное регулирование связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.

Финансовые инструменты регулирования обеспечивают решение средне-, и долгосрочных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности.

Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений ЦБ РФ.

Выделяются различные цели финансовой политики в зависи­мости от основных направлений финансовой деятельности государ­ства, которую несмотря на все ее разнообразие можно разделить на три вида:

— аллокация — предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.);

— перераспределение — финансовое перераспределение госу­дарством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

— стабилизация — осуществление финансовых мер, направлен­ных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Главной целью финансовой политики является увеличение объема и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов. Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государ­ство в соответствии с видами финансовой деятельности преследует достижение следующих целей:

— повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей народного хозяйства;

— оздоровление и структурная перестройка экономики;

— снижение темпов инфляции.

Разработка и осуществление финансовой политики включают следующие основные этапы:

— разработка финансовой стратегии;

— определение и постановка главных целей финансовой поли­тики и их конкретизация в тактических задачах;

— разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;

— подбор кадров, способных решить поставленные задачи;

— осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и решение задач, контроль за их осуществлением.

Поскольку финансовая политика в первую очередь направлена на достижение максимального объема финансовых ресурсов, то она обеспечивает реализацию политики государства и в других областях общественной деятельности — экономике, социальной сфере, обо­роне страны, развитии научно-технического прогресса.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Финансовая политика государства в социальной сфере – это деятельность государства в лице органов власти соответствующих уровней, направленная на реализацию целей и задач государственной социальной политики посредством действующего в стране финансового механизма.

Финансовая политика в социальной сфере является составной частью общей финансовой политики государства. На практике она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области формирования и использования финансовых ресурсов.

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов социальной сферы представлены на схеме 2.

В условиях переходной экономики сдерживающим фактором развития социальной сферы является дефицит финансовых ресурсов. Он вызван резким сокращением финансирования на федеральном и региональном уровне вследствие экономического спада, несовершенством налоговой политики, недостаточного развития нетрадиционных источников финансирования.

Государственная финансовая политика в социальной сфере предполагает:

§ разработку и обоснование концепции финансового механизма, ее специфики для государственного, коммерческого и неприбыльного секторов экономики;

Читать еще:  Субъекты государственных финансов

Формирование и использование финансовых

ресурсов социальной сферы

Источники финансовых ресурсов социальной сферы

Финансовые ресурсы социальной сферы

Я

Использование финансовых ресурсов организациями

социальной сферы по направлениям расходов

§ разработку стратегии и тактики формирования и использования финансов;

§ практическую реализацию целей и задач в области финансов, соответствующих действующей в стране социальной политике.

Финансовый механизм – это система рычагов, посредством которых осуществляется эффективное использование всех видов финансовых ресурсов. В социальной сфере, так же как и в производственной, используются такие методы финансового регулирования, как самообеспечение, субсидирование, налогообложение, кредитование, материальное стимулирование, арендные и лизинговые операции, фондообразование.

Роль государства в разработке и реализации финансового механизма социальной сферы определяется прежде всего правовым обеспечением. Оно представляет собой совокупность Законодательных и иных правовых актов: Законов, Указов Президента, Постановлений правительства, а также нормативной документации: норм, нормативов, инструкций, методических указаний и т.п.

Важной особенностью финансирования социальной сферы является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. При сохранении отраслевого подхода главными становятся три уровня территориального управления: федеральный, субъектов федерации и территориальных единиц органов местного самоуправления. В новых условиях следует признать приоритет территориального принципа формирования и распределения финансовых ресурсов. Последние в значительной части сосредотачиваются в бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах. Вместе с этим нельзя недооценивать роль федерального бюджета, который финансирует свои организации и учреждения социальной сферы, а также региональные программы государственного значения. Поэтому центральным вопросом государственной финансовой политики в социальной сфере является выработка приоритетов для выделения бюджетных средств для реализации социальных потребностей в межрегиональном разрезе.

Резкое изменение экономического курса страны обострило неравенство ресурсных потенциалов регионов, которое во многом определяется существенными различиями социально-экономического развития субъектов федерации. Это требует решения множества проблем, особенно в области межбюджетных отношений субъектов федерации и оказания им государственной финансовой поддержки.

Становление бюджетного федерализма в России нуждается в создании принципиально нового механизма межбюджетных отношений, а не в корректировке существующего. Финансовые взаимоотношения между регионами и Федерацией, а также передача основной доли финансирования социальной сферы в бюджеты субъектов федерации и территориальных единиц могут обеспечиваться движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

Исполнительные органы власти при разработке проектов бюджетов имеют право:

§ определять необходимый объем финансирования мероприятий по социально-экономичес­ко­му развитию соответствующих национально-государственных и административно-террито­ри­аль­ных образований в пределах планируемых бюджетных средств в объеме предоставленных субсидий, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

§ увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства и на другие социальные цели;

§ в установленном порядке определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, производить затраты на оказание помощи социально незащищенным категориям населения;

§ определять размеры субсидий бюджетам разных уровней, их целевое назначение;

§ в пределах имеющихся доходов своего бюджета образовывать резервные и целевые фонды;

§ объединять бюджетные средства территорий на договорной основе.

Правительство РФ разрабатывает минимальный потребительский бюджет на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяют минимальные размеры оплаты труда, пенсий, социальных пособий, которые в новых условиях не соответствуют минимальному потребительскому бюджету.

Финансовая помощь регионам осуществляется посредством субсидий и грантов, реализующих принцип регионального бюджетного выравнивания. Эта система корректирует «вертикальные» и уменьшает «горизонтальные» диспропорции. «Вертикальные» диспропорции возникают при несоответствии между поступлениями, закрепленными за данным уровнем власти и его расходными функциями. «Горизонталь­ные» диспропорции предполагают неравные доходы регионов.

Субсидией – называется пособие в денежной (в редких случаях – натуральной) форме, предоставляемое за счет средств государственных бюджетов всех уровней, а также специальных фондов местным органам власти юридическим и физическим лицам, другим государствам. В социальной сфере могут использоваться прямые и косвенные субсидии. Прямые субсидии финансируют необходимые социальные потребности в регионе, в отрасли. Косвенные субсидии могут выражаться в форме льготных условий налогообложения, инвестирования, кредитования и т.п. субъектов социальной сферы.

Грантом называется финансируемый заказ потребителя в форме безвозмездно выделенных денежных средств под конкретное мероприятие высокой социальной значимости на условиях конкурсного отбора. Он всегда заключает в себе признак льготности финансирования в оказании помощи кому-либо.

В настоящее время в России используются следующие пять методов бюджетного субсидирования: дотации, субвенции, ссуды вышестоящих бюджетов, взаимозачеты и трансферты (таблица 1).

Доля трансфертов с 5,8% в 1994 г. выросла до 72% в 1996 г. В это же время заметно снизилась доля ссуд (соответственно с 37,6 до 4,2%) , а также, что особенно важно, взаимозачетов.

Причиной этих тенденций являются особенности предназначения и возможности использования различных источников субсидирования.

В соответствии с «Положением о Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР)», разработанным министерством финансов РФ, трансфертные платежи предоставляются регионам, получившим статус «региона, нуждающегося в поддержке» и «региона, особо нуждающегося в поддержке». К регионам, нуждающимся в поддержке, относятся регионы, у которых по фактическим данным отчетного года, скорректированным на условия, действующие на начало планируемого года, душевой бюджетный доход ниже среднедушевого дохода, исчисленного по сумме бюджетов всех субъектов федерации.

Читать еще:  Независимый государственный финансовый контроль

К особо нуждающимся в поддержке относятся те регионы, у которых среднедушевой бюджетный доход ниже минимального потребительского бюджета и не достаточен для покрытия текущих расходов базового года с учетом их корректировки на соответствующие дополнительные расходы, которые предусмотрены законодательством Российский Федерации в прогнозируемом году.

ФФПР формируется в размере 27% от фактической суммы НДС на товары внутреннего производства, поступающей в бюджетную систему Российской Федерации за счет его части, зачисляемой в Федеральный бюджет (за исключением НДС на драгоценные металлы и камни). С 1995 года регионы – доноры составляли менее 20% субъектов федерации, более 75% регионов получали трансфертные платежи.

Методика реализации трансфертов имеет определенный недостаток. По существу она предполагает финансирование дефицита бюджетов субъектов федерации. Но такой дефицит может быть вызваны неоправданными расходами в регионах. Поэтому представляется рациональным вариантом бюджетного субсидирования финансирование из федеральных бюджетных средств только минимальных социальных гарантий, исходя из набора потребительских товаров и услуг, соответствующих уровню минимального потребительского бюджета на душу населения.

Таким образом, финансовая помощь государства субъектам федерации в форме трансфертов компенсирует отсутствие возможности соответствующих территорий финансировать свои потребности налоговыми поступлениями и прочими доходами.

Финансовая политика государства в социальной сфере требует постоянного совершенствования.

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Направления государственной финансовой политики в высшей школе на современном этапе

Направления государственной финансовой политики в высшей школе на современном этапе

Directions of state financial policy in higher education at the present stage

Зайцев Александр Михайлович

Zaitsev Alexander,

начальник отдела финансовых решений управления информационных технологий, ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с управлением государственными финансами в сфере высшего образования, поиска новых направлений в целях создания условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики.

The article discusses issues related to the management of public finance in the field of higher education, the search for new directions in order to create conditions for increasing the availability of quality education that meets the requirements of economic development.

Ключевые слова: финансовая политика государства, сфера высшего образования, расходы бюджетов, направления социальной политики, бюджетное финансирование, финансирование образования, финансовая среда, финансовый механизм.

state financial policy, higher education, budget expenditures, social policy areas, budget financing, education financing, financial environment, financial mechanism.

Финансовая политика государства в целом представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. В сфере высшего образования она выступает как область экономической политики страны в целом и реализовывается в форме финансирования стратегических и текущих целей и задач, направленных на социальное развитие общества. Финансовую политику образовательной сферы можно рассматривать как отношения по поводу финансового обеспечения процесса обучения подрастающего поколения и профессиональных кадров и располагает определенными целями, задачами и приоритетами, которые заключены в рамках экономической политики государства.

Главная цель государственной финансовой политики в сфере образования — создание условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Стратегия финансовой политики государства и её основные направления определяют финансовое обеспечение долгосрочного развития многих системообразующих сфер национальной безопасности государства, стабильности и развития общества, одной из которых является равнодоступное высшее образование. По статистике, в 2016 году в мире насчитывалось 100 млн студентов. В нашей стране около 5 млн или около 5% от общей численности, обучается 4,767 млн студентов, из них 4,061 млн человек, или 85,2%, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования и 0,705 млн человек, или 14,8%, в частных институтах. Нужно отметить, что более сорока лет назад, в «1975 году в Советском Союзе действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. Число студентов на 10 000 человек населения в СССР значительно превосходило такие страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и другие».

Последовательно, через директивный и регулирующий финансовый механизм, состоящий из финансовых ресурсов, методов их формирования и системы регулирующих норм и нормативов, включающий эффективный инструментарий для практического воплощения программных документов, государство определяет тактику финансовой политики, которая направлена на решение текущих задач.

К основным направлениям финансовой политики государства относятся:

  1. бюджетная политика;
  2. политика в области национальной обороны;
  3. политика в области национальной безопасности;
  4. налоговая политика;
  5. инвестиционная политика;
  6. кредитно-денежная политика;
  7. социальная политика;
  8. политика в области охраны окружающей среды;
  9. политика в ЖКХ.

Социальная политика, которую проводит государство, включает следующие три основные направления:

  1. в сфере социальной поддержке населения;
  2. в области здравоохранения;
  3. в области образования.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические цели развития страны, изложенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Основные направления бюджетной политики, и многие другие. В последнем документе раскрыты основные моменты «повышения эффективности бюджетной политики»: «По мере постепенной консолидации бюджета, оптимизации расходов и повышения их эффективности в течение планового периода ожидается постепенное сокращение доли этих расходов при одновременной стабилизации расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение) на уровне 7,3%-7,7% ВВП».

Читать еще:  Государственная пошлина налоговая

Расходы бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2017-2020 гг. млрд. рублей

Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации

Как видно из таблицы, расходы на образование с 2019 года имеют тенденцию к снижению в % к ВВП, что не будет сказываться положительно на финансировании вузов, поскольку необходимо исполнять обязательства по повышению оплаты ППС, и иметь средства для обеспечения текущей деятельности и развития научной и образовательной базы.

Основные направления государственных расходов на перспективу и текущий период базируются на целях и задачах экономической политики государства, определении приоритетных отраслей и условий развития социальной сферы в составе экономики, в том числе образования, на основе полномочий государственных и территориальных органов власти в финансово-бюджетной сфере. Только учитывая эти факторы можно разработать финансовую политику в области образования, которая отвечает политическим условиям экономического развития государства.

Трансформация целей и задач развития экономики страны приводит к изменению финансовых отношений в сферах деятельности и пересмотру формирования и использования финансовых ресурсов государства.

В задачу региональных органов власти и органы местного самоуправления входят вопросы разработки финансовой политики в образовательной сфере на территориях; при этом учитываются цели и задачи общей финансовой политики страны, в том числе и в области образования, на среднесрочный и долгосрочный период и стоящих перед регионами задач.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2019 года стоят цели, задачи, а также приоритеты политики Правительства страна во всех областях экономического развития, в том числе в сфере развития образования и высшей школы.

Реализация политики в области социально-экономического развития и развития образования как правило направлена на устранение накопленных в экономике структурных проблем и увеличение финансирования, ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях за счет сокращения неэффективных расходов на образование, при этом должны быть сохранены высокие темпы обновления технологии в образовании.

Финансовая политика государства в сфере образования в среднесрочном периоде направлена на обеспечение выполнения максимального размера финансирования проектов и мероприятий, предусмотренных государственной программой развития образования на 2013 — 2020 годы. В частности, предусматривается финансирование выполнения проектов по реализации новых моделей вузов, а также образовательных программ, соответствующих современным требованиям. Для внедрения результатов таких проектов предусматривается:

1) Формирование в системе высшего образования новых моделей вузов: опорных вузов в регионах; вузов, готовящих специалистов для социальной сферы и сферы сервиса; вузов прикладного и технического бакалавриата;

  1. Формирование в высшей школе новых программ инженерного образования; новых моделей магистратуры; новых направлений и моделей аспирантуры; современной модели и технологий очно-заочного и заочного обучения и пр.;

Отдельным направлением предусматривается финансирование мероприятий по разработке и распространению новых технологий и форм организации учебного процесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалификации научно-педагогических работников, аналитического сопровождения. В мероприятиях по использованию новых технологий и форм организации учебного процесса намечено:

— распространение модели вариативных образовательных траекторий;

— реализация основных требований Болонского и Туринского процессов в вузах.

Счетная палата России выступила за инвестирование дополнительных 200 млрд рублей в сферу образования, здравоохранения и социальных услуг на период 2017-2019 годов, сообщает РИА «Новости».

Также обращено внимание на степень износа основных фондов бюджетных организаций. По итогам 2015 года этот показатель возрос и превысил 50%: в сфере строительства износ составил 53,5%, транспорта и связи – 59,1%, образования – 53%, здравоохранения и социальных услуг – 57,4% (по здравоохранению и социальным услугам рост за последний год оказался самым высоким и составил 4%).

Государственному финансированию подлежит также модернизация системы непрерывного образования – ДПО — дополнительного профессионального образования взрослых, которую намечено сделать в форме «образования в течение жизни» и выполнить на основе реализации проектов регионов и вузов; создании открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Отдельное направление представлено по линии проведения мероприятий по повышению качества управления в высшей школе путем распространения новых моделей и технологий управления. Намечается:

  • создание во всех образовательных организациях государственно-общественного управления с участием работодателей;
  • переподготовка управленческих команд не менее чем в ста профессиональных образовательных организациях;
  • внедрение системы эффективного контракта с руководителями и ППС организаций высшего образования;
  • завершение модернизации управления;
  • мониторинг трудоустройства и карьеры выпускников.

Особое внимание уделяется вопросам модернизации образования региональных систем высшей школы. Намечена реализация Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года с учетом актуальных прогнозов баланса трудовых ресурсов, кадровой потребности, демографической ситуации.

В «Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», указаны планируемые ассигнования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Как видно из таблицы, бюджетное финансирование образования в ближайшей перспективе сокращается на 0,2 п.п., до 3,5% ВВП в 2019 году. Это, безусловно, ставит организации высшего образования перед необходимостью серьезно задуматься о поиске альтернативных источников финансирования образовательной деятельности с целью снятия напряжения и выполнения намеченных оптимизационных мер по сохранению долгосрочного положительного эффекта от вхождения в единое мировое образовательное пространство.

Направления социальной политики государства

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector