Webbc.ru

Веб и кризис
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы реализации финансовой политики государства

Понятие финансовой политики государства, ее содержание, основные задачи на современном этапе

Финансовая политика — это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства.

Финансовая политика государства включает:

• определение и разработку научно обоснованной стратегии и тактики развития финансов в соответствии с главными целями экономического развития страны;

• механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;

• разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствованияпо поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Основными целями финансовой политики являются:

1. наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

2. повышение уровня доходности на душу населения;

3. увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

4. выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны.

Финансовая политика базируется на соблюдении ряда требований: научный подход; учет конкретных исторических условий; тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности; повышение эффективности использования финансовых ресурсов; прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов; анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятия и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политикаподразделяетсяна финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики государства, предусматривающий решение крупномасштабных задач в соответствии с экономической и социальной стратегией развития страны. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, направления их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовую стратегию в нашей стране определяют органы государственного управленияПарламент; Администрация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие.

Финансовая тактика — это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии. Финансовая тактика связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны.

Стратегия и тактика неразрывно связаны между собой. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, определяя наиболее острые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм — это совокупность установленных государством видов, форм и методов организации финансовых отношений, а также инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества.

Различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.

Директивный финансовый механизм предусматривает разработку и введение обязательных для всех субъектов хозяйствования финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка. Регулирующий финансовый механизм связан с распределительными отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы государства прямо не затрагиваются.

Система финансового механизма включает в себя ряд групп и методов. Финансовый механизм государства обеспечивает постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие финансовых отношений, их регулирование, укрепление финансовой системы государства, стабилизацию его финансов, дальнейшее развитие внешнеэкономических связей.

Финансовый механизм местных органов власти обеспечивает изыскание источников финансового обеспечения потребностей территорий.

Финансовый механизм коммерческих организаций направлен на формирование и использование денежных фондов для получения прибыли и достижения других поставленных целей.

Финансовый механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получением дополнительных доходов от коммерческой деятельности.

Механизм финансового рынка направлен на аккумулирование и эффективное использование временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.

К методам финансового механизма относятся инструменты, рычаги, финансовое обеспечение.

Инструменты, рычаги — это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыльи т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств.

По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций – пени, штрафы и т.д.

Финансовое обеспечение включает изыскание различных источников финансовых ресурсов для выполнения поставленных целей (собственные, заемные, лизинг, факторинг и др.).

Этапы финансовой политики

Тактич. задачи

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Локальные задачи финансового менеджмента:

формирование финансовых ресурсов в объеме, достаточном для текущего и перспективного развития предприятия;

обеспечение рационального использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия (корпорации);

оптимизация денежных потоков (притока и оттока денег) в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

получение приемлемого объема операционной прибыли (прибыли от продаж) при задаваемом уровне коммерческого риска;

достижение минимального уровня коммерческого риска для получения приемлемого объема прибыли;

обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе его развития;

повышение стоимости компании за счет роста рыночной цены ее акций на организованном фондовом рынке;

достижение финансовой гибкости предприятия как его способности быстро генерировать необходимый объем денежных средств при неожиданном появлении высокоэффективных финансовых предложений или новых возможностях экономического роста.

Стратегические цели

Единство важнейших звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими целями которой являются:

максимизация прибыли как источника экономического роста;

оптимизация стоимости и структуры капитала;

обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности;

достижение финансовой открытости для собственников (акционеров), инвесторов, кредиторов и других контрагентов;

использование рыночных методов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансовой аренды (лизинга), проектного финансирования;

разработка эффективного механизма на основе диагностики финансового состояния и прогнозирования объема продаж, прибыли и других параметров с учетом постановки стратегических целей и путей их достижения, адекватных рыночным условиям.

Стратегия и тактика

Финансовая стратегия — это совокупность ключевых целей и основных способов их достижения. Стратегией нельзя считать простое определение желаемых целей и возможных способов реализации. Она должна отражать реальные возможности развития предприятия. Поэтому стратегия выражает реакцию на объективные внутренние и внешние условия его деятельности.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития хозяйственно-финансовой деятельности, намечают концепцию формирования и использования ресурсного потенциала, определяют принципы финансовых отношений предприятия с государством (налоговая, ценовая и учетная политика) и контрагентами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и т. д.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов (менеджеров), аналитиков и экспертов для мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

В рамках стратегии определяют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают текущие управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относят:

анализ и оценку финансово-экономического состояния;

разработку учетной и налоговой политики;

управление основным капиталом;

управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

управление заемными средствами;

управление текущими издержками, сбытом продукции, доходами и прибылью;

финансовую логистику (управление закупками);

выбор дивидендной и инвестиционной политики;

оценку достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Выбор стратегии не гарантирует получения проектируемого эффекта (дохода) вследствие влияния внешних факторов, в частности состояния товарного и финансового рынков, налоговой, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства. Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объема продаж, прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и др.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (фирмами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на товары, услуги и капитал).

Финансовую политику предприятия можно еще охарактери-зовать как определенный алгоритм действий для достижения глав-ной цели предприятия, который предполагает реализацию после-довательных этапов и включает различные инструменты и меха-низмы.

Читать еще:  Субъекты финансовой деятельности государства

Этапы финансовой политики

Содержание финансовой политики многогранно и имеет сле-дующие этапы:

1. Определение стратегических направлений развития.

3. Разработка оптимальной концепции управления:

* проверка выполнения планов;

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и крат-косрочные. Наиболее существенное различие состоит во времен-ных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как пра-вило, больше года. Например, стратегическое планирование пред-полагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производствен-ные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, син-хронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных за-дач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанав-ливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно по-стоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

Финансовая политика — основа процесса управления финан-сами предприятия. Ее главные направления определяют учреди-тели, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разно-му. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов пред-приятия.

Субъектами управления на малых предприятиях могут высту-пать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предпо-лагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экс-пертов и консультантов.

На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред-несрочное распределение прибыли) принимает генеральная ди-рекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организа-ционную структуру, кадровый состав и достаточно четко диффе-ренцировать полномочия и ответственность между:

информационными органами: юридическая, налоговая, бух-галтерская и другие службы;

финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюд-жетирования и т.д.;

контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характе-ра, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управлен-ческого персонала.

На крупных предприятиях структура разработки и реализа-ции финансовой, политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализован-ной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стра-тегических направлениях развития.

Основные объекты управления имеют следующие направле-ния:

1. Управление капиталом:

определение обшей потребности в капитале;

оптимизация структуры капитала;

минимизация цены капитала;

обеспечение эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.

3. Управление активами:

определение потребности в активах;

оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

обеспечение ликвидности активов;

ускорение цикла оборота активов;

выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4. Управление текущими издержками:

оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.

Этапы финансовой политики

Развитие финансовой политики

Финансовая политика представляет собой определение целей и задач процессов образования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения непрерывных воспроизводственных процессов и удовлетворения потребностей воспроизводства.

Финансовая политика состоит из:

  • Выработки научно-обоснованных концепций финансового развития;
  • Определения ключевых направлений использования финансов и разработки мер по достижению поставленных целей.

Длительность периода и характер решаемых задач делят финансовую политику на финансовую тактику и финансовую стратегию.

При выработке финансовой стратегии определяется долговременное направление государства в сфере финансов и предусматривается решение задач крупного масштаба.

При выработке финансовой тактики определяются решения задач для конкретного этапа развития посредством своевременной перегруппировки финансовых ресурсов и пересмотра способов организации связей.

Состав и направления финансовой политики во многом зависят от уровня экономического развития, роли государства в общественном развитии и теоретических концепций, которые определяют степень государственного участия в управлении экономикой.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Реализуется финансовая политика через совокупность государственных мероприятий, которые нацелены на мобилизацию финансовых ресурсов и их перераспределение.

Рассмотрим основные этапы развития финансовой политики.

До 1920 года развитие финансовой политики было связано с концепцией экономистов А. Смита и Д. Рикардо, которая заключалась в невмешательстве государства в экономические процессы, поддержании свободной конкуренции, предоставлении основной роли в регулировании деятельности механизмам рынка. Таким образом, финансовая политика была направлена на ограничение налогов и расходов государства, а также на обеспечение равновесия в бюджете страны. С помощью бюджета в основном финансировались управленческие и военные расходы, расходы по погашению государственного долга. Доходы формировали косвенные налоги. В результате образовывался бездефицитный бюджет.

К концу 1920-х годов стала преобладать кейнсианская концепция, которая обосновывала роль государства в экономическом развитии посредством вмешательства и регулирования циклического развития воспроизводственных процессов. Главным инструментом такой политики выступали государственные расходу, направляемые на создание рабочих мест, что позволяло повысить занятость населения и снизить безработицу, расширить предпринимательскую деятельность и сформировать дополнительный спрос, а, значит, увеличить национальный доход.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В начале 1970-х годов направление финансовой политики определялось неоклассическими взглядами. Данная концепция не исключала регулирующую роль государства, но ограничивала его вмешательство в социальную сферу и экономику.

На сегодняшний день некоторые государства применяют элементы и кейнсианской, и неокейнсианской системы государственного регулирования.

Этапы проведения финансовой политики

Финансовая политика компании характеризуется как некоторый алгоритм действий, которые позволяет достичь главную цель предприятия.

Финансовая политика состоит из:

  1. Определения стратегических направлений в развитии;
  2. Планирования, а именно: стратегического планирования, оперативного и бюджетного;
  3. Разработки оптимальной управленческой концепции: управления капиталом, активами, потоками денежных средств, ценами и расходами;
  4. Контроля над выполнением плановых показателей посредством сравнительного анализа, ревизий и аудита.

Также этапы политики в области финансов могут быть долгосрочными и краткосрочными. Существенное различие заключается во временных характеристиках потоков денежных ресурсов. При долгосрочной финансовой политике принимаются такие решения, которые оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия в длительном промежутке времени, обычно больше года. При краткосрочной политике принимаются текущие решения сроком до года.

Финансовая политика нацелена на учет многофакторности, многокомпонентности и многовариантности управления финансами, чтобы достичь намеченные цели и выполнить поставленные задачи. В рамках долгосрочной политики рассматривается общее положение дел компании, в не отдельные компоненты. При краткосрочной политике анализируются вопросы, касающиеся текущих активов и текущих обязательств.

Все мероприятия по разработке и реализации финансовой политики должны находится под постоянным контролем.

Назначение финансовой политики

Переход нашей страны к рыночной системе хозяйствования существенно изменил направление финансовой политики. При административно-командной системе финансовая политика играла незначительную роль, при рыночной же экономике ее значение возросло, поскольку именно от финансового состояния фирмы зависит ее положение на рынке, устойчивость, конкурентоспособность и т.д.

Финансовая политика в экономике обеспечивает финансовые потребности расширенного воспроизводства, позволяет осуществлять финансовое регулирование социальных и экономических процессов, стимулировать финансово использование любых экономических ресурсов.

Финансовым обеспечением потребностей расширенного воспроизводства является покрытие затрат с помощью финансовых ресурсов.

Важнейшими источниками финансовых ресурсов являются собственные, заемные и привлеченные средства.

Финансовая система РФ осуществляется финансовое регулирование социальных и экономических процессов, а ее непосредственное воздействие оказывается через финансовый механизм. Финансовый механизм – это совокупность форм хозяйственной организации, включающий финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение, информационное обеспечение.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Этапы развития финансовой политики

На разных этапах исторического развития финансовая политика России имела свои особенности и была подчинена решению социально-экономических задач конкретного этапа.

1. В первые годы советской власти она носила четко выраженный классовый характер (до советского периода также) и была нацелена на вытеснение крупного капитала и собственников из сферы обращения и производства. Решение этой задачи осуществилось посредством контрибуции (конфискации) и чрезвычайных революционных налогов, т.е. впервые на практике было реализовано учение К.Маркса о том, что необходимо вырвать из рук буржуазии весь капитал и распределить его.

Читать еще:  Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок

2. Немаловажное значение ФП сыграла в проведении национализации, насильственной коллективизации сельскохозяйственного производства (в частности, в 1929 г. в год великого перелома).

3. В военные годы ФП была направлена на обеспечение жесткой концентрации финансовых ресурсов в руках государства, на победу над фашистами. Это была самая жесткая концепция финансовых ресурсов за весь советский период. Доля бюджета поднялась до 92% и была нацелена на финансирование разгрома Фашистской Германии.

4. В послевоенный период основной целю ФП являлось содействие восстановлению народного хозяйства. Решили эту проблему успешно и в очень короткие сроки.

5. В 60 — 80-е гг. ФП была подчинена задачам проведения крупномасштабных экономических экспериментов, ни один из которых не удалось решить успешно (например, пятилетка качества и производительности труда и др.)

6. ФП 90-х гг. имела свои особенности и задачи. Ее специфичность состояла в том, что проводилась она в условиях глубокого кризиса, демонтажа административной экономики, высоких темпов инфляции и спада физических объемов производства. Характерной особенностью ФП с конца 90-х гг. и до сегодняшнего дня, является направленность на стабилизацию финансово-экономической структуры, понижение инфляции и создание основополагающих условий для роста производства, а также повышения инвестиций в народное хозяйство.

Составные части финансовой политики

Составными частями финансовой политики являются:

1) бюджетная политика,

2) налоговая политика.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на: финансовую стратегию и финансовую тактику. Под финансовой стратегией понимается долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика базируется на финансовой стратегии, тесно взаимосвязана с ней и направлена на решение задач конкретного этапа социально-экономического развития общества путем, во-первых, своевременного изменения форм и методов организации финансовых отношений и связей, во-вторых, изменения пропорций в распределении финансовых ресурсов.

Конечной целью современной финансовой политики является становление и развитие рыночной экономики, ее оздоровление и выход из кризиса. Основными направлениями (задачами) финансовой политики являются:

1) своевременная и полная мобилизация финансовых ресурсов во всех подразделениях финансовой системы народного хозяйства;

2) максимальная отдача в использовании финансовых ресурсов и бесперебойное финансирование всех мероприятий, предусмотренных планами и прогнозами экономического и социального развития;

3) обеспечение рациональных пропорций в распределении и использовании всех видов ресурсов;

4) сокращение непроизводственных и бесхозяйственных расходов;

5) совершенствование взаимоотношений предприятий с бюджетом на базе упрощения налоговой системы, понижения общего числа налогов и снижение налоговой нагрузки;

6) укрепление финансовой дисциплины и денежного обращения, преодоление кризиса неплатежей, развитие финансового рынка, расширение финансовой самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления;

7) понижение государственных долгов (внутренних и внешних);

8) реструктуризация оборонных расходов и расходов на социальные цели:

а) за счет постепенного переложения все большей части этих расходов с бюджета на негосударственные (внебюджетные) пенсионные и иные фонды;

б) за счет расширения платежности услуг;

9) ускорение преобразований в агропромышленном комплексе, прежде всего, в жилищном секторе экономики, развитие малого предпринимательства, наращивание инвестиций в экономике и повышение физических объемов производства, повышение эффективности инвестиций и производства.

Виды финансовой политики

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

q рост государственных расходов;

q снижение налогового бремени.

Другими словами, если бюджет государства сбалансирован, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

Сдерживающая политика подразумевает:

A. уменьшение правительственных расходов;

B. увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме ее воздействия на экономику страны.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

I. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения;

II. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики, которая учитывает возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы;

III. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на последнем, третьем, этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих. Однако такой механизм верен лишь частично, так как не учитывает всех возможностей финансового регулирования.

Существуют два основных типа финансовой политики:

1) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;

2) недискреционная финансовая политика — так называемые встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимается ряд способностей налоговой системы самостоятельной стабилизации, т.е. некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Например, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме этого, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства.

Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам, когда платежеспособный спрос сокращается, цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую дестабилизирующую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы уменьшаются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора;

2) политические и другие внеэкономические соображения препятствуют пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов; поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Этапы развития финансовой политики

На разных этапах исторического развития финансовая политика России имела свои особенности и была подчинена решению социально-экономических задач конкретного этапа.

1. В первые годы советской власти она носила четко выраженный классовый характер (до советского периода также) и была нацелена на вытеснение крупного капитала и собственников из сферы обращения и производства. Решение этой задачи осуществилось посредством контрибуции (конфискации) и чрезвычайных революционных налогов, т.е. впервые на практике было реализовано учение К.Маркса о том, что необходимо вырвать из рук буржуазии весь капитал и распределить его.

Читать еще:  Государственные финансы состоят из

2. Немаловажное значение ФП сыграла в проведении национализации, насильственной коллективизации сельскохозяйственного производства (в частности, в 1929 г. в год великого перелома).

3. В военные годы ФП была направлена на обеспечение жесткой концентрации финансовых ресурсов в руках государства, на победу над фашистами. Это была самая жесткая концепция финансовых ресурсов за весь советский период. Доля бюджета поднялась до 92% и была нацелена на финансирование разгрома Фашистской Германии.

4. В послевоенный период основной целю ФП являлось содействие восстановлению народного хозяйства. Решили эту проблему успешно и в очень короткие сроки.

5. В 60 — 80-е гг. ФП была подчинена задачам проведения крупномасштабных экономических экспериментов, ни один из которых не удалось решить успешно (например, пятилетка качества и производительности труда и др.)

6. ФП 90-х гг. имела свои особенности и задачи. Ее специфичность состояла в том, что проводилась она в условиях глубокого кризиса, демонтажа административной экономики, высоких темпов инфляции и спада физических объемов производства. Характерной особенностью ФП с конца 90-х гг. и до сегодняшнего дня, является направленность на стабилизацию финансово-экономической структуры, понижение инфляции и создание основополагающих условий для роста производства, а также повышения инвестиций в народное хозяйство.

Составные части финансовой политики

Составными частями финансовой политики являются:

1) бюджетная политика,

2) налоговая политика.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на: финансовую стратегию и финансовую тактику. Под финансовой стратегией понимается долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика базируется на финансовой стратегии, тесно взаимосвязана с ней и направлена на решение задач конкретного этапа социально-экономического развития общества путем, во-первых, своевременного изменения форм и методов организации финансовых отношений и связей, во-вторых, изменения пропорций в распределении финансовых ресурсов.

Конечной целью современной финансовой политики является становление и развитие рыночной экономики, ее оздоровление и выход из кризиса. Основными направлениями (задачами) финансовой политики являются:

1) своевременная и полная мобилизация финансовых ресурсов во всех подразделениях финансовой системы народного хозяйства;

2) максимальная отдача в использовании финансовых ресурсов и бесперебойное финансирование всех мероприятий, предусмотренных планами и прогнозами экономического и социального развития;

3) обеспечение рациональных пропорций в распределении и использовании всех видов ресурсов;

4) сокращение непроизводственных и бесхозяйственных расходов;

5) совершенствование взаимоотношений предприятий с бюджетом на базе упрощения налоговой системы, понижения общего числа налогов и снижение налоговой нагрузки;

6) укрепление финансовой дисциплины и денежного обращения, преодоление кризиса неплатежей, развитие финансового рынка, расширение финансовой самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления;

7) понижение государственных долгов (внутренних и внешних);

8) реструктуризация оборонных расходов и расходов на социальные цели:

а) за счет постепенного переложения все большей части этих расходов с бюджета на негосударственные (внебюджетные) пенсионные и иные фонды;

б) за счет расширения платежности услуг;

9) ускорение преобразований в агропромышленном комплексе, прежде всего, в жилищном секторе экономики, развитие малого предпринимательства, наращивание инвестиций в экономике и повышение физических объемов производства, повышение эффективности инвестиций и производства.

Виды финансовой политики

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

q рост государственных расходов;

q снижение налогового бремени.

Другими словами, если бюджет государства сбалансирован, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

Сдерживающая политика подразумевает:

A. уменьшение правительственных расходов;

B. увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме ее воздействия на экономику страны.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

I. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения;

II. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики, которая учитывает возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы;

III. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на последнем, третьем, этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих. Однако такой механизм верен лишь частично, так как не учитывает всех возможностей финансового регулирования.

Существуют два основных типа финансовой политики:

1) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;

2) недискреционная финансовая политика — так называемые встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимается ряд способностей налоговой системы самостоятельной стабилизации, т.е. некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Например, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме этого, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства.

Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам, когда платежеспособный спрос сокращается, цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую дестабилизирующую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы уменьшаются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора;

2) политические и другие внеэкономические соображения препятствуют пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов; поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector