Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутренний и внешний государственный кредит

Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг РФ.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Он бывает внутренний, внешний, капитальный и текущий.

Капитальный включает в себя совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.

Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.

Верхний предел государственного долга определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление – исполнительная власть. Управление долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условии размещения.

В управлении долгом страны выделяют принципы:

Безусловности – выполнение государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.

Единства – учет всех видов обязательств.

Снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизать влияние колебаний коньюнктуры рынка капиталов.

Оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.

Сохранение финансовой независимости – поддержание структуры оптимальной долговых обязательств.

Прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов.

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств.

Если государство не может обеспечить погашение займов и выплат, то могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, унификации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.

Конверсия – одностороннее изменение доходности займов.

Консолидация – изменение условий обращения государственных долговых обязательств, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам.

Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплате доходов по займам.

Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Применение этих методов нарушает первый принцип управления – принцип безусловности.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Впрочем, это не помешало ей соответствовать целям, озвученным заместителями министра. Согласно заявлению заместителя председателя правления ПФР Александра Черноивана, сделанного им 29 мая, «уже в 2004 году наш объем размещаемых средств в общем объеме эмиссии государственных ценных бумаг составит около 25%». Доходы государства складываются из налоговых поступлений налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с Банковская энциклопедия. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. Одновременно министерство огласило и свое видение размеров внешнего долга в результате выполнения программы внешних заимствований на 2004 год. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Ведь объемы вкладов населения продолжают расти. Впрочем, по словам заместителя министра финансов РФ Сергея Колотухина, в 2004 году у страны вряд ли появится необходимость выходить на рынок еврооблигаций.

Составил 105 % от ВВП. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Различают внешний и внутренний долг. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Однако, по словам Сергея Колотухина, с 2004 года большая часть профицита бюджета страны будет направляться в стабилизационный фонд, чья основная задача — сгладить возможные последствия снижения налогового бремени. Долговые обязательства государства состоят из обязательств РФ и субъектов РФ. В этих условиях привлекать внешние займы только для того, чтобы обозначить свое присутствие на рынке, не является необходимым». Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны.

Внутренний и внешний государственный кредит

Формы государственных кредитов

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. А они в свою очередь могут выступать в нескольких формах.

Первая форма — это государственные и муниципальные заимствования, которые являются главным способом покрытия дефицита бюджета. Они осуществляются путем выпуска ценных бумаг и их размещения, или же посредством кредита, привлекаемого органами власти и местного самоуправления. Самый распространенный вид государственных ценных бумаг – облигация, которая представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение номинальной стоимости облигации от ее эмитента в установленный срок, а также зафиксированного процента или другого имущественного эквивалента. Данные кредиты могут предоставляться как государственными, так и коммерческими банками, иными кредитными и международными организациями.

Читать еще:  Организация кредитных отношений

Классифицировать займы можно по нескольким признакам:

  • По субъекту, реализующему право эмиссии кредитных обязательств: государственные займы, региональные и муниципальные;
  • По держателям ценных бумаг: универсальные, которые распространяются и среди физических, и среди юридических лиц, и специальные, которые реализуются либо только населению, либо только организациям;
  • По отношению к вторичному рынку: рыночные займы и нерыночные;
  • В зависимости от способа выплаты доходов: процентные, выигрышные займы, процентно-выигрышные, целевые (беспроцентные), беспроигрышные, дисконтные и процентно-дисконтные.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Другая форма государственного кредита: государство является кредитором. Заемщиками средств бюджета страны могут быть: бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие юридические лица и т.д. Обеспечивать исполнение возврата по бюджетному кредиту помогают банковские гарантии, залог имущества, поручительства.

Также государство в кредитных отношениях может выступать в качестве гаранта. БК РФ рассматривает гарантию государства как форму обеспечения гражданско-правовых обязательств, по которым РФ или же субъект РФ письменно дает обязательство отвечать за выполнение тем лицом, которому гарантия предоставлена, обязательств перед третьими лицами частично или полностью.

Внутренний и внешний долг государства

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, где кредитором, заемщиком или гарантом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование с одной стороны, а с другой – физические или юридические лица, зарубежные страны, международные организации и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный кредит, являясь экономической категорией, находится на стыке финансов и кредита. Выступая элементом финансовой системы, государственный кредит способствует формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит имеет общие черты с финансами, это:

  • Распределительные отношения;
  • Участником таких отношений является государство;
  • Цель данных отношений заключается в привлечении государством дополнительных финансовых средств.

Отличиями же государственного кредита от финансов являются: возмездный и возвратный характер первого, двустороннее движение денежных средств, добровольный характер, ограничения по срокам и т.д.

Как уже было отмечено, кредит государства может быть внутренним и внешним.

Внутренний кредит имеет следующие формы:

  • Выпуск займов, характеризуется привлечением временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования потребностей общества;
  • Обращение вкладов в государственные займы, что реализуется через систему Сбербанка. В большинстве случаев наблюдается в тоталитарном государстве, где банки находятся под контролем правительства страны;
  • Заимствование ресурсов общегосударственного ссудного фонда. В данном случае Центральный банк передает кредитные средства непосредственно;
  • Бюджетные кредиты. При такой форме государство является кредитором. Таким способом государство оказывает помощь юридическим лицам на принципах возвратности, платности и срочности. Объемы средств, которые выделяются в бюджет, не ограничены. Однако, такой кредит могут получить только те предприятия, в деятельности которых страна заинтересована.

Внешние кредиты в современном мире чаще всего имеют своей целью оказание продовольственной помощи. Такие займы выдаются международными финансовыми организациями.

Государственный долг РФ

Государственный кредит становится причиной образования государственного долга. Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных и непогашенных обязательств по долгам, в том числе начисленные проценты.

Государство, пользуясь возможностью привлечения дополнительных средств, со временем накапливает задолженность внутреннюю и внешнюю, поэтому государственный долг растет.

Государственная активность в качестве заемщика – это индикатор финансового состояния страны: чем выше объемы заимствования, тем хуже положение государственного бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, под государственным долгом понимаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, зарубежными странами и международными организациями. Необходимо различать внутренний и внешний долг государства, а также общегосударственный долг, состоящий не только из задолженности Правительства страны, но и задолженностей органов управления.

Обеспечением государственного долга является все имущество, находящееся в федеральной собственности и составляющее государственную казну.

Внутренний долг государства состоит из задолженностей прошлых лет и новой задолженности.

Размещение внешних займов происходит на иностранных фондовых биржах в валюте других стран.

Все долговые обязательства России погашаются в конкретно определенные сроки и не могут превышать тридцати лет. Не допускается изменение условий займа, выпущенного в стране.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Система государственных займов

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение.

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.

Какими бывают государственные займы

Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:

  • Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
  • Внутренние — целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.

Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.

Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика. Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы. Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.

Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг

Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:

  • обеспечение производится созданием ценных бумаг;
  • предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.

Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.

Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.

Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.

Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант. В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений. Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.

Другие виды госзаймов

Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:

  • Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
  • Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.

Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности. Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны. Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.

Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.

Влияние выплат на госзаймы

Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.

Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению. Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование. Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.

Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.

Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.

Читать еще:  Регулирующая функция государственного кредита

Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:

  • Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
  • Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
  • Оплата с уменьшающимися суммами.

Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.

В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур. Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования. Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.

Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:

  • Минимальная цена кредитования;
  • Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.

Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:

  • В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
  • Страна должна вызывать доверие;
  • Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
  • Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.

При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:

  • Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
  • Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
  • Снижение затрат страны;
  • Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.

Как происходит контроль госдолга

Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.

Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:

  • Кредитные отчисления;
  • Оплата внешних и внутренних кредитов;
  • Смена условий кредитования;
  • Обеспечение гаранта;
  • Создание условий организации и создания нового заимствования.

Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.

Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:

  • Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
  • Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.

Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте. Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны. При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.

Внутренние и внешние гос займы;

Гос заимствование – займы, кот привлекаются от ФЛ и ЮЛ, от иностр гос-в и международных финансовых орг-й, по кот-м возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

В зависимости от видов источников гос займы:

— внешние – выражены в ин.валюте;

— внутренние – займы,выраженные в рублях.

Осуществление гос и муниц заимствований всегда ведет к образованию гос и мун долга.

Гос и мун долг – сов-ть долг.обязательств либо РФ либо субъекта РФ либо муниц.образования(МО). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов . государственный внутренний долг РФ — долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

— кредитов, полученных Правительством РФ;

— государственных займов , осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

— других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

38 Понятие, принципы и виды банковского кредита Банковский кредит – денежная сумма,предоставляемая банковскими учреждениями в форме денежных ссуд. принципами банковского кредитования являются:Принцип срочностиозначает, что кредит даётся на однозначно определённый срок.Принцип возвратностипредполагает, что в определённый договором срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью.Принцип платностиподразумевает, что за право пользования кредитом заёмщик должен заплатить оговоренную сумму процентов.Принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам(в частности, обязательно составление кредитного договора или соглашения в письменной форме, не противоречащего закону и нормативным актам ЦБ РФ).Принцип неизменности условий кредитования. То есть изменение условий кредитного договора (соглашения) должно производиться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре либо в специальном приложении к нему.Принцип взаимовыгодности кредитной сделкиозначает, что условия сделки должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон. В мировой банковской практике отсутствует единая классификация банковских кредитов . Это связано с различиями в уровне развития банковских систем в разных странах, сложившимися в них способами предоставления кредитов. Однако наиболее часто в экономической литературе встречается классификация кредитов по следующим признакам:

§ назначению (цели кредита);

§ видам процентных ставок;

Виды банковских кредитов по назначению:

Промышленные ссуды предоставляются предприятиям и организациям на развитие производства, на покрытие расходов по покупке материалов и т.п.

Сельскохозяйственные ссуды предоставляются фермерам, крестьянским хозяйствам с целью содействия их деятельности по обработке земли, сбору урожая и т.п.

Потребительские ссуды предоставляются физическим лицам на покрытие неотложных нужд, ремонт и покупку квартир, домов и т.п.

Ипотечные ссуды выдаются под залог недвижимости с целью строительства, приобретения или реконструкции жилья. Виды банковских кредитов в зависимости отсферы использования: ссуды для финансирования основного или оборотного капитала. В свою очередь, кредиты в оборотный капитал подразделяют на кредиты в сферу производства и в сферу обращения.На современном этапе развития российской экономики наиболее прибыльными и, как следствие, наиболее распространенными являются кредиты, направленные в сферу обращения. Виды банковских кредитов в зависимости от сроков пользования: до востребования; срочные.

Срочные кредиты принято делить на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет).

Виды банковских кредитов по обеспечению подразделяются на бланковые (необеспеченные) и обеспеченные.Бланковые кредиты выдаются первоклассным заемщикам без использования вторичных форм обеспечения возвратности кредита.

Обеспеченные ссуды являются основной разновидностью современного банковского кредита . В зависимости от вида обеспечения их принято подразделять на залоговые, гарантированные и застрахованные.

Подобная классификация банковских кредитов используется больше в теории банковского дела, чем на практике. В практической деятельности российских банков принято деление банковских кредитов в зависимости не от вида , а от качества обеспечения. В связи с этим принято выделение обеспеченных, недостаточно обеспеченных и необеспеченных кредитов.

По способу погашения банковские кредиты делятся на ссуды, погашаемые единовременно, и ссуды, погашаемые в рассрочку. Ссуды, погашаемые единовременным платежом, являются традиционной формой возврата краткосрочного кредита, поскольку удобны с позиции юридического оформления. Ссуды, погашаемые в рассрочку, означают погашение кредита двумя и более платежами в течение всего срока кредитования. Конкретные условия возврата определяются вкредитном договоре и зависят от объекта кредитования, срока кредита, инфляционных процессов и ряда других факторов.

Повидампроцентных ставок банковские кредиты можно подразделить на кредиты с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Ссуды с фиксированной процентной ставкой предполагают установление на весь период кредитования определенной величины процентной ставки без права ее пересмотра. В данном случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке вне зависимости от изменений на рынке капиталов. В российской практике банковского кредитования преимущественно используются фиксированные процентные ставки. Кредитование с плавающей процентной ставкой предполагает использование процентной ставки, размер которой периодически пересматривается. В данном случае процентная ставка складывается из двух составных частей: основной ставки, изменяющейся в зависимости от конъюнктуры рынка, и надбавки, являющейся фиксированной величиной и определяемой по договоренности сторон.

По размерам принято деление банковских ссуд на мелкие, средние и крупные. В банковской практике не существует единого подхода к классификации кредитов по данному признаку. В России крупным считается кредит одному заемщику, превышающий 5% величины капитала банка.

Читать еще:  Обособленные подразделения кредитных организаций

В зависимости отсферы использования банковские кредиты могут быть двух видов : ссуды для финансирования основного или оборотного капитала. В свою очередь, кредиты в оборотный капитал подразделяют на кредиты в сферу производства и сферу обращения.Посрокам пользования банковские кредиты бывают до востребования и срочные.Срочные кредиты принято делить на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до трех лег) и долгосрочные (свыше трех лет).Пообеспечению кредиты подразделяются на бланковые (необеспеченные) и обеспеченные.Бланковые кредиты выдаются первоклассным заемщикам без использования вторичных форм обеспечения возвратности кредита.

Обеспеченные ссуды являются основной разновидностью современного банковского кредита . В зависимости от формы обеспечения их принято подразделять на залоговые, гарантированные и застрахованные. Подобная классификация банковских кредитов используется больше в теории банковского дела, чем в практике. В практической же деятельности российских банков принято деление банковских кредитов на виды в зависимости не от формы, а от качества обеспечения. В связи с этим принято выделение обеспеченных, недостаточно обеспеченных и необеспеченных кредитов.Поспособу погашения банковские кредиты делятся на ссуды, погашаемые единовременно, и ссуды, погашаемые в рассрочку. Ссуды, погашаемые единовременным платежом, являются традиционной формой возврата краткосрочного кредита, поскольку удобны с позиции юридического оформления.Ссуды, погашаемые в рассрочку, означают погашение кредита двумя и более платежами в течение всего срока кредитования. Конкретные условия возврата кредита определяются в кредитном договоре и зависят от объекта кредитования, срока кредита, инфляционных процессов и ряда других факторов.

Повидампроцентных ставок банковские кредиты можно подразделить на кредиты с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Ссуды с фиксированной процентной ставкой предполагают установление на весь период кредитования определенной величины процентной ставки без права ее пересмотра. В данном случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке вне зависимости от изменений на рынке капиталов. В российской практике банковского кредитования преимущественно используются фиксированные процентные ставки. Кредитование с плавающей процентной ставкой предполагает использование процентной ставки, размер которой периодически пересматривается. В данном случае процентная ставка складывается из двух составных частей: основной ставки, изменяющейся в зависимости от конъюнктуры рынка, и надбавки, являющейся фиксированной величиной и определяемой по договоренности сторон.

Поразмерам принято деление банковских ссуд на мелкие, средние и крупные. В банковской практике не существует единого подхода к классификации кредитов по данному признаку. В России крупным кредитом считается кредит одному заемщику, превышающий 5% величины капитала банка.

40 Банковская система РФ.На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря банки — это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочностиБанки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен ЦБ РФ а нижний — коммерческими банками. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности. Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Главным звеном банковской системы Российской Федерации является центральный банк. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ – г. Москва. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике-защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке ‑­России)» и другими федеральными законами.
Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор

Внешний государственный займ

Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.

В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:

  • экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
  • финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
  • валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).

По срокам внешний займ классифицируется на:

  • краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
  • среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
  • долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).

Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:

  • темпов инфляции;
  • срока, на который выдается данная ссуда.

Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:

  • характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
  • отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
  • имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.

Особенности выдачи внешних займов

Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:

  • срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
  • низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.

Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).

В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):

  • Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
  • Международная финансовая корпорация;
  • Международная ассоциация развития.

Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:

  • Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
  • Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
  • Европейский фонд развития.

Минусы внешнего займа для европейских стран

Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.

Внешнее взаимное кредитование

Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.

В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:

  • Азиатский банк развития;
  • Межамериканский банк развития;
  • Африканский банк развития.

В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.

Страхование и внешний займ

Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector