Webbc.ru

Веб и кризис
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность кредитной системы обучения

Сущность кредитной системы обучения

Педагогические науки/ 4.Стратегические направления реформирова­ния системы образования.

Магистры педагогики и психологии Молдабекова С.К., Капанова М.Б.

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Казахстан

Особенности кредитной системы обучения

в казахстанских вузах

Развитие высшего профессионального образования в Республике Казахстан ориентировано на повышение качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с общепризнанными мировыми требованиями, в частности, Лиссабонской конвенции, Болонской Декларации, Международной стандартной классификации образования, отражающими требования научно-технического прогресса и рыночных отношений в условиях глобализации современного мира.

Одним из механизмов интеграции казахстанской системы высшего образования в международное образовательное пространство является кредитная система обучения [1]. Одной из характерных черт этой системы является то, что акцент делается на самостоятельную работу студентов, которая должна прививать специалисту навыки учиться «всю жизнь».

Именно поэтому дальнейшие шаги по модернизации высшего образования Республики Казахстан были связаны с апробацией кредитной системы обучения как основы международной системы организации академического образования. Для согласованности и сопоставимости образовательных систем в едином международном образовательном пространстве в Республике Казахстан вводится двухуровневая (3-ступенчатая) система послесреднего образования. Она включает в себя:

1.бакалавриат – программа первого уровня (первой ступени послесреднего образования) со сроком обучения 4 года, которая состоит из двух степеней: нижняя (ассоциированная степень) – 2 года и верхняя (академическая степень) – 2 года;

2.магистратура – программа второго уровня (второй ступени послесреднего образования) со сроком обучения 1-2 года, которая реализуется в двух траекториях: профильная углубленная подготовка и научно-педагогическая подготовка;

3.докторантура – программа второго уровня (третьей ступени послесреднего образования) послевузовского образования со сроком обучения 3-4 года, которая реализуется в двух траекториях: профильная докторантура и научная докторантура.

Как было замечено ранее, одной из главных задач организации учебного процесса с использованием кредитной системы является усиление роли самостоятельной работы студента (СРС). Для обеспечения высокой эффективности СРС в вузах республики было принято на каждые 2 часа аудиторной работы отводить 1-2 часа самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП), указываемой в расписании занятий и регистрируемой в журнале преподавателя.

Академическая свобода выбора является одним из основных преимуществ кредитной системы обучения: обучающиеся имеют возможность, как выбирать преподавателей, так и формировать свою образовательную траекторию. В этой связи, наряду с типовыми и рабочими учебными планами, внедряются индивидуальные учебные планы обучающихся (ИУП – Curriculum ), определяющие содержание образования и организацию их обучения.

С целью совмещения гибкости планирования с требованиями образовательных стандартов, а также обеспечения вариативности обучения, наряду с обязательными дисциплинами, введены дисциплины по выбору – элективные [2]. Элективная часть рабочих учебных планов подразделяется на дисциплины специальности, специализации, профили и дисциплины по видам профессиональной деятельности. Самозапись студентов на элективные курсы осуществляется по завершении изучения общеобязательных и базовых дисциплин с учетом выбранной специализации и вида профессиональной деятельности. При этом результаты выбранной траектории обучения отражаются в индивидуальных учебных планах.

При кредитной системе обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, который измеряется в кредитах. Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, соответствующая 45 академическим часам общей трудоемкости за любой академический период в бакалавриате, 60 академическим часам – в магистратуре и 75 академическим часам – в докторантуре. Академический час равен 50 минутам.

Кредитная система обучения обязывает строить учебно-методическую работу по-новому. Основной целью методической работы преподавателей становится обеспечение, создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы.

В настоящее время в вузах республики сформулированы научно-методические принципы создания учебно-методических комплексов (УМК). Определены три вида УМК: 1) УМК специальности; 2)УМК учебной дисциплины; 3)УМК студента.

Первый включает государственный общеобразовательный стандарт образования, типовой учебный план, УМК дисциплин, каталог элективных дисциплин.

УМК дисциплины включает рабочую программу дисциплины, опорный курс лекций, методические разработки по выполнению различных видов учебных заданий, контрольно-измерительные средства (КИС).

УМК студента содержит ИУП, программы дисциплин (силлабусы), методические указания для самостоятельной работы, программы практик и др. Кроме того, на лекции преподаватель в обязательном порядке раздает студентам АРМ – активный раздаточный материал, разъясняет то, чего нет в кратком конспекте из УМК, а также новые проблемные аспекты данной темы и ситуации, ищет вместе со студентами способы их решения.

В условиях кредитной системы обучения претерпела существенные изменения и система контроля учебных достижений обучающихся. На основе международного опыта в рамках эксперимента внедрили средний балл – СБ ( эквивалент международного термина GPA – Grade Point Average ) и вместо 4-балльной системы (неудовлетворительно – удовлетворительно – хорошо – отлично) – общепринятую десятибалльную буквенную систему: положительные оценки по мере убывания от А до D ( A , A -,; B +, B , B -, C +, C , C -, D +, D ), «неудовлетворительно» — F .

В вузах республики разработана и успешно применена система итоговой оценки освоения дисциплины (в процентах, буквах и цифровом эквиваленте) на этапе промежуточной аттестации. В этой оценке на 60 % участвует оценка по результатам текущего и рубежного контроля (два внутрисеместровых контроля – ВСК) и на 40 % участвует результат независимого контроля (экзамен в сессии). Методики таких оценок и вычисления переводного балла (ПБ) отражены в соответствующих формулах.

Итоговые оценки по каждой дисциплине выставляются в транскрипт. Транскрипт – это документ, отражающий уровень академических знаний и умений студентов, приобретенных в одном или нескольких вузах. Он разработан ан трех языках (казахском, русском и английском) и заполняется по окончании каждого академического периода.

Необходимость использования кредитной технологии в процессе подготовки конкурентноспособных специалистов обусловлена, прежде всего, ее перспективностью и устремленностью в обеспеченное и стабильное будущее.

1. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / Под ред. Ж.А. Кулекеева. – Алматы: Казак университет, 2004 – с.9

2. Самыгин И.П. Педагогика и психология. – Ростов –на- Дону: «Феникс», 1999 – с.224

Тема 15. Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии

Вопросы:

1.Причины создания кредитной системы обучения – цели, задачи в рамках высшей школы.

2.Индивидуальная работа обучающихся как основа КТ.

3.Перманентная интеграция в системе субъектов высшего образования и КТ. 4.Информационно – материальная составляющая КТ.

Форма занятия:проблемнаялекция

Основные понятия:кредитная технология обучения.

Цель лекции:познакомить магистрантов с сущностью и содержанием кредитной технологии обучения.

Основное содержание лекции:

В наше время, когда изменения в масштабе всего мира происходят быстрыми темпами, республике, обществу нужны широко образованные, инновационно-мыслящие специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствие, специалисты, которые отличаются мобильностью и конструктивным мышлением. Для международного признания национальных образовательных программ, обеспечения мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава организации образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского профессионального образования трехуровневая подготовка специалистов в Республике Казахстан: «бакалавр» — «магистр»- «доктор» ведет по единой кредитной системе обучения.

Кредитная технология — совершено новая. Не похожая на традиционную модель образования система, которая зародилась более двадцати лет назад на западе. Слово «кредит» , хотя и ассоциируется с деньгами, но никакого отношения к ним не имеет. Это единица измерения учебной работы студента. Чтобы получать один кредит, необходимо на протяжении семестра еженедельно в течение часа общаться с преподавателем.

Кредит (credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя.

Кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Цель внедрения кредитной системы обучения:

— интеграция национальной системы образования РК в мировую образовательную систему, создание условий конвертируемости дипломов, отвечающих международным стандартом, их востребованности на рынке труда.

— обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.

Главные задачи кредитной системы обучения:

— унификация объема знаний;

— создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

— усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

Читать еще:  Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций

В рамках кредитной системы обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, который измеряется в кредитах. 1 кредит в бакалавриате равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающихся в неделю на протяжении 15 недель (семестра), сопровождаемому 2 часами самостоятельной работы студента (СРС). Таким образом трудоемкость кредита подразумевает 45 академических часов работы (15 часов в аудитории, 30 часов — СРС). За один семестр студент должен набрать 12-18 кредитов, за год 24-36 кредитов. За 4 года обучения в бакалавр набирает 128 кредитов, магистрант за 6 лет обучения 176 кредитов.

Учебный процесс с использованием кредитной системы обучения организован в следующих формах: аудиторные занятия (лекции, практические занятия), лабораторные занятия, студийные занятия. Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя (СРОП) – аналог общепринятому в мировой практике термины Office Hours. Цель СРОП – создание возможности студенту получить индивидуальную консультацию по материалу аудиторных занятий, по содержанию дополнительных тем СРС, а также для выполнения курсовых проектов, расчетно-графических и контрольных работ. Сам образовательный процесс меняется в корне. Лекции будут проходить в форме круглого стола или семинара. Одно из преимуществ новой системы – право выбора. Студентам предоставляется возможность построить собственную траекторию обучения, с помощью консультанта определить дополнительные дисциплины для специализации в конкретной отрасли. Посещение этим занятий индивидуальное, экзамены каждый сдает тоже по своей схеме, в зависимости от выбранной траектории обучения. В министерстве образования считают, что кредитная технология – одна из самых прогрессивных моделей образования, которая отвечает требованиям подготовки кадров для современного общества.

Обучение в бакалавриате

Образовательно-профессиональная программа бакалавриата реализуется в течение 4-х лет обучения и влючает 40 учебных дисциплин.

Нижняя ступень бакалавриата реализуется в течение двух лет обучения включает не менее 68 кредитов.

По завершении нижней ступени студент проходит промежуточный государственный контроль(ПГК), после успешного прохождения который переводиться на верхнюю ступень. В случае, если он не набрал устоновленный проходной балл(GPA) по итогом государственный промежуточный аттестации, то ему присваивается ассоциированная степень бакалавра и выдается сертификат соответствующего образа.

Для поступления бакалаврат необходимо успешно сдать единый национальный тест, вклучающий и казахский/русский язык, история казахстана, математика и предмет по выбору.

Обезательным условием завершения обучения бакалаврията является набор студентов не менее 128 кредитов теоритического обучения, из которых 42-60 кредитов по обезательному компоненту и 68-86 кредитов по компоненту по выбору. При этом 6-8 кредитов отводиться на обезательное обучения иностранного языка.

Общеобразовательные дисциплины (ООД-циклы социально-гуманитарных и естественно научных дисциплин) составляет 32-35 кредитов.

Дополнительные элективные дисциплины ООД выбираются студентом самостлятельно и / или под руководством эдвайзера в зависимости от специальности.

В течения одного семестра студент очной формы обучения должен набрать 12-18 кредитов.

Студент, выполнивший все требования государственного общеобязательного стандарта образования и набравший за весь период обучения установленное количество кредитов по компонентам обязательных дисциплин и дициплины по выбору допускается к итоговой государственной аттестации.

Итоговая государственная аттестация в бакалавриате проводится в форме защити дипломной работы или сдачи государственных экзамено.

На написание дипломной работы отводится 2-4 кредита.

По итогом итоговой государственной аттестации решается вопрос о выдаче студену документа о получении высшего образования (диплома) и присуждения академической степени бакалавра.

Выпуснику высшегоучебного заведения, сдавшемуэкзамены с оценками «А», «А-», «В+», «В», «В-», набравшему за выпускную работу оценки «А», «А-» или сдавшему государственные экзамены с оценкой «А», «А-» выдается диплом с отличием.

К диплому выписывается академическаясправка (Transcript), которая содержит перечень изученных дисциплин с оценками и число кредитов согласно учебному плану.

Характерные признаки кредитной формы обучения:

­ кредитная система обучения является нелинейной системой обучения. Нелинейная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса;

­ введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

­ объем каждой дисциплины осуществляется на основе Государственных общеобязательных стандартов образования и типовых учебных планов;

­ свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индиивидуального учебного плана; свобода выбора обучающими преподавателя;

­ непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана; вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

­ широкие полномочия университета (института) в организации учебного процесса, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей;

­ обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах;

­ использование модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающегося по каждой учебной дисциплине;

В настоящее время введение кредитной системы представляет интерес для следующих категорий студентов:

1. для Казахстанских студентов, имеющих финансовые возможности продолжить образование в зарубежных университетах;

2. или в рамках академической мобильности возвратиться в родной ВУЗ после освоения части образовательной программы принимающим учебном заведении;

3. для иностранных студентов, обучающихся в ВУЗах государств-участников СНГ (облегчается вопрос академического признания дипломов и квалификации, делаются прозрачными образовательные программы и учебными планы).

Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии.

Концепция развития системы образования республики Казахстан определила новую модель школьного, довузовского, вузовского и послевузовского образования.Как показывает практика, кредитная система обучения, распространенная в университетах США и большинства стран Европы, является наиболее гибкой и эффективной Она обеспечивает академи­ческую мобильность и востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда. Во многом это обеспечивается за счет гибкого планирования академических программ, ориен­тированных на запросы рынка труда, элективностью 50 % дисциплин учебного плана, повышением качества преподавания, так как возникает конкуренция, интенсификацией учебного процесса, вне­дрением информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.

От современного специалиста требуются профессиональная компетентность и способность при­нимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяю- щемся мире. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования активных форм, работая в парах, группах, решая конкретные жизненные ситуации, самостоятельно, в диалоговом ре­жиме с компьютером и др. При этом больший приоритет отдается самостоятельной работе.

Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творче­ского освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.

Современное образование основано на индивидуализации и дифференциации образования, аль­тернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно­программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.

В быстро меняющемся мире происходит скорейшее обновление содержания образования, что сказывается на сроках действия образовательных стандартов.

Например, западные коллеги определяют наш образовательный стандарт как «регулирующий» образовательный процесс, а не проектирующий «пороговый результат».

Система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адек­ватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специа­листа, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую ин­формацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалаврмагистрдоктор).

Мировая образовательная практика выработала эффективную систему обучения, которая полу­чила название кредитной технологии обучения.

Кредитная технология обучения — это сложная система, требующая для успешного функциони­рования множества согласованных факторов, в том числе определенных условий, включающих учеб­но-материальное обеспечение (использование базового учебника, отвечающего требованиям Евро­пейского стандарта, для организации СРСлингафонные кабинеты,компьютерные классы, видео­залы). При кредитной системе обучения очень важно, чтобы вуз обеспечивал учебный процесс в пол­ном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебными и методическими по­собиями, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, активными раздаточными материалами и т.п.

Преимущества кредитной системы обучения:

— расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;

— достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информацион­ных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и каче­ства преподавания.

Читать еще:  Направление деятельности кредитной организации

Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

— личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;

— свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;

— введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;

— использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся:

— унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;

— предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;

— устранение субъективизма при оценке знаний студентов;

— создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направ­лении постоянного роста научно-педагогического уровня;

— необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обу­чения;

— выделение большего времени для индивидуальных занятий, что позволяет развивать в студен­тах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.

Проблемными вопросами для вузов являются следующие:

— большая загруженность профессорско-преподавательского состава, а также структурных под­разделений, обслуживающих учебный процесс, поскольку обучение осуществляется парал­лельно: по традиционной системе и по кредитной технологии;

— значительные дополнительные затраты, связанные с внедрением инновационных технологий обучения и дальнейшим их совершенствованием;

— увеличение учебно-методической и временной нагрузки профессорско-преподавательского со­става, которое связано с необходимостью подготовки каждым преподавателем раздаточных материалов, силлабусов и методических указаний по самостоятельной работе студентов, что влечет за собой увеличение каждого академического часа на 10 минут;

— сложность адаптации некоторых преподавателей к новым требованиям и новой методике про­ведения занятий;

— трудности, связанные с неопределенностью методики расчета учебной нагрузки профессорско- преподавательского состава, недостаточной готовностью студентов 1 курса к самостоятельной работе и личной ответственности за свои учебные достижения (заметим, что она особенно ощутима на начальном этапе, т.е. в начале семестра);

— неподготовленность родителей к тому, что первокурсник занят учебой в течение всего дня (ут­ром СПСП и СРС).

Первоочередная задача вуза — научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообра­зии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навы­ков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения сту­дента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Отсутствие гибкости образовательной траектории, учебная загруженность студентов, кратко­срочность периодов обучения, отрыв от производства — все это негативно сказывается на качестве высшего образования в целом и на уровне подготовленности специалистов в частности. Развитие дистанционных форм поможет сделать обучение в вузе максимально удобным и привлекательным. По мнению экспертов, дистанционное образование войдет в XXI в. как одно из наиболее эффектив­ных (и перспективных) систем подготовки специалистов. Это повлечет за собой рост профессиональ­ной мотивации преподавателей и повышение результативности их научно-педагогической деятельно­сти.

Если раньше система образования выполняла преимущественно роль транслятора социального опыта, то теперь она становится катализатором социальной мобильности человека. Открываются ши­рокие возможности для постижения интеллектуальных и культурных ценностей, позволяющих лич­ности быстро продвигаться по социальной лестнице. Изменение образовательной политики предпо­лагает определенную переоценку уже сложившихся стереотипов и подходов к научно­педагогической деятельности.

Некогда основательная и качественная система образования перестала отвечать привычным за­просам общества. Выпускникам вуза должны прививаться умения, позволяющие совмещать аналити­ческие способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных техноло­гий. Это непременно повлечет за собой изменение системы оценки качества образования, которая, в отличие от нынешней, будет способствовать определению уровня креативной состоятельности спе­циалиста.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, мно­гоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адап­тации к быстрым и резким трансформациям социума. Свободное обучение в условиях инновацион­ной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе сво­его обучения.

Внедрение кредитной технологии обучения подразумевает изменение философии образования, т.е. превращение учета успеваемости из контролирующей в самоконтрольно-стимулирующую.

Особенности обучения по кредитной технологии

Кредитная технология обучения – это новая для Казахстана, но не для мировой практики высшего образования организация учебной деятельности студента. Поскольку школы не применяют кредитную технологию совсем, а вузы Казахстана только перешли к ней, то Вам нужно ознакомиться с новыми принципами и правилами обучения.
Кредитная технология основана на принципах:

  1. построения индивидуальной образовательной траектории студента;
  2. преобладания самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины;
  3. систематического контроля за результатами самостоятельной работы;
  4. оценивания учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

Основные принципы организации обучения по кредитной технологии представлены на рис. 1.
Покажем, как практически реализуются эти принципы кредитной технологии.

1. Построение индивидуальной образовательной траектории.

Согласно этому принципу студент первого курса до 1 сентября составляет индивидуальный учебный план (ИУП) на учебный год. В выборе дисциплин для ИУП Вам помогает ЭДВАЙЗЕР – преподаватель кафедры, в обязанности которого входит представление Ваших академических интересов перед всеми службами института. На втором и последующих курсах ИУП вы должны составить до 10 июня текущего учебного года.
ИУП состоит из дисциплин, обязательных для изучения и дисциплин по вашему выбору. Первые представлены в путеводителе в разделе «Обязательный компонент для построения индивидуальной траектории обучения», вторые в Каталоге элективных дисциплин. Утвержденный ИУП Вы не имеете права менять в течение учебного года.

2. Преобладание самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Объем усваиваемого Вами материала по дисциплине вычисляется в кредитах. Один кредит – это 45 академических часов (1 академический час – это 50 минут контактных с преподавателем занятий, кроме физического воспитания, лабораторных работ и практик всех видов). Из этих 45 часов только 15 часов отводится на лекции и семинары, а 30 часов – на самостоятельную работу студентов, причем 15 часов студент занимается самостоятельно под руководством преподавателя, а 15 – абсолютно автономно по заданиям, которые даны преподавателем.
Основная задача вуза состоит в том, чтобы создать Вам условия для плодотворной самостоятельной работы. Для этого институт предоставляет Вам Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК), содержащий необходимый минимум учебной информации, а также задания для самостоятельной работы со сроками и формами отчетности по их выполнению.

3. Систематический контроль за результатами самостоятельной работы

Обязательная проверка усвоенного материала по дисциплине не менее 2–х раз в семестр проводится строго по расписанию на 8–ой и 15–ой неделях. Эта проверка называется «Рубежный контроль». Рубежный контроль оценивается, исходя из 100 баллов по критериям, установленным преподавателем, ведущим дисциплину. Если среднее арифметическое всех рубежных контролей меньше 50%, то Вы не допускаетесь до итогового экзамена по дисциплине и имеете академическую задолженность по дисциплине. Если Вы на экзамене получили двойку, то тоже имеете задолженность. Ликвидировать эту задолженность Вы можете в летнем семестре, который организуется после окончания учебного года. При этом Вы вносите оплату за повторное изучение дисциплины, снова ее изучаете и в случае выполнения всех правил прохождения рубежных контролей снова сдаете экзамен. При этом помните, что пересдача экзамена с целью повышения оценки не разрешается, однако вы можете подать заявление на апелляцию, в случае если она может повлиять на суммарный рейтинг и тем самым повысить итоговую оценку по дисциплине.
Итоговый экзамен проводится с использованием 100% шкалы.
После экзамена в случае положительной оценки выставляется итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании. Она подсчитывается по формуле:

где: Р1– процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки.
И% – итоговая оценка в процентном содержании.
Из формулы Вы видите, что итоговая оценка по дисциплине существенно зависит от оценок, полученных на рубежных контролях, которые отражают качество Вашей самостоятельной работы. Таким образом, при кредитной технологии основную роль в высоких результатах обучения играет систематичность и качество самостоятельной работы студента.
Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку Иитог в цифровом и буквенном эквивалентах по таблице 1.

Читать еще:  Формы обеспечения возврата кредита

Таблица 1. Многобалльная буквенная система оценки знаний

4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

По окончании учебного года вуз подсчитывает Ваш переводной балл по формуле:

где: Иц1, Иц2,…..Ицn – итоговые оценки по дисциплинам в цифровом эквиваленте;
К1, К2:,…. Кn – объёмы изученных дисциплин в кредитах;
n – количество изученных дисциплин за весь пройденный период обучения.
В случае, если Ваш переводной балл не ниже установленного вузом, то Вы переводитесь на следующий курс. При переводном балле, более низком, чем установленный институтом, вы становитесь второгодником.
В институте установлены следующие переводные баллы: на второй курс – не менее 1,67, на третий – не менее 2,0, на четвертый – не менее 2,25.
Вы заметили, что в подсчет GPA входят все оценки, полученные Вами в предыдущий период обучения, то есть, например, на третьем курсе в GPA войдут все оценки за 1, 2 и 3 курсы. Так что боритесь за каждую оценку, за каждый балл буквально с первого сентября.

Сущность кредитной системы обучения

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Кулжанов Жомарт Берикбаевич

преподаватель, Военный институт ВВ МВД РК, г. Петропавловск,

Кулжанова Жанна Жамбуловна

преподаватель, СКГУ, г. Петропавловск, Республика Казахстан

В современной педагогике кредитная система обучения определена как образовательная система, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации и выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Известно, что при кредитной системе обучения сокращение объема аудиторной работы, непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента. При этом активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков. Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами. Особое значение при организации самостоятельной работы при кредитной системе обучения имеет мотивация студентов к самостоятельному обучению [1, с. 52].

При современном развитии рынка труда основная нагрузка ложится на использование процессуальной мотивации, основанной на понимании студентами полезности и значимости выполняемой работы. Поэтому методическое содержание самостоятельной работы студентов должно ориентироваться на решение будущим специалистом конкретных, практических проблем, с использованием инструментария из различных областей знаний. В данном случае неоценима роль использования технологии «кейс-стадии», комплексных технологических заданий, в процессе выполнения которых студент может продемонстрировать не только академические знания, но и нетрадиционные подходы и новаторское мышление.

Помимо традиционных форм организации самостоятельной работы, можно использовать такие как: подготовка к деловой игре; дебатам, рецензирование студенческих работ самими студентами, составление глоссариев, подготовка и написание научных обзоров, статей и др. Несомненно, что усиление роли самостоятельной работы диктуемое современным педагогическим менеджментом, обуславливает соответствующую методическую поддержку.

Для правильного и эффективного планирования и организации СРС необходимо:

  • обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу студентов;
  • выдать задания СРС в начале учебного года (семестра);
  • разработать текущий и рубежный формы контроля;
  • установить время консультаций по СРС.

Следует отметить, что уровень и сложность заданий на самостоятельную работу студентов зависит от курса обучения, что определяет целевую направленность СРС. Так, на 1—2 курсах самостоятельная работа студентов ставит целью расширение и закрепление знаний и умений, получаемых на лекциях и семинарах. В этом случае наиболее эффективными будут следующие формы проведения СРС:

  1. Написание эссе-формулировка какого-либо понятия.
  2. Обзор по теме — письменно написать краткий литературный обзор на 1—2 стр., по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.
  3. Написание глоссария — краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно заменить кроссвордом.

На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента и реализации профессиональных навыков. В данном случае задания могут носить как индивидуальный, так и групповой характер, в силу того, что реальные профессиональ­ные условия в большинстве случаев основаны на работе в коллективе:

  1. Презентация — выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации 8—10 мин., оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму.
  2. Деловая игра — ролевая или командная, вырабатывающая для будущей профессиональной деятельности. Иногда требует домашней подготовки или завершения в библиотеке.
  3. Конкретная учебная ситуация, требующая ответов студента на вопросы по ней или написания своего видения проблемы.
  4. Групповой проект — в группе должно быть не более 4—5 человек, каждая группа разрабатывает свой проект; например, как сделать нашу область зоной свободного предпринимательства.

В ходе самостоятельной работы студент может:

  • освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);
  • закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
  • применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
  • использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной (дипломной) работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы соответствуют имеющимся четырем образам обучения:

  1. Обучение как получение знаний.
  2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Студент может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.
  3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.
  4. Обучение как развитие личности — наиболее софистический образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Одной из проблем организации самостоятельной работы является переориентация содержания и методики обучения на учебную активность студента. Подтверждение этому мы находим у ряда известных методистов: «Задача обучающей стороны — отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения. Уже доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях часто ведет к торможению в восприятии учащихся. Под самостоятельной работой учащихся понимается деятельность, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности» [2, с. 15].

Важным аспектом организации самостоятельной работы становится переориентация современного высшего образования на усиление сетевого взаимодействия, приближение педагогического процесса к практическим потребностям информационного общества. Системное применение информационных технологий актуализирует единый образовательный подход, основанный на междисциплинарном взаимодействии, формах и средствах обучения, позволяющих рационально организовать учебную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых.

Исходя из вышесказанного, организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной системы обучения должна быть основана на кропотливой методической, учебно-научной и организационной работе, направленной на обеспечение студентом всем спектром информационной и методической поддержки. Основные усилия преподавателей и администраторов кредитной технологии должны быть направлены на выполнение требований общеобязательного стандарта и соответствующую организацию СРС, заключающуюся в:

  • формировании высокой степени самообразования студентов, основанного на мотивации студентов к выполнению СРС;
  • эффективном планированиии организации самостоятельной работы студентов, в зависимости от курса и специальности студента;
  • усилении и активизации стимулирующей и консультационно-методической роли преподавателя;
  • информационной и методической поддержке студентов, использовании компьютерных технологий и интерактивных методов;
  • построении доверительных и партнерских отношениях между студентами.

Список литературы:

  1. Демеуов А. Особенности планирования, организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Высшая школа. Казахстана. 2004. № 3.
  2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 236 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×