Webbc.ru

Веб и кризис
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъекты государственного кредита

Субъекты государственного кредита

Государственный кредит — урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение государственного долга — формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

1) государственные займы;

2) государственные долговые обязательства;

3) сберегательное дело.

Субъекты государственного кредита:

1) РФ, ее субъекты — заемщик;

2) муниципальные образования, физические и юридические лица — заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России — долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) — замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия — изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;

3) консолидация — продление сроков действующих займов;

4) унификация займов — объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займов;

6) аннулирование государственного долга — прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга. Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего долга устанавливаются в Федеральном законе о бюджете на соответствующий год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Порядок заключения и действия международных договоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г. № 101 ≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных краткосрочных обязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственный заем (заимствование) в Бюджетном кодексе РФ — передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссии ценных бумаг закреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на условиях возвратности, может быть как возмездным, так и безвозмездным) и бюджетных кредитов на условиях возвратности и обязательной возмездности от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет..

Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.

Государственный кредит- совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами- с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

К основным задачам государственного кредита относятся:

— финансирование бюджетного дефицита;

— проведение международной и региональной финансово-кре­дитной политики;

— поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.

Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации) понимаются государственные займы, осуществ­ляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федера­ции осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

1- государство- заемщик;

2- государство- кредитор;

3- государство- гарант.

Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, оказывают непосредственное влияние на величину централизованных денежных фондов.

Возникновение государственного кредита обусловлено диспропорцией между величиной общественных потребностей и возможностями государства по их удовлетворению.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений- финансов и кредита- и отражает их особенности.

С т.зр. финансов- гос. кредит обеспечивает формирование и использование централизованных денежных фондов государста, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

С т.зр. кредита- гос. кредит имеет свои особенности: в качестве обеспечения выступает имущество государства, его доход; источником погашения выступают средства бюджета (а не результат от какого-либо целевого производительного использования кредита как в банковском кредитовании). Максимальный срок гос. займа- 30 лет. Муниципального долга- 10 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

Читать еще:  Смешанная форма кредита

1) распределительная- формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В современных условиях поступления от государственных замов стали вторым по величине источником после налогов при финансировании расходов бюджета. Размещение новых гос. займов для погашения задолженности по уже выпущенным- рефинансирование государственного долга.

2) регулирующая- участвуя в кредитных отношениях государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость. Влияние на денежное обращение- размещение займов среди инвесторов; мобилизуя средства населения снижает платежеспособный спрос, при финансировании за счет гос. займов инвестиционных проектов происходит абсолютное сокращение денежной массы в экономике, при финансировании заработной платы в бюджетных сферах за счет гос. замой объем денежной массы в экономике не изменится, но изменится платежеспособный спрос и т.д.

3) контрольная функция- связана с контрольной функцией финансов. Проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Согласно Программе внутренних заимствований Минфина РФ на 2013г. запланирован объем 449 млрд. руб. (в виде ценных бумаг), на 2014г.- 399 млрд. руб., на 2015г.- 305 млрд. руб.

Согласно Программе внешних заимствований Минфина РФ на 2013г. запланирован объем 4 873 млн. долларов США (гос. ценные бумаги 5602 млн. долларов, погашение кредитов иностранных государств 723 млн. долларов). На 2014г.- 4 996 млн. долларов, на 2015г.- 3201 млн. долларов.

Управление государственным кредитом- это совокупность действий, связанным с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственный ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

Методы управления государственным кредитом:

1) конверсия- изменение доходности по государственным займам (в большинстве случаев- в сторону понижения с целью сокращения расходов);

2) консолидация- увеличение (уменьшение) срока действия уже выпущенных займов путем изменения их условий;

3) унификация- объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового единого займа;

4) отсрочка погашения займа- при отсрочке не только изменяется (увеличивается) срок погашения займов, но и приостанавливается выплата доходов по займам.

5) реструктуризация- прекращение действующих займов с заменой их на новые займы на новых условиях.

1,2,3- только для внутренних заимствований. 4,5- для внутренних и внешних.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Сущность государственного кредита

Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками юридические и физические лица.

Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики.

В границах воспроизводственной функции финансов государственный кредит выполняет подфункцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата.

Вторая подфункция государственного кредита – регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Тем самым государство вступает в конкуренцию на этом рынке и выясняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.

Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.

Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.

Во внешнем (международном) кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти – с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации – с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит – страной-реципиентом.

Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям и поручительствам, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика – оплачивается за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.

11.2. Формы и методы государственного кредита

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.

Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа, видам доходности. По срокам погашения различают займы: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы подразделяются на: внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь и натуральную форму.

В зависимости от эмитента займы различаются на займы центрального правительства и займы местных органов власти (муниципальные займы).

По видам доходности займы могут быть процентными, когда займодержатели получат ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке; выигрышными (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей).

В условном государственном кредите формами являются гарантии и поручительства.

Государственная (правительственная, суверенная) гарантия (государственная гарантия) – обязательство правительства перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом данной страны причитающейся с него суммы в установленный срок. Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами страны обязательств по полученным ими негосударственным займам.

Читать еще:  Развитие системы ипотечного кредитования

Поручительство государства – обязательство правительства перед заимодателем погасить полностью или частично долг заемщика по займу, привлеченному в рамках концессионного соглашения в соответствии с договором поручительства. Обязательства по поручительству включают основную сумму займа и вознаграждение по нему. Таким образом. средства займа, привлекаемого под поручительство государства, используются только на создание объектов концессии.

Государственная гарантия и поручительство предоставляются посредством заключения письменного договора между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и заимодателем.

Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета предусмотренных мероприятий при непоступлении или недостаточном поступлении доходов используется такая форма кредита как государственные казначейские обязательства (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной) форме сроками от трех месяцев до 10 лет для юридических лиц – коммерческих банков, предприятий, фирм. Размещение ГКО среди держателей производится на аукционных торгах, где устанавливается дисконтированная цена очередного выпуска обязательств. Министерство финансов выкупает их по истечении срока обращения по нарицательной стоимости, разница между номиналом этой ценной бумаги и дисконтной ценой составляет доход инвестора. Государство гарантирует устойчивость ГКО, придавая им статус средства расчета и платежей по хозяйственным операциям по складывающимся рыночным ценам с учетом конъюнктуры.

ГКО являются действенным средством покрытия «кассовых разрывов» бюджета, но одновременно государство имеет определенные потери при выкупе ГКО, которые равны величине дисконта, а его размер – доходность ГКО – должен превышать действующую величину банковского процента с тем, чтобы заинтересовать инвесторов в приобретении ГКО.

Ранее применявшаяся форма государственного кредита – обращение части остатков по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда для финансирования государственных расходов. Обычно это сберегательные банки если капитал принадлежит государству, то по рискам использования депозитов отвечает государство; в случае государственного участия в капитале сберегательного банка (акционерного) возникают проблемы вариантов эффективного использования привлеченных средств в соответствии с мнениями учредителей (акционеров) банка.

Возможной формой государственного кредита может быть привлечение средств центрального эмиссионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесценением денежной массы в обращении, даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, то есть с учетом действующей нормы ссудного процента: это связано сo значительным разовым вливанием денег в экономику, а их изъятие (если таковое состоится) может длиться долго.

Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных органов, являются предоставления кредитов с их стороны юридическим и физическим лицам. Эта форма кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затруднениях или недостаточности средств для развития.

Бюджетным кодексом Республики Казахстан предусмотрены следующие виды и формы государственных займов:

1) по отношению к заемщику:

займы Правительства Республики Казахстан;

займы Национального банка Республики Казахстан;

займы местных исполнительных органов;

2) по рынкам ссудного капитала:

внешние государственные займы;

внутренние государственные займы;

3) по форме заимствования:

выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;

заключение договоров (соглашений) о займе.

Государственные эмиссионные ценные бумаги по срокам действия подразделяются на:

1) краткосрочные, со сроком обращения до 1 года;

2) среднесрочные – от 1 до 5 лет;

3) долгосрочные – свыше 5 лет.

Государственные эмиссионные ценные бумаги по целям выпуска подразделяются на:

1) выпускаемые в целях финансирования дефицита бюджета;

2) выпускаемые в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов.

Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной формах.

Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется в установленном порядке на основе:

1) установления финансовых границ заимствования;

2) определения инвестиционных приоритетов заимствования;

3) формирования перечня предполагаемых правительственных займов.

Заимствование местными исполнительными органами осуществляется в виде получения займов от Правительства Республики Казахстан и выпуска местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы государственных ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке для финансирования дефицита областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы.

Заимствование местными исполнительными органами районов (городов областного значения) осуществляется в виде получения займов от местного исполнительного органа области для финансирования дефицита бюджета района (города областного значения).

Негосударственный заем – отношения займа, в которых заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, самостоятельно в любом размере, в любой валюте и любой форме с учетом ограничений, установленных законодательством.

Методы государственного кредита разнообразны и соответствуют изложенным формам. В государственных займах – это способы, приемы привлечения средств и их последующего возврата: они определяются условиями выпуска займов: методы определения доходности и получения дохода, сроки действия, способы размещения (свободная покупка и продажа облигаций, бонов; подписка; принудительное размещение), способы погашения (выигрыши по облигациям, выкуп облигаций с накопленным процентным доходом; при бессрочных займах – периодическая выплата процентного дохода).

К методам в займах относятся также и методы управления государственным долгом (см. дальше: конверсия, консолидация, унификация, рефинансирование).

В ГКО методами являются: величина дисконта, цена отсечения*, погашение ГКО по нарицательной стоимости, сроки погашения, порядок проведения аукционов.

При формах государственного кредита – использовании остатков депозитных ресурсов государственных банков – методами явля-ются условия такого пользования: доля ресурсов, привлекаемых в качестве государственных финансовых ресурсов, сроки возврата, норма доходности. Аналогичны методы – условия привлечения средств центрального эмиссионного банка страны; данные методы должны минимизировать инфляционное воздействие такого заимствования.

Методы в форме государственных ссуд аналогичны методам обычного банковского кредита.

Гос/муниципальный кредит

Государственный кредит как экономическая категория выражает со­вокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставле­ния ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта.

К основным задачам государственного кредита относятся:

  1. финансирование бюджетного дефицита;
  2. проведение международной и региональной финансово-кре­дитной политики;
  3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов дея­тельности.

Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.

Читать еще:  Резервы на возможные потери по кредитам

Государственные заимствования в России могут быть двух видов:

— государственные заимствования Российской Федерации;

— государственные заимствования субъектов Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации – государст­венные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты от дру­гих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредит­ных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации могут быть внутренними и внешними.

Под государственными заимствованиями субъектов Российской Феде­рации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организа­ций, иностранных банков и международных финансовых организа­ций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Россий­ской Федерации (или субъекта Российской Федерации) понимаются государственные займы, осуществ­ляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федера­ции осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефте­газового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Помимо уже отмеченных видов государственных займов их можно дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:

1. по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются (явля­ются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке цен­ных бумаг и выпускаются государством для привлечения опре­деленных инвесторов;

2. по срокам погашения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (от пяти лет и более);

3. по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государст­ва или данного муниципалитета;

4. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выку­паются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачи­вается вместе с суммой основного долга. Такие облигации на­зываются облигациями с нулевым купоном;

5. по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом;

в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения.

Создано: 14 июня 2011 Просмотров: 22630

  • Вперёд

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector