Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российские кредитные организации составляют отчетность

Вопрос 5. Отчетность кредитных организаций;

Отчетность— свод данных, характеризующих финансово-хозяй­ственное положение и деятельность субъекта отчетности и пре­доставляемый на периодической основе в надзорные органы и (или) иным лицам.

Отчетность осуществляется с учетом следующих принципов и оснований (см. схемы 17, 18).

Одним из видов отчетности юридических лиц является отчет­ность кредитных организаций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных орга­низаций и банковских групп правила бухгалтерского учета и отчет­ности, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности (ст. 57 Закона о Банке России).

При этом устанавливаемые Банком России правила применя­ются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, кото­рая составляется за период, начинающийся не ранее даты опублико­вания указанных правил.

К видам банковской отчетности можно отнести:

Банковская отчетность— свод данных, предоставляемых кредитными организациями на периодической основе в зависимости от вида отчетности органам управления кредитной организации, Банку России, иным уполномоченным органам регулирования и контроля, а также третьим лицам.

Значение банковской отчетности заключается, прежде всего, в обеспечении прозрачности финансово-хозяйственного положения и деятельности кредитных организаций. Полная и достоверная ин­формация о финансово-хозяйственном состоянии и деятельности кредитной организации позволяет надзорным органам и в первую очередь Банку России своевременно реагировать на изменения в деятельности кредитной организации, которые могут привести к нега­тивным последствиям, как для самой кредитной организации, так и для ее клиентов, а в целом — для государства и общества.

Наличие системы банковской отчетности позволяет поддержи­вать стабильность банковской системы государства, что, в свою оче­редь, является необходимым условием для поддержания доверия вкладчиков и иных клиентов кредитных организаций и, как следст­вие, — одним из условий предотвращения банковских кризисов.

Бухгалтерская отчетность кредитной организации— свод данных бухгалтерского учета кредитной организации, направляе­мый в Банк России.

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обоб­щения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документаль­ного учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета яв­ляются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (ст. 1 Федераль­ного закона «О бухгалтерском учете»).

Наиболее важным из бухгалтерской отчетности по российским стандартам является годовой бухгалтерский отчет, который со­ставляется за период, начинающийся с 1 января отчетного года и заканчивающийся 31 декабря отчетного года (включительно), по со­стоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Этот документ составляется в валюте Российской Федерации. Порядок составления кредитными организациями годового отчета определен в одноимен­ном указании Банка России от 8 октября 2008 г. № 2089-У.

В состав годового бухгалтерского отчета кредитной организации включаются:

• бухгалтерский баланс за соответствующий год;

• отчет о прибылях и убытках за соответствующий год;

• отчет о движении денежных средств за соответствующий год;

• отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

• сведения об обязательных нормативах;

• аудиторское заключение по годовому отчету.

Годовой бухгалтерский баланс является основой для составления всех форм годовой отчетности за отчетную дату. Расхождения между соответствующими показателями годового бухгалтерского баланса и других форм годовой отчет­ности не допускаются (п. 1.6 указания Банка России «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета»).

Годовой бухгалтерский отчет подлежит утверждению годовым собранием акционеров (участников) кредитной организации. Реви­зионная комиссия (ревизор) кредитной организации в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балан­сов общества до их утверждения общим собранием акционеров (уча­стников) кредитной организации. При этом общее собрание участни­ков общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключения ревизионной комис­сии (ревизора) кредитной организации.

Годовой бухгалтерский баланс подписывается руководителем (единоличным исполнительным органом кредитной организации) и главным бухгалтером кредитной организации.

Годовой отчет должен быть опубликован в течение 10 рабочих дней после проведения годового общего собрания акционеров (уча­стников) кредитной организации, на котором он был утвержден. Годовой отчет и годовой консолидированный отчет публикуются одновременно в одном периодическом печатном издании. В случае опубликования отчетов в разных периодических печатных изданиях опубликование отчетов сопровождается ссылкой на указание назва­ния издания, в котором был опубликован другой отчет, и даты вы­хода этого издания в свет.

Кредитные организации в течение 3 рабочих дней после даты опубликования годовых отчетов представляют их в территориаль­ные учреждения Банка России по местонахождению кредитной ор­ганизации.

Финансовая отчетность кредитной организации— свод дан­ных о финансовом и хозяйственном положении кредитной орга­низации и результатах ее деятельности, составляемый по опреде­ленным формам и направляемый в Банк России.

В настоящее время в мире не существует единых стандартов фи­нансовой отчетности. Так, в США — это US GAAP, в Европейском союзе — МСФО — IFRS. В настоящее время кредитные организации предоставляют финансовую отчетность как в соответствии с норма­тивными актами Банка России, так и по международным стандартам финансовой отчетности.

Финансовая отчетность кредитной организации по МСФО — IFRSвключает:

• баланс на отчетную дату;

• отчет о прибылях и убытках за отчетный период;

• отчет об изменениях собственного капитала за отчетный пе­риод;

• отчет о движении денежных средств за отчетный период;

• примечания, включая краткое описание существенных прин­ципов учетной политики по составлению финансовой отчетности и прочие пояснительные примечания.

Начиная с 1 января 2005 года кредитные организации представ­ляют финансовую отчетность за отчетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря, в территориальные учреж­дения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, в срок до 1 июля года, следующего за отчетным. Финансовая отчетность подтверждается аудиторской организацией. Опубликование финансовой отчетности по МСФО осуществляется по усмотрению кредитной организации.

Банк России рекомендует кредитным организациям публиковать финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, подтвержденную аудиторской организацией, в отдельных публика­циях, средствах массовой информации, на web-сайте кредитной орга­низации в сети Интернет.

Иные виды финансовой отчетности, обязательные для предостав­ления кредитными организациями в Банк России, содержатся в указа­нии Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

Все предусмотренные в данном нормативном акте виды отчетов можно поделить по срокам предоставления их в Банк России: суточ­ная, пятидневная, декадная, месячная, квартальная, полугодовая, го­довая и отчетность на нерегулярной основе.

Финансовая и бухгалтерская отчетность используется Банком России — для осуществления анализа деятельности кредитных орга­низаций при выполнении надзорных функций, а руководством кре­дитных организаций — для анализа результатов деятельности кредит­ных организаций и возможности принятия управленческих решений.

Управленческая отчетность— свод данных о финансово имущественном положении кредитной организации и ее деятельности, предоставляемый органам управления кредитной организации по формам, предусмотренным внутренними документами кредитной организации.

Читать еще:  Нормативно правовое регулирование ипотечного кредитования

Спецификой данного вида отчетности является ее «закрытый» характер. Иными словами, данная отчетность не представляется третьим лицам, в том числе и надзорным органам. Назначение дан­ной отчетности — предоставление информации органам управления кредитной организации, как правило, для оценки финансово-хозяй­ственного положения кредитной организации и принятия управлен­ческих решений относительно дальнейшей деятельности кредитной организации.

Налоговая отчетность кредитной организации— свод данных о налоговых обязательствах кредитной организации, составляемый на основе данных бухгалтерского и налогового учета и представляемый в налоговые органы.

Основу налоговой отчетности составляют налоговые декларации, направляемые кредитными организациями в территориальные подразделения ФНС России в установленные сроки.

Налоговая декларация— письменное заявление налогопла­тельщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация представляется каждым налогоплатель­щиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогопла­тельщиком.

Статистическая отчетность кредитной организации— свод данных о количественной стороне деятельности кредитных орга­низаций по формам, установленным Банком России и Росстатом и в соответствии с официальной статистической методологией.

В нормативных правовых актах Банк России не закрепляет от­дельно виды статистической отчетности. Вместе с тем к статисти­ческой отчетности следует относить, например: 1) отчет кредитной организации о наличном денежном обороте; 2) отчет кредитной орга­низации об иностранных операциях; 3) отчет кредитной организации по операциям ввоза и вывоза валюты Российской Федерации и др.

Вопрос 3. Состав и порядок составления годовой отчетности кредитных организаций

Основным законодательным документом о составе годовой отчетности коммерческих банков являются ежегодно публикуемые Указания Банка России о составе, структуре и порядке подготовки этой отчетности.

Годовая отчетность кредитной организации представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной п/п. Данные отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния кредитной организации. Ведь для того, чтобы принять какое-либо решение, необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей нужна для эффективного управления кредитной организацией. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.

Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности, установленный банком России в 2008 году изменен. 4 сентября в силу вступает новое Указание Банка России «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской отчетности».

В качестве отчетного периода устанавливается календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, при этом 31 декабря считается отчетной датой. Годовая отчетность составляется в рублях РФ по отношению всех валют к официальному курсу рубля, установленному Центробанком. В отчетность теперь должны входить все показатели деятельности кредитной организации: ее филиалов, обособленных и внутренних структурных подразделений.

Проект нового Указания устанавливает процедуры подготовки к составлению годовой отчетности, в которые входят инвентаризация активов, проверка бухгалтерского учета на предмет полноты отражения обязательств и требований, анализ капитальных вложений, сверка счетов и т.д.

Новый порядок регламентирует отражение в бухгалтерском учете событий, происшедших после отчетной даты, в число которых входят: факты, влияющие на размер активов и взаимоотношения с кредиторами и заемщиками, объявления дивидендов по акциям, начисления по налогам и сборам, выплаты заработной платы сотрудникам, получение страховых возмещений и т. п.

В состав годовой отчетности входят публикуемые формы следующих документов:

· Бухгалтерский баланс по форме 0409806;

· Отчет о финансовых результатах по форме 0409807 и публикуемые формы приложений к ним;

· Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов по форме 0409808;

· Сведения об обязательных нормативах по форме 0409813;

· Отчет о движении денежных средств по форме 0409814

Годовой отчет дополнен пояснительной запиской в соответствии с нормативными актами о раскрытии информации. До того, как годовая отчетность будет подписана, главный бухгалтер должен провести сверку всех данных с данными баланса на отчетную дату, учитывая при этом события после отчетной даты, проверить полноту отчетности, взаимоувязку всех показателей, а также проверить наличие всех необходимых подписей.

К годовой отчетности должно прилагаться аудиторское заключение, которое вместе с отчетностью передается в контролирующие органы.

В Указании также разделяются события, происшедшие после отчетной даты (31 декабря) на корректирующие и некорректирующие. Первые отражаются в бухгалтерском балансе на счете 707 «Финансовый результат прошлого года», вторые – нет. Для каждого события при составлении отчетности делается расчет оценки в денежном выражении.

Ошибки отчетного года, выявленные после его окончания, но до даты составления годовой отчетности, исправляются после отчетной даты. Если ошибка существенна и влияет на их финансовый результат отчетного года, ее относят на счета 10801 «Нераспределенная прибыль» или 10901 «Непокрытый убыток». Если ошибка обнаружена после подписания отчетности и является существенной, годовая отчетность подлежит пересмотру.

В Указании также регламентируются порядок бухгалтерского учета операций реформации баланса, совершаемых по результатам итогового собрания акционеров. В настоящее время Указание проходит проверку на коррупциогенность. Оно вступило в силу с 1 января 2014 года и будет относиться к годовой отчетности 2013 года. Предыдущие указания от 2008 и 2010 года будут считаться утратившими силу.

Отчетность кредитных организаций перед Банком России

Порядок составления и представления кредитными организациями в Банк России отчетности, приведенной в Указании Банка России от 16.01.2004г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений. Анализ финансовой отчетности кредитных организаций, составленной в соответствии с МСФО (Письмо ЦБР № 35-Т от 28.02.2005г.). Указание Банка России от 24.01.05г. № 1546-У «О порядке представления кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации отчетности в виде электронных сообщений, снабженных кодом аутентификации».

11.30 – 12.00 Регистрация участников семинара.

12.00 – 13.30 Порядок составления и представления кредитными организациями в Банк России отчетности, приведенной в Указании Банка России от 16.01.2004г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений.

Порядок заполнения, характеристика расшифровок, взаимосвязь различных форм, в том числе:

  • 0409110 «Расшифровки отдельных балансовых счетов и символов отчета о прибылях и убытках для формирования бухгалтерского баланса (публикуемая форма), отчета о прибылях и убытках (публикуемая форма) и расчета показателей, используемых для оценки финансовой устойчивости кредитных организаций;
  • 0409115 «Информация о качестве ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности»;
  • 0409118 «Данные о крупных кредитах»;
  • 0409125 «Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения»;
  • 0409134 «Расчет собственных средств (капитала)»;
  • 0409135 «Информация об обязательных нормативах»;
  • 0409157 «Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации»;
  • 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)»;
  • 0409807 «Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)».

Анализ финансовой отчетности кредитных организаций, составленной в соответствии с МСФО (Письмо ЦБР № 35–Т от 28.02.2005г.).

Ханачевская Анжела Евгеньевна – зам. начальника Управления методологии текущего надзора Департамента банковского регулирования и надзора Банка России.

13.30 – 14.30 Перерыв

14.30 – 17.00 О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации. Указание Банка России от 16.01.04г. № 1375-У с последующими изменениями и дополнениями.

Порядок составления и представления кредитными организациями в Банк России отчетности, приведенной в Указании Банка России от 16.01.2004г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений.

Порядок заполнения, характеристика расшифровок, взаимосвязь различных форм, в том числе:

  • 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации»;
  • 0409128 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам, предоставленным кредитной организацией»;
  • 0409129 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией депозитам и вкладам»;
  • 0409301 «Отдельные показатели, характеризующие деятельность кредитной организации»;
  • 0409302 «Сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов»;
  • 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов».

Проект изменений Указания Банка России № 1376-У.

Указание Банка России от 24.01.05г. № 1546-У «О порядке представления кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации отчетности в виде электронных сообщений, снабженных кодом аутентификации».

Меркулова Зоя Иосифовна – начальник Управления организации статистической работы Сводного экономического Департамента Банка России.

Стоимость участия в семинаре: 5 100 рублей. НДС не облагается.

Место проведения семинара: м. «Тульская», последний вагон из центра 5 мин. пешком, гост. «Даниловская», Большой Староданиловский пер., д. 5

Отправить по почте

Законодательство о МСФО

Информация о практике применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2015-2018 гг. Отправить по электронной почте

Дата публикации: 04.12.2019

Дата изменения: 04.12.2019

Прикрепленный файл: docx, 71.94 кБ

ИНФОРМАЦИЯ

о практике применения Федерального закона

«О консолидированной финансовой отчетности»

в 2015-2018 гг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» российские организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность (далее – КФО) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Нормативно-правовая база КФО

Для составления КФО применяются МСФО и Разъяснения МСФО (далее также – документы МСФО), признанные в порядке, определенном Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107 по согласованию с Банком России. Согласно этому Положению решение о введении документа МСФО в действие на территории Российской Федерации принимается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России на основе заключения экспертного органа, осуществившего экспертизу применимости документа МСФО на территории Российской Федерации. Экспертным органом является некоммерческая организация «Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»).

Документы МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н, от 27 июня 2016 г. № 98н, от 11 июля 2016 г. № 111н, от 14 сентября 2016 г. № 156н, от 23 ноября 2016 г. № 215н, от 30 марта 2017 г. № 50н, от 20 июля 2017 г. № 117н, от 12 декабря 2017 г. № 225н, от 27 марта 2018 г. № 56н, от 4 июня 2018 г. № 125н, от 12 июля 2018 г. № 153н, от 30 октября 2018 г. № 220н, от 22 января 2019 г. № 11н.

Круг экономических субъектов, которые обязаны составлять, представлять и раскрывать КФО, включает:

1) кредитные организации, за исключением банков с базовой лицензией, не создающих группу в смысле МСФО;

2) страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее –управляющие компании);

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

7) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов (далее также – эмитенты).

Согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной КФО.

В целях обобщения практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и иных нормативных правовых актов по вопросам применения МСФО, а также анализа государственной политики в сфере применения МСФО на территории Российской Федерации и подготовки на их основе соответствующих рекомендаций приказом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 148 образована Межведомственная рабочая группа по применению МСФО (далее – МРГ). В состав этой рабочей группы входят представители Минфина России, Банка России, Фонда «НСФО», аудиторского сообщества.

Минфином России осуществляется систематический контроль деятельности Фонда «НСФО», связанной с проведением экспертизы применимости документов МСФО на территории Российской Федерации. Цель контроля – обеспечение полезности и результативности процедуры проведения экспертизы. В частности, в 2016 г. проведен углубленный анализ практики проведения экспертизы. По результатам анализа подтверждено соответствие данного направления деятельности Фонда «НСФО» задачам экспертизы. Вместе с тем даны рекомендации по совершенствованию порядка экспертизы. Среди них –организация мониторинга практики применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие с целью последующей оценки их применимости на территории Российской Федерации; уточнение отчетности экспертного органа. На основе рекомендаций внесены изменения в документы, регулирующие порядок проведения экспертизы.

Развитие законодательства о КФО

В 2016-2018 гг. реализован комплекс мер по совершенствованию законодательства о КФО. Так, в 2016 г. введено требование представления и раскрытия промежуточной КФО, а также подтверждения ее достоверности. Установлены дополнительные требования к раскрытию КФО, в частности, обязанность составителя обеспечивать доступность отчетности в течение трех лет с даты раскрытия, обязанность кредитных организаций и эмитентов-головных организаций банковских холдингов предоставлять сведения о раскрытии КФО в Банк России. Уточнен порядок представления КФО в Банк России, а также круг лиц, полномочных подписывать КФО.

В 2017 г. для целей КФО ряду организаций предоставлено право определять отчетный год, отличным от календарного года. Предусмотрены особенности исчисления первого отчетного года для годовой КФО и составления этой отчетности, а также исчисления отчетного периода для промежуточной КФО.

В 2018 г. предусмотрена возможность представления КФО пользователям на иностранном языке в валюте, отличной от рубля (в случаях, предусмотренных законодательством, например, Федеральным законом «О международных компаниях»). Уточнена сфера действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Надзор за представлением и публикацией годовой КФО

В соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО организации после ее обязательного аудита должна представляться участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, а также в Банк России (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации, и эмитентов, не являющихся головными организациями банковских холдингов).

Банк России осуществляет надзор за представлением и раскрытием КФО организациями (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Сроки представления годовой КФО в Банк России устанавливаются Банком России. Нарушение сроков представления годовой КФО в Банк России признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для юридических лиц размер указанного штрафа составляет от 500 до 700 тысяч рублей.

Представление КФО в Банк России осуществляется в порядке, определяемом указаниями Банка России:

от 8 октября 2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

от 14 декабря 2017 г. № 4645-У «О порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности»;

от 27 ноября 2017 г. № 4619-У «О порядке и сроках раскрытия и представления банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности»;

от 2 марта 2015 г. № 3580-У «О представлении кредитными организациями финансовой отчетности»;

от 21 января 2019 г. № 5063-У «О порядке и сроках представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 — 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Анализ исполнения

Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Сводная информация об исполнении Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными и некредитными финансовыми организациями в 2015-2018 гг., сформированная по данным Банка России, представлена в таблицах 1 и 2.

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными организациями в 2015-2018 гг.

Валютные и биржевые расчеты теряют публичность

Банк России продолжает снижать прозрачность российской финансовой отчетности кредитных организаций. Ранее регулятор уже отказался от публичного раскрытия в части счетов оборонных предприятий, а также от раскрытия отчетности банковских групп. Теперь же ЦБ решил засекретить счета, отражающие расчеты с валютными и фондовыми биржами, а также сделки с клиентами по покупке или продаже иностранной валюты. Эксперты полагают, что цель новации — сокрытие операций банков на создающейся бирже для санкционных компаний.

Указание о составе и порядке раскрытия Банком России информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций, было опубликовано на днях на портале проектов нормативных правовых актов. В этом документе ЦБ вводит в правовое поле уже устоявшуюся практику засекречивания отдельных счетов оборотной ведомости по счетам бухучета банков (101-я форма). Это касается счетов организаций, находящихся в государственной собственности, негосударственных организаций и исполнителей гособоронзаказа.

Проект указания содержит и дополнительные новшества. В частности, ЦБ ограничивает раскрытие информации по балансовому счету 304 («счета для осуществления клиринга»). Для этого регулятор решил суммировать и раскрывать только в агрегированном виде остатки и обороты по счетам второго порядка. Таким же образом будет размыта информация по балансовому счету 474, на котором отражаются различные операции, в частности, расчеты с валютными и фондовыми биржами, с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты, факторинговые операции, расчеты по деривативам, требования по аккредитивам с нерезидентами и т. д.

Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина обращает внимание, что отраженные на счете 474 требования по различным некредитным операциям банков зачастую необходимы для детального анализа в части оценки рисков, контрагентов и экономической сути проводимых сделок. «Засекречивание этого счета может существенно затруднить анализ, поскольку не позволит отделить, например, объем операций с биржей от сделок по аккредитивам с нерезидентами, риски которых существенно отличаются»,— отмечает госпожа Кожекина.

Как СПВБ трансформируется под новый бизнес

Управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков обращает внимание, что счета 304 и 474 по большей части связанны с операциями банков на бирже. «В этой связи логично вспомнить про то, что ведется работа над созданием биржи для санкционных компаний»,— указывает он. В августе прошлого года Минфин и ЦБ занялись созданием финансовой инфраструктуры для листинга российских компаний, попавших под ограничения (см. “Ъ” от 23 августа 2018 года). Она создается на базе Санкт-Петербургской валютной биржи (см. “Ъ” от 9 августа), ее основными акционерами будут крымский банк РНКБ и обслуживающий оборонку Промсвязьбанк. Первое размещение одной из санкционных компаний, по словам замминистра финансов Алексея Моисеева, может состояться уже в декабре.

Пресс-служба Банка России заявила, что новая редакция порядка раскрытия регулятором отчетности кредитных организаций устанавливает «упрощенную форму» публикации информации оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций—участников клиринга. «Данное изъятие вызвано действием в отношении последних мер ограничительного характера»,— пояснили в ЦБ.

Алексей Моисеев, замминистра финансов, 27 августа, о засекречивании отчетности Промсвязьбанка (цитата по «Интерфаксу»)

Исчезло, чтобы кому не надо не лезли

Вместе с тем пока регулятор не ввел в нормативное поле примененные им практики засекречивания отчетности отдельных кредитных организаций. Например, с ноября прошлого года в отчетности Промсвязьбанка использовался несуществующий в бухгалтерском учете счет 49999 (см. “Ъ” от 9 января). В октябрьской отчетности уже нескольких банков — ПСБ, Еврофинанс Моснарбанка, РФК и ряд других — все счета второго порядка (свыше 1,3 тыс.) были агрегированы на 14 счетах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector