Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирующая функция государственного кредита

Функции государственного кредита

Тема 16. Государственный кредит

1. Сущность и значение государственного кредита

2. Функции государственного кредита

3. Классификация государственных займов

4. Российская Федерация как гарант и кредитор

5. Региональные и муниципальные займы

1. Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридиче­скими лицами — с другой, при которых государство высту­пает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений — го­сударство выступает в качестве заемщика средств.

Как экономическая категория государственный кредит нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и ис­пользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов: 1) добровольный характер; 2) возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распредели­тельную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием (реструктуризацией) государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита: вступив в кредитные отношения, государство вольно или невольно воз­действует на состояние денежного обращения, уровень процент­ных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и за­нятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может про­водить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность по­лучения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит и его сущность

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средства. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите. И такими принципами являются срочность, возвратность и возмездность.

Возвратность и возмездность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Читать еще:  Понятие кредитный риск

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

  • свободно обращающиеся;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Функции государственного кредита

Функции государственного кредита – экономические задачи, которые выполняют государственные заимствования.

Принято выделять три функции государственного кредита.

Распределительная функция государственного кредита

Государственные кредиты позволяют перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики. Они могут использоваться для реализации того или иного общественно значимого проекта. Денежные средства также могут привлекаться для направления в социальную сферу. В современной экономике государственные кредиты являются вторым по значимости после налогов источником формирования бюджета.

Благодаря государственным кредитам налоговое бремя может быть распределено более равномерно во времени. В результате нет необходимости увеличивать налоги каждый раз, когда расходы государства растут.

Государственный кредит – это способ перенести текущие расходы на будущие поколения. Такой подход считается экономически целесообразным тогда, когда он используется для финансирования капиталоемких проектов, обещающих результат в будущем. Например, при строительстве дорог – после завершения проект должен приносить прибыль, которая может быть направлена на погашение долга.

Экономисты считают спорным использование государственных заимствований на непроизводственную сферу, например на реализацию социальных программ.

Регулирующая функция государственного кредита

Выходя на рынок заимствований, государство оказывает на него существенное влияние. Это происходит прежде всего из-за объемов операций. Продажа государственных ценных бумаг может повысить процентные ставки. Наоборот, сокращение госдолга способствует их снижению.

Государственные заимствования часто используются для того, чтобы вывести из экономики излишек денег. Этот процесс принято называть стерилизацией денежной массы.

Кроме того, в современной экономике считается более правильным финансирование бюджетного дефицита при помощи заимствований, а не эмиссии. В результате, если государство занимает деньги и расходует их, к примеру на выплаты пенсий, происходит увеличение количества денег в обращении.

Государственный кредит воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. В результате он выступает как один из инструментов денежно-кредитной политики.

Контрольная функция государственного кредита

В процессе выполнения распределительной и регулирующей функций государственного кредита возникает необходимость в финансовом контроле. Практическое назначение контрольной функции государственного кредита – обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.

Функции государственного кредита;

Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического

Через фискальную функцию государственного кредита осуществля­ется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обес­печивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов. В развитых странах государственные займы являются важным ис­точником финансирования бюджетного дефицита.

Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по ранее полученным государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны. Таким образом, фискальная функция государственно­го кредита позволяет перераспределить во времени налоговую нагруз­ку на население.

Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Читать еще:  Кредитование юридических лиц учебники

Используя государственный кредит, государство оказывает поло­жительное влияние на производство и занятость по следующим на­правлениям:

‘ кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных произ­водителей за рубеж, поддерживая их в конкурентной борьбе на внеш­них рынках;

1 компенсируя банкам потери при разорении добросовестных за­емщиков из малого и среднего бизнеса;

страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотех­нологичных товаров;

выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;

* закупая товары отечественного производства за счет займов за
рубежом;

* выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам,
обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.

Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.

Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на эко­номику страны. Опыт некоторых развитых стран, в частности США и Канады, показывает возможность позитивного воздействия долга на экономику. Как правило, это связано с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг.

Но чаще возникает ситуация, когда государственный долг, как ре­зультат кредитных заимствований государства, оказывает не стимули­рующее, а отрицательное влияние, сдерживая рост экономики, огра­ничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление.

Исследованиями зарубежных экономистов установлено, что ос­новными каналами негативного воздействия долга на национальную экономику являются:

* невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взи­
манием налогов для финансирования обслуживания долга;

* удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом
доходности государственных ценных бумаг;

* сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокраще­
ние масштабов национального производства.

В странах с переходной экономикой, включая Россию, и в развива­ющихся государствах наблюдается как раз такая ситуация, когда госу­дарственный долг выступает фактором сдерживания экономического роста. При этом в структуре совокупного государственного долга Рос­сии в настоящее время 87,6% приходится на внешний долг, который в современных условиях опаснее внутреннего. Дело в том, что его пога­шение связано с накоплением резервов в твердой валюте, что предпо­лагает обязательное положительное сальдо в платежном балансе.

Реальная стоимость обслуживания государственного внешнего
долга России составляет около 6—7% годовых. Между тем в течение
последнего десятилетия положительные темпы экономического роста
были достигнуты лишь начиная с 1999 г. Среднее значение изменения
уровня реального ВВП России в период 1991—2000 гг. составляло от­
рицательную величину около 4% в год. В таких условиях внешний
государственный долг России в 135 млрд долл. являлся тяжелым бре­
менем для национальной экономики. ..

Государственные займы используются главным образом для по­крытия бюджетного дефицита. Если доходы бюджета, обеспечивае­мые в основном налоговыми поступлениями, меньше, чем предпола­гаемые расходы, то образуется бюджетный дефицит.

В международной практике государственных финансов считается нормальной ситуация, когда бюджет страны сводится с дефицитом. При этом важно, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. Однако степень сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета выглядит по-разному в отдельных развитых странах. Так, только две страны «большой семерки» в последние годы имеют безде­фицитные бюджеты. Речь идет о Канаде, у которой бюджет полностью сбалансирован, и Великобритании, которая по итогам 1999 г. имеет бюджет с профицитом 0,6% ВВП, причем в 2000 г. профицит составил

В остальных промышленно развитых странах государственные бюджеты сводятся с дефицитом. Среди них лидирует Япония с де­фицитом 9% ВВП. За ней идут США, которые за последнее деся­тилетие имели дефицит^ не превышавший 3% ВВП. Правда, в 2000 г. им удалось сбалансировать бюджет и даже свести его с про­фицитом, но в 2001 г. снова возник дефицит, В Италии дефицит равен 2,4% ВВП, в Германии — 2% (на 2000 г. планировался 1%), во Франции — 1,7% ВВП.

В РФ на протяжении всего периода рыночных реформ государст­венные бюджеты были дефицитными. Государственный кредит ак­тивно использовался в качестве источника покрытия бюджетного де­фицита. В 2001—2003 гг. принимались бюджеты с профицитом. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» доходная ч^сть определена в объеме 2417, 8 млрд руб., рас­ходная — 2345,6 млрд руб. При благоприятных условиях (конъюнкту­ра цен на мировом нефтяном рынке) профицит будет получен в раз­мере 72,2 млрд руб.

Бюджетным кодексом Российской Федерации в разделе IV «Сба­лансированность бюджета» определено содержание понятий профи­цита бюджета и порядка его использования, а также дефицита бюдже­та и источников его покрытия. Бюджеты всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, местный) должны быть составлены без профи­цита.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефи-Штом (Превышением расходов над доходами) законом (решением) об

этом бюджете утверждаются источники дефицита бюджета, они уста-авливаются органами законодательной (представительной) власти в

законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основ-

ным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Фе­дерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первич­ном размещении не могут быть источниками финансирования дефи­цита бюджетов, если по этому поводу нет специального положения в законе о федеральном бюджете на текущий год. Так, например, феде­ральным законом о бюджете на 2000 г. был утвержден объем кредито­вания Банком России Правительства РФ в размере 30 млрд руб. на цели покрытия кассовых разрывов между текущими доходами и теку­щими расходами бюджета.

Покрытие бюджетного дефицита путем государственных заимст­вований формирует государственный долг страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным дол­гом РФ являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государ­ствами, международными организациями и иными субъектами меж­дународного права.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечи­вается всем находящимся в федеральной собственности имуществом.

Читать еще:  Формы обеспечения возврата кредита

Бюджетным кодексом РФ предусмотрены источники финанси­рования дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы (федеральный, субъектов Российской Федерации, муниципальный), состав государственного долга по формам и срочности долговых обязательств (гл. 13 и 14). Статья 106 определяет предельный размер государственного долга РФ и предельные объемы государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внут­реннего долга и государственного внешнего долга РФ, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверж­даются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обяза­тельств.

Предельная величина государственных внешних заимствований РФ не должна превышать годовой размер платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга местного самоуправления и предельные объемы их заимствова­ний определяются установленными в законе субъекта РФ о бюджете (или правовым актом местного самоуправления о местном бюджете) верхними пределами долга субъекта РФ и муниципального долга. Эти верхние пределы не должны превышать объем доходов соответствую­щего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Сущность и функции государственного кредита

экономические науки

  • Якупова Алия Винеровна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
  • БЮДЖЕТ
  • ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ФУНКЦИЯ
  • СУЩНОСТЬ

Похожие материалы

Данная тема является актуальной, так как государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно – финансовой и денежно – кредитной политики.

В своей кредитной форме эти денежные отношения занимают особое место в системе бюджетных отношений. Основная масса строится на финансовой основе, то есть на основе безвозмездности и одностороннего движения средств. И только государственный кредит предполагает движение стоимости на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственный кредит, представляющий собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Так же это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса.

Государственный кредит регулирует следующие общественные отношения:

  1. Возникающие из государственных заимствований (займов), осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредитов, привлекаемых от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;
  2. Возникающие из финансовых обязательств иностранных государств и (или) иностранных юридических лип перед Российской Федерацией как кредитором (внешние долговые требования Российской Федерации), а также отношения по предоставлению Российской Федерацией бюджетных кредитов бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическим лицам;
  3. Складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Сущность государственного кредита раскрывается в функциях:

  1. Распределительной;
  2. Контрольной;
  3. Регулирующей.

Важнейшая функция государственного кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Распределение осуществляется между бюджетами бюджетной системы, международными финансово-кредитными организациями, физическими и юридическими лицами. Посредством распределительной функции осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег, капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от международных финансово-кредитных организаций на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетного кредита.

В заключении, сделаем вывод, что государственный кредит способствует организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов, так же является одним из решающих методов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной финансово – кредитной политики. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ, могут означать, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Список литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // (с изменениями на 2015 – 2016 год).
  3. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. — С. 157-158.
  4. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2014. — № 3. — С. 210-211.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector