Webbc.ru

Веб и кризис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций

Банковский надзор

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

правил проведения операций;

нормативов отчетности и бухучета;

нормативов ликвидности и достаточности капитала;

ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;

анализ отчетности и баланса финорганизации;

изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;

проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;

контроль законности полученных доходов;

контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;

проверку формирования резервов;

анализ управления рисками;

изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;

выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств.

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

юридический — проверяя соблюдение законности;

пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета;

надзор за инвалютными операциями;

надзор за обеспечением собственной ликвидности;

другие.

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением;

Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор.

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов;

методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки;

методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам;

методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям.

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;

изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;

запрет на проведение банком отдельных операций;

запрет на реорганизацию банка;

штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;

требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) банка;

принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);

крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка.

Эффективность надзора сомнительна

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.

Процесс регистрации и лицензирования кредитных орга­низаций регулируется упомянутыми выше законами, а также Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И (ред. от 14.08.2009, с изм. от 12.11.2009) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 N 5551).

Инструкция устанавливает перечень необходимых доку­ментов, рассматриваемых территориальным учреждением Банка России на предмет выдачи лицензии. При принятии положительного решения Банком России осуществляется в установленном порядке государственная регистрация кредитной организации. Возможен отказ в государственной регистрации и в выдаче лицензий в случае несоответствия поданных документов требованиям, установленным законо­дательством. Кредитная организация имеет право оспорить это решение в арбитражном суде.

Другим важным условием в области денежно-кредитного регулирования является применение Банком России обяза­тельных нормативов, устанавливаемых Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков Центральный банк РФ может устанавливать им числовые значения и методику расчета обязательных нормативов, а также порядок осуществления надзора за их соблюдением.

Инструкция состоит из 12 глав

В главе 1 Общие положения Пунктом 1.1 названной Инструкции устанавливаются следующие обязательные нормативы:

достаточности собственных средств (капитала) банка;

максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

Читать еще:  Вправе открывать счета в кредитных организациях

максимального размера крупных кредитных рисков;

максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

совокупной величины риска по инсайдерам банка;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

В последующем в главе 2-8 регулируется порядок определения указанных нормативов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Так, Приказом ЦБ РФ от 18.07.1997 N 02-312 введено в действие Временное положение о региональных центрах Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. (Банком России 12.05.1998 утверждено Положение N 29-П о консолидированной отчетности кредитных организаций).

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Порядок государственной регистрации кредитной организации установлен главой 6 Инструкции ЦБ РФ от 23.07.1998 N 75-И.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

По вопросу, касающемуся деятельности уполномоченных представителей ЦБ РФ в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, см. Положение ЦБ РФ от 29.03.1999 N 73-П.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций

Верны ли следующие суждения о деятельности Центрального банка?

А. Центральный банк осуществляет выпуск собственных ценных бумаг и продает их населению.

Б. Центральный банк предоставляет коммерческие кредиты для физических и юридических лиц по фиксированным ставкам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Правильный ответ указан под номером 4.

Верны ли следующие суждения о роли Центрального банка?

А.Центральный банк страны является основным институтом реализации денежно-кредитной политики государства.

Б. Регулируя учётную ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует или сдерживает деловую активность в стране.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Центральный банк — главный регулирующий орган денежно-кредитной (контроль над денежной массой) политики страны. Один из основных инструментов регулирования денежно-кредитной политики — учетная ставка процента (ставка рефинансирования). Ставка рефинансирования — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки предоставляют своим клиентам кредиты под больший процент, чем учетная ставка. Таким образом, понижая или повышая ставку рефинансирования Центральный банк регулирует деловую активность.

Правильный ответ указан под номером: 3

Выберите верные суждения о финансовых институтах РФ и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Центральный банк — национальный банк, осуществляющий эмиссию денег и являющийся центром финансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учётную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.

Основные функции ЦБ РФ:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

• устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливает правила проведения банковских операций;

• осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

• принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

Читать еще:  Классификация проблемных кредитов

• организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

• устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

• устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты

• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

1) Центральный банк — национальный банк, осуществляющий эмиссию денег и являющийся центром финансово-кредитной системы страны — да, верно.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты — нет, неверно.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд — нет, неверно.

4) Центральный банк устанавливает учётную ставку — да, верно.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов — да, верно.

Банковское регулирование и надзор

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

В узком значении, согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банковское регулирование и надзор осуществляется Банком России, а именно Комитетом банковского надзора, объединяющего структурные подразделения Банка России в лице руководителя Комитета банковского надзора, назначаемого Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Числовые значения и методика расчетов нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банка; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц устанавливается инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать. При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.
Читать еще:  Основание возникновения кредита

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Законом о Банке России, формирования системного подхода к применению мер воздействия и повышения эффективности надзора Банком России утверждена инструкция от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Задачи и функции Банка России как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

В соответствии со ст. 56 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Можно выделить следующие цели регулирования и надзора:1. Защита вкладчиков, как потребителей банковских услуг, от риска возможного краха каждого конкретного банка.2. Защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха большого количества банков.3.Антимонопольный надзор (предотвращение сосредоточения экономической мощи в банковской сфере в немногих руках, создание условий для «здоровой» конкуренции). К актуальным задачам банковского регулирования и надзора, которые решает Банк России, относятся;1. Разработка и внедрение системы раннего реагирования. 2. Разработка и осуществление особой системы контроля за крупными банками. З.Разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства. Это одно из требований, выдвинутых Международным валютным фондом в качестве условия предоставления России международного кредита. 4.Надзор за банковскими группами — консолидированный надзор. В соответствии с Базельскими принципами важным элементом банковского надзора является способность надзорных органов осуществлять контроль за банковскими организациями на консолидированной основе. Выделяются следующие формы осуществления функции банковского регулирования методом административно-правового регулирования:1. Нормотворчество, в процессе которого Банком России устанавливается порядок регистрации, порядок лицензирования и осуществление банковской деятельности, и порядок осуществления банковского надзора и контроля.2. Регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, выдача разрешений на использование иностранного капитала при создании банков в Российской Федерации, открытие филиалов и представительств иностранных кредитных организаций. 3. Осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления в нормативных актах обязательных экономических нормативов.

Цели, задачи и методы валютного контроля со стороны Банка России.

Валютное регулирование и валютный контроль представляют собой комплекс экономических и правовых мер воздействия органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля на внутренние валютные потоки и внешние платежи и переводы в рамках государственной валютной политики.Основная цель валютного регулирования в России состоит в обеспечении реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка.

Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации и:1. В отношении валютных операций движения капитала ЦБ может устанавливать 2 ограничения: режим спец. счёта и требования о резервировании. Вал. операции движения капитала – операции, связанные с предоставлением займов и операции с внешними ценными бумагами. Резервирование – перевод определённой суммы денег в рублях на отдельный счёт в уполномоченном банке, ч/з который осуществляются вал. операции. Спец. счета – счета на проведение операций по предоставлению вал. займов. 2. ЦБ издаёт нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами. 3. Ц, устанавливает правила выдачи лицензии на валютные операции 4. Устанавливает форму учёта и отчётности5. Готовит и публикует статистику валютных операций6. Проводит все виды валютных операций.Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль: за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. Инструментами валютного контроля являются: паспорт сделки, карточка платежа, учётная карточка, грузовая таможенная декларация, отчёт об операциях, ведомость банковского контроля. Методы валютного контроля — это приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. Наблюдение — ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации. Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д.Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный. Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства. Ревизия — изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 80 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector