Webbc.ru

Веб и кризис
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кредитный механизм рк

Кредитный механизм рк

Кредитная система Республики Казахстан

Магистрант Алматинской Академии экономики и статистики.

Аккушкарова Нургуль Сеилхановна.

Одна из главных проблем в нынешних условиях – обеспечение стабильного функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-кредитная политика. В настоящее время ситуация в кредитной сфере в Республике определяется двумя факторами. Во-первых, кризисными процессами в экономике, во-вторых, недостаточной отработа н ностью самих кредитных отношений, переживающих новый этап своего функционирования в рыночной среде.

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекта ссуд, динамике, величине процента и сферы функционирования.

Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Кредитная система регулирует денежное обращение в стране. Предоставляет различные услуги юридическим и физическим лицам, при этом возникают кредитные экономические отношения.

Роль и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

Вступление Казахстана в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому развитие кредитных отношений и все вопросы, связанные с этим развитием являются актуальными в наши дни. В период плановой экономики кредитные отношения носили централизованный характер.

На данный момент Казахстан находится на пути к рыночным отношениям, то есть на стадии перехода от административно-плановой экономики к рыночной. Некоторые называют это явление переходной экономикой. Отсутствие полноценной экономической и правовой базы, также частично старые моральные устои тормозят развитие экономики Казахстана.

Кредитная система — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленной на торговлю деньгами, выполнение на этой основе кредитных операций. Их осуществляют самые разнообразные кредитные институты. Основными по масштабам операций и значимости в обслуживании хозяйственного оборота являются банки.

Прежде чем рассмотреть виды кредитных учреждений, в том числе, банковских, нам необходимо выяснить само понятия «банк» и «банковская деятельность». В мировой практике чаще всего под банковской деятельностью понимают прием депозитов и предоставление ссуды как главных профессиональных функций банка. Именно такое понятие утверждено в законодательствах о банках в Италии, Испании, Бельгии, Греции и других странах, А в Германии и Франции банком или кредитным учреждением считается любое учреждение, занимающееся оказанием таких услуг своим клиентам, как расчеты, торговля ценными бумагами, лизинговые и другие операции.

В то же время небанковским институтам законодательно запрещено принимать депозиты, проводить расчеты, выдавать страховые гарантии и т.п.
В Англии, Дании, Швеции и других странах более либеральный подход к отнесению учреждений к кредитной системе. Для этого достаточно иметь лицензию на прием депозитов, что позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных финансовых учреждений.

В статье 1 Закона Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан» подчеркивается, что банк — учреждение, уполномоченное в соответствии с настоящим Законом привлекать денежные средства и размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять банковские операции, незапрещенные законодательством.
Официальный статус банка определяется разрешением Национального банка Республики Казахстан на открытие банка и наличием лицензии на проведение банковских операций.

В отдельных странах законодательно разграничены некоторые функции банков. В зависимости от того, насколько строго регламентируются и лицензируется банковская деятельность, выделяют два типа организации кредитного дела. В результате исторически возникли сегментированные и универсальные банковские структуры.
Сегментированная структура предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов кредитных учреждений. Подобные структуры сложились в США, Японии, где банковские операции по приему депозитов и выдаче краткосрочных кредитов были законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг компаний и некоторых других специальных видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью и др.).

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитные учреждения могут выполнять все виды операций и услуг. Такой тип универсальных «финансовых универмагов», супермаркетов сложился в Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании и др. В этих странах в большей степени размываются границы между операциями и специализациями отдельных звеньев кредитной системы. В нашей стране в основном коммерческие банки являются универсальными, занимаются многими банковскими операциями.

К депозитным учреждениям относятся коммерческие банки, взаимосберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы; к не депозитным — компании по страхованию, частные пенсионные фонды, финансовые, инвестиционные компании, взаимные фонды денежного рынка.

Банки, в зависимости от специфики выполняемых ими функций, подразделяются на два основных вида: эмиссионные и не эмиссионные.
Эмиссионные, — как правило, это центральные банки, наделенные правом эмиссии (выпуском) денежных знаков в обращение. В различных странах они называются национальными, народными, резервными. В СССР такой банк назывался Государственным, в Казахстане ныне — Национальный банк Республики Казахстан.

Главной задачей Центрального банка являются выпуск денег в обращение, торговля денежным товаром среди банков, управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Он является при двухуровневой системе верхним уровнем банковской системы страны.

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк Национальный, поскольку при предоставлении права эмиссии денег нескольким банкам невозможно было бы регулировать денежное обращение в целом по стране. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков. Его пассивы состоят из наличных денег в обращении, бюджетных средств. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать помощь всем остальным банкам и руководить их деятельностью. В Казахстане эмиссионным банком является Национальный банк, остальные банки, в том числе коммерческие, — не эмиссионные. Они не имеют права выпуска денег в обращение, но занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшие из них: аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений населения и накоплений; кредитование; безналичные расчеты; операции с ценными бумагами и др.

Кредитная система с одной стороны представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и расчетов, с другой — это совокупность кредитно-финансовых институтов, осуществляющих расчеты и кредитование.

Кредитная система включает в себя не только банки, хотя они — главный элемент системы, но и специализированные финансово-кредитные учреждения: пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, инвестиционные банки, выпускающие и размещающие ценные бумаги.

В Казахстане, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, получила развитие двухуровневая банковская система. Она состоит из Национального банка и коммерческих банков.
По определению П. Самуэльсона, Национальный — это банк для банков и для правительства. «Каждый центральный банк имеет одну основную функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике».

В развитых странах центральные банки выполняют большое количество регулирующих и контрольных функций. Они несут громадную общественную ответственность и обладают обширными исполнительными полномочиями.
К числу основных функций центральных банков, реализация которых позволяет им выполнять свое главное предназначение в национальной экономике, относятся:
1. Денежная эмиссия и управление резервами иностранной валюты. Центральные банки печатают деньги, распределяют банкноты и монеты, осуществляют интервенцию на валютных рынках с целью регулирования обменных курсов национальной валюты и управляют резервами иностранных активов для поддержания внешней стоимости национальной валюты.
2. Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация. Центральные банки пытаются с помощью инструментов денежно-кредитной политики (денежная масса в обращении, учетная ставка, валютный курс, резервные требования коммерческих банков и т.п.) обеспечить достижение важных макроэкономических целей, таких, как контроль над инфляцией, стимулирование инвестиций и регулирование движения международных валют.
3. Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране, формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования национальной экономики.
4. Как банкир правительства центральный банк открывает банковские депозиты и предоставляет займы правительству, управляет государственным долгом, выступает фискальным агентом и гарантом размещения ценных бумаг правительства.

Читать еще:  Понятие кредитной системы рф

Список использованной литературы:

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О бюджетной системе» (функционирование Национального фонда Республики Казахстан)

2. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».- Алматы.: Жеты-жаргы

3. w / w / wbanker . kz

4. referat . resurs . kz

5. www . googl . kz

В данной статье раскрыта сущность «Кредитной системы» ее деятельность и роль коммерческих банков в рыночной экономики Казахстана.

In this article the essence of «Credit system» its activity and a role of commercial banks in market economy of Kazakhstan is opened.

Айталмыш ма қалада «Кредит жуйесінің» негізгі ұғымы оның сауда және экономикдагы орны, коммерциялық банкттердің атқаратын қызметтері талданды .

Глава 1. Кредитная система Республики Казахстан

Кредитная система с одной стороны представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и расчетов, с другой — это совокупность кредитно-финансовых институтов, осуществ­ляющих расчеты и кредитование.

Кредитная система включает в себя не только банки, хотя они — главный элемент системы, но и специализированные финансово-кредитные учрежде­ния: пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, инвестиционные банки, выпускающие и раз­мещающие ценные бумаги.

В Казахстане, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, получила развитие двухуровневая банковская система. Она состоит из центрального банка и коммерческих банков.

В развитых странах центральные банки выполняют большое количество регулирующих и контрольных функций. Они несут громадную общественную ответственность и обладают обширными исполнительными полномо­чиями.

К числу основных функций центральных банков, реализация которых по­зволяет им выполнять свое главное предназначение в национальной эконо­мике, относятся:

1. Денежная эмиссия и управление резервами иностранной валюты. Цен­тральные банки печатают деньги, распределяют банкноты и монеты, осуществляют интервенцию на валютных рынках с целью регулирования обмен­ных курсов национальной валюты и управляют резервами иностранных активов для поддержания внешней стоимости национальной валюты.

2. Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация. Центральные банки пытаются с помощью инструментов денежно-кредитной политики (денежная масса в обращении, учетная ставка, валютный курс, резервные требования коммерческих банков и т.п.) обеспечить достижение важных макроэкономических целей, таких, как кон­троль над инфляцией, стимулирование инвестиций и регулирование движе­ния международных валют.

3. Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредит­ных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стра­не, формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулиро­вания национальной экономики.

4. Как банкир правительства центральный банк открывает банковские депозиты и предоставляет займы правительству, управляет государственным долгом, выступает фискальным агентом и гарантом размещения ценных бу­маг правительства.

Центральный банк изменяет резервные нормы коммерческих банков или минимума депозитных обязательств (ликвидных средств), которые в любой момент должны находится в коммерческом банке. Этот минимум ликвид­ных средств центральный банк устанавливает в процентах к активам ком­мерческих банков. Этот резерв не может использоваться в качестве кредита. За минусом этого минимума, оставшиеся активы могут использоваться в ка­честве кредитных ресурсов.

Контроль над резервным фондом коммерческих банков — это вопрос контроля над денежной массой в стране со стороны центрального банка. Уменьшая или увеличивая резервную норму, центральный банк проводит политику удешевления-удорожания кредита, дешевых или дорогих денег.

Реализация дешевых и дорогих денег позволяет понять действия цен­трального банка как банкира коммерческих банков, ответственного за под­держание макроэкономического равновесия в условиях конъюнктурных эко­номических колебаний.

Быстрота и гибкость денежно-кредитной политики центрального банка оказывает существенное влияние на эффективность ее воздействия на макроэкономические процессы. Однако ее эффективность может снижаться в случае противонаправленности в изменении скорости обращения денег.

Коммерческие банки — объективно необходимый элемент не только в денежно-кредитной системе в условиях рынка, но и в социально-экономи­ческой системе вообще, на всех уровнях ее организации.

Коммерческие банки осуществляют расчетные и кредитные функции. Осуществляя расчетные операции между всеми хозяйствующими субъекта­ми, коммерческие банки ускоряют движение денег, сокращают необходи­мость в наличных деньгах, ускоряют расчеты, сокращают издержки обраще­ния денег и товаров.

Как крупное учреждение коммерческий банк мобилизует свободные де­нежные средства и предоставляет их во временное пользование предприятиям и населению на основе возвратности и платности. Тем самым кредит способ­ствует образованию ссудного капитала и его использованию для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства и экономического роста. На­ряду с прибылью предприятий и финансированием государственного бюджета кредит служит инвестиционным источником. Плата за использование кредита выступает в форме ссудного процента, который К. Маркс назвал иррацио­нальной ценой ссудного капитала. Термин «иррациональная» применительно к цене ссудного капитала означает, что она не соответствует стоимости ссуд­ного капитала. Цена ссудного капитала складывается на рынке ссудного капи­тала в зависимости от предложения и спроса на него, но в рамках средней нормы прибыли функционирующего капитала. Прибыль капитала делится на предпринимательский доход и ссудный процент.

В кредитной практике современных коммерческих банков распростране­ны следующие основные формы кредита:

1) коммерческий предоставляется предприятиями и организациями друг другу в товарной форме. Эта форма кредита существует в основном в виде отсрочки платежа, которая и определяет срочность его предоставления;

2) банковский предоставляется специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (банками, различными фондами), всем хозяй­ствующим субъектам, нуждающимся в кредитах;

3) потребительский предоставляется физическим лицам на покупку по­требительских товаров длительного пользования, как правило, на срок до 3-х лет и за самый низкий процент;

4) ипотечный кредит выдается под залог недвижимости (землю, строе­ния) с целью получения долгосрочной ссуды;

5) межхозяйственный предоставляется предприятиями (друг другу) с хо­рошо налаженными межхозяйственными связями путем продажи акций, об­лигаций и других ценных бумаг;

6) государственный предоставляется населением страны своему государ­ству путем покупки государственных облигаций внутренних займов;

7) международный предоставляется странами друг другу в денежной и товарной формах. Кредиторами и заемщиками в данном случае могут вы­ступать не только центральные правительства, но и фирмы, банки и другие

учреждения с разрешения правительства, которое выступает в качестве га­ранта сделок.

.Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. В кредитную систему входит совокупность кредитно-финансовых организаций, аккумулирующих свободные денежные средства на рынке ссудных капиталов и предоставляющих их в ссуду. Она представлена банковским, коммерческим, потребительским и другими видами кредитования. Всем этим формам кредита присущи свои специфические черты кредитных отношений и свойственные им методы кредитования.

Отношения по поводу кредита реализуются специализированными кредитными организациями. В этом аспекте кредитная система представляет собой совокупность финансовых посредников, осуществляющих свою деятельность на рынке ссудных капиталов.

Главными действующими лицами кредитной системы в условиях рыночной экономики являются банки. При этом необходимо отметить, что кредитная система — более широкое и ёмкое понятие, чем банковская система, представляющая собой лишь совокупность банков, действующих в рамках определённой кредитной системы.

Современная кредитная система является основным звеном рынка ссудных капиталов и состоит в свою очередь из следующих основных институциональных групп (ярусов):

1. Центральный (эмиссионный) банк;

2. Банковская система:

— другие специализированные банки.

3. Страховой сектор:

4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

— благотворительные фонды и др.

Четырехъярусная структура кредитной системы (трехъярусная, если третий и четвёртый ярусы объединяются под ободим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов) характерна для большинства развитых стран Западной Европы, США и Японии. Однако кредитные системы стран с рыночной экономикой организованы далеко не одинаковым образом. По степени развитости тех или иных звеньев или ярусов кредитные системы этих стран существенно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что формирование кредитных систем происходило в разные периоды становления национальных экономик, а приоритеты их развития неоднократно сменялись в зависимости от конкретных исторических условий.

В Республике Казахстан, как и в большинстве стран СНГ, существует двухуровневая банковская система: первый уровень составляет Центральный банк — Национальный банк Республики Казахстан, а второй уровень — сеть коммерческих банков.

Коммерческий банк — это кредитная организация, предназначенная для привлечения средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.

Читать еще:  Политика кредитной экспансии это

Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. Характерная особенность коммерческих банков заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом собственно и состоит «коммерческая» основа их существования в условиях рыночной экономики).

Национальный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Рассмотрим взаимоотношения между этими субъектами. Национальный банк определяет денежную базу. Изменять величину данного показателя Национальный банк может путем проведения операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку или продажу Национальным банком ценных бумаг правительства на финансовых рынках страны. Покупка их увеличивает объем денежной массы, а продажа — уменьшает. Национальный банк определяет норму обязательных банковских резервов Соотношение обязательных резервов и банковских депозитов влияет на объем денежной массы. На объем денежной массы влияет также та пропорция, в которой население делит свои деньги на наличность и банковские депозиты.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав

Кредитная система Республики Казахстан

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Развитие финансовой системы в современной экономике Казахстана.

Колледж экономики, бизнеса и права карагандинского экономического университета Казпотребсоюза.

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.

Предметом моего исследования является совокупность финансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении национальной экономикой.

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Многие кризисы экономики связаны с нарушением ее функционирования. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.

Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Самое важное-создать надежную и крепкую финансовую систему. После того как такая система создана, могут развиваться и рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система Республики Казахстан.

Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

В Казахстане за двадцать пять лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. В течение последних лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья .

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики.

Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Несмотря на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса.

Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В настоящее время почти все крупные предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно.

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий. Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство. Государственный бюджет является инструментом осуществления государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

-Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;

-В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП.

-В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг.

-Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов.

Список используемых источников:

1.Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана.

2. Пути совершенствования финансовой системы РК. /http://www.nomad.su/?a=3-201009300035

3.Желтов Н.С. «Финансовая система и экономика»

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Казахстан

В соответствии с Законом «О Национальном Банке Республики Казахстан», центральным банком в Республике Казахстан является Национальный Банк и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк Казахстана является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и контроль, государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, государственное регулирование функционирования регионального финансового центра города Алматы, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику. [1]

Сложные, противоречивые кризисные процессы, охватившие прежде всего экономическую сферу казахстанского общества, выдвинули проблему денежно-кредитного регулирования, как одного из направлений экономической политики в целом, в число актуальнейших проблем государственного управления. А также снижение темпов роста во всех основных центрах мировой экономики, предвещающее рецессию, в условиях снижения спроса и цен на сырьевые продукты, несбалансированной структуры золотовалютных резервов центрального банка Республики Казахстан, значительной долларизации экономики Казахстана создает необходимость выработки практических мер по активному и преждающему реагированию на мировые кризисные процессы. [3]

Национальный Банк Казахстана проводит денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно. Законом «О Национальном банке Республики Казахстан» установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Национального банка являются:

  • предоставление займов;
  • прием депозитов;
  • валютные интервенции;
  • выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;
  • покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;
  • переучет коммерческих векселей;
  • другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана. [1]
Читать еще:  Посредничество в кредите

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления: официальной ставки рефинансирования; уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики; нормативов минимальных резервных требований; в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

Практикой хозяйствования накоплен богатый арсенал методов и средств денежно-кредитного регулирования экономики. Традиционным в отечественной и зарубежной современной экономической литературе стало выделение трех основных инструментов: учетная ставка; норма обязательных резервов; операции центрального банка на открытом рынке. [3]

1. Учетная ставка представляет собой норму процента, взимаемую Национальным банком за предоставление им кредитов коммерческим банкам. Манипулирование этим инструментом носит название учетной политики центрального банка государства. Учетные операции основаны на переучете или покупке центральным банком с дисконтом векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Залоговые, или ломбардные, операции предполагают предоставление Национальным банком ссуд под обеспечение ценных бумаг. Регулирование уровня и структуры процентных ставок происходит двумя способами. Первый — посредством прямого установления ставок по кредитам центрального банка, второй — через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений. [2]

2. Важным инструментом денежного регулирования является метод «обязательных резервов». Метод обязательных резервов может использоваться несколькими способами. Наиболее часто применяется способ, при котором банки должны иметь в центральном банке (резервировать) депозиты, составляющие определенный процент от их депозитов. Второй способ состоит в обязательном резервировании в процентах от общей суммы кредитования. Еще один способ, применявшийся в Великобритании, и называвшийся системой специальных депозитов представлял собой резервирование только для отдельных банковских учреждений по отдельным операциям. В практике отечественной банковской системы принята фиксированная ставка по обязательным резервам без учета вида, величины и срока вкладов.

Данный метод регулирования интересен прежде всего тем, что существует возможность изменения резервных требований по отдельным видам операций. Это делает его весьма удобным для исправления временно образовавшегося дисбаланса в отдельных финансовых сегментах. Таким образом, роль метода обязательных резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможности влияния на величину и структуру денежной массы, что позволяет ему занимать одну из ключевых позиций среди инструментов денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Казахстан.

3. Следующий важнейший инструмент денежно-кредитного регулирования – операции на открытом рынке, заключающиеся в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств. Регулирующая роль этого инструмента состоит в значительных возможностях воздействия на объем денежной массы и состояние резервной позиции банковской системы. Так, при необходимости сжатия денежной массы центральный банк продает участникам рынка высокодоходные государственные ценные бумаги. Часть денег в этом случае изымается, а кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Указанный механизм работает и в обратном направлении. [2]

Валютное регулирование представляет собой систему законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью установления соотношения национальной валюты и важнейших иностранных валют, порядка обращения иностранной валюты внутри страны, осуществления международных расчетов и как следствие, влияния на уровень и динамику инфляции. Многогранность проявляется в том, что любое изменение курса воздействует на широкий спектр экономических параметров. Так, увеличение валютного курса приводит к росту цен товаров иностранного производства и частично отечественных (как правило, с импортными составляющими), увеличению экспорта и как следствие к повышению совокупного спроса и занятости, укреплению позиций отечественных товаропроизводителей, а следовательно, к увеличению их прибылей и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Одновременно с положительными тенденциями наблюдаются и негативные — рост издержек производства и возможное сокращение его объемов, усиление инфляционных процессов, вызванное в том числе и за счет роста инфляционных ожиданий населения, сокращение иностранных инвестиций. Поэтому целью государственного регулирования является, во-первых, стабильность курса национальной валюты, недопущение резких перепадов и скачков, во-вторых, преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты, и, в-третьих, либерализация валютных операций.

1. Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.06.2013 г.)

2. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 2003. — 512 с.

3. Ильяс А.А. Денежно-кредитная политика: Учебное пособие. — 2-е изд., стереотип. — Алматы: НИЦ КОУ,2009. — 116 с.

4. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки. Алматы, Экономика, 1999. -432 с.

5.Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово- кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994. – 439 с.

Схема 1. Структура кредитной системы Республики Казахстан.

Центральный банк (национальный) банк – занимается эмиссией денег, (эмиссия – от лат. еmissio – выпуск), выпуском новых денег в обращение, покупкой и продажей государственных ценных бумаг, регулированием кредитных резервов коммерческих и сберегательных банков.

В Республике Казахстан банковский сектор – согласно закону «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» включает в себя: национальный банк – это центральный банк государства, представляет собой первый уровень банковского сектора. Его учреждения – конторы, отделения – созданы во всех областях, регионах, городах. Банковский сектор образует единую систему банков, основанную на общей денежной единице «тенге» и

выполняющую функции резервной системы;

Все остальные банки относятся к банкам второго уровня, делящиеся на:

коммерческие – эти банки базируются, на капитале, образованном из источников накопления юридических и частных лиц. банки осуществляют прямое банковское кредитование;

инвестиционные – выдача кредитов на капитальное строительство;

инновационные –выдача кредитов на новые технологии и технику;

сберегательные – депозитные;

ипотечные – предназначены для предпринимателей в сельском хозяйстве. Осуществляют выдачу кредитов под залог имущества. Кроме официальных банков банковский сектор могут осуществлять небанковские учреждения (Схема 1.).

Операции, приносящие банку доход, называются активными, а операции, связанные с привлечением денежного капитала, — пассивными. Современная система кредитно – банковский учреждений состоит из нескольких условных форм, различия между которыми определяются спецификой их активных и пассивных операций.

Новая структура кредитной системы Казахстана стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, она приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран, постепенно приспосабливаясь к процессу новых экономических реформ.

Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые государства при формировании своей кредитной

системы. Тем не менее, каждая страна имеет свои особенности.

В настоящее время все страны рыночного хозяйства имеют высокоразвитые денежно – кредитные системы. Кредитные деньги и их производные образуют и международные кредитные системы, хотя и далеко и не столь развитую, как национальные системы. Утвердившись повсюду денежно – кредитные отношения начинают эволюционировать.

Таким образом, денежно – кредитная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал, и организует его переток из одних секторов экономики в другие создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность задает правила игры в денежно – кредитном обращении. Денежно – кредитный механизм является системой, который в значительной мере может определить структуру производства и совокупного спроса непосредственно влияя на составляющие экономического равновесия.

Процесс становления новой кредитной системы пока идет, скажем, так, не

столь гладко, как хотелось бы, правда есть и некоторые положительные

сдвиги, но уровень доверия российских граждан к различным кредитно-финансовым учреждениям, подорванный на заре, так называемого «дикого» капитализма, оставляет желать много лучшего. За это время выявились определенные недостатки во всех ее звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Коммерческие банки в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли. Поэтому многие стороны кредитной системы Казахстана нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Создание устойчивой и эффективной кредитной системы является одной из важнейших задач реформирования экономики Казахстана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×